Научная статья на тему 'Особенности раскрытия национального своеобразия в произведениях якутских поэтов второй половины ХХ В. (на примере творчества Сем. Данилова и Р. Багатайского)'

Особенности раскрытия национального своеобразия в произведениях якутских поэтов второй половины ХХ В. (на примере творчества Сем. Данилова и Р. Багатайского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / САМОБЫТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / АВТОРСКОЕ "Я" / ПОЭТИКА / ЖАНР / ЦИКЛИЗАЦИЯ / NATIONAL WORLDVIEW / IDENTITY / INDIVIDUAL STYLE / AUTHOR'S "I" / POETICS / GENRE / CYCLIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Екатерина Михайловна, Посельская Виктория Дмитриевна

В статье освещаются вопросы раскрытия особенностей национального своеобразия в произведениях народных поэтов Якутии второй половины ХХ века Сем. П. Данилова и Р. Д. Ермолаева-Багатайского. В процессе анализа текстов авторы основное внимание уделяют выявлению доминирующих аспектов категории национального в отношении мотивно-образной структуры, поэтики, жанровых форм, стиховых и звуковых организаций, концептосферы, которые определяют самобытный авторский стиль якутских поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF NATIONAL IDENTITY REVELATION IN YAKUT POETS’ WORKS OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF SEM. DANILOV’S AND P. BAGATAYSKY’S CREATIVE WORK)

The article covers issues of revealing features of national identity in works of the Yakut national poets Sem. P. Danilov and R. D. Ermolaev-Bagataysky in the second half of the XX century. In the analysis of the texts the authors pay particular attention to identifying the dominant aspects of the national category in respect of motivic-figurative structure, poetics, genre forms, verse and sound organizations, and the conceptual sphere that determine distinctive author’s style of the Yakut poets.

Текст научной работы на тему «Особенности раскрытия национального своеобразия в произведениях якутских поэтов второй половины ХХ В. (на примере творчества Сем. Данилова и Р. Багатайского)»

Ефремова Екатерина Михайловна, Посельская Виктория Дмитриевна ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЯКУТСКИХ ПОЭТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СЕМ. ДАНИЛОВА И Р. БАГАТАЙСКОГО)

В статье освещаются вопросы раскрытия особенностей национального своеобразия в произведениях народных поэтов Якутии второй половины ХХ века Сем. П. Данилова и Р. Д. Ермолаева-Багатайского. В процессе анализа текстов авторы основное внимание уделяют выявлению доминирующих аспектов категории национального в отношении мотивно-образной структуры, поэтики, жанровых форм, стиховых и звуковых организаций, концептосферы, которые определяют самобытный авторский стиль якутских поэтов. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/11 -Э/8.1^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. C. 34-36. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

УДК 82-1/29

В статье освещаются вопросы раскрытия особенностей национального своеобразия в произведениях народных поэтов Якутии второй половины ХХ века Сем. П. Данилова и Р. Д. Ермолаева-Багатайского. В процессе анализа текстов авторы основное внимание уделяют выявлению доминирующих аспектов категории национального в отношении мотивно-образной структуры, поэтики, жанровых форм, стиховых и звуковых организаций, концептосферы, которые определяют самобытный авторский стиль якутских поэтов.

Ключевые слова и фразы: национальная картина мира; самобытность; индивидуальный стиль; авторское «я»; поэтика; жанр; циклизация.

Ефремова Екатерина Михайловна, к. филол. н. Посельская Виктория Дмитриевна, к. филол. н.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук Kachkom84@mail.ru; Vikt80@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЯКУТСКИХ ПОЭТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА СЕМ. ДАНИЛОВА И Р. БАГАТАЙСКОГО)

Поэтическое творчество народных поэтов Якутии Семена Данилова и Рафаэля Багатайского представляет собой самобытную художественно-эстетическую систему, где отражаются национальные традиции, ментальность, культура и духовный опыт народа саха. Художественная образность в творчестве авторов пронизана национальным колоритом, что в целом дает возможность представить своеобразную поэтическую модель авторского мировосприятия. В связи с этим в ходе анализа их некоторых произведений будут выявлены особенности национальной картины мира, исконные традиции фольклорной поэтики в их отдельных текстах, обусловленные своеобразием менталитета, спецификой культуры, мифологическими и философскими воззрениями народа.

Особый национальный характер поэзии Сем. Данилова придают стихотворения ««Саха сацата» («Якутская речь»), «Былыргаттан саха таптыыр» («С древнейших времен любят якуты»), «Саха быЪа±а», «вбугэ ehe» («Мудрость предков»), «Айыыкыт» («Божество»), «Хатан Тэмиэрийэ» («Хатан Тэмиэрийэ»), «Байанай» («Баянай»), написанные в период 1975-1978 гг. Идейно-тематический аспект стихотворений сосредотачивается на раскрытии особенностей национальной, ментальной культуры народа Саха. Автор специально выделяет и подчеркивает характерный, этноспецифичный концепт «саха» (дословно: ураацхай саха -якут, сахалыы - по-якутски), обладающий культурно значимым содержанием, особой ментальной природой. Содержание концепта «саха» вбирает в себя множество смыслов и ассоциаций, связанных с этническими, культурно-историческими особенностями народа Саха, которые интерпретируются в зависимости от мировосприятия и ментальности автора.

Своеобразным якутским колоритом пропитано стихотворение «С древнейших времен любят якуты». Раскрытие переживаний лирического героя в контексте истории народа актуализирует категорию национального. Выраженные лирические эмоции связаны с глубинными особенностями мировосприятия, сознания человека, соотносящимися с такими понятиями как история, культура, память народа, которые передаются от поколения к поколению. Реализация мотивов, связанных с древнейшим изобразительным искусством народа Саха - орнаментом (оЬуор, окуор-дьар±аа), символично при интерпретации данной тематики. Орнамент имеет неизмеримо глубокое содержание - предки якутов испокон веков украшали ими свое жилище, сэргэ, утварь и т.д. Автор подчеркивает значение орнаментальных мотивов в истории культуры народа, определяя самобытность лирических переживаний. Художественно-изобразительные свойства орнамента поведают об истории народа, посредством данного вида искусства происходят эстетическое преломление и осмысление действительности.

При раскрытии образа якута во втором четверостишии употребляются специфические определения еЫс (упрямый), кердеех (шутливый, веселый), считающиеся свойственными этому национальному характеру. Также символично введение образов Олоцхо, салама [2, с. 130], интерпретирующих этнокультурные аспекты жизни народа.

Самобытный характер образных представлений и ассоциаций Сем. Данилова мотивирует создание стихотворения «Якутский нож» (1976). Общеизвестно, что якутский нож является образцом, эталоном древнейших разновидностей изделий и как уникальный товар пользуется значительным спросом на мировой арене. Художественная персонификация образа якутского ножа также национально обусловлена и определяет доминанты духовной, материальной культуры народа. При характеристике образа якутского ножа используются определения, смысловая интеграция которых раскрывает характерные свойства данного изделия и уточняет особое авторское отношение к нему: сытыы (острый), укулаат (стальной), хапса±ай (ловкий, быстрый), саталлаах (умелый), мындыр (искусный), эрэл (надежный), бурэ (неприметный, некрасивый) [Там же, с. 138]. Оригинален пример ассоциативного сопоставления якутского ножа с хоодуот саха (со смелым, храбрым якутом) [Там же], формирующего имплицитную связь между образами, содержательный контекст которой раскрывает свойства, определяющие отличительные черты национального характера: это стойкость, выдержка и выносливость. Выражение Сахам сытыы быкыччата, / Сахам укулаат быка±а; Сахам сытыы быкыччата, / Саталлаах мындыр быка±а; Сахам сытыы быкыччата, / Эрэл до±ор быка±а [Там же] (Мой якутский острый маленький нож, / Мой стальной якутский нож; Мой якутский острый маленький ножик, / Мой надежный друг),

10.01.00 Литературоведение

35

повторяющееся в конце восьмистиший, способствует усилению национального мотива, передаче особой специфики переживаний, что в поэтических ассоциациях раскрывается посредством реализации художественного образа якутского ножа.

Для создания этнически наиболее значимых образов Сем. Данилов удачно использует фольклорный и мифологический контексты. Образы, поэтизированные в стихотворениях «Божество», «Хатан Тэмиэрийэ», «Баянай», имеют неизмеримо глубокое ментальное содержание и несут в себе неисчерпаемое богатство национальной колоритности, самобытности. Собственное устойчивое природное содержание образов в переплетении с оригинальным авторским мировидением создают поистине достойные произведения, пропитанные глубоким национальным содержанием.

Специфичный автохтонный колорит вносит в поэзию Сем. Данилова поэтизация образа духа, хозяина огня («Хатан Тэмиэрийэ»). «Уот иччитэ (дух-хозяин огня). Это самый великий из всех иччи, возводимый до степени божества и почитаемый больше богов. Для него создан целый особенный культ» [4, с. 31]. По якутским верованиям, огонь обладает сверхъестественной силой изгонять злых духов. Раскрытие персонифицированного образа духа огня также национально обусловлено и опирается на эстетику фольклора.

В целом, специфика самовыражения авторского «я» Сем. Данилова проявляется в лирическом психологизме глубокого философского и медитативного склада. Объектом размышлений лирического «я» становятся идейно-тематические ориентиры о сущности бытия, смысле жизни, предназначении человека, интерпретированные в ноте философских раздумий [3, с. 57]. Сем. Данилов органично сохраняет связь между фольклорными и лирическими образами. Фольклорные образы, сохраняя свое устойчивое психологическое значение для человеческого сознания, обогащают поэтическое творчество Сем. Данилова в плане образности, сюжетов, концептологии. Раскрывается индивидуально-авторская картина мира, основанная на глубинных этнических и культурно-исторических предпосылках. При этом одной из характерных стилевых особенностей поэзии автора является интерпретация особого, этноспецифичного концепта «саха». Данный концепт формирует ассоциативную связь между стихотворениями и представляется как базовый культурный концепт общенациональной картины мира поэзии Сем. Данилова.

В отношении раскрытия национальной самобытности в изображении художественный картины мира определенный интерес может представлять произведение Рафаэля Багатайского «Кырдьык генерала» («Генерал Правды», 1995), обозначенное автором как «Санаа-поэма» («Поэма-дума»). С жанровой точки зрения данное произведение определяется якутскими исследователями П. В. Максимовой [5], В. Д. Яковлевой [6] как авторский (эксклюзивный) тип циклов. Своеобразие данного типа циклов заключается в том, что они являются переходными жанровыми образованиями между лирической и эпической поэзией, так как его составные части представляют собой самостоятельные поэмы и отдельные лирические циклы. Сложность и неординарность композиционной структуры авторских циклов, наполненных эпическим содержанием, обусловлена, прежде всего, тем, что сложное миропонимание, самосознание автора, глубина его идей, в силу своей глобальности, масштабности, не могут быть реализованы в рамках одного лирического цикла или поэмы и требуют более нейтральной, пограничной жанровой формы - цикла лирических стихотворений и поэмы в единстве - или осуществляются в пределах книги стихов.

Цикл поэтических произведений Р. Багатайского «Генерал Правды» состоит из вступления и восьми частей, посвященных раскрытию жизни и деятельности видной общественной и политической фигуры Якутии начала ХХ в. В. В. Никифорова-Кюлюмнюр [1]. Разносторонний охват образа исторической личности (просветительская и политическая деятельность, литературное творчество) осуществляется автором через использование различной стиховой и строфической организации, что также свидетельствует об относительной самостоятельности и цельности каждой части произведения. При выражении гражданской идеи на материале фактов жизнедеятельности В. В. Никифорова мы наблюдаем тяготение автора к фольклорным истокам, к исконным национальным традициям художественного раскрытия состояния души. Р. Багатайский на примере образа и сложной судьбы В. В. Никифорова демонстрирует художественные возможности якутского стиха, находя действительно многогранную тему для авторской реализации поэтических форм, - от верлибра и старинных обрядовых монологов до утонченных форм восточной поэзии и уникальных для якутской лирики ритмических явлений силлабо-тонического стиха [5, с. 160-161]. В первой части «Кини маннайгы кырдьыга» («Его первая правда») с авторским подзаголовком «Харах аЪыллыыта» (в пер. П. В. Максимовой «Откровения» [Там же, с. 161]) автор в форме аллитерационного стиха представляет начало творческого пути своего героя. Тематическую направленность частей раскрывает не заглавие, а подзаголовок, заключающий в себе исконно якутское образное выражение в дословном переводе «глаза раскрылись». В остальных частях поэтического цикла использование Р. Багатайским той или иной своеобразной формы силлабо-тонических стихов и жанровых явлений иноязычной поэзии продиктовано авторским глубинным осмыслением многогранной исторической темы и разносторонним раскрытием уникальной личности. Седьмая часть «Хаайыытаады тиhэх куннэрэ» («Последние дни в тюрьме») является своего рода кульминацией всего произведения, в которой поэт в форме фольклорной речи размышляет о судьбе своего героя. Она состоит из двух больших речей - монологов-исповедей, написанных в форме традиционного для якутского эпоса аллитерационного стиха. Первая речь «Ойуун кырыьЛа» («Проклятие шамана») представлена в форме ритуального песнопения и заклятия шамана, проклинающего власть, которая заточила в тюрьму ум и совесть народа. Вторая речь «^лумнуур кэриэс алгыЛа» («Благопожелание Кюлюмнюра») - предсмертное обращение 62-летнего В. В. Никифорова к народу саха с благопожеланиями [1, с. 288-234]. Художественный метод творческой обработки фольклорных жанровых форм для выражения своей идеи выделяется автором в названиях монологов.

Каждая часть в цикле при всей своей самостоятельности воплощает целостное отношение Р. Багатайско-го к личности В. В. Никифорова-Кюлюмнюр, к его жизни, деятельности, взглядам, что осуществляется и акцентируется автором через обращение к фольклорной поэтике. Ярко выраженный национальный колорит, национальный способ отображения своего мышления проявляется, прежде всего, в художественном применении элементов фольклорных жанров (ритуальных песен-импровизаций (заклинание, благословение)) и подчеркивается использованием анафорических созвучий, внутристиховой аллитерации как традиционных средств организации свободного стиха, уходящего своими корнями в народную поэзию.

Таким образом, в изображении художественной картины мира у известных поэтов Якутии нами выявлены оригинальные образные сопоставления (поэтизированные мифологические образы Хатан Тэмиэрийэ, АйыьЛыт, Баянай и др.), поэтические ассоциации и представления (варианты авторских интерпретаций этноспецифич-ного концепта саха (ураацхай саха)) в поэзии Сем. Данилова, творческие обработки фольклорных жанровых форм, таких как ритуальное песнопение-заклинание шамана (ойуун кырыыЬа), завещание (кэриэс), благословение (алгыс), аллитерации как основные ритмические организаторы стиха в произведении Р. Багатайского. Художественные произведения писателей пронизаны уникальным национальным колоритом, что в целом дает возможность представить самобытную авторскую модель мира с присущими только ей особенностями.

Список литературы

1. Багатайский Р. Полное собрание сочинений. Якутск: Сайдам, 2011. Т. 6. 416 с.

2. Данилов Сем. П. Золотые дожди Сергеляха: книга стихов. Якутск, 1979. 216 с.

3. Ефремова Е. М. Поэзия Леонида Попова: лирические субъекты в типологическом и жанровом аспектах. Новосибирск: Наука, 2015. 120 с.

4. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Книжное изд-во, 1979. 483 с.

5. Максимова П. В. Жанровая типология якутской поэзии. Новосибирск: Наука, 2002. 255 с.

6. Яковлева В. Д. Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии. Типология и поэтика. Новосибирск: Наука, 2009. 136 с.

FEATURES OF NATIONAL IDENTITY REVELATION IN YAKUT POETS' WORKS OF THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF SEM. DANILOV'S AND P. BAGATAYSKY'S CREATIVE WORK)

Efremova Ekaterina Mikhailovna, Ph. D. in Philology Posel'skaya Viktoriya Dmitrievna, Ph. D. in Philology Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Kachkom84@mail.ru; Vikt80@mail.ru

The article covers issues of revealing features of national identity in works of the Yakut national poets Sem. P. Danilov and R. D. Ermolaev-Bagataysky in the second half of the XX century. In the analysis of the texts the authors pay particular attention to identifying the dominant aspects of the national category in respect of motivic-figurative structure, poetics, genre forms, verse and sound organizations, and the conceptual sphere that determine distinctive author's style of the Yakut poets.

Key words and phrases: national worldview; identity; individual style; author's "I"; poetics; genre; cyclization.

УДК 8; 821.161.1

Статья посвящена рассмотрению специфики выражения образа лирического героя в поэзии К. Р. (Великого князя Константина Романова). На основе исторических и лингвистических положений о традиционных и новаторских возможностях поэтического языка, предвосхитивших достижения символизма, рассматриваются черты реалистического и романтического мироощущения в поэзии конца XIX - начала XX века, которые сформировали категорию лирического субъекта, канонизировавшую в поэтической речи диало-гичность авторского голоса. Объектом анализа в работе становится лирический субъект в поэзии К. Р. как форма выявления творческого сознания, проявленная сквозь призму процессов изменения границ между автором и его персонажем.

Ключевые слова и фразы: поэзия; образ; лирический субъект; диалогичность; автор; субъективность; парадигматическая концепция; интенция; синкретизм.

Жаплова Татьяна Михайловна, д. филол. н. Толкачев Дмитрий Вячеславович

Оренбургский государственный университет tmzhaplova@mail.ru; dtolkachev@rambler.ru

ВЫРАЖЕНИЕ ОБРАЗА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭЗИИ К. Р.

В поэзии конца XIX - начала XX века наблюдалась тенденция вытеснения идеи лирического образа или характера индивидуальным аспектом видения явлений жизни. На смену объективному стилю пришла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.