Научная статья на тему 'Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования'

Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / профессиональные стандарты / программы / учебно-методический комплекс / additional professional education / professional standards / programs / educational-methodical complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

Дополнительное профессиональное образование связано с развитием профессиональных компетенций, личностных качеств, должно учитывать потребности, способности, временные ресурсы каждого слушателя и максимизировать конкурентоспособные качества, давать новые стимулы к самореализации. Разработка программ дополнительного профессионального образования предполагает: учёт профессиональных стандартов, персонифицкацию по темпам освоения и содержанию; применение дистанционных образовательных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS THEIR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Additional professional education is associated with the development of professional competencies, personal qualities. It should take into account the needs, abilities, time resources of each student and maximize competitive qualities, give new incentives for self-realization. The development of additional education programs involves: professional standards; personification in terms of development and content; the use of distance educational technologies

Текст научной работы на тему «Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования»

УДК 37.022

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сорокина Елена Львовна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент, so117@yandex.ru.

Елинская Янина Алексеевна.

Россия, Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии педагогики и социальной работы», директор, yanina55555@mail.ru.

Аннотация. Дополнительное профессиональное образование связано с развитием профессиональных компетенций, личностных качеств, должно учитывать потребности, способности, временные ресурсы каждого слушателя и максимизировать конкурентоспособные качества, давать новые стимулы к самореализации. Разработка программ дополнительного профессионального образования предполагает: учёт профессиональных стандартов, персонифицкацию по темпам освоения и содержанию; применение дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональные стандарты, программы, учебно-методический комплекс.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAMS THEIR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Sorokina Elena Lvovna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Siberian State University of Railway Engineering", Physical Education and Sport Department, Associate Professor, so117@yandex.ru.

Elinskaya Yanina Alekseevna.

Russia, Novosibirsk, Autonomous Nonprofit Organization Additional Education "Siberian Institute of Practical Psychology of Pedagogy and Social Work", Director, yanina55555 @mail. ru.

Abstract. Additional professional education is associated with the development of professional competencies, personal qualities. It should take into account the needs, abilities, time resources of each student and maximize competitive qualities, give new incentives for self-realization. The development of additional education programs involves: professional standards; personification in terms of development and content; the use of distance educational technologies.

Key words: additional professional education, professional standards, programs, educational-methodical complex.

Сегодня, дополнительное профессиональное образование является одним из ресурсов стимулирования и внедрения инноваций в экономику, вектором государственной политики в рамках обеспечения непрерывности условий профессионального развития человека, его потенциала, необходимым условием совершенствования и наращивания общественного производства.

Дополнительное профессиональное образование связано не только с развитием профессиональных компетенций, а также, с развитием личностных качеств, способностей, оно, как никакое другое образование, должно учитывать потребности, способности, временные ресурсы каждого слушателя и максимизировать конкурентоспособные качества, давать новые стимулы к самореализации.

На наш взгляд, все позитивные характеристики, которыми по мнению К.А. Мызровой [1] должно обладать современное образование, полностью можно отнести и к дополнительному профессиональному образованию: глобализация, интернационализация, регионализация, коммерциализация, поликуртурность, социальная и профессиональная мобильность, интеграция, непрерывность. Все указанные особенности должны быть учтены при формировании моделей и механизмов его реализации.

На наш взгляд, этому может препятствовать ряд противоречий:

- между инертностью государственной системы профессионального образования, не способной, в силу объективных, причин оперативно реагировать на постоянные изменения требований к результатам образования, и работодателями, требующими только актуальных профессиональных компетенций, являющихся основой профессиональной деятельности;

- между традиционными моделями профессионального образования и инновационными подходами, с учетом требований отраслевого рынка труда и личностного развития;

- между потребностями определенных профессиональных групп и недостаточным предложением в виде наличия образовательных комплексов и учреждений для оказания такого рода образовательных услуг;

- между требованиями работодателей в отношении практикоориентированности дополнительного профессионального образования и отсутствием механизмов, условий для получения значимых в профессиональной деятельности компетенций.

Решить данные противоречия позволит разработка программ дополнительного профессионального образования с учётом профессиональных стандартов, их персонифицкация по темпам освоения и содержанию; применение дистанционных образовательных технологий; реализация программ непрерывно и дискретно, реализация программ в форме или с элементами стажировок.

Высшее образование и дополнительное профессиональное образование имеют ряд существенных отличий и сходств (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица основных характеристик программ высшего и дополнительного профессионального образования

Основные характеристики Высшее образование Дополнительное профессиональное образование

Вид программ Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) Дополнительные профессиональные программы: программы профессиональной переподготовки программы повышения квалификации

Основа для разработки ПООП, ФГОС ВО 3++ Профессиональные стандарты

Цель освоения программ Освоение вида профессиональной деятельности (одной или нескольких обобщённых трудовых функций) Освоение нового вида профессиональной деятельности (одной или нескольких обобщённых трудовых функций), Расширение профессиональных компетенций (освоение трудовых функций, трудовых действий)

Результаты освоения программ Универсальные, общепрофессиональные, обязательные профессиональные компетенции сформированность которых определена индикаторами достижения компетенций Готовность к выполнению обобщённой трудовой функции / трудовой функции / трудовых действий

Макет для разработки программ Самостоятельно с учётом п.9 ст. 2 ФЗ-273 (если нет примерной основной образовательной программы) Самостоятельно с учётом п.9 ст. 2 ФЗ-273

Основа для разработки программ Профессиональные компетенции, устанавливаемые основными профессиональными образовательными программами (в соответствии с п. 3.4 ФГОС 3++) учитывают: Профессиональные стандарты ЕКС Нормативно-правовые документы, закрепляющие требования к квалификации Международные документы Форсайты рынка труда Консультации работодателей Зарубежный опыт регулирования квалификаций Преимущественно профессиональные стандарты

Основные элементы программ, Области / сферы профессиональной Требования к результатам освоения программ

формирующиеся с учётом запроса рынка труда деятельности Типы задач профессиональной деятельности и задачи профессиональной деятельности Профессиональные компетенции Индикаторы профессиональной деятельности Учебный план Содержание Стажировки Средства и процедуры итоговой аттестации

Формы реализации и образовательные технологии Преимущественно очная с применением дистанционных образовательных технологий Преимущественно заочная с применением дистанционных образовательных технологий

Роль преподавателя Непосредственная трансляция содержания образования, управление процессом обучения Тьютор, наставник, эксперт

На наш взгляд, обозначенные выше условия реализации дополнительных профессиональных программ (персонификация по темпам освоения и содержанию; реализация программ непрерывно и дискретно) могут быть обеспечены, посредством применения дистанционных образовательных технологий. Поэтому результаты освоения дополнительных профессиональных программ почти полностью зависят от содержательности, целостности, качества учебно-методических комплексов.

В дополнительном профессиональном образовании, с применением дистанционных образовательных технологий условиями организации обучения являются значительный объём самостоятельной работы,

практикоориентированность учебного, методического материала, высокая активность слушателей. Это не является проблемой, так как чаще всего к освоению программ дополнительного профессионального образования приступают слушатели, уже имеющие значительный опыт профессиональной деятельности и сформированные профессиональные запросы, что гарантирует высокую степень заинтересованности.

Полученные образовательные результаты измеряются посредством фонда оценочных средств, включающих: практические задания (кейсы), тесты, квалификационные работы, отчёты о стажировке, научные статьи. Выполненные итоговые работы могут иметь интеллектуальную и научную ценность, быть идентифицированы в поле объектов интеллектуальной собственности как полезные модели, изобретения, а также, быть применимы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Создание качественного учебно-методического комплекса требует его наполнения разнообразными дидактическими материалами. Структура учебно-методического комплекса должна включать: дополнительную профессиональную программу, тексты лекций, дополнительные учебные и

методические материалы, фонд оценочных средств, вопросы для самоконтроля, кейсы, практикоориентированные задачи, видеоресурсы, видеолекции и др. Все материалы необходимо представлять в виде нелинейной структуры (через систему ссылок и гиперссылок). Качественный учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы предполагает разные формы подачи информации: текст, графику, звук, что позволяет включать все каналы восприятия информации и обеспечивать высокую степень её освоения.

Практикоориентированность учебных материалов обеспечивается представлением разных ценностно-смысловых позиций по изучаемым вопросам, новизной и научностью материала, стремлением разработчиков программы демонстрировать проблемный характер самого знания.

Таким образом, реализация дополнительных образовательных программ в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, позволяет обеспечить плотность, высокую воспроизводимость и практикоориентированность полученных знаний, при условии, что учебно-методический комплекс, выступает постоянно обновляющейся, структурно-уравновешенной системой.

Библиографический список: 1. Мызрова К.А. Современные тенденции развития высшего образования [Текст]. // Креативная экономика. - 2011. - № 9 (57). - С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.