Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ И ТРЕБУЕМЫХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ И ТРЕБУЕМЫХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ / ЕВРОСОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ГОРОДА-СПУТНИКИ / ДОМ-ТРАНСФОРМЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Попова С.А., Киселёв И.П.

В статье рассматривается проблема миграции, которая оказала и оказывает негативное влияние, как на внутриполитические процессы, так и межгосударственные отношения. Выделены определяющие экономические причины миграции. Отмечено, что Российская Федерация отличается большой неоднородностью народонаселения регионов, образующих экономическое пространство страны, прежде всего, это регионы Дальневосточного федерального округа, которые имеют огромный экспортный потенциал, в связи с чем Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики планирует увеличить их инвестирование. Рассмотрен рейтинг потенциала регионов Дальневосточного Федерального округа в 2020 году на основе основных направлений их специализации. Выявлено, что именно миграционные потоки могут способствовать улучшению внутри социальных отношений и развитию различных сфер жизни общества. Возникает необходимость в переориентации миграционных потоков из Европейской части в Дальневосточные регионы России и, прежде всего, это касается мигрантов, представляющих собой молодое поколение. Одним из ориентиров в этом направлении рассматривается создание городов-спутников и мобильных домов-трансформеров, что положительно скажется на изменении социально-экономического и экологического климата региона, а также демографической ситуации. В результате предложена последовательность создания единого экономического пространства России: обеспечение ускоренного периода ассимиляции в российское пространство; гибкая миграционная политика; обустройство на местах постоянного проживания с одновременной помощью в организации малого бизнеса; мониторинг за качеством адаптации мигрантов в новую социальную среду. Сделан вывод о необходимости расселение мигрантов по территории России, прежде всего в Дальневосточных регионах и в приграничных зонах, что будет способствовать не только ускоренному развитию экономики и инфраструктуры малонаселенных, а также улучшению демографической ситуации в стране, соответственно, способствуя развитию экономического пространства России в контексте наличествующих и требуемых процессов формирования национальных экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Попова С.А., Киселёв И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE SINGLE ECONOMIC SPACE OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF EXISTING AND REQUIRED PROCESSES OF FORMATION OF NATIONAL ECONOMIC INTERESTS

This article discusses the problem of migration, which has had and is having a negative impact on both domestic political processes and interstate relations. The defining economic reasons for migration are highlighted. Noted that the Russian Federation is characterized by great heterogeneity of the population of the regions that form the economic space of the country, first of all, the far Eastern Federal district, which have huge export potential, therefore the Ministry of the Russian Federation on development of the Far East and the Arctic will increase their investment. The rating of the potential of the regions of the far Eastern Federal district in 2020 based on the main directions of their specialization is considered. It is revealed that migration flows can contribute to the improvement of internal social relations and the development of various spheres of society. There is a need to reorient migration flows from the European part to the far Eastern regions of Russia and, above all, this applies to migrants representing the younger generation. One of the guidelines in this direction is the creation of satellite cities and mobile homes-transformers, which will have a positive impact on changing the socio-economic and environmental climate of the region, as well as the demographic situation. As a result, we propose a sequence for creating a single economic space of Russia: ensuring an accelerated period of assimilation into the Russian space; flexible migration policy; settling in places of permanent residence with simultaneous assistance in organizing small businesses; monitoring the quality of adaptation of migrants to the new social environment. It is concluded that it is necessary to settle migrants on the territory of Russia, primarily in the far Eastern regions and border zones, which will not only contribute to the accelerated development of the economy and infrastructure of sparsely populated areas, but also to improve the demographic situation in the country, respectively, contributing to the development of the Russian economic space in the context of existing and required processes of forming national economic interests.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ И ТРЕБУЕМЫХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ»

УДК 338.1

СЛ. Попова,

кандидат экономисемких наук, доцент, Институт мировых цивилизаций, Москва

И.П. Киселёв, аспирант,

Институт мировых цивилизаций, Москва

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

В КОНТЕКСТЕ НАЛИЧЕСТВУЮЩИХ И ТРЕБУЕМЫХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

SA. Popova,

PhD in Economics, Associate Professor, Institute of World Civilizations, Moscow E-mail: svetpopzhuk@yandex.ru I.P. Kiselev, post-graduate student, Institute of World Civilizations, Moscow E-mail: feges@yandex.ru

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE SINGLE ECONOMIC SPACE OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF EXISTING AND REQUIRED PROCESSES OF FORMATION OF NATIONAL ECONOMIC INTERESTS

Аннотация. В статье рассматривается проблема миграции, которая оказала и оказывает негативное влияние, как на внутриполитические процессы, так и межгосударственные отношения. Выделены определяющие экономические причины миграции. Отмечено, что Российская Федерация отличается большой неоднородностью народонаселения регионов, образующих экономическое пространство страны, прежде всего, это регионы Дальневосточного федерального округа, которые имеют огромный экспортный потенциал, в связи с чем Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики планирует увеличить их инвестирование. Рассмотрен рейтинг потенциала регионов Дальневосточного Федерального округа в 2020 году на основе основных направлений их специализации. Выявлено, что именно миграционные потоки могут способствовать улучшению внутри социальных отношений и развитию различных сфер жизни общества. Возникает необходимость в переориентации миграционных потоков из Европейской части в Дальневосточные регионы России и, прежде всего, это касается мигрантов, представляющих собой молодое поколение. Одним из ориентиров в этом направлении рассматривается создание городов-спутников и мобильных домов-трансформеров, что положительно скажется на изменении социально-экономического и экологического климата региона, а также демографической ситуации. В результате предложена последовательность создания единого экономического пространства России: обеспечение ускоренного периода ассимиляции в российское пространство; гибкая миграционная политика; обустройство на местах постоянного проживания с одновременной помощью в организации малого бизнеса; мониторинг за качеством адаптации мигрантов в новую социальную среду. Сделан вывод о необходимости расселение мигрантов по территории России, прежде всего в Дальневосточных регионах и в приграничных зонах, что будет способствовать не только ускоренному развитию экономики и инфраструктуры малонаселенных, а также улучшению демографической ситуации в стране, соответственно, способствуя развитию экономического пространства России в контексте наличествующих и требуемых процессов формирования национальных экономических интересов.

Ключевые слова: миграционный процесс, экономическое пространство России, Евросоюз, экономические интересы, Дальний Восток, города-спутники, дом-трансформер.

Abstract. This article discusses the problem of migration, which has had and is having a negative impact on both domestic political processes and interstate relations. The defining economic reasons for

migration are highlighted. Noted that the Russian Federation is characterized by great heterogeneity of the population of the regions that form the economic space of the country, first of all, the far Eastern Federal district, which have huge export potential, therefore the Ministry of the Russian Federation on development of the Far East and the Arctic will increase their investment. The rating of the potential of the regions of the far Eastern Federal district in 2020 based on the main directions of their specialization is considered. It is revealed that migration flows can contribute to the improvement of internal social relations and the development of various spheres of society. There is a need to reorient migration flows from the European part to the far Eastern regions of Russia and, above all, this applies to migrants representing the younger generation. One of the guidelines in this direction is the creation of satellite cities and mobile homes-transformers, which will have a positive impact on changing the socio-economic and environmental climate of the region, as well as the demographic situation. As a result, we propose a sequence for creating a single economic space of Russia: ensuring an accelerated period of assimilation into the Russian space; flexible migration policy; settling in places of permanent residence with simultaneous assistance in organizing small businesses; monitoring the quality of adaptation of migrants to the new social environment. It is concluded that it is necessary to settle migrants on the territory of Russia, primarily in the far Eastern regions and border zones, which will not only contribute to the accelerated development of the economy and infrastructure of sparsely populated areas, but also to improve the demographic situation in the country, respectively, contributing to the development of the Russian economic space in the context of existing and required processes of forming national economic interests.

Key words: the migration process, the economic space of Russia, the European Union, economic interests, the far East, satellite cities, house-transformer.

Модернизация жизни общества в условиях глобализации существенно меняет положение человека в системе мира. Достигнув в XXI веке больших масштабов, этот процесс поставил перед мировым сообществом новые задачи, со сложностью решения которых в последнее десятилетие в полной мере столкнулась современная Европа. Особое место среди них занимает проблема миграции, острота и масштаб которой оказала негативное влияние, как на внутриполитические процессы, так и межгосударственные отношения в Евросоюзе.

Для миграции определяющими являются экономические причины. Сущности человека присуще стремление к лучшей жизни, поэтому с целью получить хорошее образование, найти более высокооплачиваемую работу, люди мигрируют в развитые страны, регионы с хорошо развитой инфраструктурой. Жители слаборазвитых стран вынуждены мигрировать, чтобы прокормить свои семьи. Большую часть мигрантов составляют беженцы из стран Северной Африки, Ближнего Востока и Южной Азии.

Миграционный процесс, затронувший европейские страны, оказал негативное влияние на развитие Евросоюза в целом, происходит [3]:

1) назревание политического кризиса, связанного с выходом Великобритании из Евросоюза;

2) возрастание террористической угрозы в связи с увеличившимися потоками мигрантов и беженцев с Ближнего Востока и из Африки;

3) дестабилизация общественной безопасности;

4) усиление защиты прав европейцев, ущемляемых ограничениями миграционной политики, за счет оппозиционных общественных сил.

Исходя из перечисленных выше кризисных явлений, с учетом нарастающего в ряде стран ЕС сопротивления сложившимся формам миграции, следует предположить, что в ближайшем будущем Европу ожидает перемена в векторе миграционного движения, который может повлиять на направленность потоков миграции русскоговорящего населения на постсоветском пространстве и территории ЕС.

В связи с этим необходим анализ особенностей развития единого экономического пространства России в контексте наличествующих и требуемых процессов формирования национальных экономических интересов в условиях трансформации международных отношений [8].

На текущий момент Российская Федерация отличается большой неоднородностью народонаселения регионов, образующих экономическое пространство страны. Особенно это касается регионов Дальневосточного федерального округа, которые наиболее резко контрастируют с другими субъектами Федерации. Так, на Дальнем Востоке, занимающем 41% всей территории России, живет лишь 5,6% населения страны [9 ].

Сравнительно недавно на Дальнем Востоке России были образованы новые федеральные органы власти и управления: АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокраз-витие), Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике. Повышен статус представителя Президента РФ в регионе до заместителя Председателя российского правительства, обеспечивающего реализацию конституционных полномочий главы государства на территории региона. В настоящее время перечисленные выше органы государственной власти и управления совместно с региональными властями, отраслевыми министерствами и ведомствами реализуют стратегические решения по созданию условий для ускоренного развития экономики и инфраструктуры, улучшения инвестиционного климата региона, а также кардинального улучшения социально-демографической ситуации в регионе и миграционного прироста населения [4].

Так, Минвостокразвития планирует усовершенствовать инвестрежимы на Дальнем Востоке на основе опроса компаний, который проведут подведомственные институты развития3.

Также активизация развития Дальнего Востока планируется через создание специальных экономических зон («Свободный порт Владивосток» и ТОСЭР), на территориях которых будет существовать особый правовой режим таможенного, на-

логового, инвестиционного и смежного регулирования, способствующий развитию благоприятных условий для ведения бизнеса и инвестирования. Увеличение капиталовложений в инфраструктуру, рост экономической активности, привлечения населения являются целями создания ТОСЭР, способствующих опережающему социально-экономическому развитию территории (субъекта Федерации, где расположены ТОСЭРы) [5].

Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока»4 определил следующие цели: к 2024 году выйти на среднероссийский, а затем превысить среднероссийский уровень жизни.

В настоящее время Дальний Восток занимает первое место по объему инвестиций на душу населения и имеет огромный экспортный потенциал (см. табл. 1) [10].

Повысить уровень развития основных отраслей регионов возможно на основе привлечения и удержания квалифицированных кадров.

При правильном подходе именно миграционные потоки могут способствовать улучшению внутри социальных отношений и развитию различных сфер жизни общества. Поэтому их следует рассматривать как элемент создания и укрепления единого экономического пространства России, открывающий широкие перспективы для ее экономического развития, в том числе создающий для страны дополнительные конкурентные преимущества на глобальной арене. Для России обеспечение качественной миграцией важно еще и потому, что миграционный прирост в значительной степени сможет компенсировать естественную убыль населения, которая наблюдается в последние десятилетия.

На современном этапе для Дальнего Востока необходимо восстановление и развитие человеческого потенциала. Поэтому сегодня как никогда становятся актуальными задачи не только сохранения эконо-

3 Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. — URL:https://minvr.gov.ru/.

4 Указ Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29.06.2020. — № 26. — Ст. 4092.

мически активной части местного населения, но и привлечения новой рабочей силы.

Возникает вопрос: как переориентировать миграционные потоки из Европей-

Рейтинг

Высокий

потенциал

(А/А+)

Хороший

потенциал

(В/В+)

Средний

потенциал

(С/С+)

Невысокий потенциал

Одним из таких значимых механизмов может явиться создание на Дальнем Востоке и, прежде всего, Хабаровском крае, городов-спутников основным городам. Такие города представляют собой города или поселки городского типа, развивающиеся возле крупного города и тяготеющие к нему как к центру в производственном, хозяйственном и культурно-бытовом отношении.

Идею по децентрализации крупных городов разработал английский социолог и теоретик градостроительства Э. Говард на рубеже XIX и XX вв. Он предложил создавать вокруг непомерно разросшихся европейских городов (в частности Лондона) города-спутники с собственной промышленностью, сельским хозяйством и инфраструктурой, что связано с увеличением

ской части в Дальневосточные регионы России и, прежде всего, это касается мигрантов, представляющих собой молодое поколение?

Таблица 1

темпов урбанизации во всем мире. Хорошо известен советский опыт создания Академгородка под Новосибирском и закрытых научных и производственных центров [1; 2].

При создании городов-спутников необходимо ориентироваться на быстро-сборные конструкции и мобильные дома-транс-формеры на автомобильной платформе, которые за короткое время собираются-разбираются в контейнер-прицеп, перевозимый с помощью тягача или вездехода на различные труднодоступные территории. Мобильность такого рода конструкций позволяет позитивно воздействовать на изменение социально-экономического и экологического климата в регионе, включая планирование рождения детей. Такие дома позволяют адаптировать существу-

91

Рейтинг потенциала регионов ДВФО в 2020 году

Регион

Направления региона, способствующие его развитию

(А+)

Камчатский край

Туризм, логистика (создание порта и терминала Северного морского пути), инфраструктура, рыбная отрасль, добыча

золота

(А) Республика

Саха (Якутия)

Добыча полезных ископаемых, туризм, 1Т-индустрия, логистика

(В+)

Приморский край

Рыбная отрасль, инфраструктурных проектов и их инвестиционной привлекательности

(В)

Сахалинская область

Нефтегазовая, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность и металлообработка

(С+)

Хабаровский край

Военно-промышленное и гражданское машиностроение, лесная индустрия, динамику рентные ресурсодобывающие производства

(С+)

Амурская область

Космодром «Восточный» и связанные с ним территории, туризм

(С)

Республика Бурятия

Отрасль добычи полезных ископаемых (крупные месторождения полиметаллов, плавикового шпата, кварцитов)

(С)

Магаданская область

Промышленное производство

ф+) Чукотский АО

Отрасли промышленности (уголь, нефть, золото, алмазы, переработка добытого сырья, машиностроение, фармацевтика, химическое производство, торговля и строительство)

ф) Забайкальский край

Территории опережающего социально-экономического развития

ющее пространство для каждого члена семьи с помощью обеспечения комфортных условий проживания.

Последовательность создания единого экономического пространства России, таким образом, будет выполняться следующим образом.

1. Обеспечение ускоренного периода ассимиляции в российское пространство: молодая семья мигрантов получает в кредит быстро-сборное жилье или мобильный дом-транс-формер и обживает его.

2. Гибкая политика в сфере миграции может стать важным фактором заселения приграничных территорий: после окончания периода ассимиляции возможна передислокация в другие регионы России. В каждом субъекте РФ необходимо сформировать свою экономическую политику относительно мигрантов. Например, в Хабаровском крае могут быть предложены кредитование под 2% процента и государственная помощь в оплате кредита, в Новосибирске — 10% и без поддержки государства, в Орловской области — 12% и т.д. Такая дифференцированная социально-экономическая политика в отношении мигрантов позволит переориентировать их поток в регионы Дальневосточного федерального округа.

3. Обустройство на местах постоянного проживания в ДФО с одновременной помощью в организации малого бизнеса. В настоящее время уже используется ряд финансовых инструментов для поддержки малого бизнеса в дальневосточных регионах, таких как субсидирование предпринимателям затрат на лизинг оборудования. На одних территориях субсидирование охватывает часть затрат на приобретение оборудования по лизинговому договору, на других — компенсирует оплату первого взноса за технику, приобретенную в лизинг [7]. В Хабаровском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия) дополнительно к субсидированию лизинга пре-

доставляется и такая льгота, как компенсация части затрат, направленных на модернизацию производственного оборудования. Эти меры, как говорят эксперты, должны стимулировать предпринимателей к производственной деятельности, обновлению фондов и модернизации предприятий.

Довольно распространенной формой поддержки является возмещение части затрат на мероприятия по повышению энергоэффективности бизнеса. Эта мера предусмотрена в Приморском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях. Субсидирование касается как энергоаудита и внедрения программ энергосбережения, так и обучения специалистов. Повсеместно начинающим предпринимателям, желающим открыть собственное дело, компенсируют организационные расходы. Еще одной из распространенных форм поддержки бизнеса является субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам [6]. Предоставлением гарантий по кредитам МСП занимаются гарантийные фонды (или фонды поддержки предпринимательства — на разных территориях они имеют разные названия). Такой институт поддержки существует на всех без исключения территориях Дальнего Востока.

4. Мониторинг за качеством «врастания» мигрантов в новую социальную среду и предоставлением бесплатного образования в любых его формах в ДВФО в рамках Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» позволяет обеспечить решение значимых для Дальнего Востока задач, таких как:

— закрепление и удержание кадров;

— повышение конкурентоспособности региона;

— обеспечение социально-экономической безопасности региона.

Научно-обоснованное проведение государственной миграционной политики, связанной с расселением мигрантов по территории России, прежде всего в Дальневосточных регионах и в приграничных зонах, будет способствовать не только ускоренному развитию экономики и инфраструктуры малонаселенных, но богатых ресурсами территорий, но и улучшению демографической ситуации в стране, соответственно, способствуя развитию экономического пространства России в контексте наличествующих и требуемых процессов формирования национальных экономических интересов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Концептуальная модель развития городов-спутников Минска / Т.С. Вертинская [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2013. — 197 с.

2. Мавлютов Р.Р. Пространственное развитие крупных городов России в период постиндустриального перехода [Электронный ресурс] / Р.Р. Мавлютов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. — Научное электронное издание сетевого распространения. — Официальный сайт Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. URL: http://www.vgasu.ru/ publishing/on-line/.

3. Миграционный кризис в Европе: есть ли выход? / А.В. Никулина // Первая ступень в науке: Сборник трудов по результатам работы IV Международной научно-практической студенческой конференции. — 2016. — С.187-189.

4. Минакир ПА., Прокапало О.М. Дальневосточный приоритет: инвестиционно-институци-

ональные комбинации // Журнал новой экономической ассоциации. — 2018. — № 2 (38). — С. 146-155.

5. Мотрич Е.Л., Изотов ДА. Современные тенденции и проблемы миграции в приграничном регионе России: Дальний Восток // Проблемы прогнозирования. — 2018. — № 3 (168). — С.28-37.

6. Сенная И.К. Оценка антикризисных мер правительства и центрального банка в российской Федерации // Учет, анализ, аудит и статистика: фундаментальные и прикладные научные исследования: Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 213-219.

7. Ресурсная экономика в контексте современных тенденций глобализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых [Электронное издание] / Редколлегия: Г.И. Рац, А.П. Соловьева, О.Т. Парфенова. — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. — 394 с.

8. Рыбкин СА. Перспективы развития транспортных систем с позиции глобализации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 214 (4). — С. 110-113.

9. Урунов АА. Единое экономическое пространство России: проблемы формирования и развития // Вестник университета. — 2018. — № 1. — С. 152-156.

10. Эксперты составили рейтинг потенциала регионов ДФО — 2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://finance.rambler.ru/ other/44055026/?utm_content=finance_ media&utm_medium = read_more&utm_ source=copylinkhttps://finance.rambler.ru/ other/44055026-eksperty-sostavili-reyting-potentsiala-regionov-dfo-2020/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.