Научная статья на тему 'Особенности различия биологического и паспортного возраста в процессе подготовки юных спортсменов'

Особенности различия биологического и паспортного возраста в процессе подготовки юных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1746
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ПОДГОТОВКА / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / ATHLETE / COACH / BIOLOGICAL AGE / TRAINING / MORPHOFUNCTIONAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петренко Сергей Иванович

Современный уровень развития спорта предъявляет высокие требования к подготовленности спортсменов. Известно, что подготовленность любого спортсмена зависит от особенностей учебно-тренировочного процесса, от учета тренером и спортсменом всех компонентов и составляющих частей подготовки. Тренер, работающий с юными спортсменами, прежде всего, имеет дело с развивающимися личностями, характеристики и особенности организма которых непрерывно меняются. Если иметь в виду биологическое развитие, то этот процесс не прямолинейный, а больше волнообразный или скачкообразный. На каждом этапе биологического развития человека существуют определенные особенности в деятельности систем организма, в изменениях морфофункциональных и соматических показателей и, соответственно, в его физических и психологических возможностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specific differences in biological and passport age in the process of training of young athletes

The modern level of development of sport makes high demands on the preparedness of athletes. It is known that the preparedness of any athlete depends on the characteristics of the training process, on the account of the trainer and the athlete of all components of training. A coach working with young athletes first of all deals with developing personalities, the characteristics and characteristics of which are constantly changing. If we bear in mind biological development, then this process is not rectilinear, but more wavy or spasmodic. At each stage of human biological development there are certain features in the activity of the body systems, changes in morphofunctional and somatic indices and, accordingly, in its physical and psychological capabilities.

Текст научной работы на тему «Особенности различия биологического и паспортного возраста в процессе подготовки юных спортсменов»

Петренко Сергей Иванович

кандидат педагогических наук, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])

Особенности различия биологического и паспортного возраста в процессе подготовки юных спортсменов

Современный уровень развития спорта предъявляет высокие требования к подготовленности спортсменов. Известно, что подготовленность любого спортсмена зависит от особенностей учебно-тренировочного процесса, от учета тренером и спортсменом всех компонентов и составляющих частей подготовки. Тренер, работающий с юными спортсменами, прежде всего, имеет дело с развивающимися личностями, характеристики и особенности организма которых непрерывно меняются. Если иметь в виду биологическое развитие, то этот процесс не прямолинейный, а больше волнообразный или скачкообразный. На каждом этапе биологического развития человека существуют определенные особенности в деятельности систем организма, в изменениях морфофунк-циональных и соматических показателей и, соответственно, в его физических и психологических возможностях.

Ключевые слова: спортсмен, тренер, биологический возраст, подготовка, морфофункцио-нальный.

S.I. Petrenko, Candiadate of Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]

The specific differences in biological and passport age in the process of training of young athletes

The modern level of development of sport makes high demands on the preparedness of athletes. It is known that the preparedness of any athlete depends on the characteristics of the training process, on the account of the trainer and the athlete of all components of training. A coach working with young athletes first of all deals with developing personalities, the characteristics and characteristics of which are constantly changing. If we bear in mind biological development, then this process is not rectilinear, but more wavy or spasmodic. At each stage of human biological development there are certain features in the activity of the body systems, changes in morphofunctional and somatic indices and, accordingly, in its physical and psychological capabilities.

Key words: athlete, coach, biological age, training, morphofunctional.

Следует помнить, что в отличие от паспортного возраста, где межвозрастной период равен одному календарному году, биологический возраст может включать от нескольких дней до нескольких лет жизни человека, в течение которых происходят определенные морфофункциональные изменения. Формирование и развитие организма ребенка происходит по принадлежности к двум основным процессам: в одном его периоде преобладают процессы роста, а в другом - процессы дифференцировки и развития органов и систем детского организма.

Количественным и качественным критерием биологического созревания является физическое развитие ребенка, которое определяется рядом показателей: длина и масса тела, обхват грудной клетки, жизненная ем-

кость легких и частота сердечных сокращений [1].

Физическое развитие человека обусловливает его двигательные качества. Наиболее интенсивное развитие функций двигательного анализатора наблюдается в 7-13 лет, а заканчивается в 14-15 лет, что неразрывно связано с завершением созревания коркового центра и периферических нервных путей ребенка [2].

Установлено, что одним из принципов становления локомоторной функции является ее гетерогенность [3]. В то же время показано, что такие физические качества, как сила, гибкость, выносливость, ловкость, скорость и др., в процессе своего формирования имеют по несколько благоприятных и неблагоприятных периодов. Считается, что качественный скачок от ребенка, недостаточно владеющего

206

своим телом и психикой, до сложившейся личности с развитыми физическими качествами, осуществляется в онтогенезе в 9-10 лет [4]. Эти же авторы отметили, что с 6 до 10 лет у детей наблюдается важный процесс развития физиологических функций, отвечающих за реализацию сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и во время занятий физической культурой.

В 10-11 лет баланс постепенного становления и развития нарушается в связи с началом препубертатных изменений и полового созревания. Иначе говоря, существует периодичность физического развития, которая заключается в отставании или опережении нормального темпа развития. Именно в этом случае мы можем отмечать наличие несоответствия биологического и паспортного возраста. Исследования биологического развития детей 9-10 лет показывают, что значительной зрелости достигают физиологические механизмы внимания при параллельном увеличении его устойчивости и объема [2]. А это, в свою очередь, приводит к совершенствованию контроля за действиями, выполняемыми одновременно. Совершенствование нейрофизиологических механизмов произвольного внимания влияет на развитие памяти, что также является существенным при условии, что ребенок начинает заниматься спортом [5]. А развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников обусловлено половым диморфизмом.

Наиболее значимым кризисным периодом в жизни каждого человека является подростковый возраст. Он охватывает процесс полового созревания от его первых признаков до полного завершения. В подростковом периоде проявляются трудности физиологического, психологического и поведенческого плана. Важно понимать также, что подростковый возраст является критическим и потому, что даже после достижения физической зрелости человек продолжает формироваться как личность [6]. Это весьма существенно, т.к. сам физически зрелый субъект считает себя сложившимся и в психологическом плане. Дети, которые в начале подросткового периода (в 9-10 лет) начали заниматься спортом, должны находиться под повышенным контролем их тренеров. Дело в том, что в этот период, как установлено, происходит дезорганизация механизмов локальной корковой активации, лежащей в основе селективного восприятия, ухудшается возможность произвольной регуляции сенсорной и двигательной функции, снижаются адаптационные возможности центральной нервной системы,

умственная и физическая работоспособность [2]. Именно поэтому обязательным должен быть учет тренером возможностей детского организма в этот период.

Середина подросткового периода (11-13 лет) характеризуется морфофункциональными перестройками таких важных в метаболическом обеспечении организма органов, как надпочечники, щитовидная и поджелудочная железы и гипофиз, что приводит к высокой активности процессов обмена в покое и снижению функциональных адаптационных возможностей организма подростков [7; 2]. Выявлено, что на этом этапе развития человека реакции центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения и почек на внешние нагрузки выражены хуже, чем у детей 9-10 лет, и часто выходят за пределы оптимальности, т.е. проявляется крайняя нестабильность их функционирования [2].

Конец подросткового периода (14-16 лет) характеризуется меньшей степенью отклонений в морфофункциональных показателях организма подростков.

Большинство авторов отмечают, что характерной особенностью развития организма подростков является неравномерность, гетерохро-низм, волнообразность. Периоды ускоренного развития органов и систем ребенка, их усиленной функциональной способности заменяются замедлением или торможением их деятельности. При этом периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами активной диф-ференцировки. Так, по данным В.И. Завадского [8], увеличение массы мозга заканчивается в 8-10 лет, а функциональное совершенствование нервной системы продолжается еще в течение нескольких лет. Происходит ускоренный выборочный рост тех функций организма, которые наиболее необходимы для жизнедеятельности в этот период. Но наряду с типичными для каждого возраста существуют еще и индивидуальные особенности. Они обусловлены, с одной стороны, факторами подражания, а с другой - действием средовых факторов, к которым, кстати, относится и спортивная деятельность. Исходя из этого, следует помнить, что влияние занятий любым видом спорта будет по-разному воздействовать на подростков в различные периоды развития. Даже в один и тот же период развития ребенка действие физических нагрузок и реакции его организма на них будут определяться еще и индивидуальными особенностями развития.

Так что в процессе роста и развития организма подростка ему присущи значительные ин-

207

дивидуальные колебания, которые в пределах одного хронологического периода проявляются в вариабельности размеров и массы тела, в различиях, касающихся морфологических и функциональных особенностей органов и систем всего организма в целом. Как отмечено в работе И.Д. Глазырина [9], в пределах одного хронологического возраста различия в темпах биологического созревания могут достигать от 1-2 до 3-5 лет. Безусловно, такие значительные различия между паспортным и биологическим возрастом означают, что у детей одного паспортного возраста во всех сферах деятельности возможности существенно различаются. Особенно это касается спортивных нагрузок, в процессе которых от ребенка требуются большие усилия. Учет индивидуального уровня отношений между паспортным и биологическим возрастом важен также с точки зрения оптимизации воздействия на организм подростка физических упражнений.

Дело в том, что для ребенка, который опережает своих сверстников в биологическом развитии, определенная физическая нагрузка может быть и неэффективной. Однако для тех, кто отстает от сверстников в биологическом развитии, аналогичные по интенсивности и времени выполнения физические упражнения будут непосильными, их осуществление может привести к перегрузкам, чрезмерному воздействию на скелет, который растет, на сердечнососудистую систему и вызвать негативные изменения в организме.

Кроме того, отставание детей от сверстников в выполнении одинаковых упражнений может сильно подействовать на их самооценку, снизив ее, а это, в свою очередь, вызывает реакции фрустрации и тревоги. То есть игнорирование истинного уровня развития, а значит, и возможностей подростка наносит ущерб его психологической сфере.

В период полового созревания у подростков широкое распространение в качестве критерия уровня биологической зрелости имеет степень развития вторичных половых признаков. Учитывая биологический возраст по уровню полового созревания, Л.В. Жестянников рекомендует ученикам давать физические нагрузки с учетом их адаптивных свойств, которые, в свою очередь, зависят от биологической зрелости [10].

Ориентируясь на уровень биологической зрелости и неравномерность функциональных возможностей школьников, А.П. Матвеев считает, что при распределении их по учебным группам необходимо учитывать по-

казатели сердечных сокращений и частоту дыхания [11].

В работах многих исследователей установлена положительная корреляция между показателями полового созревания и физического развития детей [12]. В связи с этим специалисты используют показатели физического развития для определения биологического возраста подростков.

Положительные результаты в использовании уровня физического развития с целью определения биологического возраста несовершеннолетних получила Л.М. Белозерова [13]. Определение физического развития подростков дает возможность оценить потенциальные способности к двигательной деятельности [9]. Так, Л.М. Белозерова указывает, что для ребят высокого роста характерна пониженная работоспособность и выносливость, большая утомляемость и более длительное по времени восстановление. Но в работе скоростного и скоростно-силового характера юноши с боль-швысоким ростом опережают юношей, относящихся к группам с низкими темпами развития.

Несовершеннолетние спортсмены значительно отличаются друг от друга скоростью освоения техники движений и уровнем реализации своих способностей, что обусловлено типом высшей нервной деятельности (ВНД). Так, установлены различия в работоспособности, темпах нарастания тренированности в зависимости от свойств ВНД. Но выявление типа ВНД в условиях тренировочного процесса встречает значительные трудности. Для более удобной в практическом плане оценки физического развития ребенка и характеристики процессов, происходящих в его организме, некоторые авторы предлагают отображать соответствие биологического возраста паспортному, оценивать функциональное состояние организма [14].

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о наличии исследований, в которых доказывается необходимость учета степени соответствия биологического и паспортного возраста детей и подростков, акцентируется внимание на практической значимости такого подхода и освещаются возможности и методические приемы его реализации в школе. Исследований, в которых эти принципы применялись бы для несовершеннолетних спортсменов, значительно меньше. И практически отсутствуют специальные разработки особенностей и значения оценки соответствия биологического возраста паспортному у юных спортсменов. В то же время, если тренеры

208

берут на себя ответственность за физическое и психологическое развитие своих воспи-

1. Ткаченко С. К. Педиатрия. Киев, 2000.

2. Фарбер Д.А., Юриченко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. М., 1990.

3. Фурман Ю. Физиология оздоровительного бега. Киев, 1994.

4. Родионов А. В. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1-4-х классов (Инновационная программа) // Спорт в школе. 1999. № 9-10. С. 18-19.

5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. Киев,

1996.

6. Прихожан А.М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образ.

1997. № 1. С. 82-87.

7. Жафирова С.А., Лысова Н.Ф. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. Новосибирск, 1997.

8. Завадский В. И. Физиологическая характеристика развития организма школьников. Луцк, 1994.

9. Глазырин И.Д. Особенности морфофунк-ционального развития и адаптации к физическим нагрузкам юношей 15-17 лет: дис. ... канд. биол. наук. Черкассы, 2000.

10. Жестяников Л.В. Дифференцированный подход в тренировочном процессе подростков-бегунов на средние дистанции с учетом их биологического возраста: дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1987.

11. Матвеев А. П. Функциональные возможности подростков с учетом полового созревания // Физическая культура в школе. 1986. № 12. С. 5-7.

12. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев, 2002.

13. Белозерова Л.М., Власова Л.Н. Метод определения биологического возраста по адаптационным возможностям у детей и подростков // Физическая культура и олимпийское движение Урала: материалы II науч.-практ. конф. Пермь, 1993. С. 76-82.

14. Бабушкин Г.Д., Назаренко Ю.Ф. Методика развития психических функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности у юных тяжелоатлетов // Тезисы. Второй международный конгресс по спортивной психологии. М., 1995. С. 67-68.

танников, они обязаны учитывать сказанное выше.

1. Tkachenko S.K. Pediatrics. Kiev, 2000.

2. Farber D.A., Yurichenko I.A, Sonkin V.D. The schoolboy's physiology. Moscow, 1990.

3. Furman Yu. Physiology of the health jogging. Kiev, 1994.

4. Rodionov A.V. Physical development and mental health of children of the 1-4th grades (Innovative program) // Sports in school. 1999. № 9-10. P. 18-19.

5. Bogdanova T.G., Kornilova T.V. Diagnosis of the cognitive sphere of the child. Kiev, 1996.

6. Prikhozhan A.M. Problems of the adolescent crisis // Psychological science and image. 1997. № 1. P. 82-87.

7. Zhafirova S.A., Lysova N.F. The main regularities of growth and development of children and adolescents. Novosibirsk, 1997.

8. Zavadsky V.I. Physiological characteristics of the development of the organism of schoolchildren. Lutsk, 1994.

9. Glazyrin I.D. Features of morphofunctional development and adaptation to physical activity of young men aged 15-17: diss. ... Candidate of Biology. Cherkassy, 2000.

10. Zhestyanikov L.V. Differentiated approach in the training process of teenagers-runners at medium distances taking into account their biological age: diss. ... Candidate of Pedagogics. Leningrad, 1987.

11. Matveev A.P. Functional abilities of adolescents with regard to puberty // Physical culture in school. 1986. № 12. P. 5-7.

12. Volkov L.V. Theory and methods of children's and youth sports. Kiev, 2002.

13. Belozerova L.M., Vlasova L.N. Method of determining the biological age for adaptation opportunities in children and adolescents // Physical culture and the olympic movement of the Urals: proc. of the II sci. and pract. conf. Perm, 1993. P. 76-82.

14. Babushkin G.D., Nazarenko Yu. F. Methods for the development of mental functions that ensure the success of competitive activity in young weightlifters // Theses. 2nd International congress on sport psychology. Moscow, 1995. P. 67-68.

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.