Корень Андрей Владимирович
Koren Andrey Vladimirovich Владивостокский государственный университет экономики и сервиса The Vladivostok State University of Economics and Service Доцент кафедры «Финансы и налоги» Assistant professor of the department «Finance and Taxes»
Кандидат экономических наук E-Mail: [email protected]
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной
образовательной среды Moodle
Features of creation of educational courses using Moodle e-learning environment
Аннотация: В статье описывается процесс создания электронных учебных курсов с использованием возможностей виртуальной обучающей среды Moodle. Виртуальная среда Moodle стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство создания динамических веб-сайтов для учащихся. В настоящее время виртуальная среда Moodle может рассматриваться как эффективный способ обучения в высшей школе, в связи с чем автор приводит описание ключевых преимуществ внедрения в учебный процесс вуза электронных курсов по ряду дисциплин. Новые инновационные возможности электронного обучения в специализированной виртуальной среде в будущем могут значительно повысить эффективность и качество российского образования.
The Abstract: The article describes the creation e-learning courses using the capabilities of the virtual learning environment Moodle. Virtual environment Moodle has become very popular among educators around the world as a means of creating dynamic websites for students. Currently, virtual environment Moodle is an effective way of learning in the universities, so the author describes the key advantages of introducing the educational process of the university e-learning courses. New innovative features of e-learning in a virtual environment in the future could significantly improve the efficiency and quality of Russian education.
Ключевые слова: Виртуальная обучающая среда, цифровые образовательные ресурсы, электронное обучение, образовательные веб-сайты, Moodle.
Keywords: Virtual learning environment, digital educational resources, e-learning, educational websites, Moodle.
***
Реформа системы российского образования, растянувшаяся на многие годы и ставшая одним из ориентиров для долгосрочного развития страны, поставила перед современным обществом одну из важнейших проблем. Качество отечественного образования давно перестало устраивать как государство, так и самих слушателей программ высшего профессионального образования. В настоящее время государство решило использовать административный путь воздействия на так называемые «неэффективные вузы» путём смены в них руководства и объединением с более крупными университетами. В связи с этим многие вузы стали задумываться о необходимости повышения своей конкурентоспособности за счёт предложения потребителям высококачественных инновационных образовательных продуктов по самым широким направлениям.
При этом многие учёные заговорили о необходимости «прорыва» в отечественном образовании, призванном ликвидировать тот разрыв в уровне образовательных услуг, который сложился на сегодня между зарубежными странами и Россией. Одним из направлений существенного повышения интереса слушателей и роста качества образования на данном этапе можно считать широкое внедрение в учебный процесс вузов интерактивных методов обучения посредством использования специализированных виртуальных сред [1].
В течение последних пяти лет лучшей и наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда МооНе, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда» Моо01е - это система управления курсами с открытым исходным кодом, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она стала очень популярной среди преподавателей во всем мире как средство для создания динамических веб-сайтов для учащихся независимо от уровня получаемого образования. Для обеспечения работы она должна быть установлена на веб-сервере, либо на собственный компьютер преподавателя. Более двухсот университетов в России, среди которых Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов и НИУ «Высшая школа экономики» уже перешли к активному использованию среды МооНе в учебном процессе. Среда МооНе переведена на десятки языков, в том числе и русский и используется почти в пятидесяти тысячах организаций из более чем двухсот стран мира [2].
На начало 2013 года в Российской Федерации зарегистрировано более тысячи установок МооНе на компьютеры учебных заведений и преподавателей. При этом количество пользователей МооНе в некоторых инсталляциях достигает пятисот тысяч человек. Кроме того, десятки тысяч образовательных организаций по всему миру считают виртуальную среду МооНе одной из наиболее перспективных с точки зрения использования её возможностей в качестве вспомогательного инструмента для очного обучения.
Стоит отметить, что основной целью проекта по созданию МооНе является предоставление преподавателям самых лучших средств для управления процессом обучения и его популяризации. Есть несколько путей использования МооНе:
1) МооНе имеет возможности для масштабирования вплоть до нескольких сотен тысяч обучаемых, а может использоваться даже для начальной школы или самостоятельного обучения;
2) большое количество организаций используют МооНе в качестве платформы для создания полностью онлайновых курсов (известное как смешанное обучение);
3) многим пользователям нравятся модули элементов курса (такие как форумы, базы данных и словари) за возможность создания удобной среды для обмена информацией по изучаемым темам;
4) преподаватели высших учебных заведений предпочитают использовать МооНе как способ предоставления информации для студентов (например, стандарт пакетов БСОЯМ) и оценки обучения с использованием заданий или тестов;
5) по своей природе виртуальная среда МооНе является интерактивной, благодаря чему может существенно увеличивать степень усвоения учебного материала обучаемыми, так как делает образовательный процесс более интересным и динамичным.
Для полного раскрытия возможностей виртуальной образовательной среды МооНе необходимо перейти к описанию конечных результатов её использования. Такими результатами являются электронные учебные курсы по дисциплинам, создаваемые преподавателями с помощью встроенной в МооНе системы управления контентом.
Пример полностью готового и функционирующего курса по дисциплине «Рынок ценных бумаг» созданного на базе виртуальной среды МооНе Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, представлен по адресу «кйр://е1и.уу8и.ги/соиг8е/у1е’^ркр?Ы=909» и доступен для любого пользователя через гостевой доступ [5]. При этом зарегистрированные пользователи, являющиеся студентами университета или прошедшие специальную процедуру регистрации сторонние пользователи, могут воспользоваться всеми дополнительными возможностями курса.
К таким дополнительным возможностям относятся следующие элементы курса, доступные только для определённого перечня лиц после прохождения процедуры регистрации:
1) тестирование полученных в результате изучения курса знаний;
2) получение оценок и комментариев к ним;
3) возможность выполнения интерактивных и традиционных заданий;
4) участие в общем форуме по заданной дисциплине с возможностью оставлять собственные комментарии.
Следует отметить важные особенности создания и функционирования электронных учебных курсов среды МооНе, выгодно отличающих их от традиционных форм обучения. К таким особенностям, прежде всего, относятся следующие элементы электронных образовательных курсов, использующихся в большинстве современных программ высшего профессионального образования:
1) интерактивное взаимодействие пользователей электронного курса с преподавателем, а также друг с другом;
2) использование гиперссылок на внутренние и внешние образовательные ресурсы, связанные с изучаемой дисциплиной;
3) возможность использования в образовательном процессе цифрового контента (графические, звуковые файлы и видео), позволяющего накапливать и систематизировать огромное количество информации, полезной для последующего изучения дисциплины;
4) чёткое планирование учебного процесса и управление курсом в соответствии с требованиями учебной программы, а также образовательных стандартов;
5) широкий спектр уникальных заданий, таких как виртуальные кейсы и командные конкурсы, использование которых невозможно при традиционной форме обучения.
Исходя из представленных особенностей учебных курсов, попробуем дать оценку перспективам и конкретным преимуществам их использования в образовательном процессе. Для этого подробно раскроем каждую из указанных особенностей. При этом отметим, что создание и тестирование авторского учебного курса «Рынок ценных бумаг» было проведено на базе параметров виртуальной среды Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Интерактивность взаимодействия со студентами особенно хорошо проявляется во время обсуждения определённого вопроса на форуме или посредством использования вебинаров. Примером такого обсуждения может являться «электронная консультация» функционирующая в качестве отдельной ветки форума, где каждый может задать вопрос перед итоговым экзаменом. При этом существенно экономится время, которое ранее затрачивали студенты и преподаватели на то, чтобы собраться вместе в определённое время.
В случае использования электронной консультации все заданные вопросы навсегда сохраняются в базе курса и могут быть использованы в будущем любыми пользователями [3].
Отдельного внимания заслуживает использование преподавателем возможностей гиперссылок и цифрового контента. Учёному сообществу давно стало понятно, что объём информации по любой из предметных областей постоянно растёт. В такой ситуации преподаватель не всегда успевает за всеми изменениями в его дисциплине. Гиперссылки, автоматически генерируемые средой МооНе и переносящие пользователя курса на постоянно обновляемые ресурсы Википедии, способны быстро решить эту проблему. Каждый студент может видеть самую последнюю информацию по изучаемому вопросу, независимо от оперативности обновления учебного материала преподавателем.
Цифровой контент также увеличивает быстроту восприятия информации и структурированное усвоение учебного материала студентами в силу того, что графические, звуковые файлы и видеоролики воздействуют на другие области памяти человека, а также вызывают дополнительный интерес со стороны обучающихся [4].
Среда МооНе имеет широкие возможности по управлению созданными курсами и планированию учебного процесса. Так, каждый пользователь курса видит перед собой лекционный материал, презентации и перечень заданий на каждую тему выбранной дисциплины, что не только соответствует учебной программе, но и значительно расширяет её. Несколько отдельных элементов образовательной среды посвящено контролю успеваемости и анализу уровня выполнения заданий, как по пользователям, так и по видам выполненных работ.
Возможность использования электронных заданий, таких как размещение студентами подборки графических материалов на сайте, командное решение виртуальных кейсов или решение интерактивных задач, также значительно увеличивает качество образовательного процесса. Такого рода задания увеличивают привлекательность учебного материала, обеспечивают высокую мотивацию студентов и повышают интерес к образовательному процессу.
Таким образом, при оценке особенностей создания и функционирования учебных курсов, созданных на базе виртуальной среды МооНе, можно уверенно говорить о высокой перспективности развития данного педагогического подхода и необходимости его внедрения в учебный процесс каждого вуза. Электронные курсы, сформированные посредством стандартизированных элементов специализированных образовательных сред, используемых с учётом специфики и особенностей преподавания в высшей школе, могут стать основным направлением развития методики российского образования на следующее десятилетие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г. А., Берулава М.М. Технологическое преломление теории сетевого образования: развитие компетенций личности с опорой на образовательное пространство Интернета // Гуманизация образования. 2011. №3. С.10-17.
2. Воронов В.Н., Толкачёв В.А. Интернет в современном образовании: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2010. №8-9. С.50-55.
3. Девтерова З.Р. Дидактические особенности организации дистанционного обучения в системе непрерывного профессионального образования // Психология. Социология. Педагогика. 2011. №8. С.2-6.
4. Зоря И.В. Мультимедиа как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Вестник гуманитарного научного образования. 2011. №7. С.15-16.
5. Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. 2010. №4-9. С.39-42.
6. Корень А. В. Перспективы использования учебных сайтов преподавателей в контексте развития национальной системы образования // Психология. Социология. Педагогика. 2012. №9. С.4-6.
Рецензент: Ворожбит Ольга Юрьевна, зав. кафедрой «Финансы и налоги»
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, доктор экономических наук, профессор