Научная статья на тему 'Особенности развития компаний по стадиям жизненного цикла'

Особенности развития компаний по стадиям жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ КОМПАНИИ / РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ORGANIZATION / ORGANIZATION LIFE CYCLE / LIFE CYCLE STAGES / LIFE CYCLE MODELS / COMPANY LIFE PATH / ORGANIZATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимова Е.А., Смирнова М.А.

В данной статье рассматриваются проблемы развития организации, в том числе уделяется особое внимание развитию её жизненного цикла. Авторы рассматривают различные подходы к изучению этой проблемы. Успешная организация характеризуется согласованностью между внутренней и внешней средой. Внешняя среда понятие непостоянное, часто меняющееся. Так что, если организация плохо приспособлена к окружающей среде, её жизнь на отраслевом рынке граничит с исчезновением, либо с возникновением организационного кризиса. Для преодоления возникающих трудностей, руководством компании производится диагностика работы организации, выявляется стадия развития и принимаются соответствующие меры. На основе анализа жизненного цикла организации, прогнозируются спады и подъёмы в деятельности компании. На данный момент это очень актуально, так как многие организации, недавно появившиеся на рынке, терпят неудачи и становятся банкротами. Для руководителя важно уделять внимание теории, знать основы функционирования предприятия. Это нужно для того, чтобы применяемые методы повышения эффективности работы компании соответствовали её реальному уровню развития. Использование разных моделей циклов при определении дальнейшего развития организации позволяет более точно спрогнозировать изменения, которых следует ожидать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COMPANIES BY STAGES OF THE LIFE CYCLE

This article discusses the problems of the development of the organization, including particular attention to the development of its life cycle. The authors consider various approaches to the study of this problem. A successful organization is characterized by a coherence between internal and external environment. The external environment is a variable concept, often changing. So, if an organization is poorly adapted to the environment, its life in the industry market borders on the disappearance, or the onset of an organizational crisis. To overcome the difficulties, the company’s management diagnoses the organization’s work, identifies the development stage and takes appropriate measures. Based on the analysis of the organization’s life cycle, downturns and ups in the company's activities are forecasted. At the moment, this is very important, since many organizations that have recently appeared on the market fail and become bankrupt. For the leader it is important to pay attention to the theory, to know the basics of the functioning of the enterprise. This is necessary so that the methods used to increase the efficiency of the company correspond to its real level of development. The use of different cycle models in determining the further development of the organization allows us to more accurately predict the changes that should be expected.

Текст научной работы на тему «Особенности развития компаний по стадиям жизненного цикла»

Особенности развития компаний по стадиям жизненного цикла

о см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова». Sulimova.EA@rea.ru

Смирнова Мария Александровна

студент, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», smirnovamary2000@mail.ru

В данной статье рассматриваются проблемы развития организации, в том числе уделяется особое внимание развитию её жизненного цикла. Авторы рассматривают различные подходы к изучению этой проблемы.

Успешная организация характеризуется согласованностью между внутренней и внешней средой. Внешняя среда понятие непостоянное, часто меняющееся. Так что, если организация плохо приспособлена к окружающей среде, её жизнь на отраслевом рынке граничит с исчезновением, либо с возникновением организационного кризиса.

Для преодоления возникающих трудностей, руководством компании производится диагностика работы организации, выявляется стадия развития и принимаются соответствующие меры. На основе анализа жизненного цикла организации, прогнозируются спады и подъёмы в деятельности компании. На данный момент — это очень актуально, так как многие организации, недавно появившиеся на рынке, терпят неудачи и становятся банкротами. Для руководителя важно уделять внимание теории, знать основы функционирования предприятия. Это нужно для того, чтобы применяемые методы повышения эффективности работы компании соответствовали её реальному уровню развития. Использование разных моделей циклов при определении дальнейшего развития организации позволяет более точно спрогнозировать изменения, которых следует ожидать.

Ключевые слова: организация, жизненный цикл организации, стадии жизненного цикла, модели жизненного цикла, жизненный путь компании, развитие организации.

Жизненный цикл организации - это совокупность стадий развития, которые фирма проходит за период своего существования. Данное определение и теорию разработал Ицхак Кальдерон Адизес - мировой бизнес-консультант. В рамках менеджмента эта теория подразумевает под собой прохождение организацией этапов развития, аналогичных живым существам. Стадиями или этапами в данном случае принято считать: создание или становление, рост, зрелость, упадок или по-другому смерть. Последний этап не обязателен для организаций как для живых существ, так как неживое создание не обязательно должно умирать. Например, компания может терпеть неудачи и её жизненный цикл будет подходить к логическому завершению, но может произойти реорганизация руководства, и в компанию вдохнут новую жизнь.

Сущность же жизненного цикла организации состоит во взрослении и становлении компании на рынке. Компания рождается, развивается, достигает пика в своем развитии и медленно теряет позиции. Но за всё это время организации нужно принести пользу обществу, иначе её существование было бессмысленным.

Ларри Грейнер - американский специалист в области менеджмента и экономики, наблюдал за организациями в течение двадцати семи лет, и основываясь на своих наблюдениях он вывел, что очень большое количество организаций приходит к именно к смерти. То есть выполняет свою функцию перед обществом, а затем спокойно подвергается исчезновению.

Заметим, что для каждой компании характерен свой, неповторимый жизненный цикл. Основной моделью является - модель жизненных циклов организации. Это инструмент, который используют для описания процесса развития любой экономической системы.

Существует как минимум десять моделей. Они были созданы в разное время, но это был промежуток с 1967 г. по 1983 г. Все эти модели были разработаны в Америке. Каждая из этих моделей предлагает различные основания для перемен внутри компании [1, с. 9].

Первая модель была разработана в 1967 году Альфредом Даунсом. В основе лежат три основных этапа развития роста организации: первый этап - борьба за автономию, то есть борьба за то, чтобы быть отдельным целым; второй этап - уже начинается быстрое расширение, покорение новых вершин, подчёркивается креативная и инновационная стороны; третий этап - этап замедления, то есть тормозятся все креативные процессы, организация переходит на формализованную сторону -всё чётко, всё ясно, всё по правилам.

В 1979 году мировой бизнес-консультант Ларри Грейнер также создаёт свою теорию. По его мнению, организация проходит свой путь благодаря революциям внутри себя. То есть постоянные революции внутри компании помогают ей двигаться дальше, переступать переходные моменты. Эта модель является эволюционно - теологической моделью организационного развития, рассматривающий процесс развития организации, как некий аналог развития живых организмов. То есть это и есть та самая теория, которая лежит в фундаменте жизненного цикла организации. Теория фокусирует внимание на двух важнейших

аспектах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости (управляемости). В процессе своей жизнедеятельности абсолютно каждая компания сталкивается с проблемами, и их можно разделить на две категории: проблемы, которые называются болезни роста - это такие проблемы, которые связаны с ещё незрелостью компании, но их можно решить; и, так называемые, патологические болезни, это такие проблемы, которые если сейчас не решить, могут сказаться в будущем абсолютно на всём, и эти проблемы, как правило, компаниям очень трудно преодолеть.

Надо отметить, что в моделях, описанных выше очень мало внимания уделяется ранним стадиям и стадии смерти. Только в некоторых моделях, например, у Грейнера и у Адизеса прослеживается более фундаментальное рассматривание первых стадий. Однако, это очень важные этапы, ведь, к примеру, сейчас "акулы бизнеса" очень подробно пишут мемуары о том, как зарождался их бизнес.

Рассмотрим стадии жизненного цикла организации. График развития организации по этим стадиям представлен на рисунке 1. Сначала идёт отрезок, который медленно поднимается вверх - это «Создание», затем идёт резкий взлёт, далее период стагнации, организация просто проживает время в своём состоянии, а затем резкий спад -«Смерть».

Рис. 1. Жизненный цикл организации

Если организацию сопоставляют с живым организмом, то как и любой живой организм она должна проходить определённые стадии развития, такие как: создание; рост; зрелость; упадок.

На рисунке 2 представлена модель, которую разработал И. Адизес. Его модель подразделяется не на четыре основных этапа.

Рис. 2. Модель жизненного цикла организации (И. Адизес)

Рассмотрим каждый этап более подробно. В классической версии начальный этап называется «Создание»

и включает в себя само рождение компании, её постепенное развитие. В модели И. Адизеса этот этап делится на три других: «Выхаживание», «Младенчество», «Давай-давай». Здесь очень чётко прослеживается схожесть этапа жизненного цикла с развитием детей.

Но самой оптимальной моделью является модель, представленная на рисунке 1.

Рассмотрим каждую стадию поподробнее и определим их особенности.

Этап создание или, по - другому, становление организации. В этот момент организация только - только создаётся - "делает свои первые шаги". Формируются цели организации, определяется её миссия. На данном этапе организация должна стабильно, планомерно развиваться, и тогда через определённый момент времени, можно будет перейти на следующий уровень, то есть следующую стадию жизненного цикла организации.

В эту стадию входят такие явления, как зарождение идеи, юридическое оформление организации, поиск работников - единомышленников. Единомышленники помогают предпринимателю, который выступает создателем компании, определить цели, творчески подойди к выбору бизнес-процессов. Такими работниками обычно являются люди, которых привлекает сам предприниматель, так как он с первого взгляда понимает, совпадают ли его интересы с интересами будущих сотрудников компании. Общение между сотрудниками идёт скорее неформальное и лёгкое. Все работают достаточно много, так как на первом этапе всегда нужно приложить максимум силы. Ведь это ещё маленькое зёрнышко, которое, возможно, в будущем превратится в прекрасное растение. А если работники будут лениться, то ничего не получится. Как говорится: "как посеешь, так и пожнёшь".

Мотивация здесь присутствует, но она нематериальная. В первую очередь: интересная работа, будущий успех, возможность самореализации - это играет очень большую роль, причём гораздо большую, чем денежные вознаграждения.

Руководитель организации на данном этапе всё контролирует сам. Главный упор делается на создания какого-то нового продукта и на завоевание самого выгодного рынка для этого продукта. Это очень важные аспекты, без которых организацию ждёт крах.

Но также нужно уделить особое внимание стратегии конкурентной борьбы. Она бывает нескольких видов: силовая (действует в сфере товаров и услуг); приспособительная (главная цель - удовлетворить потребности клиента); нишевая (глубокая специализация производства, то есть, организация делает сильный упор на то, что она лучше всего умеет производить или делать, например, в сфере услуг).

Какую стратегию компании выбрать решает руководитель. Но нужно не ошибиться, иначе старт будет медленным и затратным. Конечно, в дельнейшем стратегию можно поменять, но это будет нести в себе огромные траты и потери.

Следующей стадией после создания организации -является ее рост. На этом этапе происходит быстрый рост самой организации, идёт осознание своей миссии и формирование стратегии развития. Компания быстро осваивает новые рынки.

Однако, успешность развития на этом этапе зависит от нескольких факторов:

- от того, какой лидер ведёт за собой компанию, готов ли он принимать решения;

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

<0

о ш т

X

3

<

т О X X

- от того, какой в организации работает персонал и как он к этому лидеру относится, готов ли он выполнять задания;

- от того, насколько креативен персонал и насколько он обогащён идеями, так как это немаловажная способность работника - смотреть на ситуацию под разными углами.

Коллектив должен быть сплочённым целым, но при этом каждый должен оставаться личностью и предлагать свои идеи. Серая масса никому не нужна, нужны смелые креативные люди, которые готовы сами двигаться вперёд и двигать вперёд компанию, в которой они работают. Но ценности компании сотрудники должны видеть одинаково, иначе поставленные цели станут различными, будет нужна реструктуризация.

Этот этап называют периодом формирования базиса организационной культуры. Успехи и неудачи компании отражаются как на компании в целом, так и на каждом сотруднике индивидуально.

Сложность этого этапа заключается в том, что создатели компании на этом этапе должны превратиться в самых настоящих топ-менеджеров. Они должны профессионально управлять организацией, которую они строят. Но нередко получается так, что создатель очень неопытен, и он предаёт бразды правления организацией профессиональному менеджеру с профильным образованием. И получается, что руководитель освобождается от очень многих функций, и, фактически, главным руководителем копании становится наемный менеджер.

Определим, чем характеризуется данная стадия: более формальными отношениями между сотрудниками и между руководством и сотрудниками; разделением труда и введением специализаций; увеличением самого числа сотрудников; внедрением материальных мотива-ционных факторов.

Отметим, что на предыдущей стадии происходило формирование продукта как такого, выборка рынков, а на этом этапе уже происходит совершенствование этих факторов. Создаются условия для экономического роста и обеспечивается производство более качественных товаров и услуг. Появляется субординация между высшим руководством и просто сотрудниками, согласовываются цели и уже идёт осознание того, какое место они занимают на рынке, и занимают ли вообще.

Далее идёт стадия зрелости. Её можно сопоставить с возрастом обычного человека. Например, если создание организации - это рождение ребёнка и развитие его до похода в школу, а рост - это уже подростковый период, когда ребёнок начинает социализироваться среди сверстников и пытается понять, для чего он вообще создан, то зрелость - это период где - то около 25 - 30 лет, когда человек уже закончил учиться, получил работу, и уже идёт его дальнейшее развитие, продвижение по карьерной лестнице.

Это формализация деятельности, то есть период стабилизации развития. На наш взгляд, да и на взгляд мировых компаний, это самая выгодная стадия. У тебя уже есть за плечами багаж опыта, твоя компания хорошо функционирует, и нужно этот функционал сохранить. Необходимо как можно дольше оставаться в этой стадии, ведь это расцвет сил. Уже нет резких взлётов и падений, ваша компания занимает определённое, значимое, место на рынке, и клиент вас любит и ценит! Вы трезво анализируете взлеты и падения, ваши цели и ваша миссия понятны. Это пик, самая высокая точка роста для компании, дальше только вниз.

Стадия упадок (спад) - конечный этап развития организации. Это период замедления роста, дифференциации товаров и предвидения новых запросов клиентов. Почему так происходит? Просто закономерность. Как и живой организм, компания потихоньку умирает. Снижении прибыли, отсутствие бизнес-идей, компания начинает теряться и "барахтаться в воде", чтобы хоть за что-нибудь уцепиться и остаться наплаву. Иногда это получается, но на очень короткий срок. Не исключен вариант банкротства компании. Это обусловлено появлением новых более сильных конкурентов на рынке. Ослабевает связь компании с внешней средой. Иногда, может полностью исчезнуть рынок, на котором функционировала компания.

Когда организация переходит от одной стадии к другой, она накапливает положительный и отрицательный опыт. Очень важно то, как менеджер будет вести себя в той или иной ситуации. Менеджерам важно понимать, какими решениями обусловлены эти проблемы. Если были допущены ошибки в процессе принятия управленческих решений, всё это может привести к огромным проблемам в компании. Менеджер должен знать природу этих проблем, чтобы иметь возможность их предотвратить или устранить. Хватит ли незначительной корректировки системы или же стоит полностью менять персонал или увольняться самому.

Таким образом на этом этапе бразды правления доверяются наемному менеджеру, который должен проанализировать всю ситуацию и принять полное и понятное всем решение.

Каждая компания проходит все стадии жизненного цикла, описанные выше. Грамотное управление поможет спасти компанию от полного краха. Например, руководство компании может применить метод реструктуризации. А реструктуризация в свою очередь - это меры, которые направлены на повышение экономической эффективности и рыночной конкурентоспособности. Методы реструктуризации бывают двух видов: организационные и финансовые. Метод организационной реструктуризации подразумевает под собой комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия к требованиям окружающей среды. А финансовая реструктуризация, в свою очередь, это меры, направленные на упорядочение активом компании и расчистке баланса предприятия. То есть организационная реструктуризация занимается исправлением в зоне персонала и масштабов работы, а финансовая отвечает за денежную сторону предприятия.

Организация, проходя через все этапы развития, приходит к последнему этапу жизненного цикла - упадок.

В конце данной стадии жизненный путь организации либо прекращается, наступает банкротство, либо разрабатывается комплекс мероприятий, позволяющий пройти вновь все этапы жизненного цикла.

Определим направления деятельности компании, которые помогут ей оставаться конкурентоспособной.

В первую очередь необходимо произвести анализ деятельности организации, для этого требуется ответить на несколько вопросов: оценить конкурентную позицию исследуемой организации; определить пути развития компании; проанализировать перспективы развития предприятия; провести анализ проблем и путей их преодоления.

Ответы на поставленные вопросы помогут оценить ситуацию, в которой на данный момент находится компания. Одной из проблем может выступать острая конкурентная борьба на рынке. Недостаточное качество про-

дукта вашей фирмы по сравнению с другими. Недостойная реклама, низкое качество продукции - это всё разочаровывает потребителя, и способствует формированию кризисной ситуации в организации [2, с. 153].

Кризисные моменты в деятельности предприятий позволяют определить настоящие цели компании, оценить уровень компетентности и лояльности персонала. Такие моменты помогают двигаться вперёд, так как руководство компании пытается найти выход из сложившейся ситуации, и если получается, то организация может занять лидирующие позиции уже на втором этапе жизненного цикла - этапе роста.

Например, компания "General Motors" переживала кризис жизненного цикла в 1992 году. На тот период её прибыль составляла около 24 миллиардов долларов, а уже в 1994 году прибыль снизилась до пяти миллиардов. Однако, на данный момент эта компания занимают лидирующие позиции на рынке [5].

На рисунке 3 представлены значения прибыльности компании "General Motors" за 2017-2018 гг. По итогам года компания занимала первую позицию в списке самых прибыльных автопроизводителей [5].

> w 1 ■ Dtntivc «IIZ BiTVi ч Q

Рис.3. Прибыльности компании General Motors за 2017-2018. [5]

Вернуть конкурентную позицию компании помогло грамотное управление. Была проведена реструктуризация, было сокращено необходимое количество сотрудников, закрыты предприятия и заводы, входящие в холдинг. Эти управленческие решения помогли компании выйти из затяжного кризиса.

Следующий метод, способствующий продолжению жизненного цикла организации, заключается в том, что на стадии зрелости компании, руководство намеренно быстро проходит через стадию смерти, и переходит на стадию зарождения. То есть организация вновь начинает проходить все стадии жизненного цикла. Заново определяются цели, возможно, даже меняется сам продукт производства, или компания вообще переходит в другую сферу деятельности. На наш взгляд, это очень интересный метод, руководство компании не ждет наступления кризиса, а как бы предчувствует и предотвращает его заранее.

Так же для увеличения продолжительности той или иной стадии жизненного цикла компании можно осуществлять инновационную деятельность. Инновации -это какие-либо нововведения, будь это хоть новый рабочий станок или какой - ни будь высокотехнологичный продукт. Это всё вводится для того, чтобы вдохнуть в работу новую жизнь и запустить новые механизмы [3, с. 124]. Конечно, инновации не всегда приводят компанию к лучшему исходу, некоторые направления могут быть не эффективны и, наоборот, станут причиной ухудшения работы организации.

Каждая компания начинает свой путь с рождения и заканчивает смертью. Мы не сможем этому помешать, ведь даже компании, которые сейчас занимают лидирующие позиции, могут со временем их потерять. Задача менеджера грамотно распределить ресурсы так, чтобы самый максимальный период прибыльности продолжался как можно дольше. Для продления жизненного цикла организации нужно проанализировать всю деятельность предприятия в целом. Понять, в каких сегментах есть проблемы и определить направления их решений.

Литература

1. Грега В.М. Формирование моделей организационного развития предприятия // Современные аспекты экономики. 2015. № 10 (218). С. 5-17.

2. Сулимова Е.А., Мазур Э.О. Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности // Инновации и инвестиции. 2019. № 11. С. 152-155.

3. Сулимова Е.А., Ремзова М.А. Синергетический эффект как залог успешного ведения бизнеса // Инновации и инвестиции. 2019. № 12. С. 122-125.

4. Шестоперов, О.М., Закускина, А.С. Жизненный цикл малого предприятия. Жизненный цикл малого предприятия / О.М. Шестоперов, А.С. Закускина -М.: Новое литературное обозрение, Либеральная Миссия, 2017. - 336 с.

5. Официальный сайт компании "General Motors": [Электронный ресурс] // URL: https://www.gm.com/ (Дата обращения: 10.04.2020).

Features of the development of companies by stages of the life cycle

Sulimova E.A., Smirnova M.A.

Plekhanov Russian University of Economics This article discusses the problems of the development of the organization, including particular attention to the development of its life cycle. The authors consider various approaches to the study of this problem. A successful organization is characterized by a coherence between internal and external environment. The external environment is a variable concept, often changing. So, if an organization is poorly adapted to the environment, its life in the industry market borders on the disappearance, or the onset of an organizational crisis. To overcome the difficulties, the company's management diagnoses the organization's work, identifies the development stage and takes appropriate measures. Based on the analysis of the organization's life cycle, downturns and ups in the company's activities are forecasted. At the moment, this is very important, since many organizations that have recently appeared on the market fail and become bankrupt. For the leader it is important to pay attention to the theory, to know the basics of the functioning of the enterprise. This is necessary so that the methods used to increase the efficiency of the company correspond to its real level of development. The use of different cycle models in determining the further development of the organization allows us to more accurately predict the changes that should be expected. Keywords: organization, organization life cycle, life cycle stages, life cycle models, company life path, organization development. References

1. Zvonnikov, V.I. Management. Programs of educational disciplines: Textbook / V.I. Zvonnikov - M .: INFRA - M, 2016 .-- 278 p.

2. Sulimova EA, Mazur E.O. The influence of the main elements of

the internal environment of the organization on the effectiveness of its activities // Innovations and Investments. 2019.No 11.P. 152-155.

3. Sulimova EA, Remzova M.A. Synergetic effect as a guarantee of

successful business // Innovations and investments. 2019.No 12.P. 122-125.

4. Shestoperov, O.M., Zakuskina, A.S. Life cycle of a small enterprise. The life cycle of a small enterprise / OM Shestoperov A.S. Zakuskina -M.: New Literary Review, Liberal Mission,

5. Official site of the company "General Motors": [Electronic resource] //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://www.gm.com/ (Date of access: 10.04.2020).

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.