Научная статья на тему 'Особенности разбирательства уголовного дела в отношении несовершеннолетнего'

Особенности разбирательства уголовного дела в отношении несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1367
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЮВЕНАЛЬНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУД / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CHILD / MINOR / JUVENILE JUSTICE / COURT / RUSSIAN LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшарова Л.И., Мальцагов И.Д.

В статье проанализирован порядок уголовного производства в отношении несовершеннолетних по Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Акцентировано внимание на положительных моментах УПК РФ. Сделана попытка спрогнозировать с какими проблемами могут столкнуться стороны уголовного производства и судьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яшарова Л.И., Мальцагов И.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of criminal proceedings against a minor

The article analyzes the procedure of criminal proceedings against minors under the Criminal procedure code of the Russian Federation. Attention is focused on the positive aspects of the code of criminal procedure. An attempt is made to predict what problems the parties of criminal proceedings and judges may face.

Текст научной работы на тему «Особенности разбирательства уголовного дела в отношении несовершеннолетнего»

Особенности разбирательства уголовного дела в отношении несовершеннолетнего Features of criminal proceedings against a minor

Яшарова Л.И.

магистрант 2 курса, группа «А » Направление подготовки 40.04.01.- «Юриспруденция», ФГБОУВО «Чеченский Государственный Университет» г. Грозный

Ashurova L. I.

2nd year undergraduate, group «A » Direction of preparation 40.04.01.- «Jurisprudence»,

Мальцагов И.Д.

завкафедрой уголовного процесса и криминалистики, доцент, к.ю.н., ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет» г. Грозный.

FSBEI of HE «Chechen State University», Grozny

Maltzagov I.D.

Head of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics, Associate Professor, Ph.D.,

FSBEI of HE «Chechen State University», Grozny.

Аннотация.

В статье проанализирован порядок уголовного производства в отношении несовершеннолетних по Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Акцентировано внимание на положительных моментах УПК РФ. Сделана попытка спрогнозировать с какими проблемами могут столкнуться стороны уголовного производства и судьи.

Annotation.

The article analyzes the procedure of criminal proceedings against minors under the Criminal procedure code of the Russian Federation. Attention is focused on the positive aspects of the code of criminal procedure. An attempt is made to predict what problems the parties of criminal proceedings and judges may face.

Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, ювенальное судопроизводство, суд, российское законодательство.

Key words: child, minor, juvenile justice, court, Russian legislation.

Постановка проблемы. Преступность несовершеннолетних является глобальной проблемой во всем мире и требует от государств выработки эффективных стратегических программ для ее урегулирования. Одним из шагов со стороны нашего государства для улучшения сложившейся ситуации стало внедрение элементов ювенальной юстиции в национальное судопроизводство.

Такой подход существенно повлиял на процесс совершенствования действующего законодательства, направленного на профилактику преступности несовершеннолетних, осуществление эффективного судопроизводства, направленного на развитие восстановительного правосудия и социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей. Однако остаются не решенными вопросы по совершенствованию системы судопроизводства в отношении несовершеннолетних, в частности создание специализированного ювенального суда, отделенного от общей системы правосудия.

Состояние исследования. Вопрос судопроизводства относительно несовершеннолетних нашли свое отражение в трудах таких ученых и практиков, как А.Я. Ветрова, О.Ф. Галимов, Л. Голубева, Л.Л. Каневский, И.С. Манова, Е.Б. Мельникова, Н.Ш. Сафин, В.М. Трубников, В.В. Шимановский и др.

Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет значительное число особенностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством страны. Имеет отличия и судебное рассмотрение уголовных дел с участием несовершеннолетних подсудимых.

В настоящей работе не будем рассматривать вышеуказанные особенности, поскольку это скорее тема полномасштабной научной работы, остановимся на одной из особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних - на возможности применения в отношении последних принудительных мер воспитательного воздействия, а также на возможности помещения несовершеннолетних в специальные учебно -воспитательные учреждения закрытого типа.

Данная возможность предусмотрена ст. 87 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также вытекает из требований уголовно-процессуального законодательства, и соответствует международным принципам, закрепленным в таких международных актах, как Конвенция о правах ребенка (1989) [1], Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985) [2], Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990) [4].

Такое правопонимание отражено и в других официальных документах, в том числе в Рекомендации № Rec (2003) 20 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам «О новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних» [3].

Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему суду регулируется как нормами уголовного и уголовно-процессуального права, так и имеет свои специальные задачи. Этим обусловлена необходимость индивидуализации исследования обстоятельств преступления, совершенного несовершеннолетним подсудимым, а также оценка личности несовершеннолетнего преступника.

Только индивидуальный подход к возможности применения в отношении несовершеннолетнего подсудимого меры воспитательного воздействия будет отвечать задачам и принципам уголовно-процессуального законодательства, а также соразмерности совершенному преступлению и личности несовершеннолетнего преступника [6, С. 56-60].

Как уже отмечалось, судопроизводство с участием несовершеннолетних имеет свои процессуальные отличия и особенности. В соответствии с требованиями ст. 420 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, производство в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке с особенностями, предусмотренными главой 50 Уголовно-процессуального кодекс Российской Федерации. Общий порядок производства по делам в отношении несовершеннолетних предусмотрен для несовершеннолетних, которым судом назначается наказание. В этом же порядке судом рассматривается вопрос освобождения несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия или направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 432 УПК РФ).

Надо полагать, что общий порядок должен распространяться и на решение вопросов освобождения подсудимого несовершеннолетнего возраста от уголовной ответственности с прекращением уголовного дела и применением к подсудимому принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 431 УПК РФ).

Вместе с тем, законодатель предусмотрел особенности процедуры применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия [9].

Применение наказания несовершеннолетним подсудимым фактически подчиняется общим уголовно -процессуальным правилам и не имеет специфических особенностей. Вопросы же применения иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним фактически породили особенности рассмотрения дел в отношении последних, которые и нашли свое отражение в ст. 427 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [11].

Фактически эти особенности сводятся к прекращению следователем или дознавателем (с соблюдением установленной процедуры согласования вышестоящих должностных лиц) уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и возбуждению ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего обвиняемого принудительной меры воспитательного воздействия перед судом.

Порядок рассмотрения такого ходатайства судом предусмотрен ст.108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних обвиняемых выделяет данную категорию участников уголовного процесса в особую категорию [12, С. 18-24].

Применяемые в отношении несовершеннолетних меры воспитательного воздействия не относятся к разновидности уголовного наказания, а носят профилактический характер в целях предупреждения совершения повторных преступлений и административных правонарушений, а также направлены на возмещение ущерба, причиненного преступными действиями несовершеннолетнего.

Таким образом, уголовное производство по делам с участием несовершеннолетних - это такой порядок уголовного производства, в котором сочетаются правила общего производства как на стадии предварительного расследования, так и в суде, со специально установленными особенностями, призванными гарантировать права и законные интересы подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, не достигших совершеннолетия к моменту совершения преступления, и направленными на профилактику повторных преступлений несовершеннолетних в будущем.

Такие особенности предусмотрены законодателем ввиду психофизиологической и социальной незрелости несовершеннолетних и направлены обеспечить повышенную защиту участников уголовного процесса, не достигших совершеннолетия.

Статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность суда учесть особенности несовершеннолетних, вызванные их возрастом, социальным статусом. Это выразилось в обязанности суда доказывать не только обстоятельства, закрепленные ст.73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но также исследовать данные об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего подсудимого, его психическом развитии, а также особенностях личности, влияние родственников на его формирование как личности [5, С. 14-17].

Если будет установлено, что несовершеннолетний подсудимый отстает в психическом развитии, при этом данное отставание не связано с психическим расстройством, необходимо установить, мог ли данный несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 1, 2). Также устанавливается, здоров ли несовершеннолетний, поскольку ряд заболеваний препятствует его помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. После того, как доказан факт совершения несовершеннолетним преступного деяния, внимание суда обращается на психологические особенности совершения преступления [7, С. 109-114].

Изучается социально-психологический статус несовершеннолетнего подсудимого, его психическое и личностное развитие, а также коммуникация со сверстниками и взрослыми. Выясняется уровень развития несовершеннолетнего, его соответствие биологическому возрасту, особенности его познавательной и мыслительной деятельности, а также психологические особенности, способные влиять на волю несовершеннолетнего.

Не без внимания должны остаться и система ценностей и установок подсудимого, которые сформировались к моменту совершения преступления и также характеризуют его личность. Эта информация в

полной мере должна выясняться не только судом в стадии судебного разбирательства, но также следователем, дознавателем в ходе предварительного расследования, а также экспертом при производстве судебной экспертизы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе судебного рассмотрения по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего подсудимого, а равно и в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении, совершенном несовершеннолетним, большее значение следователем, дознавателем, судом уделяется воспитательному воздействию на несовершеннолетнее лицо, совершившее преступление, нежели карательной функции, присущей уголовно-правовой системе. Коснемся перспектив совершенствования уголовно-процессуального законодательства России [8, С. 25-31].

В случае если несовершеннолетний отстает в психическом развитии, в отношении него проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Эксперты в этом случае решают вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

Верховный суд Российской Федерации в Постановлении пленума дал разъяснение, в соответствии с которым обстоятельства, характеризующие психическое состояние несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, устанавливаются путем назначения и проведения комплексной психолого -психиатрической экспертизы [13, С. 87].

Учитывая требования п. 3 ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в обязательном порядке назначается и проводится судебная экспертиза в случае необходимости установления психического и физического состояния несовершеннолетнего подсудимого, если возникло сомнение во вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в ходе предварительного расследования или рассмотрения уголовного дела судом.

Вместе с тем, полагаем, что в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых такая экспертиза должна проводиться по каждому уголовному делу без исключений. Это обусловлено тем, что сомнения во вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и отстаивать интересы, которые могут или должны возникнуть у суда (следователя) - слишком абстрактная категория, зависящая от субъективных факторов, на которые несовершеннолетний повлиять не в силах [10].

Кроме того, как правило, выводы судебной психолого-психиатрической экспертизы влияют на решение суда о выборе той или иной принудительной меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего подсудимого. Вместе с тем, несмотря на широкие возможности суда при рассмотрении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего подсудимого, судами нередко допускаются нарушения требований действующего уголовно-процессуального законодательства, не применяются особые правила рассмотрения таких уголовных дел, что приводит к нелегитимности постановленных приговоров.

Данную проблему возможно решить путем введения специализации судей на уголовных делах в отношении несовершеннолетних. Необходимо отметить, что в следственных органах такая специализация распространена уже значительное время и подтвердила оправданность ее введения.

Выводы. Проанализировав особенности уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, можно констатировать что, несмотря на действующее правовое поле и действенные шаги по внедрению ювенальной юстиции, в определенной степени улучшило уголовное процессуальное положение

несовершеннолетних, остается ряд нерешенных вопросов по совершенствованию системы судопроизводства в отношении несовершеннолетнего.

С целью решения таких вопросов поддерживаем мнение ученых, представителей законодательной власти, представителей правоохранительных органов, а также судей, которые указывают на необходимость создания специализированного ювенального суда, отделенного от общего системы правосудия. Учитывая, что дети все же не является взрослыми и их жизни в значительной степени зависят от взрослых и общества, к тому же они имеют более низкий уровень умственной, эмоциональной, интеллектуальной зрелости, деятельность такой системы правосудия должна быть направлена исключительно на защиту, а отношение к ним должно соответствовать их возрастному состоянию и уровню развития.

Список используемой литературы:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г. Права ребёнка: Сб. документов и статей. М.: Дом. 1992.

2. Минимальные стандартные правила организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Приняты 10.12.1985 Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс».

3. Рекомендация № Rec 20 Комитета министров Совета Европы к государствам-членам «О новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних» (Принята 24.09.2003 на 853 заседании заместителей Комитета министров Совета Европы) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (Приняты 14.12.1990 г. Резолюцией 45/112 на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «Консультант плюс».

5. Апостолова Н. Н. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве необходимо совершенствовать / Н. Н. Апостолова // Российский судья. - 2010. - № 1. - С. 14-17.

6. Деришев Ю.В. Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела как принцип современного российского уголовного судопроизводства // Вестн. Омск. юрид. академии. - 2016. - № 1(30). - С. 56-60.

7. Кальницкий В.В. Выделение уголовного дела как условие возбуждения ходатайства о прекращении уголовного преследования с назначением судебного штрафа // Уголовное право. - 2018. - № 2. - С. 109-114.

8. Кувалдина Ю. В. Отдельные элементы ювенальной юстиции уже сейчас могут быть внедрены в уголовное судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних / Ю. В. Кувалдина // Мировой судья. -2014. - № 1. - С. 25-31.

9. Марковичева Е.В. Уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних: проблемы теории и практики. Орел, 2011.

10. Михайлов В.М. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей: традиции и инновации. Калининград, 2018.

11. Наделяева Т.В. Особенности процессуальной формы отправления правосудия по уголовным делам с участием несовершеннолетних в суде первой инстанции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2018.

12. Тарасов Н.Н. Юридическая наука и юридическая практика: соотнесение в методологическом контексте (о практичности юридической науки и научности юридической практики) // Рос. юрид. журн. - 2012. -№ 3. - С. 18-24.

13. Толкаченко А. А. Применение уголовно-правовых норм в особом порядке судебного разбирательства: дне. ... канд. юрид. наук / А. А. Толкаченко. М., 2009. - С. 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.