Научная статья на тему 'Особенности разработки корректирующих и предупреждающих действий'

Особенности разработки корректирующих и предупреждающих действий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2504
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CORRECTIVE ACTIONS / PREVENTIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татарникова Людмила Ильинична, Шадрина Наталья Максимовна

Предлагается совершенствовать планирование, разработку и управление предупреждающими действиями с помощью применения метода анализа видов и последствий потенциальных дефектов FMEA. Этот метод – эффективный инструмент повышения качества объектов, направленный на предотвращение дефектов или снижение негативных последствий от них. Установлено, что после проведения FMEA анализа можно увидеть значимость каждой проблемы, а также снижение приоритетного числа риска по результатам работы. На основании проведенного анализа составляется план предупреждающих действий, выполнение которого позволит совершенствовать систему менеджмента качества организации и повысить ее результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT FEATURES OF CORRECTIVE AND PREVENTIVE ACTIONS

The article proposes to improve the planning, development and management of preventive actions through the analysis method of types and effects of potential FMEA defects. This method is an effective tool of enhancing the facility quality that is aimed at preventing defects or reduction of their negative effects. It is indicated that the FMEA analysis allows to estimate the importance of each problem as well as to reduce the priority number of risks by the performance results. The conducted analysis allowed to elaborate a plan of preventive actions. Fulfilment of the last will improve the quality management system of the organization and enhance its efficiency.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки корректирующих и предупреждающих действий»

УДК 658.562.64(075)

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОРРЕКТИРУЮЩИХ И ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ

1 9

© Л.И. Татарникова1, Н.М. Шадрина2

1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ИркутскгипродорНИИ,

664007, Россия, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88.

Предлагается совершенствовать планирование, разработку и управление предупреждающими действиями с помощью применения метода анализа видов и последствий потенциальных дефектов FMEA. Этот метод - эффективный инструмент повышения качества объектов, направленный на предотвращение дефектов или снижение негативных последствий от них. Установлено, что после проведения FMEA анализа можно увидеть значимость каждой проблемы, а также снижение приоритетного числа риска по результатам работы. На основании проведенного анализа составляется план предупреждающих действий, выполнение которого позволит совершенствовать систему менеджмента качества организации и повысить ее результативность. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: управление качеством; система менеджмента качества; корректирующие действия; предупреждающие действия.

DEVELOPMENT FEATURES OF CORRECTIVE AND PREVENTIVE ACTIONS L.I. Tatarnikova, N.M. Shadrina

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. I rkutskgi prodorN 11,

88 Dekabrskyh Sobytii St., Irkutsk, 664007, Russia.

The article proposes to improve the planning, development and management of preventive actions through the analysis method of types and effects of potential FMEA defects. This method is an effective tool of enhancing the facility quality that is aimed at preventing defects or reduction of their negative effects. It is indicated that the FMEA analysis allows to estimate the importance of each problem as well as to reduce the priority number of risks by the performance results. The conducted analysis allowed to elaborate a plan of preventive actions. Fulfilment of the last will improve the quality management system of the organization and enhance its efficiency. 1 source.

Key words: quality management; quality management system; corrective actions; preventive actions.

Непременным требованием международного стандарта ИСО 9001:2008 и одним из важнейших условий результативной и эффективной работы предприятия является своевременный анализ возникающих проблем, коррекция выявленных недостатков, применение корректирующих действий для предотвращения повторения подобных несоответствий, а также использование предупреждающих действий, позволяющих выявить потенциальную проблему и не допустить фактического проявления.

Как показывает практика, на многих предприятиях существуют определенные трудности, связанные с анализом проблемы, выявлением коренной причины возникшего несоответствия, разработкой и реализацией адекватных корректирующих или предупреждающих действий.

Предупреждающие действия (ПД) и корректирующие действия (КД) - это основные инструменты, позволяющие совершенствовать и улучшать систему менеджмента качества (СМК).

КД и ПД совершаются в результате проведенных аудитов, обследований и экспертных оценок как фактического, так и предполагаемого состояния предприятия. Кроме того, инструменты СМК могут применяться для определения и прогнозирования потенциальных угроз и опасностей. В зависимости от характера этих несоответствий, от того, потенциальные они или уже обнаруженные, к ним применяются либо предупреждающие, либо корректирующие действия.

Ключевыми источниками информации при этом могут являться результаты аудита в областях:

• удовлетворенности потребителей качеством продукции (как внешних, так и внутренних);

• внутренних проверок (на основании плана качества);

• ключевых и второстепенных процессов;

• анализа готовой продукции.

Разработка КД и ПД - это необходимая мера в деятельности каждой организации. Но особенно той,

1Татарникова Людмила Ильинична, доцент кафедры управления качеством и механики, тел.: 83952405410, e-mail tatarniko-va_li@mail.ru

Tatarnikova Lyudmila, Associate Professor of the Department of Quality Management and Mechanics, tel.: 8S952405410, e-mail ta-tarnikova_li@mail.ru

2Шадрина Наталья Максимовна, инженер, тел.: 89041135416, e-mail tatarnikova_li@mail.ru Shadrina Natalya, Engineer, tel.: 890411S5416, e-mail tatarnikova_li@mail.ru

S74

ВЕСТНИК ИрГТУ №12 (83) 201S

где более часто встречаются случаи отказа оборудования, всевозможных сбоев в работе, несоответствий требованиям, возникновения возможных опасностей (крупных аварий с повреждениями имущества, окружающей среды, здоровья работников, бизнеса и т.д.).

Работа с угрозами, проходящая в условиях высокой неопределенности, имеет характер вероятностной дисциплины - управление рисками. Именно к этой области деятельности относится предупреждение несоответствий, являющееся одним из требований ИСО 9001:2008.

Разработку корректирующих действий можно представить в 5 этапов.

Первый этап требует определения источников данных о выявленных несоответствиях. При этом также стоит предусмотреть наличие механизмов, с помощью которых можно получить данные о текущих отклонениях. Такими механизмами могут быть:

• выходные данные из отчета о качестве продукции;

• рекламации и претензии потребителей;

• результаты внутренних аудитов;

• выходные данные из анализа удовлетворенности внешних потребителей;

• выходные данные из анализа удовлетворенности внутренних потребителей;

• выходные данные анализа СМК со стороны высшего руководства;

• данные о неудовлетворительном состоянии оборудования, оснастки технологических процессов;

• результаты регистрации несоответствий из процедуры управления несоответствующей продукцией.

На втором этапе проходит определение необходимости корректирующих действий на основании значимости последствий от выявленных несоответствий. При этом рассчитывается стоимость устранения причины отклонения и выясняется вероятность ее повторного появления.

Третий этап предусматривает анализ причин появлений данных сбоев с помощью групповых методов, например, «мозгового штурма», метода «пять почему», построения диаграммы Исикавы и других способов.

На четвертом этапе разрабатываются и внедряются в жизнь мероприятия по устранению причин несоответствий. Они, как правило, улучшают функционирование организации в целом и проводятся в отношении:

• деятельности всей организации;

• отдельных процессов компании;

• организации и документирования СМК;

• отдельных ресурсов (оборудование, персонал, инфраструктура).

Следующий - пятый этап - определяет правила соотнесения различных отклонений с уровнями улучшений в деятельности предприятия. При этом стоит иметь в виду, что корректирующие действия могут затронуть все уровни улучшений - оперативные, среднесрочные и долгосрочные. Оперативные улучшения происходят в рамках отдельных работ, средне-

срочные оказывают влияние на сами процессы или инфраструктуру предприятия, а долгосрочные - на все процессы, происходящие в организации, а также его инфраструктуру и сферу производства.

В заключение в организации проводятся процедуры анализа эффективности и результативности осуществленных корректирующих действий - для того, чтобы наглядным образом подтвердить их пользу и обоснованность затрат на них. Главный критерий результативности корректирующих действий - отсутствие повторных отклонений от стандарта.

Способ исполнения предупреждающих действий аналогичен процедуре исполнения корректирующих мероприятий, но разница между ними весьма существенна. Она заключается в способах получения исходных данных о возможных отклонениях и специфике мероприятий по их устранению. Предупреждающие действия - более сложная процедура по сравнению с корректирующими действиями, так как требует наличия определенных методов управления вероятностными событиями, которые могут возникнуть на предприятии. Это работа с рисками, которые всегда присутствуют в любой деятельности, но не всегда осознаются ее участниками. С учетом этого одна из высших функций менеджмента как раз заключается в работе с рисками. К сожалению, характер предупреждающих действий не всегда очевиден, поэтому существует ряд событий, которые зачастую ошибочно принимаются за предупреждающие:

• плановая подготовительная работа;

• контрольные действия;

• действия по совершенствованию/развитию;

• корректирующие действия.

Чтобы отличить предупреждающее действие от его логического аналога, нужно обратить внимание на следующие факторы:

• деятельность уже осуществляется;

• несоответствий еще нет, только тенденция;

• действия направлены на устранение причин потенциальных несоответствий.

Первый этап предупреждающих действий - выявление источников информации о возможных несоответствиях в будущем. Перечень данных источников схож с перечнем источников информации по КД:

• анализ причин возникновения несоответствий;

• анализ данных о качестве продукции;

• анализ удовлетворенности внешних потребителей;

• анализ удовлетворенности внутренних потребителей;

• анализ СМК со стороны высшего руководства;

• анализ результатов аудитов СМК;

• анализ результатов самооценки;

• мониторинг процессов СМК.

Наряду с корректирующими действиями предупреждающие также могут затрагивать разнообразные уровни улучшений на предприятии - оперативные, среднесрочные и долгосрочные.

Следующий, второй этап связан с правилами соотнесения возможных отклонений с уровнями улучшений в деятельности организации. Если угрозы выявлены, то после определения соответствующего уровня управления назначается лицо, которое несет от-

ВЕСТНИК ИрГТУ №12 (83) 2013

375

ветственность за воплощение в жизнь предупреждающих действий. Под уровнем управления, соответствующим возможной угрозе, понимается лицо, руководящее сотрудником (или группой сотрудников), имеющим возможности устранить корневую причину угрозы.

Эффективность предупреждающих действий рассчитывается с помощью регулярного мониторинга ответственным лицом объектов, заподозренных в частом возникновении несоответствий стандартам. Критерий результативности - отсутствие появления отклонений в зоне, подвергшейся предупреждающим мероприятиям. Отличие ПД от КД, главным образом, заключается не в общих чертах, а в деталях действий, определяемых выбранными методами менеджмента рисков.

Что касается предупреждающих действий, то руководство многих предприятий считает, что в них нет необходимости и достаточно только корректирующих действий. Но стандарт ИСО 9001:2008 требует планировать предупреждающие действия, чтобы постоянно повышать результативность СМК.

Предлагается совершенствовать планирование, разработку и управление корректирующими и предупреждающими действиями с помощью применения метода анализа видов и последствий потенциальных дефектов - РМБЛ [1].

Метод РМБЛ - это эффективный инструмент повышения качества объектов, направленный на предотвращение дефектов или снижение негативных последствий от них. Это достигается предвидением дефектов или отказов и их анализом, проводимым на этапах проектирования конструкции и производственных процессов. Используется также для доработки и улучшения конструкции и процессов, запущенных в производство.

РМБЛ проводят с целью анализа и доработки конструкции технического объекта, производственного процесса, правил эксплуатации, системы технического обслуживания объекта для предупреждения возможных последствий его дефектов и для достижения требуемых характеристик безопасности, экологичности, эффективности и надежности.

Применение метода основано на следующих принципах:

• Командная работа. Реализация метода осуществляется специально подобранной межфункциональной командой экспертов.

• Иерархичность. Для сложных технических объектов или процессов анализу подвергается как объект или процесс в целом, так и их составляющие. Дефекты составляющих рассматриваются по их влиянию на процессы, в которых они происходят.

• Итеративность. Анализ проводят при любых изменениях объекта или требований к нему, которые могут привести к изменению комплексного числа риска.

• Регистрация результатов проведения анализа. Результаты отражаются в протоколах РМБЛ.

РМБЛ команда - это временный коллектив из раз-

ных специалистов, созданный специально для анализа и доработки конструкции или процесса. При необходимости могут быть приглашены специалисты из других организаций.

В доработке применяют метод мозгового штурма (время работы от 3 до 6 часов в день). Число участников 4-8. Полный состав для работы с данным объектом должен оставаться неизменным. Основные этапы проведения РМБЛ:

• Образование РМБЛ команды, выбор ведущего.

• Ознакомление с предложенными проектами конструкции или технологического процесса (или любого процесса СМК, в котором требуется устранение несоответствий и их причин).

• Экспертное определение видов потенциальных дефектов, их причин и последствий, составление перечня дефектов с последствиями и причинами. Для всех описанных видов потенциальных дефектов определяют их последствия на основе опыта и знаний РМБЛ команды.

• Для каждого последствия дефекта экспертно определяют балл значимости Б при помощи таблицы баллов значимости. Он изменяется от 1 для наименее значимых по ущербу дефектов до 10 для наиболее значимых.

• Для каждой потенциальной причины дефекта экспертно определяют балл возникновения О. При этом рассматривается частота данной причины, приводящей к рассматриваемому дефекту. Изменяется от 1 для самых редко возникающих дефектов до 10 для дефектов, возникающих всегда.

• Для данного дефекта и каждой отдельной причины определяют балл обнаружения й, он изменяется от 10 для практически не обнаруживаемых дефектов до 1 для достоверно обнаруживаемых.

• Вычисляют приоритетное число рисков

• ПЧР=Б*0*й.

• Для дефектов, имеющих несколько причин, определяют несколько ПЧР. Каждое ПЧР может иметь значение от 1 до 1000. Для ПЧР заранее должна быть установлена критическая граница:

• ПЧРкр 100-125.

• Составляют перечень дефектов (причин), для которых ПЧР > ПЧРкр.

• Определяются действия по доработке конструкции или процесса.

• Анализируется новый предложенный вариант после оценки Б, 0, й для этого варианта.

• Составляется и подписывается окончательный протокол, в котором отражаются основные результаты работы РМБЛ команды.

После проведения РМБЛ анализа можно увидеть значимость каждой проблемы, а также снижение ПЧР по результатам работы. На основании проведенного анализа составляется план предупреждающих действий, выполнение которого позволит совершенствовать СМК организации и повысить ее результативность. Методику анализа можно использовать и для разработки корректирующих действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 51814.2-2001 Системы качества в автомобиле- ных дефектов. строении. Метод анализа видов и последствий потенциаль-

376

ВЕСТНИК ИрГТУ №12 (83) 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.