Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ / АРТИКУЛЯЦИЯ / СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЛОГОПЕДОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубанова К. Х.

Рассмотрена актуальная проблема логопедии - сложности фонематического восприятия у детей. Затруднения при анализе и воспроизведении звуков препятствуют качественному обучению и могут провоцировать такие нарушения речи, как дислексия и дисграфия. Цель данного исследования - определить уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста для проведения эффективной коррекционно-развивающей работы. Тестирование на ограниченной выборке в дошкольном учреждении Ростова-на-Дону показало, что половина опрошенных демонстрируют средние результаты. Около трети справились с заданием хорошо или отлично. Примерно 20% показали очень низкий уровень фонематического восприятия и нуждаются в коррекционной работе с логопедами. Иными словами, у большинства обследованных наблюдаются проблемы фонематического восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC PERCEPTION IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the actual problem of speech therapy - the complexity of phonemic perception in children. At preschool age, this makes it difficult to analyze and reproduce sounds, which hinders quality learning and can provoke speech disorders such as dyslexia and dysgraphia. The purpose of this study is to determine the level of development of phonemic perception in children of senior preschool age in order to conduct effective correctional and developmental work. Testing on a limited sample in a preschool institution in Rostov-on-Don showed that half of the respondents demonstrate average results. About a third did well or excellently on the task. Approximately 20% demonstrated a very low level of phonemic perception and need corrective work with speech therapists. In other words, the majority of those surveyed have problems with phonemic perception.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 1174

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К. Х. Кубанова

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема логопедии — сложности фонематического восприятия у детей. Затруднения при анализе и воспроизведении звуков препятствуют качественному обучению и могут провоцировать такие нарушения речи, как дислексия и дисграфия. Цель данного исследования — определить уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста для проведения эффективной коррекционно-развивающей работы. Тестирование на ограниченной выборке в дошкольном учреждении Ростова-на-Дону показало, что половина опрошенных демонстрируют средние результаты. Около трети справились с заданием хорошо или отлично. Примерно 20% показали очень низкий уровень фонематического восприятия и нуждаются в коррекционной работе с логопедами. Иными словами, у большинства обследованных наблюдаются проблемы фонематического восприятия.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, нарушения речи, звуковой анализ и синтез, артикуляция, слоговая структура слова, коррекционная работа с логопедом.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC PERCEPTION IN OLDER

PRESCHOOL CHILDREN

Kyausar Kh. Kubanova

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

Abstract. The article deals with the actual problem of speech therapy — the complexity of phonemic perception in children. At preschool age, this makes it difficult to analyze and reproduce sounds, which hinders quality learning and can provoke speech disorders such as dyslexia and dysgraphia. The purpose of this study is to determine the level of development of phonemic perception in children of senior preschool age in order to conduct effective correctional and developmental work. Testing on a limited sample in a preschool institution in Rostov-on-Don showed that half of the respondents demonstrate average results. About a third did well or excellently on the task. Approximately 20% demonstrated a very low level of phonemic perception and need corrective work with speech therapists. In other words, the majority of those surveyed have problems with phonemic perception.

Keywords: phonemic perception, phonemic hearing, speech disorders, sound analysis and synthesis, articulation, syllabic structure of a word, corrective work with a speech therapist.

Введение. Междисциплинарные связи логопедии, психологии, физиологии и ряда других наук подтверждают значимость фонематического восприятия в овладении родным языком с детского возраста. Цель данного исследования — определение уровня развития фонематического восприятия у группы детей старшего дошкольного возраста для решения вопроса о необходимости коррекции.

Фонематическое восприятие связано с первичной аналитико-синтетической деятельностью, которая отвечает в том числе за формирование представления о звуках и их различение. Оно сопряжено со слуховыми и кинестетическими импульсами, передаваемыми в кору головного мозга. Со временем эти раздражители дифференцируются, и ребенок учится вычленять отдельные звуки [1].

Данную сферу исследовали такие ученые, как В. И. Бельтюков, В. К. Орфинская, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева и др. Анализ их работ показал, что развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза влияет на эффективность усвоения грамматических категорий, формирование фонетически чистой, плавной и грамотной речи [2-4].

Р. Е. Левина выделяет несколько этапов развития фонематического восприятия. На первом ребенок не понимает речь, не различает звуки. По мере развития физиологических и психических функций появляется возможность разграничивать акустически далекие звуки, затем — близкие. На следующей стадии формируется умение дифференцировать правильное и неправильное произношение звуков речи родного языка [5].

Основная часть. При логопедическом обследовании ребенка можно выявить нарушения в развитии фонематического слуха (восприятия). При диагностике следует учитывать, что основная деятельность детей дошкольного возраста — это игра. Материал для диагностики должен быть наглядным, красочным и интересным, а также соответствовать возрасту ребенка и уровню его речевого развития.

В рамках представленной научной работы обследованы десять 5-6-летних воспитанников дошкольного образовательного учреждения Ростова-на-Дону. При диагностике использовались теоретические и практические (эмпирические) методы. В первом случае речь идет об анализе научно-методической литературы, во втором — об эксперименте, наблюдении, анкетировании.

Для определения уровня фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста выбрали методику Н. М. Трубниковой [6]. Это 10 заданий, которые предполагают:

— опознание заданной фонемы в ряде звуков, слогов, слов;

— повторение слогов вслед за логопедом;

— различение звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам.

Время и правильность выполнения заданий отмечаются специалистом (логопедом) и выражаются в баллах:

— 4 балла — задание выполнено полностью, без помощи взрослого;

— 3 балла — незначительные ошибки, ребенок исправился сам или с подсказкой взрослого;

— 2 балла — задание выполнено частично, с ошибками;

— 1 балл — задание выполнено частично, дошкольник испытывал большие трудности даже при помощи взрослого;

— 0 — задание не выполнено.

Максимально возможное количество баллов — 40. Диагностика выявила три уровня развития фонематического слуха.

У троих он оказался высоким (36-40 баллов). В этом случае речь идет о полной сформированности фонематического восприятия. Исследование зафиксировало адекватные слуховые представления. Дети безошибочно узнали и произнесли звук, определили его позицию в слове, вспомнили другие слова с этим звуком, правильно выполнили задание с картинкой. Набравшие наибольшее число баллов точно воспроизводили слоговую структура слова, хорошо справились со звуковым анализом и синтезом.

Пятеро продемонстрировали средний уровень (20-35 баллов). Для него характерна недостаточная сформированность фонематического восприятия, неправильное произношение 2-3 звуков. Фиксировались ошибки в упражнениях, направленных на звуковой анализ и синтез.

В двух случаях выявлен низкий уровень (0-19 баллов). Дети не понимали или плохо различали звуки своей и чужой речи (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие). Они не могли найти заданный звук, определить количество фонем в слове, оказались не готовы к самому простому звуковому анализу и синтезу.

L4QQ/J

Заключение. Исследование показало, что у большинства из десяти обследованных детей в той или иной степени нарушено фонематическое восприятие. Это выражается в заменах или искажениях звуков, невозможности определить оппозиционные звуки, нарушениях слогового анализа и синтеза. При отсутствии коррекционно-развивающей работы эти нарушения затруднят обучение чтению и письму, что негативно скажется на интеллектуальном и личностном развитии.

Библиографический список

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др.]. — Москва : Академия, 2002. — 200 с.

2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. — Москва : Просвещение, 1964. — 91 с.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — Москва : Просвещение, 1979. — 223 с.

4. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Г. Тамбовцева. — Москва, 1983. — С. 11.

5. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Н. М. Левина. — Москва : Просвещение, 1968. — 367 с.

6. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова — Екатеринбург, 2005. — 51 с.

Об авторе:

Кубанова Кяусар Хасановна, студентка Донского государственного технического университета (344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), [email protected].

About the Author:

Kubanova, Kyausar Kh., student of the Defectology and Inclusive Education Department, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.