Научная статья на тему 'Особенности разработки издательского проекта для детей дошкольного возраста'

Особенности разработки издательского проекта для детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1274
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки издательского проекта для детей дошкольного возраста»

Особенности

разработки

издательского

проекта

для детей

дошкольного

возраста

М.Е. Ганова,

аспирантка кафедры издательского дела и редактирования

Понятие «издательский проект» возникло в постперестроечный период. В условиях жесткой конкуренции важно сформировать концепцию издания, которое бы заинтересовало читателя, привлекло бы и художественно-техническим оформлением, и идеей, и способом ее осуществления, и ценой. Книга должна удовлетворять конкретные потребности читателей. Выпуск книг должен приносить прибыль. Следовательно, важен каждый этап редакционно-издательской подготовки, важно разработать концепцию, рассчитанную на успех. Понятие «проект» как раз соответствует этим принципам: «Проект - это законченное представление о том, что должно быть сделано (действия, работа), какие ресурсы должны быть использованы для выполнения предполагаемых работ и какой эффект должен быть получен в результате реализации проекта»1. Таким образом, издательский книжный проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, имеющих своей целью выпуск и реализацию одной или более книг в течение заданного периода времени при установленном бюджете и установленного качества.

При редакционно-издательской подготовке любого из видов изданий есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать. В первую очередь, важно учитывать конъюнктуру рынка

1 Крылова М.Д. Управление проектами в книжном деле : учеб. пособие М. : МГУП, 2008. С. 5.

40

этих видов издании, знать своих потенциальных конкурентов, их сильные и слабые стороны. Сложность подготовки и реализации конкурентоспособного детского издательского проекта состоит из множества факторов:

1) издатель и автор книги для детеИ обязаны учитывать все особенности читательского возраста, иначе в свет выйдет книга, лишенная адреса;

2) книги для своих детей выбирают родители, поэтому здесь необходимо учитывать, что может привлечь, заинтересовать и удовлетворить и ребенка, и взрослого;

3) сейчас функционирует огромное количество детских издательств, существует большой выбор;

4) при подготовке детского издания должны быть учтены жесткие санитарные нормы, стандарты;

5) художественное оформление издания является определяющим фактором при восприятии ребенком книги.

Конкуренция среди детских книгоиздателей очень высокая, и, чтобы в ней выстоять, нужно выпускать интересные книги качественного содержания с хорошей полиграфией. Популярная серия «Школа Семи Гномов» - это проект издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», комплексная система развития ребенка от рождения до школы - выпуск комплектов изданий в коробках по возрастным категориям, при этом любое издание можно приобрести отдельно. Каждому возрасту соответствует свой цвет комплекта, свой герой, свои задания. В систему входят 84 пособия - по 12 книг на каждый год обучения. В каждом пособии «Школы Семи Гномов» есть родительская страничка, подготовленная опытными методистами, картонная вкладка с дидактической игрой, игрушкой или наклейкой. Игры, задания, методики, которые использованы составителями, не являются инновационными, они скорее традиционные, причем также используются и в других детских издательствах. Успешность данного проекта доказывают огромные тиражи - к 2012 году более 6 млн экземпляров нашли своих учеников, как указано на сайте самого издательства2, а также и востребованность за рубежом - книги «Школы Семи Гномов» уже переведены на китайский, латышский и румынский языки.

К данному проекту относится серия «Игротека Школы Семи Гномов» (книги также предлагаются как отдельно, так и в виде комплекта), в которую входят красочные дидактические игры, дополняющие материал «Школы Семи Гномов». А также серия «Переменка в Школе Семи Гномов», которая предлагает разнообразный материал для до-

2 http://msbook.ru/history (дата обращения 23.10.12)

41

полнительных занятий в детском саду и дома и адресована детям 5-7 лет. Например, рабочая тетрадь серии «Переменка в Школе Семи Гномов» -«Логические ряды». Задача издания - развитие логического мышления ребенка. Через игру и живой интерес дети учатся дорисовывать логические ряды, искать предметы, одинаковые по форме, величине или цвету, искать закономерность размещения картинок в ряду и продолжать ряд в соответствии с этой закономерностью, сравнивать картинки и находить отличия.

Проект издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» был очень хорошо продуман, организован и до сих пор продолжает развиваться. Рекламная кампания, продвижение проекта не сворачивается, а успешно идет вперед, привлекая все большую аудиторию родителей и воспитателей.

Современные издательства часто выполняют заказы компаний, занимающихся прямыми продажами, в том числе и книг: «ОСЭ»3, «РООССА»4. В издательстве «Дрофа-Плюс» было подготовлено несколько проектов для детей дошкольного возраста по заказу компании «ОСЭ». Организаторы данного проекта выбрали активную оформительскую установку, по которой разработка макета может даже опережать наличие авторского текстового материала. Текст дописывался уже после утверждения макета, одновременно с созданием наглядных иллюстративных материалов. Начиная работу над проектом «Скоро в школу», заказчики данной серии предложили следующие темы книг: 1. Математика. 2. История. 3. Русский язык. 4. Детский сад. 5. Я и планета. 6. Тематические сборники стихов (по временам года).

Редакционно-издательская подготовка первой книги «Математика для малышей» (возраст - от 4 до 6 лет) началась с просмотра аналогичных книг других издательств, как российских (преимущественно «АСТ»), так и зарубежных. Когда макет был разработан, согласован, начался подбор иллюстраций из арсенала уже оплаченных «Дрофой-Плюс». Далее редактором был подобран текстовый материал под иллюстрации. Книга была поделена на шесть разделов: цифры и счет; математические действия; форма и другие темы; задания и задачки; математические раскраски; читальный зал (стихотворения и сказка). Формат издания очень удобен для занятий с малышом - 60х841/4. Офсетная бумага. На четвертой стороне обложки указано, что данное эксклюзивное издание можно приобрести только у представителей компании «ОСЭ» с доставкой. На редакционной стадии подготовка книг этой серии для «Дрофы-Плюс» заканчивается, производством и продвижением занимается только компания «ОСЭ».

3 (http://www.oseltd.ru/books (дата обращения: 10.02.2013).

4 http://www.roossa.ru/glavnaya.html (дата обращения: 10.02.2013)

42

Переиздания классиков детской литературы никогда не перестанут пользоваться спросом. Важно подчеркнуть, что книги для детей дошкольного возраста намного быстрее теряют вид, рвутся в силу особенностей полиграфического исполнения (подобная книга должна быть легкой, тонкой) и обращения с ней маленького ребенка. Поэтому новые бумажные издания с уже проверенными временем литературными произведениями будут приобретаться родителями. И именно к классике детской литературы обратились издатели электронных книг для детей.

В последние годы были запущены электронные издательские книжные проекты для детей дошкольного возраста. Та самая «изнашиваемость» такой книги теряет свою актуальность. Но необходимость просмотра содержания книги ребенком на экране создает определенное количество негативных факторов:

1) напряжение глаз при просмотре с экрана;

2) необходимость включения электронного прибора (либо с помощью взрослого, либо самостоятельно);

3) при самостоятельном просмотре подобной книги на компьютере у ребенка появляется лишняя возможность «переключить» свое внимание с содержания книги;

4) происходит приучение маленького читателя к поверхностному, развлекательному чтению;

5) совмещение чтения с прослушиванием текста и просматриванием видео также отводит начинающего читателя от самого процесса чтения (он не видит и не слышит, как читает ему книгу взрослый или, в случае уже умеющего читать ребенка, - не погружается должным образом в чтение текста).

Первыми интерактивными электронными изданиями в России, созданными для Apple iPad и множества устройств на платформе Android или ноутбука и персонального компьютера под управлением ОС Windows, были детские книги. Подготовкой этих книг сразу занялись как профессиональные издательства, так и небольшие дизайн-студии, разработчики электронных контентов. Руководитель «Elbooki.com» Сергей Голубицкий: «На первый взгляд, ничего такого революционного, вроде, не замечается: в правой части экрана текст, который задушевно проговаривается рассказчиком (включается и выключается нажатием - угадали! - на балалайку), слева - иллюстрация. Иллюстрация полностью интерактивна: можно тыкать пальцем во все, что взбредет в голову: кота, Емелю, горшок в печи, кочергу, луковую связку, горшки, ложку, торчащий палец. В ответ вы получите летающие предметы, неожиданную анимацию, звуки, крики, стуки - все в зависимости от ситуации. И так - на каждой странице»5. Он также отмечает, что редактор

5 http://i-business.ru/blogs/17279 (дата обращения: 01.12.2012).

43

интерактивной книги совмещает функции собственно редактора, продюсера и координатора процесса создания приложения. Такую вакансию регулярно открывают издательства и частные компании по созданию приложений для планшетников. Одним из направлений деятельности «Elbooki.com» является издание интерактивных детских книг. Разработчики активно используют технические возможности планшетных компьютеров. Например, наличие акселерометра (он же G-сенсор), который позволяет добавлять в книги разнообразные эффекты, проявляющиеся при повороте или встряхивании планшета.

С внедрением нового вида электронного издания - интерактивного электронного издания для планшетных компьютеров -широкое распространение получила разработка новых платформ для создания подобных книг. К списку традиционных конкурентов, к издательским компаниям добавились мелкие фирмы по созданию электронных контентов и т. д., которые активно взялись за подготовку книг нового вида. В таких условиях издательству важно не отставать и успешно функционировать на книжном рынке нового типа.

Особенности редакционно-издательской подготовки издательского проекта для детей:

1) на стадии разработки концепции необходимо учитывать особенности читательского возраста, что позволит создать бизнес-модель успешного издательского проекта;

2) сейчас функционирует огромное количество детских издательств, существует большой выбор (конкуренция);

3) необходимо учитывать, что подавляющее большинство литературы для детей, пользующейся спросом, - переиздания произведений классиков, следовательно, успешный издательский проект для детей должен быть инновационным;

4) инновационность издания для ребенка на современном книжном рынке достигается использованием технических новшеств и возможностей современной полиграфии, что привлекает читателя-ро-дителя и читателя-ребенка (звуковые модули, окошки-флэпы и т. д.);

5) при подготовке детского издания должны быть учтены жесткие санитарные нормы, стандарты;

6) художественное оформление издания - определяющий фактор восприятия ребенком книги, поэтому иллюстрациям и макету зачастую уделяется больше внимания, чем тексту.

7) совместная работа с мультипликационными, телевизионными компаниями и кинокомпаниями для использования образов популярных героев в детских изданиях (реклама кино- или телепроекта + привлечение потенциального покупателя к издательскому проекту);

8) продвижение издательского проекта в местах пребывания детей и их родителей (подготовительные курсы, магазины детских

44

товаров, специализированные книжные магазины, например «Лавочка детских книг» и т. д.);

9) организация издательствами мероприятий для детей с целью продвижения книг (в фирменных магазинах, например, что ввело в практику издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», в детских учреждениях).

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.