Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

2727
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарева Полина Геннадьевна

Введение: Эмоции - важнейший компонент развития психики ребёнка. Ввиду недостаточности развития воли эмоциональные реакции младшего школьника зачастую бывают чрезмерно яркими или же наоборот подавляются ребёнком. При этом, младший школьный возраст характеризуется высокой изменчивостью, в том числе и эмоциональной сферы. Соответственно, целенаправленное воздействие на ребёнка с целью знакомства его с миром эмоций может стать основой гармоничного развития личности. Материалы и методы: теоретический анализ научной литературы, анализ, синтез. Результаты исследования : В статье представлен теоретический обзор проблемы развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Дана характеристика термина «эмоции» в подходах различных исследователей. Описано содержание эмоциональной сферы в различных её аспектах. Выделен и описан предмет содержания эмоциональной сферы, определено, что эмоциональное явление всегда имеет предметность, содержание и субъективную реакцию человека на него. Заключение : В статье кратко описаны особенности изменения эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте и представлено обоснование необходимости её целенаправленного развития на занятиях с психологом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Introduction : Emotions are the most important component of the development of the child's psyche. Due to the lack of will development, the emotional reactions of a younger student are often excessively vivid or, on the contrary, are suppressed by the child. At the same time, primary school age is characterized by high variability, including the emotional sphere. Accordingly, purposeful influence on the child in order to introduce him to the world of emotions can become the basis for the harmonious development of personality. Materials and methods: theoretical analysis of scientific literature, analysis, synthesis. Results: The article presents a theoretical overview of the problem of developing the emotional sphere of primary school children. The characteristic of the term "emotions" in the approaches of various researchers is given. The content of the emotional sphere in its various aspects is described. The subject of the content of the emotional sphere is highlighted and described, it is determined that an emotional phenomenon always has an objectivity, content and a subjective reaction of a person to it. Conclusion: The article briefly describes the peculiarities of changing the emotional sphere in primary school age and provides a justification for the need for its purposeful development in classes with a psychologist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогическая и возрастная психология Pedagogical and age psychology

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-108-116 УДК 37.03/ 316.6

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Полина Геннадьевна Бондарева

НЧОУ «Академическая гимназия» г. Краснодар, Россия ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 polinabondareva2000@mail.ru

Аннотация. Введение: Эмоции - важнейший компонент развития психики ребёнка. Ввиду недостаточности развития воли эмоциональные реакции младшего школьника зачастую бывают чрезмерно яркими или же наоборот подавляются ребёнком. При этом, младший школьный возраст характеризуется высокой изменчивостью, в том числе и эмоциональной сферы. Соответственно, целенаправленное воздействие на ребёнка с целью знакомства его с миром эмоций может стать основой гармоничного развития личности.

Материалы и методы: теоретический анализ научной литературы, анализ, синтез. Результаты исследования: В статье представлен теоретический обзор проблемы развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Дана характеристика термина «эмоции» в подходах различных исследователей. Описано содержание эмоциональной сферы в различных её аспектах. Выделен и описан предмет содержания эмоциональной сферы, определено, что эмоциональное явление всегда имеет предметность, содержание и субъективную реакцию человека на него.

Заключение: В статье кратко описаны особенности изменения эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте и представлено обоснование необходимости её целенаправленного развития на занятиях с психологом.

Ключевые слова: эмоции, чувства, психология эмоций, эмоциональная сфера, младший школьный возраст

Для цитирования: Бондарева П.Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том.5 № 3. С. 108-116

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-108-116

Original article.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPHERE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Polina G. Bondareva

NCHOU "Academic gymnasium" Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 polinabondareva2000@mail.ru

Abstract. Introduction: Emotions are the most important component of the development of the child's psyche. Due to the lack of will development, the emotional reactions of a younger student are often excessively vivid or, on the contrary, are suppressed by the child. At the same time, primary school age is characterized by high variability, including the emotional sphere. Accordingly, purposeful influence on the child in order to introduce him to the world of emotions can become the basis for the harmonious development of personality.

Materials and methods: theoretical analysis of scientific literature, analysis, synthesis. Results: The article presents a theoretical overview of the problem of developing the emotional sphere of primary school children. The characteristic of the term "emotions" in the approaches of various researchers is given. The content of the emotional sphere in its various aspects is described. The subject of the content of the emotional sphere is highlighted and described, it is determined that an emotional phenomenon always has an objectivity, content and a subjective reaction of a person to it. Conclusion: The article briefly describes the peculiarities of changing the emotional sphere in primary school age and provides a justification for the need for its purposeful development in classes with a psychologist.

Keywords: emotions, feelings, psychology of emotions, emotional sphere, primary school age

For citation: Bondareva P.G. Features of the development of the emotional sphere of younger schoolchildren // Pedagogy: history, prospects. 2022. Volume5No. 3. P. 108-116 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-3-108-116

Эмоциональная сфера развития психики школьников в последние годы выходит на первый план в исследованиях многих авторов. Данную тенденцию можно связать как с общей тенденцией к индивидуализации образовательного процесса, так и с нестабильность общества в целом. При этом, развитие эмоциональной сферы, начиная с младшего школьного возраста, позволит ребёнку отслеживать свои эмоциональные реакции, повышая общий уровень развития ин-

теллекта. Кроме того, такой подход позволяет снижать общий уровень тревожности, так как с одной стороны позволяет психологу отслеживать эмоциональную стабильность школьника, с другой, ребёнок может справиться с беспокоящей его ситуацией, обладая всеми необходимыми знаниями и упражнениями для помощи себе.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

- определение в психологии термина «эмоции»;

- определение особенностей эмоциональной сферы;

- описание развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте;

- формирование теоретической базы для проведения дальнейшей практической работы.

Термин «эмоции» (от лат. Emoveo - трогает, волную) употребляется почти

« тл « _

во всех европейских языках. В англоязычной литературе встречаются также термины «affe^», «feeling» (чувства, переживания), и «emotion», которое, все же, является наиболее употребляемым [1].

Психология эмоций - это раздел психологии, в котором изучается эмоциональная сфера детей через описание природы, функций и особенностях протекания эмоциональной реакции. При этом эмоция и чувство следуют как два неразрывно связанных понятия. Оба понятия рассматриваются как некий способ мобилизации активности организма (как физической, так и психической) в ситуации действия внешнего или внутреннего раздражителя. Чувства и эмоции выступают посредником в познании мира, в частности чувственном [2].

Первые эмоции по теории Ч. Дарвина появились еще в древние временя на этапе становления человека как социального существа, они же стали основой для формирования и развития более сложных чувств и переживаний. Основываясь на данном подходе, можно прийти к выводу, что и в развитии ребёнка эмоциональная сфера проходит этапы от простого к сложному. При отсутствия должного уровня развития базовых эмоций сложные эмоциональные реакции становятся если не невозможны, то весьма затруднены.

Человек, проживая собственный опыт, переживая различные эмоции, замечает, что аффективное волнение имеет органические проявления. Так, В. Вундт в конце XIX в. писал, что эмоции - это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на протекание представлений и в определенной степени оказывающих влияние последних на чувства. Таким образом, можно сделать вывод, что физические изменения, проявляющиеся в теле, рассматриваются как телесные последствия проявленности эмоций, которые, в свою очередь, влияют на движения души [3]. Подавленные эмоции так или иначе находят выход в телесной реакции. Причём, чем дольше и ярче был изначальный раздражитель, тем больше усилий требуется организму для включения защитных механизмов, таких как вытеснение.

Эмоция - субъективная форма отражения окружающей действительности. Эмоциональный интеллект - способность личности распознавать и понимать

свои и чужие эмоции, способность управлять своими и чужими эмоциями, использовать эти знания в качестве основы для мышления и принятия решений [4].

Выделяют следующие формы эмоционального отражения, реагирования [5].

1. Отражение отношения к предметной действительности, то есть обращение к объективным качествам явления, предмета.

2. Отражение окружающего мира в форме субъективного переживания, значимого для человека.

3. Отражение внешнего мира в двойственном формате: психическое и физиологическая. Таким образом, эмоциональные явления носят психофизиологический характер, объединяющий аффективные волнения и органические проявления. То есть, человек может оценить проявление той или иной эмоции через оценку телесных ощущений.

4. Отражение целостного эмоционального явления через определение объективного отображаемого содержания и собственно эмоционального переживания. Двойственность проявляется в том случае, например, когда один и тот же условный раздражитель вызывает различные эмоции при разных сопутствующих условиях.

5. Содержание в структуре эмоционального явления в процессе отражения действительности является идеальным параметром, в то время как сам процесс эмоционального переживания и проживания реакции на стимул являются объективно реальным. Данный параметр может быть назван феноменологическим и связан с доступностью для человека амбивалентных и динамических переживаний, Таким образом, процесс переживания является реальным объективным фактом, свидетельством о проживаемых эмоциях.

6. Эмоции, несмотря на объективный в некоторых случаях раздражитель, отличаются исключительной субъективностью. Эмоции и чувства являются как отличительной особенностью человека в целом как биологического существа, так и каждого конкретного человека относительно общества. Специфика эмоций проявляется в содержании отображения, его форме, характере и в особенностях структуры и формы существования эмоций.

Эмоциональная сфера психического развития человека аналогично психики в целом подчиняется принципу развития, то есть поэтапного перехода к более высшим ступеням проявлений. Начиная с младенческого возраста, где эмоциональная реакция оказывается зачастую единственным способом коммуникации со взрослым, ребёнку приходится искать пути проявления и экологичного, то есть безопасного проявления своих ощущений. Зачастую эмоциональная реакция в раннем возрасте оказывается незамеченной и сводится к проживанию и удовлетворению базовых биологических потребностей. Ребёнку не дают проявить внутреннюю злость или обиду, заменяя внешнюю агрессию, например, рациональными суждениями (при этом эмоциональных заряд ощущений в теле никуда не исчезает, а лишь копится). Аналогично с эмоцией грусти, когда «мальчики не должны плакать» или радости «ты чего смеёшься так громко». Чем с более ранних этапов происходит подавление или вытеснение (попытки заместить условно негативную эмоцию позитивной), тем сложнее ребёнку в сознательном возрасте отследить причинно-следственную связь возникновения эмоциональной реакции, а тем более найти способ её обозначить

вербально и проявить в социум. В последние годы особенно остро стоит тема психосоматических болезней, единственным лечением которых зачастую становится разрешение внутреннего конфликта, нередко связанного с эмоциональной сферой.

В младшем школьном возрасте эмоциональная сфера личности ребёнка претерпевает ряд изменений, аналогично всем проявлениям психики [6]. Изменяется как содержательная сторона эмоций, так и их характеристики. Связано это с высокой социальной активностью и направленностью личности в этот возрастной период.

Однако, позиция школьника требует от ребёнка некого довольно высокого уровня волевой сферы, непосредственно связанной с эмоциональной. При этом воля в отношения проявления или не проявления эмоции оказывает двойственное влияние: с одной стороны, ребёнок волевым усилием поддерживает концентрацию на изучаемом материале, какую бы эмоцию он не испытывал (что необходимо для планомерного процесса обучения), с другой - он подавляет даже яркие эмоции, которые, накапливаясь, вызывают аффективные, истеричные проявления, затрагивающие уже не одного ребёнка в конкретный промежуток времени, но и его одноклассников, педагогов, взрослых. При этом частота и интенсивность ярко выраженной эмоции в младшем школьном возрасте ниже относительно дошкольного, так как воля как компонент психики находится на более высоком уровне развития [7].

Изначально современный процесс получения образования в рамках школьной системы создаёт и поддерживает определённый уровень тревожности, который постоянно актуализируется (контрольные работы, ВПР и другие формы контроля). Тревожность нередко усиливается личностными проявлениями учителя относительно ребёнка [8]. Однако, опыт частных образовательных организаций, а также организаций, где ведётся обязательная дополнительная психологическая поддержка обучающихся, показывает, что их уровень проживания негативных эмоций от учебного процесса не только можно снизить с помощью психолога, но и научить детей справляться с ним самостоятельно.

Кора головного мозга младших школьников не сформировалась до конца, нервная система является довольно пластичной, ввиду чего они еще не могут в полной мере сдерживать своих чувств [9]. Даже если предыдущий опыт был негативным, и ребёнок не может проявить эмоцию в полной мере, об эмоциональном состоянии может говорить поза, мимика, жесты. Это объясняется недостаточно развитыми тормозными процессами непосредственно в коре головного мозга, так как кора больших полушарий не в полной мере в данный возрастной период (особенно, в первых классах) контролирует деятельность подкорки, с которой непосредственно связаны базовые чувства и их внешние проявления. Таким образом, младшие школьники обнаруживают довольно быструю смену эмоциональных реакций, легко возбуждаясь или успокаиваясь.

Кроме того, стоит отметить, что для детей младшего школьного возраста характерна высокая степень «заразительности» эмоциональных переживаний в отношении других людей. То есть, ярко выраженная грусть одного ребёнка способна погрузить в схожее эмоциональное состояние еще нескольких детей, запуская цепную реакцию. Характерно и обратное, когда ребёнок «приносит» в школу эмоцию из дома, «скопированную» с маминого состояния, например.

Возникновение эмоции связано непосредственно с конкретным раздражителем, которым может быть ситуация, объект, человек и т.д. Непосредственное наблюдение, переживание ощущений, яркие представления и переживания здесь и сейчас вызывают у ребёнка эмоциональную реакцию. В то время как, абстрактные образы не вызывают такого рода переживаний. Именно поэтому нравоучения, правила и законы поведения, не основывающиеся на предметной деятельности ребёнка, не вызывают в нём должный эмоциональный отклик и ответное поведение, так как ребёнок не чувствует эмоциональной привязки себя к описываемому событию.

Образовательная организация при этом может способствовать развитию высших чувств на основе базовых:

- нравственные или моральные - чувства, переживаемые ребёнком в реакции на внешний раздражитель, в сравнении с общественными нормами (отчужденность, презрение, уважение и др.);

- интеллектуальные - чувства, переживаемые ребёнком в процессе познания (удивление, любознательность и др.);

- эстетические - чувства, переживаемые ребёнком, когда раздражителем является красота или же безобразие воспринимаемого объекта (восхищение, ненависть, любовь и др.) [10].

В начальной школе ребёнок, пройдя период первичной адаптации, оказывается в условиях, где оценка своих эмоций является неотъемлемой составляющей портрета школьника. Ему теперь важно не только осознать эмоцию, но и установить причинно-следственные связи в двух аспектах: какой раздражитель привёл к зарождению эмоции и какое действие позволит эту эмоцию выразить. Кроме того, возникает необходимость проявления эмоции экологично, то есть безопасно для школьника и людей, его окружающих. Оказываясь в ситуации смены значимого взрослого, ребёнок не может следовать предыдущим паттернам, а значит, начинает выстраивать новую систему. Как известно, именно в данный возрастной период происходит укоренение и зарождение новых защитных механизмов, не позволяющих во взрослой жизни прочувствовать весь спектр эмоций.

В контексте такого подхода открывается необходимость целенаправленного развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте. Причём, особенно важно на каждом условном этапе деления на классы углублять знания и создавать свой «банк методов» проживания эмоций. Необходимость возрастает в условиях цифрового пространства, где эмоция как компонент общения вытесняется и выражается в смайле или нескольких словах, без опоры на внутреннее состояние ребёнка. Снижается общее время непосредственного физического взаимодействия, когда в процесс общения включаются мимика и пантомимика, через которые ребёнок получает данные об эмоции другого человека без вербального подкрепления. Таким образом, создание условий реализации и выражения внутренне подавленных младшим школьником эмоций позволяет школьному психологу заложить основы для развития эмоционального интеллекта в рамках пространства школы. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника должно опираться на базовые принципы психологии, определяя при этом

центральную задачу, который ставит перед собой психолог. При этом программа развития должна быть основана не только на возрастных особенностях детей, но и на индивидуальных особенностях выбранной группы детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера психики продолжает активно развиваться, претерпевая существенные изменения. Происходит постепенное подчинение эмоциональной реакции воле, что позволяет ребёнку не только отслеживать эмоцию непосредственно, но и контролировать физическую реакцию на неё. Однако, младшие школьники, приходя в образовательное учреждение, зачастую не обладают достаточным багажом знаний о своих эмоциях, которые бы позволили самостоятельно их распознать, а соответственно и экологично прожить. Поэтому сохраняется необходимость целенаправленного развития эмоциональной сферы в том числе в рамках образовательной организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность Текст. / Б. Додонов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 79 с.

2. Болаева, Г. Б., Максимовских, А. С. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста путем общения в исследованиях отечественных психологов // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенции технологий». 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta-putem-obscheniya-v-issledovaniyah-otechestvennyh-psihologov (дата обращения: 16.06.2022).

3. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций. - М. : 2004. - 13 с.

4. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональ-ный интеллект» в психологической науке. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. No4. с.63-70. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70

5. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

6. Добрин, А. В. Особенности эмоционального тонуса у первоклассников с различным уровнем эмоционального интеллекта как фактор психолого-социальной адаптации к начальной школе // Вестник НГПУ. 2020. №3.

7. Касимова, Р. Ш., Сиразиева, М. А. Формирование эмоциональной сферы младших школьников в условиях детсткого коллектива // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2.

8. Лаута, В. Н., Власенко, С. В, Корягина, О. В. Факторы академической неуспеваемости младших школьников // HOT/S&R. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7faktory-akademicheskoy-neuspevaemosti-mladshih-Shkolnikov (дата обращения: 20.06.2022).

9. Чакова, И. Н. Работа педагогов по формированию эмоциональной культуры в условиях образовательной преемственности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rabota-pedagogov-po-formirovaniyu-emotsionalnoy-kultury-v-usloviyah-obrazovatelnoy-preemstvennosti (дата обращения: 17.06.2022).

10. Данилова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта младших школьников в условиях образовательного учреждения // НАУ. 2015. №7-2 (12).

REFERENCES

1. Dodonov, B.I. Emotion as a value Text. B. Dodonov.- Rostov N./D.: Phoenix, 2015. 79p

2. Bolaeva, G. B., Maksimovskikh, A. S. Emotional development of a child of primary school age through communication in the research of domestic psychologists. Collection of scientific papers "Communication in the era of convergence of technologies". 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-rebenka-ladshego-shkolnogo-vozrasta-putem-obscheniya-v-issledovaniyah-otechestvennyh-psihologov (date of reference: 16.06.2022).

3. Danilina, T. A. In the world of children's emotions. M. 2004. 13 p.

4. Naimushina L.M. The history of the formation of the concept of "emotional intelligence" in psychological science. Pedagogy: history, prospects. 2020. Volume. 3. No4. pp.63-70. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-4-63-70

5. Izotova, E. I. The emotional sphere of the child: Theory and practice. Publishing center "Academy", 2004. 288 p.

6. Dobrin, A.V. Features of emotional tone in first-graders with different levels of emotional intelligence as a factor of psychological and social adaptation to primary school. Vestnik NGPU. 2020. №3.

7. Kasimova, R. S., Sirazieva, M. A. Formation of the emotional sphere of younger schoolchildren in the conditions of a children's collective. Problems of modern pedagogical education. 2019. No.

8. Lauta, V. N., Vlasenko, S. V., Koryagina, O. V. Factors of academic failure of younger schoolchildren. NIR/S&R. 2020. No.4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-akademicheskoy-neuspevaemosti-mladshih-shkolnikov (accessed: 06/20/2022).

9. Chakova, I. N. The work of teachers on the formation of emotional culture in the conditions of educational continuity. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2013. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-pedagogov-po-formirovaniyu-emotsionalnoy-kultury-v-usloviyah-obrazovatelnoy-preemstvennosti (date of application: 17.06.2022).

10. Danilova, N. A. Psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence of younger schoolchildren in the conditions of an educational institution. NAU. 2015. No. 7-2 (12).

Информация об авторе: Бондарева Полина Геннадьевна - педагог-психолог НЧОУ «Академическая гимназия» г. Краснодар. г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 e-mail: polinabondareva2000@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author Bondareva Polina Gennadievna, Teacher-Psychologist NCHOU "Academic gymnasium" Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 e-mail: polinabondareva2000@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 18.05.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 23.06.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.06.2022

Автор заявляет оботсутствии конфликта интересов. / The author declares no con-flictsof interests

© Бондарева П.Г. 2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.