экономические науки
Серова Наталья Александровна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ...
УДК 330.322, 332.14, 338.23 DOI: 10.26140/ANIE-2020-0902-0073
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ В XXI ВЕКЕ
© 2020
AuthorlD: 180177 SPIN: 9603-2241 ResearcherID: I-9786-2018 ORCID: 0000-0001-8064-1251
Серова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Кольский научный центр Российской академии наук, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина (184200, Россия, Апатиты, Ферсмана 24а, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: определение особенностей развития инвестиционных процессов в регионах Арктической зоны России. Методы: в ходе исследования использовались методы статистического анализа, методы эмпирического и эмпирико-теоретического исследования, включающие метод графического представления информации, описание, обобщение и сравнение. Результаты: на основе экономико-статистического анализа развития инвестиционных процессов в регионах Арктической зоны России за 2000-2018 годы, включая анализ структуры инвестиций по источникам финансирования, форме собственности и объектам инвестирования, выявлены основные тенденции, наблюдающиеся в инвестиционной сфере арктических регионов и российской Арктики в целом. К ним отнесены: увеличение притока инвестиций; рост доли собственных средств в общем объеме инвестиций большинства арктических регионов, что свидетельствует о повышении их финансовой устойчивости; увеличение доли инвестиций в основной капитал организаций совместной российской и иностранной собственности, что позволяет говорить об эффективном развитии государственно-частного партнерства в Арктической зоне страны. Сделан вывод, что арктические регионы России обладают значительным потенциалом для активизации инвестиционной деятельности. Научная новизна: рассмотрены в динамике основные изменения в инвестиционной сфере Арктической зоны страны. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы органами государственной власти при подготовке программно-целевых документов по социально-экономическому развитию арктических регионов, а также в научной и преподавательской деятельности.
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, регионы, инвестиции, инвестиционные процессы, инвестиционная активность
FEATURES OF DEVELOPMENT OF INVESTMENT PROCESSES IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN ARCTIC IN THE XXI CENTURY
© 2020
Serova Natalia Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher
Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences, Luzin Institute for Economic Studies (184200, Russia, Apatity, street Fersmana, 24a, e-mail: [email protected]) Abstract. Purpose: to determine the features of the development of investment processes in the regions of the Arctic zone of Russia. Methods: in the course of the study, methods of statistical analysis were used, methods of empirical and empirical-theoretical research, including the method of graphical presentation of information, description, generalization and comparison. Results: based on the economic and statistical analysis of the development of investment processes in the regions of the Arctic zone of Russia for 2000-2018, including the analysis of the investment structure by sources of financing, form of ownership and investment objects, the main trends observed in the investment sphere of the Arctic regions and the Russian Arctic in whole. These include: an increase in investment inflows; an increase in the share of equity in the total investment of most Arctic regions, which indicates an increase in their financial stability; an increase in the share of investments in fixed assets of organizations of joint Russian and foreign property, which allows us to talk about the effective development of public-private partnerships in the Arctic zone of the country. It is concluded that the Arctic regions of Russia have significant potential for enhancing investment activities. Scientific novelty: the main changes in the investment sphere of the Arctic zone of the country are considered in dynamics. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used by public authorities in the preparation of target-oriented documents on the socio-economic development of the Arctic regions, as well as in scientific and teaching activities.
Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, regions, investments, investment processes, investment activity
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы арктический вектор является одним из важнейших во внутренней и внешней политике России, т.к. именно богатая природными ресурсами Арктика будет являться гарантом устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности нашей страны в XXI веке.
Для освоения уникальных арктических ресурсов и активизации транспортного, энергетического и экономического потенциалов, на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) реализуется более 160 инвестиционных проектов, общая стоимость которых оценивается в 1 трлн. руб. [1]. Более 90% всего объема финансирования этих инвестиционных проектов приходится на два глобальных направления [2-5]: 1) создание крупных минерально-сырьевых центров (в рамках этого направления предполагается реализация проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», строительство ГОК по добыче и переработке свинцово-цинковых руд
Павловского месторождения (проект «Павловское»); создание базы берегового обеспечения шельфовых проектов в Баренцевом, Карском и Печорском морях и др.); 2) модернизация и развитие арктической транспортной системы (в рамках данного направления предполагается реализация трансконтинентального проекта развития Северного морского пути; строительство железнодорожных магистралей «Северный широтный ход» и «Белкомур»; комплексное развитие Мурманского транспортного узла; строительство и модернизации морских портов, аэропортовой, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры арктических регионов; развитие судостроения).
Очевидно, что реализация этих мегапроектов невозможна без привлечения значительных инвестиционных ресурсов. Соответственно возрастает необходимость разработки государственной политики, направленной на стимулирование инвестиционной активности в арктических регионах. Данная политика должна быть основана
Serova Natalia Aleksandrovna FEATURES OF DEVELOPMENT .
economic sceinces
на комплексном анализе инвестиционной деятельности в АЗРФ, особенности осуществления которой ограничиваются экстремальными природно-климатическими условиями, периферийностью арктических территорий, неразвитостью инфраструктуры и другими факторами, обуславливающими удорожание капитальных затрат при реализации инвестиционных проектов [6-8].
Исследование методологических аспектов управления инвестиционной деятельностью в российской Арктике, проводимое нами ранее [9] показало, что активизация инвестиционных процессов является ключевой целью инвестиционной политики регионов АЗРФ. Для этого в Инвестиционных стратегиях арктических регионов предусматривается решение целого ряда задач, среди которых: развитие и модернизация инфраструктуры, диверсификация экономики, обеспечение условий для развития государственно-частного партнерства, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование позитивного инвестиционного имиджа и повышение привлекательности региона, повышение конкуренции и др.
Для определения возможностей повышения инвестиционной активности в АЗРФ автором был выполнен анализ развития инвестиционных процессов в арктических регионах в 2000-2018 гг., включая анализ структуры инвестиций по источникам финансирования, форме собственности и объектам инвестирования, поскольку их состояние и доступность определяет эффективность реализации региональной инвестиционной политики. Основными источниками информации, используемой при анализе инвестиционных процессов в регионах АЗРФ, являлись официальные данные Федеральной службы государственной статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Неоднородность социально-экономического пространства АЗРФ обуславливает и крайнюю неравномерность инвестиционных процессов в арктических регионах, что неоднократно отмечалось во многих работах отечественных ученых [10-12], в том числе и авторских
[13].
также Республиках Коми и Саха (рис. 1).
Анализ инвестиций в основной капитал в арктические регионы страны демонстрирует устойчивую положительную динамику: за 2000-2018 гг. поступления инвестиций в целом по АЗРФ выросли в 16 раз (среднегодовой прирост составил +19,3%), причем главным образом, за счет инвестиционного подъема в регионах, относящиеся к арктическим полностью (Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа), обусловленного благоприятной конъюнктурой на мировых рынках минерального сырья (рис. 2). Так, например, поступления инвестиций в Чукотский автономный округ за рассматриваемый период выросли в 28 раз (среднегодовой прирост составил +23,2%), в Ненецкий автономный округ - в 9,7 раз (+19,9%). Среди регионов, чьи территории отнесены к арктическим частично (Архангельская область, Красноярский край, Республики Коми, Карелия и Саха (Якутия)) наибольшие темпы роста были характерны для Республики Саха - с 2000 г. поступления инвестиций в регион выросли в 11 раз (+15,6%).
Рисунок 1 - Распределение инвестиций в основной капитал по основным видам экономической деятельности в регионах АЗРФ в 2018 г., %
(данные Федеральной службы государственной статистики)
Значительные объемы инвестиций, как правило, сосредоточены в промышленных центрах преимущественно сырьевой специализации. Характерным примером является основной газодобывающий регион страны - Ямало-Ненецкий автономный округ где, несмотря на экономические потрясения последнего десятилетия, приток инвестиций составлял более 40% совокупного объема капитальных вложений в Арктику (например, в 2018 г. инвестиции в округ составили 43,3% всех инвестиций в АЗРФ). В целом на добычу полезных ископаемых приходится 56,9% всех поступлений инвестиций в Арктику, при этом в регионах, полностью входящим в АЗРФ, этот показатель еще выше - 75,5%. Главным образом эти инвестиции сосредоточены в Ненецком, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах, а
Рисунок 2 - Динамика инвестиций в основной капитал в процентах к 2000 г., в сопоставимых ценах (расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики)
Инвестиционный спад в 2008-2010 гг. как в арктических регионах, так и в целом по стране, объясняется началом мирового экономического кризиса и последующего за ним резкого падения мировых цен на энергоносители (цена на нефть марки Brent в 2008 г. только за полгода снизилась в 4,3 раза [14]). Кризис носил глобальный характер и повлиял на всю мировую экономику, а среди арктических регионов России наиболее сильно проявился в Ненецком (среднегодовой прирост за 20082010 гг. составил -31,1%) и Чукотском (-16,1%) автономных округах. Однако, несмотря на внешние негативные факторы, капитальные вложения в этот период в целом по АЗРФ падали в меньшей степени, чем в среднем по стране: среднегодовой прирост инвестиций в Арктику составил +3,6% (по России - -0,7%). Произошло это главным образом, за счет увеличения притока инвестиций в Якутию (+13,2%), где продолжалась реализация и, соответственно, финансирование проекта строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (реализация проекта ведется с 2004 г.) и Красноярский край (+22,7%).
В восстановительный период российской экономики (2011-2012 гг.) благодаря повышению цен на нефть, и, как следствие, росту выручки от ее продажи, в АЗРФ началось оживление инвестиционной активности. Особенно высокими в этот период темпы роста были в Чукотском автономном округе (средние темпы роста за 2011-2012 гг. составили 172,3%), Республике Коми (136,3%) и Мурманской области (129,9%).
В период стагнации российской экономики (20132014 гг.) в АЗРФ отмечался незначительный инвестиционный спад. Однако в последующие годы, несмотря на начало «санкционной войны» в большинстве арктических регионов наблюдалось повышение инвестиционной активности: темпы роста в целом по АЗРФ в
312
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 2(31)
экономические науки
Серова Наталья Александровна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ...
2014-2018 гг. составили 103,5% (в среднем по России -99,2%). В региональном разрезе наибольшие темпы роста в этот период были характерны для Якутии (110,2%), где началось строительство ГОК «Инаглинский» и алмазодобывающего предприятия на месторождении Верхне-Мунского поля, и в Ненецком автономном округе (112,2%), где ведется строительство автодороги Усинск - Нарьян-Мар.
Анализ распределения капитальных вложений по формам собственности свидетельствует о поступлении в Арктику преимущественно российских инвестиций, доля которых в целом по АЗРФ в 2018 г. составила 82,4% (рис.3). При этом если в 2000 г. отечественные инвестиции преобладали в основном в восточной части АЗРФ (например, в Якутии они составляли 99,6% в общем объеме капитальных вложений), то в 2018 г. их наибольший удельный вес был отмечен в старопромышленных регионах на западе. Также, обращает на себя внимание увеличение в последние годы совместной формы распределения инвестиций, что позволяет говорить об эффективном развитии государственно-частного партнерства в российской Арктике. Особенно эта тенденция характерна для Ямало-Ненецкого автономного округа, где реализуется крупнейший в Арктике проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал СПГ».
Тенденции в структуре источников финансирования инвестиционной сферы в АЗРФ имеют свою специфику. Так, в развитых странах, где за счет внутренних (собственных) источников компаний финансируется 70-80% потребности в инвестициях, в периоды «оживления и подъема экономики, когда повышается инвестиционная активность компаний, происходит снижение доли их внутренних источников при росте доли внешних (привлеченных) средств» [15]. В российских условиях посткризисный экономический подъем, как в начале 2000-х гг., так и после мирового финансового кризиса, наоборот сопровождался повышением доли собственных средств в АЗРФ (рис. 3), удельный вес которых в общем объеме источников финансирования инвестиций в российскую Арктику в среднем за 2000-2017 гг. составил всего 41,7%. Во многом это связано с тем, что в экономике АЗРФ сохраняется высокая доля неприбыльных и убыточных организаций, несмотря на общую тенденцию укрепления финансового состояния большинства арктических регионов.
Рисунок 3 - Доля собственных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, %
(расчеты автора на основе данных Федеральной службы государственной статистики)
Свидетельством повышения их финансовой устойчивости является тенденция увеличения доли собственных средств в структуре источников финансирования инвестиций. Наиболее заметные изменения за весь рассматриваемый период характерны для Ненецкого автономного округа, где доля собственных средств в общем объеме источников финансирования инвестиций региона выросла более чем в 3 раза. Противоположная тенденция отмечена в Красноярском крае (доля собственных
средств снизилась с 70,8% до 46,7%), Якутии (с 60,3% до 38,2%), Мурманской области (с 62,2% до 56,8%) и Ямало-Ненецком автономном округе (с 26,6% до 23,1%), что главным образом, обусловлено снижением бюджетных ассигнований в структуре капитальных вложений.
В качестве негативной тенденции следует отметить снижение притока иностранных инвестиций в Арктику, что объясняется как нефтяным кризисом (в период 20142016 гг. цены на нефть упали с 115,1 до 34,7 долл/барр.), вызванным перепроизводством на рынке нефтепродуктов и снизившим экспортные доходы России [16-17], так и введением в отношении нее экономических санкций, ограничившим доступ российских нефтегазовых компаний к долгосрочному финансированию, а также специализированному оборудованию и технологиям, необходимым для шельфовой добычи. Проблематика влияния международных санкций на российскую экономику подробно рассматривается в зарубежной и отечественной литературе [18-24], анализ которой показывает, что санкции напрямую затронули многие проекты, реализуемые в АЗРФ, повлияли на сроки и планы освоения арктических шельфовых месторождений. Из-за санкци-онного режима в отношении России иностранные нефтегазовые компании были вынуждены отказываться от совместных проектов в российской Арктике либо существенно сократить свое участие в их реализации [25]. Например, американская компания ExxonMobil вышла из совместного с Роснефтью проекта в Карском море, что, однако, впоследствии принесло ей огромные потери (убытки компании только в 2014 г. составили 1 млрд. долларов США) [Серова26].
Однако, несмотря на существующую напряженность, международное сотрудничество в Арктике все же продолжается. В последние годы особенно увеличилось российско-китайское партнерство, подтверждением чему служит активная реализация крупнейшего арктического проекта «Ямал СПГ» совместно с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (China national Petrolium Corporation) и Китайским фондом Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd.) [27]. Кроме разработки арктических месторождений, сферой интересов Китая является также арктическая логистика, в первую очередь Северный морской путь, по которому через 15 лет Китай сможет перевести от 5 до 15% своего внешнеторгового логистического потока [28]. Это дает основания предполагать, что в среднесрочном периоде инвестиционная активность в российской Арктике сохранится на настоящем уровне.
В целом, анализ позволяет сделать вывод, что регионы АЗРФ обладают значительным потенциалом для активизации инвестиционной деятельности. Однако, в условиях нестабильности мировой финансовой системы и санкционных ограничений, снижающих инвестиционные возможности России по освоению своих арктических пространств, следует диверсифицировать источники финансирования приоритетных проектов освоения Арктики. Для этого необходим переход к адаптивным формам финансирования арктических проектов, а именно развитию государственно-частного партнерства и использованию потенциала государственных институтов развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Цветков В. А., Дудин М. Н., Ермилина Д. А. Управление развитием Арктики: финансовое обеспечение региона и выбор критериев оценки эффективности инвестиционных проектов для его освоения // Управленческие науки. 2019. № 2. С. 62-77. Doi: 10.26794/2304-022X-2019-9-2-62-77.
2. Балобанов А. Е., Воротников А. М., Майоров С. В. Роль транс-портно-логистической инфраструктуры в реализации проектов опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации //Журнал экономических исследований. 2018. № 2. С.17-27.
3. Биев А. А. Региональные инвестиционные проекты в Арктической зоне России: формирование территориальной инфраструктуры // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2018. № 3(59). С. 61-69. Doi: 10.25702/KSC.2220-802X.3.2018.59.61-69.
4. Лар М.Л., Курносова С.А., Щукина К.Е. Исследование экономического поведения коренных малочисленных народов арктической
Serova Natalia Aleksandrovna FEATURES OF DEVELOPMENT .
economic sceinces
зоны //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 325-329.
5. Серова Н. А., Гутов С. В. Ключевые тенденции развития инвестиционных процессов в Арктической зоне РФ в 2008-2017 гг. // Арктика и Север. 2019. № 34. С. 77 - 89. Doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.34.77.
6. Бакланов П. Я., Мошков А. В., Романов М. Т. Географические и геополитические факторы и направления долгосрочного развития Арктической зоны России // Вестник Дальневосточного отделения РАН. 2015. № 180. С. 5-15.
7. Дидык В. В., Серова Н. А. Региональная инвестиционная политика на Севере России // Пространственная экономика. 2005. № 4. С. 90-101.
8. Зайков К. С., Кондратов Н. А., Кудряшова Е. В., Липина С. А., Чистобаев А. И. Сценарии развития арктического региона (2020—2035 гг.) // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 5-24 Doi: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.5.
9. Serova N. A. Regional Investment Policy Formation in the Russian Arctic. Advances in Social Science: Education and Humanities Research. 2019. No 298. Pp. 499-501. Doi: 10.2991/essd-19.2019.109.
10. Бадылевич Р. В., Вербиненко Е. А. Дифференциация регионов Севера по уровню финансового потенциала// Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. № 8. С. 7-13.
11. Павлов К. В., Селин В. С. Структуризация и типология регионов Севера по организационно-экономическим условиям деятельности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 4 (51). С. 83-94.
12. Смиренникова Е. В., Воронина Л. В., Уханов А. В. Оценка уровня социально-экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации как основы для реализации крупномасштабных проектов // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 95-108.
13. Серова Н. А., Емельянова Е. Е. Инвестиционный климат северных территорий: региональный и муниципальный уровни. Апатиты: КНЦ РАН. 2015. 164 с.
14. Кондратов Д. И. Актуальные тенденции развития глобального энергетического рынка // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 19. С. 8-23.
15. Игонина Л. Л., Опрышко Е. Л. Современные тенденции формирования источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий в российской экономике // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 25. С. 2-10.
16. Chai J., Yang, Y., Xing L. Oil price and economic growth: An improved asymmetric co-integration approach. International Journal of Global Energy Issues. 2015. No 38 (4-5-6). Pp. 278-285. Doi: 10.1504/ IJGEI.2015.070269.
17. Асланова Э. Г. Причины падения цен на нефть //Инновационная наука. 2016. № 8-1. С. 14-15.
18. Baqheri S., Akbarpour H. Reinvestigation of the West's Sanctions against Russian in the Crisis of Ukraine and Russia's Reaction. Procedia Economics and Finance. 2016. Vol. 36. Pp. 89-95. Doi: 10.1016/S2212-5671(16)30019-3.
19. Tyll L., Pernica K., Arltova M. The impact of economic sanctions on Russian economy and the RUB/USD exchange rate. Journal of International Studies. 2018. No 11(1). Pp. 21-33. Doi: 10.14254/2071-8330.2018/11-1/2.
20. Wang W. Impact of Western Sanctions on Russia in the Ukraine Crisis. Journal of Politics and Law. 2015. Vol. 8. No 2. Doi:10.5539/jpl. v8n2p1.
21. Вякина И. В. Воспроизводство основного капитала в условиях инвестиционного кризиса: институциональные факторы и ограничения //Проблемы современной экономики. 2017. № 1 (61). С. 44-48.
22. Гайдук В. И., Криворотенко А. В., Калитко С. А. Состояние и тенденции развития инвестиционного рынка РФ //Политематический сетевой электронный научный журнал КубГАУ. 2017. № 131. С. 684699.
23. Орлова Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику //Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 54-66.
24. Ульченко М. В. Влияние санкций на промышленный сектор Севера РФ и экономическая безопасность // Фундаментальные исследования. 2018. № 11 (часть 1). С. 102-108. Doi: 10.17513/fr.42308.
25. Pezard S., Tingstad A, Van Abel K., Stephenson S. Maintaining Arctic Cooperation with Russia: Planning for Regional Change in the Far North. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2017. Doi: 10.7249/ RR1731.
26. Серова Н. А. Влияние кризисных явлений на инвестиционные процессы в Арктической зоне РФ // Фундаментальные исследования. 2019. № 1. С. 53-57 .Doi: 10.17513/fr.42404.
27. Рабия К. Китайско-российское сотрудничество в Арктике: перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2. С.108-128.
28. Лабюк А. И. Политика КНР в Арктическом регионе: государственные и коммерческие проекты // Россия и АТР. 2016. № 1 (91). С. 96-106.
Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания ФИЦ КНЦ РАН №0226-2019-0027 «Комплексное междисциплинарное исследование и экономико-математическое моделирование социально-экономической трансформации и управления регионов и муни-
3314
ципальных образований Северо-Арктических территорий Российской Федерации»
Статья поступила в редакцию 26.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Т. 9. № 2(31)