Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / РАЗМЕЩЕНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ / РЕГИОН / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аванесян Эрик Артурович

Цель исследования - осуществить анализ особенностей размещения малых и средних предприятий на примере Уральского федерального округа. Выявлено, что развитие малого и среднего предпринимательства на территории Уральского федерального округа происходит неравномерно. Научная новизна заключается в выявлении ключевых факторов, оказывающих влияние на размещение субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате доказано, что положительным образом влияют на размещение МСП такие факторы, как количество городов, плотность населения и плотность железных дорог. В качестве рекомендаций для равномерного размещения субъектов МСП на примере Уральского федерального округа предлагаются следующие: 1) стимулирование развития городов; 2) проведение демографической политики, направленной на поддержку роста населения; 3) реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство железнодорожного полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LOCATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT

The purpose of the study is to analyze the features of the placement of small and medium-sized enterprises on the example of the Ural Federal District. It is revealed that the development of small and medium-sized businesses in the Ural Federal District is uneven. The scientific novelty is to identify the key factors influencing the placement of small and medium-sized businesses. As a result, it is proved that factors such as the number of cities, population density and density of railways have a positive effect on the placement of SMEs. As recommendations for the uniform placement of SMEs on the example of the Ural Federal District, the following are proposed: 1) stimulating urban development; 2) conducting demographic policy aimed at supporting population growth; 3) implementing major infrastructure projects, such as the construction of a railway track.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

FEATURES OF LOCATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES IN THE URAL FEDERAL DISTRICT A vanesian Erik Arturovich, Postgraduate student, Assistant, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg

The purpose of the study is to analyze the features of the placement of small and medium-sized enterprises on the example of the Ural Federal District. It is revealed that the development of small and medium-sized businesses in the Ural Federal District is uneven. The scientific novelty is to identify the key factors influencing the placement of small and medium-sized businesses. As a result, it is proved that factors such as the number of cities, population density and density of railways have a positive effect on the placement of SMEs. As recommendations for the uniform placement of SMEs on the example of the Ural Federal District, the following are proposed: 1) stimulating urban CXJ development; 2) conducting demographic policy aimed at supporting population growth; 3) implementing major f; infrastructure projects, such as the construction of a railway track.

-Q

Keywords: Ural Federal District; placement of small and medium-sized enterprises; region; factors. Q_

Ш

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.2 <

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ удк 332.12 [ \

ПРЕДПРИЯТИЙ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ ВАК РФ 08.00.05

Цель исследования - осуществить анализ особенностей размещения малых и © Аванесян Э.А., 2021 средних предприятий на примере Уральского федерального округа. Выявле- ц-

но, что развитие малого и среднего предпринимательства на территории ^

Уральского федерального округа происходит неравномерно. Научная новизна заключается в выявлении ключевых факторов, оказывающих влияние на размещение субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате доказано, что положительным образом влияют на размещение МСП такие факторы, как количество городов, плотность населения и плотность железных дорог. В качестве рекомендаций для равномерного размещения субъектов МСП на примере Уральского федерального округа предлагаются следующие: V стимулирование развития городов; 2) проведение демографической политики, направленной на поддержку роста населения; 3) реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство железнодорожного полотна.

Ключевые слова: Уральский федеральный округ; размещение малых и средних предприятий; регион; факторы.

S

15

Введение

Малые и средние предприятия (далее - МСП) постепенно становятся ключевыми элементами в развитии экономик современных стран. Большинство экономистов приходят к выводам о том, что для увеличения темпов экономического роста необходимо прикладывать усилия и направлять финансовые ресурсы не только на стимулирование хозяйственной деятельности крупных организаций, но и на поддержку сектора малого и среднего бизнеса. Малые и средние фирмы создают в экономике новые рабочие места, противодействуя тем самым тенденциям к сокращению спроса на труд со стороны крупных предприятий, в которых внедрение искусственного интеллекта, а также активное использование инструментов цифровой экономики сокращает потребность в трудовых ресурсах. Таким образом, на государственном уровне равномерному развитию малого и среднего предпринимательства в регионах придается все большее значение.

При реализации политики развития предпринимательства в регионах Российской Федерации необходимо четко понимать особенности распределения ресурсов и размещения предприятий на конкретной территории. Концентрация производственных ресурсов оказывает влияние на возможности ускоренного развития отдельных регионов, что требует детального исследования соответствий в размещении трудовых, капитальных, природных ресурсов, а также малых и средних предприятий.

АВАНЕСЯНЭрик Артурович, аспирант, ассистент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

HC

ш S

не

О ш Т S

X о

X

о

НС

со

16

Неравномерность социально-экономического развития регионов страны и наличие диспропорций в развитии предпринимательских инициатив является сдерживающим фактором роста экономики России в целом. Важным проблемным аспектом является исследование факторов размещения малых и средних предприятий, поскольку, как справедливо замечают в своих научных статьях К.Р. Ес1гш51:оп и Т. Ре1коУ5ка, малый бизнес оказывает существенное влияние на экономическое развитие любой страны [8; 9].

Малые и средние предприятия способны относительно быстро менять собственные производственные процессы, осваивать производство высокорентабельной продукции, а также отказываться от производства убыточной продукции или продукции, на которую нет достаточного спроса на рынке. Все это, наряду с относительно более низкими производственными затратами, высокой производительностью труда, низкими транспортными расходами и эффективным управлением по сравнению с крупными предприятиями, оправдывает капитальные вложения, направленные на поддержку роста сектора МСП, и обуславливает важность анализа факторов развития данного сектора экономики.

В современной научной литературе существует достаточно много трудов, посвященных развитию малого и среднего предпринимательства, однако проблематика размещения субъектов МСП не раскрыта в достаточной степени. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования обусловлена недостаточностью сформированной научно-теоретичес-кой базы исследования^ также необходимостью повышения темпов роста экономики России за счет оживления предпринимательской инициативы в отдельных регионах.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ развития регионов и для реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) исследовать характерные особенности размещения малых и средних предприятий в Уральском федеральном округе; 2) определить ключевые факторы, оказывающие влияние на размещение малых и средних предприятий; 3) составить рекомендации для достижения равномерного размещения МСП на примере Уральского Федерального округа.

В этой связи был осуществлен анализ науч-но-экономической литературы, проведено статистическое исследование и сделаны соот-

ветствующие выводы. В рамках исследования применяются следующие методы, анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляционный метод анализа, метод дисперсионного анализа.

Теоретическая база исследования. Факторы, влияющие на размещение малых и средних предприятий, исследуются в научной статье Э.А. Аванесяна и Н.Ю. Власовой. Авторы полагают, что урбанизация является важным фактором развития предпринимательской инициативы, поскольку субъекты МСП концентрируются главным образом в городах, а не в сельской местности [2]. Кроме того, И.В. Мана-ева, A.C. Ткачева исследуют феномен размещения производственных ресурсов в экономическом пространстве. Авторы осуществляют анализ феномена урбанизации и роста городов, как центров сосредоточения основных производственных сил регионов, подтверждая выводы, полученные Э.А. Аванесяном и Н.Ю. Власовой о важности фактора сосредоточения трудовых ресурсов в городах [5]. Основной вывод, который можно сделать на основе изучения работ данных исследователей, состоит в том, что необходимо проанализировать факторы урбанизации, которые могут оказывать непосредственное влияние на предмет настоящего исследования.

Л.А. Исмагилова, анализируя особенности размещения объектов в сфере услуг, использует демографические и географические показатели [4]. Анализ исследования Л.А. Исмаги-ловой позволяет прийти к заключению, что данные факторы также должны быть учтены при анализе особенностей размещения малых и средних предприятий.

K.D. Edmiston в своем исследовании показывает, что, помимо реализации мер государственной поддержки, направленной на развитие предпринимательства в регионах, оказывает влияние наличие транспортной инфраструктуры [8]. Таким образом, исходя из анализа научных источников, можно выявить, что ключевыми факторами, оказывающими влияние на размещение малых и средних предприятий, являются: фактор урбанизации, фактор концентрации трудовых ресурсов и фактор инфраструктуры. В основной части статьи представлен анализ влияния вышеуказанных факторов на размещение малых и средних предприятий на примере Уральского федерального округа.

Основная часть

Уральский федеральный округ (далее -УФО) включает в себя шесть субъектов Российс-

кой Федерации, из которых 4 области: Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская, а также 2 автономных округа: Ханты-Мансийс-кий - Югра и Ямало-Ненецкий. Площадь занимаемой территории составляет 10,6% общей площади России; в округе сконцентрировано около 8,5% населения страны. По состоянию на 10 января 2021 года, в Уральском федеральном округе были зарегистрированы 487 874 субъекта малого и среднего предпринимательства.

На рисунке 1 представлено распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам по состоянию на 10.01.2021 года.

5,3%

Рисунок 1 - Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по федеральным округам в 2021 году, %

Источник: составлено автором на основе [3]

По данным, представленным на рисунке 1, видно, что доля Уральского федерального округа составляет 8,6%. Иными словами, в округе зарегистрированы 8,6% от общего числа малых и средних предприятий.

При этом внутри Уральского федерального округа распределение субъектов малого и среднего предпринимательства происходит неравномерно. Из представленных на рисунке 2 данных можно наблюдать, что наибольшее число субъектов МСП сконцентрировано в Свердловской и Челябинской областях -39,64% и 27,36%, соответственно. Наименьшее число субъектов МСП сконцентрировано в Курганской области (4,17%) и Ямало-Ненецком автономном округе (3,52%). Кроме того, доля субъектов МСП не соответствует площади субъектов, входящих в состав Уральского федерального округа. Таким образом, фактор протяженности территории не является определяющим для размещения малых и средних предприятий.

В процессе определения факторов размещения малых и средних предприятий необходимо выявить, насколько равномерно развеивается предпринимательство в субъектах, входящих в состав Уральского фе-

э Центральный федеральный округ

■ Северо-Западный федеральный округ

■ Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

■Уральский федеральный округ

Ямало-Ненецкий автомомный округ

3,51*

Канты-Мансийский автономный округ

12.14*

С веря по вская область

1ябинсклн

► обметь

Тюменская область

Хуиганечая область

Ц.17Я.

Рисунок 2 - Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства в УФО в 2021 году, %

Источник: составлено автором на основе [6]

дерального округа. Для этого представим динамику изменения численности субъектов МСП в Уральском федеральном округе за 2016-2021 гг. В таблице 1 представлены данные о распределении субъектов по областям, а также произведен расчетдисперсии распределения.

Таблица 1 - Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства вУФО за 2016-2021 гг.

Субъект 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Курганская область 4,50% 4,49% 4,46% 4,39% 4,25% 4,17%

Свердловская область 39,12% 39,33% 39,26% 39,13% 39,60% 39,64%

Тюменская область 12,33% 12,40% 12,46% 12,79% 13,07% 13,17%

Челябинская область 28,06% 27,90% 28,16% 28,15% 27,47% 27,36%

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 12,24% 12,15% 12,07% 11,97% 12,05% 12,14%

Ямало-Ненецкий автономный округ 3,73% 3,73% 3,59% 3,57% 3,56% 3,52%

Среднее значение 16,67% 16,67% 16,67% 16,67% 16,67% 16,67%

Дисперсия 1,98% 1,99% 2,00% 1,99% 2,01% 2,01%

Источник: рассчитано автором на основе данных [3]

Необходимо отметить, что результаты дисперсионного анализа позволяют прийти к выводу об относительной стабильности структуры размещения субъектов МСП в Уральском федеральном округе.

Показатель дисперсии характеризует вариативность выборки и в случае наличия диспропорций развития, то есть для ситуации, когда количество субъектов МСП в одном из регионов растет быстрее, чем в остальных, показатель дисперсии достаточно быстро растет. Однако внутри Уральского федерального округа значение дисперсии для показателя распределения субъектов малого и среднего предпринимательства остается примерно одинаковым и находится на уровне 2%.

Динамика численности субъектов МСП в исследуемых субъектах не характеризуется какими-либо трендовыми тенденциями. В целом, по федеральному округу за рассматриваемый период количество юоооо малых и средних предприятий увеличилось на 1,17% - с 482 тысяч до 487 тысяч единиц. Наибольший рост наблюдается в Тюменской области, который составил 7,98%. Количество зарегистрированных малых и средних предприятий в Тюменской области увеличилось с 59 тысяч единиц до 64 тысяч единиц. Наибольший показатель отрицательного

250 000

200 000

150 000

темпа прироста наблюдается в Курганской области: за рассматриваемый период количество субъектов МСП сократилось на 6,26% - с 21 тысячи до 20 тысяч единиц (рис. 3).

В результате дисперсионного анализа и исследования темпов прироста можно сделать вывод, что структура распределения малых и средних предприятий в Уральском федеральном округе существенно не меняется с момента начала наблюдения, то есть с 2016 года. Полученный вывод можно использовать в дальнейшем при определении факторов размещения, что позволяет использовать данные на начало 2021 года как релевантные и отражающие действительное распределение субъектов МСП внутри рассматриваемого федерального округа.

Заметим, что выбор периода с 2016 по 2021 годы обусловлен тем обстоятельством, что Федеральная налоговая служба является оператором Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 2016 года. До этого периода результаты наблюдения за сектором МСП опубликованы в отчетах Росстата. Однако ввиду методологических различий, данные, представленные Росстатом, существенно отличаются от данных ФНС. Так, ФНС оперирует более точными данными, основываясь на результатах налоговой отчетности, а Росстат применяет методы экстраполяции выборочных наблюдений, что искажает реальные показатели [1].

-Курганская оВласть

50 000

2016 2017 2018 2013 2020 2021

Свердловская оВласть

Тюменская область

Челябинская область

-Ханты-Мансийский автономный округ -Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Рисунок 3 - Динамика количества субъектов МСП в Уральском федеральном округе, единиц

Источник: составлено автором на основе [3]

Таблица 2 - Основные показатели территориальных особенностей субъектов, входящих в состав УФО

Субъект Доля субъектов МСП Плотность населения, человек на 1 км2 Площадь территории, тыс. км2 Города, ед. Поселки городского типа, ед.

Курганская область 4,17% 11,6 71,5 9 6

Свердловская область 39,64% 22,2 194,3 47 26

Тюменская область 13,17% 2,5 1464,2 29 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челябинская область 27,36% 39,2 88,5 30 13

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 12,14% 3,1 534,8 16 24

Ямало-Ненецкий автономный округ 3,52% 0,7 769,3 8 4

Источник: составлено автором на основе [б] Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа

Фактор Коэффициент корреляции Пирсона Степень связи

Плотность населения, человек на 1 км2 0,70558 Положительная, сильная

Площадь территории, тыс. км2 -0,34468 Отрицательная, слабая

Города, од. 0,94709 Положительная, очень сильная

Поселки городского типа, ед. 0,53797 Положительная, средняя

Источник: рассчитано автором

Таблица 4 - Показатели транспортной инфраструктуры

Субъект Протяженность автомобильных дорог, км. Плотность автомобильных дорог, км на тыс. км2 Эксплуатационная длина сети железных дорог Платность железных дорог, км на тыс. км2

Курганская область 16448 230,04 809 11,31

Свердловская область 11000 56,61 3523,8 18,14

Тюменская область 18152,38 12,40 2344,98 1,60

Челябинская область 15000 169,49 1733,2 19,58

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 2743,1 5,13 1106 2,07

Ямало-Ненецкий автономный округ 2457,68 3,19 1648 2,14

Источник: рассчитано автором на основе [7] Таблица 5 - Результаты анализа корреляций

Фактор Коэффициент корреляции Пирсона Степень связи

Плотность автомобильных дорог, км на тыс. км2 -0,34483 Отрицательная, слабая

Плотность железных дорог, км на тыс. км2 0,74466 Положительная, сильная

Источник: рассчитано автором

Для того, чтобы выявить особенности размещения субъектов малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе, необходимо определить территориальные особенности входящих в его состав областей и автономных округов. Из представленных в таблице 2 данных видно, что наибольшая концентрация субъектов МСП наблюдается в областях,характеризующихся наибольшей плотностью населения.

Так, Свердловская и Челябинская область характеризуются наиболее высокими показателями плотности населения, и именно в этих

двух регионах сосредоточены 67% от общего числа малых и средних предприятий УФО.

Корреляционный анализ, представленный в таблице 3, позволяет определить факторы, оказывающие влияние на размещение субъектов малого и среднего предпринимательства в Уральском федеральном округе. В результате расчета коэффициента корреляции Пирсона было выявлено, что на количество субъектов малого и среднего предпринимательства оказывают существенное влияние такие показатели, как плотность населения и количество городов. Площадьтерритории оказывает отрицательное воздействие, но связь является слабой. Количество поселков городского типа также слабо влияет на количество субъектов МСП.

С учетом теоретического базиса осуществим проверку степени влияния инфраструктурных особенностей регионов на размещение малых и средних предприятий. Для этого был произведен расчет плотности дорожного покрытия в Уральском федеральном округе. Показатели протяженности автомобильных и железных дорог представлены в таблице 4. Значение плотности покрытий получено путем деления общей протяженности на площадь региона.

Из представленных в таблице 4 данных можно заметить, что Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ отличаются низкими показателями плотности автомобильных и железных дорог. Как было показано в теоретическом исследовании, наличие инфраструктуры оказывает влияние на малое и среднее предпринимательство, поэтому проверка данного вывода представлена в таблице 5.

Результаты корреляционного анализа, представленные в таблице 5, показывают, что существенное влияние на размещение субъектов МСП УФО оказывает плотность железных дорог, входящих в него регионов. При этом плотность автомобильных дорог оказывает отрицательное воздействие, однако теснота

связи между двумя показателями является слабой, поэтому нельзя сделать какой-либо однозначный вывод относительно негативного воздействия данного фактора.

Заключение

В соответствие целям и задачам сделаны выесть/проведенной работы

1. На территории Уральского федерального округа размещение малого и среднего пред-принимательства происходит неравномерно. Субъекты МСП сконцентрированы преимущественно в Челябинской и Свердловской областях. В то время как в Курганской области и Яма-ло-Ненецком автономном округе количество малых и средних предприятий остается низким, без каких-либо явных тенденций к росту Более того, в данных регионах наблюдается снижение количества субъектов МСП, что является негативной тенденцией.

2. В рамках предпринятого исследования были выявлены факторы, влияющие на размещение малых и средних предприятий. Доказано, что положительно влияет на размещение МСП количество городов, плотность населения и плотность железных дорог.

3. В результате выделенных факторов можно составить рекомендации для равномерного размещения субъектов МСП на примере Уральского федерального округа. Во-первых, необходима реализация политики, направленной на интенсивное развитие городов. Во-вто-рых, необходимо проводить демографическую и миграционную политику с целью повышения плотности населения в округах. В-треть-их, реализация инфраструктурных проектов благоприятно сказывается на размещении субъектов предпринимательства, что повышает значимость строительства железных дорог в регионах с низкой степенью покрытия территорий железнодорожным полотном.

Одним из факторов развития является рост численности и плотности населения регионов. Другим фактором является реализация инфраструктурных проектов. Как было показано, некоторые регионы характеризуются низкой плотностью железнодорожного полотна, что затрудняет и приводит к существенному удорожанию грузоперевозок. Таким образом, строительство железных дорог является важным аспектом развития региона и размещения предпринимательства. С учетом низкой плотности железнодорожного полотна в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра, Яма-ло-Ненецком автономном округе и Тюменской области, строительство железных дорого позволит обеспечить при рост количества субъектов МСП. Так, в Ямало-ненецком автономном

округе реализуется проект строительства железной дороги "Северный широтный ход", завершение которого может существенно повысить качество жизни населения и послужить благоприятным фактором для размещения малых и средних предприятий.

В качестве следующей рекомендации предлагается развивать поселки городского типа до присвоения им статуса отдельных городов, поскольку именно количество городов влияет на численность малых и средних предприятий. Поскол ьку статус города п рисваи вается п ри до-стижении определенных демографических и экономических показателей, необходимо реа-лизовывать демографическую политику и политику развития хозяйственной деятельности.

4. В настоящее время территориальное планирование играет ключевую роль на этапе планирования бюджетных и частных инвестиций в объекты промышленного назначения, устанавливая таким образом ориентиры для инвестирования и пространственного развития территорий в целом.

Полученные в настоящем исследовании выводы могут служить базисом для выявления иных факторов, влияющих на размещение субъектов хозяйствования, с целью последующей разработки методики оценки размещения малого и среднего предпринимательства в регионе.

Литература:

1. Баринова В., Земцов С., Царева Ю. Проблемы статистического учета динамики сектора малых и средних предприятий в России // Экономическое развитие России. - 2018. - Том. 25. - №1. - С. 40-48.

2. Власова Н.Ю., Аванесян Э.А. Региональные аспекты размещения малых и средних предприятий // Московский экономический журнал. - 2020. - №6.-С. 829-841.

3. Единый реестр малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics. html (дата обращения: 23.10.2021).

4. Исмагилова Л.А. Модель территориального размещения объектов сферы услуг//ВестникУГА-ТУ. - 2009. - Том 12. - №3. - С. 134-140.

5. Манаева И.В., Ткачева A.C. Особенности разме щения и роста городов Южного федерального округа России // Региональная экономика. Юг России. - 2017. - №3 (17). - С. 111 -118.

6. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2020: Стат. сб./ Рос-стат. - М., 2020.-456 с.

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 12.10.2021).

8. Edmiston K.D. The Role of Small and Large Businesses in Economic Development // SSRN Electronic Journal. 2007. №92(0 II). P. 73-97.

9. PetkovskaT.The role and importance of innovation in business of small and medium enterprises // Economic Development. 2015. №1(2). P. 55-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.