Научная статья на тему 'Особенности разработки современного учебника по РКИ (из опыта работы над учебником для общеобразовательных школ Кыргызстана с родным языком обучения)'

Особенности разработки современного учебника по РКИ (из опыта работы над учебником для общеобразовательных школ Кыргызстана с родным языком обучения) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РКИ / коммуникативный подход / разработка учебника / текстоцентричность / русский язык как неродной. / RFL / communicative approach / textbook development / text-centricity / Russian as a non-native language.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Кадыркулова Упель Керимбаевна, Коношонок Марина Николаевна, Коломейцева Екатерина Борисовна

Сегодня в условиях изменения подхода к преподаванию русского языка в странах СНГ остро стоит необходимость разработки новых учебных пособий по русскому языку как иностранному (РКИ). Данная статья рассказывает об опыте авторов по разработке и написанию учебно-методического комплекса по РКИ. Разработанный авторами учебно-методический комплекс для учащихся 10 класса общеобразовательных школ Кыргызской Республики включал в себя собственно учебник, методические рекомендации для учителей и рабочую тетрадь с контрольными материалами. Были учтены все современные требования к построению учебников подобного типа, а именно: текстоцентричность, интерактивность, нелинейность материала, коммуникативность и интегративность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Кадыркулова Упель Керимбаевна, Коношонок Марина Николаевна, Коломейцева Екатерина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar features of development of a modern textbook on Russian as a foreign language (the experience of working on a textbook for general education schools in Kyrgyzstan with a native language of study)

In the context of changing approach to teaching Russian language in the CIS countries, there is an urgent need to develop new teaching aids in Russian as a foreign language. This article tells about the experience of the authors in developing and writing an educational and methodological complex in Russian as foreign language. The educational and methodological complex on RFL developed by the authors for 10th grade students of general education schools of the Republic of Kyrgyzstan included the textbook itself, methodological recommendations for teachers and a workbook with control materials. All modern requirements for the construction of textbooks of this type were taken into account, namely: text-centricity, interactivity, nonlinearity of the material, communication and integrativity.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки современного учебника по РКИ (из опыта работы над учебником для общеобразовательных школ Кыргызстана с родным языком обучения)»

� с 1 по 7 классы для киргизских школ и продолжают работу над учебниками для 8—11 классов. В учебниках предлагается коммуникативный подход и нетрадиционные методы в обучении русскому языку [Задорожная, Мусаева, Таирова 2015: 4]. Н.П. Задорожная является автором нескольких учебников по русскому языку для киргизских учащихся разных классов, в которых обучение предусматривает интерактивные нетрадиционные задания. Таким образом, можно отметить, что наблюдается тенденция изменения подхода в обучении языку с грамматического на функционально-коммуникативный, однако в вышеуказанных учебниках русский язык представлен с позиции неродного. Как было указано выше, последние политические, социальные и культурные события, происходящие в мире, требуют изменения концепции современного образования, обновления содержания учебников (ближе к реальной коммуникации), подхода к обучению и создания современных учебников.

«Учебник русского языка нового поколения для нерусских школ должен отвечать, в первую очередь, следующим требованиям: вобрать в себя положительный опыт, накопившийся в практике создания прежних и ныне действующих учебников русского языка, и быть свободным от всех в них имеющихся недостатков...» [Закирьянов 2017: 4], а также сохранить дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность, системность, наглядность, научность, межпредметную связь и т. д. Обратимся к научной литературе, чтобы определить, какими качествами должен обладать современный учебник. Так, В.А. Степаненко с коллегами отмечают в числе рекомендаций по изменению приближение учебного материала к естественной речи и отбор актуальных ситуаций общения [Степаненко и др. 2014: 23]. О.А. Ускова и Л.Н. Саакян дополняют список рекомендаций учетом и межкультурной составляющей [Ускова, Саакян 2019: 16], а Е.Г. Кольовска с соавтором предлагают «сократить разрыв между учебной и естественной коммуника-

цией», «нахождением увлекательной формы подачи языкового материала» и использованием современных информационных технологий [Кольовска, Сте-паненко 2020: 89—90]. Дополним этот список отбора и организации материала необходимостью учета

а) требований к уровню владения языком (В1 + , 10 класс),

б) функционально-коммуникативного подхода,

в) текстоцентрического подхода и межпредметного интегративного компонента,

г) актуальности лингвострановедче-ского материала,

д) использования интерактивных заданий (необходимо в ситуации сокращения аудиторных учебных часов на изучение русского языка в общеобразовательных школах),

е) мотивации, которая определяет динамику и характер процесса обучения и восприятия,

ж) привлекательного оформления,

з) связи с реальной коммуникацией и отбора нужных в коммуникации функциональных единиц.

Именно учебник остается основным материалом учителя для обучения учащихся, а также главным источником знаний учеников. Учебник должен быть комфортным и понятным как для учителя, так и для обучаемого, что и отражают требования выше.

При разработке учебно-методического комплекса по РКИ для общеобразовательных школ Кыргызстана с родным языком обучения авторы постарались учесть все требования. Далее в статье мы подробнее остановимся на способах их реализации.

В первую очередь необходимо отметить, что учебно-методический комплекс (УМК), направленный на формирование ключевых и предметных компетенций, разрабатывался в соответствии с такими действующими государственными документами школьного общего образования Кыргызской Республики, как Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики (2022); Предметный стандарт по предмету «Русский язык»

для 10—11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (2020); Программа по русскому языку для 10—11 классов общеобразовательных школ с киргизским, узбекским, таджикским языками обучения (2019).

Согласно Государственному образовательному стандарту Кыргызской Республики и предложенным в Программе по русскому языку для 10—11 классов киргизских школ для учебника были отобраны наиболее частотные в актах коммуникации и необходимые старшеклассникам в их дальнейшей учебной и трудовой деятельности основные темы (всего 9 тем), по которым были разработаны 37 подтем с грамматическими и коммуникативными заданиями в каждой.

Как отмечалось выше, намеченный отход от грамматического к коммуникатив-но-деятельностному подходу имеет основной целью формирование речевой компетенции, то есть умения выражать свои мысли, чувства, создавать связанный текст, научить речепроизводству, что целесообразно делать посредством текстов. В данном новом учебнике, как и во всех учебниках новой линии, принцип текстоцентричности ставится во главу угла. «Текст предоставляет какой-либо новый информативный материал, позволяющий провести целый комплекс работ, направляющих внимание иностранных студентов на содержание и способствующих, таким образом, закреплению и автоматизации приобретенных навыков и умений» [Дмитриева 2019: 17]. В свою очередь, К.З. Закирьянов пишет, что «поскольку продукт речи представляет собой текст, то в методике обучения речи (в наших условиях русскоязычной речи нерусских учащихся) наиболее эффективным можно признать текстоцентричный принцип» [Закирьянов 2017: 15].

К.З. Закирьянов выделил 15 функций текстов в современном учебнике РКИ [Закирьянов 2017: 17]. Он отмечает, к примеру, что тексты несут не только информационную функцию, но и познавательную, развивающую, воспитательную и др. Одной из них, и весьма важной, является страноведческая функция. «...Аккультурация — это не просто запоминание инфор-

мации о стране, но и формирование позитивного отношения к ней (к стране, к соответствующему народу), причем знания усваиваются не про запас, а для включения их в коммуникативные акты» [Верещагин, Костомаров 1990: 12]. Как отмечал В.Г. Костомаров, «Содержательная ценность текста определяется его страноведческим наполнением. Чем больше текст содержит страноведческих сведений, тем существеннее они для нашей культуры.» [Верещагин, Костомаров 1990: 117].

В предлагаемом новом учебнике имеется специальная рубрика «Диалог культур», которая выполняет данную функцию. В учебнике есть тексты о достопримечательностях России и Кыргызстана, их традициях, культуре, спорте, национальном менталитете, кухне. Многие тексты намеренно выстроены в сравнении, чтобы учащиеся самостоятельно или с помощью учителя могли сделать выводы о тех или иных особенностях стран, их истории и духовной культуре. Кроме того, в учеб-

ник введены такие рубрики, как «Это интересно!», «Знаете ли, что.». Интересные короткие тексты этих рубрик, а также занимательные истории, фразеологизмы, пословицы и поговорки киргизского и русского народов позволяют дополнить полученные знания. Все дополнительные тексты, как было отмечено, подчинены основной теме урока.

Еще одна особенность текстового материала учебника 10 класса состоит в его ориентированности на межпредметные связи. Авторами были использованы тексты, тематически связанные с географией («Кыргызстан на карте мира»), экологией («Красота родного края»), историей («Незаурядная личность»), развитием наук («Открытия, изменившие мир»), литературой (фрагмент из повести Ч. Айтматова «Джамиля») и др.

Созданный авторами учебник, согласно особенностям и требованиям новой линии учебников, построен по разворотному принципу (Рис. 1), что подразумевает

Рис. 1. Организация материала по разворотному принципу

работу с одной темой в рамках одно-го-двух разворотов и способствует большей концентрации внимания учащихся.

Работа с основным текстом урока в зависимости от вида чтения предполагает разные типы заданий: ответить на вопросы, найти ответ на вопрос, найти в тексте определённую/главную/ новую/знакомую информацию, дать название тексту, разбить текст на абзацы, заполнить таблицу на основе полученной информации и др. При этом часто требуется аргументация ответа/мнения.

Однако напомним, что в современном учебнике по РКИ обязательно должно быть уделено внимание одновременному развитию всех четырех видов речевой деятельности: чтению, аудированию, письму и говорению. В связи с этим построение материала уроков заключается в комбинированной работе по развитию навыков и умений всех видов речевой деятельности на базе основного текста урока. Использование коммуникативного подхода подразумевает большее количество заданий на говорение, которые тем не менее не должны идти в ущерб заданиям на развитие других видов речевой деятельности. Каждый урок — это определенный цикл, в котором ведется работа по активизации всех видов речевой деятельности, а специальные маркеры-значки помогут учителю и ученикам понять, на развитие какого вида деятельности нацелено то или иное задание.

Итак, в учебнике есть задания на все возможные виды речевой деятельности, однако впервые особое внимание уделено аудированию; учебник содержит QR-коды для прослушивания текстов (все тексты записаны в профессиональной студии), а расшифровки текстов даны в методическом пособии для учителей. Наличие QR-кода для современных учебников становится одним из постоянных требований. Учитель может предложить ученикам прослушать аудиоматериалы (все тексты подчинены теме урока) самостоятельно и выполнить задания к ним (при отсутствии технических средств учитель имеет возможность прочитать ученикам текст на уроке). Частые проблемы с обо-

рудованием для аудирования таким образом могут быть решены.

Приведем примеры заданий на аудирование с выходом в говорение и письмо, которые предложены в учебнике:

а) Прослушайте текст о видах науки. Ответьте на вопросы. Передайте эту информацию в виде схемы или таблицы.

б) Послушайте и перескажите текст, расширяя его своими примерами.

в) Послушайте текст, ответьте на вопросы. Ответ на второй вопрос дополните схемой или таблицей, заполнив её информацией из текста.

г) Слушайте текст, делайте краткие записи.

Как известно, основа успешной коммуникации — хорошее владение лексикой изучаемого языка. При обучении лексике также учитывался и интегративный компонент, что позволило презентовать учащимся в том числе и специализированную лексику, например по географии:

Задание. Существительное «земля» имеет несколько значений: «страна (государство)», «планета», «почва», «суша», «вещество». Определите, в каких значениях реализуется это слово в следующих высказываниях.

1) Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. (В.М. Песков) 2) «Человека создаёт земля. Без неё он ничто. Но и землю создаёт человек. От человека зависит её сохранность, мир на земле, умножение её богатств». (Д.С. Лихачёв) 3) «Всё, о чём я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей Земле...» (Д.С. Лихачёв) 4) Ранним утром от земли поднимается лёгкий парок. (В.М. Песков) 5) Здесь совсем не оказалось хорошей, чистой земли — всё было перемешано с мелким песком.

Отдельное внимание уделялось включению в уроки письменных заданий по работе с глаголами, как это обязательно предусматривается в обучении РКИ. Приведем примеры:

Составьте словосочетания из слов левой и правой колонок и запишите их в тетрадь. Используйте для уточнения вопросительные местоимения.

Говорить сегодня

Появиться тайком

Засидеться вполголоса

Уехать хорошо

Встретиться вверх

Подниматься издалека

Кричать допоздна

Рисовать ниоткуда

Приехать громко

Найдите в тексте словосочетания с глаголами, указанными ниже, и запишите их в тетрадь.

Занимать/занять (что?) ..., располагаться/расположиться (где?) ..., встречать/ встретить (кого? что?) ., сохранять/сохранить (что?) . .

Найдите в словаре значение глаголов, запишите их в тетрадь, составьте с ними словосочетания или предложения.

Необходимо отметить и то, что упражнения (грамматические, лексические и др.) связаны с текстами уроков, дополняя, уточняя и углубляя информацию, данную в них. Многие задания, носящие

креативный характер, также вытекают из тем и идей текстов.

Грамматический материал учебника организован, в основном, под рубрикой «Вспомните», поскольку, согласно образовательному стандарту школ Кыргызской Республики, в 10 классе идет процесс повторения и углубления грамматического материала, пройденного в предыдущие годы обучения, но задания, несомненно, имеют более высокий уровень сложности. Учащиеся могут привлекаться к самостоятельному комментированию грамматического материала и формулировке правил на базе материалов грамматических таблиц.

В учебнике предложены актуальные ситуации общения, которые предваряют самостоятельные высказывания и диалоги учащихся. Они включают такие темы, как «В кафе», «Здоровый образ жизни», «Занятия спортом», «Туризм» «Внешность и характер» и многие другие. Чтобы сократить разрыв между естественной и учебной коммуникацией, авторы активно задействовали не только новую лексику урока, но и фразеологию, с учетом особенностей разговорной речи прописали реплики диалогов, отдельно включили в материалы

Цвль лроёкта:

выяснит*, кале оставаться здоровые: что такое здорйвин Образ жмз№.

Проблёма пройкта:

в современны» городах лйри всё чаще Еолйют, потом/ что у них мало физической нагрузки и нопросильныи рацион. Усгйшность в учёбе определяется в том числй и здорйеьеы учэника. Как же оставаться здоровим? Говсрйт, что ну.-*но вести ЗОЖ — здоровый Образ жйэни, но сначйла необходимо оыяснить что это такое.

За дачи проекта:

— подосрать информационный ыаюриап о здоровом ооразе жйэни;

— обсудйть все стороны ¿того явления д/н выбора лучших мбтодов:

— создать программу-мйнимум по ведению здорового Образа хайзни

Вариант реализации проекта: ток-шбу из тбм у - Как вести ЗОЖ?»

План действий:

1. Класс делится на участников ток-шоу зрителей (им учитель выдаст карточки, онй же подеОдят итйги ток-шбу вч*6сте с учйт-елем), ведущего/ ввдуьдих (1—2 человека, которые ведут шоу. задает вогрбсы, следил за временем выступлений), экспертов (3-5 человек, которье делают доклады о ЗОЖ от имен и разных специалистов, нспрпмйр спортсмен со, врачей. дие~блогов и тд 1 обычны-Х лодёй выступаюади* на шоу (2-3 человека с историями, как онй пришлй к ведению здоро вот о Образа жйз.ни. почему онй начали егО ногти икчему это привелй).

2. Участники шйу готйвятся к своим ролйм. йшутинфосмЭиик:.

3. Проводит сяток-шб¥ (мОжно записать на вйдеэ).

4. Итйг -ок-ьиб^ — напис^нив *Пн<тнл ЗОЖ» по шагём.

Рис. 2. Проект «Ток-шоу «Как вести здоровый образ жизни?»

уроков речевые образцы, с помощью которых учащиеся могли бы подготовить высказывания. Необходимо отметить, что самостоятельную работу учащихся с материалами учебника существенно облегчает использование двуязычного словаря, помещенного в конце учебника и включающего активную, частично пассивную лексику уроков и слова лексического минимума уровня В1+.

Еще одной новой осуществленной концепцией стало включение в процесс обучения планов подготовки и реализации школьных проектов — коллективной самостоятельной работы учащихся. Проектная деятельность в 10 классе подразумевает использование инновационных форм работы, таких как организация выставки-презентации по народным ремеслам и проведение ток-шоу по теме «Ведение здорового образа жизни» (Рис. 2). Такого рода деятельность мотивирует и активизирует учащихся самостоятельно искать новую информацию в разных источниках, уметь определять главное, делать выводы, работать в коллективе, оттачивать навык самоорганизации, что, несомненно, способствует их всестороннему развитию.

Необходимо отметить, что в УМК также включено методическое пособие, которое содержит не только календарно-тема-тический план, но и примеры поурочных планов и рекомендации по проведению занятий, что будет полезно учителю при подготовке к занятию, поможет ему планировать работу и структурировать подачу материала. Такого рода рекомендации важны и по той причине, что многие учителя Кыргызской Республики еще не проходили переподготовку для обучения РКИ и работают по методике преподавания русского языка в национальной школе, как было отмечено выше.

В отдельную рабочую тетрадь УМК вынесены контрольные материалы к урокам

учебника. В рабочей тетради обучающиеся могут выполнять тестовые задания, писать эссе по заданным темам. Отметим, что по структуре контрольные материалы максимально приближены к структуре ТРКИ, то есть содержат разделы «Грамматика. Лексика», «Чтение», «Аудирование», «Говорение» и «Письмо», что позволяет подготовить учеников к будущей сдаче экзамена, снять языковую тревожность.

Таким образом, можно резюмировать, что авторским коллективом был создан современный учебный комплекс, учитывающий национальную специфику обучающихся и изменения в сфере преподавания русского языка на постсоветском пространстве (изменение статуса русского языка из родного и неродного в РКИ). Такого рода учебный комплекс построен по общеевропейскому стандарту, ориентирован на практические нужды обучающихся и учитывает круг компетенций, которыми должен овладеть изучающий язык. Это в большей степени коммуникативная и лингвокультурная компетенции. Созданный учебник наполнен иллюстративным материалом и нелинейными текстами, разнообразными заданиями, он ориентируется на современные интерактивные педагогические технологии, задействует интегративную составляющую и принцип BYOD («используй свой собственный девайс») в уроках. Предложенный комплекс существенно отличается от предшествующих методически, что, как представляется авторам, соответствует изменившимся потребностям времени. Апробация в общеобразовательных школах Кыргызстана показала, что учебник полностью соответствует нормам стандарта Министерства образования и науки Кыргызской Республики и помогает быстрее вывести обучающихся в коммуникацию, что является основным требованием в изучении иностранного языка.

Литература

1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1990.

2. Государственный образовательный стандарт школьного общего образования Кыргызской Республики, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики № 393 от 22 июля 2022.

3. Дмитриева Д.Д. Использование учебного текста при обучении всем аспектам русского языка как иностранного // Региональный вестник. 2019. № 8 (23). С. 42—43.

4. Задорожная Н.П., Мусаева Ч.М., Таирова Г.К. Русский язык. 5 класс. Бишкек, 2015.

5. Закирьянов К.З. Современный учебник русского языка для нерусских школ: каким он должен быть // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. № 4. С. 14-18.

6. Коломейцева Е.Б. Преподавание русского языка в школах Киргизии: проблемы и пути их преодоления // Сборник материалов международного научного конгресса «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве». Москва, 6-10 декабря 2021 г. С. 167-169.

7. Кольовска Е.Г., Степаненко В.А. Новая концепция учебника РКИ и пути ее реализации // Русский язык за рубежом. № 4. 2020. С.88-92.

8. Степаненко В.А., Нахабина М.М., Курлова И.В. Современный учебник русского языка для иностранцев // Вестник РУДН. Русистика. № 1. 2014. С. 22-26.

9. Ускова О.А., Саакян Л.Н. Современный учебник РКИ в контексте межкультурной коммуникации // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 45-летию каф. белорус. и рус. языков УО БГМУ, 3 окт. 2019 г. / редкол.: Т.Н. Мельникова (отв. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-22.

Peculiar features of development of a modern textbook on Russian as a foreign language (the experience of working on a textbook for general education schools in Kyrgyzstan with a native language of study)

Upel K. Kadyrkulova,

PhD in Philology, Associate Professor, Associate Professor

Issyk-Kul State University Kasym Tynystanov

E-mail: upel.kadyrkulova@mail.ru;

Marina N. Konoshonok,

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor

Herzen State University

E-mail: konoshonokm@mail.ru;

Ekaterina B. Kolomeytseva,

PhD in Philology, Associate Professor

Herzen State University

E-mail: tillyriddle@yandex.ru

In the context of changing approach to teaching Russian language in the CIS countries, there is an urgent need to develop new teaching aids in Russian as a foreign language. This article tells about the experience of the authors in developing and writing an educational and methodological complex in Russian as foreign language. The educational and methodological complex on RFL developed by the authors for 10th grade students of general education schools of the Republic of Kyrgyzstan included the textbook itself, methodological recommendations for teachers and a workbook with control materials. All modern requirements for the construction of textbooks of this type were taken into account, namely: text-centricity, interactivity, non-linearity of the material, communication and integrativity.

Key words: RFL, communicative approach, textbook development, text-centricity, Russian as a non-native language.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.