Научная статья на тему 'Особенности расследования причинения имущественного ущерба, совершенного путем обмана или злоупотребления доверием, при использовании железнодорожного транспорта'

Особенности расследования причинения имущественного ущерба, совершенного путем обмана или злоупотребления доверием, при использовании железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / CRIMINALISTICS / INVESTIGATING / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / ПРИЧИНЕНИЕ УЩЕРБА / DAMAGE / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / INVESTIGATIVE ACTIONS / РАССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Качурова Елизавета Сергеевна

В статье анализируются основные проблемы, возникающие при расследовании причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенного организациями, оказывающими экспедиторские услуги в сфере железнодорожного транспорта, а также специфические криминалистические особенности рассматриваемых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Качурова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTIGATION OF CAUSING A PROPERTY DAMAGE COMMITTED BY FRAUD OR BREACH OF TRUST WITH USING OF RAILWAY TRANSPORT

In the article practical difficulties of investigation of property damage caused by deception or abuse of trust, committed by organizations delivering forwarding services at the railway, and specific criminalistic peculiarities of the crimes discussed, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности расследования причинения имущественного ущерба, совершенного путем обмана или злоупотребления доверием, при использовании железнодорожного транспорта»

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, связанное с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, имеет определенную специфику, которая обусловлена особенностями перевозочного процесса и документооборота. Действующий порядок перевозки грузов железнодорожным транспортом весьма неоднозначен с точки зрения контроля приема и выдачи грузов и багажа. Это является основным условием, способствующим совершению преступлений в виде причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в сфере железнодорожного транспорта [1, с. 7-9].

В настоящее время экономическая структура, какой является ОАО «Российские железные дороги», переживает сложный этап развития, характеризующийся тем, что, с одной стороны, в ней существуют организованные преступные структуры, с другой - эти преступные организации стремятся закрепиться в пореформенных образованиях на железной дороге.

В то же время законодательная регламентация состава преступления в виде причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при использовании железнодорожного транспорта имеет определенные сложности в правоприменительной деятельности как в процессе доказывания события преступления, так и при квалификации преступления и отграничении от смежных составов. Особые проблемы вызывает выявление указанных преступлений, что связано с участием в преступной деятельности руководителей и сотрудников железной дороги, обеспечивающих «теневой» характер всему процессу незаконных грузоперевозок.

При расследовании указанных преступлений важно учитывать характерные особенности самих объектов железнодорожного транспорта. В частности, большой объем перевозимых грузов, круглосуточный цикл (режим) работы, возможность совершать преступления длительный срок на территории различных регионов и др. [2, с. 8].

Указанные обстоятельства актуализируют поиск новых приемов, средств, методов раскрытия и расследования причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершаемых при использовании железнодорожного транспорта.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершаемого при использовании железнодорожного транспорта, зачастую совершается организациями, оказывающими экспедиторские услуги.

Относительно причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенного организациями в сфере железнодорожного транспорта, непосредственным субъектом данного преступления являются лица, являющиеся сотрудниками организаций, осуществляющих экспедиторские услуги при перевозке грузов железнодорожным транспортом [3, с. 5]. Экспедиторские услуги при транспортировке грузов предполагают выполнение ряда работ и мероприятий по подготовке, осуществлению перевозки, сопровождению груза и решению вопросов, связанных с подготовкой транспортной документации, необходимой для транспортного процесса. Соучастниками при этом, как правило, выступают сотрудники железной дороги, отвечающие как за оформление документации, так и за контроль за перевозками. Без подобной поддержки преступникам крайне сложно осуществить неправомерный замысел.

После возбуждения уголовного дела процесс дальнейшего расследования строится в зависимости от объема информации о событии преступления и личности преступника, имеющихся в распоряжении следователя (дознавателя).

Чаще всего по делам рассматриваемой категории преступлений виновное лицо, являясь грузоотправителем, злоупотребило доверием или обмануло представителя перевозчика и воспользовалось услугами по перевозке грузов и багажа железнодорожным транспортом с целью уклонения от материальных затрат, размер которых установлен действующими тарифами. Незаконное пользование транспортными услугами получило широкое распространение в предпринимательской среде.

Услуги перевозчика многие предприниматели стремятся получить либо вовсе бесплатно, либо за плату по минимальному тарифу. Для этого грузоотправители в документах указывают неверное наименование перевозимого груза. Иногда в документах занижается вес товара и число мест. Таким образом, совершение подобных преступлений выгодно всем сторонам железнодорожных грузоперевозок.

Также встречаются ситуации, когда виновный, являясь работником железной дороги, получил от грузоотправителя по действующим тарифам денежные средства за перевоз багажа или груза и обратил их в свою пользу, не оформив перевозочные документы. Наиболее распространенными способами совершения преступления в этом случае будут являться: перевозка иного вида груза, вместо указанного в документах, занижение веса груза или багажа, «ложный тариф», т. е. использование тарифов, не подлежащих применению в конкретной ситуации, прием к перевозке бездокументарного груза или багажа.

На первоначальном этапе расследования необходимо составить согласованный план первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий в целях эффективного расследования и рационального взаимодействия с другими службами органов внутренних дел.

С учетом исходной информации, полученной оперативным путем, целесообразно наметить неотложные следственные действия, избрать эффективные тактико-психологические приемы, средства и методы их проведения. Планируя расследование, дознаватель (следователь) должен исходить из того, что выявленный факт незаконной перевозки является лишь одним из эпизодов преступной деятельности. Поэтому дознаватель согласует с работниками ОБЭП мероприятия по установлению всех лиц, участвовавших в преступной деятельности, проверяет, осуществляло ли лицо ранее незаконную деятельность, в том числе с использованием других способов незаконного обогащения.

Важнейшим доказательством факта причинения ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без цели хищения выступают показания потерпевших и подозреваемых.

По преступлениям, предусмотренным ст. 165 УК РФ, в ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить: какие обязательства взял на себя представитель, в каких документах это отражено; порядок документального оформления перевозки груза, багажа и пассажиров; были ли случаи несоблюдения работником нормативно установленных правил перевозки, какие меры применялись со стороны управленческого аппарата; место, время, способ причинения имущественного ущерба; в чем выразился обман или злоупотребление доверием; когда, где потерпевший узнал о причинении имущественного ущерба; какова величина фактических убытков, в каких документах этот факт отражается, имеется ли документальное подтверждение причинения ущерба.

Перечень вопросов определяется в зависимости от способа совершения причинения имущественного ущерба и конкретных обстоятельств.

Свидетелями по этой категории дел являются сотрудники транспортного учреждения и иные граждане, напрямую или косвенно принимающие участие в процессе грузоперевозок. Для эффективности получения сведений, которыми обладает свидетель, желательно изучить личность, выяснить должностное положение, характер служебных, личных связей и взаимоотношений с лицами, изобличенными в совершении преступления, их возможную осведомленность, заинтересованность в исходе расследования.

Допрос подозреваемого является одним из важнейших следственных действий, позволяющих не только получить комплекс информации о деятельности юридического лица, но и выяснить роль каждого из участвующих в преступной деятельности. Допрос подозреваемого всякий раз позволяет уточнить направления расследования, вскрыть отдельные обстоятельства, которые следователем (следственно-оперативной группой) вообще не изучались. Исходя из того, что это одно из сложных следственных действий в системе расследования причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без цели хищения, совершенного на железной дороге, оно должно тщательно готовиться на основе анализа всего комплекса сведений, полученных к этому времени. Следует иметь в виду, что торопливость, поверхностность в проведении допроса не могут привести к должному результату [4, с. 15].

При подготовке к допросу подозреваемого (обвиняемого) необходимо учитывать, что его показания могут быть положены в основу обвинения только после того, как будут тщательно проверены и подтверждены совокупностью других доказательств. Важно стремиться к установлению психологического контакта с допрашиваемым, чтобы, воздействуя на лучшие стороны его личности, убедить в необходимости дачи правдивых показаний. Достижению этой цели способствует тщательная подготовка к допросу, которая включает: изучение материалов дела, анализ имеющихся документов, изучение личности допрашиваемого, составление письменного плана допроса, при

необходимости - получение консультации у специалиста. Необходимо тесное взаимодействие дознавателя с сотрудниками оперативных подразделений с целью выяснения образа жизни допрашиваемого, его связей, характера его служебных и личных взаимоотношений в коллективе [5, с.

19].

Наиболее сложным при расследовании указанных преступлений является доказывание субъективной стороны - наличия умысла на причинение имущественного ущерба без цели хищения. Поэтому необходимо максимально подробно зафиксировать порядок поступления денег от перевозки груза, багажа, установить общий объем полученных денежных средств. При допросе подозреваемого в случае причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в сфере железнодорожного транспорта выясняют: с какого момента и в чем заключается его служебная деятельность, в каких документах это отражено; какой номер маршрута обслуживал на момент совершения преступления; где, кто и как обратился с просьбой об оказании услуги по перевозке груза; имел ли он право самостоятельно принимать решение по данной просьбе; почему не поставил в известность начальника поезда и других членов бригады; когда и почему возник умысел на незаконное обогащение; в чем конкретно заключались нарушения перевозки груза; какие инструкции и иные нормативно-правовые акты были им нарушены; когда, где и какое вознаграждение он получил за предоставление оказанных услуг; как намеревался распорядиться (распорядился) полученным вознаграждением; кем, когда и при каких условиях был выявлен факт нарушения правил перевозки; совершал ли ранее нарушения правил перевозки груза, багажа или пассажиров железнодорожного транспорта; какие вознаграждения получал; привлекался ли к ответственности за выявленные ранее нарушения правил перевозки, какие меры ответственности к нему применялись.

Важное доказательственное значение имеют документы, подтверждающие факт перевозки грузов. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с уголовно-процессуальным законом могут быть изъяты только те документы, которые имеют отношение к расследуемому уголовному делу. В ходе выемки изымаются документы учета и отчетности, производственные журналы, приказы (распоряжения) о приеме на работу и подтверждение занятий конкретной деятельностью, различные черновые записи, иные документы, отражающие операции по приему (выдаче) денежных средств (имущества) от граждан и юридических лиц, актов или справок оценки ущерба. Выемка документов и их осмотр с участием специалиста позволяет дознавателю углубленно ознакомиться с порядком оформления документов, выявить возможную фальсификацию либо уничтожение документов заинтересованными лицами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее востребованными при расследовании причинения имущественного ущерба без цели хищения являются такие следственные действия, как осмотр места происшествия, равно как и другие виды следственного осмотра, обыск, выемка, допросы свидетелей, подозреваемых и обвиняемых. Данная совокупность следственных действий позволяет наиболее полно установить предмет доказывания по делу. Но, безусловно, полный комплекс следственных действий, необходимых для установления истины по делу, будет различаться в каждом конкретном случае и будет обусловлен сложившейся на момент расследования следственной ситуацией.

В завершение хочется отметить, что качество досудебного производства по уголовным делам о причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, нанесенного организациями, оказывающими экспедиторские услуги в сфере железнодорожного транспорта, станет значительно выше, если параллельно с производством анализируемых выше следственных действий будет осуществляться эффективное взаимодействие с оперативными службами органов внутренних дел, совместное планирование и проведение тактических операций.

Литература

1. Черных Е. Е. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием: вопросы применения и совершенствования законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009.

2. Кравчук Л. А. Методика расследования уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1. ст. 165 УК РФ, и практика их рассмотрения судами: научно-практическое пособие. Екатеринбург, 2012.

3. Логинова Н. Г. Уголовная ответственность за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2007.

4. Лановой А. Ф. Первоначальный этап расследования мошенничества, совершаемого на объектах железнодорожного транспорта: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

5. Криминалистическая тактика и криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: курс лекций / авт.-сост. О. В. Трубкина. Иркутск, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.