Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломов В.Г.

В статье раскрывается понятие административного судопроизводства, основанное на анализе Конституции РФ, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также других федеральных законов новейшего отечественного законодательства. Освещается подход к пониманию административно-процессуального права, рассматриваемого в качестве нормативного регулятора административного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА»

УДК 34

В.Г. Ломов

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ УПРОЩЕННОГО (ПИСЬМЕННОГО) ПРОИЗВОДСТВА

В статье раскрывается понятие административного судопроизводства, основанное на анализе Конституции РФ, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также других федеральных законов новейшего отечественного законодательства. Освещается подход к пониманию административно-процессуального права, рассматриваемого в качестве нормативного регулятора административного судопроизводства.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административный процесс, особенности.

В КАС введен упрощенный порядок рассмотрения административных дел. Упрощенное (письменное) производство в административном судопроизводстве - это вид искового административного производства

Статьи 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривают рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей;

4) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу. В случае возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства судья при подготовке дела к судебному разбирательству стремится к достижению целей и задач данной стадии процесса, совершая действия, перечисленные в ст. 135 КАС РФ. К ним относятся также действия, направленные на получение письменных доказательств и иных документов, если доказательств, приложенных к административному исковому заявлению, недостаточно, а также для обеспечения возможности административному ответчику представить свои доказательства по делу. Так, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет административному ответчику и заинтересованному лицу копии административного искового заявления и приложенных к нему документов и устанавливает разумный срок для представления в суд возражений в письменной форме по существу административного искового заявления.

В соответствии с ч. 7 ст. 39 КАС РФ прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом. В соответствии с ч. 4 ст. 213 КАС РФ административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. Основываясь на анализе ряда норм КАС РФ, можно сказать, что у суда существует только обязанность по извещению прокурора о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 135 КАС РФ суд направляет ему копии административного искового заявления и документов, к нему приложенных, указывать на возможность рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и предлагать представить заключение в письменной форме.

В определении о подготовке дела к судебному разбирательству, если основанием для перехода к

© Ломов В.Г., 2017.

Научный руководитель: Ушакова Екатерина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2017. № 11-2(74)

рассмотрению дела в порядке упрощенного производства является воля лиц, участвующих в деле, при наличии ходатайства ответчика, следует указывать на возможность применения упрощенного (письменного) производства для рассмотрения данной категории административных дел и устанавливать для ответчика 10-дневный срок для представления возражений относительно применения упрощенного порядка.

В порядке упрощенного производства дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (ч. 6 ст. 292 КАС РФ). Часть 6 ст. 292 КАС РФ указывает не общую продолжительность рассмотрения и разрешения административного дела. Из этого следует, что подготовка дела к судебному разбирательству может быть вынесена за рамки рассмотрения дела в упрощенном порядке. При применении упрощенного (письменного) производства по административным делам общие сроки рассмотрения и разрешения административного дела должны соответствовать срокам, установленным в ст. 141 КАС РФ.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Случаи коллегиального рассмотрения административных дел установлены в ст. 29 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного производства дело рассматривается без проведения устного разбирательства, на основании доказательств и других документов, представленных в письменной форме.

Судебное разбирательство - это самостоятельная стадия производства по административным делам. Данная стадия процесса реализуется посредством проведения судебного заседания, в котором суд рассматривает дело по существу и выносит по результатам судебное решение. В соответствии с ч. 2 ст. 140 КАС РФ, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном гл. 33 КАС РФ, в то время как обычное судебное разбирательство проводится устно. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке судом исследуются только доказательства, представленные в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс). При рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд может принять решение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства. Такая возможность предусмотрена ч. 5 ст. 292 КАС РФ, когда возражения ответчика относительно применения упрощенного производства поступили в суд с нарушением 10-дневного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного производства. Представляется также, что суд может перейти к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства и в том случае, когда при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства установит необходимость выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или истребовать новые или дополнительные доказательства, например назначить экспертизу по делу.

В соответствии с ч. 4 ст. 46 КАС РФ стороны вправе заключить соглашение о примирении. При подготовке дела к судебному разбирательству суд содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение (п. 10 ч. 3 ст. 135 КАС РФ). Примирение сторон и порядок заключения и утверждения соглашения о примирении регулируются ст. 137 КАС РФ.

Административный истец в соответствии с ч. 1, 2 ст. 46 КАС РФ вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска или отказаться от административного иска полностью или частично. Изменение предмета или основания административного иска делает невозможным рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства, так как о совершенном распорядительном действии административного истца должен быть извещен административный ответчик и совершение таких действий может потребовать совершения новых действий по подготовке дела к судебному разбирательству.

При отказе от административного иска полностью или в части, используются правила утверждения соглашения о примирении сторон: суд не переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, но назначает судебное заседание для рассмотрения данного вопроса. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного искового производства. Если был заявлен отказ от иска в части и он был принят судом, то дело в оставшейся части может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Часть 3 ст. 46 КАС РФ предусматривает, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или

частично. При поступлении заявления административного ответчика о признании иска полностью или в части в суд после назначения рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, но до вынесения решения рекомендуется применение порядка, ранее упомянутого для рассмотрения вопроса об утверждении соглашения о примирении и о принятии отказа от административного иска.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС РФ, при этом соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Оно должно отвечать требованиям одной из следующих статей - ст. 215, 227, 238, 249, 259, 264, 269, 273, 279, 285, 290 КАС РФ (в зависимости от категории дел), поскольку указанные нормы содержат специальные требования к содержанию судебных решений по соответствующим категориям административных дел. Как и любое решение, данное решение суда должно быть законным и обоснованным, содержать ответы на все поставленные перед судом вопросы. Решение основывается только на исследовании письменных доказательств и иных документов, представленных сторонами в суд; для него устанавливается сокращенный срок вступления в законную силу (15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения). Также следует отметить, что при вынесении решения по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, не применяются правила, предусмотренные ст. 177 КАС РФ об объявлении решения и о возможности отложения составления мотивированного решения.

Вступление решения суда, принятого по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в законную силу должно происходить по общим правилам, установленным ст. 186 КАС РФ, - по истечении срока, установленного для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано; если решение было обжаловано в апелляционном порядке, то оно вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной жалобы (представления прокурора), если обжалуемое решение не отменено.

Момент вступления решения в законную силу имеет несколько практических значений: во-первых, по общему правилу (ст. 187 КАС РФ) решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу; во-вторых, после вступления решения в законную силу начинает исчисляться срок на кассационное и надзорное обжалование.

КАС не предусматривает специального правила об обращении решений, принятых по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, к немедленному исполнению, но при этом и не исключает возможности обращения решения к немедленному исполнению по основаниям, установленным ст. 188 данного Кодекса. Немедленное исполнение решения суда возможно в случаях, прямо предусмотренных в законе (ч. 8 ст. 227, ч. 3 ст. 259, ч. 3 ст. 264 КАС РФ и др.)

КАС предусматривает возможность приостановления исполнения решения в случае обжалования решения в апелляционном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 306 КАС РФ после поступления административного дела с апелляционной жалобой или апелляционным представлением суд апелляционной инстанции в порядке подготовки административного дела к рассмотрению по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе разрешает вопросы о приостановлении исполнения судебного решения.

Анализируя практику рассмотрения дел прихожу к выводу что, упрощенное (письменное) производство, с одной стороны, способствует достижению цели процессуальной экономии времени и средств суда, а также лиц, участвующих в административном судопроизводстве, но при этом, с другой стороны, нисколько не умаляет задач административного судопроизводства, декларированных в ст. 2 КАС РФ.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

2.Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ.

3.Вестник ВАС РФ. 2012. N 12.

4.В.В. Яркова "Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр)" ("Статут", 2016)

5.Ш.У. Степанян «Особенности административного судопроизводства как самостоятельной формы осуществления судебной власти.

6.Материалы административного судопроизводства Чкаловского районного суда.

7.Официальный сайт Чкаловского районного суда Нижегородской области http://chkalovsky.nnov.sudrf.ru

ЛОМОВ ВАДИМ ГЕННАДЬЕВИЧ - магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.