DOI 10.47576/2712-7516_2021_5_1_27 УДК 339.544
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СТРАНАХ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНА
Бердина Марина Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного предпринимательства, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
Бердин Александр Эдуардович,
старший преподаватель кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]
В статье выявляются особенности функционирования франчайзинговых компаний в странах Латинской Америки. Определены наиболее привлекательные регионы для развития бизнеса и расширения франчайзинговых сетей на рынках стран Латинской Америки. Особый акцент сделан на анализе критериев выбора подходящего региона для развития франчайзинга со стороны зарубежных франчайзеров. Выявлены критерии, которым должны соответствовать участники франчайзинговых отношений с целью успешного ведения бизнеса в Латинской Америке. Определяются ключевые направления экспорта франчайзинга из латиноамериканского региона, выбор приоритетных географических и товарных направлений для отдельных стран региона с целью привлечения иностранных инвестиций в свой бизнес. Приведены примеры латиноамериканских франчайзинговых компаний, добившихся успеха при выходе на зарубежные рынки.
Ключевые слова: международный франчайзинг; Латинская Америка; экспорт латиноамериканского франчайзинга.
UDC 339.544
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF FRANCHISING IN THE COUNTRIES OF THE LATIN AMERICAN REGION
Berdina Marina Yurievna,
PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Entrepreneurship, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
Berdin Alexander Eduardovich,
Senior Lecturer, Department of Economics of High-Tech Industries, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected]
The article reveals the features of the functioning of franchising companies in Latin America. The most attractive regions for business development and expansion of franchise networks in the markets of Latin America have been identified. Particular emphasis is placed on the analysis of criteria for choosing a suitable region for the development of franchising on the part of foreign franchisors. The article identifies the criteria that must be met by the participants in franchising relations in order to successfully conduct business in Latin America. The key directions of export of franchising from the Latin American region are determined, the choice of priority geographical and commodity directions for individual countries of the region in order to
attract foreign investment in their business. Examples of Latin American franchise companies that have been successful in entering foreign markets are given.
Keywords: international franchising; Latin America; export of Latin American franchising.
Диапазон возможностей, который может дать вся Латинская Америка, очень широк, и темпы роста экономик отдельных стран там особенно высоки. Например, Бразилия утроила свой ВВП за последнее десятилетие, средний класс продолжает расти, а рост ВВП ведет к увеличению располагаемого дохода. Другие страны региона показали двукратный рост в секторе франчайзинга как для отечественных, так и для зарубежных концепций.
Исследование в статье основывается на общенаучной методологии. Основой являются статистические данные по числу фран-чайзинговых сетей в мире и странах латиноамериканского региона, сведения о состоянии развития франчайзинга в большинстве стран региона, а также документы и сведения, подготовленные специализированными стра-новыми франчайзинговыми ассоциациями, контролирующими функционирование франчайзинга в странах Латинской Америки. Для целей данного исследования был проведен обзор отечественной и зарубежной литературы в основном за 2015-2020 гг., а также использованы работы с изучением международных баз данных рецензируемой литературы. Авторами были изучены публикации Международной Франчайзинговой Ассоциации, Всемирного совета по франчайзингу, ассоциаций ведущих стран Латинской Америки (Бразилии, Аргентины, Мексики и др.), являющихся основными источниками получения информации с наибольшим количеством доступных рабочих документов и специализи-ЙЙМ»
рованных отчетов, относящихся к развитию франчайзинга в регионе.
Степень научной проработанности темы в настоящее время достаточно представлена в зарубежных источниках, в основном в латиноамериканских изданиях. Однако в отечественной литературе данный вопрос изучен слабо. Нам удалось найти лишь незначительное количество работ отечественных авторов, рассматривающих отдельные аспекты развития фрачайзинга в латиноамериканском регионе [1; 2]. В зарубежной литературе вопрос развития франчайзинга в указанном регионе изучен более обстоятельно [3-5; 8; 12; 18-20; 24], но представлен в основном работами латиноамериканских авторов и пресс-релизами страновых ассоциаций франчайзинга. В этой связи считаем целесообразным систематизировать и обобщить современный материал по проблематике развития франчайзинга и его особенностям в латиноамериканском регионе.
Рассмотрим аргументы выбора региона для франчайзинга.
Латинская Америка - это кладезь возможностей для концепций франчайзинга, стремящихся расширить свое глобальное присутствие [18; 20; 24; 27]. В регионе сосредоточено достаточное количество развивающихся экономик, которые можно рассматривать как один из желаемых плацдармов для международной экспансии франчайзинговых сетей (рис. 1).
50W 4000 3000 2ИК? 1000 о
III!
I
SlhjiIi Klhtcu India USA Taiwan Eirtuil
Рисунок 1 - Страны-лидеры по числу франчайзинговых брендов (2020 г.) [17]
Однако разнообразие культур может быть очень различным и не всегда понятным для иностранных партнеров и покупателей, и, чтобы понять, как успешно войти на рынок, нужно время и внимательное изучение ключевых национальных особенностей потенциальных контрагентов. Франчайзинговые концепции, ориентированные на регион, в частности на Латинскую Америку, уже пользуются успехом, но новички в этом бизнесе должны понимать, что для достижения успеха расширение франчайзинговых сетей должно быть целенаправленным и расчетливым. Очень важно уделять пристальное внимание воплощению концепции в этих уникальных культурах.
Франчайзинг, как уже доказано на теоретическом уровне [3; 4; 7] и 300-летнем практическом опыте работы компаний [1], особенно хорошо подходят для использования международных возможностей. Прежде чем принять решение о расширении бизнеса франчайзинга в регион Латинской Америки, нужно определиться с теми странами, которые, как минимум, с социокультурной точки зрения подходят для бренда франчайзера, и для стран с достаточно сильной экономикой, чтобы поддержать выход новой концепции на рынок [26]. Сильная экономика дает толчок развитию различным франчайзинго-вым концепциям и направлениям, в которых франчайзинговый бизнес наиболее успешен.
При выборе международного франчайзи франчайзер должен учитывать, удовлетворяет ли потенциальный клиент следующим критериям:
- знание общего рынка в целевой стране и франчайзингового бизнеса в целом;
- достаточные финансовые и управленческие ресурсы;
- языковые и коммуникационные возможности;
- опыт работы с контрагентами в целевой стране;
- опыт работы с другими системами франчайзинга.
Решающим фактором успеха международной экспансии является адаптируемость франчайзинговой системы к зарубежным рынкам и культурам, включая товары или услуги, товарные знаки и бизнес-формат. Для каждой целевой страны франчайзер должен учитывать:
- уровень жизни;
- экономическую стабильность;
- социокультурные особенности;
- демографические факторы;
- вкусовые пристрастия и ограничения потребителей;
- языковые особенности;
- наличие аналогичных товаров и услуг;
- достаточное и необходимое наличие рабочей силы.
Было бы ошибкой думать, что компания может войти на рынок без каких-либо корректировок своего бизнеса с учетом местных потребностей и традиций. Даже такие крупные бренды, как McDonald's и KFC, позволяют своим франчайзи выполнить некоторые корректировки в зависимости от локализации франчайзиновой точки, чтобы обеспечить успех на рынке без ущерба для целостности своего бренда. Маркетинговые исследования и рыночная оценка должны дать результаты, необходимые для разработки стратегии и принятия решения о том, что нужно изменить в предложениях франчайзинговой концепции. Необходимо определить, нужно ли переводить на местный язык бренд, логотип, название и иные отличительные знаки компании-франчайзера. Возьмем, к примеру, попытку введения KFC в свое меню сэндвича с кукурузой и курицей со сливками, исходя из национальных вкусов в Бразилии, или предоставление компанией столового серебра в Сан-Паулу, чтобы постараться избавить местных жителей от привычки есть руками. Другой пример - добавление в меню Мак-Пинто (McPinto) в коста-риканском McDonalds (традиционная черная фасоль и рис с жареным подорожником, яйцами и овощами).
Не всякая франчайзинговая концепция будет успешной в Латинской Америке. Рынки в этом регионе сильно различаются по своей покупательной способности, а также по простоте ведения бизнеса. Вкусы и потребности потребителей в разных странах различаются, и не все рынки являются одинаковыми по своим основным экономическим показателям. Наряду с кажущимися бесконечными возможностями во многих странах Латинской Америки есть и определенные серьезные проблемы. Многие из этих рынков быстро меняются, и ключевым моментом является поиск подходящего партнера, который будет полноценным помощником при выведении
бренда на рынок. Хотя большинство крупных стран Латинской Америки переключили свое внимание на признание концепций иностранной франшизы, развитие бизнеса в этом разнообразном регионе не обходится без препятствий.
Локализация бренда будет отличаться для каждого рынка, как и методы поиска подходящих квалифицированных франчайзи. Хорошо образованный, оснащенный всем необходимым для работы персонал, сосредоточенный на понимании этих различий, будет способствовать многолетнему успеху и росту бизнеса. Из-за политических и внутринациональных проблем не все страны Латинской Америки в настоящее время нацелены на развитие франчайзингового бизнеса. Следует внимательно изучить влияние таких факторов, как личная безопасность, возможность вывозить деньги из страны и наличие квалифицированных рабочих при принятии франчайзером окончательного решения о выборе страны внутри латиноамериканского региона. Например, из-за политических разногласий на некоторых рынках американская концепция может стать политической мишенью. Все эти факторы должны быть частью общей стратегии, поскольку только франчайзер определяет, какие страны заслуживают внимания для экспансии.
Определим критерии выбора региона для развития франчайзинговой сети.
Общие проблемы в международной экспансии - это адаптируемость системы франчайзинга к целевой стране, отношения между франчайзером и франчайзи, пригодность целевой страны для расширения сети.
Для расширения своего бизнеса стороны также должны понимать особенности политических и коммерческих отношений между франчайзером и франчайзи. Международные договоры и соглашения (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров) могут влиять на налогообложение, инвестиции и вопросы защиты товарных знаков.
Оценка соответствия рынка целевой страны для распространения франчайзинга за рубежом должна быть сосредоточена на следующих критериях:
- методы дистрибьюции. Необходимо изучить существующие в целевой стране методы дистрибьюции аналогичных товаров или
услуг, а также понять, преобладает ли там франчайзинг как метод дистрибьюции;
- рынок недвижимости. Среди основных задач, касающихся грамотного подбора места расположения франчайзинговой точки нужно учитывать: затраты на приобретение / аренду участка, затраты на строительство / ремонт; наличие подходящих мест; законы и постановления местных органов власти (например, ограничения зонирования и использования территорий, ограничения на изменение характера построек); время, необходимое на запуск работы предприятия; доступ к поставщикам по доставке продукции;
- источники поставок. Франчайзер должен определить общую доступность оборудования, необходимого для полноценной работы каждой своей точки в любой принимающей стране, а также наличие каких-либо ограничений на импорт этих предметов. При рассмотрении вопроса об импорте необходимого оборудования, а не о закупках его на месте франчайзер должен учитывать стоимость (включая любые применимые тарифы или пошлины), качество, надежность, а также необходимость и стоимость защиты коммерческой тайны. Импорт товаров или лицензирование поставщиков из целевой страны может позволить франчайзеру получить больший контроль над франчайзи;
- рынок труда. Местное трудовое законодательство, профсоюзы, а также другие трудовые обязательства и ограничения (особенно любые ограничения, касающиеся увольнения сотрудников или уровня заработной платы) могут значительно повлиять на принятие решения о соответствии выбранной целевой страны. Наличие потенциальных сотрудников с необходимой подготовкой и навыками в целевой стране также очень важно;
- доступность кредита. Поскольку финансовые нормы и практика в разных странах различаются, франчайзер должен тщательно изучить типичные методы кредитования в целевой стране, в том числе те, которые касаются затрат, юридических ограничений, наличия средств, условий кредитования и участия кредиторов в акционерном капитале;
- возможность конвертации иностранной валюты. Ограничения на конвертацию валюты, такие как ограничения на сумму, раз-
решенную для конвертации, или ситуации, в которых разрешена конвертация, могут повлиять на принятие решения о расширении франчайзинговой сети;
- налоги. Франчайзер должен изучить специфику налоговой структуры в целевой стране, включая любые удерживаемые налоги, которые должны уплачиваться с роялти и других сборов и, по возможности, приспособиться к ней;
- инвестиционные соображения. Франчайзер должен решить, необходимо ли применять схемы встречной торговли или допускать привлечение инвестиций целевой страны для поддержки франчайзингового бизнеса [17].
Экономика Латинской Америки в настоящее время переживает не самые лучшие
времена. Итоги 2019 г. показали более низкие экономические показатели, чем ожидалось, и в краткосрочной перспективе темпы роста и вообще восстановление жизнедеятельности региона должно было составить 1,4 % в 2020 г. и 2,1 % в 2021 г. Низкий рост в основном был результатом глобального замедления и политической неопределенности во многих странах Латинской Америки, а также, безусловно, влиянием ковид-пандемии [23; 28; 29]. На рис. 2 показана доля региона в структуре совокупного мирового экспорта, где можно отметить пока что достаточно скромные цифры по доле Латинской Америки, но, как мы уже отметили, есть обнадеживающие мнения экспертов по увеличению доли региона в мировой торговле.
Canada 24%
Рисунок 2 - Распределение регионов в структуре совокупного мирового экспорта (2020 г.) [23]
Несмотря на ожидаемое восстановление экономики во всем регионе, каждая страна будет развиваться по собственному сценарию. Так, Перу и Колумбия - это примеры того, как страны будут наиболее близки к своему экономическому потенциалу роста (более 3 %), в то время как две крупнейшие экономики региона - Мексика и Бразилия -смогут обеспечить рост не более 2 % (рис. 3). Аргентина - единственная страна региона, которая останется в состоянии рецессии из-за нехватки иностранной валюты и высокой инфляции. Чили на фоне влияния массовых протестов в конце 2019 г. тоже демонстрирует не самые высокие показатели восстанов-
ления своей экономики, в результате чего ее рост остановился на уровне 0,4 % в 2020 г., но прогнозы на 2021 г. весьма обнадеживающие. Увеличение внутреннего спроса и инвестиций будет двумя основными рычагами поддержки роста в большинстве стран в ближайшие два года.
По мнению Х. Руиса, ведущего экономиста BBVA Research, «восстановление в Латинской Америке в 2020-2021 гг. будет постепенным, но растущая неопределенность представляет собой определенный риск. Большой вызов - увеличить рост в неопределенной среде и при фиксированных ценах на сырье... Экспансивная денежно-кредит-
Рисунок 3 - Темпы роста ВВП стран Латинской Америки [9]
ная политика в контексте контролируемой инфляции поможет поддержать рост в течение следующих двух лет. Кроме улучшения глобальной экономической ситуации и снижения неопределенности, восстановлению способствовали местные факторы, такие как новое торговое соглашение в Мексике (Т-МЕС) и увеличение государственных инвестиций в Перу» [25].
Рассмотрим страновые особенности развития франчайзинга в регионе.
Франчайзинг в Южной и Центральной Америке в последние годы показывает ежегодный рост на 6-10 %, и все же существует огромный потенциал для развития всех направлений франчайзинга. Основными секторами франчайзинга в этом регионе являются услуги / розничная торговля (21 %), общественное питание (20,1 %), товары и услуги для спорта, здоровья, красоты и отдыха (18,3 %), одежда (7,6 %), гостиничный бизнес (7,3 %). Наибольшую динамику годового роста демонстрируют информатика / электроника (+27 %), обувь / аксессуары (+19 %), дом / строительство (+17 %), образование / обучение (+12 %) [15].
Мексика и страны Центральной Америки [12] имеют достаточно разноуровневые слои населения - большой бедный класс и значительный средний класс. Франчайзинг в этом регионе также растет. По данным Управ-
ления по международной торговле США [22], в Мексике франчайзинг вырос на 9,8 % в 2018 г., в 2019 г. - на 10 %, в 2020 г. - на 13 %, отчасти благодаря своим отечественным брендам, таким как производитель пончиков Beleki и стоматологической сети Dental Perfect Clinics. По данным Мексиканской ассоциации франчайзинга [21], в настоящее время франчайзинговые компании в стране обеспечивают работой почти полмиллиона человек и около 6 % всей экономической деятельности страны.
Однако это не означает, что в эту страну достаточно легко войти со своим бизнесом. Специфика мексиканского франчайзинга заключается в том, что в стране доминируют местные франшизы. Чтобы зарубежная концепция была успешной здесь, ее основные характеристики должны быть адаптированы к мексиканским вкусам. Тем не менее, несмотря на то, что крупные города могут быть лучшим выбором для начала развития зарубежной сети, создание или развитие возможностей для бизнеса франчайзинга также может быть успешным и в небольших городах. Эта тенденция связана с тем, что население в глубинке старается приобретать новые товары или бренды.
Кроме Мексики в регионе есть и другие примеры стран, где доля среднего класса постоянно растет. Так, например, в Аргентине,
по данным ОЭСР, в 2016 г. 44 % населения принадлежало к среднему классу, что также можно расценивать хорошим фактором для развития франчайзинга в регионе.
Требования аргентинцев стимулируют рост таких секторов франчайзинга, как рестораны и магазины одежды (35 % и 25 % всего рынка франчайзинга соответственно). Другие франшизы связаны с гостиничным бизнесом, прокатом автомобилей, туризмом, компьютерным обучением, уходом за домашними животными и т. д. В целом 644 франшизы, работающие в стране в настоящее время, получают доход порядка 8 млрд долл. [6]
Бум франчайзинга в Аргентине начался, когда страна переживала экономические потрясения в 2003 г. Индустрия франчайзинга выросла на 70 % из-за того, что аргентинцы забрали свои сбережения из банков из-за нестабильной финансовой ситуации и инвестировали их в национальные франчайзинговые компании. В результате сегодня более 70 % всех франчайзеров в стране - это аргентинские компании, хотя на рынке франчайзинга присутствуют и иностранные игроки, среди которых Италия, Испания, Германия и некоторые другие европейские страны, США, Бразилия, Китай.
Согласно исследованию [19], 7 из 10 фран-чайзинговых сетей Аргентины вынуждены были приостановить свою деятельность из-за КОВИД-19. Напротив, только 10 % сохранили свой бизнес открытым. Остальные 20 % аргентинских сетей продолжили свою деятельность в онлайн-формате. По словам консультанта Карлоса Канудаса [11], в Аргентине в 2020 г. был отмечен рост франчайзинга на 10,5 %. Эксперты настроены оптимистично в отношении развития бизнеса в стране, потому что все больше торговых центров открывается в небольших городах. Они привлекают такие сети, как собственная аргентинская выпечка и старейшая сеть кофеен Havanna, у которой есть 213 франчайзинговых кафе в Аргентине и за рубежом. А аргентинская сеть мороженого Heladerias Grido планирует открыть 10 своих магазинов в соседнем Уругвае. Дизайн интерьеров, мода, аксессуары для женихов, офисный дизайн - новейшие франчайзинговые тенденции, ниши которых еще не заняты в стране.
Другим положительным примером развития латиноамериканского франчайзинга с
национальным характером является Боливия. Крупнейшие города, в которых проживает 69 % населения страны, дают широкие возможности для ведения бизнеса предприятиям из различных сфер деятельности, включая франчайзинговые компании. За последние несколько лет франчайзинговый бизнес в стране стал достаточно популярным. Наиболее многообещающие возможности открываются в таких секторах, как фаст-фуд, службы доставки, торговля одеждой и гостиничный бизнес. Из-за того что международные франшизы очень дорогие, спрос на известные бренды побуждает боливийских бизнесменов открывать собственные фран-чайзинговые компании.
В Боливии нет специального законодательства в отношении франчайзинга, поэтому предприниматели, желающие начать свой собственный бизнес, определяют свои условия контракта, учитывая Боливийский торговый и гражданский кодексы.
Чили, будучи относительно небольшим государством с населением почти 3 млн человек, насчитывает в настоящее время порядка 200 франчайзиновых брендов. Почти 82 % из этих компаний родом из Чили, США, Испании, Перу и Аргентины. Все франчайзинго-вые бренды в стране распределены следующим образом: 39 % - общественное питание, 23 % - услуги, 17 % - одежда, 14 % - розничная торговля, 7 % - образование. В целом, Чили имеет репутацию с самой стабильной и прозрачной коммерческой средой в Южной Америке. Чили также является очень привлекательной страной для иностранных инвестиций, поскольку уже имеет соглашения о преференциальной торговле с 54 странами.
Однако в Чили нет специального законодательства о франчайзинге. Все предприятия подчиняются местному торговому законодательству. Иностранным франчайзерам рекомендуется регистрировать свои товарные знаки, прежде чем прийти в Чили со своим бизнесом. Франчайзерам не нужно регистрироваться в каком-либо профессиональном или регулирующем органе перед созданием системы франчайзинга.
Рассматривая Чили как вариант расширения своего бизнеса, франчайзеры должны учитывать, что природа чилийской деловой культуры очень неблагоприятна для рисков. Потенциальным франчайзи может потре-
боваться дополнительное подтверждение бренда франчайзера, прежде чем они захотят сделать крупные инвестиционные вложения. Соответственно, по данным Торговой палаты Сантьяго [13], франшизы с низкими первоначальными инвестициями (от 100 000 до 200 000 долл.) работают лучше, чем франшизы, требующие более высоких начальных вложений. Отчасти такая осторожность объясняется недавним замедлением экономического роста в стране.
Колумбия - вторая в мире страна-экспортер цветов, третья - производитель кофе, первая - по запасам угля в Латинской Америке и первая в мире по добыче изумрудов. В настоящее время в стране действуют 443 отечественные и национальные франчай-зинговые компании, 47 - в сфере красоты, 67 - в специализированной торговле, 27 - в учебных центрах, 158 - в сфере продуктов питания / гастрономии (общественного питания), 74 - в сфере моды и 70 - в сфере услуг [15]. В стране работает 196 иностранных франшиз, основной страной происхождения которых являются США, за которыми следуют Аргентина, Бразилия, Испания, Мексика, в частности, в сфере здоровья и красоты, моды и общественного питания.
Франчайзинг в Колумбии переживает бум в течение последних нескольких лет, и это в основном связано с тем, что были различные франчайзинговые проекты, продвигаемые государственными и частными организациями, которые сделали эту модель известной населению Колумбии. Фактически была разработана модель микрофраншиз, в основе которой лежали идеи колумбийских консалтинговых компаний, которые разработали часть этой модели, касающуюся операционной и технологической стандартизации, и было установлено, что микрофраншизы в этой стране будут отличаться от традиционных франшиз тем, что инвестиции в них не будут превышать 75 млн песо (примерно 25 000 долл.). Эта сумма идеально подходит для инвесторов малого и среднего размера.
Как и любая страна с развивающейся экономикой, Эквадор сталкивается с определенными экономическими проблемами, однако эта страна открыта для иностранных инвестиций и предоставляет идеальные возможности для нового бизнеса, включая франчайзинг. За последнее десятилетие он стал
довольно популярным среди эквадорцев. Рост был в таких франчайзинговых секторах, как специализированные услуги, мода, одежда, фаст-фуд и рестораны. Продажи в розничной торговле намного больше, чем в секторах общественного питания и услуг. Эквадорские предприниматели интересуются как домашним, так и зарубежным франчай-зинговым бизнесом. Местные бизнесмены предпочитают отдельные франшизы с капитальными вложениями менее 10 000 долл.
Что касается доли рынка франчайзинга в Эквадоре, то здесь ситуация складывается несколько иным образом, чем в большинстве латиноамериканских стран. Так, здесь доминируют не национальные, как в проанализированных выше странах, а зарубежные сети. В частности, 55 % из всех франчайзинговых сетей принадлежат США, 25 % - Эквадору, 10 % - Колумбии и 6 % - Перу [15]. Наиболее перспективными направлениями франчайзинга являются развлечения и досуг, кофе, медицинские услуги, образование, услуги по реставрации и ремонту, а также центры ветеринарной помощи. Одной из особенностей эквадорской экономической системы является жесткая система налогообложения, которую нельзя не принимать в расчет при открытии в том числе франчайзинговой точки. Среди основных преимуществ ведения бизнеса - обширная и дешевая рабочая сила.
Экономика Парагвая привлекает внимание как оффшорная юрисдикция. После периода застоя страна стремительно расширяется, чему также способствуют благоприятные для бизнеса налоговые ставки и низкие заработные платы. Основными секторами экономики в стране являются сельское хозяйство, производство электроэнергии и небольшой, но сильный сектор обрабатывающей промышленности. Основными экспортными рынками Парагвая являются Россия, Уругвай и Бразилия. Страна также известна своим шоппинг-туризмом, исходящим из Бразилии и Аргентины, что создает прекрасные возможности для открытия новых торговых точек.
В стране широко распространен франчай-зинговый бизнес, однако есть возможности для будущего роста. Наиболее успешные франчайзинговые компании работают в таких сегментах, как прачечные, фаст-фуд, сельскохозяйственные ресурсы и оборудование, электроника, автомобили, одежда и
борьба с вредителями. Жители и компании Парагвая весьма положительно относятся к международным франчайзинговым брендам. Для иностранных компаний в принципе не существует конкретных юридических правил, но общие принципы ведения бизнеса, в том числе франчайзингового, изложены в Гражданском кодексе Парагвая. Кроме того, в стране есть и местные бренды, такие как Amandau и Don Vito, которые желают выйти на международный рынок посредством франчайзинга.
Согласно исследованию Торговой палаты Коста-Рики [14] франчайзинговый сектор Коста-Рики значительно вырос за последние несколько лет. В стране действует 349 франшиз, причем 54 % их них - американские, из которых 266 - международные, а 83 - национальные. Активизация развития франчайзинга открывает возможности для расширения малых и средних компаний в этой небольшой стране. Наиболее успешные франчайзинговые компании работают в таких сегментах, как мода (39 %), продукты питания (20 %), специализированные услуги (18 %), медицинские, образовательные и торговые центры.
Коста-Рика является ключевым направлением по темпам роста франчайзингового сектора в регионе Центральной Америки. Торговая палата Коста-Рики и государственные банки поддерживают франчайзинг, предлагая помощь по юридическим вопросам в дополнение к предоставлению финансовых и консультационных услуг [14].
Проанализируем экспорт латиноамериканского франчайзинга.
Фактически три страны с наиболее развитым сектором франчайзинга в Латинской Америке - Бразилия, Мексика и Аргентина -быстро и эффективно приняли этот способ ведения бизнеса и имеют очень высокий процент национальных франшиз на своих рынках, согласно данным, предоставленным Ибероамериканской федерацией франчайзинга (Fiaf). Это 95, 90 и 84 % в Бразилии, Аргентине и Мексике соответственно. Этот успех также побуждает компании и предпринимателей расширяться в другие страны, продавая свой собственный бренд как франшизу [16].
Примеров успешных экспортных франшиз можно привести много. Традиционный произ-
водитель песочного печенья Havanna, классического аргентинского продукта, перешел в высококлассные кафе, которые предлагают шоколад, сладости и печенье, упакованные с помощью мастерской маркетинговой и торговой марки. Сегодня у Havanna есть 75 франчайзинговых точек за пределами Аргентины, а также франчайзинговые представительства почти во всей Латинской Америке, США, Израиле и Испании. В Аргентине 200 кафе, некоторые из них собственные, а некоторые - франчайзинговые.
Другой пример - это мобильная автомойка Pronto Wash. Компания была основана в декабре 2001 г., когда экономика Аргентины разваливалась, что привело к банкротствам сотен компаний и миллионам безработных. Двенадцать лет спустя Pronto Wash имеет 400 представительств в 30 странах на четырех континентах, и, по ее собственным подсчетам, это латиноамериканская компания с самым высоким ростом в секторе франчайзинга в мире. Концепция, которую разработала компания, заключается в том, чтобы предлагать услуги автомойки, в то время как клиент может заниматься другим делами. По этой причине лучшие места - это парковки торговых центров или кинотеатров. Вторая инновационная концепция, которую предлагает компания, - это низкий уровень потребления воды: менее 5 литров на автомобиль.
На огромном рынке Бразилии тоже есть примеры успешных экспортных франчайзи-новых сетей. Институт Fisk - бразильский, несмотря на название, предлагает курсы английского, испанского, португальского и компьютерной грамотности за границей и накапливает призы за отличное качество предоставляемых услуг. Он начал разрабатывать собственный метод обучения английскому языку, опираясь на опыт своего основателя Ричарда Фиска в Бразилии, и сегодня его франшизы выходят далеко за пределы региона: его можно найти в Северной Америке, Азии и даже Африке. В Аргентине 59 учебных центров, в Японии - 11. Всего 863 центра, из них 108 за пределами страны.
O Boticario - еще одна история успеха бразильских франшиз. Его присутствие за рубежом ограничено 8 странами, в которых насчитывается 368 точек продаж и 59 эксклюзивных магазинов. Компания позиционирует себя как лучшую сеть франчайзинговых
магазинов парфюмерии и косметики в мире и была одной из первых в Бразилии, принявших систему франчайзинга. Даже у себя стране O Boticário имеет впечатляющие цифры: у нее более 950 филиалов и 3353 точки продаж.
Localiza - еще один успешный пример бразильского экспорта франчайзинга. У него самая большая сеть прокатов автомобилей в Латинской Америке с франшизами в основных городах Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии, Эквадора, Парагвая, Перу и Уругвая в дополнение к тем, что есть в Бразилии. Всего он представлен в 352 городах с 513 агентствами, 49 из которых находятся за рубежом.
Развивающаяся перуанская экономика не остается в стороне от впечатляющей латиноамериканской тенденции развития франчайзинга. Из страны с 65 % иностранных фран-чайзинговых брендов она недавно начала экспортировать свою гастрономическую продукцию. Перу занимает второе место в мире по гастрономии после Франции. Акцент сделан на рестораны высокого уровня, такие как Astrid y Gastón, Osaka или Rosa Náutica, которые повысили ценность перуанской кухни в мире международной гастрономии [11].
В Аргентине 54 % брендов, экспортирующих свои франшизы, занимаются одеждой, за которыми следуют услуги и гастрономия. Когда компания насыщает своей продукцией свою страну, то естественное ее желание - расширяться за рубежом. И вполне естественно делать первые шаги в соседних странах [11].
Элизаррарас Серда из Мексиканской ассоциации франчайзинга отмечает [10], что многие бренды думают, что США являются идеальным местом назначения, если не учитывать сложную юридическую структуру и конкуренцию на рынке. Но Латинская Америка предлагает схожесть рынков, а также языка, юридических и коммерческих структур, то есть тех факторов, которые становятся более привлекательными, когда франшиза стремится к расширению в других странах.
Однако не все страны Латинской Америки одинаковы. Они сильно различаются по вкусам и размерам. В Боливии, Чили и Перу вкусы схожи. Поэтому весьма вероятно, что, например, перуанский бренд первым своим зарубежным рынком выберет Чили. Арген-
тинские магазины одежды были вынуждены сделать «тропические» цвета (в Аргентине предпочтительны более консервативные оттенки) и изменить диапазон размеров. Латиноамериканские туристы едут в Буэнос-Айрес в поисках дизайна. К настоящему времени основные аргентинские бренды одежды уже открыли свои магазины в Парагвае и Уругвае. Так, например, в торговом цен -тре Pinedo в Парагвае 51 из 150 представлен -ных брендов принадлежит Аргентине.
В Аргентинской ассоциации франчайзинга [6] приводят четыре основные характеристики успеха франчайзинга в зарубежных странах:
- быть солидной компанией;
- иметь профессиональную организацию на местном уровне;
- иметь несколько различных товаров или услуг в своей номенклатуре бизнеса;
- убедиться, что эта дифференциация привлекательна на других рынках.
Эксперты сходятся во мнении о важности государственной поддержки в продвижении и экспорте франшиз. Власти Мексики, Бразилии и даже Венесуэлы (но не в Аргентине) проводят политику по поддержке франчайзинга в своих странах. Некоторые страны приняли специальное законодательство, а другие планируют это сделать. Между тем правительства всеми силами стараются продвигать этот сектор. Эта поддержка находит свое отражение в Бразилии и Мексике в крупных международных выставках, организуемых там каждый год.
Согласно документу Экономической комиссии по Латинской Америке и Карибскому бассейну (ЭКЛАК) [23], в 2021 г. прогнозируются положительные темпы роста ВВП, которые в основном будут отражать статистический подъем, но процесс восстановления докризисных уровней ВВП будет медленным и завершится не раньше 2024 г. Динамика роста в 2021 г. подвержена высокой неопределенности, связанной с риском возобновления вспышек пандемии, быстрыми возможностями компаний по производству и распространению вакцин, а также способностью стран продолжать оказывать поддержку производственным секторам. Достижение прогресса в обеспечении устойчивого роста требует продуктивного преобразования в направлении экологически устойчивых секто-
ров, что будет способствовать созданию рабочих мест и технологическим инновациям.
В отчете ЭКЛАК подчеркивается, что для предотвращения сохранения в регионе низких темпов роста необходима активная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, а также экологическая и промышленная политика, которые позволили бы осуществить структурные преобразования, которых требует регион и которые способствовали бы устойчивому развитию.
Эти шаги также вызывают необходимость определения приоритетов в следующих направлениях:
- расходы на оживление экономической и социальной жизни региона за счет стимулирования привлечения инвестиций в стратегические сектора, обеспечивающих высокую занятость и устойчивые инвестиции в экологические сектора экономики;
- увеличение МРОТ для людей, живущих в условиях бедности;
- предоставление финансирования малым и средним предприятиям;
- разработка стимулов для производственного развития, цифровой революции в интересах устойчивого развития и использования экологически чистых технологий;
- приведение к универсальному типу системы социальной защиты.
Таким образом, учитывая такие ключевые
макроэкономические факторы, как размер населения, доход на душу населения, темпы урбанизации и распределения доходов, развивающиеся страны представляют собой крупнейшие и наиболее динамичные рынки для международных франчайзеров. Страны с развивающейся экономикой используют глобальный франчайзинг как инструмент для экономического и предпринимательского развития, создания рабочих мест и глобальной интеграции.
Латинская Америка с достаточно большим населением является достойным выбором для расширения многих международных концепций франчайзинга. Очень важно найти время, чтобы изучить возможности на каждом из рынков и разработать стратегию, учитывающую разнообразие их культур. При правильном распределении сил и возможностей, зарубежный франчайзер сможет найти подходящих франчайзи на каждом рынке и стать частью этого постоянно меняющегося, быстрорастущего региона. Поскольку регион состоит из 33 стран - от крупнейшей Бразилии с населением более 211 млн человек до крошечного островного государства Сент-Китс и Невис с населением чуть более 56 тыс. человек, подход должен быть адаптирован для каждой страны, чтобы добиться максимального успеха и построить свой бренд на этих самых перспективных рынках.
Описок литературы_
1. Бердина, М. Ю. Международный франчайзинг: пути трансфера нематериальных активов бизнеса : монография / М. Ю. Бердина, А. Э. Бердин. - Poland, IScience, 2019.
2. Бердина, М. Ю. Эволюция франчайзинга: от древности до наших дней / М. Ю. Бердина, А. Э. Бердин // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2019. - № 3 (39).
3. Alon, I. Executive insight: Evaluating the market size for service franchising in emerging markets / I. Alon // International Journal of Emerging Markets. - 2006. - Vol. 1 (1). - P. 9- 20.
4. Alon, I. Global franchising and development in emerging and transitioning markets / I. Alon // Journal of Macromarketing. - 2004. - Vol. 24 (2). - P.156-167.
5. Alon, I. Franchising in emerging markets / I. Alon, D. H. B. Welsh, C. M. Falbe // Franchising globally: Innovation, learning and imitation. - Basingstoke, UK : Palgrave Macmillan, 2010. - P. 11-35.
6. Argentina Trademark and Franchise Association (AMPA). - URL: https://aamf.com.ar (дата обращения: 01.09.2021).
7. Baena, V. Market conditions driving international franchising in emerging markets / V. Baena // International Journal of Emerging Markets. - 2012. - Vol. 7 (1). - P. 49-71.
8. Bailey, R. 2017 Top 100 Report: Franchise Market Spotlight / R. Bailey. - URL: https://www.franchisedirect.com/inf ormation/2017top100reportfranchisemarketspotlight (дата обращения: 01.09.2021).
9. Banco Bilbao Vizcaya Argentaria. - URL: https://www.bbva.com/en (дата обращения: 01.09.2021).
10. Bustos, Е. Think global, act local / Е. Bustos. - URL: https://connectamericas.com/content/think-global-act-local (дата обращения: 01.09.2021).
11. Canudas, С. Es la franquicia un sistema de relaciones humanas? / С. Canudas. - URL: https://www.america-retail. com/opinion/carlos-canudas-es-la-franquicia-un-sistema-de-relaciones-humanas/ (дата обращения: 01.09.2021).
12. Chemero, B. Five Strong Regions For International Franchise Expansion In 2020 / B. Chemero. - URL: www. forbes.com (дата обращения: 01.09.2021).
13. Chile - Country Commercial Guide. - URL: https://www.trade.gov/knowledge-product/exporting-chile-market-overview?section-nav=4185 (дата обращения: 01.09.2021).
14. Commercial Service office Costa Rica. - URL: http://www.export.gov/costarica (дата обращения: 01.09.2021).
15. Franchises in South & Central America. - URL: https://topfranchise.com/international-franchise-opportunities/ south-central-america/ (дата обращения: 01.09.2021).
16. Halpern, А. Think Global, Act Local / А. Halpern // Latin Trade. - 2013. - 4 April.
17. International Franchise Attractiveness Index. - URL: https://www.unh.edu/rosenbergcenter/international-franchise-attractiveness-index (дата обращения: 01.09.2021).
18. Livingston, J. The Latin American Option / J. Livingston. - URL: .https://www.globalfranchisemagazine.com/ master-franchises/news/advice/the-latin-american-option (дата обращения: 01.09.2021).
19. López, A. M. Argentina: change in franchise chain operations / A. M. López. - URL: https://www.statista.com/ statistics/1108667/change-in-franchise-chain-operations-coronavirus-brazil/ (дата обращения: 01.09.2021).
20. McKenzie, B. International Franchising in Emerging Markets: Central and Eastern Europe and Latin America / B. McKenzie // International Journal of Service Industry Management. - 2002. - Vol. 13, No. 3. - P. 303-308.
21. Mexican Franchise Association (Asociación Mexicana de Franquicias or AMF). - URL: https://franquiciasdemexico. org.mx (дата обращения: 01.09.2021).
22. Mexico - Country Commercial Guide. - URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/mexico-distribution-and-sales-channels (дата обращения: 01.09.2021).
23. Preliminary Overview of the Economies of Latin America and the Caribbean 2020. - URL: https://www.cepa!. org/en/publications/46504-preliminary-overview-economies-latin-america-and-caribbean-2020 (дата обращения: 01.09.2021).
24. Resende Melo, P. L. Latin American franchise internationalization: The impact of institutional environment / P. L. Resende Melo, F. Mendes Borini, M. H. Ogasavara // International business review. - 2018. - 13 April.
25. Ruiz, J. Growth with risks in the region / J. Ruiz. - URL: https://www.bbva.com/en/economic-growth-in-latin-america-will-gradually-increase-over-the-next-two-years/ (дата обращения: 01.09.2021).
26. Smith, B. International Franchising: Selecting a Country and a Franchisee / B. Smith. - URL: https://www.wNey. law/pp/publication-339.pdf?70457 (дата обращения: 01.09.2021).
27. Stanworth, J. International franchising in emerging markets: Central and Eastern Europe and Latin America // D. H. B. Welsh, I. Alon. International franchising in emerging markets: Central and Eastern Europe and Latin America. -Chicago, USA CCH Publishing. 2001. - P. 87-104.
28. Teixeira, R. FIAF: Efectos del COVID-19 sobre la industria de franquicias en Ibero-América / R. Teixeira. - URL: https://www.abf.com.br/flaf-efectos-del-covid-19-sobre-la-industria-de-franquicias-en-ibero-america/ (дата обращения: 01.09.2021).
29. UNCTAD. The Covid-19 shock to developing countries: Towards a "whatever it takes" programme for the two-thirds of the world's population being left behind. - URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/gds_tdr2019_covid2_en.pdf (дата обращения: 01.09.2021).
References_
1. Berdina M.Yu., Berdin A.E'. Mezhdunarodnyj franchajzing: puti transfera nematerial'nyx aktivov biznesa : monografiya. Poland, IScience, 2019.
2. Berdina M.Yu., Berdin A.E'. E'volyuciya franchajzinga: ot drevnosti do nashix dnej. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. E'konomika. 2019. № 3 (39).
3. Alon I. Executive insight: Evaluating the market size for service franchising in emerging markets. International Journal of Emerging Markets. 2006. Vol. 1 (1). P. 9-20.
4. Alon I. Global franchising and development in emerging and transitioning markets. Journal of Macromarketing. 2004. Vol. 24(2). P. 156- 167.
5. Alon I., Welsh D.H.B., Falbe C.M. Franchising in emerging markets. In I. Alon (Ed.), Franchising globally: Innovation, learning and imitation - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan. 2010. P. 11-35.
6. Argentina Trademark and Franchise Association (AMPA). URL: https://aamf.com.ar (data obrashheniya: 01.09.2021).
7. Baena V. Market conditions driving international franchising in emerging markets. International Journal of Emerging Markets. 2012. Vol. 7(1). P. 49-71.
8. Bailey R. 2017 Top 100 Report: Franchise Market Spotlight. URL: https://www.franchisedirect.com/information/201 7top100reportfranchisemarketspotlight (data obrashheniya: 01.09.2021).
9. Banco Bilbao Vizcaya Argentaría. URL: https://www.bbva.com/en (data obrashheniya: 01.09.2021).
10. Bustos E. Think global, act local. URL: https://connectamericas.com/content/think-global-act-local (data obrashheniya: 01.09.2021).
11. Canudas S. Es la franquicia un sistema de relaciones humanas? URL: https://www.america-retail.com/opinion/ carlos-canudas-es-la-franquicia-un-sistema-de-relaciones-humanas/ (data obrashheniya: 01.09.2021).
12. Chemero B. Five Strong Regions For International Franchise Expansion In 2020. URL: www.forbes.com (data obrashheniya: 01.09.2021)
13. Chile - Country Commercial Guide. URL: https://www.trade.gov/knowledge-product/exporting-chile-market-overview?section-nav=4185 (data obrashheniya: 01.09.2021).
14. Commercial Service office Costa Rica. URL: http://www.export.gov/costarica (data obrashheniya: 01.09.2021).
15. Franchises in South & Central America. URL: https://topfranchise.com/international-franchise-opportunities/ south-central-america/ (data obrashheniya: 01.09.2021).
16. Halpern A. Think Global, Act Local. Latin Trade. 2013. 4 April.
17. International Franchise Attractiveness Index. URL: https://www.unh.edu/rosenbergcenter/international-franchise-attractiveness-index (data obrashheniya: 01.09.2021).
18. Livingston J. The Latin American Option. URL: https://www.globalfranchisemagazine.com/master-franchises/ news/advice/the-latin-american-option (data obrashheniya: 01.09.2021).
19. López A.M. Argentina: change in franchise chain operations. URL: https://www.statista.com/statistics/1108667/ change-in-franchise-chain-operations-coronavirus-brazil/ (data obrashheniya: 01.09.2021).
20. McKenzie B. International Franchising in Emerging Markets: Central and East-ern Europe and Latin America. International Journal of Service Industry Management. 2002. Vol. 13 No. 3. P. 303-308.
21. Mexican Franchise Association (Asociación Mexicana de Franquicias or AMF). URL: https://franquiciasdemexico. org.mx (data obrashheniya: 01.09.2021).
22. Mexico - Country Commercial Guide. URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/mexico-distribution-and-sales-channels (data obrashheniya: 01.09.2021).
23. Preliminary Overview of the Economies of Latin America and the Caribbean 2020. URL: https://www.cepa!. org/en/publications/46504-preliminary-overview-economies-latin-america-and-caribbean-2020 (data obrashheniya: 01.09.2021).
24. Resende Melo P.L., Mendes Borini F., Ogasavara M.H. Latin American franchise internationalization: The impact of institutional environment. International business review. 2018. 13 April.
25. Ruiz J. Growth with risks in the region. URL: https://www.bbva.com/en/economic-growth-in-latin-america-will-gradually-increase-over-the-next-two-years/ (data obrashheniya: 01.09.2021).
26. Smith B. International Franchising: Selecting a Country and a Franchisee. URL: https://www.wiley.law/pp/ publication-339.pdf?70457 (data obrashheniya: 01.09.2021).
27. Stanworth, J., Price, S. and Purdy, D. International franchising in emerging markets: Central and Eastern Europe and Latin America. in: Welsh, D.H.B. and Alon, I. (ed.) International franchising in emerging markets: Central and Eastern Europe and Latin America. - Chicago, USA CCH Publishing. 2001. pp. 87-104.
28. Teixeira, R. FIAF: Efectos del COVID-19 sobre la industria de franquicias en Ibero-América. URL: https://www.abf. com.br/flaf-efectos-del-covid-19-sobre-la-industria-de-franquicias-en-ibero-america/ (data obrashheniya: 01.09.2021).
29. UNCTAD. The Covid-19 shock to developing countries: Towards a "whatever it takes" programme for the two-thirds of the world's population being left behind. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/gds_tdr2019_covid2_ en.pdf (data obrashheniya: 01.09.2021).