УДК:658.8
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
Гуренко М.А., студентка Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: mashagurenko@mail.ru Научный руководитель: Золотарюк А.В., к.т.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. Интернет, как наиболее удобная и доступная глобальная система обмена информацией между пользователями, с каждым годом активнее внедряется и развивает бизнес-
процессы. Электронный бизнес активно развивается во многих странах мира, в том числе и в России. В настоящей работе рассматривается понятие «электронный бизнес» в условиях становления российской экономики, развития информационного общества и цифровой экономики. Проведен анализ существующих видов электронного бизнеса в России, таких как электронная коммерция, интернет-банкинг, электронные аукционы, электронный маркетинг, дистанционное и электронное обучение. Также изучены этапы становления e-commerce у нас в стране в сравнении с мировой ситуацией. В ходе исследования были рассмотрены основные ключевые события последних лет в развитии отечественной электронной торговли, а также прогнозы экспертов на дальнейшую динамику роста e-commerce. В качестве особенностей и тенденций были выделены создание e-commerce конгломератов, появление M-commerce как одной из форм электронной торговли, более быстрая развитие электронного бизнеса в регионах, чем в центральной части. В статье были сделаны выводы о необходимости совершенствования правовой основы электронного бизнеса, так как действующее законодательство, регламентирующее отношения в сфере электронного бизнеса, представляет собой бессистемный набор правовых актов, которые охватывают лишь отдельные стороны указанных отношений.
Ключевые слова: электронный бизнес, сеть «Интернет», e-commerce, цифровая экономика, развитие электронного бизнеса, электронная коммерция, интернет-банкинг, электронные аукционы, информационные технологии.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC BUSINESS IN THE ECONOMIC SPACE OF RUSSIA
Gurenko M.A, student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: mashagurenko@mail.ru Scientific adviser: Zolotaryuk A.V., PhD., associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The Internet, as the most convenient and accessible global system for exchanging information between users, is more actively implementing and developing business processes every year. Electronic business is actively developing in many countries of the world, including Russia. This work examines the concept of "electronic business" in the conditions of the formation of the Russian economy, the development of the information society and the digital economy. The analysis of the existing types of electronic business in Russia, such as e-commerce, Internet banking, electronic auctions, email marketing, distance and e-learning, has been carried out. Also studied the stages of the formation of e-commerce in our country in comparison with the global situation. The study examined the key events of recent years in the development of domestic ecommerce, as well as experts' forecasts for the further dynamics of e-commerce growth. As features and trends, the creation of e-commerce conglomerates, the emergence of M-commerce as a form of e-commerce, faster development of e-business in the regions than in the central part were highlighted. The article made conclusions about the need to improve the legal framework of e-business, since the current legislation
regulating relations in the e-business sphere is an unsystematic set of legal acts that cover only certain aspects of these relations.
Keywords: e-business, Internet, e-commerce, digital economy, e-business development, Internet banking, electronic auctions, information technology
1. ВВЕДЕНИЕ.В условиях развития цифровой экономики в России информационные технологии продолжают массово внедряться в различные сферы деятельности человечества. Они тесно укрепились в нашей повседневной жизни, приобретая всеобъемлющие масштабы. Появление глобальных сетей, а в частности сети Интернет, привело к революции в области организации коммерческой деятельности. Появились не только новые формы ведения бизнеса, но существенно преобразовались уже существующие.
Отрасль информационных технологий является одной из самых быстрорастущих в мировой экономике, что открывает новые возможности для современных
предпринимателей в создании и дальнейшем развитии не только традиционных форм бизнеса, но и такого направления, как электронный бизнес, который с каждым годом набирает все большие обороты в России.
Внедрение технологии электронного бизнеса на предприятии позволяет использовать меньшее количество персонала, снизить издержки, увеличить прибыль, упростить доступ на международные рынки, а также в значительно степени уменьшает использование бумажной документации.
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Существует множество различных определений понятия «электронный бизнес». Так А.А. Петенева определяет e-business как систему «преобразования основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий» [1]. Ряд авторов рассматривают под электронным бизнесом модель организации бизнеса, в которой бизнес-процессы как система последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, а также обмен бизнес-информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем. [4] В данной работе под электронным
бизнесом будет пониматься всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании.[10]
3. МЕТОДЫ. С помощью различных методов исследования (теоретический, сравнительный, описательный и текстовый анализ), можно сделать вывод о направлениях и перспективах развития электронного бизнеса в России, его роли в будущих экономических процессах.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ. Если рассматривать историю развития электронного бизнеса в России, то эта индустрия слишком молода, и в действительности история развития гораздо короче, чем в других передовых странах, как США, Китай и Япония. Это обусловлено тем, что сеть Интернет начала использоваться в России в 90-х годах прошлого века, и была доступна далеко не всем гражданам нашей страны, в то время как в США в 1995 году было зафиксированы первые сделки через глобальную сеть, что послужило началу активного ведения электронных бизнеса.
Всю историю развития электронного бизнеса в России можно разбить на несколько этапов:
1. С 1998 по 2000 год - в этот период наблюдается зарождение и бурное развитие интернет-магазинов, которых на тот момент в России насчитывалось около 300. Однако здесь явно прослеживается такой фактор, как неравномерность развития электронного бизнеса в стране, так как открытие ряда интернет-магазинов происходило в нескольких крупных городах - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
2. С 2000 по 2001 год заметен существенный спад в развитии электронного бизнеса как в России, так и в мире целом. Это было вызвано заметным увеличением числа пользователей сети Интернет, а также масштабным
финансированием глобальной сети. В итоге наблюдался спад в экономике США, и как следствие в других странах. Основной причиной данной проблемы была нехватка необходимого опыта и знаний у людей, которые были заинтересованы в продвижении своего бизнеса с помощью сети Интернет.
3. С 2001 по 2007 год - этап планомерного развития как интернет-магазинов, так и электронного бизнеса в целом. Появились специалисты в этой области, бизнес в интернете стал более продуманным. Большое количество предпринимателей привлекало заметно растущее число пользователей в сети Интернет, что повлекло за собой невероятную перспективу заработка, а также расширение клиентской базы.
4. С 2008 по 2010 год - период глобального кризиса в мире, а также резкое снижение развития электронного бизнеса в России. Многие интернет-компании прекратили свою деятельность, а большинство российских предприятий прекратили финансирование ИТ, но только в тех сферах деятельности, где эффект был не очевиден.
5. С 2010 года по настоящее время началась стабилизация электронного бизнеса в России. На ряду с традиционными интернет-магазинами появились мобильные приложения, сервисы обслуживания, упрощающие жизнь, как покупателям, так и владельцам. Стоит также отметить, что 27 июля 2017 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил Программу «Цифровая экономика Российской Федерации», что стало знаковым событием для ИТ-рынка. Масштабная цифровизация всех сфер деятельности в России открыла новые горизонты как для электронного бизнеса, так и бизнеса в целом.
Теперь следует рассмотреть разновидности электронного бизнеса, которые существуют в России на данный момент. К видам электронного бизнеса относят:
• электронную коммерцию - представляет собой обмен товарами и услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации между партнерами по
бизнесу [2]. Электронная коммерция в настоящее время означает намного больше, чем просто автоматизацию бизнес-процессов и продажу товаров и услуг через Интернет. Здесь можно отметить оптимизацию операций на основе принципов самоуправления и самоорганизации, построение функциональных отношений с бизнес-партнерами, повышение качества услуг и удовлетворенности клиентов. Как правило, в системах электронной коммерции присутствуют все этапы совершения сделки: поиск требуемой продукции или услуг, уточнение деталей, оплата, получение (доставка) заказа. Наиболее распространенными формами электронной коммерции являются C2C, B2C, B2B, B2E, B2G. Развитие электронной коммерции в России подкрепляется не только спросом, но и предложением, наблюдается охотное
инвестирование стартапов, связанных с электронной торговлей. Объем Интернет-торговли в России значительно увеличился в последние годы. По данным АКИТ в 2017 году он составил 1150 млрд. руб., что на 22% больше по сравнению с предыдущим годом. По прогнозам исследователей, к 2020 году объем рынка e-commerce достигнет 2180 млрд. руб. [5]
• интернет-банкинг - осуществление основных банковских операций в банковских онлайн-системах [3]. В России, в настоящее время, Интернет-банкинг динамично развивается среди банковских секторов благодаря его новым открывающимся возможностям. Это также обусловлено увеличением пользователей Интернета, в частности и интернет-банкинга. По данным АКИТ на 2018 год, 91,4 млн. человек пользуются мобильным интернетом на смартфонах. [5] Наиболее эффективными интернет-банками с точки зрения функционала, интерфейса и удобства использования по данным опроса пользователей в России в 2018 году стали Сбербанк, Тинькофф-банк, ВТБ-банк и Альфа-банк.
• электронные аукционы - это открытые торги на поставку товаров и услуг по государственным заказам, которые проходят в Интернете, на официальных электронных
торговых площадках. По данным единой информационной системы в сфере закупок официальными электронными площадками в России являются Электронная площадка России (РТС-тендер), Единая электронная торговая площадка, система торгов Сбербанк-АСТ, Национальная электронная площадка, федеральная электронная площадка ТЭК-Торг и другие. По количеству заключенных контрактов первое место занимает ЗАО «Сбербанк-АСТ» (40,91%).
• электронный маркетинг - это деятельность, направленная на продвижение услуг, товара или работы от производителя к потребителю при помощи различных мер в сети Интернет. Развитие интернет-маркетинга в России является приоритетным направлением для компаний, задача которых - выход на новые рынки сбыта. Для этого организации используют различные направления цифрового маркетинга, такие как вирусная реклама, контекстная реклама, нативная реклама, баннерная реклама, реклама в социальных сетях, видео платформах и в мобильных приложениях.
• дистанционное и электронное обучение -комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. В последние годы дистанционное образование в России получило интенсивное развитие. К самым популярным бесплатным системам дистанционного обучения можно отнести Moodle, ATutor, Eliademy и Forma LMS.
В ходе исследования мы рассмотрели развитие e-commerce в России за последние несколько лет, а также выделили ряд особенностей, характерного для отечественного рынка интернет-торговли. Так, одним из ключевых событий в России в 2018-2019 годах является создание e-commerce конгломератов. В конце октября 2018 года «Яндекс.Маркет» и Сбербанк официально запустили маркетплейс «Беру!», тестировавшийся на протяжении пяти месяцев. На момент запуска площадка онлайн-
торговли привлекла к работе более тысячи продавцов товаров и 3,6 млн. пользователей ежемесячно. «МегаФон», Mail.Ru Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Alibaba Group в сентябре 2018 года официально объявили о создании совместного предприятия. [8]
Также одной из тенденций развития ecommerce в России является появление M-commerce. [9] В 2015 году он находился только на стадии зарождения, однако за 3 года набрал существенные обороты. По данным Data Insight на 2017 год 53% пользователей совершают покупку с использованием смартфона. Однако здесь следует учитывать тот факт, что использование смартфона для покупок в первую очередь зависит от возраста. Для молодежи до 25 лет смартфон - устройство №1 для онлайн-покупок. Также можно отметить, что среди покупающих с мобильных большинство делает это не потому, что удобно, а потому что смартфон всегда под рукой. [6]
Другой тенденцией является активное развитие электронной торговли в регионах, которая происходит благодаря оптимизации доставки товаров и развитию онлайн-игроков в округах [7]. В 2016 году онлайн-продажи в большинстве регионов обогнали динамику роста в Центральном федеральном округе, которая составила 15,3%. Для сравнения: в СевероЗападном и Сибирском федеральных округах продажи росли на 25,4% и 26,2% в год соответственно, Приволжский и Южный федеральные округа стали лидерами роста онлайн-продаж — на 37,2% и 38,1%. Среди возможных причин увеличения региональных продаж эксперты называют сокращение сроков доставки, увеличение сети пунктов выдачи, рост покупательной способности населения и рост инвестиционной привлекательности регионов.[6]
Согласно данным исследования Data Insight, в России доля интернет-торговли в ВВП в 2018 году составила 2,5%. По доле импортированных онлайн-покупок Россию с её 43% опережает лишь Африка и Ближний Восток с 50%. Рунетом пользуются 74% населения, причём 86% из их
числа — каждый день. Каждый год объём прироста рынка интернет-торговли
увеличивается: 5 лет назад он рос на 100 млрд. рублей в год, в 2018 году вырос на 185 млрд. рублей. При сохранении существующих трендов к 2023 году рынок вырастет более чем в два раза до 2,4 трлн. рублей при среднегодовых темпах роста +16% (2019-2023 гг.) [6].
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе исследования было выявлено, что перспективы развития электронного бизнеса в России связаны с большей персонализацией и индивидуализацией предложений для потребителей; активизацией сотрудничества с интернет-посредниками; повышением безопасности транзакций и донесением информации о них пользователям; мобильной оптимизацией; совершенствованием клиентского сервиса в социальных сетях.
Несмотря на то, что развитие e-commerce у нас идет не такими высокими темпами, как в других странах, при сохранении текущих тенденций будет заметно существенное ускорение роста интернет-ритейла в России. По прогнозам экспертов, в 2019 году темпы роста внутрироссийского рынка eCommerce будут сохраняться на уровне примерно 20% в год. Рост рынка будет осуществляться в основном за счет недорогих покупок, также мы будем наблюдать дальнейшее снижение среднего чека, которое может быть нарушено колебаниями валютных курсов.
Стоит также выделить, что требуется законодательное регулирование электронного бизнеса, так как действующее законодательство, регламентирующее отношения в сфере электронного бизнеса, представляет собой бессистемный набор правовых актов, которые охватывают лишь отдельные стороны указанных отношений. Также необходимо
совершенствование мер и систем безопасности при любых видах деятельности в сети Интернет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Петенева, А.А. Роль электронной торговли в развитии бизнеса - Синергия наук. 2016. №6. С. 86-91.
[2] Сорокина, Е.С., Глазунова, О.А. Перспективы развития электронной коммерции в России - Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика. Информатика. 2015. №7. С. 58-66.
[3] Кудряшов, В.С. Загоскина, Е.О. Интернет-банкинг в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития - Juvenis scientia. 2017. №4. С. 27-31.
[4] Романцов, М.С. Тенденции развития электронного бизнеса в России - Социально-экономические явления и процессы. 2017. №4. С. 43-48.
[5] Официальный сайт AKIT [Электронный ресурс] // URL:http://www.akit.ru/ (Дата обращения 08.03.2019).
[6] Интернет-торговля в России 2018 [Электронный ресурс] // URL: http://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommer ce%202018.pdf (Дата обращения 10.03.2019).
[7] Шперлик, К. Основные направления ecommerce в 2018 году [Электронный ресурс] // URL: https://kontur.ru/articles/4975 (Дата обращения 10.03.2019).
[8] Кармадонова, Д. Знаковый год для ecommerce в России: создание конгломератов онлайн-торговли и покупки на 1 трлн рублей [Электронный ресурс] // URL: https: //www .sostav.ru/publication/e -commerce -2018-34897.html (Дата обращения 10.03.2019).
[9] Orendorff, A. What Is the Future of Ecommerce? 10 Insights on the Evolution of an Industry [Электронный ресурс] // URL: https: //www .shopify.com/enterprise/the -future-of-ecommerce (Дата обращения 10.03.2019).
[10] Combe М. Introduction to e-bussines. Management and strategy. Boston. MA.: Routledge. 2013,380 p.
[11] Джиоева А.А. КОНЦЕПТЫ ГЛОБАЛЬНОГО ЯЗЫКА: UNDERSTATEMENT / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 40-53.