Особенности размещения линейных объектов
М.Е. Галь заместитель директора Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (г. Москва)
Максим Евгеньевич Галь, Maksim.Gal@minstroyrf.gov.ru.com
За прошедшие несколько лет вопросы размещения линейных объектов комплексно усовершенствованы. Оптимизированы процедуры планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также процедуры государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на такие объекты.
Внесенными в законодательство Российской Федерации изменениями устранена коллизия законодательства о градостроительной деятельности и лесного законодательства в части порядка образования (изменения) лесных участков 1. В настоящее время образование (изменение) лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории без необходимости дополнительной подготовки проектной документации лес-
ных участков, в связи с чем содержание проекта межевания территории расширено 2. Также значительное количество видов линейных объектов может быть размещено на условиях публичного сервитута без необходимости образования земельных участков 3.
Введена возможность подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов одновременно с подготовкой проектной документации таких объектов 4. При этом архитектурно-строительное проектирование линейных объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться в том числе в границах земельных участков, не принадлежащих застройщику 5.
Исключено ранее существовавшее требование о необходимости отображения границ зон с особыми условиями использования территорий на чертежах планировки территории 6, а также о необходимости отображения границ зон планируемого раз-
Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-Ф3).
См. пункты 4 и 5 части 5, часть 6.1, пункт 6 части 7 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2.1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 342-Ф3.
Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 341-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов».
См. часть 11.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 472-ФЗ).
См. часть 1.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
См. постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1285 «О внесении из-
2
3
мещения линейных объектов на чертежах планировки территории в соответствии с нормами отвода земельных участков для конкретных видов линейных объектов (если в целях размещения линейного объекта не требуется образование земельных участков) 7. Установлен состав и содержание проекта межевания территории, предусматривающего размещение одного или нескольких линейных объектов, которым устранена ранее существовавшая правовая неопределенность в отношении порядка установления, изменения видов разрешенного использования как образуемых, так и существующих земельных участков, занятых линейными объектами или предназначенных для размещения линейных объектов 8.
Оптимизировано содержание проектной документации на линейные объекты капитального строительства посредством исключения требования о включении градостроительного плана земельного участка в состав такой проектной документации вне зависимости от того, требуется ли подготовка документации по планировке территории в целях размещения линейного объекта, а также проектируются ли «площадные» объекты капитального строительства в составе такого линейного объекта 9.
Уточнены полномочия органов государственной власти и органов местного
самоуправления по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, если их строительство планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации) 10.
Также урегулирован вопрос об уровне проведения экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации 11. При этом введена возможность выдачи разрешения на строительство объектов капитального строительства в отдельных случаях до приобретения застройщиком прав на земельные участки 12.
Особого внимания заслуживает новелла, допускающая возможность проведения подготовительных работ, не причиняющих существенный вред окружающей среде и ее компонентам, до выдачи разрешения на строительство объекта капитального
менений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 564 и признании утратившим силу абзаца шестого подпункта «г» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 564, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2020 г. № 586».
7 См. постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2019 года № 864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
8 См. подпункт «г» пункта 35 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 564.
9 См. постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 598 «О внесении изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
10 См. пункт 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 342-Ф3.
11 См. пункт 5.1 части 1 статьи 6, часть 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
12 См. часть 7.3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 254-ФЗ).
строительства 13. В рамках проведения таких подготовительных работ решен вопрос размещения в том числе временных дорог и подъездных путей, временных сетей инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и сигнализации), рельсовых подкрановых путей, фундаментов (иных неподвижных оснований) стационарных кранов, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции объекта и подлежащих демонтажу после окончания такого строительства, реконструкции 14.
Кроме того, решена проблема выделения этапов строительства, реконструкции линейного объекта, иных объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта, после получения разрешения на строительство такого объекта 15.
Впервые в законодательстве Российской Федерации установлена возможность выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства при несоответствии параметров построенного объекта данным, указанным в проектной документации и (или) разрешении на строительство 16. Однако законодательством Российской Федерации установлены пределы такого несоответствия, при котором допускается возможность выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в экс-
плуатацию. Так, в отношении объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, такое несоответствие допускается не более чем на пять процентов по отношению к данным о площади такого объекта капитального строительства (при условии соответствия количества этажей, помещений и машино-мест). В отношении линейного объекта такое несоответствие допускается не более чем на пять процентов по отношению к данным о его протяженности.
Следует учитывать новые возможности осуществления капитального ремонта линейных объектов, являющихся магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами - теперь допускается повышение их категории, в том числе влекущее изменение охранных зон, установленных в связи с их размещением 17. В развитие таких возможностей и в отношении «площадных» объектов капитального строительства закреплено полномочие Правительства Российской Федерации на определение случаев осуществления замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства в рамках проведения капитального ремонта зданий, сооружений 18.
Впервые непосредственно в Градостроительном кодексе Российской Федерации
14
См. часть 1.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального за-
кона № 254-ФЗ.
См. постановление Правительства Российской федерации от 7 ноября 2020 года № 1798 «Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, порядке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению».
См. часть 3.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 472-ФЗ.
См. часть 6.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 года № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». См. часть 10 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 468-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
См. часть 11 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
урегулирован вопрос подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства ко всем видам сетей инженерно-технического обеспечения, а также однозначно урегулирован механизм реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом линейных объектов транспортной инфраструктуры, многоквартирных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов инфраструктуры 19.
В целях урегулирования отношений по реконструкции, капитальному ремонту существующего линейного объекта установлена возможность заключения соответствующего договора с застройщиком. Такой договор заключается с правообладателем существующего линейного объекта в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством 20.
Следует обратить внимание и на точечном изменении Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на концептуально новый подход к решению
вопросов строительства линейных объектов.
Так, Градостроительным кодексом Российской Федерации исключена необходимость получения разрешения на строительство в целях размещения объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапа-скаля включительно 21. Ранее отсутствовала необходимость получения разрешения на строительство таких объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Также гармонизированы между собой случаи, при которых для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуются как подготовка документации по планировке территории, так и получение разрешения на строительство 22.
Во-первых, устранена правовая неопределенность в вопросе необходимости подготовки документации по планировке территории в целях размещения линий и сооружений связи без получения разрешения на строительство 23.
19 См. статьи 52.1 и 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 1 июля 2021 года № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 276-ФЗ).
20 См. часть 11 статьи 52.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 276-ФЗ.
21 См. пункт 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 года № 298-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации», перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1816, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2021 г. № 1173 «О внесении изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство».
22 См. постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1816 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
23 Смотри:
постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории» (далее - Постановление № 269);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 года № 1064 «Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».
Во-вторых, перечень случаев 24, при которых в целях строительства, реконструкции линейных объектов не требуется подготовка документации по планировке территории, расширен посредством исключения критериев, влияющих на возможность применения такого упрощенного режима размещения объектов. Теперь не учитываются протяженность линейных объектов, необходимость реконструкции существующих сетей инженерно-технического обеспечения в связи со строительством, реконструкцией такого линейного объекта, а также обеспечение таким линейным объектом подключения (технологического присоединения) объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения. По новым правилам указанные критерии не учитываются при определении возможности размещения линейного объекта без необходимости подготовки документации по планировке территории.
В-третьих, перечень случаев, при которых в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, значительно расширен посредством интеграции объектов, размещаемых в упрощенном порядке без необходимости подготовки документации по планировке территории.
Также решены вопросы размещения в упрощенном порядке линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, и вопросы размещения автомобильных дорог IV и V категорий.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такие созданные объекты осуществляются на основании технического плана таких объ-
ектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута 25.
Вместе с тем устраненная Постановлением № 269 правовая неопределенность в вопросе необходимости подготовки документации по планировке территории в целях размещения линий и сооружений связи без получения разрешения на строительство временно «нашла свое отражение» в вопросе размещения объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно. Правовая неопределенность в указанном вопросе решена в декабре 2021 года 26.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *
1. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ.
2. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов : Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 341-ФЗ.
3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 472-ФЗ.
4. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 564 и признании утра-
24 См. Постановление № 269.
25 См. часть 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
26 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года № 1945 «О внесении изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории».
* Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
тившим силу абзаца шестого подпункта «г» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 564, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2020 г. № 586 : постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2020 года № 1285.
5. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2019 года № 864.
6. Об утверждении Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов : постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 564.
7. О внесении изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию : постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 598.
8. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 264-ФЗ.
9. Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ.
10. Об утверждении перечня видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации, поряд-
ке их выполнения, а также экологических требованиях к их выполнению : постановление Правительства Российской федерации от 7 ноября 2020 года № 1798.
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 3 июля 2020 года № 202-ФЗ.
12. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ.
13. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2020 года № 468-ФЗ.
14. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 6 декабря 2021 года № 408-ФЗ.
15. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 276-ФЗ.
16. О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации» : Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 298-ФЗ.
17. Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государствен-
ной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года № 1816.
18. Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории : постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 года № 269.
* *
19. Об определении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство : постановление Правительства Российской Федерации от 1 7 августа 2019 года № 1064.
20. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 1 3 июля 2015 года № 218-ФЗ.
21. О внесении изменения в перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории : постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2021 года № 1945.
ОЕРЗ
единый НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ФНС ПРИЗНАЕТ
Жйщиков ОБЪЕКТ МАШИНО-МЕСТОМ
На одном из порталов правовой информации опубликовано письмо ФНС России №СД-4-21/5716@ от 12.05.2022 «Об определении для целей налогообложения вида объекта недвижимости - «машино-место». Согласно письму, определение вида объекта недвижимости «машино-место» для целей исчисления налога, включая применение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот и определение порядка исчисления налога, осуществляется налоговыми органами одним из следующих способов:
• в соответствии с п. 2 ст. 408 Налогового кодекса РФ (НК РФ) на основании сведений об указанном виде объекта недвижимого имущества, представленных органом Росреестра;
• в соответствии с ч. 1 ст. 6 федерального закона 315-ФЗ; согласно ей объект недвижимости, отвечающий требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально допустимым размерам машино-мест), права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу 315-ФЗ. Либо если этот объект был создан или создается на основании заключенного до дня вступления в силу 315-ФЗ договора участия в долевом строительстве (ДДУ) или иного договора, права на который не зарегистрированы, признается машино-местом.
Полученные до дня вступления в силу 315-ФЗ документы, удостоверяющих право собственности на объекты недвижимого имущества, в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.
С учетом изложенного в АИС «Налог-3» ФНС России реализовано автоматизированное определение кода СНТС по сведениям в рамках регулярного обмена (код вида объекта недвижимости 002002010000), а также возможность определения (переназначения) кода СНТС уполномоченным должностным лицом налогового органа с подтверждением вышестоящим должностным лицом налогового органа (журнал «Корректировка идентификационных характеристик ОН») на основании документов, подтверждающих отнесение объекта недвижимости к объектам вида «машино-место». К таким документам могут относиться оформленные в соответствии с законодательством РФ документы, являющиеся основанием возникновения (подтверждения) права на соответствующий объект недвижимости и (или) определяющие его характеристики в качестве машино-места. Как пример таких документов ФНС России указывает:
• договоры, акты или иные документы, выражающие содержание сделки с объектом недвижимости;
Окончание на с. 34