Научная статья на тему 'Особенности разработки авторских программ образовательной области «Технология»'

Особенности разработки авторских программ образовательной области «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ СТАНДАРТ / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА / ШКОЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ященко Алла Алексеевна

В статье рассмотрены основные особенности составления авторских программ по образовательным областям средней школы. Выявлены основные сложности, с которыми может столкнутся учитель при написании авторской программы по образовательной области «Технология».Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ященко Алла Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he article describes the main features of the preparation of the author's programs for the educational area middle school. The basic challenges that may face the teacher in writing of the author's program on educational field "Technology".

Текст научной работы на тему «Особенности разработки авторских программ образовательной области «Технология»»

В K0MnAC-3D LT используется метрическая система мер.

Расстояния между точками на плоскости в графических документах и между точками в пространстве вычисляются и отображаются в миллиметрах. При этом пользователь всегда работает с реальными размерами (в масштабе 1:1).

В новой версии KOMnAC-3D LT V10 SP помимо общих усовершенствований в трехмерном моделировании появилась возможность простановки размеров и обозначений в трехмерных моделях. Размеры и обозначения, имеющиеся в модели, могут быть переданы в чертеж, содержащий ассоциативные виды этой модели.

Доработана команда Точка, появились новые способы задания положения точки: переносом относительно объекта, на пересечении двух объектов, на кривой, на поверхности, в центре объекта, проекцией точки на поверхность.

Команда Деталь - заготовка теперь доступна как до создания в модели тел, так и после, т.е. теперь в модель можно вставить несколько заготовок. Доработана операция Фаска: улучшены алгоритмы формирования фаски, диагностика корректности построения.

УДК 373.1 ББК 74.263.0

А.А. Ященко

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности составления авторских программ по образовательным областям средней школы. Выявлены основные сложности, с которыми может столкнутся учитель при написании авторской программы по образовательной области «Технология».

Ключевые слова: учебный стандарт, авторская программа, школьная мастерская, личность педагога.

A.A. Yashenko

FEATURES AUTHORING PROGRAMS FOR THE EDUCATIONAL FIELD «TECHNOLOGY»

Abstract. The article describes the main features of the preparation of the author's programs for the educational area middle school. The basic challenges that may face the teacher in writing of the author's program on educational field "Technology".

Key words: learning standards, authoring program, school workshop, personality of the teacher.

В системе образования используются стандартные учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ. Они отражают стандартизованный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также содержатся общие методические рекомендации, указываются необходимые формы и средства обучения. Учителя могут разработать авторские рабочие программы, взяв за основу типовые учебные программы.

Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных программ, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

При разработке авторских программ по образовательной области «Технология» каждая школа неизбежно учитывает следующие факторы: состояние и обеспеченность учебно-материальной базы школьных мастерских, местные особенности и личность преподавателя технологии.

При корректировке учебной программы приходится учитывать оснащение школьной мастерской. В случае недостаточного оснащения по одному направлению программы допускается увеличение количества часов за счет других тем. При этом учителю необходимо помнить о соблюдении стандарта обязательного минимума образования по всем направлениям.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов в год на изучение учебного материала, из расчета 2 учебных часа в неделю. Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок.

Исходными документами для составления авторской рабочей программы являются: • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

• Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 с внесенными в него изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994);

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011/2012 учебный год, утвержденным Приказом Министерством образования и науки РФ от 24.12.2010 г. № 2080.

Типовая программа, лежащая в основе авторских разработок по образовательной области «Технология» - программа Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко - соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации [1].

Личные предпочтения учителя и его профессиональная подготовка, как правило, являются определяющими при составлении авторских программ. В зависимости от энтузиазма, приверженности учителя делу, складывается соответствующая атмосфера вокруг него. Увлеченность педагога определенным направлением художественной обработки материалов или декоративно-прикладным творчеством, рождает множество последователей среди школьников. Примером тому являются великолепные выставки детских творческих работ, когда рядом с фамилией исполнителя упоминается наставник.

При составлении авторской рабочей программы педагогу необходимо изучить большое количество составляющих стандартного учебно-методического комплекта. Имеющийся в наличии школы учебно-методический комплекс может быть использован выборочно, и перед автором нередко возникнет задача разработки авторских его составляющих (учебников, методических рекомендаций и т. д.). Конечно, молодой учитель может использовать рабочие программы, разработанные более опытными коллегами без изменения, но это значительно ограничит его возможности профессионального роста, осознания целостности курса «Технология», а значит, отрицательно скажется на качестве обучения.

Существует три основных направления определяющих обязательный минимум содержания образовательной области «Технология» - «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии». Выбор того или иного направления должен соответствовать социально-экономическим условиям конкретной местности. Особо хотелось бы отметить тот факт, на что выбор направления не должна влиять половая принадлежность учеников.

Содержание и строение вновь разрабатываемой авторской программы должны быть однозначно обоснованны и аргументированы автором. Программа дополняется тематическим планом, по ней проводятся открытые уроки. Следует иметь в виду, что если это - экспериментальная программа, то она требует обязательной апробации для подтверждения достижения планируемых целей и задач.

Одним из самых важных аспектов внедрения авторских программ является её экспертиза и утверждение руководителем образовательного учреждения с участием независимых специалистов.

Нет никаких сомнений в том, что наиболее интересные и удачные авторские программы по образовательной области «Технология» должны публиковаться и внедрятся в школах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хотунцев, Ю.Л. Программа курса технологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / Ю.Л. Хо-тунцев, В.Д. Симоненко. - 8-е изд., с изм. - М.: Просвещение, 2010.

2. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: ACADEMA 2002.

3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. - М.: Дрофа, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.