Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / КАТАСТРОФЫ / АНАЛИЗ / ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ / СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разгоняева Ю.В.

В настоящей статье рассматривается вопрос о расследовании авиационных происшествий. Проанализированы характерные особенности расследования авиционных происшествий. Указаны проблемные моменты при раскрытии преступлений. В статье изучены цели следственных органов в работе расследования преступлений в сфере авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разгоняева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTIGATION OF ACCIDENTS

This article discusses the investigation of accidents. In the conditions of introduction of system safety management an increasingly important value takes identify risk factors as in airlines and civil aviation in General. If not identified threat factors, and to talk about risk management in the field of safety is meaningless. Ways of identifying hazards are many, they are detailed in the Guide to safety management of the Russian Federation "On approval of rules of investigation of aviation incidents and incidents with civil aircraft in the Russian Federation" (as amended by the Decree of the RF Government dated 17.05.2016 N 870). One of the most informative methods for their identification are investigation how the investigation of airlines is relatively minor events, and investigation of the competent authorities of accidents and incidents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

7. Ackerman R., H. Clages, H. Roll. Handbuch der Kriminalistik. Kriminaltaktik Praxis und Ausbildung. Stuttgart - Drezden: Boorberg, 2007.

8. Clages H. Der Rote Faden. Grungds?tze der Kriminalpraxis. Kriminalistik Verlagsgruppe Heidelberg, 2004. S. 155 - 156.

УДК 343

Разгоняева Ю.В. студент, 4 курс научный руководитель: Аминев Ф.Г., доктор юридических наук

доцент Институт права Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ

Аннотация: В настоящей статье рассматривается вопрос о расследовании авиационных происшествий. Проанализированы характерные особенности расследования авиционных происшествий. Указаны проблемные моменты при раскрытии преступлений. В статье изучены цели следственных органов в работе расследования преступлений в сфере авиации.

Ключевые слова: авиация, катастрофы, анализ, особенности расследования, особенности осмотра места происшествия, судебные экспертизы.

Razgonyaeva Y. V. Student, 4 year Institute of Law Bashkir State University

Russia, Ufa Scientific adviser: Aminev F.G.

Doctor of Law, Associate Professor Institute of Law, Bashkir State University

Russia, Ufa

FEATURES OF INVESTIGATION OF ACCIDENTS

This article discusses the investigation of accidents. In the conditions of introduction of system safety management an increasingly important value takes identify risk factors as in airlines and civil aviation in General. If not identified threat factors, and to talk about risk management in the field of safety is meaningless. Ways of identifying hazards are many, they are detailed in the Guide to safety management of the Russian Federation "On approval of rules of investigation of aviation incidents and incidents with civil aircraft in the Russian Federation" (as amended by the Decree of the RF Government dated 17.05.2016 N 870). One of the most informative methods for their identification are

investigation how the investigation of airlines is relatively minor events, and investigation of the competent authorities of accidents and incidents.

Keywords: aviation, disaster, analysis, features of the investigation, features of the inspection of the scene, forensic examinations.

В условиях внедрения систем управления безопасностью полётов всё более важное значение принимает выявление опасных факторов, действующих как в авиакомпаниях, так и в системе гражданской авиации в целом. Если не выявлены опасные факторы, то и говорить об управлении рисками в области безопасности полётов бессмысленно. Одним из наиболее информативных способов их выявления являются расследования, как расследования авиакомпаниями относительно незначительных событий, так и расследования уполномоченными органами авиационных происшествий и инцидентов.

Множество последних авиационных происшествий, с участием самолетов российских авиакомпаний, произошли от халатности как организационных структур, обеспечивающих передвижение воздушных судов, так и непосредственных участников воздушного движения (летчиков, диспетчеров). Такие происшествия зачастую заканчиваются крайне трагично для пассажиров и экипажа самолета. Выявить нарушителя, преступника в данном случае бывает очень сложно, так как цепочка ответственных лиц за каждое действие уходит по различным функциональным ступеням.

Важность расследования авиационных происшествий для повышения безопасности полётов трудно переоценить, поэтому Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла соответствующие стандарты и изложила их в приложении 13 к Чикагской конвенции. Рекомендации ICAO по расследованию, учитывающие накопленный опыт, даны в Руководстве по расследованию авиационных происшествий и инцидентов .

Как известно, расследование авиационных происшествий проводится с целью предотвращения их в будущем. В ходе расследования осуществляется сбор информации о подготовке и формировании экипажа, выполнении программы поддержания лётной годности воздушного судна, его исправности перед вылетом и в процессе полёта, аэронавигационном обслуживании, метеорологических и других условиях полёта, устанавливаются действия экипажа в процессе развития аварийной ситуации и т.д. 71

Часть IV Руководства по расследованию авиационных происшествий и инцидентов ICAO так рекомендует формулировать причины авиационных происшествий:

в п. 3.2.1. "Причиной является действие, упущение, условия или

71Иванова Г.Я. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в России / Г.Я. Иванова - М.: Просвещение, 2012. - 170с.

обстоятельства, исключив или устранив которые можно было бы предотвратить происшествие или уменьшить число пострадавших или разрушений"

То есть причины должны отражать возможности по их устранению или хотя бы ослаблению влияния. В подавляющем большинстве случаев авиационное происшествие происходит не по одной причине. Если произошло авиационное происшествие, значит, опасные факторы сложились в цепь событий, справиться с которой авиационная система вообще и система управления безопасностью полётов этой авиакомпании, в частности, оказались не в состоянии. В этом случае выявление опасных факторов авиационного происшествия производится не авиакомпанией, а возлагается на назначаемую государственным полномочным органом комиссию по расследованию, председателем которой назначается лицо, имеющее соответствующую квалификацию.

Все авиационные происшествия делятся на три вида:

1. Самый сложный вид происшествия для последующего расследования - это авиакатастрофа, повлекшая гибель людей, разрушение или повреждение самолета.

2. Авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель людей и непосредственное разрушение самого воздушного судна;

3. Неисправности, преднамеренные поломки воздушного судна, которые были обнаружены на стоянке. 72

Также можно было бы выделить в отдельный вид, в связи с последними событиями, и организацию передвижения транспорта на взлетной полосе, которая по халатности сотрудников диспетчерской привела к негативным последствиям.

Рассмотрим каждый вид происшествия по отдельности.

Авиакатастрофа, повлекшая гибель людей, разрушение или повреждение воздушного судна. Рассматриваемое авиационное происшествие включает в себя следующую группу происшествий:

1. причину столкновения воздушных суден при воздушном передвижении (полете) в сложных метеорологических условиях или ночью установить не так сложно, так как всегда имеются конкретные данные специальных служб о погодных условиях на участке столкновения судов;

2. в случае разрушения воздушного судна при непосредственной и запланированной посадке, произошедшее в результате отказа взлетно-посадочных механических систем, следствию необходимо установить, в результате чего произошел отказ механических систем, и имела ли место преднамеренная поломка деталей до отправления самолета в начальном пункте;

3. схожие особенности с предыдущей группой при расследовании имеют обстоятельства падения воздушного судна в результате потери

72Осипов Н.А. Авиационные происшествия и авиакатастрофы / - М.: Инфам, 2015. - 250с.

летчиками управления, а также отказа в работе двигателя и иных механических устройств. Такие случаи классифицируют как причины конструктивных недостатков воздушного судна (флаттер и прочие);

4. еще одна очень сложная для расследования ситуация это авиационные происшествия в случае взрыва воздушного судна или пожара;

5. столкновение воздушного судна с преградами при взлете и посадке. Данную группу следует отнести к отдельному виду авиационных происшествий, так как здесь могут иметь место упущения при организации передвижения транспорта на взлетной полосе, которая по халатности сотрудников диспетчерской привела к негативным последствиям. 73

В первую очередь при расследовании авиакатастрофы должны быть проверены все версии о её механических (технических) причинах. Для этого следствию понадобятся высококлассные специалисты в рассматриваемой области. Особое внимание следует уделить организации полетов с допущенным нарушением установленных правил, а также предварительной подготовке экипажа воздушного судна. Правила организации полетов, начиная с посадки летчиков за штурвал воздушного судна, заканчивая приземлением в конечном пункте, не подлежат варьированию, так как малейшее отступление от правил грозит гибелью пассажиров.

К неправильной организации можно отнести: неудовлетворительная подготовка авиатехники к полету; отсутствие специального освещения, сигнальных огней взлетной полосы, системы обеспечения слепой посадки; допуск к полетам с заболеваниями и др. Для следствия важно определить, какая причина стала решающей, каков источник этой причины, кто был ответственен за совершение тех или иных организационных, технических действий, ненадлежащее выполнение которых повлияло на причину авиакатастрофы, повлекшей гибель людей, разрушение или повреждение воздушного судна.

Выясняется где и когда произошла авиационная катастрофа или авария, что конкретно наблюдали очевидцы в этот момент, не слышали ли взрывов или сильных хлопков во время полета и в момент удара самолета о землю, не наблюдали ли пламя или шлейф дыма за самолетом, каковы были цвет и густота дыма, слышали ли шум работавших двигателей перед ударом самолета о землю, каковы были направление и угол снижения самолета, пикировал или планировал самолет до соприкосновения с землей.

К примеру, гибель главы компании Total в аэропорту Внуково, вызвала широкий общественный резонанс. В рамках расследования уголовного дела был арестован водитель снегоуборочной машины, столкнувшейся с самолетом. В ходе расследования был подтвержден приведенный нами выше аргумент о том, что выявить нарушителя, преступника в таких случаях очень сложно, так как цепочка ответственных за каждое действие уходит по различным функциональным ступеням.

73Конева В.М. Авиационные катастрофы / В.М. Конева - М.: Просвещение, 2015. - 247с.

Исследовав все обстоятельства происшествия, следствие все таки выявило простого водителя, также были привлечены четыре сотрудника диспетчерской службы аэропорта, вина которых в авиакатастрофе имеет прямой характер.

В рассматриваемом случае были нарушены правила организации передвижения транспорта на взлетной полосе, которая по халатности сотрудников диспетчерской привела к негативным последствиям. 74

Расследование следующих групп авиационных происшествий также имеют ряд особенностей. Следует сразу сказать, что поломки в самолете ,обнаруженные на авиционной стоянке,могут появиться в трех случаях: случайно; в случае неосторожности обслуживающего персонала; умышленно.

Для проверки версий в неотложном порядке производятся осмотр поврежденного самолета, места его стоянки и прилегающей местности, площадки для регламентных работ, а также выемка и осмотр документов, относящихся к ремонту и техническому осмотру самолета. Проводится также допрос свидетелей из состава охраны, технического персонала и экипажа самолета, обыск в целях обнаружения орудий поломки, проведение технической и трасологической экспертиз, а также оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения орудий преступления и установления виновных. При обнаружении поломок, причина которых поначалу не ясна, данных для немедленного возбуждения уголовного дела бывает недостаточно. В первую очередь проверяются версии о причине поломки. Проверяются также версии о времени и орудиях поломки и ее виновнике путем осмотра самолета, места стоянки и прилегающий местности, осмотра документов, характеризующих техническое состояние самолета, допроса членов экипажа и лиц из обслуживающего технического состава, а также путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Если поломка, обнаруженная во время полета, не затрагивает органы управления и устойчивости самолета, взлетно-посадочных устройств, то расследование занимает меньше времени, поскольку имеются свидетели из состава экипажа и пассажиров, сохранились вещественные доказательства и запись радиообмена («черный ящик»). В плане расследования предусматривается проверка версий о причине вынужденной посадки, характере, причинах и времени поломки. В качестве первоочередных мероприятий для поверки версий проводится осмотр самолета, места вынужденной посадки, взлетно-посадочной полосы, выемка и осмотр технической и летной документации, в том числе магнитофонной ленты с записью радиообмена между экипажем и командно-диспетчерским пунктом, охраны и руководства полетами, судебно-техническая экспертиза, допрос подозреваемого.

Для проверки указанных версий необходимо в неотложном порядке

74Кабанов Н.П. Инженерная и профессиональная психология. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 315с.

организовать поиск и осмотр частей разрушенного самолета, места его падения и окружающей местности, осмотр трупов, выемку и осмотр технической и медицинской документации, назначить судебно-медицинскую и авиатехническую экспертизу, допросить свидетелей-очевидцев катастрофы.

Объектами осмотра в зависимости от характера и последствий происшествия могут быть: место падения или вынужденной посадки самолета вне аэродрома и прилегающая местность, разрушенное воздушное судно (поврежденное) либо его отдельные части, взлетно-посадочные полосы и местность от аэродрома до ближней радиоприводной станции, а также трупы погибших членов экипажа и пассажиров. Необходимо дать указание опечатать ленту с записью радиопередач экипажа, журнал радиообмена командной радиостанции, а при необходимости и другие

75

документы.

Начинать осмотр следует с объектов, которые раньше других могут подвергнуться изменениям в результате спасательных и восстановительных работ, и с объектов, результаты осмотра которых могут оказать влияние на эффективность осмотра других объектов.

Вопросы эксплуатации авиационной техники, организации, подготовки и обеспечения полетов, условий и режима полетов, нарушений правил пилотирования и другие вопросы работы авиации находят подробное отражение в многочисленных документах, которые ведутся различными авиационными службами.

Тщательное изучение этих документов позволяет получить ценную информацию об обстоятельствах авиационного происшествия. В зависимости от характера авиационного происшествия осмотру подлежат: полетный лист данного экипажа; журнал хронометража полетов диспетчера аэропорта; журнал радиообмена командной радицостанции (магнитофонная лента с записью радиообмена между командно-диспетчерским пунктом и экипажем самолета и др.) Кроме того, для следователя могут представлять интерес документы, отражающие состояние авиационной техники: технические формуляры на самолет и двигатель, паспорта на отдельные агрегаты и приборы, журналы учета поломок и отказов авиатехники.

По делам данной категории назначается несколько видов судебных экспертиз. Авиатехническая экспертиза включает исследования в области авиационной техники, пилотирования, штурманской, радиотехнической и навигационной службы, аэродромно-технического обслуживания и др. Объектами судебно-медицинской экспертизы являются не только трупы и их части, но и живые лица, а также вещественные доказательства. Ряд судебно-медицинских вопросов, касающихся происхождения авиационной травмы и механизма ее образования, решает комплексная экспертиза в составе судебного медика и специалиста в области авиационной физиологии.

75Обухова С.А. Авиационные происшествия / С.А. Орлова М.: Олган, 2015 - 251с.

Криминалистическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий находит применение главным образом в случаях необходимости трасологических исследований, определения целого по частям, исследования документов и идентификации личности погибших. При необходимости исследования магнитофонной записи радиообмена между экипажем и командно-диспетчерским пунктом используются возможности акустической экспертизы.

Ценность магнитофонной ленты радиообмена заключается не только в том, что она позволяет дословно восстановить смысловое содержание докладов летчика и команд руководителя полетов и хронометрически установить точное время эволюции полета, но и в том, что по магнитофонной записи радиообмена представляется возможность изучить речевые особенности участников радиообмена и таким образом идентифицировать каждого из них, определить, кому принадлежит каждая команда, изучить изменения в характере речи каждого участника радиообмена. В отдельных случаях по магнитофонной записи можно приблизительно определить отдельные параметры пространственного положения самолета в воздухе. В зависимости от характера происшествия в качестве свидетелей допрашиваются очевидцы из числа летного и технического состава, диспетчерской службы, работники, осуществлявшие подготовку и обеспечение полетов, а также лица, оказавшиеся в районе вынужденной посадки или падения самолета, спасшиеся члены экипажа и пассажиры, работники авиаремонтных мастерских, групп регламентных работ.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что расследование авиационных происшествий - сложный аспектный процесс, требующий проведения множества следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Расследование авиационных происшествий всегда требует специальные знания, ориентированные на исследования различных технических составляющих.

Использованные источники:

1. Иванова Г.Я. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в России / Г.Я. Иванова - М.: Просвещение, 2012. - 170с.

2. Конева В.М. Авиационные катастрофы / В.М. Конева - М.: Просвещение, 2015. - 247с.

3. Кабанов Н.П. Инженерная и профессиональная психология. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 315с.

4. Обухова С.А. Авиационные происшествия / С.А. Орлова М.: Олган, 2015 - 251с.

5. Осипов Н.А. Авиационные происшествия и авиакатастрофы / - М.: Инфам, 2015. - 250с.

6. Расследованиеавиакатастроф- National Geographic Channel -Россия[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://natgeotv.com/ru/rassledovanie-aviakatastrof.

7. http: // www.mak.ru/; «Межгосударственный авиационный комитет», Справка по аварийности гражданских воздушных судов в первом полугодии 2017 года.

8. ПП РФ «Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 N 870).

9. Аминев Ф.Г. Теория и практика использования специальных знаний в раскрытии и расследовании преступлений. Материалы 50-х Криминалистических чтений: в 2-х частях. Академия управления МВД России, 2009

УДК 343

Разгоняева Ю.В. студент, 4 курс научный руководитель: Аминев Ф.Г., доктор юридических наук

доцент Институт права Башкирский государственный университет

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ СЕРИЙНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие «серийные убийства». Выделены сложности в раскрытии серийных убийств, рассмотрены причины низкой раскрываемости данного вида преступлений. В статье изучены цели следственных органов в работе с серийными убийствами, рассмотрены основные методы раскрытия данных видов преступлений. Выбор темы обусловлен ее актуальностью, так как она посвящена исследованию вопросов методики расследования убийств - самого тяжкого преступления против личности; наличием спорных вопросов, разрешение которых необходимо для правильной квалификации и оценки общественной опасности содеянного.

Ключевые слова: «серийные убийства», серии, маньяк-убийца, следственные органы, правоохранительные органы, комплексный подход, модель поведения преступника, розыскные мероприятия.

Razgonyaeva Y. V. Student, 4 year Institute of Law Bashkir State University

Russia, Ufa Scientific adviser: Aminev F. G. Doctor of Law, Associate Professor Institute of Law, Bashkir State University

Russia, Ufa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.