13.6. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ МАЛАЙЗИИ
Лагунов Анатолий Сергеевич, аспирант, Институт Востоковедения РАН
Контакты автора: Lagunov_@bk.ru
Аннотация. Благодаря строительству Мультимедийного Супер Коридора и реализации концепции Новой Экономической Модели, Малайзия в настоящий момент находится на пороге «технологического рывка», перехода национальной экономики к инновационному развитию.
Ключевые слова: Малайзия, Новая Экономическая Модель, Мультимедийный Супер Коридор, инновационная экономика
FEATURES OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY OF MALAYSIA
Lagunov Anatoly, the post-graduate student, Institute of Oriental studies of the Russian Academy of Sciences
Annotation: Malaysia is now poised to make the next technological leap to innovative economic structure through the development of Multimedia Super Corridor and New Economic Model concepts. More innovative and higher value added, cutting-edge technology industries will help Malaysia to become a high income country. Keywords: Malaysia, New Economic Model, Multimedia Super Corridor, Innovative economy
С началом осуществления в 1990 г. государственной стратегии «Видение 2020» Малайзия взяла курс на построение инновационной экономики. Специфика экономики Малайзии, её открытый характер и экспортноориентированная структура (см. рис. 1) обусловили особенности развития и инновационной экономики страны.
Рис. 1.
Экспорт к ВВП Малайзии (1967 - 2008 гг.)1
Малайзия не обладает столь развитыми центрами фундаментальных научных исследований, как в США или в ЕС, однако, развивая инновационную инфраструктуру, предоставляя всевозможные преференции, привлекает как ТНК, так и иностранные государства в открытие производств, центров научно-исследовательской работы в Малайзии, то есть, в участие в проектах инновационного развития национальной экономики.
1 Trading Economics // URL: http://www.tradingeconomics.com/
Государственные программы развития Малайзии с 2010 г. обусловлены задачами построения Новой Экономической Модели (НЭМ), предусматривающей реализацию концепции инновационной экономики. Тем не менее, важно отметить, что цели и задачи НЭМ по инновационному развитию экономики Малайзии не предполагают «революционных», кардинальных преобразований. Принципы НЭМ являются частью последовательной линии правительства по развитию Малайзии, и особое значение построению инновационной экономики придавалось и ранее. В этой связи, особое внимание привлекает создание в 1996 г. Мультимедийного Супер Коридора (МСК), основная повестка которого согласована с целями НЭМ.
Создание МСК было призвано заложить основу для превращения экономики Малайзии в регионального и глобального лидера в развитии ИКТ. МСК, площадь которого составляет 50 на 15 км, протянулся вдоль шоссе, ведущему к международному аэропорту Куала-Лумпура в Сепанге. Развитие МСК предусматривает три фазы. В рамках первой фазы (1996-2003 гг.) было возведено пять киберцентров (Киберджая и Путрад-жая, бизнес-инкубаторы MTDC, Технологический Парк Малайзии, KLCC в Куала-Лумпуре и KL Tower), МСК статус получили более 1000 компаний и высших учебных заведений, привлечено 22000 высококвалифицированных специалистов. На его территории были возведены два новых города - Путраджая (административный центр федерального правительства) и Киберджая, где располагаются ИКТ компании и реализована концепция «умного дома». МСК ориентирован прежде всего на создание инновационного продукта, его разработке, проведения испытаний, и, в конечном итоге, его производстве, а также повсеместного внедрения шести приоритетных ИКТ проектов, а именно: «умная школа», широкого применения многоцелевой карточки с микропроцессором, развитие идеи электронного правительства, создание всемирной сети производителей, трансграничный маркетинг, развитие телемедицины.
С тем, чтобы привлечь международные компании, МСК располагает развитой системой скоростной опто-нной связи, обеспечивающей прямое соедине-СК со странами АСЕАН, Европы, Америки и , современной транспортной системой, соци-инфраструктурой, кроме того, компаниям пре-ляются фискальные и нефискальные льготы. В с МСК, реализован традиционный для Малай-мплексный подход - строительство коридора зраллельно с созданием соответствующей нор-ю-правовой базы. К примеру, в 1997 г. было о четыре «киберзакона» - закон о электронно-вой подписи, поправка к закону об авторском закон о преступлениях, совершённых с исполь-ем технических возможностей компьютера, закон о телемедицине.
Принятые законы являются неотъемлемой частью новой политики по осуществлению концепции инновационной экономики, конечным результатом которой станет экономика, основанная на знаниях.
Предоставляемые компаниям налоговые и неналоговые льготы демонстрируют как прежний подход, применявшийся с целью скорейшей индустриализации Малайзии, так и новый, продиктованный требованиями рынка. Одной из основных причин нового подхода стал новый уровень пресловутой «гонки уступок», когда государства одного региона конкурируют друг с другом за инвестиционный капитал, постепенно смягчая нор-
волоко
ние М
Япони
альной
достав
случае
зии ко
шло п
мативн
принят
цифро
праве,
зовани
Лагунов А.С.
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА МАЛАЙЗИИ
мативно-правовой режим. Компаниям-резидентам МСК предоставляется пятилетнее освобождение от выплаты налога на прибыль (которое можно продлить и до 10 лет) либо полное освобождения от налога на капиталовложения на новые инвестиции, сделанные в МСК. Импорт мультимедиа оборудования не облагается таможенными сборами. Гранты на исследования и разработки выдаются лишь малым и средним предприятиям - резидентам МСК. Компании - резиденты МСК, экспортирующие товары, произведённые в Малайзии, с использованием импортных компонентов, подлежащих налогообложению, имеют право на возмещение уплаченных налогов с этих компонентов.
Нефинансовые стимулы, предоставляемые МСК компаниям, предусматривают возможность последних привлекать высококвалифицированные трудовые ресурсы из-за рубежа без всяких ограничений, более того, капитал компаний может быть полностью иностранным, и, в случае необходимости, им может быть предоставлен свободный режим по ввозу-вывозу иностранной валюты.
С другой стороны, с тем, чтобы отвечать требованиям, предъявляемым МСК, компаниям необходимо быть производителем либо крупным потребителем мультимедиа продуктов и услуг, трудоустраивать значительное количество высококвалифицированного персонала, им требуется подробно изложить, как они собираются привлекать технологии или знания в Малайзию либо, напротив, способствовать развитию знаний, технологий, МСК в самой Малайзии.
В настоящее время можно констатировать очевидный прогресс в привлечении иностранных инвестиций в МСК, в развитие приоритетных ИКТ проектов (см. таб. 1). На конец 2000 г. 429 компаниям был предоставлен МСК статус, 274 из них принадлежали малазийцам2. Большинство из которых занималось созданием программного обеспечения для технических и специальных разработок -70, предоставлением услуг электронной торговли занималось 44 компании, разработкой программного обеспечения для бизнеса - 56, а также 44 интернет - компании, предоставляющих услуги бизнесу. Европейский Союз (50 компаний), США (27 компаний) и Сингапур - три ведущих иностранных инвестора МСК. Строительство магистральной оптоволоконной сети, покрывающей 360 км, завершилось за период с 1996-2000 гг. По данным 2005 г. в МСК было создано более 27000 новых рабочих мест, инвестировано приблизительно 5,11 млрд RM. Количество работающих в МСК компаний увеличилось до 1421 единиц3. В 2001-2005 гг. МСК вошёл во вторую фазу (2004-2010 гг.) своего развития с присвоением статуса «кибергорода» Байан Лепас в штате Пенанг и парку высоких технологий Кулим в штате Кедах. В рамках нового этапа развития МСК была поставлена задача становления МСК в качестве мирового центра развития ИКТ, распространения достижений МСК на всю страну, содействие использованию и внедрению передовых ИКТ в экономике Малайзии. Статус киберцентров было присвоено штатам Перак, Паханг, Джохор и Негри Сембилан.
В рамках третьей фазы (2010-2020 гг.), к 2020 г. планируется создать уже 12 «кибергородов» по всей Малайзии, добиться широкого распространения ИКТ по всей стране, достижения «экономики знаний». Не-
2 Доклад Отдела экономического планирования при правительстве Малайзии (Economic planning Unit), 2001 г.
3 Доклад Отдела экономического планирования при правительстве Малайзии (Economic Planning Unit), 2005 г.
сомненно, дальнейшее развитие концепции МСК, рост числа «кибергородов» станет решающим фактором широкого внедрения ИКТ технологий, переход, в целом, всей экономики Малайзии на новые рельсы, что будет означать начало качественно нового этапа развития страны.
Тс£пица I
Показатели МСК, 2001-2010 гг.
Показ атели 2001 г 2011 г.
Количество компаний МСК 621 2520
Высококвалифицированные кадры 12169 100000
Доход (млрд ЕМ) - 24 млрд RM
Объём экспорта (млрд В.М) Более 7 млрд RM ежегодно
Затраты на НИОКР (млрд КМ) Более 1,5 млрд RM
Кол-во зарегистрированных патентов на интеллектуаль ную собстве нностъ 5721
Бесспорно, достижение экономики знаний, инновационной экономики немыслимо без повсеместного внедрения ИКТ. За время своего развития МСК заложил основу для реализации Новой экономической модели и третья фаза развития МСК включена в концепцию НЭМ. НЭМ является частью усилий правительства по достижению статуса высокоразвитого государства к 2020 г., то есть, достижения целей и задач, поставленных перед страной ещё в 1991-1992гг. тогдашним лидером нации - Махатхиром бин Мохамадом. Реализуемые меры подразумевают существенные преобразования как в экономике, так и в социальной и политической сферах. Можно выделить три основных, руководящих принципа НЭМ, а именно -высокий доход, толерантность и самодостаточность. Ставится задача достичь дохода на душу населения в 15 000 USD к 2020 г. (в настоящее время - 7 000 USD).
Для успешной экономической трансформации насущной проблемой становится необходимость радикального повышения производительности труда путём развития человеческого потенциала, широкого применения инноваций, совершенствования системы управления.
В НЭМ выделено восемь стратегических целей, задача по выполнению которых поставлена в десятом (2011-2015 гг.) и одиннадцатом (2016-2020 гг.) планах развития Малайзии:
- динамичное развитие частного сектора;
- развитие человеческого потенциала, обучение высококвалифицированных кадров, снижение зависимости от иностранной рабочей силы;
- создание конкурентоспособной национальной экономики;
- повышение эффективности государственного сектора;
- осуществление «позитивной», мягкой дискриминации в пользу коренного населения, прозрачной для общественности страны и не причиняющей ущерба экономике Малайзии;
- создание инновационной инфраструктуры;
- стимулирование существующих источников роста;
- обеспечение стабильности развития.
Также особое внимание планируется уделить появлению общеузнаваемых брендов национальных ком-
паний, соответствию продукции международным стандартам, соблюдению авторских прав.
Как ожидается, построение экономики знаний позволит Малайзии существенно усилить свои конкурентные преимущества, расширить рыночные ниши компаний страны на международных рынках. Государственные программы по обучению высококвалифицированных кадров станут существенным подспорьем в направлении повышения эффективности, снижения издержек, искоренения бедности, кроме того, снизится зависимость экономики от неквалифицированной иностранной рабочей силы.
Мировой финансовой кризис изменил мировую экономическую конъюнктуру и выявил существующие слабости национальных экономик. Правительство Малайзии, осознавая опасность зависимости экономического роста от нескольких ключевых отраслей, предпринимает усилия, в ряду которых стоит и анонсированные государственные планы и стратегические цели, заявленные в рамках НЭМ, по скорейшему развитию новых отраслей экономики страны, в которых Малайзия имеет конкурентные преимущества. Правительством утверждены 12 ключевых экономических отраслей (National Key Economic Areas - NKEA) с высокой добавленной стоимостью (см. таб. 2).
Среднесрочное развитие Малайзии определяет десятый план развития страны (2011-2015 гг.), являющегося частью НЭМ, где главной задачей стоит достижение экономического роста в 6% в год (против 4,2% в Девятом плане (2006-2010 гг.), повышение валового национального дохода на душу населения с 26420 RM в 2010 г. до 38859 RM в 2015 г., снижение бюджетного дефицита с 5,3% ВВП до менее 3% к 2015 г. Как ожидается, главным локомотивом экономического роста станет частный сектор, с ежегодным ростом частных инвестиций в 12,8%.
Таблица 2.
Доля ключевых экономических отраслей (NKEA) в ВВП Малайзии
Список литературы:
1. Доклад Отдела экономического планирования при правительстве Малайзии (Economic Planning Unit), 2001 г. // URL: http://www.epu.gov.my
2. Доклад Отдела экономического планирования при правительстве Малайзии (Economic Planning Unit), 2005 г. // URL: http://www.epu.gov.my
3. MSC Malaysia // URL: http://www.mscmalaysia.my/
4. Tenth Malaysia Plan, Economic Planning Unit // URL: http://www.epu.gov.my
5. Trading Economics // URL: http://www.tradingecono-
mics.com/
Reference list:
1. Report of the Economic Planning Unit of the Government of
Malaysia (Economic Planning Unit), 2001 // URL:
http://www.epu.gov.my
2. Report of the Economic Planning Unit of the Government of
Malaysia (Economic Planning Unit), 2005 // URL:
http://www.epu.gov.my
3. MSC Malaysia / / URL: http://www.mscmalaysia.my/
4. Tenth Malaysia Plan, Economic Planning Unit// URL: http://www.epu.gov.my
5. Trading Economics / / URL:
http://www.tradingeconomics.com/
РЕЦЕНЗИЯ
На статью Лагунова Анатолия Сергеевича «Особенности развития инновационной экономики Малайзии»
Мировой финансовый кризис выявил существующие слабости мировой экономики в целом и, в частности, отдельных ее субъектов. Изучение успешного опыта антикризисных мер, предпринятых в Малайзии, представляется весьма полезным, интересным и своевременным.
В статье Лагунова А.С. описаны особенности антикризисных мер правительства Малайзии, связанные со спецификой сложившейся социально - экономической системы этой страны.
Статья рекомендована к публикации.
Ректор «Восточного университета»
к.э.н. Н.М. Хрящева
ЖЕА Доля в ВВП ( %)
2009 г. 2015 г. (прогноз)
Нефть, газ, энергетика 13,1 (68,3 млрд RM) 11,1 (81,9 млрд RM)
Пальмовое масло и сопутствующие продукты 3,3 (17,0 млрд RM) 21,9 млрд RM
Финансовые услуги 11,7 12,7
Оптовая и розничная торговля 13,3 15,1
Туризм (доход) 54 млрд RM 115 млрд RM
Информационные технологии 9,8 10,2
Образ ование 1,0 2,0
Электр отехническ ая промышленность Нет данных Нет данных
Услуги отнесу 2,6 3,3
Сельское ХОЗЯЙСТВО 1,0 2,0
Таким образом, развитие инновационной инфраструктуры - создание Мультимедийного Супер Коридора, технопарков, экспортно-производственных зон, развитие транспорта и логистики, реализация, в целом, Новой экономической модели позволяет Малайзии успешно использовать инновационный потенциал иностранных инвестиций.