Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА'

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита трудовых прав / обращения граждан / право на обращение / порядок рассмотрения обращения / труд и занятость населения / трудовые права / жалоба гражданина / protection of labor rights / citizens’ appeals / the right to appeal / the procedure for considering an appeal / labor and employment of the population / labor rights / a citizen's complaint

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бельков Антон Валерьевич, Лисина Наталья Леонидовна, Съедина Наталья Валерьевна

Введение. Обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления с целью защиты своих нарушенных прав или внесения определённого рода предложений по совершенствованию деятельности органов публичной власти гарантируется Конституцией РФ. Порядок работы с обращениями достаточно чётко регламентирован рядом федеральных законов, а также нормативными актами министерств и ведомств; предусмотрен алгоритм ответов на устные, письменные и электронные обращения граждан. Цель. Авторы ставят своей целью выявление критериев эффективности функционирования административного механизма по рассмотрению обращений граждан по вопросам защиты прав в сфере труда на федеральном и региональном уровнях. Методология. С применением системно-структурного и формально-юридического методов на основе анализа статистических данных проводится изучение деятельности компетентных органов по рассмотрению обращений работников и иных лиц о защите их трудовых прав и интересов. Результаты. Федеральная служба по труду и занятости является одним из ключевых государственных органов, призванным защищать трудовые права граждан. За период с 2012 по 2022 гг. данная служба рассмотрела и дала ответы на 350 тыс. обращений, связанных с нарушением трудового законодательства. В Кемеровской области – Кузбассе также действует отлаженная система работы с обращениями, которая базируется не только на федеральном, но и региональном законодательстве. Обращения граждан Кузбасса своевременно фиксируются, по ним проводится работа в соответствующей структуре регионального или местного уровней власти, и даётся аргументированный ответ. За 2019–2022 гг. по тематике «Труд и занятость населения» в регионе было рассмотрено порядка 5 тыс. жалоб. Заключение. Право граждан на обращение неотъемлемо связано с обязанностью ответа на него со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, при этом данная цепочка действий должна строиться на основных принципах права: равноправия, гуманизма, законности, справедливости и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONSIDERATION OF CITIZENS’ APPEALS ON THE PROTECTION OF LABOR RIGHTS ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION – KUZBASS

Introduction. The appeal of a citizen to state bodies and local self-government bodies in order to protect their violated rights or make certain kinds of proposals to improve the activities of public authorities is guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The procedure for working with appeals is quite clearly regulated by a number of federal laws, as well as regulations of ministries and departments, and an algorithm for responding to oral, written and electronic appeals from citizens is provided. Purpose. The purpose of the paper is to find out criteria for the effectiveness of the functioning of the administrative mechanism for considering citizens' appeals on the protection of rights in the sphere of labor at the federal and regional levels. Methodology. With the use of system-structural and formal-legal methods, based on the analysis of statistical data, the activities of the competent authority to consider the appeals of employees and other persons on the protection of their labor rights and interests are studied. Results. The Federal Service for Labor and Employment is one of the key state bodies designed to protect the labor rights of citizens. For the period from 2012 to 2022, this service considered and answered 350,000 appeals related to violations of labor laws. In the Kemerovo region – Kuzbass, there is also a well-functioning system for handling appeals, which is based not only on federal, but also on regional legislation. Appeals of citizens of Kuzbass are recorded in a timely manner, work is carried out on them in the appropriate structure of the regional or local levels of government and a reasoned answer is given. In 2019-2022, about 5,000 complaints were considered in the region on the topic “Labor and Employment of the Population”. Conclusion. The right of citizens to appeal is inseparably connected with the duty of responding to it on the part of state bodies and local governments, while this chain of actions should be based on the basic principles of law: equality, humanism, legality, justice, etc.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ – КУЗБАССА»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 67-77.

УДК 349.2

DOI 10.24147/1990-5173.2024.21(1).67-77

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

А. В. Бельков1, Н. Л. Лисина2, Н. В. Съедина3

1 Кемеровский государственный университет, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева 2 Кемеровский государственный университет 3 Кемеровский государственный университет, Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева

Введение. Обращение гражданина в государственные органы и органы местного самоуправления с целью защиты своих нарушенных прав или внесения определённого рода предложений по совершенствованию деятельности органов публичной власти гарантируется Конституцией РФ. Порядок работы с обращениями достаточно чётко регламентирован рядом федеральных законов, а также нормативными актами министерств и ведомств; предусмотрен алгоритм ответов на устные, письменные и электронные обращения граждан. Цель. Авторы ставят своей целью выявление критериев эффективности функционирования административного механизма по рассмотрению обращений граждан по вопросам защиты прав в сфере труда на федеральном и региональном уровнях. Методология. С применением системно-структурного и формально-юридического методов на основе анализа статистических данных проводится изучение деятельности компетентных органов по рассмотрению обращений работников и иных лиц о защите их трудовых прав и интересов. Результаты. Федеральная служба по труду и занятости является одним из ключевых государственных органов, призванным защищать трудовые права граждан. За период с 2012 по 2022 гг. данная служба рассмотрела и дала ответы на 350 тыс. обращений, связанных с нарушением трудового законодательства. В Кемеровской области - Кузбассе также действует отлаженная система работы с обращениями, которая базируется не только на федеральном, но и региональном законодательстве. Обращения граждан Кузбасса своевременно фиксируются, по ним проводится работа в соответствующей структуре регионального или местного уровней власти, и даётся аргументированный ответ. За 2019-2022 гг. по тематике «Труд и занятость населения» в регионе было рассмотрено порядка 5 тыс. жалоб. Заключение. Право граждан на обращение неотъемлемо связано с обязанностью ответа на него со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, при этом данная цепочка действий должна строиться на основных принципах права: равноправия, гуманизма, законности, справедливости и т. д.

Ключевые слова: защита трудовых прав; обращения граждан; право на обращение; порядок рассмотрения обращения; труд и занятость населения; трудовые права; жалоба гражданина.

1. Введение и методы исследования

Граждане РФ имеют право обращаться

лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, что является одним из ключевых конституционных прав человека и гражданина, провозглашённым в ст. 33 Конституции РФ . При этом праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмот-

реть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

Для исследования вопросов по рассматриваемой теме использовались различные методы (аксиологический, исторический, статистический). В частности, аксиологический метод предполагает констатацию правовых ценностей, оказывающих непосредственное, прямое влияние на правовое регулирование. Исторический метод необходим для анализа правовых норм, действовавших ранее, для того, чтобы выявить, как с течением времени менялись нормы права применительно к рассматриваемому аспекту знания.

Статистический метод в данном исследовании используется для проведения мониторинга и презентации количественных показателей относительно обращений граждан.

2. Анализ законодательства советского периода применительно к институту обращения граждан в органы государственной власти

На федеральном уровне в течение достаточно длительного периода, уже после принятия Конституции РФ, порядок работы с обращениями граждан регулировался нормами законодательства советского времени, в частности Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-УП «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», в котором была установлена обязанность органов власти и должностных лиц принимать и рассматривать обращения граждан. Обозначим некоторые ключевые положения упомянутого выше документа: руководители всех уровней несли личную ответственность за организацию как индивидуального приёма граждан, так и приёма заявлений и жалоб; строго запрещалось отправлять заявления в те органы, на которые собственно и была направлена жалоба; должностным лицам вменялось внимательно разобраться по существу вопроса и объективно разрешить возникшую ситуацию, а также в срок исполнить решение; необходимость в письменной или устной форме сообщить заявителю о решении, принятом по его заявлению, и в случае несогласия последнего с данным решением объяснить гражданину порядок его обжалования. Кроме того, данный нормативный правовой акт чётко регламентировал срок до одного месяца на решение вопроса по существу, при этом подчёркивалось, что если решение вопроса не требует дополнительных действий в виде изучения и проверки, то он должен быть решён безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней2.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-УП (последняя реакция от 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» действовал вплоть до принятия Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»3.

3. Теоретическая и правовая базы исследования

Более подробно остановимся на понятийном аппарате и раскроем сущностную характеристику понятия «обращение». Упот -ребление обозначенного термина можно рассматривать по-разному.

В частности, В. Д. Зорькин и А. Б. Смуш-кин идентифицируют понятия «обращение» и «обращение гражданина» и не делают акцента на возможных интерпретационных различиях: с точки зрения данных юристов, это абсолютно синонимичные понятия в рассматриваемом аспекте знания [1; 2].

Также интересна позиция С. А. Широ-бокова относительно присутствия прямой связи между «обращением» и «обращением гражданина»: обращение следует рассматривать исключительно через призму волеизъявления непосредственно самого гражданина, т. е. само по себе «обращение» не может существовать без обращающегося [3; 4]. Аналогичной точки зрения придерживается К. А. Черкесов и объясняет термин «обращение» как волеизъявление гражданина, имеющее своей целью решить вопрос на уровне публичной власти4. Д. Г. Нилов понимает под рассматриваемым термином путь взаимодействия государственных органов и гражданина или организации через волеизъявление последних [5]. Через призму волеизъявления рассматривает изучаемое нами понятие и А. В. Савоськин, при этом автор конкретизирует «обращение» не просто как волеизъявление непосредственно одного индивида, а, возможно, целой группы людей и даже организаций [6; 7].

По сравнению с обозначенными выше взглядами относительно теоретической сущности понятия «обращение» позиция В. А. Ме-щерягиной, А. С. Морозовой, А. В. Жилиной представляет особый интерес, поскольку авторы идут дальше в своих умозаключениях, акцентируя внимание не столько на волеизъявлении, сколько непосредственно на волевом действии в целях удовлетворения заявленного интереса [8; 9]. Схожей точки зрения придерживаются С. Ю. Тюрина и Н. И. Борисов, которые понимают обращение как действие, направленное на охрану и защиту конститу -ционных прав и свобод человека и гражданина [10].

Также отметим некоторые проблемы, связанные с некомпетентностью органов го -сударственной власти и органов местного самоуправления относительно полученного обращения гражданина. В своём исследовании Е. А. Спепкин отмечает, что порой до 80 % жалоб не относятся к компетенции того органа, в который они были направлены, поэтому высока вероятность того, что проблема по существу решена не будет [11; 12]. Данную проблематику в своём исследовании также затрагивает М. М. Архипов, который акцентирует внимание на отсутствии у большинства заявителей юридического образования, что, безусловно, затрудняет решение вопроса, поскольку высока вероятность перенаправления обращения в другую инстанцию, что требует дополнительных ресурсов -временных, административных, материальных [13].

Безусловно, все упомянутые точки зрения относительно дефиниции обращения имеют право на существование, поскольку разносторонне раскрывают изучаемое понятие.

Но всё же в настоящем исследовании мы опираемся на определение, которое даёт законодатель. При этом отметим, что понятия «обращение» и «обращение гражданина» в цитируемом федеральном законе абсолютно синонимичны.

Действующий Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает строго ограниченные сроки ответа на обращения граждан - до тридцати дней со дня регистрации обращения, за исключением случаев, связанных с нарушениями в сфере миграции, срок рассмотрения которых сокращён до двадцати дней. Кроме того, согласно ч. 2. ст. 12 цитируемого нормативного правового акта, должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения гражданина на срок более чем тридцать дней, предупредив последнего о данном факте.

Кроме того, в правовом поле по рассматриваемому вопросу также действуют документы Федеральной службы по труду и занятости (Приказ от 23 августа 2019 г. № 230 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государствен-

ной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»5 и Приказ от 27 июля 2020 г. № 147 «Об утверждении Инструкции по организации рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по труду и занятости»6).

4. Эмпирическая база исследования (федеральный уровень)

Рассматривая виды обращений граждан в зависимости от их формы, следует отметить, что на сегодняшний день гражданин сам может выбрать вид обращения: письменный, личный, электронный. Причём каждый из обозначенных видов абсолютно правомочен.

В случае письменного обращения гражданин указывает адресата, свои личные данные, суть обращения, подпись и дату, обратный адрес (или адрес электронной почты).

В случае личного приёма гражданин приходит в место приёма, предъявляет документ, удостоверяющий личность, содержание устного обращения заносится в карточку личного приёма гражданина, ответ может быть дан как устно, так и письменно в зависимости от содержания жалобы.

В случае электронного обращения гражданину необходимо воспользоваться сетью Интернет; портал «Роструд. Федеральная служба по труду и занятости» (Ьйр8://го81хи^ gov.ru/) предлагает несколько вариантов подачи жалобы в электронном виде. Обратимся к обзору обращений и запросов граждан и организаций, поступивших в Федеральную службу по труду и занятости за последние десять лет [14].

В 2012 г. в Федеральную службу по труду и занятости всего поступило 10 736 обращений граждан, тематика которых за обозначенный временной промежуток варьировалась от вопросов задержки выплаты заработной платы, которые составили абсолютное большинство, до вопросов предоставления различных компенсационных выплат и социальных гарантий, по которым поступило меньше всего обращений.

В 2013 г. в Федеральную службу по труду и занятости поступило 15 100 обращений граждан, в том числе 1 467 обращений граждан было подано через интернет-систему

«Онлайнинспекция.РФ», что на 40,5 % больше, чем в прошлом году. Вопросы, связанные с задержкой выплаты заработной платы, вновь заняли лидирующие позиции и показали рост на 46,5 %, а вопросы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, вновь оказались в конце списка, и их количество осталось приблизительно идентичным. Также отметим, что, несмотря на то, что количество жалоб граждан относительно защиты трудовых прав выросло за анализируемый период, тем не менее из числа обращений исчез такой показатель, как жалобы на работу государственных инспекций труда, хотя в 2012 г. на данному вопросу поступило около 2 000 жалоб. Мы связываем данный факт с началом работы интернет-системы «Онлайнинспекция.РФ», которая позволила оперативно разрешать возникающие трудности.

В 2014 г. в Федеральную службу по труду и занятости поступило 49 030 обращений граждан, в том числе 30 015 обращений граждан было подано через интернет-систему «Онлайнинспекция.РФ». Отметим, что по сравнению с прошлым годом количество обращений выросло на 224 %, что является безусловным максимальным показателем роста за весь анализируемый период. При этом тематику обращений можно свести к следующему аспектному содержанию: лидирующие позиции вновь заняли вопросы, связанные с задержкой выплаты заработной платы, количество которых в процентном соотношении выросло на 96 %, в конце списка оказались вопросы относительно расследования несчастных случаев на производстве. Сравнение с показателями предыдущего периода позволяет заметить, что из тематики обращений исчезли такие вопросы, как режим труда и отдыха и предоставление гарантий и компенсаций.

В 2015 г. в Федеральную службу по труду и занятости поступило 35 605 обращений граждан, в том числе через интернет-систему «Онлайнинспекция.РФ». По сравнению с предыдущим годом количество обращений значительно снизилось в процентном соотношении: данный показатель упал на 27,38 единицы. Тематика обращений граждан за 2015 г. представлена следующими аспектами: наибольшее количество обращений было вновь

связано с задержкой выплаты заработной платы (они снова показали абсолютный количественный рост на 163 %), а замкнули список вопросы относительно расследования несчастных случаев (количество выросло на 42 %).

В 2016 г. в Федеральную службу по труду и занятости поступило 39 637 обращений граждан, что на 11,3 % больше, чем в прошлом году. Обращения граждан за 2016 г. представлены различными вопросами - от задержки выплаты заработной платы работникам (количество таких обращений выросло на 14 %) до расследования несчастных случаев (такого рода обращения тоже показали количественный рост на 14,5 %). В данном случае мы наблюдаем полное повторение ситуации с количественными показателями: максимум и минимум обращений связаны с той же тематикой, что и в 2015 г. Кроме того, Федеральная служба по труду и занятости больше не конкретизирует получение заявлений граждан через интернет-систему «Онлайнинспекция.РФ», поскольку к данному временному промежутку система начала работать на постоянной основе.

За 2017 г. в центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости поступило 38 000 обращений граждан, что на 4,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. К особенностям рассматриваемого периода можно отнести появление объединённого показателя «Увольнение и приём работников». Максимальное и минимальное количество обращений по-прежнему было связано с задержкой заработной платы (количество таких обращений сократилось на 12,34 %) и - соответственно - с расследованием несчастных случаев (количество обращений по данному вопросу сократилось на 7,4 %).

За 2018 г. в центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости поступило 44 900 обращений граждан, что на 18,2 % больше, чем за 2017 г. Показатель, связанный с вопросами относительно задержки заработной платы, остался практически неизменным, а вот показатель, связанный с вопросами относительно расследования несчастных случаев на производстве, показал серьёзный рост на 129 %.

За 2019 г. в центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости посту-

пило 37 926 обращений граждан, что на 15,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом отмечен спад обозначенных выше показателей: в первом случае на 28 %, во втором - на 53 %.

В центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости в 2020 г. поступило 62 527 обращений граждан, что на 64,9 % больше, чем в предыдущем. Количе -ство обращений по вопросам, связанным с задержкой выплаты заработной платы, выросло на 22,56 %, а по вопросам, связанным с расследованием несчастных случаев на производстве, снизилось на 15,6 %.

В центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости в 2021 г. поступило 42 380 обращений граждан, что на 32,2 % меньше, чем в прошлом году. Количе -ство обращений по вопросам, связанным с задержкой выплаты заработной платы, снизилось на 24,63 %, а количество обращений по вопросам относительно расследования несчастных случаев, наоборот, возросло на 25,76 %.

Таким образом, с 2012 по 2021 г. тематика обращений по вопросам нарушения трудового законодательства, характеризующихся максимальными и минимальными показателями, идентична, меняются лишь цифровые эквиваленты.

Более подробно остановимся на анализе показателей за 2022 г. В центральный аппарат Федеральной службы по труду и занятости в 2022 г. поступило 33 881 обращение граждан, что на 20 % меньше, чем в прошлом году. Тематика обращений по сравнению с периодами, описанными нами выше, претерпела ряд серьёзных изменений. Несмотря на то, что на первом месте традиционно стояли вопросы относительно выплаты заработной платы (их количество сократилось на 26,4 %), замыкает тематический перечень жалоб не расследование несчастных случаев на производстве, а соблюдение норм времени отдыха и отпуска. Кроме того, количество вопросов, связанных с нарушением трудового законодательства, значительно выросло, появились новые, которые до 2022 г. не фигурировали в статистических данных Федеральной службы по труду и занятости: правильность оплаты и нормирования труда (в основном - снижение заработной платы); приём на работу, заключение трудового договора, ведение тру-

довой книжки; охрана труда, техника безопасности, аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда и др.

Таким образом, статистические данные о количестве обращений граждан относительно защиты своих трудовых прав, представленные Федеральной службой по труду и занятости за десять лет - с 2012 по 2022 г., позволяют нам сделать следующие выводы по каждому из аспектов тематики:

1. Тематика «Задержка выплаты заработной платы и других выплат работников» сохраняет стабильно высокие показатели. Особенно значительное количество обращений по данной тематике было получено в 2015, 2016, 2017, 2018, 2020 гг. Особый рост обращений такой направленности в 2015 г. по сравнению с 2014 г. мы связываем с развитием сервиса «Онлайнинспекция.РФ».

2. Тематика «Приём и увольнение работников» показывает рост количества обращений начиная с 2015 г. и имеет самые высокие значения в 2016 и 2022 гг. Именно в эти годы данная тематика Федеральной службой по труду и занятости рассматривалась через два индикатора - «Приём на работу работников» и «Увольнение с работы работников».

3. Тематика «Правильность оплаты и нормирования труда» в 2016 г. имеет самое высокое значение за весь анализируемый период, количество соответствующих обращений постепенно снижается к 2022 г.

4. Тематика «Охрана труда» не присутствует в обращениях в 2012 и 2013 гг. и появляется лишь 2014 г. Наибольший рост обращений зафиксирован в 2018 г.

5. Тематика «Режим труда и отдыха» фигурирует в аналитическом обзоре за 2012 и 2013 гг., а затем только за 2022 г. Причём в 2022 г. данная тематика была рассмотрена через индикаторы «Трудовой распорядок и дисциплина труда» и «Предоставление времени отдыха (отпуска)».

6. Тематика «Расследование несчастных случаев» представлена в аналитике за все десять лет, при этом самое значительное количество обращений было подано в 2018 г.

7. Тематика «Жалобы на работу государственных инспекций труда» присутствует лишь в аналитическом обзоре за 2012 г. и больше ни в одном статистическом документе не упоминается.

8. Тематика «Предоставление гарантий и компенсаций» упоминается в 2012 и 2013 гг., а затем только лишь 2022 г.

5. Эмпирическая база исследования (уровень субъекта Российской Федерации -Кемеровская область - Кузбасс)

Обратимся к практике реализации Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» применительно к защите трудовых прав на примере Кемеровской области - Кузбасса. По рассматриваемому вопросу непосредственно на территории Кемеровской области -Кузбасса законную силу имеют следующие нормативные акты:

• Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 4 апреля 2020 г. № 190-к «Об управлении по работе с обращениями граждан Администрации Правительства Кузбасса»7;

• Постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 22 февраля 2023 г. № 18-пг «Об утверждении Положения о порядке организации работы с обращениями граждан»8.

Для оценки количественных показателей обращений граждан проанализируем статистические данные о количестве обращений граждан относительно защиты трудовых прав на территории Кемеровской области -Кузбасса за 2019-2022 гг. [15].

В 2019 г. в адрес губернатора Кузбасса, заместителей губернатора Кузбасса, администрации (сейчас правительства) Кемеровской области - Кузбасса поступило 41 106 обращений, запросов информации, сообщений граждан и организаций, в которых содержалось 50 695 вопросов. По тематике «Труд и занятость населения» поступило 1 380 обращений, при этом большинство из указанных обращений касались вопросов относительно несвоевременной выплаты заработной платы и содействия в трудоустройстве.

Лидерами по количеству заявлений, в том числе относительно защиты трудовых прав, на каждую тысячу человек являются: города Анжеро-Судженск, Березовский и Кемерово; муниципальные районы Ижморский, Кемеровский, Чебулинский.

В 2020 г. в адрес губернатора Кузбасса, заместителей губернатора Кузбасса, администрации правительства Кемеровской облас-

ти - Кузбасса поступило 42 191 обращение, где содержалось 51 539 вопросов. По тематике «Труд и занятость населения» поступило 2 034 обращения, что показывает рост по сравнению с прошлым годом на 47,3 %.

Лидерами по количеству заявлений, в том числе относительно защиты трудовых прав, на каждую тысячу человек являются: городские округа Анжеро-Судженск, Кемерово и Прокопьевск; муниципальные округа Ижморский, Кемеровский, Чебулинский.

В 2021 г. в адрес губернатора Кузбасса, заместителей губернатора Кузбасса, правительства Кемеровской области - Кузбасса поступило 37 029 обращений, которые включили в себя 45 731 вопрос. Количество обращений по тематике «Труд и занятость населения» - 1 015, что ниже соответствующего показателя за прошлый год на 50 %.

Лидерами по количеству заявлений, в том числе относительно защиты трудовых прав, на каждую тысячу человек являются: городские округа Анжеро-Судженск, Кемерово и Осинники; муниципальные округа Топкинский, Ижморский и Кемеровский.

В 2022 г. в адрес губернатора Кузбасса, заместителей губернатора Кузбасса, правительства Кемеровской области - Кузбасса поступило 18 521 обращение, где содержалось 25 086 вопросов. Количество обращений, связанных с тематикой «Труд и занятость населения», составило 529, что ниже соответствующего показателя за прошлый год на 47,8 %.

Лидерами по количеству заявлений, в том числе относительно защиты трудовых прав, на каждую тысячу человек являются: городские округа Анжеро-Судженск, Кемерово и Ленинск-Кузнецкий; муниципальные округа Топкинский, Кемеровский и Тисуль-ский.

Анализ представленных выше статистических данных даёт нам возможность прийти к следующим выводам: 2020 г. по сравнению с предыдущим показал значительный рост обращений по рассматриваемой тематике, при этом следующие анализируемые временные отрезки, напротив, продемонстрировали положительную тенденцию к уменьшению.

6. Заключение

Закрепление в Конституции РФ права граждан на обращение повлекло за собой

обязанность государства гарантировать и обеспечить реализацию такого права посредством следующих мер:

- исполнение законодательно установленного порядка, принятие соответствующих административных регламентов органов власти;

- определение алгоритма подачи и работы над обращениями;

- введение мер государственного принуждения - административной и дисциплинарной ответственности за нарушение указанного права;

- выполнение мониторинга, надзора и контроля за исполнением законодательства.

Обращение гражданина в органы власти любого уровня является универсальной категорией, символизирующей степень постулатов, на основе которых строится демократическое государство. Участие гражданина посредством обращения в виде предложения, заявления, жалобы для защиты не только своих прав, но и прав коллективов и организаций есть неотъемлемое исходное положение современной правовой действительности.

Ответ на обращение, решение обозначенной проблемы или помощь заявителю в выборе траектории её решения является актуальной обязанностью государства, но при этом законодатель строго определяет, что право на обращение должно быть свободным, добровольным, бесплатным, а также что оно не должно нарушать права и свободы других лиц.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой ин-

формации. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.03.2023).

2 О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан : Указ Президиума Верховного Совета СССР № 2534-VII от 12 апреля 1968 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации // СЗ РФ. - 2006. - № 19. -Ст. 2060.

4 Черкесов К. А. Конституционное право на обращение в органы публичной власти в государствах - членах СНГ и странах Балтии: сравнительно-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - 188 с.

5 Приказ Роструда от 23 августа 2019 г. № 230 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». - Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

6 Приказ Роструда от 27 июля 2020 г. № 147 «Об утверждении Инструкции по организации рассмотрения обращений граждан в Федеральной службе по труду и занятости». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 4 апреля 2020 г. № 190-к «Об управлении по работе с обращениями граждан Администрации Правительства Кузбасса // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.03.2023).

8 Постановление Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 22 февраля 2023 г. № 18-пг «Об утверждении Положения о порядке организации работы с обращениями граждан» // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.03.2023).

ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - 2-е изд., пересмотр. / под ред. В. Д. Зорькина. - М. : Норма : Инфра-М, 2011. - 662 с.

2. Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации» (постатейный). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Широбоков С. А. Развитие конституционных идей в организационных общественных формах демократического взаимодействия человека и государства // Чёрные дыры в российском законодательстве. - 2008. - № 3. - С. 25-26.

4. Широбоков С. А. Конституционное право граждан на управление делами государства как универсальная категория // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 32-34.

5. Нилов Д. Г. Обращения граждан: понятия и виды // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2010. - № 3. - С. 12-18.

6. Савоськин С. А. «Обращения граждан» как правовая категория // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2017. - Т. 17, № 3. - С. 85-99. -DOI: 10.17506/ryipl.2016.17.3.8599.

7. Савоськин С. А. Актуальные вопросы совершенствования личного приема граждан как формы реализации конституционного права на обращение // Правоохранительные органы: теория и практика. -2022. - № 1 (42). - С. 80-86.

8. Мещерягина В. А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 10. - С. 64-69. - DOI: 10.17803/19941471.2015.59.10.064-069.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мещерягина В. А., Морозова А. С., Жилина А. В. Правовые основы взаимодействия органов публичной власти с гражданами в социальных сетях // Сибирский антропологический журнал. - 2021. - Т. 5, № 4. - С. 174-180. - DOI: 10.31804/2542-1816-2021-5-4-174-180.

10. Тюрина С. Ю., Борисов Н. И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти: нормативно-правовое регулирование и практика // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 10. - С. 12-19.

11. Степкин С. П. Проблемы либерализации законодательства об обращениях граждан // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 7. - С. 40-43. - DOI: 10.18572/1813-1247-2022-7-40-43.

12. Степкин С. П. Проблемы правовой регламентации массовых, веерных и коллективных обращений граждан // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - Т. 17, № 11 (144). - С. 23-30. -DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.023-030.

13. Архипов М. М. Проблема кодификации порядка рассмотрения обращений граждан // Молодой учёный. - 2020. - № 49 (339). - С. 162-169.

14. Роструд. Федеральная служба по труду и занятости. Обзор обращений. - URL: https://rostrud.gov.ru/ room/obrashcheniya-grazhdan/obzor-obrashcheniy/ (дата обращения: 24.03.2023).

15. Администрация Правительства Кузбасса. Обзоры обращений. - URL: https://ako.ru/obrashcheniya-grazhdan/obzory-obrashcheniy.php (дата обращения: 24.03.2023).

Информация об авторах

Бельков Антон Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Кемеровского государственного университета; доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева Кемеровский государственный университет

Адрес для корреспонденции: 650043, Россия, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово, ул. Красная, 6

E-mail: kemerovo_text@mail.ru SPIN-код: 3622-4820, Author ID: 785268

Лисина Наталья Леонидовна - доктор юридических наук, доцент, проректор по развитию имущественного комплекса, заведующая кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса

Кемеровский государственный университет

Адрес для корреспонденции: 650043, Россия, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово, ул. Красная, 6

E-mail: lisina_nl@mail.ru

SPIN-код: 7681-0310, Author ID: 772013

ORCID: 0000-0001-8707-2274

Съедина Наталья Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Кемеровского государственного университета; доцент кафедры истории, философии и социальных наук Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева

Кемеровский государственный университет

Адрес для корреспонденции: 650043, Россия,

Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово,

ул. Красная, 6

E-mail: n.sedina@rambler.ru

SPIN-код: 7864-7342, Author ID: 786050

ORCID: 0000-0002-6841-6921

Информация о статье

Дата поступления - 4 мая 2023 г.

Дата принятия в печать - 15 января 2024 г.

Для цитирования

Бельков А. В., Лисина Н. Л., Съедина Н. В. Особенности рассмотрения обращений граждан о защите трудовых прав на примере Кемеровской области - Кузбасса // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2024. Т. 21, № 1. С. 67-77. й01: 10.24147/1990-5173.2024. 21(1).67-77.

FEATURES OF CONSIDERATION OF CITIZENS' APPEALS ON THE PROTECTION OF LABOR RIGHTS ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION - KUZBASS

A.V. Belkov1, N.L. Lisina2, N.V. Sedina3

1 Kemerovo State University, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia

2 Kemerovo State University, Kemerovo, Russia 3 Kemerovo State University, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia

Introduction. The appeal of a citizen to state bodies and local self-government bodies in order to protect their violated rights or make certain kinds of proposals to improve the activities of public authorities is guaranteed by the Constitution of the Russian Federation. The procedure for working with appeals is quite clearly regulated by a number of federal laws, as well as regulations of ministries and departments, and an algorithm for responding to oral, written and electronic appeals from citizens is provided. Purpose. The purpose of the paper is to find out criteria for the effectiveness of the functioning of the administrative mechanism for considering citizens' appeals on the protection of rights in the sphere of labor at the federal and regional levels. Methodology. With the use of system-structural and formal-legal methods, based on the analysis of statistical data, the activities of the competent authority to consider the appeals of employees and other persons on the protection of their labor rights and interests are studied. Results. The Federal Service for Labor and Employment is one of the key state bodies designed to protect the labor rights of citizens. For the period from 2012 to 2022, this service considered and answered 350,000 appeals related to violations of labor laws. In the Kemerovo region - Kuzbass, there is also a well-functioning system for handling appeals, which is based not only on federal, but also on regional legislation. Appeals of citizens of Kuzbass are recorded in a timely manner, work is carried out on them in the appropriate structure of the regional or local levels of government and a reasoned answer is given. In 2019-2022, about 5,000 complaints were considered in the region on the topic "Labor and Employment of the Population". Conclusion. The right of citizens to appeal is inseparably connected with the duty of responding to it on the part of state bodies and local governments, while this chain of actions should be based on the basic principles of law: equality, humanism, legality, justice, etc.

Keywords: protection of labor rights; citizens' appeals; the right to appeal; the procedure for considering an appeal; labor and employment of the population; labor rights; a citizen's complaint.

REFERENCES

1. Zorkin V.D (ed.). Commentary on the Constitution of the Russian Federation (article by article), 2nd ed., revised. Moscow, Norma Publ., Infra-M Publ., 2011. 662 p. (In Russ.).

2. Smushkin A.B. Commentary on the Federal Law of May 2, 2006 No. 59-FZ "On the Procedure for Considering Citizens' Appeals in the Russian Federation" (item-by-article). Available at "ConsultantPlus" System. (In Russ.).

3. Shirobokov S.A. Development of constitutional ideas in organizational public forms of democratic interaction between a person and the state. Chernye dyry v rossiiskom zakonodatel'stve = Black holes in Russian legislation, 2008, no. 3, pp. 25-26. (In Russ.).

4. Shirobokov S.A. The constitutional right of citizens to manage the affairs of the state as a universal category.

Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal = Business in law. Economic and legal journal, 2015, no. 3, pp. 32-34. (In Russ.).

5. Nilov D.G Appeals of citizens: concepts and types. Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, nablyudenie = Problems of strengthening the rule of law and the rule of law: science, practice, trends, 2010, no. 3, pp. 12-18. (In Russ.).

6. Savoskin S.A. Appeals of citizens as a legal category. Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii I prava Ural 'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk = Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017, vol. 17, no. 3, pp. 85-99. DOI: 10.17506/ryipl.2016.17.3.8599. (In Russ.).

7. Savoskin S.A. Topical issues of improving the personal reception of citizens as a form of implementation of the constitutional right to appeal. Pravookhranitel'nye organy: teoriya i praktika = Law enforcement agencies: theory and practice, 2022, no. 1 (42), pp. 80-86. (In Russ.).

8. Meshcheryagina V.A. Legal nature of the constitutional right to appeal as a subjective right. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian law, 2015, no. 10, pp. 64-69. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.59.10.064-069. (In Russ.).

9. Meshcheryagina V.A., Morozova A.S., Zhilina A.V. Legal basis for the interaction of public authorities with citizens in social networks. Sibirskii antropologicheskii zhurnal = Siberian Anthropological Journal, 2021, vol. 5, no. 4, pp. 174-180. DOI: 10.31804/2542-1816-2021-5-4-174-180. (In Russ.).

10. Tyurina S.Yu., Borisov N.I. Appeals of citizens as a tool to improve the efficiency of interaction between the population and authorities: legal regulation and practice. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo = Administrative and municipal law, 2012, no. 10, pp. 12-19. (In Russ.).

11. Stepkin S.P. Problems of liberalization of legislation on citizens' appeals. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State power and local self-government, 2021, no. 7, pp. 40-43. DOI: 10.18572/18131247-2022-7-40-43. (In Russ.).

12. Stepkin S.P. Problems of legal regulation of mass, fan and collective appeals of citizens. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava = Actual problems of Russian law, 2022, vol. 17, no. 11 (144), pp. 23-30. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.144.11.023-030. (In Russ.).

13. Arkhipov M.M. The problem of codification of the procedure for considering citizens' appeals. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2020, no. 49 (339), pp. 162-169. (In Russ.).

14. Rostrud. Federal Service for Labor and Employment. Overview of cases. Available at: https://rostrud.gov.ru/ room/obrashcheniya-grazhdan/obzor-obrashcheniy/ (accessed 24 March 2023). (In Russ.)

15. Administration of the Government of Kuzbass. Reviews of appeals. Available at: https://ako.ru/obrashcheniya-grazhdan/obzory-obrashcheniy.php (accessed 24 March 2023). (In Russ.).

About the authors

Belkov Anton - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Labor, Environmental Law and Civil Procedure of the Kemerovo State University, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University Kemerovo State University

Postal address: 6, Krasnaya ul., Kemerovo, 650043, Russia

E-mail: kemerovo_text@mail.ru SPIN-code: 3622-4820, Author ID: 785268

Lisina Natalya - Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Associate Professor, Vice-Rector for the Development of the Property Complex, Head of the Department of Labor, Environmental Law and Civil Procedure Kemerovo State University

Postal address: 6, Krasnaya ul., Kemerovo, 650043, Russia

E-mail: lisina_nl@mail.ru

SPIN-code: 7681-0310, Author ID: 772013

ORCID: 0000-0001-8707-2274

Sedina Natalia - Ph.D. in Pedagogics, Associate Professor of the Department of Labor, Environmental Law and Civil Procedure of the Kemerovo State University, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences of T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University

Kemerovo State University

Postal address: 6, Krasnaya ul., Kemerovo,

650043, Russia

E-mail: n.sedina@rambler.ru

SPIN-code: 7864-7342, Author ID: 786050

ORCID: 0000-0002-6841-6921

Article info

Received - May 4, 2023 Accepted - January 15, 2024

For citation

Belkov A.V., Lisina N.L., Sedina N.V. Features of Consideration of Citizens' Appeals on the Protection of Labor Rights on the Example of the Kemerovo Region - Kuzbass. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2024, vol. 21, no. 1, pp. 67-77. DOI: 10.24147/1990-5173.2024. 21(1).67-77. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.