Научная статья на тему 'Особенности развития авиаброкерства в России'

Особенности развития авиаброкерства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов А. А.

В данной статье вводится определение понятия «авиаброкерство», проводится анализ особенностей развития и оценивается роль авиаброкерства в пассажирских перевозках России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AVIABROKERSTVA IN RUSSIA

In this article is introduced the determination of concept "aviabrokerstvo", the analysis of the special features of de-velopment is conducted and is evaluated the role of aviabrokerstva at the passenger transportation of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности развития авиаброкерства в России»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№104

УДК 656.7

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АВИАБРОКЕРСТВА В РОССИИ

А.А. КУЗНЕЦОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Артамоновым Б.В.

В данной статье вводится определение понятия «авиаброкерство», проводится анализ особенностей развития и оценивается роль авиаброкерства в пассажирских перевозках России.

Воздушный транспорт является одним из крупнейших поставщиков налоговых поступлений в бюджет России. В нем заняты сотни тысяч достаточно высокооплачиваемых работников. Он весьма важен с точки зрения экономического и политического единства страны. В настоящее время продолжается отслеживаться тенденция увеличения объемов авиационных перевозок. Наметившиеся позитивные изменения на рынке во многом связаны с политической стабильностью в стране, заметными улучшениями общей экономической ситуации.

Поскольку отрасль авиаперевозок по определению является глобальной, цели перед ней стоят также глобальные, и важнейшая из них - это обеспечение высокой конкурентоспособности на мировом рынке. Сегодня, когда Россия почти вплотную приблизилась к вступлению во Всемирную торговую организацию, данная задача становится актуальной вдвойне: повышение конкурентоспособности - обязательное условие успешной интеграции нашей страны в мировую индустрию авиаперевозок.

Понятие «авиаброкер» тесно связано с термином «деловая авиация». Деловая авиация в России - одно из самых перспективных направлений отрасли сегодня. Благодаря ее развитию у современных деловых людей появилась возможность решать любые срочные вопросы, требующие их присутствия в разных точках мира.

Деловые авиаперевозки имеют неоспоримые конкурентные преимущества - скорость и оперативность. Здесь бизнес гибко приспосабливается под нужды клиентов, а не наоборот. Идея деловой авиации зиждется на том, что время - это деньги. Перелеты бизнес-самолетами позволяют сохранять высокую продуктивность работы: воздушные суда оснащены средствами коммуникации (компьютером, факсом, телефоном и интернетом) и представляют собой офис в небе. Пассажиры на борту получают максимум комфорта: к их услугам мягкие и удобные кресла, диваны, бары, душевые, видеосалоны и даже спальни с двухспальными кроватями. Достоинство делового самолета - отсутствие посторонних людей, которые могут стать нежелательными свидетелями переговоров сотрудников компании. Владельцы и топ-менеджеры компаний, имеющих сеть представительств по стране, как правило, предпочитают при плановых поездках по своим филиалам не зависеть от расписания регулярных рейсов. Бизнес-самолет всегда подождет пассажира, если переговоры затягиваются, или вылетит раньше намеченного срока, когда потребуется. Кроме того, при посещении соседних регионов и европейских городов, до которых нет регулярных рейсов, можно избежать пересадок в Москве. Еще один плюс - способность таких самолетов использовать небольшие аэродромы.

Законодательство РФ сужает рамки применения АОН по сравнению с общепринятой международной практикой, противоречиво определяет деловую авиацию как гражданскую авиацию, используемую бесплатно. Выполнение авиаработ, перевозка пассажиров и грузов на безвозмездной основе лишает деловую авиацию экономического смысла. Выполнение же авиаработ за плату трактуется как нарушение Воздушного кодекса РФ.

Бизнес-авиацию в настоящее время регулируют по правилам и нормам коммерческой авиации. Иногда это выглядит комично: собственник может сесть в свой самолет, только имея на руках стандартный билет, а перед посадкой его тщательно досматривают. Более того, владелец не получит права пользоваться своим самолетом до тех пор, пока не купит резервный (для компании, занятой регулярными пассажирскими перевозками, требование иметь минимум два самолета оправдано, но здесь оно выглядит более чем странно). Бизнесмены считают, что сфера деловых авиаперевозок до такой степени не урегулирована законодательством, что ее стабильная работа в настоящее время едва ли возможна. Чем скорее появится законодательная база, тем быстрее пойдет развитие рынка.

Решение проблемы коммерческого применения авиации общего назначения даст большой толчок в развитии деловых перевозок и позволит государству решить следующие задачи:

• выведет теневой бизнес в сфере деловой авиации АОН на законную деятельность;

• в доход государству поступят многомиллионные платежи по налогам и сборам;

• обеспечит повышение качества и снижение стоимости представляемых Г А услуг за счет развития здоровой конкуренции па рынке деловых перевозок;

• обеспечит пассажиропоток VIP класса;

• привлечет иностранные инвестиции в сферу АОН;

• повысит уровень безопасности деловых перевозок;

• повысит научный потенциал различных отраслей и ведомств, связанных с решением проблемных задач в гражданской авиации в области АОН.

Точное количество бизнес-самолетов в России неизвестно. Сделки купли-продажи в большинстве случаев проведены через зарубежных посредников. Причина ясна: платить таможенные пошлины за ввоз импортной техники (40% от стоимости машины) и НДС по ставке 18% не выгодно. Проще зарегистрировать самолет где-нибудь в оффшорной зоне с мягким налогообложением, а базировать в Европе, причем желательно за пределами Евросоюза, предъявляющего к владельцам самолетов дополнительные требования. В качестве базовых, например, удобны аэропорты Риги, Женевы, Цюриха, Вены, Лондона и других городов.

Существует несколько схем покупки самолета.

Если самолет зарегистрирован за рубежом, в РФ его можно использовать только как внутрикорпоративный и только 12 дней. Потом самолет должен покинуть пределы России, но может сразу вернуться, получив следующее разрешение. Самолет можно внести в качестве вклада в уставный капитал российской компании. Это освобождает ее от таможенных пошлин, однако, НДС необходимо выплатить полностью. Возможен также следующий вариант: базирование самолета за рубежом с последующим ввозом в Россию как транспортного средства, совершающего международную перевозку. Это освобождает авиакомпанию, как от пошлин, так и от НДС, но ограничивает использование самолета внутри страны. Возможны и другие менее распространенные схемы, например, возить пассажиров по России на самолете под флагом иностранной авиакомпании, и многое другое. Некоторые из этих схем, пусть не на 100% официальные, зато работоспособные. Их использование составляет коммерческую тайну.

Подходы к предприятию бизнес-авиации, как к обычному перевозчику, формально сводят на нет многие ее преимущества. VIP-чартеры, например, должны согласовываться в ряде инстанций как разовая авиаперевозка. Согласно федеральным правилам использования воздушного пространства, при полете по России заявка и план полета должны подаваться за сутки, а за границу - за трое суток. На практике, по словам участников рынка, указанные сроки по требованию заказчика удается сократить до трех часов и одних суток соответственно.

Авиаброкер - компания, занимающаяся организацией чартерных рейсов с учетом самых разнообразных требований клиента. У компании-авиброкера, как правило, нет в собственности своих самолетов, она тесно сотрудничает с различными авиакомпаниями, которые предоставляют ей необходимое воздушное судно в нужное время. Благодаря этому авиаброкеры получа-

ют возможность использовать куда большие летные ресурсы, чем традиционная авиакомпания. Они также имеют свои «черные списки», в которых находятся фирмы, отличившиеся некачественным обслуживанием, нелюбезными стюардессами, несвоевременным техобслуживанием и прочим несоблюдением договорных обязательств.

Место авиаброкера в системе перевозок деловой авиации приведено на рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая модель построения рынка деловых авиаперевозок

Авиаброкеры часто имеют эксклюзивные права от собственников самолетов представительского класса на обслуживание, организацию и осуществление на них УГР-перевозок. Возможна и обратная схема. Некоторые авиакомпании начинали свою деятельность в качестве авиаброкеров. В отдельных случаях они приобрели в собственность воздушные суда и сдавали их в эксплуатацию авиакомпаниям. При этом они уделяли больше внимания взаимоотношениям с авиакомпанией и воздушному судну, нежели клиентам, так как на сегодня спрос опережает предложение и самолеты постоянно загружены.

В последнее время стала прослеживаться новая тенденция - большинство потенциальных клиентов обращаются к брокерам, а не напрямую к авиакомпаниям. Уже сейчас порядка 80% всех перевозок продаются именно авиаброкерами. Основной причиной является то, что авиакомпания хотя и способна выполнять большинство функций брокера, однако, ее основной задачей всё-таки остается организация самого перелета.

Функция профессионального брокера - не только в нахождении нужного самолета и его перепродажи. Авиаброкер готовит продукт. Авиаброкер должен хорошо знать своих клиентов, их предпочтения по еде, по типам самолетов, по компоновке самолетов, должен понимать психологию своих клиентов, что является наибольшим приоритетом, предвидеть желания и действия клиентов, предоставлять полную достоверную информацию иногда в той форме, в которой хочет услышать клиент. Авиаброкер должен добиться доверия клиента, организовать всё так, чтобы клиент не мешал подготовке рейса, что иногда приводит к его срыву. В таком случае и достигается наилучшее соотношение цены и качества.

Авиаброкер должен хорошо знать и представлять интересы не только клиентов, но и авиакомпаний, так как некоторые желания заказчиков подвержены рискам, задержкам и сложностям в их осуществлении. Функция брокера - предвидеть возможные сложности, зачастую оказывать помощь авиакомпании в решении ее же проблем, таких как помощь в получении разрешения на полет, выбора оптимального варианта, как для пассажира.

Сегодня в России насчитывается несколько десятков бизнес-перевозчиков. Услуги предоставляют авиакомпании, имеющие сертификат эксплуатанта, необходимую инфраструктуру. В основном в России для бизнес полетов используются: Як-40, Ту-134, Як-42, Ту-154, Ил-62, Hawker, Falcon, Cessna, Challenger, Gulfstream, Embraer Legacy, Learjet, Boeing Business Jet и другие. В ряде случаев фирмы, выступавшие в начале деятельности главным образом как продавцы деловых перевозок, постепенно трансформируются в авиакомпании, а крупные авиакомпании, в свою очередь, начинают развивать подразделения по продажам - авиаброкерство. Также в бизнесе VIP-перевозок намерены участвовать и туристические фирмы.

Рынок авиаперевозок бизнес класса (корпоративные и VIP-перевозки) насыщен запросами на чартерные рейсы. Стоит отметить, что особенностью российского рынка остается большое количество обычных посредников. Перепродажа готового продукта авиакомпании не является авиаброкреством, это посредничество. Свою нишу посредники занимают благодаря личным знакомствам с клиентами, а также случайным заявкам на рейсы, которые «гуляют» по рынку.

Возможны несколько причин «гуляющих» запросов, не имеющих под собой основы. Во-первых, сам клиент ищет оптимальный вариант перевозки, обращается в авиакомпании и брокерские фирмы. С учетом того, что запросов в авиакомпании и брокерские фирмы обычно несколько, создаются ситуации, когда на один и тот же рейс в отдельно взятую авиакомпанию может поступить больше десяти запросов. В такой ситуации потенциальный рейс находится под угрозой и/или повышается в цене.

При малом количестве свободной авиатехники на российском рынке авиакомпания может повысить стоимость перевозки, в тоже время авиаброкер спешит подтвердить перевозку и забронировать за собой технику иногда за определенную предоплату притом, что клиент еще ничего не подтвердил. Это создает неустойчивую ситуации на рынке деловых перевозок и подталкивает российские авиакомпании увеличивать стоимость летного часа.

Рис. 2. Взаимодействие клиентов, авиаброкеров и авиакомпаний

Что касается корпоративных авиаперевозок, то главными корпоративными клиентами для авиаброкеров являются крупные частные фирмы, спортивные команды, шоу-бизнес и неком-

мерческие структуры. Как видно из рис. 2, известны случаи, когда пассажиры напрямую обращаются в авиакомпанию, но чаще всего они используют брокеров, т.к. корпоративные перевозки специфичны и сложны. Для таких рейсов чаще всего используются обычные суда (не биз-нес-джеты). Многие корпоративные клиенты имеют постоянных авиаброкеров, роль которых в таких перевозках высока. Для того чтобы сохранить клиента, быть конкурентоспособным на рынке, стабильно и хорошо выполнять свою работу, авиаброкер должен обладать большим объемом знаний, знать работу конкретных авиакомпаний и аэропортов. Профессиональный авиаброкер старается взять на себя максимум услуг и обязанностей по рейсу. Это связано не только с финансовой заинтересованностью, а скорее с тем, что благодаря этому легче контролировать процесс перевозки, т.к. окончательной целью остается качественное удовлетворение потребностей клиента.

Ниже приведен перечень основных услуг, который авиаброкер может взять на себя у авиакомпании:

• организация аэропортового и наземного обслуживания воздушного судна;

• организация заправки воздушного судна топливом;

• бортпитание пассажиров и экипажа;

• проживание, питание и трансфер экипажа.

В корпоративных перевозках авиаброкер старается иметь флайт-менеджера на борту воздушного судна, который организует вышеперечисленные услуги, контактирует с пассажирами и контролирует процесс перевозки.

Что касается туристических чартеров, туристические компании пользуются услугами авиаброкеров для решения своих транспортных проблем. Это возможно некоторыми способами. Туристические компании, не имеющие достаточно квалифицированного персонала, который бы специализировался в кропотливой работе с авиакомпаниями, решают этот вопрос, непосредственно обращаясь к авиаброкеру. Другой категорией сотрудничества является аренда турфирмами блока мест в самолете. Зачастую брокерами при этом являются сами турфирмы, арендующие целый самолет, а потом раздающие его по блокам другим компаниям. Существуют примеры, когда турфирмы настолько углубляются в работу авиаброкера, что перестают заниматься своими клиентами-туристами и специализируются только на авиаперевозках. Причиной всему этому является сложность работы авиаброкера, отнимающая огромное количество времени, которого у многих турфирм просто нет, и они готовы дополнительно платить, чтобы перекинуть всю сложность взаимоотношений с авиакомпанией на плечи авиаброкера. Стоит отметить, что в данной сфере можно наблюдать прозрачность финансовой схемы работы всех трех контрагентов (авиакомпании, брокера, турфирмы).

SPECIAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AVIABROKERSTVA IN RUSSIA

Kuznetsov A.A.

In this article is introduced the determination of concept "aviabrokerstvo", the analysis of the special features of development is conducted and is evaluated the role of aviabrokerstva at the passenger transportation of Russia.

Сведения об авторе

Кузнецов А.А., 1984 г.р., окончил МГИМО(У) МИД РФ (2005), аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - бизнес авиаперевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.