Научная статья на тему 'Особенности равностатусной коммуникации в медицинском дискурсе (на примере телевизионного фильма "Scrubs” 7 сезон)'

Особенности равностатусной коммуникации в медицинском дискурсе (на примере телевизионного фильма "Scrubs” 7 сезон) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ДИСКУРС / РАВНОСТАТУСНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ДИАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБУЧАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-НАСТРАИВАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ / УБЕЖДЕНИЕ / ВНУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Керер Ксения Александровна

Работа посвящена исследованию проблемы тактико-стратегического поведения равноправных участников медицинского дискурса (врачей), при этом анализу подвергаются фрагменты из телевизионного фильма “Scrubs” 7 сезон. Язык, используемый в специальных целях, и, шире, коммуникация в профессиональных контекстах, относятся к актуальным темам современной лингвистики, вследствие чего исследование представляется актуальным. Следуя сложившейся традиции, медицинский дискурс рассматривается как институциональный, в котором говорящие реализуют различные социальные роли и преследуют определенные цели. Поскольку ключевой фигурой медицинского общения является врач, то именно его стратегии и тактики являются определяющими для данного типа институциональной коммуникации, к основным признакам которой относятся диалогичность, профессионализм, терминологичность, научность, точность, особая этика и поведение. В исследовании на ряде примеров демонстрируется, что базовыми для общения врачей являются диалоговая, обучающая и эмоционально-настраивающая стратегии, которые реализуются в ряде тактик. В работе также обобщаются языковые средства реализации данных стратегий и тактик. Построена иерархия из стратегий, тактик и коммуникативных ходов в тех фрагментах, которые подвергаются анализу. Объектом исследования является медицинский дискурс, предметом изучения данной работы особенности организации медицинской деятельности с точки зрения коммуникативных стратегий и тактик специалистов, способы их вербализации в анализируемом материале. Цель работы определить особенности равноположенного общения в рамках медицинского дискурса. Поставленная цель предполагает решение таких задач, как определение понятия речевой стратегии равностатусной коммуникации медицинского дискурса, выявление и анализ стратегий и тактик медицинского дискурса, способов их реализации, выделение метакоммуникативных, директивных, когнитивных и дескриптивных речевых действий, которые образуют систему коммуникативных ходов участников равностатусной коммуникации в медицинском дискурсе. Материалом для настоящего исследования послужили 35 транскриптов эпизодов 11 серий американского телевизионного сериала «Scrubs» 7 сезон общей продолжительностью более 250 минут, выбор которого обусловлен принадлежностью к жанру медицинской драмы, раскрывающей особенности профессиональной деятельности специалистов медиков, их повседневной жизни и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Equal Communication (on the Material of the Serial “Scrubs” 7 Season)

The work is dedicated to examination of tactic-strategical equal medics` speech behavior in the acts of their communicative interaction with colleagues within the framework of American medical discourse on the material on the serial “Scrubs” 7th season. The language used in medical spheres and wider, communication in professional contexts belong to actual topics of modern linguistics, thus the research hasn`t lost its topicality. Following existing tradition, medical discourse is regarded as institutional one where speakers implement their different social roles and have for definite objects. As doctor is a key figure of medical communication, his strategies and tactics are determinative for this type of institutional discourse with such basic features as dialogics, professionalism, terminology, scientific character, precision, ethics and special behavior. It is exemplified that dialogue strategy, educational strategy and emotional-adjusting strategy are basic for medical communication. Linguistic means of these strategies realization are being summarized in the research. Hierarchy of the strategies, tactics and communicative processes are being built. The object of the research is medical discourse. The subject is peculiarities of medical work organization from the point of view of the strategies and tactics of doctor`s speech behavior, their verbalization in the serial “Scrubs” 7th season. The aim of the given work is to define the peculiarities of equal communication in medical discourse. This very aim presupposes solving of such tasks as giving definition of the term “speech strategy of equal communication in medical discourse”, revealing and analyzing strategies and tactics of medical discourse, ways of their realization in the film, extraction of methacommunicative, directive, cognitive and descriptive speech actions which make the system of communicative courses of equal communication participants. Material of investigation 35 transcripts of 11 series episodes of American serial “Scrubs” 7th season more than 250 minutes of duration the choice of which is governed by belonging to the genre of medical drama depicting professional medical activity, everyday life of doctors and their relationships.

Текст научной работы на тему «Особенности равностатусной коммуникации в медицинском дискурсе (на примере телевизионного фильма "Scrubs” 7 сезон)»

УДК 8142

К. А. Керер

Особенности равностатусной коммуникации в медицинском дискурсе (на примере телевизионного фильма «Scrubs" 7 сезон)

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Аннотация. Работа посвящена исследованию проблемы тактико-стратегического поведения равноправных участников медицинского дискурса (врачей), при этом анализу подвергаются фрагменты из телевизионного фильма "Scrubs" 7 сезон. Язык, используемый в специальных целях, и, шире, коммуникация в профессиональных контекстах, относятся к актуальным темам современной лингвистики, вследствие чего исследование представляется актуальным. Следуя сложившейся традиции, медицинский дискурс рассматривается как институциональный, в котором говорящие реализуют различные социальные роли и преследуют определенные цели. Поскольку ключевой фигурой медицинского общения является врач, то именно его стратегии и тактики являются определяющими для данного типа институциональной коммуникации, к основным признакам которой относятся диалогичность, профессионализм, терминологичность, научность, точность, особая этика и поведение. В исследовании на ряде примеров демонстрируется, что базовыми для общения врачей являются диалоговая, обучающая и эмоционально-настраивающая стратегии, которые реализуются в ряде тактик. В работе также обобщаются языковые средства реализации данных стратегий и тактик. Построена иерархия из стратегий, тактик и коммуникативных ходов в тех фрагментах, которые подвергаются анализу. Объектом исследования является медицинский дискурс, предметом изучения данной работы - особенности организации медицинской деятельности с точки зрения коммуникативных стратегий и тактик специалистов, способы их вербализации в анализируемом материале. Цель работы - определить особенности равноположенного общения в рамках медицинского дискурса. Поставленная цель предполагает решение таких задач, как определение понятия речевой стратегии равностатусной коммуникации медицинского дискурса, выявление и анализ стратегий и тактик медицинского дискурса, способов их реализации, выделение метакоммуникативных, директивных, когнитивных и дескриптивных речевых действий, которые образуют систему коммуникативных ходов участников равностатусной коммуникации в медицинском дискурсе. Материалом для настоящего исследования послужили 35 транскриптов эпизодов 11 серий американского телевизионного сериала «Scrubs» 7 сезон общей продолжительностью более 250 минут, выбор которого обусловлен принадлежностью к жанру медицинской драмы, раскрывающей особенности профессиональной деятельности специалистов медиков, их повседневной жизни и отношений.

Ключевые слова: медицинский дискурс, равностатусное общение, стратегия, диалоговая стратегия, обучающая стратегия, эмоционально-настраивающая стратегия, тактика, прагматический тип предложения, убеждение, внушение.

DOI 10.25587/SVFU.2019.73.39437

КЕРЕР Ксения Александровна - к. филол. н., старший преподаватель кафедры делового иностранного языка факультета лингвистики и перевода Челябинского госуниверситета. E-mail: ksenijakerer@rambler.ru

KERER Kseniya Aleksandrovna - candidate of philological sciences, senior tutor of the chamber of business foreign language on the faculty of linguistics and translation of the Chelyabinsk state University.

K. A. Kerer

Peculiarities of Equal Communication (on the Material of the Serial "Scrubs" 7 Season)

Chelyabinsk state University, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The work is dedicated to examination of tactic-strategical equal medics' speech behavior in the acts of their communicative interaction with colleagues within the framework of American medical discourse on the material on the serial "Scrubs" 7th season. The language used in medical spheres and wider, communication in professional contexts belong to actual topics of modern linguistics, thus the research hasn't lost its topicality. Following existing tradition, medical discourse is regarded as institutional one where speakers implement their different social roles and have for definite objects. As doctor is a key figure of medical communication, his strategies and tactics are determinative for this type of institutional discourse with such basic features as dialogics, professionalism, terminology, scientific character, precision, ethics and special behavior. It is exemplified that dialogue strategy, educational strategy and emotional-adjusting strategy are basic for medical communication. Linguistic means of these strategies realization are being summarized in the research. Hierarchy of the strategies, tactics and communicative processes are being built. The object of the research is medical discourse. The subject is peculiarities of medical work organization from the point of view of the strategies and tactics of doctor's speech behavior, their verbalization in the serial "Scrubs" 7th season. The aim of the given work is to define the peculiarities of equal communication in medical discourse. This very aim presupposes solving of such tasks as giving definition of the term "speech strategy of equal communication in medical discourse", revealing and analyzing strategies and tactics of medical discourse, ways of their realization in the film, extraction of methacommunicative, directive, cognitive and descriptive speech actions which make the system of communicative courses of equal communication participants. Material of investigation - 35 transcripts of 11 series episodes of American serial "Scrubs" 7th season more than 250 minutes of duration the choice of which is governed by belonging to the genre of medical drama depicting professional medical activity, everyday life of doctors and their relationships.

Keywords: medical discourse, equal communication, strategy, dialogue strategy, educational strategy, emotional-adjusting strategy, tactics, pragmatic sentence type, persuasion, suggestion.

Введение

В настоящее время получает широкое распространение понятие медикализации, связанное с возрастающим значением медицины в современном обществе, которая переходит «из сферы профессиональных технологий в область идеологии, в пространство выстраивания фундаментальных культурных ориентиров» [1, с. 96-97].

Ввиду того, что на сегодняшний день специалисты области здравоохранения привлекаются ко многим вопросам, связанным с переутомлением, стрессом, алкоголизмом, красотой и т. д., т. е. тем, что для современного человека является актуальным, он считает врача профессионалом, способным оказывать помощь в этих

аспектах, контролировать и регулировать их, что неизбежно приводит к следующему факту: «В свете нарастающего «перехватывания» культурой физиологических процессов, прежде бытовавших «естественно», складывается ситуация, когда «родиться приходится в пробирке», а санкцию на уход из жизни надо еще получить» [2, с. 63]. Следовательно, медикализация связана с повышенным вниманием массовой культуры к вопросам медицины, которая проникла в большинство сфер человеческой жизни. Ввиду всего вышеперечисленного изучение особенностей равностатусной коммуникации медицинского дискурса на материале телевизионного фильма на медицинскую тематику представляется актуальным вопросом современной лингвистики.

Особенности медицинского дискурса как теоретическая предпосылка изучения равностатусной коммуникации

Медицинский дискурс - явление, имеющее огромное значение в жизни человеческого общества. Мы согласны с Н. В. Ефремовой, придерживающейся следующего определения медицинского дискурса - это «процесс речемышления, происходящий в момент продуцирования текста в направленности на коллегу, представителя другой специализации, пациента, а также при осмыслении ученым-исследователем существующих и создаваемых научных концепций, представляющих новое знание» [3, с. 22].

Устный медицинский дискурс можно подразделить на обыденную и профессиональную коммуникацию. «Повседневное выделяется в оппозиции официально-профессионального и бытового общения (повседневным может быть и дискурс профессионала), а обыденное выделяется на фоне оппозиции «специалист-неспециалист», за кадром которой стоит оппозиция научного знания и знания наивного» [4, с. 128]. Исследователи Н. Д. Голев, Н. Н. Шпильная представляют коммуникацию в сфере медицины как пересечение координат «общение профессиональной / непрофессиональной языковой личности» и «общение в естественном / искусственном коммуникативном контексте», что позволяет им выделить четыре типа дискурса: обыденный профессиональный медицинский дискурс, обыденный непрофессиональный медицинский дискурс, псевдомедицинский дискурс и профессиональный медицинский дискурс. «При этом первые три типа дискурса - обыденный профессиональный медицинский дискурс, обыденный непрофессиональный медицинский дискурс, псевдомедицинский дискурс - характеризуют сферу обыденной медицинской коммуникации, а последний - сферу профессиональной медицинской коммуникации» [4, с. 130]. Под научно-профессиональной коммуникацией понимают особый тип монологического или диалогического общения профессионалов между собой, осуществляемый в ситуациях публичного и непубличного (неформального) общения [5].

Рассматриваемый нами устный медицинский дискурс на примере телевизионного фильма "Scrubs" 7 сезон относится к обыденному профессиональному медицинскому дискурсу.

В настоящей статье наше внимание будет направлено на анализ равноположенной коммуникации специалистов сферы здравоохранения, объединенных профессиональным статусом, к характерным признакам которой в медицинском дискурсе мы можем отнести профессионализм, терминологичность, научность, точность, особую этику и нормы поведения, диалогичность. «Коммуникативное поведение равностатусных субъектов медицинского дискурса регламентируется следующими доминантами типичной коммуникативной ситуации профессиональной коммуникации: институциональностью, официальностью/неофициальностью обстановки, коммуникативной целью, спецификой языка научно-профессионального общения, коммуникативным модусом» [6, с. 71].

Именно институциональность определяет установку коммуникантов на официальное общение, исполнение определенных, предписанных самой ситуацией, ролей (врач, врач-коллега, врач-руководитель, врач-подчиненный). Для настоящей работы важен угол зрения на субъектов медицинского дискурса, их равностатусность.

Прототипическим местом общения в медицинском дискурсе можно считать стационар, палату лечебного учреждения, кабинет врача.

При общении с коллегой главной целью коммуникации врача (целями медицинского дискурса в целом) является выбор метода и способов лечения, рекомендации по профилактике рецидивов, оптимизация медицинской деятельности, выработка разнообразных тактик, способствующих улучшению лечебного процесса. При этом специалист-медик использует знакомую и понятную терминологическую лексику.

Основной ценностью медицинского дискурса является здоровье человека.

Каждый акт коммуникативного взаимодействия партнеров оказывается погруженным в определенную ситуацию. «Участники коммуникации должны вести себя в соответствии с условиями данной ситуации для того, чтобы процесс коммуникации не нарушался» [7, с. 144].

Особенности равностатусной коммуникации медицинского дискурса

В данной работе мы принимаем следующее определение речевой стратегии равностатусной коммуникации медицинского дискурса: это линия коммуникативного поведения врача с коллегой/коллегами, имеющая целью постановку диагноза, выбор метода и способа лечения, оптимизацию медицинской деятельности, выработку разнообразных способов улучшения лечебного процесса, особым образом организованную, имеющую речевые тактики в качестве средств воплощения.

С функциональной точки зрения в медицинском дискурсе можно выделить основные и вспомогательные стратегии. Основные направлены на изменение картины мира участников общения. Вспомогательные стратегии медицинского дискурса способствуют полной реализации замысла говорящего. Соглашаясь с Э. В. Акаевой, классифицируем вспомогательные стратегии как прагматические, диалоговые и риторические [8]. Прагматические стратегии организуют взаимодействие собеседников. Диалоговые помогают оптимизировать функции диалога и организовать его правильно. Риторические имеют своей целью воздействие на собеседника.

Речевое поведение участников коммуникации определяет коммуникативная цель. В медицинском дискурсе в ситуации равностатусного общения профессиональная коммуникация направлена на решение таких профессиональных задач, как обсуждение клинического случая, принятие решения относительно диагноза пациента, выбор методики лечения и т. д.

В отделении больницы осуществляется не только лечение пациентов, но и обучение молодых специалистов (интернов). Несмотря на вертикальное разветвление, общение между врачом и интерном считается равностатусным: общность статусов определяется наличием медицинского образования, сходностью институциональных функций, а также тезаурусного фонда:

Doctor: - What is it, funsize? (1)

Intern: -1 checked Mr. Hotneck all over, but I couldn't find the tick bite (2)

Doctor: - Oh my God, I gotta go figure this out. I can't believe... (3) Then, would you tell me whether or not he needs surgery? (4)

Intern: - It's not an acute abdomen, so it's not a surgical issue (5)

Первая реплика данной коммуникативной ситуации - пример диалоговой стратегии медицинского дискурса, реализующаяся тактикой запроса информации. Основная инициатива принадлежит старшему специалисту. Метакоммуникативные речевые действия используются для установления контакта с собеседником, а также задают определенную тональность беседы. Использование субстантивированного прилагательного funsize в качестве обращения уменьшает социальную дистанцию между врачом и интерном, создает положительный настрой, выступает средством выражения хорошего отношения к собеседнику. В данной реплике доминирует фатическая интенция,

которая успешно реализуется вследствие того, что контакт установлен, и тональность беседы заявлена, по крайней мере, со стороны старшего специалиста.

Во второй реплике получает развитие тема «трудного» пациента, в которой эксплицируется диагностическая стратегия медицинского дискурса, тактика выражения мнения специалиста относительно состояния здоровья пациента. Реплика три -экспликация тактики контроля понимания диалогической стратегии медицинского дискурса. Директивные речевые действия в данном случае выражены косвенно, лексико-синтаксическим средством выражения чего является модальный глагол would. Четвертая реплика содержит квеситив - вопрос, в данном случае носящий формальный характер: ответ специалисту известен, ему не требуется запрашивать новую информацию. Целью квеситива как прагматического типа предложения является проверка знаний интерна. Это пример обучающей стратегии медицинского дискурса, тактики контроля, направленной на получение релевантной информации об успешном усвоении новых знаний. Когнитивные речевые действия служат способом выражения мнения одного из участников коммуникативной ситуации. Реплика номер пять определяется как тактика экспликации причинно-следственных связей этой же стратегии. К синтаксическим средствам экспликации данной тактики относится сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Воздействующая функция данных речевых действий реализуется посредством таких лексических средств как термины (acute abdomen).

Рассмотрим следующую коммуникативную ситуацию обсуждения клинического случая:

Doctor 1: -1 honestly don't know what to do next (1)

Head doctor: - Fellows, if your symptoms have subsided and you can't find an underline cause, his insurance won't cover (2) Think, fellows, think. We have to figure out what's wrong with Joe (3)

Doctor 1: -1 can't look at these medical books anymore. We're getting nowhere. That's it! (4)

Head doctor: - What's it? (5)

Doctor 2: - Interns are idiots. (6) Ockham's... razor. Bullseye! And there's kickpie. Let's put him on a hundred milligrams of ceftine (7)

Основная инициатива в данном диалоге принадлежит главному врачу, реализующему тактику контроля обучающей стратегии. Реплика номер два представляет собой коммуникативную стратегию убеждения, тактику экспликации причинно-следственных связей, реализующуюся сложноподчиненным предложением с придаточным условием. Убеждение в нашем понимании - это метод воздействия врача на коллег, подчиняющего логическим доказательством истинности своих суждений. Следующая реплика полилога - пример стратегии внушения, речевой тактики инструктажа. Внушение представляет собой передачу врачом информации коллегам, вызывая определенное эмоциональное состояние, однако, в отличие от убеждения, оно не направлено на критическую оценку или активное участие личности. Тактика инструктажа имеет форму категорического императива, смягченного обращением, сокращающим социальную дистанцию. Средствами реализации побуждения выступают директивные высказывания, глагол в повелительном наклонении. Реплика номер шесть представляет собой тактику критической оценки. Врач с позиции опытного специалиста с более высоким социальным статусом позволяет себе критически оценить действия интернов. Вербальная репрезентация данной тактики выражается при помощи оценочных средств, высокая интенсивность которых свидетельствует об эмоциональной окрашенности. В седьмой реплике мы можем наблюдать то, как взаимопонимание коллег достигается благодаря общности апперцепционной базы, проявляющейся в использовании терминологии, одной из целей которой является доказательство принадлежности к социальной группе.

Следующий пример - полилог специалистов, обсуждающих состояние одного из пациентов:

Doctor 1: - Okay, we're going to run some tests. He needs a new chest scan right away. (1)

Doctor 2: - My God, look at this: the owner of those lungs is going to die like... yesterday. (2)

Doctor 3: - It's Mr. Fremont, patient of mine. His son's eight years old. (3)

Doctor 1: - Sorry, buddy. (4)

Doctor 2: - All right, Denise. Here's the deal. We have to tell Mrs. Fremont that her husband doesn't have much longer. She's going to want us to do whatever we can to keep him alive but we both know that put him on a respirator is just going to prolong the inevitable and eventually cause him more pain. So, I'm going to tell her the initial bad news. And then, I want you to come in and secure the Do Not Resuscitate"order. (5)

Описываемое коммуникативное событие также протекает в повседневной профессиональной сфере общения специалистов. Речевые формулы приветствия используются при первой встрече, а в течение дня они, как правило, опускаются. В данном случае сигналом поддержания контакта является лексема «Okay». Следующая реплика представляет собой речевую стратегию внушения, тактику апелляции к опыту врача, семантическим маркером реализации которой является лексема с темпоральным значением, а также лексема со значением «ухудшение, смерть, угроза». Ответ коллеги -пример эмоционально-настраивающей стратегии, тактики выражения корпоративной солидарности. Далее инициативу перенимает другой специалист, эксплицируя в своей речи речевую стратегию внушения, тактику апелляции к опыту врача. Оценочная лексема "All right" является выражением одобрения. Решающим условием эффективности внушения является авторитет специалиста. Маркер переформулировки используется для обозначения логических связей при подтверждении тезиса аргументами.

Заключение

Врачи общаются не только с пациентами, их родственниками и другими членами окружения, но и между собой, реализуя определенные коммуникативные цели. Подводя итог проведенному исследованию, можно утверждать, что специфические особенности каждой коммуникативной ситуации, в которой протекает общение, детерминируют коммуникативное поведение равностатусных субъектов медицинского дискурса.

Доминантами равноположенного общения являются институциональность медицинского дискурса, официальный характер общения собеседников, направленность коммуникативного взаимодействия субъектов медицинского дискурса на решение профессиональной задачи, поставленной для решения, профессиональный язык, насыщенный терминами. Структура рассмотренных диалогов/полилогов отражена в смене реплик: вопрос - ответ, призыв к действию, распоряжение - действие.

От успешности общения врачей между собой напрямую зависит результат работы специалистов области медицины, ведь, как показал анализ телевизионного фильма, здоровьем пациентов занимается целая команда специалистов.

Исходя из целей равностатусного общения, состава его участников, в проанализированном материале нами были выявлены диалоговая стратегия с тактиками запроса информации, контроля понимания; обучающая стратегия с тактиками контроля и экспликации причинно-следственных связей; стратегия убеждения, внушения, реализующаяся тактиками инструктажа, критической оценки и апелляции к опыту врача; эмоционально-настраивающая стратегия с тактикой выражения корпоративной солидарности.

Анализ показал, что одной из особенностей использования тактик в равноположен-ном общении является совместное конструирование речевых ходов участниками коммуникации.

Врач в разговоре с коллегами выстраивает беседу, оперируя правилами ведения коммуникации, контролируя понимание, запрашивая необходимую для него и

решения профессиональных задач релевантную информацию. При обучении младших специалистов он контролирует их действия, осуществляет проверку знаний при помощи методов речевого воздействия.

Метакоммуникативные, директивные, когнитивные, дескриптивные речевые действия образуют систему коммуникативных ходов участников равностатусной коммуникации, потенциал которых создается лексическими лексико-грамматическими и синтаксическими средствами, к которым можно отнести термины, оценочные средства, квеситивы, сложноподчиненные предложения с придаточными условиями, следствия, лексемы с темпоральным значением, со значением «ухудшение, смерть, угроза», глаголы в повелительном наклонении, категорические императивы.

Для общения специалистов особую значимость приобретают не только установление и поддержание контакта между коллегами, но и обмен мнениями, релевантной информацией для взаимовыгодного партнерского взаимодействия при оказании помощи пациентам, а также их родственникам и окружению.

Л и т е р а т у р а

1. Кириленко Е. И. Концепт медикализации культуры как опыт социокультурной интерпретации // Дефиниции культуры. - Томск: Томский государственный университет. 2009. - С. 96-101.

2. Серова И. А. Медикализация культуры - вектор развития? // АНТРО Анналы научной теории развития общества. - Пермь. 2007. - С. 60-67.

3. Ефремова Н. В. Когнитивно-дискурсивные механизмы создания медицинского текста (на материале произведений Н.М. Амосова, Ф.Г. Углова): дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2017. - С. 168.

4. Голев Н. Д., Шпильная Н. Н. Обыденная медицинская коммуникация (виды дискурсивных практик) // Вестник КемГУ. №1 (49) 2012. - С. 128-129.

5. Скорикова Т. П. Жанрово-функциональная типология и конструктивно-языковые особенности устной научно-профессиональной коммуникации [Электронный ресурс] / Т. П. Скорикова // Гуманитарный вестник. - 2013. - Вып. 3 (5). - Режим доступа: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/lang/ling/53.

6. Невзорова М. С. Коммуникативная ситуация устного профессионального общения в рамках англоязычного медицинского дискурса / М. С. Невзорова // Научный диалог. - 2017. - № 3. -С. 68-80. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-68-80

7. Шамне Н. Л. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: учебное пособие / Н. Л. Шамне. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. - 200 с.

8. Акаева Э. В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: дис. ... канд. филол. наук. - Омск, 2007. - С. 13.

R e f e r e n c e s

1. Kirilenko E. I. Koncept medikalizacii kul'tury kak opyt sociokul'turnoj interpretacii // Definicii kul'tury. - Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet. 2009. - S. 96-101.

2. Serova I. A. Medikalizaciya kul'tury - vektor razvitiya? // ANTRO Annaly nauchnoj teorii razvitiya obshchestva. - Perm'. 2007. - S. 60-67.

3. Efremova N. V. Kognitivno-diskursivnye mekhanizmy sozdaniya medicinskogo teksta (na materiale proizvedenij N.M. Amosova, F.G. Uglova): dis. ... kand. filol. nauk. - Volgograd, 2017. - S. 168.

4. Golev N. D., SHpil'naya N. N. Obydennaya medicinskaya kommunikaciya (vidy diskursivnyh praktik) // Vestnik KemGU. №1 (49) 2012. - S. 128-129.

5. Skorikova T. P. ZHanrovo-funkcional'naya tipologiya i konstruktivno-yazykovye osobennosti ustnoj nauchno-professional'noj kommunikacii [Elektronnyj resurs] / T. P. Skorikova // Gumanitarnyj vestnik. - 2013.

- Vyp. 3 (5). - Rezhim dostupa: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/lang/ling/53.html

6. Nevzorova M. S. Kommunikativnaya situaciya ustnogo professional'nogo obshcheniya v ramkah angloyazychnogo medicinskogo diskursa / M. S. Nevzorova // Nauchnyj dialog. - 2017. - № 3. - S. 68-80. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-68-80

7. SHamne N. L. Aktual'nye problemy mezhkul'turnoj kommunikacii: uchebnoe posobie / N. L. SHamne.

- Volgograd: Izd-vo VolGU, 2014. - 200 s.

8. Akaeva E. V. Kommunikativnye strategii professional'nogo medicinskogo diskursa: dis. ... kand. filol. nauk. - Omsk, 2007. - S. 13.

^SMir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.