Научная статья на тему 'Особенности развития и европеизации блокированной застройки г. Гуанчжоу, Китай (конец XIX - первая половина XX В. )'

Особенности развития и европеизации блокированной застройки г. Гуанчжоу, Китай (конец XIX - первая половина XX В. ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
225
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА / ГУАНЧЖОУ / ЦИЛОУ / ЧЖУТУНУ / ДАУ / БЛОКИРОВАННАЯ ЗАСТРОЙКА / TRADITIONAL CHINESE ARCHITECTURE / GUANGZHOU / QILOU / ZHUTONGWU / DAWU / BLOCKED BUILDINGS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ким Антон Андреевич

В статье рассмотрены процессы формирования архитектуры на стыке различных культур на примере европеизации блокированной застройки г. Гуанчжоу. Изучен ее генезис, основанный на синтезе наработок национальной архитектуры, колониальных построек и эклектичных сооружений Юго-Восточной Азии. Выявлены основные типы блокированной застройки, представленной чжутуну, дау и цилоу. Рассмотрены их развитие и трансформация, а также объемно-планировочные особенности и функциональное зонирование. Кроме этого, выделены основные стилистические направления цилоу, отражающие как развитие национальной архитектуры, так и заимствование европейских элементов. В завершение проанализированы особенности формирования и развития градостроительной структуры торговых районов г. Гуанчжоу первой половины XX века, застроенных блокированными сооружениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT AND EUROPEANIZATION OF THE BLOCKED BUILDING OF GUANGZHOU, CHINA (THE END OF 19TH-THE FIRST HALF OF 20TH CENTURY)

The article describes the processes of architecture formation at the junction of various cultures on the example of the Europeanization of blocked buildings in Guangzhou. Examines its genesis, based on a synthesis of achievements of the national architecture, colonial buildings and eclectic buildings of South-East Asia. Identified the main types of blocked construction, represented by zhutongwu, dawu and qilou. Their development and transformation, as well as space-planning features and functional zoning are considered. The main stylistic directions of qilou are highlighted, reflecting both the development of the national architecture and the borrowing of European elements. The features of the formation and development of the urban planning structure of the commercial districts of Guangzhou in the first half of the 20th century, built up with blocked structures, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности развития и европеизации блокированной застройки г. Гуанчжоу, Китай (конец XIX - первая половина XX В. )»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЕВРОПЕИЗАЦИИ БЛОКИРОВАННОЙ ЗАСТРОЙКИ г. ГУАНЧЖОУ, КИТАЙ (КОНЕЦ XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.)

УДК 711.643:72.031.2(510)"18/19" А.А. Ким

Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия Аннотация

В статье рассмотрены процессы формирования архитектуры на стыке различных культур на примере европеизации блокированной застройки г. Гуанчжоу. Изучен ее генезис, основанный на синтезе наработок национальной архитектуры, колониальных построек и эклектичных сооружений Юго-Восточной Азии. Выявлены основные типы блокированной застройки, представленной чжутуну, дау и цилоу. Рассмотрены их развитие и трансформация, а также объемно-планировочные особенности и функциональное зонирование. Кроме этого, выделены основные стилистические направления цилоу, отражающие как развитие национальной архитектуры, так и заимствование европейских элементов. В завершение проанализированы особенности формирования и развития градостроительной структуры торговых районов г. Гуанчжоу первой половины XX века, застроенных блокированными сооружениями.1

Ключевые слова: традиционная китайская архитектура, Гуанчжоу, цилоу, чжутуну, дау, блокированная застройка

FEATURES OF DEVELOPMENT AND EUROPEANIZATION OF THE

BLOCKED BUILDING OF GUANGZHOU, CHINA

(THE END OF 19TH-THE FIRST HALF OF 20TH CENTURY)

A. Kim

Pacific National University, Khabarovsk, Russia Abstract

The article describes the processes of architecture formation at the junction of various cultures on the example of the Europeanization of blocked buildings in Guangzhou. Examines its genesis, based on a synthesis of achievements of the national architecture, colonial buildings and eclectic buildings of South-East Asia. Identified the main types of blocked construction, represented by zhutongwu, dawu and qilou. Their development and transformation, as well as space-planning features and functional zoning are considered. The main stylistic directions of qilou are highlighted, reflecting both the development of the national architecture and the borrowing of European elements. The features of the formation and development of the urban planning structure of the commercial districts of Guangzhou in the first half of the 20th century, built up with blocked structures, are analyzed.2

Keywords: traditional Chinese architecture, Guangzhou, qilou, zhutongwu, dawu, blocked buildings

1 Для цитирования: Ким А.А. Особенности развития и европеизации блокированной застройки г. Гуанчжоу, Китай (конец XIX - первая половина XX в.) // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №3(48). - С. 38-50 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/03 kim.pdf

2 For citation: Kim A. Features of Development and Europeanization of the Blocked Building of Guangzhou, China (the end of 19th-the first half of 20th century). Architecture and Modern Information Technologies, 2019, no. 3(48), pp. 38-50. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2019/3kvart19/PDF/03 kim.pdf

Одним из факторов развития новых направлений архитектуры, наряду с общими эволюционными процессами, стало формирование достижений различных архитектурных школ посредством аккультурации, ассимиляции и интеграции. Долгое время источником таких преобразований был культурно-технологический обмен на границах цивилизаций, зачастую связанный с изменением геополитической карты мира. Характерными примерами являются переселенческая колонизация архаической Греции и синтез различных культур при формировании Македонской империи, повлиявшие на становление архитектуры Европы, Северной Африки, Западной и части Южной Азии. Однако наиболее сильное воздействие оказала последовательная колонизация Европы и Средиземноморского бассейна Римской республикой и империей, во многом сформировавшая вектор развития архитектуры региона на несколько столетий вперед. Следующий этап трансляции и интеграции западной культуры пришелся на Новое время и связан с активизацией трансокеанской колонизации и формированием системы европоцентристского мира в XV—XIX веках. Активное продвижение европейцев оказало влияние на развитие культуры и архитектуры всех континентов, что привело к началу глобализации, которая к XX веку приобрела всеобъемлющий характер и стала одним из шаблонов развития общества, что также отразилось на стилевом развитии архитектуры.

Обратной стороной этого процесса стало сохранение региональной идентификации, что проявилось как в аккультурации и ассимиляции архитектуры с последующим формированием новых эклектичных направлений, так и в появлении национальных архитектурных школ. Одной из заслуживающих наибольшего внимания зон проявления такой архитектуры стала китайская провинция Гуандун, которая начиная с XVI века была центром кросс-культурного взаимодействия между странами Европы и Китаем. Именно здесь массово проявилась эклектизация национальной архитектуры Китая (китайско-западная архитектура), являвшаяся примером обратного процесса формирования стиля шинуазри, протекавшего в странах Европы в XVII—XVIII веках.

Эволюция традиционной архитектуры провинции Гуандун начиная с XVI века тесно связана с развитием отношений Китая и Европы. Именно на этой территории, ввиду ее выгодного экономико-географического положения вблизи европейских форпостов в Южной и Юго-Восточной Азии, началось налаживание торговли между Китаем и странами Западной Европы, сопровождавшееся развитием опорных точек и торговых баз, что создало базу для постепенной интеграции западной культуры. Среди них выделялись единственная до середины XIX века колония на территории материкового Китая — Макао (Аомэнь) и город-порт Гуанчжоу (Кантон), расположенные в эстуарии р. Чжуцзян. При этом г. Гуанчжоу вплоть до 1757 года являлся одним из четырех открытых для внешней торговли портов Китая, а после усиления самоизоляционистской политики Цинской империи остался единственной зоной для торговли со странами Запада [2].

Такое положение привело к быстрому развитию выделенной для европейских коммерсантов территории, так называемых «Тринадцати факторий». Здесь располагались складские помещения и торговые представительства 13 стран Западной Европы и США, при этом наибольшее влияние имели представительства Английской и Французской Ост-Индской компании. Располагаясь в западном пригороде г. Гуанчжоу, за периметром крепостной стены, этот район в скором времени стал центром торговли всего региона. Восточнее него сформировался район Сигуань (Щ^3), в котором селились китайские купцы и ремесленники. Именно он стал центром формирования, развития и последующей эклектизации блокированной застройки г. Гаунчжоу, которая представляла собой полифункциональные сооружения, объединяющие жилую и торгово-производственную функции [5].

Пожар 1856 года, уничтоживший «Тринадцать факторий», привел к переносу европейской торговой базы сначала на остров Хэнань (>ЩЙ), а в 1859 году на остров Шамянь

3 Здесь и далее названия дублируются по-китайски в связи с возможностью различных вариантов их транскрипции и написания на русском и иностранных языках.

располагавшийся южнее района Сигуань, который попал под юрисдикцию Британской и Французской концессий. По мере его развития, примыкающие к острову с севера территории стали превращаться в торговые районы, расцвет которых пришелся на первую половину XX века. [5]. Именно здесь окончательно сформировались цилоу -наиболее известный и репрезентативный тип блокированной застройки г. Гуанчжоу, представляющий собой пример массовой европеизации традиционной архитектуры Китая.

Помимо г. Гуанчжоу, а также других торговых поселений провинции Гуандун (включая современные специальные административные районы Гонконг и Макао), сооружения такого типа получили широкое распространение на южном, юго-восточном и восточном побережьях Китая, в особенности в провинции Фуцзянь, Гуанси-Чжуанском автономном округе, а также на островах Хайнань и Тайвань [13, 16].

До сегодняшнего дня не определен точный генезис этих типов сооружений. С одной стороны, развитие коммерческих построек, отличавшихся от жилых домов ориентацией на наружное, а не внутреннее пространство, началось еще во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.). Их примером может служить макет реконструкции западного рынка Чанъаня представленного в Музее западного рынка Тан (Tang West Market

Museum) в Сиане. Дальнейшее развитие коммерческой застройки привело к появлению торговых улиц в период правления династии Сун (960-1279 гг. н.э.), что отображено на живописной панораме Чжан Цзэдуаня «Праздник Цин-мин на реке» (;ШВЯ^.>Щ13).

К сохранившимся примерам застройки торговых улиц, которые получили широкое применение во время правления династии Мин (1368-1644 гг.) в период экономического роста и налаживания торговых контактов со странами Юго-Восточной Азии [13, 15], можно отнести район Саньфан Цисян в Фучжоу, древний город Пинъяо (^Ш) в

провинции Шаньси и др. В этот период появилась дифференциация по этажности, при которой жилые помещения располагались на верхних этажах, а также характерная блокированная структура [3, 4]. С другой стороны, наиболее близким аналогом являются шопхаусы Юго-Восточной Азии, в особенности Малайзии, которые наиболее приближены к первым типам блокированных зданий г. Гаунчжоу - чжутуну. Также рассматриваются варианты эволюции вьетнамских домов на сваях ня шан (nha san), повлиявших на формирование китайских ганьланев (ТШ) и их разновидности - дяоцзяолоу (ffiW^), у которых отсутствовала торговая функция [16].

Вероятнее всего, развитие этих сооружений является процессом многоступенчатой эволюции блокированных домов, протекавшим независимо друг от друга в Китае и колониях Южной и Юго-Восточной Азии, который объединился в единое направление в XIX веке. Блокированные постройки применялись в европейских форпостах на территории Индии и, по мере продвижения европейцев по Малайскому архипелагу, а впоследствии и по Индокитаю, распространялись в Юго-Восточной Азии, где оказали влияние на местную архитектуру. Уже к концу XVIII века появились первые образцы шопхаусов (shophouse), в которых сохранялась традиционная планировочная структура с применением европеизированных фасадов. Наиболее известные примеры расположены в Джорджтауне (Малайзия) и в Сингапуре, хотя данный тип сооружений встречается практически во всех портовых городах Индокитая. К середине XIX века уровень заимствования элементов западной архитектуры в оформлении фасадов привел к началу эклектизации шопхаусов, которые впоследствии перенимали основные направления мировой архитектуры, представленные колониальными постройками, и адаптировали их к своей планировочной системе [7, 13, 16].

Ввиду более раннего развития этого типа сооружений на территории Индокитая, а также торговых и культурных связей с провинцией Гуандун, архитектура шопхаусов оказала влияние на вектор развития чжутуну (f^ffiM). Это обусловлено тем, что ее формирование началось на несколько десятилетий раньше и к моменту открытия границ Китая после опиумных войн (1840-1842, 1856-1860 гг.) были выработаны основные стилистические

направления этих построек, которые перекликаются с первыми чжутуну и цилоу (МЩ) (стиль Наньян (Й;¥)).

На территории Китая выделяют три подтипа блокированных зданий - чжутуну, дау (ЛМ) и цилоу (в Гонконге известны как танлоу (ШШ)), которые нашли широкое распространение в г. Гуанчжоу. Отличительными особенностями построек этого типа являются вытянутые пропорции планов, при которых главный фасад располагается на узкой стороне и выходит на торговую улицу, либо набережную. В планировочной структуре выделяется поэтажная дифференциация функционального зонирования и редуцирование внутреннего двора [3].

Наиболее старым типом блокированной застройки являются чжутуну, которые очень близки по объемно-планировочной структуре к шопхаусам Юго-Восточной Азии [13]. Их разновидностью являются сяоминцзюи (Ф^^), выделенные Ч. Чэнем [6], представляющие собой вариацию без внутреннего двора с небольшой глубиной застройки. В целом для чжутуну характерно редуцирование внутреннего двора вследствие уплотнения городской застройки, отголоски которого в ряде случаев сохранялись лишь в кухонной зоне в виде светового колодца - тяньцзина Такие

сооружения изначально возводились из бамбука и представляли собой одноэтажные постройки с вытянутыми пропорциями плана и узким главным фасадом.

Различают три основные типа чжутуну. Тип А (рис. 1) представлен в некоммерческих районах и отличается входом, расположенным на боковом фасаде в центральной части здания. Кухня размещалась возле главного фасада и отделялась внутренним двором со входом от жилых помещений, находящихся в наиболее удаленной части постройки, что делало планировочную структуру схожей с саньцзяньлянланами являющимися

одним из базовых типов застройки региона [14]. Размещение чжутуну в городской структуре привело к появлению блокированных форм застройки, представленных типами В и С (рис. 1), в которых вход располагался со стороны узкого уличного фасада. В типе В продолжала сохраняться традиционная структура, при которой кухня располагалась во входной зоне, а жилые помещения - в приватной части. В связи с последующей локализацией чжутуну в торговых кварталах Гуанчжоу произошло очередное изменение планировочной структуры, при которой часть дома, выходящая на главную улицу, отдавалась под торговую и (или) производственную функцию, в центре находились жилые помещения, в наиболее удаленной от главного входа части дома - кухня (рис. 1) [6, 9].

Рис. 1. Планировочные схемы чжутуну (по [9] в авторской интерпретации)

По мере развития чжутуну происходило постепенное увеличение этажности, сначала надстраивалась дальняя от улицы часть, при этом верхние этажи начинали отдаваться под жилые помещения. Этот прием соответствовал конфуцианскому ритуалу и правилу цзунь-бэй (разграничения высокого и низкого) [1], при котором более важная

приватная зона располагалась над общественной частью. Вслед за этим появились образцы полностью двухэтажных построек. Наиболее крупным сохранившимся кластером традиционных чжутуну является квартал Гуанфуньань (^ЯЙ) г. Гуанчжоу.

Процесс эклектизации этих сооружений в основном пришелся на зону Сигуань, что во многом связано с ориентацией этого района на торговлю с западными странами. За основу брались двухэтажные чжутуну типа В и С, в которых сохранялась традиционная структура, а европеизации подвергался лишь фасад, выходящий на главную улицу. Такие сооружения в основном представлены в северной части исторического района Сигуань, на улицах Фэнъюаньбэй (Ш^Ь), Баоюань (^Щ), Баосянь Сянъянсы (ЙГОИ),

Дуобао и др., где на сегодняшний день сохранилось несколько сотен построек

данного типа (рис. 2).

Рис. 2. Чжутуну, ул. Баоюань 11-17, г. Гуанчжоу (фото автора)

Большая часть этих сооружений имеет два этажа, хотя встречаются более поздние образцы высотой до пяти этажей. Ширина корпуса составляет около 4 м, пропорции планов от 1:4 до 1:8, как правило - 1:5. По мере развития чжутуну происходило их объединение в результате покупки двух участков и строительства спаренных домов, каждый из которых имел собственный вход и фасадом практически не отличался от одиночных сооружений. Трансформации подвергалась планировочная структура, при которой внутренний двор-колодец работал на два здания. В редких случаях вход в сооружение осуществлялся через пристройку, расположенную на стыке двух домов, которая одновременно являлась лестничной клеткой. Следующим этапом развития стало формирование не только сдвоенных, но и строенных чжутуну, которые получили название дау (ЛМ), что переводится как большой дом [6, 16]. Этот тип построек является наиболее характерным для района Сигуань, где он соседствовал с чжутуну, что дало ему второе название сигуаньдау (ЩИЛМ) (рис. 3, 4) [14, 16].

Рис. 3. Уличные фасады и планировочные схемы чжутуну и дау (по [6; 9; 11] в авторской интерпретации)

В объемно-пространственной композиции дау прослеживается центрально-осевая симметрия, при которой главный вход располагался в центральном блоке, в то время как на фланкирующих частях обычно размещались только оконные проемы. В этих домах появился один или несколько внутренних дворов, в основном располагавшихся на продольной оси здания. Такие постройки принадлежали богатым купцам, как правило, являвшимся членами кохонга. Этажность, как и у чжутуну, в основном составляла два этажа, ширина - порядка 12 м, глубина обуславливалась сложившейся структурой застройки кварталов. В целом, декорирование фасадов практически полностью опиралось на приемы, применяемые в чжутуну, а сами здания соседствовали друг с другом, организуя ансамбль торговых улиц Китая конца XIX - начала XX века [6, 16].

Следующим этапом развития стало формирование цилоу, также известных как аркады (рис. 5). Одними из наиболее старых сооружений этого типа являются «Таотао» и

«Ляньсян» (ЙШ), расположенные на пешеходной улице Шансяцзю (±.ТА) и относящиеся к 1880-1890 годам. Эти сооружения являются образцами начального этапа эклектизации и их оформление во многом повторяет традиционный для региона декор. Однако в них уже появляется характерная пешеходная галерея, сформированная нависающей частью объема здания, опирающаяся на колонны. Официальное развитие цилоу получили только в 1912 году, когда муниципалитетом Гуанчжоу было предписано застраивать улицы этими сооружениями [10, 16]. Цилоу отличаются массовостью — только на сегодняшний день в Гуанчжоу сохранилось 36 км улиц, застроенных ими, при этом в 1980-2000-х годах большая часть зданий была снесена, либо подверглась реконструкции, в результате которой утратился исторический архитектурный облик [17].

Рис. 5. Цилоу, ул. Эньнин167-199, г. Гуанчжоу (фото автора)

Генезис этого типа сооружений также вызывает дискуссии, однако планировочная структура говорит о наиболее близкой генетической связи с чжутуну, при которой к существующему объему пристраивалась пешеходная галерея. Такое объемно-пространственное решение, с одной стороны, позволяло увеличить полезную площадь здания, а с другой - являлось элементом благоустройства общественных пространств, так как защищало от избыточной солнечной радиации и осадков. Также следует отметить, что фасады большинства цилоу в городе являются интерпретацией европейской архитектуры [14].

Первые цилоу достигали в высоту двух-трех этажей, однако их последующее развитие привело к существенному увеличению этажности, вплоть до 14 этажей. Ширина корпуса, как и раньше, составляла 4,5-6 м, однако для увеличения площади сооружения зачастую производилась группировка зданий [10, 16]. На начальных этапах это выражалось в формировании однотипных сооружений с независимыми входами, но общей внутренней структурой (г. Гуанчжоу, ул. Эньнин (!т) 178, 180, 182, 184; ул. Эньнин 231, 233, 235 и др.). Позже появились сооружения, объединенные единой композицией, зачастую с фланкированными углами и акцентированием главного элемента, который при этом не всегда подчинялся традиционной для Китая центрально-осевой симметрии. Наиболее известным примером данного типа построек является здание по ул. Лунцзиньси (Ж^Щ) 67, 69, 71, 73, 75, 77, 79, 81, 83, расположенное на девяти участках и отличающееся разноэтажным ассиметричным объемно-планировочным решением. Следует отметить, что некоторые поздние цилоу, несмотря на то, что визуально представляют собой единый объект, официально считаются группой отдельных блокированных построек. Исключением являются некоторые общественные сооружения (гостиницы, крупные

магазины, театры) 1920-1940-х годов, которые формально относятся к цилоу за счет пешеходной галереи в первом уровне, но существенно отличаются планировочной структурой и этажностью и в дальнейшем нуждаются в выделении в отдельную типологию. В целом, тенденция укрупнения цилоу на поздних этапах развития характерна только для крупных городов региона, в первую очередь Гуанчжоу и Гонконга, в то время как в других городах такие постройки продолжали занимать один участок и редко превышали четыре этажа.

По мере развития цилоу происходил отход от кладочных материалов, в основном представленных серым кирпичом, к железобетонным конструкциям, которые на начальном этапе ввозились через Гонконг, что отражает процесс перенятия западных строительных технологий, конструкций и материалов [5]. Начиная с 1920-х годов практически все сооружения стали возводится из бетона, однако деревянные перекрытия продолжали применяться вплоть до 1930-х годов. Для этого времени характерна реконструкция сооружений, при которой надстраивались верхние этажи и изменялось декоративное оформление фасадов. В более поздних постройках после внедрения железобетонных перекрытий появилась эксплуатируемая кровля.

Стилистические особенности зданий изменялись в зависимости от их местоположения и периода строительства. Наиболее высокой степенью проработки пластической выразительности фасадов отличаются цилоу 1910-х - начала 1920-х годов. В них часто встречаются арочные оконные проемы, фронтоны сложных форм, обилие лепнины. По мере развития оформление окон получало все меньшее декорирование, как правило, ограничивающееся простыми наличниками, либо фронтонами, ордерная система заменилась простыми пилястрами, практически полностью исчезли криволинейные очертания.

В китайских источниках выделяют шесть стилистических направлений цилоу в Гуанчжоу [10, 16]. В целом их можно отнести к двум группам: стилизации европейской и традиционной архитектуры. Первая группа в основном представлена цилоу, выполненными в стиле псевдобарокко, которые составляли большую часть застройки города. При этом интерпретация барочных элементов в большинстве зданий ограничивалась фронтоном криволинейной формы, зачастую выполненным в виде портика, а также применением волютообразных элементов. Оконные проемы, как и сама галерея, практически не декорировались. Застройка такого типа составляет основу улиц Ваньфу (Л®), Шансяцзю, Лунцзиньси, Дунхуаси Постройки этого типа

небольшие, в основном они занимают один участок (рис. 6а).

Более поздние цилоу (с конца 1920-х годов) стали занимать несколько участков и зачастую отличались стилистической направленностью. Постройки в псевдогреческом стиле характеризуются применением греческой колоннады, выполненной в виде трехчетвертных колонн на всю высоту здания (рис. 6б). Наиболее известным примером является отель «Синья» (1ЛЖ) (1927 г.), расположенный на ул. Жэньминьнань (Л^Й). В цилоу в псевдоримском стиле применялась стилизация галереи в виде аркады с отделкой рустовым камнем и выраженными замковыми камнями в виде волюты. При этом верхняя часть сооружения практически не декорировалась (рис. 6в). Примером является шестиэтажный отель «Синьхуа» на ул. Жэньминьнань. Здания в псевдоготическом

стиле характеризуются выраженным вертикальным членением, применением стрельчатых оконных проемов и вимпергов (рис. 6г). При этом оформление галереи практически не отличалось от других типов цилоу и не оформлялось в готическом стиле. Примером может служить книжный магазин «Синьхуа» на ул. Бэйцзин (^ЬЖ).

Отдельно стоит выделить стилизацию под ар-деко, которая не выделяется китайскими исследователями. Она характерна для построек 1930-х годов и применяется как в небольших домах, так и многоэтажных сооружениях, занимающих несколько участков. В них преобладало вертикальное членение, узкие оконные проемы, пилястры на всю высоту здания и минимальный уровень декорирования (рис. 6д). Наиболее характерным

примером является 14-этажное здание отеля «Айцюнь» (1937 г.) на ул. Яньцзянси

(5й>1Ш), которое в китайских источниках относится к готике. Также можно отметить цилоу по ул. Эньнин 46, 48, 50, 52, 54.

Рис. 6. Стилизация европейской архитектуры (фото автора): а) ул. Эньнин, 89; б) ул. Эньнин, 85; в) ул. Эньнин, 140; г) магазин «Синьхуа» на ул. Бэйцзин; д) ул. Шанцзю, 92

Вторая группа представлена вариациями и интерпретациями традиционной архитектуры и характерна для цилоу начального этапа развития. Наиболее распространены постройки в стиле Наньян, являющиеся интерпретацией архитектуры Юго-Восточной Азии. Этот тип цилоу наиболее близок к шопхаусам, а также цилоу провинции Хайнань. Для него характерно использование как традиционного, так и заимствованного декора. Наибольшая проработка уделялась фронтонам, в которых зачастую делались круглые отверстия. Применялись широкие оконные проемы, характерные для ранних чжутуну, в которых переплет выполнялся в виде традиционной решетки. Постройки такого типа присутствуют на ул. Хайчжу Наньхуаси (Й^Ш), Вэньминь (^ВЯ). Наиболее

известным примером является «Ляньсян» (1892 г.) на ул. Шансяцзю (рис. 7а). Реже встречаются постройки в национальной стилистике. Для них характерно минимальное использование заимствованных элементов, а также применение традиционной скатной крыши. Декорирование выполнялось в виде фресок, оконные проемы аналогичны цилоу в стиле Наньянь. Постройки такого типа встречаются на ул. Наньхуаси, Тунфу Ваньфу (Л®), Дэчжэн (Ш®). Наиболее известным примером является «Таотао» (1880 г.) на ул. Шансяцзю (Рис. 7б).

Рис. 7. Стилизация традиционной архитектуры (фото автора): а) «Ляньсян» на ул. Шансяцзю; б) «Таотао» на ул. Шансяцзю

Анализ градостроительной структуры рассматриваемых районов осложнен тем, что в картографических интернет-сервисах, в первую очередь Baidu Map и Google Map, не предусмотрена разбивка кварталов на отдельные сооружения, а высокая плотность застройки и малая ширина корпуса построек усложняют работу со спутниковыми снимками. Более полную картину дают планы обследования, выполненные в Guangzhou Planning Institute и данные натурных обследований.

Рассматривая планировочную структуру г. Гуанчжоу необходимо отметить стремление к сохранению ортогональной разбивки, традиционной для китайской архитектуры, которая подвергалась трансформации, вызванной особенностью гидрографической сети эстуария р. Чжуцзян. Основные отличия обусловлены высокой плотностью застройки и ее блокированной структурой. Торговые улицы располагались по периметру кварталов и застраивались цилоу (в районе Сигуань - чжутуну и дау). Внутри кварталов формировалась сеть ортогональных пешеходных переулков, иногда выполнявших роль внутреннего двора с преимущественным расположением по линии Восток-Запад. Отход от ортогональной планировки и появление криволинейных очертаний улиц характерен для застройки 1920-1930-х годов и представлен в жилых районах Хуанша (Ш^) и Цинпин

Изменения были связаны с благоустройством городской среды, которая начиная с 1910-х годов стала постепенно модернизироваться под контролем местного муниципалитета. Основные меры направлялись на расширение основных и второстепенных улиц и благоустройство территории, в том числе ее озеленение. При этом планировочная структура оставалась неизменной, а новые районы, возводимые в связи с расширением города, практически не отличались от исторических кварталов [14, 16].

Регулирование городской застройки Гуанчжоу республиканского периода началось с введения «Регламента контроля строительства и правил реализации» 1912 года с уточнениями 1920 года. В нем регламентировались как типология сооружений, основой которой стали цилоу, так и система формирования торговых улиц и набережных. Основными жилыми районами города, получившими развитие такого типа, стали Чанхуа (Щ^), Хуанша, Цинпин, Гуанъян Баохуа расположенные на юго-западе от

исторической части и севернее британской и французской концессий на о. Шамянь. При застройке территории предписывалось применять улицы шириной 9,6 м, глубина галерей цилоу должна была составлять 1,92 м, что позволяло создавать комфортную городскую

среду, обеспечивающую защиту от избыточного солнечного излучения и осадков. Профиль улицы предусматривал отвод воды из пешеходных зон в галереях на проезжую часть. В случае расположения зданий на берегу реки предусматривалась система инженерной защиты. Она выполнялась в виде волнозащитных каменных подпорных стенок шириной 0,96 м. Торговая улица отделялась от реки частично озелененной набережной шириной 4,16 м. Регламентировалась ширина корпуса цилоу (4,5-6 м), а также минимальная высота первого этажа (4,5 м) [12, 14, 16]. В целом, можно выделить вектор на гуманизацию городской среды, навеянную градостроительством западных стран.

Таким образом, блокированная застройка стала первым массовым образцом формирования городской среды Китая республиканского периода. В ней отразились как исторические особенности китайской архитектуры и градостроительства, так и заимствованные черты. Они выразились в практически полной европеизации фасадов, использовании заимствованных строительных материалов, а также постепенной гуманизации городской среды. Об эффективности планировочных и функциональных решений такого типа застройки, в особенности ее поздней разновидности - цилоу, говорит тот факт, что она в короткое время получила широкое распространение в г. Гуанчжоу и провинции Гуандун, а позже и в других торговых городах Южного и Восточного Китая. Тем самым они сформировали градостроительный ансамбль торговых городов Поднебесной первой половины XX века. Развитие этого типа застройки продолжилось и во второй половине XX века, однако оно отличается упрощением форм в угоду утилитарности и функциональности.

Литература

1. Духовная культура Китая : в 5 т. + доп. том. / гл. ред. М. Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока РАН. Т. 6 (дополнительный) : Искусство. / ред. М. Л. Титаренко и др. - М. : Вост. лит., 2010. - 1031 с.

2. История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. / Российская акад. наук, Ин-т Дальнего Востока ; гл. ред. С. Л. Тихвинский. - М. : Наука ; Восточная лит., 2013-2016. - Т. 5-7.

3. Ким А.А. Основные типы эклектичной архитектуры провинции Гуандун (Китай) конца

XIX - начала XX в. / А.А. Ким, В.И. Лучкова // Архитектон: известия вузов [Электронный ресурс]. - 2018. - № 4(64). - С. 1-13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2018 4/15

4. Ким А.А. Особенности формирования традиционной китайской архитектуры и ее проявление в провинции Гуандун // Вестник ТОГУ. - 2017. - № 4(47). - С. 131-140.

5. Лучкова В.И. Европейские влияния в традиционной архитектуре Китая XVIII - начала

XX в. / В.И. Лучкова, А.А. Ким. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. -147 с.

6. Chan C. Typological transformation: a study of traditional urban dwelling and urban fabric of Guangzhou. Thesis ... Master of Philosophy. - Hong Kong, 2011. - 270 s. - DOI: 10.5353/th_b4718672

7. Elnokaly A. Demystifying vernacular shop houses and contemporary shop houses in Malaysia; A Green-Shop Framework / A. Elnokaly, J. F. Wong // 30th International PLEA conference : 4 vols. Vol. 1 // eds R. Rawal, S. Manu, N. Khadpekar. - Ahmedabad : CEPT university press, 2014. - S. 295-303.

8. Kim A.A. Assimilation of traditional architecture influenced by the imported styles / A.A. Kim, V.I. Luchkova // A|Z ITU Journal of Faculty of Architecture. - 2018. - №. 3(15). - S. 71-80. - DOI: 10.5505/itujfa.2018.32032

9. Li Y. A Typo-morphological Enquire into the Evolution of Residential Architecture and Urban Tissues of the Guangfunan Area of Guangzhou, China : Thesis ... Master of Science (Geography, Urban and Eviroment Studies). - Montreal, 2013. - 164 s.

10. Lin L. Regional Architecture in Hong Kong, Macao and the Pearl River Delta—Guangdong Qilou // L. Lin. - Beijing : Science Press, 2006. - 154 s. (Study on Coordinated Development Among the Pearl River Delta, Hong Kong, Macao and the Neighboring Region / chied ed. X. Xu).

11. Lu Q. Guangdong Minju [Residential House of Guandong]. - Beijing : China Building Industry Press, 2008. - 298 s. (Zhongguo Minju Jianzhu Congshu [Chinese Residential Architecture Series]).

12. Peng C. The system of qilou and the cities of qilou // Study and Preservation Modern of Chinese Modern Architecture. Vol. 4 / ed. F. Zhang. - Beijing : Tsinghua University Press, 2004. - S. 130-137.

13. Quan F. Idyllic Habitation. Traditional Houses of Southeast Asia / ed. Q. Hou. - Nanjing : Southeast University Press, 2008. - 217 s. (Southeast Asian Architecture and City Series. Vol. 1 / chief. ed. X. Lei).

14. The Interpretation and Inheritance of Traditional Chinese Architecture : Guangdong Volume / eds. X. Tang [et al.]. - Beijing: China Builing Industry Press, 2015. - 286 p.

15. Wang H.A morphological study of traditional shophouse in China and Southeast Asia / H. Wang, B. Jia // Procedia. - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 179. -S. 237-249. - DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.427

16. Yang H. Xiguan Dawu yu Qilou [Xiguan Dawu and Qilou] / H. Yang, W. Hu, G. Pan. -Guangzhou : Jinan University Press, 2012. - 200 s. (Lingnan Wenhua Shu Xi. Guang Fu Wenhua Congshu [Lingnan Culture Book Series. Guangfu Culture Series]).

17. Zhang J. Rise and Fall of the Qilou: Metamorphosis of Forms and Meanings in the Built Environment of Guangzhou // Traditional Dwelling and Settlements Review. - 2015. -Vol. 26. - №.2. - S. 25-40.

References

1. Duhovnaya kul'tura Kitaya: v 5t. T. 6 (dopolnitel'nyj): Iskusstvo [The spiritual culture of China: in 5 vol. Vol. 6 (optional): Art]. Moscow, 2010, 1031 p.

2. Istoriya Kitaya s drevnejshih vremen do nachala XXI veka: v 101. [The history of China from ancient times to the beginning of the XXI century: in 10 volumes]. Moscow, 2013-2016, vol. 5-7.

3. Kim A.A., Luchkova V.I. Main types of eclectic architecture in Guangdong province (China) in the late 19th-early 20th century. Journal "Architecton." 2018, no. 4(64), pp. 1-13. Available at: http://archvuz.ru/2018 4/15

4. Kim A.A. Features of Chinese Traditional Architecture Formation and its Manifestation in Guangdong Province. Bulletin of PNU. 2017, no. 4(47), pp. 131-140.

5. Luchkova V.I., Kim A.A. Evropejskie vliyaniya v tradicionnoj arhitekture Kitaya XVIII -nachala XX v. [European influences in the traditional architecture of China in the 18th-early 20th century]. Khabarovsk, 2016, 147 p.

6. Chan C. Typological transformation: a study of traditional urban dwelling and urban fabric of Guangzhou (Master Dis.). Hong Kong, 2011, 270 p. DOI: 10.5353/th_b4718672

7. Elnokaly A., Wong J.F. Demystifying vernacular shop houses and contemporary shop houses in Malaysia; A Green-Shop Framework. Proceedings of the 30th International PLEA conference. Ahmedabad, 2014, vol. 1, pp. 295-303.

8. Kim A.A., Luchkova V.I. Assimilation of traditional architecture influenced by the imported styles. Journal "A|Z ITU Journal of Faculty of Architecture". 2018, no. 3(15), pp. 71-80. DOI: 10.5505/itujfa.2018.32032

9. Li Y. A Typo-morphological Enquire into the Evolution of Residential Architecture and Urban Tissues of the Guangfunan Area of Guangzhou, China (Master Dis.). Montreal, 2013,

164 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Lin L. Regional Architecture in Hong Kong, Macao and the Pearl River Delta—Guangdong Qilou. Beijing, 2006, 154 p.

11. Lu Q. Guangdong Minju [Residential House of Guandong]. Beijing, 2008, 298 p.

12. Peng C. The system of qilou and the cities of qilou. Proceedings of the "Study and Preservation Modern of Chinese Modern Architecture". Beijing, 2004, vol. 4, pp. 130-137.

13. Quan F. Idyllic Habitation. Traditional Houses of Southeast Asia. Nanjing, 2008, 217 p.

14. The Interpretation and Inheritance of Traditional Chinese Architecture: Guangdong Volume. Beijing, 2015, 286 p.

15. Wang H., Jia B. A morphological study of traditional shophouse in China and Southeast Asia. Journal "Procedia - Social and Behavioral Sciences". 2015, vol. 179, pp. 237-249. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.427

16. Yang H., Hu W., Pan G. Xiguan Dawu yu Qilou [Xiguan Dawu and Qilou]. Guangzhou, 2012, 200 p.

17. Zhang J. Rise and Fall of the Qilou: Metamorphosis of Forms and Meanings in the Built Environment of Guangzhou. Journal "Traditional Dwelling and Settlements Review". 2015, no. 2, vol. 26, pp. 25-40.

ОБ АВТОРЕ

Ким Антон Андреевич

Аспирант, старший преподаватель, кафедра «Архитектура и урбанистика», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия e-mail: ant.kim@mail.ru

ABOUT THE AUTHOR

Kim Anton

Postgraduate Student, Senior Lecturer, Chair «Architecture and Urbanistics», Pacific National University, Khabarovsk, Russia e-mail: ant.kim@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.