1ЕРА
ОСОБЕН V: 7 Г ЪИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ
ВНЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА НОВОЙ АФРИКИ в 1994-20114 гг.
A.A. АРХАНГЕЛЬСКАЯ
Институт Африки РАН
ул. Спиридоновка, 30/1, 123001 Москва, Россия
В работе определяются основные цели, задачи и приоритеты внешней политики ЮАР в рассматриваемый период, изучаются основные векторы развития внешнеполитического курса на мировой арене.
ЮАР занимает важное геостратегическое положение на стыке пересечения интересов развитых и развивающихся стран, соприкосновения цивилизаций. Ее территория представляет собой важнейшую часть Африканского континента, богатую природными ресурсами и омывающуюся двумя океанами; исторически лежащую на важнейших торговых путях.
География и современное место в мировом сообществе открывает для ЮАР возможность стать коммуникационным звеном между регионами.
Кроме важного геостратегического положения, ЮАР вызывает интерес в регионе и в мире как обладатель значительных, в большинстве своем еще не освоенных сырьевых ресурсов, что предоставляет
Южноафриканской Республике определенные возможности при проведении своей внешней политики. Успех или неуспех преодоления социально-экономической отсталости, продвижения по мути модернизации во многом будет зависеть от способности руководства ЮАР использовать
геополитические и исторические преимущества.
На формирование внешнеполитического курса ЮАР после демократических преобразований существенное влияние оказали мировые процессы глобализации, бурное развитие которых пришлось на период окончания холодной войны и начало формирования нового миропорядка.
Одновременно новая внешняя политика формировалась под влиянием ряда факторов, обусловленных периодами исторического развития
Южноафриканского государства.
Борьба АЫК против правящего режима апартеида проходила при поддержке мирового сообщества, что подразумевало обширные международные контакты партийных лидеров и функционеров, которые после прихода к власти уже получили богатый опыт внешнеполитической деятельности и были известны на мировой арене [7]. Это существенным образом способствовало становлению нового внешнеполитического курса ЮАР.
Несомненную роль в формировании внешней политики ЮАР после
падения режима апартеида сыграла личность выдающегося деятеля Нельсона
Манделы, ставшего первым президентом демократической ЮАР [6]. Он оказал решающее влияние на сохранение стабильности в стране в переходный период, а также заложил основы нового внешнеполитического курса страны, который был продолжен его последователем, нынешним президентом ШАР Табо Мбеки.
Стабильность проводимой внешней политики обусловлена развитием внутриполитической ситуации в стране. В результате третьих демократических выборов в ЮАР Табо Мбеки во второй раз был избран президентом [1. С.204], а векторы внешнеполитической деятельности государства сохранили свою направленность.
Можно выделить три этапа формирования внешнеполитической линии Южно-Африканской Республики.
Первый этап - 1992-1996 гг. Он характеризуется определением и анализом внешнеполитических вызовов, стоящих перед формирующейся внешней политиком демократической ЮАР. В результате этого этапа был выработан курс на защиту национальных интересов государства, изменение статуса и имиджа ЮАР на мировой арене, признание взаимозависимости экономики, обороны и внешней политики.
На втором этапе, длившемся до 2002 г., внешнеполитическая деятельность была направлена на увеличение благосостояния государства, а также на ее внешнюю безопасность. На этом этапе оценивается эффективность выбранного курса, который по результатам подвергается корректировке.
Начало третьего этапа приходится на 2002 г., когда на первое место вышли проблемы обновления Африки, борьба с бедностью на континенте и др. Третий этап тесно связан с началом реализации НЕПАД.
Система механизмов реализации внешней политики ЮАР включает в себя следующие ключевые элементы:
Президент;
Парламент;
Правительство;
Министерство иностранных дел;
Основные политические партии;
Общественные институты, включая неправительственные организации и академическую среду.
Система механизмов реализации внешней политики в период 1994-1999 гг. находилась в стадии становления и развития. При существенной законодательной основе наблюдались функциональные и организационные сбои. В частности, расхождение позиций в заявлениях официальных лиц. В период 1999-2004 гг. наблюдался процесс конструктивного сотрудничества законодательной и исполнительной властей, направленный на преодоление подобных расхождений и несогласованностей.
В качестве индикаторов, указывающих на эффективность осуществления внешнеполитической деятельности, выступают СМИ, религиозные организации и университеты. Также внешняя политика
государства подвергается оценке и критике со стороны неправительственных организаций [11]. Результаты деятельности этих общественных институтов используется внешнеполитическим руководством ЮАР в процессе разработки своей стратегии.
До настоящего момента в ЮАР не существует принятой концепции или доктрины внешней политики государства.
После падения в 1994 г. режима апартеида в Южно-Африканской Республике руководством государства были определены основные дели и задачи новой внешней политики, которые до настоящего момента не претерпели существенных изменений. Среди них:
- преобразование органов внешней политики и безопасности ЮАР, включая развитие системы подготовки внешнеполитических кадров для обеспечения государственных приоритетов в области внешней политики;
- установление отношений с другими государствами и обеспечение признания ЮАР в мировом сообществе;
- создание благоприятного имиджа ЮАР в мире;
- расширение и диверсификация торгово-экономических отношений и привлечение иностранных инвестиций;
- привлечение внимания международного сообщества к уважению и соблюдению прав человека и демократии;
- содействие международной безопасности и стабильности (включая предотвращение международной преступности и контроль над ней);
- приоритет защиты интересов и развития государств Африканского континента;
укрепление отношений между развивающимися странами, продвижение их интересов в международных организациях и изменение отношений между развивающимися и развитыми странами [12].
Основные векторы внешней политики ЮАР направлены на:
- сотрудничество по проблемам развития Африканского континента, с особым акцентом на южноафриканский регион;
~ страны Западной Европы;
- сотрудничество с Соединенными Штатами Америки;
- страны Латинской Америки;
- ближний Восток;
- Азию и Океанию;
- сотрудничество в рамках ИБСА.
Деятельность ЮАР в рамках различных международных организаций,
в том числе ООН, ОАЕ, Содружество наций и др.
Политическое руководство ЮАР рассматривает южноафриканский регион главным и приоритетным направлением внешнеполитического курса государства.
Основными направлениями внешнеполитической деятельности ЮАР на Юге Африки являются:
- создание, укрепление и совершенствование региональной системы коллективной безопасности;
- сохранение и укрепление своих позиций в Сообществе развития Юга Африки (САДК), которое является основным инструментом продвижения интересов ЮАР в регионе;
-сконцентрированное применение активных политических, экономических и дипломатических усилий в интересах предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.
ЮАР активно действует в рамках региональной международной организации Сообщество развития Юга Африки (САДК), основными целями которой являются региональный мир и стабильность, отраслевое взаимодействие и интегрированная региональная экономика. Внешнеполитическое руководство ЮАР использует САДК в качестве одного из основных инструментов продвижения интересов ЮАР в регионе. Оно видит возможность обеспечения лидирующей роли государства на Африканском континенте через интенсивное экономическое развитие юга Африки, где ЮАР уже занимает ведущие позиции.
Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют постоянного поиска новых подходов и механизмов. Африканский Союз, AC (African Union, AU) - региональная международная межправительственная организация, объединяющая 52 государства Африки. Для ЮАР как первого председательствующего члена АС вызов дипломатическому мастерству был велик.
Роль ЮАР в формировании АС велика. Так, возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского Союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР Табо Мбеки [13]. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против пандемии СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.
«Новая африканская инициатива», в дальнейшем трансформировавшаяся в ЫЕПАД, занимает особое место в обще африканской политике и, в частности, во внешней политике ЮАР «Новое партнерство для развития Африки», НЕПАД - программа развития континента, выдвинутая самими африканцами. Ответственность за ее исполнение взяли лидеры Африки.
Примечательно, что НЕПАД в целом совпадает с концепцией «Африканского ренессанса», фактически являясь выражением ее экономического содержания. От преодоления разногласий между самими государствами-участницами и от урегулирования некоторых противоречий между развитыми и африканскими странами, в частности по вопросам демократического развития, зависят реализация и эффективность программы.
ЮАР, в год своего председательства в АС, сумела привлечь внимание стран Юга к вопросам' НЕПАД, Это было сделано посредствам активной
работы в Движении неприсоединения, Содружестве наций и других региональных организаций.
Развитие многосторонних связей ЮАР с ведущими странами Западной Европы является одним из важнейших направлений внешнеполитического курса ЮАР [9], что во многом определяется значительной зависимостью страны от объемов торговли, инвестиций от ведущих государств этого региона. Избегая ориентации на какую-либо из стран, ЮАР пытается использовать в своих целях их конкуренцию за право стать привилегированным партнером ЮАР.
Внешнеполитическое руководство ЮАР понимает всю ценность североамериканского региона в мировой экономической политике. Ввиду этого она стремится наладить стабильные и хорошие отношения, со странами этого региона. Особый интерес вызывают двусторонние отношения с Канадой и США в вопросах официального увеличения поддержки развития, в частности доступности рынков, индустриально развитых стран, увеличения инвестиций в Африку и предоставление более гибких условий погашения внешнего долга [3].
Анализ текущего состояния и перспектив развития отношений ЮАР с США свидетельствует о том, что обе стороны выступают в регионе Юга Африки в качестве политических и торгово-экономических соперников. Наметившаяся определенная динамика развития американских инвестиций в экономику ЮАР в целом положительно оценивается внешнеполитическим руководством обеих стран. США видят в этом основу закрепления своих интересов не только в ЮАР, но и во всем южноафриканском регионе. ЮАР, со своей стороны, заинтересована в резком ускорении экономического роста страны и создании новых рабочих мест за счет иностранных инвестиций.
Страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Океании являются важной частью внешней политики ЮАР. Основой этого взаимодействия является сотрудничество по линии Юг-Юг.
Одним из направлений проведения линии внешней политики ЮАР является сотрудничество в рамках межгосударственного объединения «Форум диалога Индии, Бразилии, ЮАР» (ИБСА), которое прогрессировало от свободного партнерства, созданного в основном для решения политических вопросов на макро уровне, до межгосударственного альянса, направленного на обсуждение и решение конкретных задач развивающихся стран на мировой арене.
ИБСА служи!' механизмом взаимодействия трех стран в вопросах политических консультаций и укрепления сотрудничества в отдельных областях экономических отношений для их более успешного развития [5].
Индия, Бразилия, ЮАР, являясь участницами уникального трансконтинентального объединения, смогли найти точки соприкосновения, в основном это социально экономические условия развития, а также политические позиции на мировой арене, позиция лидерства в своих регионах. Объединение представляет собой очень удобный формат
международного взаимодействия между региональными лидерами трех континентов для отстаивания своих позиций на международной арене,
Трехстороннее сотрудничество лидирующих стран в своих регионах представляет собой формирующуюся ось интеграции стран Юга. ИБСА предоставляет возможности для формирования единых взглядов и стратегии поведения на международной арене.
До недавнего времени во взаимоотношениях Российской Федерации и ЮАР отсутствовала особая заинтересованность в развитии двухсторонних отношений, что, в частности, подтверждалось особо низкими показателями торгового оборота между двумя странами. Однако во время визита президента России В.В. Путина 6 сентября 2006 г. в Кейптаун президенты ЮАР и России заявили: «Мы говорили о нашем сотрудничестве на международной арене, о вкладе наших стран в урегулирование острых ситуаций как на африканском континенте, так и в мире в целом. Но основное внимание было уделено сотрудничеству в торгово-экономической сфере» [2]. В последствии, в 2007 г. ЮАР с официальным визитом посетил М.Е.Фрадков. Таким образом, отношения между двумя странами начинают приобретать более значимый характер, хотя фактор расстояния, наряду с другими факторами, между государствами по-прежнему будет оказывать свое негативное влияние в сфере торговли.
Для усиления своих позиций в мировом сообществе, а также для улучшения своего международного авторитета ЮАР активно участвует в деятельности различных международных организаций. Южноафриканская Республика после падения режима апартеида восстановила свое членство во всех основных международных организациях (ООН, ОАЕ, Содружество наций, Движение неприсоединившихся государств) [8]. ЮАР является полноправным участником международного диалога в рамках ООН, Содружества наций и Движения неприсоединения.
Членство ЮАР в международных организациях носит прагматичный характер. ЮАР применяет двойной подход к реализации своей внешней политики на мировой арене, с одной стороны, она использует все возможности существующей системы международных организаций, с другой стороны, является активным участником ее реформирования. Внешнеполитическая позиция элиты ЮАР состоит в том, что новые условия должны повлечь за собой модернизацию ныне существующих структур поддержания мира и международной безопасности и, прежде всего, ООН. Основными кандидатами на реформу международных институтов ЮАР считает СБ ООН, МВФ, ВТО.
ЮАР является активным членом дискуссий и встреч глав государств Содружества наций, где обсуждаются вопросы мировой политики, в частности, борьба с терроризмом, проблема СПИДа, списание задолженностей, проблемы ВТО, барьеры инвестиций в бедные страны [10].
Участвуя в глобальных процессах по разоружению, а также в программах по нераспространению оружия массового уничтожения [4], ЮАР усиливает свои позиции лидера в южноафриканском регионе. Среди
инструментов усиления лидирующих позиций как региональных, так и трансафриканских, ЮАР также активно использует институт международного миротворчества.
Проведение свободных демократических выборов в ЮАР в 1994 г. и приход нового правительства привели к улучшению условий для развития внешней политики государства.
Приоритетными для ЮАР являются отношения с Африкой, так как от их характера во многом зависит безопасность страны, причем не только в военно-политическом плане. Большое значение имеют проблемы, связанные с притоком мигрантов из других африканских стран на территорию
ЮАР не приемлет роль сателлита развитых стран, при этом она стремится стать лидером не только в южноафриканском регионе и Африке в целом, но и играть одну из ведущих ролей в мировом масштабе.
Южноафриканская Республика выступает за участие в коалиции стран третьего мира по уменьшению разрыва между развитыми и развивающимися странами, за предоставление различных льгот последним. В то же время ЮАР позитивно настроена на взаимный диалог с развитыми странами, особенно в торгово-экономической сфере.
ЮАР, как и другие страны региона, видит один из основных путей защиты своих интересов в условиях современного мира в усилении региональной интеграции взаимной поддержки и солидарности.
ЮАР, все более активно участвующая в процессах региональной интеграции, способна как лидирующее государство сыграть важную роль в деле углубления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами.
ЮАР в ближайшей и среднесрочной перспективе продолжит свой внешнеполитический курс в рамках международных демократических принципов и приверженности интересам стран Африканского континента в целом и южноафриканского региона в частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Касимова А.Н. Выборы 2004г. и политическое развитие ЮАР // Тезисы. X конференция африканистов. Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты. - Москва, 24-26 мая 2005.
2. Заявления для прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам российско-южноафриканских переговоров, 5 сентября 2006г., - Кейптаун,
http://www.kremlin.ru/appears/2006/09/05/0127 type63377type63380.110751 .sfat
ml
3. Komegay F,A. South Africa.ii - United States relations at the turn of a new century: retrospectively iooking forward. - IGD occasional paper. - October 2000. -
- № 26.
4. Karamchund Macherdhuj. Towards a world free from nuclear weapons. Why
SA gave up the nuclear option. - DDA Occasional Papers. - July 1999. - №1.
5. Lai K. India-Brazil-South Africa: The Southern Trade Powerhouse Makes its
Debut -http://www.coha.org/2006/03/15/iiidia-bra2ii-south-africa-the-southem-trade-powerhouse..makes-its-debut/,
6. Sidiropoulus E, South Africa: the Challenges of Transformation. // South African Journal of international Affairs. - 1999/2000.
7. Thomas S. & Alden C. The diplomacy of liberation: the foreign relations of the ANC since 1960. // South African Journal of International Affairs. - Vol. 4, 1997.-N2.
8. Nzo A. Speech to Parliament. - 8 February 1999. http://www.gov.za
9. Dlamini NC Zuma. Foreign affairs debt budget vote 2004/2005. http ://www. info. gov.za
10. Interview of President Thabo Mbeki by SABC TV 2.-16 February 2003. hUp;//www.iliepresideiicy.gov.za/maiii.a$p?include^presideni/inierviews/2Q03/ini0 216.htm
11. Political developments in South Africa, http://www.iss.co.za
12. Republic of South Africa (RSA), Debates of Parliament (National Assembly), 27 May 1994. RSA, Debates of Parliament (National Assembly), 8 August 1995. RSA, Debates of Parliament (National Assembly), 15 May 1996. Address by Mr. JS Selebi, Director General of the Department of Foreign Affairs, to the South African Institute of International Affairs (S AHA), 18.05.1999. http://www.info.gov.za/speeches/1999/9905191044a1005 .htm
13. T Mbeki, The African Renaissance, South Africa and the World, address at the United Nations University, Tokyo, Japan, 9 April 1998; Address to the 2nd Southern Africa International Dialogue on Smart Partnership for the Generation of Wealth, Swakopmund, Namibia, 27 July 1998; The African Renaissance: Statement of Deputy President, Gallagher Estate, Johannesburg, 13 August 1998; Address by Executive Deputy President to the summit of the Corporate Council of Africa entitled Attracting capital to Africa, Chantilly, Virginia, US, 19-22 April 1997, http://www.info.gov.za/speeches
SPECIFIC FEATURES OF THE FORMATION AF ■ I « ¿VELOPMENT OF THE FOREIGN-POLICY COURSE OF NEW AFRICA IN 1994 - 2004
A.A. a-i, vJELSKAYA
Institute of Africa of HAS 30/1 Spiridonovka, 117998 Moscow, Russia
The work defines the main aims, tasks and priorities of the foreign policy of the Republic of South Africa during this period and analyses the main vectors of the development of international politics.