Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕКТЫ / ДОГОВОР ПОДРЯДА / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сятчихин А. В.

Обеспечение пожарной безопасности на фоне трагических событий минувших лет имеет для России особую значимость. Несмотря на это, на практике крайне редко встречаются объекты с массовым пребыванием людей, где бы в полной мере соблюдались требования пожарной безопасности. К сожалению, не являются здесь исключениями государственные и муниципальные учреждения различной ведомственной принадлежности (больницы, поликлиники, школы, техникумы, университеты, дома престарелых и пр.). Целью статьи является не столько описание типичных нарушений в области пожарной безопасности при проектировании и монтаже пожарной сигнализации, сколько определение предмета доказывания в судебных спорах по данной категории дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сятчихин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITIGATION FROM CONTRACTS FOR THE DESIGN AND INSTALLATION OF FIRE ALARM SYSTEMS

Ensuring fire safety against the background of the tragic events of the past years is of particular importance in Russia. Despite this, in practice, it is extremely rare to find objects with a massive stay of people, where all the requirements for fire safety are fully observed. Unfortunately, state and municipal institutions of various departmental affiliations (schools, technical schools, universities, nursing homes, etc.) are no exception. The purpose of the article is not so much a description of typical violations in the field of fire safety during the installation of a fire alarm, as the determination of the subject of evidence in litigation in this category of cases.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

УДК 347.9; 347.454.3

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

А. В. Сятчихин

Кандидат юридических наук,

доцент кафедры предпринимательского права,

гражданского и арбитражного процесса

Пермский государственный

национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь,ул. Букирева, 15

E-mail: doka065@gmail.com

Аннотация: обеспечение пожарной безопасности на фоне трагических событий минувших лет имеет для России особую значимость. Несмотря на это, на практике крайне редко встречаются объекты с массовым пребыванием людей, где бы в полной мере соблюдались требования пожарной безопасности. К сожалению, не являются здесь исключениями государственные и муниципальные учреждения различной ведомственной принадлежности (больницы, поликлиники, школы, техникумы, университеты, дома престарелых и пр.). Целью статьи является не столько описание типичных нарушений в области пожарной безопасности при проектировании и монтаже пожарной сигнализации, сколько определение предмета доказывания в судебных спорах по данной категории дел.

Ключевые слова: проектирование и монтаж пожарной сигнализации; пожарная безопасность; социально значимые объекты; договор подряда; контрактная система.

LITIGATION FROM CONTRACTS FOR THE DESIGN AND INSTALLATION OF FIRE ALARM SYSTEMS

A. V. Syatchikhin

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: doka065@gmail.com

© Сятчихин А. В., 2022

Annotation: ensuring fire safety against the background of the tragic events of the past years is of particular importance in Russia. Despite this, in practice, it is extremely rare to find objects with a massive stay of people, where all the requirements for fire safety are fully observed. Unfortunately, state and municipal institutions of various departmental affiliations (schools, technical schools, universities, nursing homes, etc.) are no exception. The purpose of the article is not so much a description of typical violations in the field of fire safety during the installation of a fire alarm, as the determination of the subject of evidence in litigation in this category of cases.

Key words: design and installation of fire alarms; fire safety; socially significant objects; work contract; contract system.

Несмотря на всю значимость обеспечения пожарной безопасности на социально значимых объектах, данная сфера и по сей день остается оплотом многочисленных нарушений как со стороны исполнителей работ по проектированию и монтажу пожарной сигнализации, самих заказчиков - муниципальных и государственных учреждений, так и со стороны контрольно-надзорных органов.

Данные нарушения условно можно разделить на несколько групп: 1) нарушения при заключении и изменении условий государственных и муниципальных контрактов, 2) нарушения требований пожарной безопасности при проведении подрядных работ и 3) нарушения при приемке и эксплуатации результатов соответствующих работ. Данная статья во многом будет посвящена типичным неустранимым существенным нарушениям при проведении работ по монтажу пожарной сигнализации.

1. Как известно, контракты на проектирование и/или монтаж пожарной сигнализации заключаются по правилам ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - № 44-ФЗ) либо ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»2 (далее - № 223-Ф3). Применительно к затрагиваемой теме различия в регулировании касаются оснований для включения недобро-

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. №14, ст. 1652.

2 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18 авг. 2011 г. №223-ФЗ «// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. 1), ст. 4571.

совестного исполнителя в РНП1. В частности, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с наличием существенных и неустранимых недостатков выполненных работ является основанием для включения исполнителя в РНП в случае заключения контракта по правилам № 44-ФЗ, но не является таковым при заключении контракта по правилам № 223-Ф3, что, безусловно, нельзя отнести к достоинствам существующей контрактной системы.

Важным является вопрос о процедуре внесения изменений в контракты на проектирование и/или монтаж пожарной сигнализации. Как известно, при заключении и исполнении контракта по общему правилу не допускается изменение его условий (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключения из этого правила приведены в статье 95 № 44-ФЗ. Так, в данных нормах законодатель приводит необходимые условия для изменения существенных условий контракта, в частности, предусмотренная документацией о закупке и самим контрактом возможность изменения существенных условий контракта, а также наличие юридического факта - оформление соответствующего дополнительного соглашения сторон. В случае заключения контракта по № 223-Ф3 факт изменений условий контракта в обязательном порядке в течение десяти дней должен быть отражен в ЕИС2. При этом все изменения к контракту по общему правилу оформляются в виде дополнительных соглашений.

Соответственно, изменение условий контракта посредством переписки сторон недопустимо в случае заключения контракта по № 44-ФЗ, но по-разному разрешается в случае заключения контракта по № 223-Ф3. Так, в соответствии со статьей 2 № 223-Ф3 при закупке заказчики руководствуются ГК РФ, а также принятым в соответствии с ним положением о закупке. В свою очередь в силу пункта 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. В то же время в силу пункта 2 статьи 432 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами (это правило применяется и к изменению договора). Соответственно, если контрактом или положением о закупке не предусмотрены требования к форме либо условию составления одного (единого) документа - обмен писем должен считаться достаточным для изменения условий контракта. В то же время заказчики, разрабатывая положения о

1 Реестр недобросовестных поставщиков.

2 Единая информационная система [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.

gov.ru.

закупках, как правило, копируют условия по порядку изменения действующего контракта из № 44-ФЗ, фактически блокируя возможность изменения условий контракта путем переписки сторон без составления отдельного соглашения.

2. Стоит обратить внимание, что для выполнения работ по проектированию и монтажу пожарной сигнализации требуется наличие соответствующей лицензии МЧС России, а также членство в саморегулируемой организации. Так, лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений1, а к видам работ, которые касаются проектирования, законодатель относит работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности2. Таким образом, выполнение соответствующих работ в отсутствие лицензии МЧС России и/или членства в СРО является безусловным нарушением требований действующего законодательства.

3. С содержательной стороны, пожалуй, самым важным и сложным вопросом является соответствие выполняемых работ и поставляемого оборудования нормам пожарной безопасности (качество работ и оборудования). Поскольку данный вопрос требует специальных познаний в области пожарной и электробезопасности, постольку нередко недобросовестные исполнители злоупотребляют неведением заказчиков, с одной стороны, и попустительством контрольно-надзорных инстанций - с другой. В частности, на практике после заключения контракта исполнитель, пользуясь отсутствием специальных познаний у заказчика в области пожарной и электробезопасности, вводит последнего в заблуждение, ссылаясь на то, что те нормы, на основании которых была составлена конкурсная документация, в настоящий момент якобы устарели и требуется пересмотреть перечень поставляемого оборудования и требования к нему.

3.1. Самым «популярным» злоупотреблением со стороны недобросовестных исполнителей является замена всей кабельно-провод-никовой продукции (как слаботочных кабелей, используемых для пожарных извещателей, так и силовых, используемых для электропитания системы пожарной сигнализации). Рассмотрим следующий слу-

1 Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 32, ст. 5276.

2 Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: приказ Минрегиона РФ от 30 дек. 2009 г. № 624 // Российская газета. №88. 2010. 26 апр.

чай: в здании образовательного учреждения исполнителем вместо изначально предусмотренной техническим заданием кабельной продукции с маркировкой FRHF1 или LTх2 по «настоянию» исполнителя применяется кабельно-проводниковая продукция с маркировкой FRLS3.

В данном случае необходимо обратить внимание на то, что подавляющее большинство образовательных учреждений являются объектами с массовым пребыванием людей, что определяет класс их функциональной пожарной опасности. Так, согласно п. 5 Правил противопожарного режима в РФ4, к объектам с массовым пребыванием людей относятся здания и сооружения, в которых может одновременно находиться 50 и более человек5. В то же время в соответствии с ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»6 в зданиях учебных заведений с массовым пребыванием людей необходимо применять кабели типа исполнения не ниже «нг(...)-FRHF» - для систем противопожарной защиты, а также других систем, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара; «нг(...)-HF» - для систем, не относящихся к системам противопожарной защиты.

Применение при монтаже пожарной сигнализации иного типа кабельной продукции, как слаботочной, так и силовой, сулит исполнителю дополнительную выгоду в виде разницы цен на кабельную продукцию, порой весьма существенную. С другой стороны, для пребывающих в данном образовательном учреждении людей такая «экономия» может стоить жизни. Причина тому - обозначение HF в аббревиатуре маркировки кабельной продукции. В условиях пожара ка-бельно-проводниковая продукция маркировки FRLS выделяет галогены, к числу которых относится хлор и фтор. Эти ядовитые вещества

1 Fire - огонь, Resistance - защищенный, Halogen - галоген, Free - свободный.

2 Low Toxic - малотоксичный.

3 Fire - огонь, Resistance - защищенный, Low - мало, Smoke - дым.

4 Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ: постановление Правительства Рос. Федерации от 16 сент. 2020 г. № 1479 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 39, ст. 6056.

5 Отнесение объекта защиты к категории объекта с массовым пребыванием людей в случае отсутствия спора может считаться доказанным в рамках положений ст. 69, 70 АПК РФ. В противном случае заказчик, в частности, может представить имеющийся в учреждении паспорт безопасности с одновременным заявлением ходатайства о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании ввиду того, что указанный документ содержит сведения, составляющие служебную тайну, необходимость сохранения которой продиктована требованиями антитеррористической безопасности.

6 ГОСТ 31565-2012. Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2012 № 1097-ст). М.: Стандартинформ, 2013.

при соединении с парами воды образуют свободно распространяющийся по горящему зданию высокотоксичный газообразный хлористый водород (соляную кислоту). Хлором, напомним, в годы Первой мировой войны травили русских солдат - защитников крепости Осо-вец в 1915 г.1

В этой связи многие страны Европы и США прекратили выпуск FRLS-кабелей, там на смену им производятся и применяются значительно менее пожароопасные, безгалогенные и бездымные, но более дорогостоящие кабели с маркировкой FRHF. В то же время в России кабели FRLS все еще имеют широкое применение и распространение.

3.2. Вторым распространенным нарушением при монтаже пожарной сигнализации является применение несертифицированной кабельной линии. Последняя представляет собой прошедшую государственные и приравненные к ним лабораторные испытания совокупность оборудования: специальный кабель, сетка для его подвеса, кабель-канал или гофротруба, соединительные монтажные коробки, специальные стяжки, как правило металлические дюбеля, термостойкая лента и т.д. Соответственно, наличие и качество огнестойкой сертифицированной кабельной линии (ОКЛ) должно подтверждаться исполнителем сертификатом соответствия ОКЛ.

В нарушение данного требования исполнители, как правило, применяют несертифицированные кабель-каналы, соединительные монтажные коробки, стяжки, дюбеля и саморезы, предоставляя заказчику по результатам работ отдельные сертификаты соответствия на каждый из названных составляющих. При этом данные сертификаты подтверждают соответствие не специальным нормам ГОСТа на ОКЛ, а иным нормативам, не имеющим отношения к предмету доказывания.

В результате несертифицированная кабельная линия в условиях пожара не способна выдержать требований к ее нормативному состоянию, а именно сохранять работоспособность системы пожарной сигнализации в течение заданного времени, необходимого для эвакуации людей. Также сохраняется опасность отравления от продуктов горения элементов несертифицированной кабельной линии.

3.3. Еще одним распространенным нарушением требований пожарной безопасности при монтаже недобросовестными исполнителями пожарной сигнализации является выполнение кабельных про-

1 «Атака мертвецов»: 105 лет назад русские солдаты отстояли Осовец. URL: https://rg.ru/2020/08/06/ataka-mertvecov-105-let-nazad-russkie-soldaty-otstoiali-osovec.html.

ходов вразрез с требованиями пожарной безопасности1. Кабельная проходка представляет собой сборную конструкцию, предназначенную для прохода кабельной линии через перекрытия, перегородки и стены объекта защиты (больницы, школы и т.д.). Укрупненно данная конструкция состоит из гильзы, герметизирующей несгораемой массы, заделочных материалов. Кабельная проходка при этом выполняет сразу несколько функций: предотвращение распространения пожара через соответствующее препятствие, обеспечение возможности смены электропроводки и прокладки дополнительных кабелей, а также предотвращение скопления влаги в местах прохода проводов и кабелей.

В целях определения предмета доказывания по соответствующим спорам сторонам и суду стоит обратить внимание на то, что подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности кабельной проходки проводится в форме обязательной сертификации по результатам проведения испытаний по ГОСТ Р 53310-20092.

3.4. Следующим распространенным нарушением при монтаже пожарной сигнализации является осуществление электропитания оборудования от стандартной, как правило, ближайшей розетки «220В» бытового назначения. Между тем согласно разд. 5 СП 6.13130.20213 электропитание электроприемников систем противопожарной защиты должно осуществляться от панели противопожарных устройств, которая, в свою очередь, питается от вводно-рас-пределительного устройства с устройством автоматического включения резерва или от главного распределительного щита с устройством автоматического включения резерва.

3.5. В завершение приведем еще один типичный пример нарушения правил монтажа пожарной сигнализации - превышение пределов заполняемости кабельных каналов. Зачастую недобросовестные исполнители не только допускают совместную прокладку в одном кабель-канале слаботочных и силовых кабелей (что также является на-

1 П. 77 Технического регламента ЕАЭС 043/2017 от 23 июня 2017 г. «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения». URL: http://www.eaeunion.org; п. 2.1.58 ПУЭ-7 (приказ Минэнерго РФ от 8 июля 2002 г. №204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» // Вестник Госэнергонад-зора. 2002. №3,4).

2 ГОСТ Р 53310-2009. Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопро-водов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость (утв. приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 №86-ст). М.: Стандартинформ, 2009.

3 Об утверждении Свода правил СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности»: приказ МЧС России от 6 апреля 2021 г. № 200 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2021. № 9.

рушением1), но и производят совместную прокладку кабелей вплотную друг к другу. В то же время согласно п. 2.1.61 Правил устройства электроустановок сумма сечений проводов и кабелей, рассчитанных по их наружным диаметрам, включая изоляцию и наружные оболочки, не должна превышать для глухих коробов 35 % сечения короба в свету; для коробов с открываемыми крышками - 40 %.

4. Изложенные примеры типичных существенных и неустранимых нарушений при проектировании и монтаже пожарной сигнализации позволяют говорить о необходимости проведения судебной строительно-технической экспертизы при разрешении спора о соответствии результата работ требованиям пожарной и электробезопасности. Видится допустимым и достаточным доказательством и пояснения специалиста как участника арбитражного процесса, однако в свете нормы пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 592, допускающей привлечение в качестве специалиста любого лица, обладающего необходимыми арбитражному суду познаниями, квалификация которого не должна вызывать никаких сомнений.

Кроме того, видится необходимым привлечение к участию в такого рода судебных делах в качестве третьего лица контрольно-надзорного органа в области обеспечения пожарной безопасности -территориального управления МЧС России.

Дополнительно стоит отметить, что положение дел в рассматриваемой области усугубляется еще и тем, что на практике происходит фактическое понуждение руководителей подведомственных учреждений к подписанию актов выполненных работ во избежание нереализации бюджетных средств, выделенных в рамках соответствующих субсидий. Безусловно, в данном случае цели обеспечения пожарной безопасности и эффективного бюджетирования несопоставимы. Но в то же время данное обстоятельство способно негативно влиять на процессуальную активность заказчика при разрешении подобного рода споров как в досудебном порядке, так и в самом суде.

1 П. 6.6 СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности».

2 О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2011 г. № 422-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»: постановление Пленума ВАС РФ от 8 окт. 2012 г. № 59 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.