Научная статья на тему 'Особенности развития функционлльного состояния и физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным уровнем астеноневротических проявлений'

Особенности развития функционлльного состояния и физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным уровнем астеноневротических проявлений Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Климова Елена Владимировна, Гребенникова Ирина Николаевна

В данной работе были изучены проявления астеноневротического состояния у мальчиков старшего дошкольного возраста с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи и влияние его на развития функционального состояния и физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Климова Елена Владимировна, Гребенникова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of functional condition and physical quality in boys of senior preschool age with different levels of astenoneurotic syndrome

In the given work the presentation of astenoneurotic syndrome in boys of senior preschool age with infringement of bearing, with infringement of bearing both speech and influence it on development of a functional condition and physical qualities are investigated

Текст научной работы на тему «Особенности развития функционлльного состояния и физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста с разным уровнем астеноневротических проявлений»

УДК159.92+612

Е.В.КЛИМОВА И.Н.ГРЕБЕННИКОВА

Новосибирскийгосударственный педагогическийуниверситет

ОСОБЕННОСТИРАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГОСОСТОЯНИЯ ИФИЗИЧЕСКИХКАЧЕСТВ УМАЛЬЧИКОВ

СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА

СРАЗНЫМУРОВНЕМ

АСТЕНОНЕВРОТИЧЕСКИХПРОЯВЛЕНИЙ

В данной работе были изучены проявления астеноневротического состояния у мальчиков старшего дошкольного возраста с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи и влияние его на развития функционального состояния и физических качеств.

На сегодняшний день психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развития ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, патологию беременности и родов у матерей. Как показывают нейропсихологические исследования, более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза [1, 2, 3]. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики [4].

Весьма распространенным среди различных психических состояний в патологии является астенический синдром. Собственно астенические проявления включают в себя повышенную утомляемость, снижение работоспособности, ухудшение основных психических функций. Указанные нарушения сопровождаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и лабильностью настроения [5, 6, 7, 8].

Контингент исследуемых

Под наблюдением находились мальчики с нарушением осанки (ортопедическая группа — 30 человек), с нарушением осанки с сопутствующим нарушением речи (дизартрия и общее недоразвитие речи — 30 человек) (логопедическая группа) и практически здоровые дети (контрольная группа — 30 человек) детских дошкольных учреждений (ДОУ) № 504 ЦРР, № 4, № 395 г. Новосибирска. Дети с ортопедической патологией разделены на подгруппы: первая — нарушение осанки во фронтальной плоскости (сколио-тическая осанка), вторая — сочетанное нарушение осанки во фронтальной и сагиттальной плоскости (кифосколиотическая осанка).

Методы исследования

1. Социологические. Была проведена выкопиров-ка данных из амбулаторных карт врачей детского сада и врачей поликлиники, и на их основе изучена так называемая «простудная заболеваемость» (учитывалось число случаев заболеваний, число дней, пропущенных по болезни, длительность одного заболевания. Степень выраженности астеноневроти-ческих проявлений (АНС) исследовалась по модифицированной методике Ю.М. Губачева с соавт. (1976 г.).

2. Физиологические. Во время исследования двигательной активности применяли метод наблюдения за характером и моторной плотностью в течение дня и метод шагометрии с использованием шагомера ПО «Заря». Частота сердечных сокращений в покое (ЧСС) и после стандартной нагрузки регистрировалась с помощью монитора сердечного ритма POLARS 610. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) исследовалась с помощью спирометра (Spirit — 01). Жизненный индекс рассчитывался по формуле: ЖИ = ЖЕЛ/ вес (мл/кг). Артериальное давление измерялось по методике Н.С. Короткова (1905 г.). Из показателей функций внешнего дыхания изучали частоту дыхания в покое.

3. Педагогические. С целью тестирования физических качеств дошкольников использовали контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме: для определения быстроты — бег на 30 м, силовой выносливости сгибание и разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке высотой 25-30 см, для определения скоростно-силовых качеств — прыжок в длину с места, гибкости — наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке высотой 25-30 см.

Результаты исследования

Анализ исследования астеноневротических проявлений показал, что у мальчиков контрольной группы уровень астеноневротических проявлений дос-

при Р < 0,05 г = 0.37

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

2 4 8 10

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

1 2 3 4 5 6 .8* "10

контрольная группа

сколиотическая осанка сколиотическая осанка (с нарушением речи)

кифосколиотическая осанка кифосколиотическая осанка (с нарушением речи)

Рис. 1. Корреляционные связи проявлений астеноневротического и функционального состояний. Условные обозначения: 1 — простудная заболеваемость; 2 — степень нарушения осанки; 3 — частота дыхания; 4 — ЧСС в покое; 5 — ЧСС после стандартной нагрузки; 6 — САД в покое; 7 — сила мышц кисти; 8 — ДА;

9 - ЖЕЛ; 10 - ЖИ

при Р < 0,05 г = 0.37

0

-0,05 -0,1 -0,15 -0,2 -0,25 -0,3 -0,35 -0,4

0

-0,05 -0,1 -0,15 -0,2 -0,25 -0,3 -0,35 -0,4 -0,45

контрольная группа

сколиотическая осанка сколиотическая осанка (с нарушением речи)

кифосколиотическая осанка кифосколиотическая осанка (с нарушением речи)

Рис. 2. Корреляционные связи проявлений астеноневротического состояния с показателями физических качеств. Условные обозначения показателей: 1 - быстрота; 2 - гибкость; 3 — силовая выносливость; 4 — скоростно-силовые качества

товерно (Р<0,05) ниже по сравнению с мальчиками с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи. Следует также отметить, что у мальчиков с кифоско-лиотической осанкой, с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи уровень проявления астеноневротического состояния наиболее выражен в сравнении с остальными группами.

Рассматривая корреляционную связь между ас-теноневротическим и функциональным состоянием у мальчиков, мы получили следующие результаты (рис. 1). Между АНС «простудной заболеваемостью» и систолическим артериальным давлением (САД) в покое во всех изучаемых группах отмечена прямая достоверная (Р<0,05) связь, которая составила между АНС и «простудной заболеваемостью в контрольной группе ( + 0,37), в группе со сколиотической осанкой ( + 0,49), с кифосколиотической осанкой ( + 0,54), в группе со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,57), с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,60); между АНС и САД в покое в контрольной группе ( + 0,37), со сколиотической осанкой ( + 0,45), с кифосколиотической осанкой ( + 0,49), в группе со ско-лиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,50), с кифосколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи ( + 0,58).

Недостоверная (Р>0,05) прямая связь отмечена между астеноневротическим состоянием и степе-

нью нарушения осанки, частотой дыхания, ЧСС покоя, ЧСС после стандартной нагрузки у мальчиков контрольной группы, тогда как в группах мальчиков с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи (Р<0,05) она достоверна, т.е. чем выше проявление астеноневротического состояние у детей, тем выше степень нарушения осанки, частота дыхания, ЧСС покоя, ЧСС после стандартной нагрузки.

Обратная корреляционная связь отмечена между АНС и показателями ДА, силы мышц кисти, жизненным показателям, жизненной емкостью легких. В контрольной группе эта связь недостоверна (Р>0,05), тогда как в группах с нарушением осанки, с нарушением осанки и речи (Р<0,05) достоверна, т.е., чем выше астеноневротическое состояние, тем ниже уровень развития силы мышц кисти, жизненного показателя, жизненной емкости легких.

Мы проанализировали влияние астеноневротического состояния на показатели физических качеств у мальчиков изучаемых группы (рис. 2). У мальчиков контрольной группы, группы со сколиотической и с кифосколиотической осанкой, с группой со сколиотической осанкой в сочетании с нарушением речи между астеноневротическим состоянием показателями быстроты, гибкости, силовой выносливости, скоростно-силовыми качествами выявлена обратная недостоверная (Р>0,05) корреляционная связь, тогда как в группе мальчиков с кифосколиоти-

ческой осанкой в сочетании с нарушением речи она достоверна (Р<0,05), т.е. чем выше астеноневроти-ческое состояние, тем ниже уровень развития физических качеств.

Таким образом, на основании анализа взаимосвязи между показателями астеноневротическим состоянием и исследуемыми показателями функционального состояния и физических качеств у мальчиков контрольной и экспериментальных групп старшего дошкольного возраста можно сделать выводы:

1. Выраженные проявления астеноневротичес-кого состояния у детей с нарушением осанки и речи, особенно с кифосколиотической осанкой, снижают уровень развития функционального состояния и физических качеств, которые влияют на уровень гармоничного развития детей.

2. Значительный уровень астеноневротических проявлений наблюдается у детей с кифосколиоти-ческой осанкой.

3. Развитию кифоза (сутулости) способствует привычная нервно-мышечная «реакция ухода», возникающая вследствие стрессовых ситуаций.

Библиографический список

1. Бехтерева, Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н.П. Бехтерева // 2-е изд., перераб и доп. — Л.: Медицина, 1974. — С. 10 — 25.

2. Боголепова, И.Н. Онтогенез мозга человека / И.Н. Бого-лепова // Педиатрия. - 1997. - № 5. - С. 27-30.

3. Васильева, Е.В. Психофизиологический статус детей 6-8 лет с факторами риска раннего дизонтогенеза: Авто-реф. дис. ... канд. биол. наук./Е.В. Васильева. - Архангельск, 2005. - 18 с.

4. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. - М., 2000. - С. 1-25.

5. Могендович, М.Р. Кинезофилия и моторно-висцераль-ная координация/ М.Р. Могендович//Моторно-висцераль-ные координации и их нарушения: Науч. тр. Пермского гос. мед. института. -Пермь, 1969. - Т. 95. - Вып. 9. - С. 2-17.

6. Губачев, Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачев, Б.В. Иовлев, Б.Д. Карвасарский, С.А. Разумов, Е.М. Стабровский. - Л.: «Медицина», 1976. - 224 с.

7. Глезерман, Т.Б. Мозговые дисфункции у детей/ Т.Б. Гле-зерман. М.: Наука, 1983. - С. 100-200.

8. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. -М.: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

КЛИМОВА Елена Владимировна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры. ГРЕБЕННИКОВА Ирина Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры.

Статья поступила в редакцию 20.10.06 г. © Климова Е. В., Гребенникова И. Н.

Юбилеи и знаменательные даты

УЧИТЕЛЬ

Памяти доктора медицинских наук, профессора Розы Ивановны Рудаковой

Встреча с некоторыми людьми может оставить глубокий след в твоей судьбе. Таким человеком была для меня доктор медицинских наук, профессор Омской медицинской академии Роза Ивановна Рудакова, которой в 2007 году исполнилось бы 80 лет.

Роза Ивановна Рудакова известный учёный в числе первых изучивший проблему сальмонеллёза в Западной Сибири. Этому она посвятила кандидатскую и докторскую диссертации.

После защиты докторской диссертации в 1972 году она возглавила кафедру детских инфекционных болезней Омского медицинского института, где и произошла наша встреча. Она вселила в меня уверенность и мобилизовала к активной деятельности. Получив кафедру из нескольких приспособленных кабинетов, Роза Ивановна добилась создания целого кафедрального блока. Будучи человеком активной жизненной позиции, вносила оптимизм в работу кафедры, клиники детских инфекций, общества детских инфекционистов, которыми руководила.

Выросшая в военное время, Роза Ивановна впитала многие принципы этого сложного времени. Коллектив кафедры в несколько человек Роза Ивановна сумела объединить в единый работоспособный коллектив, основным принципом которого было ответственное отношение к труду. Сама Роза Ивановна была примером такого отношения, поэтому и требовательность воспринималась нами как норма.

Роза Ивановна была для нас и старшим товарищем, советами которого мы часто пользовались и знали, что в её лице мы имели и защитника. Мы гордились Розой Ивановной и старались её не подводить.

Роза Ивановна вырастила двух прекрасных сыновей, один из которых теперь возглавляет одну из кафедр Омской медицинской академии.

Деятельная, она источала свою энергию, и казалось, что нашему совместному сотрудничеству не будет конца, но в 1994 году на 68 году жизни она скоропостижно скончалась. Во время похорон прошёл дождь, и казалось, что и природа плакала об этом замечательном человеке. Люди уходят, но оставляют после себя дело и добрую память.

В. В. Фоменко, канд. мед. наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.