Научная статья на тему 'Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений'

Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
поликультурность / мультиязычность / социально-культурное назначение / образовательная программа / мобильная технология / платформа разработки / информационное взаимодействие / multiculturalism / multilingualism / socio-cultural purpose / educational program / mobile technology / development platform / information interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Владимир Владимирович, Грибков Дмитрий Николаевич

Модернизация высшего образования открывает перспективы использования мобильных технологий для повышения качества обучения специалистов в области социально-культурной деятельности. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются: наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения мобильных технологий в обучении специалистов сферы социально-культурной деятельности. Цель исследования изучить особенности организации практической деятельности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений для формирования их коммуникативной толерантности. Научная новизна: обосновывается потенциал мобильных приложений с социально-культурным контентом для подготовки востребованных специалистов цифрового общества. Теоретическая значимость: выявленные возможности и особенности информационного взаимодействия при проектировании мобильных приложений уточняются применительно к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности для формирования их коммуникативной толерантности. Создание мобильных приложений реализовано на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Для разработки мобильных приложений специалисты используют инструменты среды MIT App Inventor. Для оценки сформированного коммуникативной толерантности применяется тест В.В. Бойко. Задействовано 82 бакалавра Орловского государственного института культуры. Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности». При статистической обработке данных использован критерий x²-Пирсона. Авторами описана система работы по применению мобильных приложений социально-культурного назначения для содействия толерантности и мультиязычному взаимодействию; формирования уважения к культурным особенностям других людей; развития эмоционального интеллекта. Особенность предлагаемого информационного взаимодействия адаптация контента мобильного приложения под специфику направления подготовки. В заключении сформулированы особенности работы, которые обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности: добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия; применение информационных технологий для поддержки диалога в рамках профессионального общения; наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по разработке мобильных приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Владимир Владимирович, Грибков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of communicative tolerance development among managers of socio-cultural activities in the development of mobile applications

Modernization of higher education opens up prospects for the use of mobile technologies to improve the quality of training for specialists in the field of socio-cultural activities. In addition, the priority tasks of the training programs are: providing the content of academic disciplines with the cognitive component of the interethnic communication culture, building up communicative and digital competences. The authors examine the problem of verifying the effectiveness of the mobile technologies use in training of specialists in the field of socio-cultural activities. The purpose of the work is to study the peculiarities of the organization of practical activities for managers of socio-cultural activities in the development of mobile applications for the formation of their communicative tolerance. Scientific novelty: the potential of mobile applications with socio-cultural content for training in-demand specialists of the digital society is substantiated. Theoretical significance the identified opportunities and characteristics of information interaction in the design of mobile applications are clarified in relation to the training of managers of socio-cultural activities for the formation of their communicative tolerance. The creation of mobile applications was implemented in classes on the discipline "Innovative experience of professional activity in the field of culture". To develop mobile applications, specialists use the tools of the MIT App Inventor environment. The test by V.V. Boyko is used to assess the formation of communicative tolerance. 82 bachelors of the Orel State Institute of Culture are involved. The area of training is 51.03.03 "Socio-cultural activities", specialization «Management of socio-cultural activities». The x²-Pearson criterion was used for statistical processing of data. The authors describe a system of work on the use of mobile applications for socio-cultural purposes to promote tolerance and multilingual interaction; formation of the respect for the cultural characteristics of other people; development of emotional intelligence. The peculiarity of the proposed information interaction is the adaptation of the content of the mobile application to the specifics of the training area. In conclusion, the characteristic features of the work that provide additional conditions for the development of communicative tolerance are formulated: the voluntary nature of communication between all participants in information interaction; the use of information technologies to support dialogue within the framework of professional communication; the availability of feedback through tools and components of the development environment. The results obtained can be used to update training programs for managers of sociocultural activities, advanced training courses, and the content of webinars on mobile application development.

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 08 (август) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241128 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11128 УДК 37.013.42

Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений

Some features of communicative tolerance development among managers of socio-cultural activities in the development of mobile applications

Авторы статьи

L

Authors of the article

Матвеев Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, ректор ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орёл, Российская Федерация rector@ogik.ru ORCID: 0000-0003-2906-5716

Грибков Дмитрий Николаевич,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информатики и документоведения ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры», г. Орёл, Российская Федерация bibliotekar2005@mail.ru ORCID: 0000-0002-3388-9526

Vladimir V. Matveev,

Doctor of Economic Sciences, Rector of the Orel State Institute of Culture, Orel, Russian Federation E-mail: rector@ogik.ru ORCID ID: 0000-0003-2906-5716

Dmitry N. Gribkov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Computer Science and Records Management, Orel State Institute of Culture, Orel, Russian Federation E-mail: bibliotekar2005@mail.ru ORCID ID 0000-0002-3388-9526

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 08. - С. 8198. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241128.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11128

V. V. Matveev, D. N. Gribkov, Some features of communicative tolerance development among managers of socio-cultural activities in the development of mobile applications // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 08. - P. 81-98. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241128.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11128

Поступила в редакцию Received 27.05.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.06.24

Принята к публикации Accepted for publication 29.06.24 Опубликована Published 31.08.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Матвеев В. В., Грибков Д. Н., 2024

Аннотация

Модернизация высшего образования открывает перспективы использования мобильных технологий для повышения качества обучения специалистов в области социально-культурной деятельности. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются: наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения мобильных технологий в обучении специалистов сферы социально-культурной деятельности. Цель исследования - изучить особенности организации практической деятельности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений для формирования их коммуникативной толерантности. Научная новизна: обосновывается потенциал мобильных приложений с социально-культурным контентом для подготовки востребованных специалистов цифрового общества. Теоретическая значимость: выявленные возможности и особенности информационного взаимодействия при проектировании мобильных приложений уточняются применительно к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности для формирования их коммуникативной толерантности. Создание мобильных приложений реализовано на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Для разработки мобильных приложений специалисты используют инструменты среды MIT App Inventor. Для оценки сформированности коммуникативной толерантности применяется тест В. В. Бойко. Задействовано 82 бакалавра Орловского государственного института культуры. Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль - «Менеджмент социально-культурной деятельности». При статистической обработке данных использован критерий %2-Пирсона. Авторами описана система работы по применению мобильных приложений социально-культурного назначения для содействия толерантности и мультиязычному взаимодействию; формирования уважения к культурным особенностям других людей; развития эмоционального интеллекта. Особенность предлагаемого информационного взаимодействия - адаптация контента мобильного приложения под специфику направления подготовки. В заключении сформулированы особенности работы, которые обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности: добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия; применение информационных технологий для поддержки диалога в рамках профессионального общения; наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по разработке мобильных приложений.

Ключевые слова

поликультурность, мультиязычность, социально-культурное назначение, образовательная программа, мобильная технология, платформа разработки, информационное взаимодействие

Благодарности

Авторы выражают благодарность федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Орловский государственный институт культуры» за поддержку цифровых инноваций и применение мобильных технологий в обучении специалистов сферы социально-культурной деятельности.

Abstract

Modernization of higher education opens up prospects for the use of mobile technologies to improve the quality of training for specialists in the field of socio-cultural activities. In addition, the priority tasks of the training programs are: providing the content of academic disciplines with the cognitive component of the interethnic communication culture, building up communicative and digital competences. The authors examine the problem of verifying the effectiveness of the mobile technologies use in training of specialists in the field of socio-cultural activities. The purpose of the work is to study the peculiarities of the organization of practical activities for managers of socio-cultural activities in the development of mobile applications for the formation of their communicative tolerance. Scientific novelty: the potential of mobile applications with socio-cultural content for training in-de-mand specialists of the digital society is substantiated. Theoretical significance - the identified opportunities and characteristics of information interaction in the design of mobile applications are clarified in relation to the training of managers of socio-cultural activities for the formation of their communicative tolerance. The creation of mobile applications was implemented in classes on the discipline "Innovative experience of professional activity in the field of culture". To develop mobile applications, specialists use the tools of the MIT App Inventor environment. The test by V. V. Boyko is used to assess the formation of communicative tolerance. 82 bachelors of the Orel State Institute of Culture are involved. The area of training is 51.03.03 "Socio-cultural activities", specialization - «Management of socio-cultural activities». The X2-Pearson criterion was used for statistical processing of data. The authors describe a system of work on the use of mobile applications for socio-cultural purposes to promote tolerance and multilingual interaction; formation of the respect for the cultural characteristics of other people; development of emotional intelligence. The peculiarity of the proposed information interaction is the adaptation of the content of the mobile application to the specifics of the training area. In conclusion, the characteristic features of the work that provide additional conditions for the development of communicative tolerance are formulated: the voluntary nature of communication between all participants in information interaction; the use of information technologies to support dialogue within the framework of professional communication; the availability of feedback through tools and components of the development environment. The results obtained can be used to update training programs for managers of socio-cultural activities, advanced training courses, and the content of webinars on mobile application development.

Key words

multiculturalism, multilingualism, socio-cultural purpose, educational program, mobile technology, development platform, information interaction

Acknowledgements

The authors express their gratitude to the Federal State Budgetary Educational Institution of higher education "Orel State Institute of Culture" for supporting digital innovations and the use of mobile technologies in training specialists in the field of socio-cultural activities.

Введение / 1п^о^сйоп

В поликультурном мире современному человеку необходимо обладать мульти-язычными коммуникативными навыками и быть способным к непрерывному обучению в информационной среде [1]. Обучение через общение, согласно заключениям С. Копп и Н. Кремер, основано:

- на умении воспринимать чужую точку зрения;

- способности глубоко понимать психические состояния, качества и поступки партнеров по взаимодействию [2].

Всеми этими качествами, согласно С. В. Кузьменко, должен обладать специалист в сфере социально-культурной деятельности [3]. Кроме того, перечисленные способности и умения, что подтверждается выводами В. В. Бойко, составляют основу коммуникативной толерантности [4].

Соответствующая информационно-образовательная среда предполагает, как отмечают П. Г. Лабзина, С. Г. Меньшенина, Е. В. Кошарская, от педагога (наставника) умения создавать и поддерживать атмосферу, способствующую развитию честности и открытости; поощрения и руководства; полного согласия и доверия обучающихся [5].

ЮНЕСКО, как и ООН, функционирующие под эгидой содействия взаимопониманию между людьми, в качестве ключевых задач социально-культурной деятельности предполагают:

- формирование и поддержку межкультурной коммуникации;

- солидарность в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией и насилием [6].

В. Черникова отмечает, что достижения в развитии информационных технологий зачастую нарушают или ставят под сомнение многие традиционные представления о ценностях, смысле жизни, роли и месте культуры в них. Усиливается процесс дегуманизации культуры. Современная культура рационализируется интеллектуализмом, исчезает ее чувственное, интуитивное содержание. По выводам ученого, проблема сохранения культуры как никогда актуальна. Она становится равнозначной проблеме выживания человечества как биологического вида [7].

Ю. Чжао, Дж. Лайон, Ю. Чжан, С. Сонг, Х. Яо указывают, что использование компьютеров и смартфонов в социально-культурной деятельности обеспечивает людям возможность создавать, получать, хранить и распространять информацию [8].

Как отмечает С. В. Кузьменко, специалист в сфере социально-культурной деятельности работает одновременно с людьми и с электронными документами [9], причем он несет личную ответственность за сохранность и конфиденциальность многих данных в цифровом формате [10]. С учетом этого возрастают требования к уровню его технической подготовки: владения цифровыми технологиями, мобильными средствами, интерактивными сервисами и др.

По выводам О. Г. Смоляниновой, Н. А. Ивановой, Н. С. Подусовой, современный мир переживает влияние информатизации на производственные процессы, потребительское поведение, творческие выражения и политическую сферу [11]. Различные информационные технологии делают творческий опыт доступным для широкой публики, способствуя увеличению и распространению культурных моделей и ценностных ориентиров в коммуникационном пространстве [12]. Эти изменения придают общественное значение разнообразным культурным формам и нормам.

Актуальность данной проблемы заключается и в важности воспитания коммуникативной толерантности у обучающихся цифровой школы. Это отражено в национальной

доктрине образования. Важно, чтобы система образования формировала у молодежи понимание разнообразия национальных и религиозных традиций, а также уважение к различным этническим культурам [13]. Итак, развитие коммуникативной толерантности среди обучающихся цифровой школы - это ключевая задача для высших учебных заведений и одна из важнейших социально-культурных проблем современности.

С. П. Ащена в своем исследовании утверждает, что переход к мобильному он-лайн-обучению может способствовать [14]:

- поощрению активного участия и взаимодействия участников коммуникации с носителями «других» культур» посредством онлайн-встреч или через интерактивное приложение;

- обеспечению качественного инклюзивного обучения;

- разработке актуального и адаптивного контента;

- достижению равенства в области мобильных цифровых технологий.

Согласно выводам Е. В. Соболевой, Т. Н. Суворовой, М. И. Бочарова, Т. И. Бочаровой, мобильное обучение возможно рассматривать как подход, при котором среда обучения не ограничена социально-культурной средой конкретного образовательного учреждения или рамками классического дидактического процесса [15].

Таким образом, с одной стороны, мобильные технологии обладают объективно мощным дидактическим потенциалом в плане поддержки мотивации, коммуникации и обмена опытом между людями различных культур. Однако в настоящий момент наиболее активно развивается и методически прорабатывается технический аспект внедрения мобильных приложений и соответствующих программных средств в активизацию обучения и познания.

Цель работы - выявить и обосновать особенности организации практической деятельности по разработке мобильных приложений для формирования коммуникативной толерантности специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

Задачи исследования:

1) уточнить содержание и выявить уровни развития коммуникативной толерантности;

2) определить возможности мобильных технологий, использование которых позволит создать дополнительные ресурсы для формирования коммуникативной толерантности специалистов;

3) выявить и обосновать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному формированию коммуникативной толерантности студентов в ходе разработке мобильных приложений;

4) экспериментально проверить эффективность предлагаемой системы работы.

В работе выдвигается следующая гипотеза: формирование коммуникативной толерантности специалистов в сфере социально-культурной деятельности в ходе разработки мобильных приложений учебного назначения будет эффективным, если дидактические возможности современных цифровых технологий будут целесообразно использоваться и учитываться на всех этапах развития коммуникативной толерантности (от обучения до выражения активной позиции в информационной среде) студентов.

Обзор литературы / Literature review

Согласно Уставу ЮНЕСКО, мир должен строиться на интеллектуальной и моральной солидарности человечества. Это означает, что ЮНЕСКО проводит и поддерживает осуществление инициатив, расширяющих и обогащающих дидактические

возможности средств новых информационных технологий для мирного, свободного и равноправного сосуществования всех культур и наций.

Эти инициативы реализуются в единстве образования, культуры, науки, средств массовой информации и технических средств связи. Другими словами, привлекаются и активно используются для удовлетворения указанных ключевых задач все достижения человеческого разума и научно-технического прогресса.

По выводам В. Черниковой, влияние ГИ-технологий, предполагающих содержание и методологию реализации информации, может быть как позитивно, так и негативно оценено с точки зрения воздействия на массовое сознание населения [16]. Этот диапазон воздействия определяется М. От, Ф. Пози как сложный механизм, называемый манипуляцией. Важная составляющая жизненной позиции человека, толерантность, в данной ситуации может смягчить потенциальное противоречие, ведь собственные ценности и интересы есть у каждого члена общества [17].

С. В. Мареева, Е. Д. Слободенюк, В. А. Аникин отмечают, что в современном мире одной из фундаментальных ценностей признается толерантность. По их утверждениям, одной из ключевых областей, где формирование и поддержание ценности толерантности становится государственной задачей, является образование [18].

А. В. Пономарев, Е. В. Реймер также обосновывают, что взаимодействие студентов в совместной деятельности может строиться как на основе чувств товарищества и сплоченности, так и на основе конкуренции и обособленности по различным признакам [19]. Качество взаимоотношений определяет уровень коммуникативной толерантности. Важно распознавать социокультурные шаблоны, которые влияют на формирование толерантных или нетерпимых взглядов.

А. Г. Асмолов рассматривает коммуникативную толерантность «как искусство жить в мире непохожих людей и идей» [20]. Г. Д. Дмитриев выделяет следующие этапы развития толерантности: обучение толерантности (развитие у обучающихся терпимости в отношении культурных особенностей других этносов); коммуникация с представителями другой культуры в целях изучения ее особенностей и лучшего понимания; формирование уважения к обнаруженным культурным различиям; понимание и выражение в коммуникативной деятельности активной социальной позиции [21].

М. Веркуйтен, Р. Коллар выделяют, что использование понятия «толерантность» вполне возможно и эффективно с позиции проектирования управления социально-культурным образованием [22]. В социальной сфере, где необходимо действие «мягких» человек-ориентированных методов, настраиваемых на личностные особенности «объекта», применима, по их выводам, именно подобная когнитивно-психологическая технология.

Н. Гончаревич и другие выдвигают гипотезу, что проблема воспитания толерантной личности актуальна для современного общества, характеристиками которого являются плюрализм, отсутствие единообразия во мнениях, оценках, установках, формах поведения. Роль социального педагога в решении этой проблемы, по заключениям авторов, трудно переоценить [23]. Они устанавливают, что в современном научно-методическом сообществе профессионализм наставника все чаще рассматривается в связи с его толерантностью.

Таким образом, в указанных выше исследованиях:

- проанализированы различные подходы к определению сущности коммуникативной толерантности;

- выявлена значимость формирования коммуникативной толерантности у современного человека.

О. Г. Смолянинова, Н. А. Иванова, Н. С. Подусова исследуют особенности организации информационно-образовательной среды в университете, основа которой -технология медиации [24]. Медиация рассматривается в контексте урегулирования конфликтов и формирования психологически комфортной образовательной среды, обеспечения социальной и эмоциональной безопасности личности.

Л. Попович, Д. Чосич, С. Попов показывают, что контрастные точки зрения и идеи, привносимые разнообразным персоналом, являются ценным ресурсом, способствующим творчеству и инновациям в современном информационном обществе [25]. Сочетание различных точек зрения и опыта при поддержке средств ИКТ, по заключениям Ю. Чжао, Дж. Лайон, Ю. Чжан, С. Сонг, Х. Яо, повышает способность человека или организации генерировать оригинальные идеи и расширять творческий потенциал [26].

Согласно выводам С. П. Ащена, в период пандемии COVID-19 система образования столкнулась с необходимостью значительных изменений, и гораздо больших, нежели просто обеспечение наличия и доступа к современным цифровым ресурсам, например таким, как мобильные приложения [27].

С. Сакулвичицинту описывает опыт исследований, в которых оценивается влияние средств мобильных технологий на сознание и подсознание человека. Автор отмечает, что контент мобильных приложений поддерживает различные формы коммуникации (межличностную, групповую) через естественно образуемую призму восприятия полученной информации. Происходит интеграция зрительного, слухового, графического образов слов [28].

Д. Кумар, Б. Пандей заключают, что интерес исследователей к изучению роли и влияния мобильного обучения в сфере высшего образования стремительно возрос с 2010 года, особенно после появления на рынке доступных смартфонов [29]. Во многих исследованиях сообщается, что высшие учебные заведения начали предпринимать усилия по внедрению мобильных устройств в процессы подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере социально-культурной деятельности.

А. Хинце, Н. Вандершанц, С. Тимпани, С. Каннингем, С.-Дж. Саравани, С. Уил-кинсон отмечают, что наблюдается активная интеграция мобильных технологий (приложений, сервисов) в систему высшего образования [30]. Они указывают, что внимание педагогов и методистов все больше сосредотачивается на использовании мобильных устройств для офлайн- и онлайн-обучения. При этом неучтенным остается потенциал мобильных технологий для исследовательских целей, поддержки когнитивного развития и формирования качеств личности. Поэтому авторы инструментами онлайн-анкеты опросили сотрудников и студентов высших учебных заведений в Новой Зеландии. Главная цель - выяснить, какие (и каким образом) мобильные приложения используются в преподавании, организации исследований и профориента-ционной работе. Параллельно ученые отслеживали преимущества и недостатки включения мобильных технологий в деятельность университетов.

Ими выявлено, что преподаватели и студенты главным образом используют мобильные приложения:

- для хранения и обмена документами (данными);

- коммуникации (в том числе межкультурной).

Особо авторы отмечают, что доля чисто академического использования мобильных приложений в среде высшего образования Новой Зеландии весьма незначительна.

В большинстве случаев использование приложений было основано на личной мотивации, а не являлось закономерным следствием педагогической установки от

преподавателя, т. е. мобильное приложение не применялось для оптимизации отношений и интересов различных социальных групп и классов. Однако принявшие участие в опросе, безусловно, отметили наличие такой дидактической возможности у современных информационных технологий.

Е. В. Соболева, С. Е. Чиркина, О. А. Калугина представляют классификацию используемых в обучении мобильных приложений на основе содержательного и функционального признаков. Главный критерий выбора - дидактическое назначение проектируемого приложения (мотивация, актуализация, контроль, изучение нового материала, развитие/саморазвитие или воспитание/самовоспитание) [31].

Анализ современных технологий мобильного обучения позволил Д. А. Шабали-ной, Е. В. Соболевой, З. В. Шиловой, Н. В. Гавриловской, В. Л. Снежко выделить следующие основные преимущества его реализации в образовательном процессе и социально-культурной деятельности [32]: наличие обратной связи и возможности оценки результатов обучения; возможность самостоятельного выбора места и времени обучения; возможность персонификации образовательной программы; изменение форм аудиторной работы за счет широкого применения практико-ориентированных технологий; расширение спектра социального взаимодействия и др.

С. К. Яруткамолпонг, П. Ван Муанг, Л. Нгуен, П. Дуангнгерн отмечают, что дидактические возможности мобильных технологий зачастую направлены на создание наиболее комфортных условий реализации образовательного процесса вне учебного заведения посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам [33].

Таким образом, в представленных исследованиях выявлен значительный дидактических потенциал мобильных технологий.

О. В. Львова указывает на то, что поиск путей и средств решения проблемы толерантности сейчас крайне актуален для мирового сообщества [34]. В России, в силу ряда обстоятельств, за значительное время был накоплен определенный опыт; предложены различные подходы к решению подобных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе выполненного анализа установлено следующее:

- в реалиях развития современного мультикультурного общества обостряется проблема взаимоотношений (терпимости) между людьми, приятие/неприятие других точек зрения;

- в плане духовно-нравственного воспитания молодежи особую роль и влияние приобретают цифровые технологии, социальные сети;

- мобильные платформы и приложения как средства новых цифровых технологий обладают существенным дидактическим потенциалом в плане активизации познания и поддержки коммуникации в информационной образовательной среде.

Итак, мобильные устройства, согласно выводам К. Алзуби, становятся все более популярными среди педагогов и методистов как инструмент обучения и познания [35]. Однако важно осознавать, что потенциал мобильных технологий не ограничивается лишь учебными целями. Они также способны стимулировать исследовательскую деятельность, улучшать когнитивные функции и способствовать развитию личностных качеств.

Таким образом, современные программные средства, в частности мобильные приложения, обладающие существенным социально-культурным потенциалом, могут и должны активно применяться для поддержки формирования коммуникативной толерантности в межкультурной студенческой среде, что соответствует требованиям и социальному заказу цифрового общества.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Были проанализированы различные подходы к пониманию сущности и выделению структурных компонентов коммуникативной толерантности, рассмотрены варианты и дидактические технологии ее развития. Также определены проблемы и перспективы воздействия современных информационно-коммуникационных средств, в частности мобильных приложений, на образовательный процесс в плане поддержки формирования поликультурной личности.

Практика разработки и применения мобильных приложений социально-культурного назначения для формирования коммуникативной толерантности реализована среди студентов направления подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль - «Менеджмент социально-культурной деятельности» (уровень бакалавриата). В опытно-экспериментальной работе задействовано 82 студента третьего курса Орловского института культуры (далее - ОГИК).

Проектирование и создание мобильных приложений происходило на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Средний возраст - 21 год. Среди участников 65% девушек и 35% молодых людей.

Для разработки мобильных приложений социально-культурного назначения будущие специалисты применяли инструменты облачной среды MIT App Inventor. В процессе выбора на разных этапах исследования оценивался потенциал следующих программных продуктов: GDevelop, iBuildApp, MS Visual Studio, Eclipse, Phaser, MIT App Inventor, Android Studio, Godot, Dvadeshki и др.

Критерии выбора: целевая аудитория; функциональные возможности разработки; мультиязычность; сложности использования и разработки программного решения; использование разных технологий для хранения информации.

Для оценки сформированности коммуникативной толерантности применялся тест В. В. Бойко. Его преимущества:

- он позволяет наставнику разглядеть слабые места опрашиваемого;

- понять, какие поведенческие реакции, стратегии и установки в межличностном общении стоит подкорректировать, чтобы сделать коммуникационный процесс эффективным.

Тест включает 45 вопросов, поделенных на 9 блоков. Каждый из блоков отражает особенности поведения в определенных условиях общения. Шкала оценок содержит целые значения от 0 до 3 баллов. Их использует респондент, чтобы выразить, насколько по отношению к нему применимы приведенные в тесте суждения. Механизм расстановки значений: 0 баллов - не применимы; 1 балл - иногда применяются в незначительном проявлении; 2 балла - применяются, и значительно; 3 балла - применяются в максимальном выражении.

Далее подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам. Максимальное число баллов - 135, по каждому из блоков - 15. Так как все участники эксперимента - обучающиеся третьего курса института культуры, то было принято решение ввести три уровня выраженности коммуникативной толерантности: высокий (от 1 до 45 баллов), средний (45-85 баллов), низкий (85-135 баллов), т. е. уровень «полное неприятие» был объединен с уровнем «низкий».

Уровень, согласно методике В. В. Бойко, - это интегральный показатель по всем блокам.

Критерий х2 Пирсона использован на этапе статистической обработки результатов исследования. Его реализация выполнена в среде для онлайн-расчетов

(https://medstatistic.ru/calculators/calchit.html). При проверке однородности был выполнен анализ выборки (с помощью гистограммы относительных частот, которая имитирует плотность распределения).

Ограничения и условия критерия выполняются (объем выборки больше 30 респондентов, пересечения в них отсутствуют, сумма респондентов по каждой группе совпадает с общим числом студентов по направлению подготовки).

Результаты исследования / Research results

Уточнение основных понятий

Коммуникативная толерантность в представленном исследовании рассматривается как интегративное качество личности, формирующееся в процессе социализации.

Мобильное приложение - это программное обеспечение, функциональный веб-продукт, который специально разрабатывается на основе возможностей современных гаджетов. Мобильное приложение социально-культурного назначения отличается тем, что это программный продукт, функции и внешний вид которого изначально предназначены для работы на мобильных платформах в целях достижения общественно значимых образовательных целях.

Проведенная аналитическая работа с источниками литературы позволяет заключить, что коммуникативная толерантность выражается в высоконравственной мотивации поведения и общения, в установках толерантного сознания, стремлении к межкультурному диалогу, в плодотворных способах социального взаимодействия в мультиязычной информационной среде. При определении видов коммуникативной толерантности будем придерживаться тех, которые сформулировал В. В. Бойко [36]:

1) ситуативная, отражающая отношение личности к конкретному человеку;

2) типологическая, напротив, выражающаяся в отношении к определенному типу личности или конкретной группе людей;

3) профессиональная, обозначающая способность эффективно общаться в профессиональных сферах;

4) общая, указывающая на отношение к людям в целом.

При этом формирование коммуникативной толерантности будем выстраивать согласно логике, предложенной Г. Д. Дмитриевым: от обучения толерантности через коммуникацию и взаимодействие к активной социальной деятельности [37]. При этом каждый этап в этой цепочке поддерживается когнитивной деятельностью будущих педагогов в среде программной разработки для мобильного приложения.

Мобильное приложение социально-культурного назначения для поддержки формирования коммуникативной толерантности у будущих социальных менеджеров - это программное обеспечение, разработанное специально:

- для оптимизации процесса обучения, познания и развития;

- обеспечения дополнительных возможностей при информационном взаимодействии пользователей, в том числе и на иностранном языке.

Дидактические возможности мобильных приложений: мотивация и стимулирование; активизация познания, развитие творчества; поддержка информационной коммуникации.

Педагогические условия - это комплекс специально организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, которые в совокупности определяют достижение эффективности результата, в данном случае - формирование коммуникативной толерантности студентов.

Особенности работы с мобильными приложениями - это специфические виды деятельности, способствующие развитию коммуникативной толерантности.

В исследовании мобильные приложения социально-культурного назначения используются для содействия толерантности; коммуникации с представителями другой культуры (социальной группы, нации); формирования уважения к культурным и интеллектуально-эмоциональным особенностям; выражения активной позиции.

Ранее было отмечено, что существует достаточное количество средств и сред программирования мобильных решений (GDevelop, iBuildApp, MS Visual Studio, Eclipse, Phaser, MIT App Inventor, Android Studio, Godot и др.).

Укажем причины выбора именно MIT App Inventor:

1) возможность работы в среде даже новичков, так как построение программ осуществляется в визуальном режиме с использованием блоков программного кода;

2) поддержка OS Android, работа в которой не требует знания языка программирования Java и Android SDK. Достаточно знания элементарных основ алгоритмизации;

3) рабочее окно конструктора состоит из нескольких областей: просмотрщик, палитра, список компонентов, инструменты для работы с медиа (используемые картинки и аудио), настройки компонентов (цвет, размер текста, шрифт) и прочее;

4) бесплатный облачный инструмент. Платформа с открытым исходным кодом позволяет сразу приступить к визуальному дизайну игры или приложения;

5) после создания проекта его сразу можно установить на мобильное устройство и запустить с помощью QR-кода.

Отметим те приобретаемые навыки и компетенции, которые потенциально могут быть сформированы в ходе предлагаемой практической деятельности:

- умение формировать и организовывать социально-культурную работу в цифровой среде на основе мобильных приложений;

- способность управлять соответствующими информационными и коммуникативными процессами;

- навыки проведения оценки эффективности и рисков мультикультурных проектов и программ в социально-культурной сфере;

- навыки эффективного взаимодействия в проектной команде, члены которой могут быть представителями разных этнических групп, культур и др.

Организация работы по созданию мобильного приложения

Теоретические вопросы, которые были рассмотрены студентами в рамках дисциплины «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры» при изучении мобильных технологий:

- что такое мобильное обучение, перспективы его развития в контексте приоритетов цифровой школы, требований общества и вызовов Индустрии 4.0;

- виды и примеры мобильных приложений социально-культурного назначения (программы для проведения опроса и викторин, тренажеры, обучающие средства, игровые решения, симуляторы);

- примеры программных платформ и сервисов для разработки соответствующих мобильных приложений;

- интерфейс и особенности работы в среде проектирования.

Практические аспекты: режим дизайнера (для создания интерфейса приложения), режим конструктора (для программирования компонентов приложения).

Например, в режиме дизайнера (слева от рабочего стола) находятся те компоненты, которые можно добавлять в приложение. Справа - те компоненты, которые уже добавлены. Добавленным компонентам можно изменять свойства.

Опишем логику одного из практических занятий - «Знакомство со средой. Создание социально-культурного проекта».

1. Перейдите по ссылке на главную страницу сайта и зарегистрируйтесь через аккаунт Google. Следует сделать рекомендуемое действие и принять лицензионное соглашение.

2. Создать новый проект. Проекты создаются либо через кнопку меню «Проекты» -«Начать новый проект», либо через аналогичную кнопку приветственного окна.

3. Определите имя (название) приложения. После этого вы попадаете на экран конструктора для создания проектов - в среду разработки. В основе этого сервиса лежит создание мобильного приложения за счет инструментов двух рабочих столов. Разберем их далее.

4. Рабочий стол «Дизайнер». Это пространство конструктора, которое отвечает за дизайн приложения. Здесь вы формируете компоненты интерфейса, из которых далее создаёте приложение. И здесь же происходит настройка каждого компонента на более точные задачи.

4.1. Палитра. В палитре собраны все компоненты, которые помогут создать функционал приложения. Здесь находятся кнопки, изображения, карты, датчики устройств и прочее.

Именно отсюда и следует брать все элементы для разработки мобильных приложений.

4.2. Просмотр. Этот специальный экран программы помогает в создании прототипа проекта. Он служит для предварительного просмотра в конструкторе.

4.3. Компоненты. Проект состоит из множества компонентов, которыми наполняется проект. Этот инструмент сервиса помогает работать с ними.

4.4. Свойства. Это окно для дополнительной настройки каждого элемента проекта.

4.5. Медиа. Здесь можно посмотреть список используемых медиафайлов: изображений, видео-, аудиороликов и т. п.

4.6. Рабочий стол «Блоки» - это пространство сервиса, где вы можете разрабатывать программную часть продукта.

Пример проектируемого приложения - «Шар судьбы». Готовое решение будет представлять собой виртуальную конструкцию в виде шара. Внутри шара имеется темная жидкость, в которой плавает икосаэдр, на который нанесены различные ответы. Всего предполагается 20 вариантов ответа. Пользователь задает вопрос, встряхивая шар и получает ответ.

Методическая рекомендация: обучающийся самостоятельно определяет содержание вопросов; язык, на котором они будут написаны.

Представленный далее вариант описывает ситуацию электронного шара, где при встряхивании смартфона пользователю выдается ответ из шести фраз на английском языке. Программа использует в своей основе функцию акселерометра (управление ориентацией девайса): «Возможно», «Перспективы неопределенные», «Вероятно, да», «Ни за что», «Это определенно», «Маловероятно», «Ответ туманный», «Без сомнения». Для начала на экране Screen размещаются необходимые компоненты: вертикальное расположение («Палитра» - «Расположение»); изображение, метка 1 и метка 2 («Палитра» - «Интерфейс пользователя»); sound 1 («Палитра» - «Звук»); сенсор Акселерометра 1 («Палитра» - «Сенсоры»).

Два последних компонента являются невидимыми. Компоненты в вертикальном расположении должны быть размещены по центру. В раздел «Медиа» добавьте изображение шара и файл с музыкой. Далее прописывается код приложения. Для этого необходимо перейти в меню «Блоки». Далее проверьте программу при помощи эмулятора (Подключиться - Эмулятор) или смартфона (скачиванием APK-файла). Сохраните проект.

Пример другого проекта, который реализовывали обучающиеся, - «Как Ваше самочувствие?». Это мобильное приложение в игровой форме предусматривает проверку изменения настроения в течение дня. Методическая рекомендация: название приложения, фразы для диалога обучающийся записывает на предпочтительном для него языке.

Описание опытно-экспериментальной работы

На первом этапе проводился анализ значимости проблемы формирования коммуникативной толерантности в современном поликультурном обществе. Обосновано, что коммуникативная толерантность является интегративным качеством личности. Выделены и проанализированы трудности и варианты воздействия современных цифровых средств, в частности мобильных приложений, на дидактический процесс в плане развития поликультурной личности. Определены положения федерального стандарта по направлению подготовки, уточнены направления учебно-воспитательной и будущей профессиональной деятельности.

Здесь же проведен анализ программных средств (платформ, систем программирования, веб-сервисов), обладающих ресурсами для реализации поставленных задач исследования. Выявлено и обосновано, что MIT App Inventor является оптимальной средой разработки для новичков в программировании.

Конечно, имеются отечественные проекты для поддержки блочного программирования, например Dvadeshki (https://dvadeshki.ru/). Редактор работает в браузере, онлайн и офлайн. Однако возможность проверить спроектированное в нем приложение для мобильного телефона пока отсутствует. Поэтому для проведения опытно-экспериментальной работы Dvadeshki не подходит.

Далее было изучено содержание различных психологических решений для оценки коммуникативной толерантности: методики «Индекс толерантности» (Г. Сол-датова, О. Кравцова, О. Хухлаева, Л. Шайгерова) и определения толерантности к неопределенности (С. Баднер); тест коммуникативный толерантности (В. В. Бойко) и др. В качестве методики для проводимого исследования было принято решение использовать тест В. В. Бойко. Причины такого выбора:

- тест позволяет диагностировать толерантные и интолерантные личностные установки, проявляющиеся в процессе различных видов общения (в том числе и профессионального);

- девять блоков вопросов теста позволяют отразить особенности поведения человека в определенных ситуациях общения;

- качественно-количественный анализ балльных оценок дает возможность распределить респондентов по уровням развития коммуникативной толерантности (от высокой степени выраженности до полного неприятия окружающих).

С помощью теста все респонденты, составившие генеральную выборку, были разделены на экспериментальную и контрольную группы (в каждой по 41 студенту).

Разработанные приложения обучающиеся экспериментальной группы могли использовать и в рамках преддипломной практики для поддержки информационного социально-культурного взаимодействия.

Студенты контрольной группы также изучали все темы указанной дисциплины по рабочей программе. Однако к целенаправленной и организованной, согласно описанной выше логике, работе по проектированию мобильных приложений они не привлекались.

Примеры вопросов и заданий, которые выполняли специалисты социально-культурной сферы:

1. Какие конструкторы сайтов вам известны? Выберите один из них, дайте характеристику, опишите достоинства и недостатки, возможности использования в образовательном процессе. Продемонстрируйте его применение для поддержки информационного взаимодействия в мультикультурном обществе.

2. Опишите цифровые инструменты для создания образовательного квеста в дистанционном обучении. Предусмотрите вариант, что заниматься могут представители различных социальных групп, этносов, народов и культур.

3. Создайте свой квест по культуре той страны, в которой вы бы хотели преподавать.

4. Перечислите примеры облачных сервисов и приведите примеры их применения во внеурочной деятельности учащихся.

5. Используя онлайн-сервис, создайте ментальную карту, тематика которой отражает вашу будущую профессиональную деятельность.

6. Используя конструктор тестов, создайте онлайн-тест, тематика которого отражает вашу будущую профессиональную деятельность в поликультурном обществе.

На фиксирующей стадии эксперимента вновь проводилось тестирование по методике В. В. Бойко. Отметим, что по выводам В. В. Бойко коммуникативную толерантность необходимо рассматривать как интегральную характеристику (показатель) отношения личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.

Высокий уровень коммуникативной толерантности: обучающийся понимает и принимает важность активной созидательной деятельности в современном поликультурном и многонациональном обществе, интенсивно осваивающем и применяющем средства новых информационных технологий. В соответствии с принципом толерантности он способен самостоятельно отбирать материал для наполнения социально-культурного электронного ресурса. Без ошибок оформляет ресурс в цифровом виде. Активно применяет получившийся информационно-образовательный продукт для сохранения своей социально-культурной идентичности, понимания других культур, уважения иных культурно-этнических общностей, поддержки мира и согласия с представителями разных национальностей, рас и верований.

Средний уровень коммуникативной толерантности: обучающийся в большинстве случаев понимает и принимает важность активной созидательной деятельности в современном информационном поликультурном обществе. В соответствии с принципом толерантности он способен при незначительной помощи наставника отбирать материал для наполнения социально-культурного электронного ресурса. Без грубых технических и содержательных ошибок оформляет его в цифровом виде. Стремится применять разработанное информационно-образовательное решение для формирования и поддержки межкультурной коммуникации, в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией.

Низкий уровень коммуникативной толерантности: обучающийся в редких случаях понимает и принимает важность активной созидательной деятельности в современном информационном поликультурном обществе. В соответствии с принципом толерантности он способен только при существенной методической помощи наставника отбирать

материал для наполнения социально-культурного электронного ресурса. С некоторыми техническими и содержательными ошибками оформляет его в цифровом виде. Студент стремится научиться применять разработанное информационно-образовательное решение для уважения разнообразия мнений, культурных особенностей, религий, полов, рас и других аспектов; понимания точки зрения других людей, проявления интереса к их мыслям и чувствам; для поддержки конструктивного диалога.

В таблице ниже зафиксированы результаты измерения уровня коммуникативной толерантности менеджеров по методике В. В. Бойко до и после практики разработки мобильных приложений.

Результаты влияния вовлечения студентов в разработку приложений на уровень их коммуникативной толерантности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень Группы

Контрольная (41 студент) Экспериментальная (41 студент)

До экспери- После экспери- До эксперимента После эксперимента

мента мента

Высокий 6 7 5 12

Средний 17 18 18 23

Низкий 18 16 18 6

Для а = 0,05, х2крит равно 5.991. Определено, что x2obs.1< x2crit (0.119 < 5.991), and x2obs.2> x2crit (6.547>5.991). Следовательно, отличие в уровнях коммуникативной толерантности для экспериментальной и контрольной групп можно считать не случайным. Представленное выше распределение и последующее изменение в уровнях развития коммуникативной толерантности, на наш взгляд, вызвано следующими факторами:

- повышенным интересом обучающихся к практической работе с мобильными сервисами;

- самостоятельностью в выборе содержания для наполнения социально-культурных электронных материалов;

- активной коммуникацией в мультиязычной среде и интенсивной обратной связью;

- изначальным уровнем терпимости педагогов к учащимся, способностью понимать и прощать несовершенства окружающих.

Заключение / Conclusion

Формирование коммуникативной толерантности реализуется по цепочке от обучения толерантности через информационное взаимодействие к активной социальной деятельности. Каждый шаг в этой последовательности учебно-познавательных действий поддерживается интерактивной коммуникацией в среде программной разработки для мобильного приложения.

Инструменты MIT App Inventor (дизайн и блоки конструирования кода) позволяют достаточно быстро создавать мобильные приложения. При этом соответствующим образом организованная практическая деятельность (т. е. сам процесс проектирования) поддерживает будущих специалистов в развитии тех способностей и навыков, которые и составляют сущность коммуникативной толерантности. Полученное программное решение содержит и учебно-воспитательный контент, обладающий потенциалом для формирования таких качеств личности, как терпимость, уважительное отношение, миролюбие, любовь, добрая воля и др.

В ходе исследования были организованы следующие педагогические условия, способствующие формированию коммуникативной толерантности:

- выполнена мотивация участников информационного взаимодействия;

- разработана система задач и вопросов, методических материалов и инструкций;

- учтены как интересы обучающихся, так и требования к уровню их профессиональной подготовки;

- организовано получение обратной связи через инструменты и компоненты среды. В исследовании мобильные приложения социально-культурного назначения

применяются для содействия толерантности; поддержки мультиязычного взаимодействия; формирования уважения к культурным особенностям других людей (этносов, народов); развития эмоционального интеллекта.

Итак, отметим, какие особенности работы с мобильными приложениями обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности менеджеров сферы социально-культурной деятельности:

- добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия;

- применение инновационных информационных технологий для поддержки конструктивного диалога в рамках профессионального общения: для уважения разнообразия мнений, этнических и культурных аспектов; понимания точки зрения других людей, проявления интереса к их мыслям и чувствам; в борьбе с нетерпимостью, стереотипами, дискриминацией;

- наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки (кнопки, метки, изображения);

- самостоятельный выбор сюжета и содержания для наполнения мобильных приложений социально-культурного назначения;

- активное применение мобильных решений в профессиональном общении для понимания психического состояния, качества и поступков партнеров по взаимодействию.

Полученные результаты исследования планируется использовать для совершенствования форм и методов преподавания для других дисциплин указанной программы подготовки, а также для внедрения элементов работы по созданию учебных мобильных приложений в программы дополнительного профессионального образования, реализуемые на базе ОГИК.

Ссылки на источники / References

1. Hinze A., Vanderschantz N., Timpany C. et al. A Study of Mobile App Use for Teaching and Research in Higher Education // Technology, Knowledge and Learning. - 2022. - Vol. 28. DOI: 10.1007/s10758-022-09599-6.

2. Kopp S., Krämer N. Revisiting Human-Agent Communication // The Importance of Joint Co-construction and Understanding Mental States. Frontiers in Psychology. - 2021. - Vol. 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.580955.

3. Кузьменко С. В. Человеческий капитал и социально-культурная среда современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2021. - № 1(116). - С. 19-24. DOI: 10.18522/1997-2377-2021-116-1-19-24. EDN ZLRRTX.

4. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие. - СПб.: СПбМАПО. - 1998. - 24 с.

5. Labzina P. G., Menshenina S. G., Kosharskaya E. V. Interactive educational environment as a condition of students' thinking skills development // International Research Journal. - 2021. - Vol. 12(114). DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.086.

6. UNESCO's Action In Education-2030. - URL: https://www.unesco.org/en/education/action

7. Chernikova V. Cultural And Value Dominants Of The Information Society // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» Dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. - 2022. -Р. 1554-1561. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.205.

8. Zhao Y., Lian J., Zhang Y. et al. Value co-creation in cultural heritage information practices: Literature review and future agenda // Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2023. - P. 75. DOI: 10.1002/asi.24862.

9. Кислова Н. Н., Леонов С. А. Внедрение сквозных цифровых технологий в образовательный процесс педагогического вуза как необходимое условие подготовки современного учителя // Образование и культурное пространство. - 2023. - № 3. - С. 9-17.

10. Кузьменко С. В. Человеческий капитал и социально-культурная среда современной России.

11. Smolyaninova O. G., Ivanov N. A., Podusova N. S. Humanitarization of University Training by Means of Mediation: Problem Statement // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2021. - Vol. 14. -No. 9. - P. 1308-1321. DOI: 10.17516/1997-1370-0821. EDN DHSZCS.

12. Didactic potential of using mobile technologies in the development of mathematical thinking / E. V. Soboleva, S. E. Chirkina, O. A. Kalugina [et al.] // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2020. -Vol. 16. - No. 5. - P. 1842. DOI: 10.29333/ejmste/118214. EDN HLXYGQ.

13. Грибков Д. Н., Свергунова Н. М. Влияние трансформации компетенций библиотечных специалистов на адаптацию программ высшего библиотечно-информационного образования к требованиям цифровой экономики // Образование и культурное пространство. - 2022. - № 4. - С. 113-129. DOI: 10.53722/27132803_2022_4_113.

14. Didactic Possibilities of Mobile Applications to Form Intercultural Competence of Students / E. V. Soboleva, T. N. Suvorova, M. I. Bocharov, T. I. Bocharova // European Journal of Contemporary Education. - 2022. - Vol. 11. -No. 2. - P. 526-541. DOI: 10.13187/ejced.2022.2.526. - EDN PAIIOS.

15. Asheena S.-P. South African Postgraduate STEM Students' Use of Mobile Digital Technologies to Facilitate Participation and Digital Equity during the COVID-19 Pandemic // Sustainability. - 2023. - Vol. 15. - P. 13418. DOI: 10.3390/su151813418.

16. Chernikova V. Cultural And Value Dominants Of The Information Society.

17. Ott M., Pozzi F. Towards a new era for Cultural Heritage Education: Discussing the role of ICT // Computers in Human Behavior. - 2011. - Vol. 27. - Р. 1365-1371. DOI: 10.1016/j.chb.2010.07.031.

18. Mareeva S. V., Slobodenyuk E. D., Anikin V. A. Public Tolerance for Social Inequalities in Turbulent Russia: Reassessing the Role of Subjective Mobility // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. - 2022. -No. 1. - P. 39-60. - URL: https://doi.org/10.14515/monitor-ing.2022.1.1982

19. Пономарев А. В., Реймер Е. В. Спорт как фактор формирования толерантности в студенческой среде // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 11. - С. 8-9. EDN ICDUHC.

20. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 8-19.

21. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование // Культурология. - 2001. - № 3(19). - С. 40-44.

22. Verkuyten M., Kollar R. Tolerance and intolerance: Cultural meanings and discursive usage // Culture & Psychology. - 2021. - Vol. 27. - P. 1354067X2098435. DOI: 10.1177/1354067X20984356.

23. Goncharevich N., Shajdurova O., Kovalevich I. et al. Dependence of teachers' tolerance level on their teaching experience and some personality traits // Science for Education Today. - 2019. - Vol. 9. - Р. 214-230. DOI: 10.15293/2658-6762.1904.13.

24. Smolyaninova O. G., Ivanov N. A., Podusova N. S. Humanitarization of University Training by Means of Mediation: Problem Statement.

25. Popovic L., Cosic D., Popov S. The Aspects of Technology Culture in IT Higher Education // The Cultural Aspects of ICT. - 2021. - Vol. 7. - P. 1-7.

26. Zhao Y., Lian J., Zhang Y. et al. Value co-creation in cultural heritage information practices: Literature review and future agenda.

27. Asheena S.-P. South African Postgraduate STEM Students' Use of Mobile Digital Technologies to Facilitate Participation and Digital Equity during the COVID-19 Pandemic.

28. Sakulwichitsintu S. Mobile Technology - An Innovative Instructional Design Model in Distance Education // International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM). - 2023. - Vol. 17(07). - Р. 4-31. DOI: https://doi.org/10.3991/ijim.v17i07.36457

29. Kumar D., Pande B. Influence and scope of mobile learning in higher education: A systematic literature review // Advances in Mobile Learning Educational Research. - 2023. - Vol. 3. - Р. 873-885. DOI: 10.25082/AMLER.2023.02.014.

30. Hinze A., Vanderschantz N., Timpany C. et al. A Study of Mobile App Use for Teaching and Research in Higher Education.

31. Didactic potential of using mobile technologies in the development of mathematical thinking / E. V. Soboleva, S. E. Chirkina, O. A. Kalugina [et al.].

32. Shabalina D. A., Soboleva E. V., Shilova Z. V. et al. The usage of augmented reality technology tools as an important condition for the training of specialists in the field of culture // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education. - 2023. - Vol. 61(1). - P. 537-553. DOI: 10.32744/pse.2023.1.32

33. Jarutkamolpong S., Kwangmuang P., Nguyen L., Duangngern P. Designing a Constructivist Mobile Application to Foster Creative Thinking in Undergraduate Students // Development and Evaluation. -2023. DOI: 10.21203/rs.3.rs-3113395/v1.

34. I'vova O. V. Application of ICT for fostering tolerance through impact on emotivity of learners // RUDN Journal Of Informatization In Education. - 2017. - Vol. 14. - Р. 317-323. DOI: 10.22363/2312-8631-2017-14-3-317-323.

35. Alzoubi K. The Effect of Using Electronic Assessment Based on Mobile-Installed Programs to Measure Students' Tolerance and Discipline Characteristics on Jordanian Teachers // International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM). - 2023. - Vol. 17. - Р. 4-18. DOI: 10.3991/ijim.v17i14.40055.

36. Lakhal M. The Effects of Online Texting on Moroccan EFL University Students' Writing Skills // International Journal of Linguistics, Literature and Translation. - 2020. - Vol. 3. DOI: 10.32996/ijllt.2020.3.9.11.

37. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие.

38. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование.

1. Hinze, A., Vanderschantz, N., Timpany, C. et al. (2022). "A Study of Mobile App Use for Teaching and Research in Higher Education", Technology, Knowledge and Learning, vol. 28. DOI: 10.1007/s10758-022-09599-6 (in English).

2. Kopp, S., & Krämer, N. (2021). "Revisiting Human-Agent Communication", The Importance of Joint Co-construction and Understanding Mental States. Frontiers in Psychology, vol. 12. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.580955 (in English).

3. Kuz'menko, S. V. (2021). "Chelovecheskij kapital i social'no-kul'turnaya sreda sovremennoj Rossii" [Human capital and socio-cultural environment of modern Russia], Gumanitarnye isocial'no-ekonomicheskie nauki, № 1(116), pp. 19-24. DOI: 10.18522/1997-2377-2021-116-1-19-24. EDN ZLRRTX.

4. Bojko, V. V. (1998). Kommunikativnaya tolerantnost' [Communicative tolerance]: metod. posobie, SPbMAPO, St. Petersburg, 24 p. (in Russian).

5. Labzina, P. G., Menshenina, S. G., & Kosharskaya, E. V. (2021). "Interactive educational environment as a condition of students' thinking skills development", International Research Journal, vol. 12(114). DOI: 10.23670/IRJ.2021.114.12.086 (in English).

6. UNESCO's Action In Education-2030. Available at: https://www.unesco.org/en/education/action (in English).

7. Chernikova, V. (2022). "Cultural And Value Dominants Of The Information Society", Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» Dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich, pp. 1554-1561. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.05.205 (in English).

8. Zhao, Y., Lian, J., Zhang, Y. et al. (2023). "Value co-creation in cultural heritage information practices: Literature review and future agenda", Journal of the Association for Information Science and Technology, p. 75. DOI: 10.1002/asi.24862 (in English).

9. Kislova N. N., & Leonov, S. A. (2023). "Vnedrenie skvoznyh cifrovyh tekhnologij v obrazovatel'nyj process pedago-gicheskogo vuza kak neobhodimoe uslovie podgotovki sovremennogo uchitelya" [Implementation of end-to-end digital technologies in the educational process of a pedagogical university as a necessary condition for training a modern teacher], Obrazovanie i kul'turnoe prostranstvo, № 3, pp. 9-17 (in Russian).

10. Kuz'menko, S. V. (2021). Op. cit.

11. Smolyaninova, O. G., Ivanov, N. A., & Podusova, N. S. (2021). "Humanitarization of University Training by Means of Mediation: Problem Statement", Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, vol. 14, no. 9, pp. 1308-1321. DOI: 10.17516/1997-1370-0821. EDN DHSZCS (in English).

12. Soboleva, E. V., Chirkina, S. E., & Kalugina, O. A. et al. (2020). "Didactic potential of using mobile technologies in the development of mathematical thinking", Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, vol. 16, No. 5, p. 1842. DOI: 10.29333/ejmste/118214. EDN HLXYGQ (in English).

13. Gribkov, D. N., & Svergunova, N. M. (2022). "Vliyanie transformacii kompetencij bibliotechnyh specialistov na adap-taciyu programm vysshego bibliotechno-informacionnogo obrazovaniya k trebovaniyam cifrovoj ekonomiki" [The impact of the transformation of library specialists' competences on the adaptation of higher library and information education programs to the requirements of the digital economy], Obrazovanie i kul'turnoe prostranstvo, № 4, pp. 113-129. DOI: 10.53722/27132803_2022_4_113 (in Russian).

14. Soboleva, E. V., Suvorova, T. N., Bocharov, M. I., & Bocharova, T. I. (2022). "Didactic Possibilities of Mobile Applications to Form Intercultural Competence of Students", European Journal of Contemporary Education, vol. 11, no. 2, pp. 526-541. DOI: 10.13187/ejced.2022.2.526, EDN PAIIOS (in English).

15. Asheena, S.-P. (2023). "South African Postgraduate STEM Students' Use of Mobile Digital Technologies to Facilitate Participation and Digital Equity during the COVID-19 Pandemic", Sustainability, vol. 15, p. 13418. DOI: 10.3390/su151813418 (in English).

16. Chernikova, V. (2022). Op. cit.

17. Ott, M., & Pozzi, F. (2011). "Towards a new era for Cultural Heritage Education: Discussing the role of ICT", Computers in Human Behavior, vol. 27, pp. 1365-1371. DOI: 10.1016/j.chb.2010.07.031 (in English).

18. Mareeva, S. V., Slobodenyuk, E. D., & Anikin, V. A. (2022). "Public Tolerance for Social Inequalities in Turbulent Russia: Reassessing the Role of Subjective Mobility", Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, no. 1, pp. 39-60. Available at: https://doi.org/10.14515/monitor-ing.2022.1.1982 (in English).

19. Ponomarev, A. V., & Rejmer, E. V. (2022). "Sport kak faktor formirovaniya tolerantnosti v studencheskoj srede" [Sport as a factor in the formation of tolerance in the student environment], Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, № 11, pp. 8-9. EDN ICDUHC (in Russian).

20. Asmolov, A. G., Soldatova, G. U., & Shajgerova, L. A. (). "O smyslah ponyatiya "tolerantnost'" [On the meaning of the concept of "tolerance"], Vek tolerantnosti. Nauchno-publicisticheskij vestnik, 2001, № 1-2, pp. 8-19 (in Russian).

21. Dmitriev, G. D. (2001). "Mnogokul'turnoe obrazovanie" [Multicultural education], Kul'turologiya, № 3(19), pp. 4044 (in Russian).

22. Verkuyten, M., & Kollar, R. (2021). "Tolerance and intolerance: Cultural meanings and discursive usage", Culture & Psychology, vol. 27, p. 1354067X2098435. DOI: 10.1177/1354067X20984356 (in English).

23. Goncharevich, N., Shajdurova, O., Kovalevich, I. et al. (2019). "Dependence of teachers' tolerance level on their teaching experience and some personality traits", Science for Education Today, vol. 9, pp. 214-230. DOI: 10.15293/2658-6762.1904.13 (in English).

24. Smolyaninova, O. G., Ivanov, N. A., & Podusova, N. S. (2021). Op. cit.

25. Popovic, L., Cosic, D., & Popov, S. (2021). "The Aspects of Technology Culture in IT Higher Education", The Cultural Aspects of ICT, vol. 7, pp. 1-7 (in English).

26. Zhao, Y., Lian, J., Zhang, Y. et al. (2023). Op. cit.

27. Asheena, S.-P. (2023). Op. cit.

28. Sakulwichitsintu, S. (2023). "Mobile Technology - An Innovative Instructional Design Model in Distance Education", International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), vol. 17(07), pp. 4-31. DOI: https://doi.org/10.3991/ijim.v17i07.36457 (in English).

29. Kumar, D., & Pande, B. (2023). "Influence and scope of mobile learning in higher education: A systematic literature review", Advances in Mobile Learning Educational Research, vol. 3, pp. 873-885. DOI: 10.25082/AMLER.2023.02.014 (in English).

30. Hinze, A., Vanderschantz, N., Timpany, C. et al. (2022). Op. cit.

31. Soboleva, E. V., Chirkina, S. E., & Kalugina, O. A. et al. (2020). Op. cit.

32. Shabalina, D. A., Soboleva, E. V., & Shilova, Z. V. et al. (2023). "The usage of augmented reality technology tools as an important condition for the training of specialists in the field of culture", Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, vol. 61(1), pp. 537-553. DOI: 10.32744/pse.2023.1.32 (in English).

33. Jarutkamolpong, S., Kwangmuang, P., Nguyen, L., & Duangngern, P. (2023). "Designing a Constructivist Mobile Application to Foster Creative Thinking in Undergraduate Students", Development and Evaluation. DOI: 10.21203/rs.3.rs-3113395/v1 (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. l'vova, O. V. (2017). "Application of ICT for fostering tolerance through impact on emotivity of learners", RUDN Journal Of Informatization In Education, vol. 14, pp. 317-323. DOI: 10.22363/2312-8631-2017-14-3-317-323 (in English).

35. Alzoubi, K. (2023). "The Effect of Using Electronic Assessment Based on Mobile-Installed Programs to Measure Students' Tolerance and Discipline Characteristics on Jordanian Teachers", International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM), vol. 17, pp. 4-18. DOI: 10.3991/ijim.v17i14.40055 (in English).

36. Lakhal, M. (2020). "The Effects of Online Texting on Moroccan EFL University Students' Writing Skills", International Journal of Linguistics, Literature and Translation, vol. 3. DOI: 10.32996/ijllt.2020.3.9.11 (in English).

37. Bojko, V. V. (1998). Op. cit.

38. Dmitriev, G. D. (2001). Op. cit.

Вклад авторов

В. В. Матвеев - участие в организации практических занятий специалистов в сфере социально-культурной деятельности по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры», курация работы по внедрению мобильных технологий в содержание программы подготовки, сбор информации об особенностях коммуникации среди студентов направления 51.03.03 Социально-культурная деятельность, реализуемого в огик. При работе над текстом статьи - анализ зарубежных источников, баз данных Scopus и Wos. На заключительном этапе - помощь в формулировании выводов по исследованию.

Д. Н. Грибков - анализ зарубежных источников, баз данных Scopus и Wos, проведение занятий по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры», оформление аналитических материалов согласно структуре статьи, выполнение статистической обработки результатов.

Contribution of the authors

V. V. Matveyev - participation in organizing practical classes for specialists in the field of socio-cultural activities in the discipline "Innovative experience of professional activity in the field of culture", supervision of work on the introduction of mobile technologies into the content of the training program, collection of information on the specific features of communication among students of the training area 51.03.03 "Socio-cultural activity", implemented in OSIC. When working on the text of the article - analysis of foreign sources, Scopus and Wos databases. At the final stage - assistance in formulating conclusions on the research.

D. N. Gribkov - analysis of foreign sources, Scopus and Wos databases, conducting classes on the discipline "Innovative experience of professional activity in the field of culture", design of analytical materials according to the structure of the article, statistical processing of the results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.