Научная статья на тему 'Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте'

Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2033
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / подростковый возраст / пубертат / эмпатия / саморегуляция / эмоции. / emotional intelligence / adolescence / puberty / empathy / self- regulation / emotions.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнанова Лариса Рифовна

В статье рассматриваются периоды развития эмоционального интеллекта в пубертате и его отражение на разных сферах жизни подростка. В связи с этим ставится проблема о необходимости обращения должного внимания на данную область. Развитие эмоционального интеллекта в столь непростой период позволит более комфортно и безболезненно проходить сложные этапы в обучении, межличностных отношениях и внутренних конфликтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT FEATURES IN ADOLESCENCE

The article discusses periods of development of emotional intelligence in puberty and its reflection on different sphere of a teenager’s life. The author poses a problem about the need to pay due attention to this area. The development of emotional intelligence in adolescence will allow more comfortable and painless to go through difficult stages in learning, interpersonal relationships and internal conflicts.

Текст научной работы на тему «Особенности развития эмоционального интеллекта в подростковом возрасте»

опираться на прошлое, прячутся в нем, не задумываются о дальнейшей судьбе своей семьи. Респонденты с более высоким уровнем экспрессивности ожидаемо демонстрируют высокие показатели по шкалам «спонтанность» и «контактность». Большая эмоциональность и открытое выражение своих чувств позволяет легко устанавливать новые контакты, обладать навыками эффективного общения, строить взаимно полезные контакты с окружающими людьми. В основе способности к спонтанному поведению лежит уверенность в себе и доверие к окружающему миру, что закладывается прежде всего в семье.

Рассмотрим также группу показателей, связанную с особенностями управления семейной системой и стремление к самоактуализации:

— «организация» обнаруживает прямые связи (0,01<р<0,05) с показателями «ориентация во времени», «ценностные ориентации», «гибкость поведения»

— «контроль» имеет обратную связь с показателем «спонтанность», прямую связь с показателями «поддержки», «самопринятия», «самоуважения».

Показатели управления семейной системой в меньшей степени связаны с показателями личностной зрелости человека (по сравнению с ранее описанными группами).

Низкий уровень организации и контроля существенно влияет на постановку и достижение жизненных целей, что в свою очередь напрямую связано с самоактуализацией личности человека. Чем ниже показатели организации и контроля, тем больше трудностей будет испытывать человек на пути к самореализации.

Респонденты с высоким уровнем организации в большей мере разделяют ценности самоактуализирующейся личности и более позитивно оценивают природу человека.

Таким образом, мы можем говорить, что связь между типами межпоколенных отношений в семье и показателями самоактуализации личности действительно существует. Наиболее ярко демонстрируют стремление к самоактуализации люди с гармоничным типом межпоколенных отношений.

Литература

1. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 77—85.

2. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект. — Архангельск, 2010. — 178 с.

3. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. — СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. - 240 с.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Гайнанова Лариса Рифовна (Уфа, Россия), магистрант 2 курса факультета психологии Башкирского государственного педагогического университете им. М. Акмуллы, специалист сектора организационного сопровождения иностранных обучающихся, Башкирский государственный университет. E-mail: arduvanovalarisa@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются периоды развития эмоционального интеллекта в пубертате и его отражение на разных сферах жизни подростка. В связи с этим ставится проблема о необходимости обращения должного внимания на данную область. Развитие эмоционального интеллекта в столь непростой период позволит более комфортно и безболезненно проходить сложные этапы в обучении, межличностных отношениях и внутренних конфликтах.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростковый возраст, пубертат, эмпатия, саморегуляция, эмоции.

EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT FEATURES IN ADOLESCENCE

Gaynanova Larisa Rifovna (Ufa, Russia), 2-year master student of the Faculty of Psychology of the Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, specialist in the sector of organizational support for foreign students, Bashkir State University. E-mail: arduvanovalarisa@gmail.com

Abstract. The article discusses periods of development of emotional intelligence in puberty and its reflection on different sphere of a teenager's life. The author poses a problem about the need to pay due attention to this area. The development of emotional intelligence in adolescence will allow more comfortable and painless to go through difficult stages in learning, interpersonal relationships and internal conflicts.

Keywords: emotional intelligence, adolescence, puberty, empathy, self- regulation, emotions.

Эмоциональный интеллект (EQ) включает в себя непременно взаимосвязанные межличностный (направленный на внешний мир) и внутриличностный (обращенный на себя) интеллект. EQ формируется на протяжении всей жизни человека и является одним из основополагающих элементов для успешного, гармоничного и полноценного развития личности.

Способность к пониманию различных эмоциональных реакций другого индивида появляется у человека еще в младенчестве при взаимодействии с матерью, отцом, близкими родственниками. В младшем дошкольном возрасте ребенка при помощи взрослых можно научить распознавать простые, но уже свои настроения. Подростковый период считается одним из самых сложных этапов эмоционального становления, вершиной тревожности и напряженности. Качественные изменения, происходящие в этот момент, заставляют молодого человека не только искать ответы на уже поставленные вопросы, но и ставить новые цели для исследования [2]. Поэтому знание особенностей развития эмоционального интеллекта всегда будет способствовать более мягкой социальной адаптации подростков при обучении их адекватному проявлению собственных эмоциональных реакций и выстраиванию комфортных межличностных отношений.

По результатам эмпирического исследования А.Я. Чебыкина и И.Г. Павловой были определены этапы развития эмоциональной зрелости в пубертатном периоде.

1. Возраст 11—13лет. Данный этап характеризуется ослаблением самоконтроля и эм-патии, но повышением экспрессивности, которая становится доминантой эмоциональной зрелости. К концу этого периода происходит ее спад, за счет чего стабилизируются все компоненты, и подросток становится более адаптивным к эмоциональным состояниям.

2. Возраст 14—15лет. Продолжается снижение уровня экспрессивности, формируется произвольная эмоциональная саморегуляция. Отмечается, что степень эмоциональной зрелости не имеет существенных гендерных различий, однако у девочек на данном этапе больше развиваются сопереживание, желание понять чувства партнера, в то время как у мальчиков внимание обращено внутрь, на регуляцию свои эмоций.

3. Возраст 16—17 лет. Наблюдается повышение эмпатических качеств, при этом снижается эмоциональная саморегуляция. Совершенствование личностного EQ происходит в этот период [7].

Если в целом рассматривать подростковый период с точки зрения эмоциональных проявлений, то его можно охарактеризовать сильной восприимчивостью, неуравновешенностью, возбудимым поведением и моральной опустошенностью. Все это выражается в капризах и неподдающимся контролю поведении. Молодые люди часто испытывают неуверенность в собственных силах, себе и крайне остро воспринимают собственные неудачи, что выражается в социуме через агрессию и другие механизмы защиты [5].

Их гормональная система перестраивается, за счет чего наблюдаются резкие скачки и перемены в настроении. Сами подростки воспринимают собственные состояния печальными. Они прекрасно осознают свою бессердечность, порой девиантное поведение. Ощущают внутреннюю потребность быть другими, но кроме как через внешний

протест никак ее не могут выразить. Это может проявляться по-разному: от ссор с родителями до мыслей о суициде и тяге к нелегальному, запрещенному. Чувства одиночества и непонятости другими увеличивают потребность реализовывать себя.

Как правило, в период пубертата у ребенка падает работоспособность, повышается потребность в изоляции от общества. У девочек этот этап длится приблизительно с 11 до 13 лет, у мальчиков — с 14 до 16 [8].

Д.В. Люсин в качестве переходного мостика — от животной дикости до человеческой цивилизации — выделяет возраст с 14 до 16 лет. И кризисный период описывается как колебания в настроении, инстинктивные возбуждения и изменения, удовольствие и страдание, проявление эгоцентризма и альтруизма, отчуждения к социальному и т.д. [3].

О взаимосвязи с эмоциональным развитием подростков во взаимоотношениях дает интерпретацию психолог Е.Н. Куницына. В теориях она приходит к следующему выводу: ущемление навыков при эмоциональном взаимодействии в процессе деятельности имеет прямое влияние на преобладание негативных чувств над одобряемыми [4].

В целом к 17 годам подростковый возраст приближается к завершению. Заканчивается он обыкновенно творческой и физической активностью, сильной внутренней мотивацией к развитию личности, духовной мощи и оптимизмом [1]. Этот этап позитивных выражений протекает не быстро и развивается с того момента, когда подросток способен воспринимать естественные источники радости. Тогда наблюдается, как расширяются и растут его личные и общественные ценности, как по-иному раскрывается чувство любви, которое зарождается более осознанно, когда внимание направляется на изучение своего партнера.

Как считает исследователь Е.П. Ильин, чувственное поле подростка означает стабильность и многообразие эмоций и чувств, что объясняется стремлением к эмпатии, становлению эстетических взглядов и эмоциональное окрашивание любовных и дружеских взаимоотношений. Чувственные и эмоциональные перемены выделяются практически во всех областях жизни подростков, поэтому многие аналитические работы, затрагивающие тему формирования чувств, имеют феноменологическое направление [6].

Эмоциональная область подростков — это многообразие переживаемых настроений, трудности в распознавании истинных чувств, расширение палитры собственных реакций, высокое значение принятия своих переживаний и эмоций других людей.

Изучение EQ в подростковом периоде является достаточно сложным, многоплановым и долгим процессом, который остается динамичным до настоящего момента. До сих пор продолжаются дискуссии между учеными и специалистами на тему факторов и причин, влияющих на эмоциональный интеллект, поэтому данная проблема занимает актуальное место.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. — М.: ИЦ «Академия»; Раритет, 2015. - 702 с.

2. Амельков А.А. Основы возрастной психологии: учеб.-метод пособие. — Минск: БИП-С Плюс, 2016. — 147 с.

3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86 с.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2013. — 487 с.

5. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 97—103.

6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2015. — 992 с.

7. Лобанов А.П., Коптева С.И., Ткачук О.А. Интеллект и личностный рост: Учеб. пособие. — Минск: БГПУ, 2015. — 128 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2015. — 442 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.