Литератур а
Бирина У.А. 2002. Встречи водоплавающих и околоводных птиц в Санкт-Петербурге во внегнездовой период: редкие для города и залётные виды // Рус. орнитол. журн. 11 (190): 643-650.
Мальчевский А.С., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Храбрый В.М. 2015. Птицы Петербурга: Иллюстрированный справочник. СПб.: 1-463.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1684: 5180-5183
Особенности распределения и экологии американского Anthus rubescens japonicus и горного A. spinoletta blakistoni коньков в высокогорьях Байкальской рифтовой зоны
Ю.А.Дурнев, М.В.Сонина, Н.В.Морошенко
Второе издание. Первая публикация в 2018*
Таксономически сложная политипическая группа горных коньков, включающая в себя американского конька Anthus rubescens Tunstall, 1771 и горного конька A. spinoletta Linnaeus, 1758, имеет обширный ареал в горных системах и на морских побережьях большей части Го-ларктики (Степанян 2003). В общих чертах, американский конёк населяет горы Северной Америки между тихоокеанским, атлантическим и арктическим побережьями и всю северо-восточную часть Азии. Горный конёк распространён по горным хребтам Европы и Центральной Азии.
Восточноазиатский подвид американского конька A. r. japonicus Temminck et Schlegel, 1847), имеющий зону симпатрии с A. s. blakistoni Swinhoe, 1863 в горном обрамлении Байкальского рифта (Степанян, Гусев 1962; Гусев 1965; Назаренко 1978; Васильченко 1987; Дурнев, Ковшаров, Морошенко 1989), в гнездовое время не встречается ни в субальпике Мунку-Сардыка, ни на Тункинской гряде, ни на Окинском плоскогорье. В связи с этим западной границей ареала A. rubescens на юге Сибири может быть признан правый борт Тункинской долины, формируемый средневысотными хребтами, являющимися продолже-
* Дурнев Ю.А., Сонина М.В., Морошенко Н.В. 2018. Особенности распределения и экологии американского (Лп^ш rubescens japonicus) и горного (А. spinoletta blakistoni) коньков в высокогорьях Байкальской рифтовой зоны II Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: Материалы 6-й Международ. орнитол. конф. Иркутск: 79-83.
нием Хамар-Дабана — Хангарульским, Зангисанским, Загангольским и Уругудеевским. Восточная граница ареала А. вртоШеЫа проходит по хребтам северо-восточного Прибайкалья (Редькин 2000; Волков 2015).
В весенний период А. тиЬевсепв появляется на Южном Байкале в последней декаде апреля, в разные годы позднее горного конька на 12-14 дней. В высокогорья поднимается вслед за сходом снежного покрова. На местах гнездования американские коньки появляются к концу мая и сразу же начинают активно токовать. Во время весенних и летних похолоданий со снегопадами держатся по речкам и ручьям, берегам горных озёр. На Хамар-Дабане А. тЬевсепв населяет все высокогорные тундры (моховые, кустарниковые, щебнистые) в интервалах высот от 1800 до 2000 м н.у.м.), предпочитая петрофильные ксеро-фитные участки с каменистыми или щебнистыми россыпями. В качестве присад обычно используют крупные валуны и обломки скальной породы.
Гнездо располагается на земле, чаще всего у небольшого камня; сверху, как правило, открыто. Гнездо из тонких сухих травинок, хвои кедрового стланика с примесью шерсти копытных. В кладке 4-6 яиц. Размеры 58 яиц из 13 гнёзд (все из высокогорий Хамар-Дабана) следующие: 20.4-25.7x13.5-18.8 мм. Массовая откладка яиц происходит в течение июня. Насиживание длится до 2 недель. Взрослые птицы при насиживании скрытны; после вылупления птенцов становятся очень беспокойными. Птенцы уходят из гнезда в возрасте 10-12 дней, ещё не умея летать. Высокий процент птенцов А. гиЬевсепв (как, впрочем, и А. вртоШеЫа) поражён личинками мух из рода ТтуросаШркота, что приводит к дефектам в развитии крыльев и последующей гибели молодых, не способных к полёту птиц. Максимальная концентрация американских коньков наблюдается в конце июля в истоках горных рек и ручьёв, по берегам ледниковых высокогорных озёр с галечными и щебнистыми берегами.
Миграционное поведение у А. тиЬевсепв наблюдается с начала августа; к концу этого месяца по мере выпадения снега в высокогорье коньки спускаются на побережье Байкала, берега реки Иркут и других водоёмов, где задерживаются до ноября (самая поздняя дата регистрации — 6 ноября 1991).
В рационе взрослых птиц и птенцов А. тиЬевсепв в гнездовой период доминируют имаго подёнок, веснянок, ручейников, обнаруженные в 90% обследованных копроматериалов (162 пробы). Осенью в питании представлены гаммариды и личинки насекомых-гидробионтов, обнаруженные во всех обследованных желудках; до 25% объёма содержимого составляют измельчённые раковины моллюсков.
В целом экология американского конька носит явно выраженный петрофильный и приводный характер, что, наряду с сильно выражен-
ной пятнистостью в окраске оперения, сближает эту форму с горными коньками группы littoтaliв — petтoвuв — haтmвi (Дурнев, Ковшаров, Мо-рошенко 1989).
В горном обрамлении Байкальского рифта среднеазиатский подвид горного конька АпШив вртоШеиа ЬШаЫв^т населяет все высокогорные местообитания от верхней границы леса до моховых и кустарниковых тундр (интервал высот от 1800 до 2400 м н.у.м.). Горные коньки предпочитают участки с хорошо развитым, но невысоким травянистым покровом из осок и кобрезий, не избегают участков моховых и лишайниковых участков; важным является наличие отдельных кустов и куртин кедрового стланика, которые используются птицами как при-сады и наблюдательные пункты.
Прилёт - один из самых ранних для насекомоядных птиц - на Южном Байкале отмечается в первой декаде апреля. В горы горный конёк поднимается постепенно, вслед за сходом снегового покрова. Ли -шённых снега и бедных растительностью остепнённых южных склонов гор и прибрежных отмелей избегает даже в весенний период.
На местах гнездования в ландшафтах субвысокогорий горные коньки появляются к концу мая небольшими стайками и сразу же приступают к токовым полётам. Во время летних снегопадов и резких похолоданий спускаются в лесной пояс, держатся по речкам и ручьям, берегам горных озёр. Активное пение продолжается до середины июля. Небольшой «всплеск» песенной активности отмечается во время осеннего пролёта в сентябре.
Гнездо располагается на земле, чаще всего хорошо укрыто сверху нависающей травой. Гнездо из тонких сухих травинок, с примесью шерсти горных копытных. В кладке от 3 до 6 яиц, обычно 4-5. Размеры 84 яиц из 20 гнёзд из высокогорий Хамар-Дабана и Мунку-Сардыка: 20.9-25.4x13.8-18.4 мм. Массовая откладка яиц на Хамар-Дабане происходит в течение июня. В верховьях Оки в последней декаде этого месяца ещё встречаются пары, строящие гнездо (20 июня 1997 — в истоке реки Хойто-Гол). Насиживание длится 12 -14 дней. Взрослые птицы при насиживании кладки весьма скрытны; после появления птенцов становятся очень беспокойными. Птенцы покидают гнездо в возрасте 10-12 дней, не умея летать. Максимальная концентрация коньков в горных тундрах наблюдается в конце июля.
Предотлётное поведение наблюдается с начала августа; к концу этого месяца в связи с выпадением снега в высокогорье горные коньки спускаются на равнину. К концу сентября коньки в основном покидают Прибайкалье, хотя небольшие группы в 3-4 особи задерживаются до конца октября (самая поздняя дата регистрации 26 октября 1991).
Основу питания взрослых птиц и птенцов в гнездовой период составляют имаго ручьевых гидробионтов: подёнок, веснянок, ручейни-
ков, — обнаруженные в 86% обследованных копроматериалов (121 проба). В осенний период в питании преобладают саранчовые, жуки, пауки, двукрылые (преимущественно крупные самки комаров Tipula и Nephrotoma).
Таким образом, в условиях симпатрии в зоне Байкальского рифта американский и горный коньки, во-первых, весьма резко отличаются по предпочитаемым гнездовым биотопам: первая форма — типичный петрофил, вторая — преимущественно хортобионт. В экстремальных климатических ситуациях, часто возникающих в периоды сезонных миграций, американские коньки явно тяготеют в приводным биотопам; их трофика также имеет гидрофильный характер. Горные коньки более ксерофильны и как весной, так и осенью предпочитают луговые биотопы, питаясь беспозвоночными, обитающими в травостое и на почве. Сроки миграций распределяются весьма необычно: американский конёк позднее прилетает и позднее улетает из региона; горный конёк — один из самых ранних весенних насекомоядных мигрантов, но осенью птицы этого вида улетают заметно раньше, чем американские коньки. Несомненно, детальные исследования экологии представителей группы горных коньков позволят приблизиться к пониманию механизмов видообразования у Passeriformes в целом.
Литератур а
Васильченко А.А. 1987.Птицы Хамар-Дабана. Новосибирск: 1-104.
Волков С.Л. 2015. Птицы Витимского заповедника (аннотированный список) // Байкал.
зоол. журн. 1 (16): 91-102. Гусев О.К. 1965. Новые данные по орнитофауне Прибайкалья // Орнитология 7: 87-91. Дурнев Ю.А., Ковшаров А.Ф., Морошенко Н.В. 1989. Экология и охрана горного и гольцового коньков на Хамар-Дабане (Южное Прибайкалье) // Экологические аспекты изучения, практического использования и охраны птиц в горных экосистемах: Тез. докл. Всесоюз. симп. Фрунзе: 31-33. Назаренко А.А. (1978) 2016. К орнитофауне Хэнтэй-Чикойского нагорья, южное Забайкалье // Рус. орнитол. журн. 25 (1352): 3957-3973. Редькин Я.А. 2000. Материалы по авифауне западной части Кодарского хребта и прилежащих участков Чарской долины (север Читинской области) // Рус. орнитол. журн. 9 (110): 13-19.
Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Степанян Л.С., Гусев О.К. 1962. Замечания о систематике горных коньков из области Байкала // Учён. зап. Моск. пед. ин-та им. В.И.Ленина 186: 91-94.