Научная статья на тему 'Особенности размещения пассажирских лифтов при строительстве многоэтажных монолитных жилых зданий'

Особенности размещения пассажирских лифтов при строительстве многоэтажных монолитных жилых зданий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
689
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Щерба В.Г., Кочанов А.А., Коренков А.В., Сагалаков Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности размещения пассажирских лифтов при строительстве многоэтажных монолитных жилых зданий»

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ЛИФТОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОЭТАЖНЫХ МОНОЛИТНЫХ

ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

В.Г. Щерба, А.А. Кочанов, А.В. Коренков, Г.В. Сагалаков

Экспериментальные исследования были проведены при проектировании и возведении монолитных односекционных и многосекционных многоэтажных жилых зданий в г. Химки.

В состав исследований входил весь комплекс вопросов, начиная с выбора состава и приготовления бетонной смеси, доставки товарного бетона на объект до укладки бетона в конструкции и выдерживания.

В качестве примера можно привести результаты исследований, проведенных при строительстве 17-этажного монолитного 85-квартирного односекционного жилого дома по Юбилейному проспекту, д. 4, 3-х 17-22-этажных жилых домов по ул. Панфилова, д. 4, комплекса по Юбилейному проспекту, д. 3 и т.д.

При исследованиях основное внимание уделялось правильному проектированию и размещению лифтов при проектировании многоэтажных монолитных зданий, обоснованному выбору технологий возведения и подготовки лифтовых шахт и правильному монтажу лифтового оборудования.

Для правильного размещения лифтов с учетом их дальнейшей эксплуатации и модернизации тщательно должны быть рассмотрены в процессе проектирования зданий. Минимальное число лифтов рассчитывался с учетом этажности и суммарной площади квартир на этаже по приложению «Г» СП 31-107-2004.

Минимально нормируемая ширина лифтового холла принималась в зависимости от количества, размещения и грузоподъемности лифтов, при этом компоновка лифтов может быть одно- или двухрядной.

Группа лифтов была оснащена системой группового управления. С этой целью на каждом этаже устанавливался один вызывной кнопочный пост на группу лифтов. На вызов система группового управления направляет один из лифтов группы, что обеспечивает минимальное время ожидания и исключает движение на один вызов нескольких лифтов. Лифты устанавливались так, чтобы выходы из них были расположены, как правило, в общем лифтовом холле. За ширину лифтового холла принималось расстояние от двери кабины до противоположной стены холла при однорядной компоновке или между дверями кабин противолежащих лифтов при двухрядной компоновке.

Размещение лифтов в плане жилого здания связано с его объемно-планировочным решением. Компоновка лифтов обусловливается этажностью, суммарной площадью квартир и схемой плана жилого здания. Применялись следующие схемы компоновки узлов вертикальных коммуникаций: компактная и с островным положением лифтовой группы.

В многосекционных жилых зданиях применяется компактная схема вертикальных коммуникаций характеризуется смежным расположением лестничной клетки и лифтов.

3/2008_МГСУТНИК

Для односекционных зданий характерна, как правило, компоновка узла вертикальных коммуникаций с островным расположением лифтовой группы в геометрическом центре здания.

Жилые здания могут быть оборудованы лифтами, как имеющими машинные помещения, так и без машинных помещений. При оборудовании зданий пассажирскими лифтами с машинными помещениями эти помещения предпочтительно располагать на уровне чердака или верхнего технического этажа. Расположение машинного помещения на уровне верхнего жилого этажа нежелательно, так как при таком расположении уровень комфортности обслуживания населения этих этажей будет ниже, чем у населения других этажей. При этом необходимо иметь в виду, что должны быть обеспечены пути перемещения людей, крупногабаритных грузов (мебели, пианино и т.п.), а также больного на носилках скорой помощи с этажа верхней остановки до этажа расположения машинных помещений.

Машинные помещения лифтов допустимо располагать внизу на уровне приямка лифта. Однако, такое расположение машинного помещения электрических пассажирских лифтов не предусмотрено ГОСТ 5746 и является нестандартным. При расположении машинных помещений в уровне верхнего заселенного и мансардного этажей для обеспечения акустического комфорта в квартирах рекомендуются:

- отделение машинного помещения от квартир общими внеквартирными коридорами;

- примыкание к машинному помещению подсобных или дополнительных помещений квартир (внутриквартирных коридоров, гардеробных и др.).

Проведенные исследования показали, что правильный и быстрый монтаж лифтового оборудования в большей степени зависит от качества возведения лифтовых шахт и организации дополнительных монтажных работ.

На экспериментальных объектах строительная часть лифтов была выполнена в соответствии с проектной и технологической документацией, с соблюдением требований строительных норм и правил и государственных стандартов.

До начала монтажа оборудования лифта была обеспечена готовность строительной части лифта.

При монтаже лифтов особое внимание уделялось техническим требованиям к приемке строительной части лифтов.

Замеры, произведенные в лифтовых шахтах, показали, что отклонения действительных размеров выступов и выемок на внутренней поверхности стен шахты от номинальных, указанных в рабочих чертежах, не превышают величин, приведенных в нормах. Отклонения от перпендикулярности внутренней поверхности стен шахты относительно горизонтальной плоскости (пола приямка) составляли не более 14 мм. Отклонения действительных внутренних размеров стен шахты (в плане) от номинальных, указанных в рабочих чертежах, составляло 12-16 мм. Разность длин диагоналей шахты (в плане) составляла от 9 мм до 12 мм. Значения всех отклонений находятся в пределах, разрешенных нормами.

Замеры отклонений от симметричности стальных закладных изделий, предназначенных для крепления кронштейнов направляющих кабины и противовеса, относительно общей вертикальной оси их установки показали, что их значения не превышают ±10 мм, допускаемых нормами. Отклонения от высотной отметки стальных закладных изделий, предназначенных для крепления направляющих кабины и противовеса

составляют от 15 до 32 мм. Отклонения размеров, определяющих положение стальных закладных изделий, предназначенных для крепления оборудования лифта составляли не более 10 мм.

Отклонения других параметров, требуемых при монтаже лифтов, находятся в пределах, допускаемых нормами.

Каждый вновь смонтированный лифт до пуска в эксплуатацию подвергался проверкам и испытаниям с целью установления соответствия его параметров и размеров, указанных в паспорте, и его пригодности для безопасной работы и технического обслуживания.

В связи с тем, согласно действующим нормам, предельные значения совместной деформации основания и сооружения устанавливают, исходя из необходимости соблюдения технологических или архитектурных требований к деформации сооружения (изменение проектных уровней и положений сооружения в целом, отдельных его элементов и оборудования, включая требования к нормальной работе лифтов), возможные ожидаемые расчетные осадки фундаментов зданий были определены и учтены при проектировании оснований и фундаментов зданий. Для обеспечения нормальной эксплуатации лифтов многоэтажных зданий лифтовые шахты необходимо проектировать с учетом крена сооружения.

Габариты приближения к строительным конструкциям подвижного технологического оборудования (лифтов и т.п.) должны обеспечивать их нормальную эксплуатацию с учетом возможных деформаций основания.

В экспериментальных домах были запроектированы и установлены лифты, выпускаемые ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Система управления лифтом, которая может быть выполнена на различной элементной базе, обеспечивает алгоритм работы лифта в зависимости от здания, в котором он установлен.

На основе проведенных исследований была создана технология заливки монолитных стен лифтовых шахт применением элементов опалубочной системы «DALLI». На ряде объектов для устройства стен лифтовых шахт была использована опалубка, разработанная в ЗАО «Химкинское СМУ МОИС-1».

В современных условиях, когда здания и сооружения возводятся комфортными возможностями для работы и проживания людей важно, чтобы окружающие нас средства передвижения были надежными, комфортабельными и технически совершенными. Проведенные исследования показали, что эти требования полностью могут быть удовлетворены при обоснованном проектировании многоэтажных зданий на слабых грунтах, при правильном размещении в зданиях лифтов, при качественном возведении лифтовых шахт и качественном монтаже лифтового оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.