Научная статья на тему 'Особенности развития электронной коммерции в Республике Казахстан'

Особенности развития электронной коммерции в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ / КАЗАХСТАН / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / E-COMMERCE MARKET / KAZAKHSTAN / TRENDS AND PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрыкина Л. А.

В исследовании рассматриваются особенности развития электронной коммерции в Республике Казахстан. Общие тенденции рынка, его особенности, исходя из демографических и социально-экономических критериев. Общие показатели ёмкости, структуры рынка электронной коммерции, основные игроки и проекты. Даны оценки перспективам роста и открывающимся возможностям для ведения бизнеса, а также рекомендации автора по ускорению развития электронной коммерции в Казахстане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF E-COMMERCE IN KAZAKHSTAN

The study examines the features of e-commerce development in the Republic of Kazakhstan. General trends of the market, its features, based on the demographic and socio-economic criteria. Overall performance capacity, structure e-commerce market, the key players and projects. Estimations of growth prospects and opportunities for the business, as well as the author's recommendations to accelerate the development of e-commerce in Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Особенности развития электронной коммерции в Республике Казахстан»

План маркетинга - это письменный документ, или проект, описывающий внедрение и контроль маркетинговой деятельности организации, связанной с конкретной маркетинговой стратегией.

Маркетинговая возможность представляет собой область, привлекательную для маркетинговых действий компании, на которой она будет иметь конкурентное преимущество.

Планирование стратегии маркетинга включает выбор средств и методов:

• обслуживания наиболее выгодных целевых покупателей;

• завоевания новых покупателей;

• расширения рынков;

• превосходства над конкурентами;

• использования тенденций развития рынка на основе их изучения;

• максимизации доходов;

• наиболее выгодного использования ресурсов;

• минимизации угроз;

• определения сильных и слабых сторон компании, ключевых компетенций.

Благодаря планированию использование ресурсов происходит эффективно, и фирма готова правильно отреагировать на неожиданности. [3]

• Планирование маркетинга основывается на анализе тенденций, покупателей, конкуренции и возможностей.

• В процессе маркетингового планирования вырабатываются стратегии, направленные на обслуживание наиболее выгодных покупателей.

• Стратегии, созданные в ходе планирования сконцентрированы на реальных преимуществах компании, воспринимаемых рынком.

• Программы маркетинг-микс обеспечивают внедрение разработанных стратегий.

• На выполнении программ концентрируются все необходимые ресурсы.

При разработке стратегии маркетинга интернет магазина необходимо учитывать, что:

• сделки купли-продажи совершаются на виртуальной площадке - сайте;

• важно превратить пользователя интернет в покупателя;

• наблюдается разный уровень пользовательских навыков пользователей интернет;

• потребитель не может оценить качество ассортимента до покупки, что снижает уровень доверия;

• существуют различные формы расчетов за покупки;

• разные условия доставки и доступности по регионам.

Стратегия маркетинга интернет-магазина должна учитывать:

• общую стратегию развития в интернет-пространстве,

• специфику предлагаемых товаров,

• особенности оплаты и доставки,

• мероприятий внутреннего интернет маркетинга.

Маркетинг интернет-магазина начинается с процесса создания контента - создания изображений, описаний и видео. Необходимо использовать все возможности различных видов контента: текстовый, графический (фотографии, рисунки, схемы) и видео. Для различных категорий товаров ключевыми являются различные типы контента или их комбинации. Задача привлечения внимания посетителей через изображения и описания передать максимально возможное количество информации о товаре для того, что бы снизить вероятность ошибки при выборе товара. [4]

К мероприятиям внутреннего маркетинга относятся правила создания и обновления товарного и рекламного контента (тексты, изображения, рисунки, видео), стандарты оформления страниц интернет-магазина, графики проведения сезонных распродаж и специальных акций, система лояльности (накопительные и разовые скидки для клиентов, совершивших более 1 покупки). Если интернет-магазин является продолжением торговой организации - эти правила заимствуются из существующей маркетинговой стратегии компании. Для достижения эффекта синергии интернет-магазин должен быть продолжением общей стратегии развития компании в интернет пространстве. Во вторую очередь стратегия онлайн маркетинга должна содержать перечень мероприятий по привлечению пользователей на сайт.

Учет особенностей источников информации и возможностей IT - технологий позволяет разработать стратегию маркетинга, адаптивную к изменениям рынка.

Литература

1. Хананеин Д. М. Электронный учебник по информационно-коммуникационным технологиям - 2011. // www.eict.ru

2. Голубков Е.П. Планирование маркетинга. // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2002. - №5.

3. Акила К., Еремеевский А., Интернет-магазин с нуля. Полное пошаговое руководство. // «Питер». - 2013. 176 стр.

4. Уилсон Р.Ф. Планирование стратегии интернет-маркетинга (пер. с англ. Зайцев С.А., Быстрова Ю.А., Моисеев Ю.В.) // ИД Гребенникова. - 2003. 264 стр.

Хрыкина Л.А.

Магистрант, Алматы Менеджмент Университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация

В исследовании рассматриваются особенности развития электронной коммерции в Республике Казахстан. Общие тенденции рынка, его особенности, исходя из демографических и социально-экономических критериев. Общие показатели ёмкости, структуры рынка электронной коммерции, основные игроки и проекты. Даны оценки перспективам роста и открывающимся возможностям для ведения бизнеса, а также рекомендации автора по ускорению развития электронной коммерции в Казахстане.

Ключевые слова: рынок электронной коммерции, Казахстан, тенденции и перспективы развития

Khrykina L.A.

Magistrate, Almaty Management University FEATURES OF E-COMMERCE IN KAZAKHSTAN

Abstract

The study examines the features of e-commerce development in the Republic of Kazakhstan. General trends of the market, its features, based on the demographic and socio-economic criteria. Overall performance capacity, structure e-commerce market, the key players and projects. Estimations of growth prospects and opportunities for the business, as well as the author's recommendations to accelerate the development of e-commerce in Kazakhstan.

Keywords: e-commerce market, Kazakhstan, trends and prospects

57

Эволюция и стремительное совершенствование IT-технологий обеспечивает быстрое развитие электронной коммерции. Согласно мнениям экспертов в среднем рост электронного бизнеса составляет от 20 до 35 % в год. Так же количество покупок, совершаемых через Интернет, ежегодно возрастает в среднем на 20 %. Маркетинговые исследования предсказывают, что к 2020 году количество покупок, которые будут совершаться через Интернет, вырастет более чем на 50 %. [1]

Казахстан объективно является страной, имеющей значительные перспективы для развития и процветания дистанционной торговли. Если в Европе люди покупают товары по каталогу, потому что это удобно, то в Казахстане - потому, что другого способа купить товар в маленьком городе часто нет. Огромные расстояния и низкая плотность населения делают мелкие населенные пункты непривлекательными для специализированной розничной торговли. Население всех населенных пунктов Казахстана численностью менее 50 тысяч человек составляет около 8 млн. человек (почти 50 % населения всего Казахстана). Количество Интернет пользователей в Казахстане в 2013 г. составило более 9,0 млн. человек. Таким образом, интернет-магазин является перспективным направлением бизнеса для предпринимательских структур.

Емкость рынка электронной торговли в Казахстане оценивается к 2015 г. по прогнозам составит около 3,6 млрд. долл. США, и его постоянными покупателями будут 5,2 млн. казахстанцев.

Таблица 1. Прогноз по рынку e-commerce Казахстана

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015

Общий рынок ритейла (товары и услуги) в Казахстане, млн $ 51 500 59 000 67 900 78 200 90 000

Доля электронной коммерции от рынка ритейла Казахстана, % 0,45% 0,70% 1,80% 2,70% 4,0%*

Общий рынок электронной коммерции, млн $ 232 400 1 222 2 111 3 600

Источник: Processing.kz

В Казахстане созданы Казахстанская ассоциация ИТ-компаний, Ассоциация казахстанского интернет бизнеса (АКИБ), HalykBank, Казконтент, Processing.kz. [2]

В Республике около 500 действующих интернет-магазинов и порталов, в том числе такие крупные, как Air-Astana, Казахтелеком, Казахстан Темир Жолы, Beeline, K-Cell, Sulpak, Планета электроники, Chokolife.me, BeSmart.kz, Ticketon.kz, MyPay.kz, e-government (государственные услуги) и пр. Планируется выход на рынок электронной коммерции таких крупных игроков как гостиничные сети, авиагентства, турфирмы, платёжные агрегаторы, несколько торговых площадок, M-topUp и др.

Более 10 лет на рынке электронной коммерции работает Казкоммерцбанк, с сентября 2011 года вышел Processing.kz совместно с HalykBank. В Республике работают 15 купонаторов. Наиболее активными являются Chokolife.kz, BeSmart.kz, Flip.kz, Lamoda.kz, Arbuz.kz, Flight.kz, доставщики цветов. На долю таких компаний как Mypay.kz (сервис мобильных платежей) и Ticketon.kz (билеты в кино и на концерты) по оценкам экспертов за год приходится 3-5% от всего рынка транзакций электронной коммерции. [3]

В 2013 г. средний чек электронной покупки составил 57 долл. США. В Республике Казахстан услугами Интернет пользуются при покупке авиабилетов, электроники, страховых полисов, одежды, продуктов, учебных курсов и т.д.

Рис. 1. Средний чек интернет-покупок в 2013 г. Источник: Processing.kz

58

Для расчетов используются различные формы расчетов. Однако, до сих пор преобладает оплата наличными курьеру при доставке.

Терминалы оплаты 14%

Электронные

деньги

4%

СМС-платежи

Безналичный перевод на счет

6%

.Мобильные

платежи

1%

Карты

17%

Наличные курьеру 57%

Рис. 2. Формы расчетов в интернет-торговле Казахстана в 2013 г. Источник: Processing.kz

В целом рынок электронной торговли отличается высокой степенью конкуренции, а в Казахстане имеет следующие особенности:

- различные навыки пользователей Интернет в зависимости от возраста, занятости, места проживания;

- низких уровень доверия к интернет-торговле потребителей, которые имеют соответствующий уровень дохода;

- время и объем покупок зависит от уровня развития региона;

- сосредоточение интернет-торговли в крупных городах;

- различные возможности доставки по регионам, обусловленные состоянием и развитием транспортной инфраструктуры;

- отсутствие транспортных компаний, оказывающих услуги не только по перевозке, но и хранение, упаковку, брендинг;

- ограниченность информации о деятельности интернет-магазинов, их истории, достижениях, проблемах.

По данным, собираемым на протяжении 10 лет «Национальной интернет-премией Award.kz», более 53 % ресурсов, участвующих в конкурсе это сайты сделанные в текущем году. Доживают до 3-го года своего развития на голом энтузиазме не более 23% из них. В конкурсе ежегодно участвует порядка 1-1,5 тысяч сайтов, что составляет 12-15% от «живых» сайтов Казнета, т.е. выборка является достаточно репрезентативной.

В данный момент ещё достаточно актуальна проблема в отсутствии отработанных механизмов монетизации Казнета. Одной же из эффективных форм денежного обращения для проведения оплаты и взаиморасчётов в электронной коммерции являются электронные деньги. В будущем, электронные деньги могут стать популярным средством платежа, так как с их появлением совершение покупок в интернете станет более удобным для населения. [3] Поэтому, с принятием Закона Республики Казахстан от 21.07.2011 г. «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег» отечественный рынок электронных денег получил новый импульс развития и дальнейшего расширения. [5]

По нашему мнению, для ускорения развития электронной коммерции в Казахстане необходимо:

- дальнейшее увеличение степени проникновения (покрытия) интернета, например, путём покрытия территорий городов беспроводной технологией LTE 4G, и Wi-Fi ,что позволит увеличить охват целевой аудитории;

- повышение уровня доверия к интернет-торговле и Е-коммерции в целом через информирования населения о безопасности электронной торговли;

- дальнейшее развитие рынка «электронных денег», популяризация «электронных кошельков» через информирование пользователей об альтернативе наличным деньгам и как о доступном и удобном платёжном средстве.

- развития пользовательских навыков;

- упрощение электронных взаиморасчетов через признание правомерности электронных счетов-фактур и фискализацию информационных систем;

-создание компаний, специализирующихся на доставке товаров, купленных через интернет.

Литература

1. Интернет торговля в современном мире. Интернет-портал ProReklamu.com - Реклама, Маркетинг, PR, SEO // 03.01.2012. www. proreklamu. com

2. Шатерникова А. Развитие электронной торговли в Казахстане. ИТ-портал PROFIT. // 27.07.2012. www.profit.kz

3. Галиев А. Электронная коммерция в Казахстане: настоящий бум? Казахстанская газета по информационным и компьютерным технологиям "Computerworld Казахстан". - 2012. // www.computerworld.kz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Хананеин Д. М. Электронный учебник по информационно-коммуникационным технологиям - 2011. // www.eict.ru

5. Закон Республики Казахстан 466-IV «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег», от 21.07.2011 г.// Ведомости Парламента РК, 2011 г., № 13 (2590), ст. 116.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ/JURISPRUDENCE

Баттахов П.П.

Кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора предпринимательского права, Институт государства и права РАН, ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ КАК ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация

В статье анализируется правовой режим такого специфического объекта интеллектуальной собственности как программы для ЭВМ. Автор исследует опыт передовых зарубежных стран и делает вывод о целесообразности отнесения рассматриваемых объектов к числу объектов патентного права.

Ключевые слова: программы для ЭВМ, промышленная собственность, авторское право, патентное право, новизна, промышленная применимость.

Battakhov P.P.

Research Fellow, Department of Business Law, PhD in Law, Institute of State and Law RAS THE LEGAL REGIME FOR COMPUTER PROGRAMS AS OBJECTS OF INDUSTRIAL PROPERTY

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.