Научная статья на тему 'Особенности размножения некоторых вьюрковых птиц в лесной зоне европейской части России'

Особенности размножения некоторых вьюрковых птиц в лесной зоне европейской части России Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Шурупов Игорь Игоревич

Второе издание. Первая публикация: Шурупов И.И. 1983. Особенности размножения некоторых вьюрковых птиц в лесной зоне европейской части РСФСР // Периодические явления в жизни животных. М.: 110-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности размножения некоторых вьюрковых птиц в лесной зоне европейской части России»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1074: 3724-3729

Особенности размножения некоторых вьюрковых птиц в лесной зоне европейской части России

И.И.Шурупов

Второе издание. Первая публикация в 1983*

С давних пор щегол Carduelis carduelis, зеленушка Chloris chloris, чиж Spinus spinus, чечётка Acanthis flammea являются излюбленными объектами клеточного содержания. Первые два вида — обычные компоненты фауны антропогенного ландшафта, но многие стороны их жизни остаются мало изученными (Бёме 1954; Портенко 1960; и др.). Фрагментарный характер носят сведения о размножении, мало известны особенности гнездования, связанные с урожайностью основных кормов, пульсации области гнездования, размещения птиц внутри неё.

Наши материалы собраны в 1957-1958 и 1974-1982 годах в северной части Подмосковья. Использованы также опросные сведения об указанных видах из других районов европейской части России.

Представители подсемейства Carduelinae, населяющие европейский лесной регион, характеризуются почти полной растительноядностью и специализацией в питании. С первых часов жизни птенцы выкармливаются размягчёнными в зобе родителей полузрелыми и зрелыми семенами древесных и травянистых растений, урожаи которых нерегулярны по годам. Узкая специализация в питании и мозаичность распределения урожая семян хвойных деревьев предопределяют номадизм (бродяжничество) и особенности размножения клестов Loxia spp., питающихся семенами ели, сосны, лиственницы.

Щеглы тесно связаны с небольшим кругом сложноцветных растений, особенно репейником; чижи и чечётки — с ольхой, берёзой и елью; частично зимующие в лесной зоне зеленушки — с репейником. Семенами этих растений птицы питаются в основном вне периодов размножения, а в некоторые годы, следующие за обильным урожаем семян кормовых растений, и весной, во время первого гнездования.

В настоящее время накопились наблюдения по биологии размножения щеглов, зеленушек, чечёток и чижей, не укладывающиеся в установившиеся представления. Специализация в питании, нерегулярность урожаев семян и нестабильность плодоношения кормовых растений, играющих важную роль в жизни этих птиц, дают основание

* Шурупов И.И. 1983. Особенности размножения некоторых вьюрковых птиц в лесной зоне европейской части РСФСР // Периодические явления в жизни животных. М.: 110-115.

предполагать, что выраженный номадизм клестов присущ в какой-то степени и другим вьюрковым.

В осенне-зимний сезон 1957/58 годов в Подмосковье был обильный урожай семян берёзы, ольхи и ели, ягод рябины. В лесах встречались многочисленные стаи чечёток и чижей. Во второй половине марта — начале апреля 1958 года стояла тёплая солнечная погода, на снегу повсюду были видны высыпавшиеся из шишек семена ели. Чечётки, чижи и многие другие птицы перешли на питание исключительно ими. В Пушкинском, Загорском, Краснополянском, Солнечногорском, Люберецком районах весной 1958 года наблюдались оставшиеся чечётки, самцы которых активно токовали в северном Подмосковье, их гнездование в этом году установлено достоверно (Формозов 1976; Шурупов 1977). Случаи размножения этих птиц в Московской области отмечены и раньше (Мензбир 1895; Поляков 1916; Бианки 1922).

В гнездо чечётки, найденное нами в Мытищинском районе, 9 мая 1958 было отложено первое яйцо, 23 мая появились птенцы, 4 июля в возрасте 12 дней они покинули гнездо. Весь гнездовой период, начиная с постройки гнезда, занял 32 дня. Под опекой родителей птенцы остаются после оставления гнезда ещё 12-18 дней. Таким образом, от начала постройки гнезда до распада выводка проходит 44-50 дней.

31 мая 1958 в том же лесном массиве, в 500-600 м от найденного гнезда, мы наблюдали молодую чечётку. Образование пары и начало постройки гнезда у родителей этой птицы произошло не позже 20-х чисел марта. А.Н.Формозов (1976) в том же году в Пушкинском районе Московской области 29 мая поймал слётка чечётки. Следовательно, в 1958 году в Подмосковье чечётки начали гнездиться уже во второй половине марта, характеризовавшегося тёплой солнечной погодой, как только началось обильное выпадение семян из еловых шишек. Гнездование было достаточно массовым. Хороший урожай семян ели в 1957 году охватил обширные территории, в том числе и юго-восточные районы Пермской области, и весной 1958 года чечётки гнездились вплоть до её южных границ, т.е. на 500 км южнее обычных границ области гнездования. То же происходило в Финляндии, когда в 1955 году в связи с хорошим урожаем еловых семян чечётки гнездились вплоть до южных границ страны. В.Пайпонен (Peiponen 1957) впервые описал массовое размножение чечёток южнее обычных границ их гнездовой области. А.Н.Формозов (1976) также обратил внимание на то, что гнездование чечёток южнее обычного всегда связано с обильным урожаем ели в предыдущем году.

Дальнейшие наблюдения подтвердили это. В лесах Кинешемского района Ивановской области в марте 1979 года наблюдали токование чечёток, а в конце апреля — молодых птиц. Предыдущий, 1978 год был в этих местах урожайным для ели. Массовым было гнездование чечё-

ток в 1979 году в центральной Финляндии (Ап^катеп вЬ а1. 1980). Весеннее появление птиц совпало с раскрытием шишек ели. Откладка яиц началась, когда ещё лежал толстый снег и ночные температуры опускались до минус 19°С. В середине лета наблюдалась наивысшая плотность чечёток в лесах; к осени они полностью исчезли из мест размножения. Пульсацию ареала гнездования у этого вида следует считать нормальным явлением, связанным с урожаем семян ели. А.Н.Формозов (1976) делает предположение, что у этих птиц сезонные миграции не имеют постоянного направления, а зимовки — постоянных мест, массовые перемещения птиц сводятся к поиску территории с хорошими урожаями семян берёзы и ели, т.е. виду свойственен номадизм, столь ярко выраженный у клестов.

С урожаем семян ели связаны случаи раннего гнездования чижей. Так, в 1958 году самка чижа, отловленная в Солнечногорском районе Московской области, 4 апреля снесла яйцо, находясь в клетке. У некоторых любителей-москвичей, отловивших самок чижей в первых числах апреля, произошло то же самое. Второй раз раннее гнездование чижей удалось наблюдать в Мытищинском и Дмитровском районах в 1981 году после обильного урожая ели в предыдущем году. В кронах высокоствольных ельников уже с 12 мая слышались высокие голоса слётков чижей. 4 июня на окраине лесной поляны нами был замечен самец, кормящий полузрелыми семенами одуванчика 4 молодых птиц в возрасте не менее 1 месяца. Несколько позже мы получили сведения о раннем размножении чижей в этом году в Калининской области.

На восточном берегу Ладожского озера в годы, следующие за обильным урожаем семян ели, чижи начинают гнездиться уже в марте, а в конце апреля — мае отлавливаются самки с наседными пятнами на III-IV стадии и не начавшие линьку молодые (Носков и др. 1981).

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в годы, следующие за обильным плодоношением ели, чижи и чечётки в средней полосе России приступают к гнездованию уже в марте.

Щеглы и зеленушки весной и в осенне-зимний период питаются семенами репейника. Все зеленушки, отмеченные нами в течение двух десятилетий зимой в Московской и сопредельных областях, встречались исключительно на репейниках. Щеглы зимой могут употреблять семена бодяка, череды, чертополоха, лугового василька, если нет семян репейника. Репейники плодоносят ежегодно, но урожаи их не стабильны. Последний обильный урожай в северных районах Московской области отмечен нами в 1980 году. Зимой 1980/81 года здесь зимовало значительно больше, чем обычно, щеглов и зеленушек. Семенами репейника птицы кормились до последних чисел мая, одновременно используя осыпающиеся семена ели. Вероятно, в связи с обилием высокопитательных кормов эти птицы начали гнездиться в 1981 году не-

обычно рано. Так, 5 апреля на Ленинских горах наблюдалась пара щеглов, самка которой строила гнездо на тополе. 21 мая того же года в окрестностях города Долгопрудного Московской области мы встретили выводок щеглов, а двумя днями раньше наблюдали 16 -18-суточного слётка зеленушки, которого кормил самец.

Другие исследователи (Бёме 1954; Портенко 1960) отмечали начало размножения у этих птиц лишь в конце апреля.

Иногда щеглы и зеленушки гнездятся в конце лета. Их гнёзда находили вплоть до 30 сентября (Sokolowski 1962). Существует мнение, что позднее размножение бывает у пар, неудачно гнездившихся летом. Можно с этим согласиться, но отметить, что урожай кормов этих птиц формируется во второй половине лета, а обилие полузрелых семян, которыми птицы выкармливают птенцов, в сочетании с тёплой погодой, может побудить птиц приступить к третьему циклу размножения в течение одного сезона. Такие случаи известны у щеглов и других воробьиных (Портенко 1960; и др.). Вероятно, сентябрьское размножение щеглов и зеленушек не столь редкое явление. В отдельные годы непе-релинявшие молодые птицы встречались среди отловленных «Зоообъ-единением» в Тульской и Воронежской областях до середины ноября.

20 января 1980 на северной окраине Москвы в группе из 6 птиц обнаружена молодая зеленушка в ювенальном наряде, по поведению она никак не выделялась среди остальных особей. Не сменённый ею птенцовый наряд, по нашему мнению, — доказательство необычно позднего гнездования (позже сентября) родителей этой птицы.

Массовое выпадение весной еловых семян из шишек изменяет не только сроки гнездования чижей, чечёток, щеглов и зеленушек, но влияет на их распределение по биотопам внутри гнездовой части ареала, а также, вероятно, на оседание в большем количестве пролётных зябликов FringШa coelebs.

В годы обильного выпадения еловых семян зеленушки в 3-4 раза чаще встречаются в лесу, а щеглы — по опушкам. Зяблики также явно тяготеют к ельникам. На маршруте в 2.5 км в Мытищинском районе Московской области в 1981 году при неоднократных учётах обнаружен 41 зяблик (самцы, занявшие индивидуальные участки). Плотность их была особенно высока на границе ельников с другими типами леса.

Весной 1982 года, когда еловых семян было недостаточно, на том же маршруте было учтено только 27 поющих зябликов. Более плотно они располагались около осин, почками, цветами и завязями которых они кормятся в апреле. Чижи в годы с малым урожаем семян ели предпочитают опушки и окраины полян хвойных лесов. Птенцов они выкармливают семенами сосны и полузрелыми семенами одуванчиков.

После раннего размножения в необычных для них местах птицы обычно покидают их. Так, Peiponen (1957) отмечает, что чечётки после

размножения откочёвывали к северу для повторного гнездования. В Московской области в 1958 году в Мытищинском районе они не встречались уже с середины июня. В Солнечногорском и Люберецком районах эти птицы не встречались уже с конца июня, а в Пушкинском районе А.Н.Формозов (1976) слышал пение чечёток в июле 1958 года.

В Пермской области массовый пролёт чечёток, в том числе и молодых, в северном направлении в 1958 году происходил в мае-июне.

Массовые летние перемещения неоднократно наблюдались в постоянных местах гнездования чечёток — на Терском берегу Белого моря (Малышевский 1962), полуострове Канин и в других районах. В.В.Лео -нович (1969, 1976) высказывает предположение, что на полуострове Канин при массовой миграции птиц во второй половине июня решающим фактором оказалась чрезмерная численность чечёток, однако он не отвергает и влияния кормовых условий.

Летние перемещения зафиксированы у чижей (Меженный 1963; Паевский 1971) и щеглов (Мальчевский 1959; Шурупов 1978). В 1981 году после раннего размножения уже к концу мая численность чижей в лесах Мытищинского и Дмитровского районов Московской области резко снизилась — произошла откочёвка птиц. Нами отмечены случаи появления чижей на гнездовании в некоторых местах Подмосковья и в более поздние сроки. Так, в 1979 году это произошло 1-3 июля.

Подводя итоги изложенным наблюдениям, мы приходим к выводу, что вьюрковым птицам не свойственен гнездовой консерватизм. Их сезонное размещение внутри ареала зависит от урожая основных кормов. Период размножения растянут, сроки гнездования пластичны и связаны с наличием доступных кормов. Характерна смена мест гнездования в разные годы и в течение одного сезона размножения между первыми и повторными генеративными циклами. Типичный номадизм, ярко выраженный у клестов, присущ чижам и чечёткам и, вероятно, в меньшей степени — щеглам и зеленушкам.

Литер атур а

Бёме Л.Б. 1954. Семейство Вьюрковые FrmgiПidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 181-306.

Бианки В.Л. 1922. Распространение птиц в северо-западной части Европейской России //

Ежегодн. зоол. музея Акад. наук 23: 37-128. Леонович В.В. 1969. Зависимость миграционных путей, зимовок и мест гнездования у некоторых видов птиц от определённого вида пищи // Орнитология в СССР. Ашхабад, 2: 366-369.

Леонович В.В. (1976) 2013. Миграции и гнездовой консерватизм у некоторых видов

птиц со специализированным питанием // Рус. орнитол. журн. 22 (845): 325-334. Мальчевский А.С. 1959. Гнездовая жизнь певчих птиц: Размножение и постэмбриональное развитие лесных воробьиных птиц Европейской части СССР. Л.: 1-282. Малышевский Р.И. 1962. Летние наблюдения над птицами Терского берега Белого моря // Орнитология 5: 13-27.

Меженный А.А. 1963. Результаты кольцевания некоторых видов птиц за 1957 -1960 гг. на биологической станции ЗИН АН СССР в Рыбачьем // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 2: 3-11. Мензбир М.А. 1895. Птицы России. М. 1: I-CXXII, 1-836, 2: I-XV, 837-1120. Носков Г.А., Зимин В.Б., Резвый С.П., Рымкевич Т.А., Лапшин Н.В., Головань В.И. 1981. Птицы Ладожского орнитологического стационара и его окрестностей // Экология птиц Приладожья. Л.: 3-86. Паевский В. А. 1971. Атлас миграций птиц по данным кольцевания на Куршской косе //

Тр. Зоол. ин-та АН СССР 50: 3-110. Поляков Г.И. 1916. Птицы // Календарь русской природы на 1916. М.: 74-99. Портенко Л.А. 1960. Птицы СССР. Часть IV. М.; Л.: 1-415.

Формозов А. Н. 1976. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания. М.: 1-309. Шурупов И.И. 1977. О гнездовании чечётки в Московской области // Орнитология 13. Шурупов И.И. 1978. Типы массовых перемещений щеглов на территории Европейской части СССР // 2-я Всесоюз. конф. по миграциям птиц: тез. сообщ. Алма-Ата, 2: 168169.

Antikainen E., Skaren L., Toivanen J., Ukkonen M. 1980. The nomadic breeding of the

Redpoll Acanthis flammea in 1979 in North Savo, Finland // Ornis fenn. 57: 124-131. Peiponen V. 1957. Wechselt der Birkenzeisig (Carduelis flammea L.) sein Brutgebiet

wahrend des Sommer? // Ornis fenn. 34, 2: 41-64. Sokolowski I. 1962. Badania nad zmiennoscia indywidualna i biologia szczygiel, Carduelis carduelis (L.) w Polsce // Acta ornithol. 7, 2.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1074: 3729-3735

О новых и редких видах птиц в Приокско-Террасном заповеднике

М.М.Заблоцкая

Второе издание. Первая публикация в 2009*

На территории Приокско-Террасного биосферного заповедника, составляющей 4945 га и расположенной на левобережье реки Оки в её широтном течении, в 12 км восточнее города Серпухова и в 100 км южнее Москвы, к 1991 году были зарегистрированы 134 вида птиц, принадлежащих к 14 отрядам, 40 семействам (Заблоцкая, Заблоцкая 1991; Заблоцкая 2004). Позже отмечены встречи ещё 5 видов, информация о которых приведена ниже.

Большая выпь Botaurus stellaris. Первый раз в Приокско-Террас-ном заповеднике одиночная особь встречена в начале апреля 1991 года на берегу Павлова ручья (северо-запад заповедника), вторично оди-

* Заблоцкая М.М. 2009. О новых и редких видах птиц в Приокско-Террасном биосферном заповеднике // Редкие виды птиц Нечернозёмного центра России. М.: 101-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.