Научная статья на тему 'Особенности развития интернет-маркетинга'

Особенности развития интернет-маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3242
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / INTERNET MARKETING / DIGITAL ECONOMY / SOCIAL NETWORKS / INFORMATION TECHNOLOGY / E-COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Андрей Викторович

В работе рассматриваются элементы интернет-маркетинга, инструменты онлайн-маркетинга и их функции. Определены преимущества и недостатки различных видов интернет-маркетинга. В статье также определены отличия отечественного интернет-маркетинга от зарубежного. Определено, что стоимость мероприятий интернет-маркетинга ниже по сравнению с классическими каналами продвижения в офлайн. Эффективность расходования средств и результаты применения методов интернет-маркетинга всегда можно отследить на основе систем web-аналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the elements of Internet marketing, online marketing tools and their functions. The advantages and disadvantages of various types of Internet marketing are identified. The article also identifies the differences of domestic Internet marketing from foreign. It has been determined that the cost of internet marketing events is lower compared to classic offline channels. The efficiency of spending and the results of applying online marketing methods can always be tracked based on web-analytics systems.

Текст научной работы на тему «Особенности развития интернет-маркетинга»

8. Рожкова Д.В. Импортозамещение как условие эффективного функционирования молочноперерабатывающей отрасли // Вестник АГАУ. 2015. №4 (126). - с. 143-147.

Особенности развития интернет-маркетинга Features of the development of internet marketing

Ь Л московский

■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 4Í ЖУРНАЛ

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18008 Плотников Андрей Викторович,

к.э.н., доцент кафедры менеджмента Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: [email protected]

Plotnikov Andrei Viktorovich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация. В работе рассматриваются элементы интернет-маркетинга, инструменты онлайн-маркетинга и их функции. Определены преимущества и недостатки различных видов интернет-маркетинга. В статье также определены отличия отечественного интернет-маркетинга от зарубежного. Определено, что стоимость мероприятий интернет-маркетинга ниже по сравнению с классическими каналами продвижения в офлайн. Эффективность расходования средств и результаты применения методов интернет-маркетинга всегда можно отследить на основе систем web-аналитики.

Summary. The paper considers the elements of Internet marketing, online marketing tools and their functions. The advantages and disadvantages of various types of Internet marketing are identified. The article also identifies the differences of domestic Internet marketing from foreign. It has been determined that the cost of internet marketing events is lower compared to classic offline channels. The efficiency of spending and the results of applying online marketing methods can always be tracked based on web-analytics systems.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, цифровая экономика, социальные сети, информационные технологии, электронная коммерция.

Key words: internet marketing, digital economy, social networks, information technology, ecommerce.

Введение

В современных реалиях интернет-маркетинг прочно занял свое место среди инструментов продвижения. Широкую популярность и быстрое развитие данное направление маркетинга получило благодаря повсеместному распространению сети Интернет.

По данным агентства We Are Social [1], уровень проникновения Интернета в России, к примеру, составляет около 80% от общей численности населения (т.о. наша страна занимает 7 место в мире). Очевидно, что интернет-маркетинг по охвату населения превалирует над другими способами.

Интернет привлекателен для маркетологов еще и наличием ряда бесплатных инструментов для продвижения товаров или услуг, что позволяет существенно экономить бюджет. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что по эффективности интернет-маркетинг значительно превосходит остальные направления маркетинга, и по значимости для бизнеса они приблизятся к нему не скоро.

Понятие и сущность интернет-маркетинга Интернет-маркетинг включает в себя весь комплекс маркетинговых мероприятий, осуществляемых посредством всемирной сети. Сюда входит:

- размещение рекламы;

- создание коммерческих аккаунтов в соцсетях и их продвижение;

- PR;

- осуществление продажи товаров или услуг;

- сбор и анализ обратной связи.

Важнейшее отличие интернет-маркетинга от традиционного, называемого теперь оффлайн-маркетинг, в практически неограниченных возможностях первого. Если инструменты оффлайн-маркетинга нацелены главным образом на то, чтобы привести клиента в точки продаж, инструменты онлайн-маркетинга выполняют намного больше функций. В частности, они позволяют:

- познакомить потенциального клиента с товаром или услугой во всех подробностях, т.е. дать ему максимум информации по предмету;

- собрать контактные данные клиентов с тем, чтобы также посредством интернета вернуть их к покупке;

- совершать продажу прямо в сети;

- получать полноценную обратную связь и оперативно реагировать на жалобы клиентов;

- организовать и проводить интерактивные мероприятия по стимулированию сбыта (позволяющие при необходимости непосредственно в них осуществлять продажу).

Таким образом, интернет-маркетинг благотворно влияет на практику применения маркетинговых приемов, расширяя их возможности. Помимо этого, использование географической привязки дает возможность для точечного попадания в целевую аудиторию. Если же географическая привязка неактуальна, ее можно игнорировать, увеличив охват в десятки раз.

Преимущества и недостатки Широкое распространение онлайн-маркетинга без труда объясняется целым перечнем его преимуществ перед классическим маркетингом. В частности, это:

- экономичность - стоимость любого инструмента онлайн-маркетинга на порядок дешевле по сравнению с такими же инструментами, используемыми оффлайн;

- высокий охват целевой аудитории в сжатые сроки;

- измеримость - в отличие от традиционного маркетинга, интернет-ресурсы позволяют отследить основные параметры произведенных вложений (включая даже цену клика, т.е. стоимость перехода потенциального клиента на сайт или иной ресурс).

Огромным преимуществом онлайн-маркетинга также является его гибкость, т.е. возможность на любом этапе изменить стратегию или выбрать другие инструменты. В то время как в оффлайн-маркетинге вначале придется освоить выделенный бюджет до конца, чтобы запланировать новые мероприятия или внести коррективы в существующий план.

Несмотря на явное преобладание преимуществ, нужно также отметить объективные недостатки данного направления. Из них присутствуют следующие:

- поскольку интернет-маркетинг технически намного сложнее классического, необходим квалифицированный специалист (штатный или нештатный), который разбирается во всех видах интернет-маркетинга. Это поможет избежать ошибок, по причине которых эффективность инструментов маркетинга падает, а бюджет расходуется впустую;

- интернет-маркетинг требует намного больше внимания и практически круглосуточной готовности реагировать на запросы пользователей, поскольку эти категории клиентов очень требовательны к срокам и качеству обратной связи. Если, к примеру, обычную рекламную кампанию можно запустить и подвести итоги уже после ее окончания, то здесь придется отвечать на тысячи вопросов и контактировать с сотнями пользователей ежедневно.

Виды интернет-маркетинга На сегодняшний день, ввиду небольшого срока существования данного типа маркетинга, отсутствует абсолютное согласие в области терминологии, а также деления интернет-маркетинга на конкретные виды. Таким образом, приведенный здесь список

основывается на общих чертах некоторых категорий и может отличаться в разных источниках. [2], [3], [4]

Интернет-маркетинг подразделяется на следующие основные категории:

- поисковая оптимизация и продвижение (СЕО);

- медийная реклама;

- контекстная реклама;

- таргетинг;

- продвижение в соцсетях;

- директ-маркетинг;

- PR-кампании;

- вирусный маркетинг.

Рассмотрим каждый вид по отдельности.

Поисковая оптимизация и продвижение. Этот вид маркетинга ориентирован на обеспечение своему ресурсу максимально высокого положения в выдаче поисковой машины. Достигается так называемой СЕО-оптимизацией размещенных на ресурсе текстов, которая состоит из трех частей:

- уникальный контент;

- добавление ключевых слов, т.е. запросов, которые интернет-пользователи задают в поисковой строке;

- соблюдение при составлении текстов специальных параметров (тошнота, заспамленность, водность и т.п.), соотношение которых признается поисковым роботом оптимальным и тем самым обеспечивает больше просмотров;

- техническая оптимизация ресурса (разметка) в соответствии с требованиями поисковых систем.

Медийная реклама. К ней относится та, которая размещается на сторонних площадках. Бывает баннерная, тизерная, в виде информеров и т.д. В основном служит для информирования и привлечения клиентов, однако можно осуществлять продажи путем использования кликабельных баннеров, которые переводят пользователя прямо в интернет-магазин. Является самым дорогим видом рекламы.

Контекстная реклама. Самый популярный на сегодняшний день вид. Представляет собой рекламу в контексте запросов пользователей, т.е. реклама показывается тем из них, кто задает релевантные запросы.

Таргетинг. Это - наиболее управляемый тип рекламы. На основе изучения целевой аудитории рекламные показы можно настраивать, т.е. выбирать время показов, количество,

стоимость клика, возраст и пол потенциальных клиентов и т.п. Наиболее часто этот вид интернет-маркетинга используется в соцсетях.

Продвижение в соцсетях. Это - классический маркетинг-микс, получивший воплощение в социальных сетях. Здесь применяется целый комплекс инструментов, которые могут быть использованы как вместе, так и по отдельности. Примечательно, что некоторые из этих инструментов являются бесплатными, но от этого их эффективность не снижается.

Директ-маркетинг. Аналог классических прямых продаж. В интернет-прочтении включает в себя:

- Е-мейл рассылка;

- RSS-рассылка.

Сложность продаж через почтовый ящик заключается в том, что клиенты буквально завалены предложениями такого рода, поэтому очень тщательно фильтруют входящую корреспонденцию. Поэтому е-мейл рассылка теперь сродни искусству - е-мейл-маркетологи идут на различные ухищрения, чтобы добиться открытия писем (для измерения CTR) и увеличения их конверсии (процентное соотношение числа лиц, совершивших покупку, к общему числу отправленных писем).

RSS представляет собой рассылку в виде ленты новостей с кликабельными заголовками и кратким содержанием. Удобство для пользователя в том, что он может просмотреть эту информацию, не выходя из своего почтового ящика.

PR-кампании. Эффективный и при этом бесплатный способ пропиарить свою компанию, продукты или мероприятия. В интернет-маркетинге это происходит в виде пресс-релизов, статей или анонсов на сторонних площадках, которые предлагают размещение на безвозмездной основе.

Вирусный маркетинг. В основном работает через соцсети. Смысл в том, чтобы привлечь внимание как можно более широкого круга людей, не используя рекламу продукта напрямую. Это осуществляется с помощью видороликов, игр, приложений, историй и т.п., которые несут полезную смысловую нагрузку и упоминают о товаре/услуге лишь косвенно. Таким образом, пользователи, не связывая содержимое вирусного контента с рекламой, охотно его распространяют, размещая у себя на страницах, советуя знакомым и т.д.

Отличия интернет-маркетинга в России от зарубежного

Безусловно, развитие интернет-маркетинга за рубежом (имеются в виду развитые страны) началось намного раньше, чем в нашей стране. Соответственно, отечественный

маркетинг еще находится на этапе роста, при этом большинство инструментов, давно известных за границей, у нас только начинают осваиваться.

Также в нашей стране намного ниже готовность сотрудников сдвигать рабочий график, ориентируясь на потребителей в сети. Многие компании на сегодняшний день не демонстрируют готовность откликаться на запросы потребителей в режиме 24/7.

Тенденции интернет-маркетинга в развитых странах

На фоне некоторого пресыщения пользователей стандартными приемами интернет-маркетинга в развитых странах набирают популярность следующие тенденции.

Естественность. Поскольку в настоящее время это тренд всего западного мира, который захватил все области жизни, начиная от еды и заканчивая одеждой и привычками, данная тенденция нашла свое отражение в сети. Потребители отдают предпочтение натуральным, не постановочным и не отретушированным фото и безыскусным статьям, написанным простым языком. Публикации и иллюстрации чисто рекламного характера теряют свое приоритетное значение.

Видеоролики. Благодаря огромному прогрессу в доступности и качестве видеокамер в смартфонах, а также быстрому развитию понятных приложений для монтажа видео, люди стали очень много снимать и, соответственно, смотреть чужие видео. Поэтому видеоролики приблизились по популярности к фотографиям и статьям.

Мобильные устройства и приложения. Помимо развития видеороликов, индустрия мобильных устройств сделала популярной также рекламу и продвижение для смартфонов и прочих гаджетов. Теперь каждая компания должна проводить адаптацию своего интернет-ресурса под мобильную версию, чтобы не терять огромную часть платежеспособного населения.

Мессенджеры. Еще десять лет назад мессенджеры не пользовались большим успехом, и никто из маркетологов не брал их в расчет. Однако теперь, когда мессенджеры поголовно проникли в повседневную жизнь, они очень активно используются для интернет-маркетинга. Программное обеспечение мессенджеров тоже сильно прогрессирует; сегодня оно позволяет не только отправлять текстовые сообщения, видео- и аудиоролики, но еще и организовать интерактивное общение с пользователем посредством специального бота.

Непрестанное взаимодействие с аудиторией. Обилие информации в интернете чревато тем, что потенциальные клиенты могут забывать иные компании и их продукты. Чтобы оставаться на верхних позициях, организации необходимо всеми способами поддерживать интерес аудитории и напоминать о себе: проводить различные конкурсы, устраивать опросы, оперативно реагировать на запросы пользователей и т.п.

Тенденции российского интернет-маркетинга

Отечественный рынок пока что не настолько развит в сравнении с зарубежным, поэтому существует некоторая разница между приоритетными направлениями в интернет-маркетинге. В нашей стране преобладают следующие инструменты.

Продвижение через социальные сети. Особенно популярны сети Вконтакте, Одноклассники и Инстаграм. Из средства общения и поиска знакомых сети превратились в обширные бизнес-площадки, возможности которых постоянно расширяются. Сегодня уже трудно найти компанию, которая не имеет собственного аккаунта в одной из соцсетей либо во всех сразу. [5], [6], [7]

Использование виртуальной кнопки «Купить». В связи с данными о линейном увеличении числа онлайн-покупок была разработана кнопка с одноименным названием, перенаправляющая пользователя при ее нажатии в интернет-магазин с возможностью сразу оформить заказ и совершить покупку.

Замена длинных статей видеоконтентом. Безусловно, нынешняя российская интернет-аудитория стала менее читающей. А с учетом факта, что видео по качеству восприятия предмета намного превосходит простой текст, очевидно, что видеоконтент и далее продолжит замещать текстовую информацию.

Нативная реклама. Этот метод имеет, по статистике, самую высокую конверсию из всех инструментов интернет-маркетинга. Отзывы о товарах/услугах, размещенные в аккаунтах обычных пользователей сети в виде рекомендаций, гораздо лояльнее воспринимаются аудиторией и пользуются большим доверием.

Заключение

В настоящее время всемирная сеть все больше входит в повседневную жизнь. Скорость внедрения технических новинок с использованием Интернета в разы выше, чем это происходило 10-20 лет назад. Соответственно, любое предприятие или организация, независимо от его размеров и структуры, непременно будет зависеть от того, насколько полно и эффективно применяется интернет-маркетинг.

Причем необходимо его комплексное применение с учетом всех деталей и составлением пошагового плана внедрения.

Стоимость мероприятий интернет-маркетинга намного ниже по сравнению с оффлайн-маркетингом, а эффективность расходования средств, а также результаты всегда можно отследить, поскольку в интернете эта система отлажена и прозрачна.

Список литературы

1. We Are Social USA [Электронный ресурс] - режим доступа: https://wearesocial.com

2. Мухтасаров А. Ф. Классификация и продвижение различных типов информационного продукта методами интернет-маркетинга в малом и среднем бизнесе // Вестник МФЮА. 2017. №2. - с. 112-127.

3. Жуков А. В. Обоснование способов и средств интернет-продвижения товара по этапам жизненного цикла // Экономические исследования. 2011. №4. - с. 4.

4. Феднов И. Н. Применение инновационных методов маркетинга в крупном агробизнесе // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2009. №2-1. - с. 192-198.

5. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Модели влияния в социальных сетях // УБС. 2009. №27. - с. 205-281.

6. Вебер К. С., Пименова А. А. Сравнительный анализ социальных сетей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №2. - с. 634636.

7. Воронкин А. С. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // ОТО. 2014. №1. - с. 650-675.

Трансформация экономики агропромышленного комплекса Transformation of the economy of agro-industrial complex

fc Jj московский

■ p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Jj «УРНА/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.