Холодная А.Д.,
кандидат психологических наук кафедры дошкольной педагогики и психологии ФППК КуУбГУ, г. Краснодар
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра (РАС]. Детский невролог Министерства здравоохранения Российской Федерации А. Петрухин назвал аутизм одной из самых распространенных детских болезней; по его мнению, в России им страдает один ребенок из тысячи, другие российские эксперты называют еще большие цифры [1].
Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройства аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Аутизм рассматривается как отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми [4].
Практически всем аутичным детям присущи те или иные особенности развития речи при недостаточности ее коммуникативного пользования. Коммуникативные нарушения при аутизме варьируют: дети могут быть и полностью неговорящими, и бегло говорящими, но имеющими особенности прагматической стороны речи [3, 5]. Это проявляется в следующем: отсутствие реакции на речь других людей (ребенок может не реагировать на собственное имя]; стереотипное использование речи; использование обычных слов в необычном контексте; трудности с пониманием смысла и употреблением понятий; неспособность начать и поддерживать диалог; нарушения просодики; замена местоимений; задержка или остановка речевого развития; нарушения невербальной коммуникации.
Как известно, у здоровых детей диалог предшествует монологу и именно диалог имеет социальную значимость для ребенка. У аутичных детей эта последовательность искажена и в
- 115 -
ряде случаев при наличии монологической речи диалог отсутствует.
Коммуникативные нарушения обусловлены нарушениями социального взаимодействия, которые проявляются в следующем: аутичные дети не могут регулировать внимание другого человека и отслеживать направление его внимания: они не способны показывать на вещи, которые привлекли их внимание, чтобы разделить свою заинтересованность с другим человеком; могут быть определенные трудности с подражанием и имитацией движений по образцу; у них затруднено опознавание эмоционального состояния других людей [2].
При овладении навыками у детей с расстройствами аутистического спектра возникает целый ряд трудностей, связанных с особыми нарушениями коммуникации и организации произвольного поведения. Часто такому ребенку легче научиться делать что-либо самому, нежели через подражание или по инструкции. Отмечаются сложности освоения программы действий: трудность ее самостоятельного запуска, перехода от одной операции к другой. Препятствием обучению служат и особенности сенсорной сферы: сверхизбирательность в еде или одежде, повышенная брезгливость, повышенная чувствительность к тактильному воздействию, страхи; наблюдается сверхреакция на неудачу, стремление отказаться от обучения при возникновении малейшей трудности. Аутичный ребенок, даже освоив навык, с трудом применяет его в реальной жизни.
Существуют различные подходы к развитию коммуникативных способностей детей с аутизмом: поведенческая терапия (оперантный подход]; TEACCH-подход; эмоционально-уровневый подход и др. [2, 4, 6]. Однако в настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.
Вышеизложенное актуализирует проблему специальноорганизованного психолого-педагогического сопровождения, способствующего формированию и развитию коммуникативных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В качестве объекта исследования, проведенного в период с сентября 2014 по май 2015 г., выступили дети с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие в
- 116 -
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования г. Краснодара «Детский сад комбинированного вида № 214» группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Выборка испытуемых составила 15 человек. Методы исследования: стандартизированное наблюдение (включенное и невключенное], констатирующий эксперимент.
В процедуру наблюдения нами были введены протоколы наблюдения, позволяющие определить уровень сформированного вербальных и невербальных коммуникативных навыков.
Анализ полученных данных, показал, что более сформированными являются невербальные коммуникативные навыки, где дети способны: здороваться и прощаться (производит ли определенный звук или жест, когда в поле зрения оказывается знакомый человек]; указывать на заинтересовавшую их картинку похлопыванием по книге или вопросительным взглядом]; могут давать предметы другим людям; приносить по просьбе или без нее предметы; просить (требовать] нужные им вещи (взглядом, звуком]; просить (требовать] помощи (жестом, звуком, криком]; отказываться от предметов (оттолкнуть руку, отрицательно покачать головой] или помощи (оттолкнуть руку, если забирают желанный предмет]. Дети реагируют на протянутую руку или музыку.
Трудности в освоении невербальных коммуникативных навыков выявлены при выполнении следующих параметров: несогласие с высказанным суждением (протест жестом, звуком]; игра со звуками, «подпевание», «озвучивание» игрушки (машина гудит и т.д.]. У некоторых детей отмечается неспособность: показывать игрушку или предмет; водить хоровод (может находиться в непосредственной близости к другим детям]; выполнять поручения (вытереть стол тряпкой, полить цветок и т.д.]; ждать своей очереди; проявлять симпатию к другим; радостно идти навстречу; помогать одеть себя или принести вещи.
Сформированность вербальных коммуникативных навыков остается на достаточно низком уровне. Однако некоторым детям доступны навыки приветствия и прощания, иногда в трудных ситуациях они могут попросить о помощи. Трудности отмечаются при освоении таких навыков, как комментирование картинок, несогласие с высказанным суждением, называние себя по имени или «Я» и др. Развитие вербальных коммуникативных
- 117 -
навыков представляет большую сложность и требует более длительного периода времени и сугубо индивидуального подхода к ребенку.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что аутизм - особое расстройство психики, при котором выражена неспособность вступать в контакт с окружающими, что, в свою очередь, резко искажает весь ход психического развития, страдают все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями.
Список использованной литературы
1. Иванова Л.С. Как помочь ребенку с расстройством аутистического
спектра. [Электронный ресурс]. -
elinahealthandbeauty.com>forum/viewtopic.php?p
2. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 208 с.
3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. и др. Дети с нарушением общения. М.: Просвещение, 1989.
5. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. М.: Теревинф, 2003.
6. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. 2004. № 4. С. 69-74.
© Холодная А.Д., 2015
- 118 -