Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАСЧЁТА МАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЮЗЕЛЯЖА БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЁТА ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ'

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЁТА МАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЮЗЕЛЯЖА БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЁТА ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды МАИ
ВАК
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ / ТРАНСПОРТНЫЙ / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВЗЛЁТ И ПОСАДКА / ФЮЗЕЛЯЖ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дорогов Антон Вячеславович

В статье перечислены факторы, которые необходимо учесть при расчёте массовых характеристик фюзеляжей беспилотных транспортных самолётов вертикального взлёта и посадки. Разработана формула, позволяющая оперативно оценивать влияние проектных параметров (компоновка силовой установки, удлинение фюзеляжа, высота крейсерского полёта и т.д.) на массовые характеристики фюзеляжа и приведены результаты расчётов по разработанной формуле. Приведены результаты сравнения относительных объёмов отсеков целевой нагрузки и площадей омываемых поверхностей фюзеляжей обычных и исследуемых типов самолётов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАСЧЁТА МАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФЮЗЕЛЯЖА БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЁТА ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ»

УДК 629.736.33.01

Особенности расчёта массовых характеристик фюзеляжа беспилотного транспортного самолёта вертикального взлёта и посадки.

А.В. Дорогов

В статье перечислены факторы, которые необходимо учесть при расчёте массовых характеристик фюзеляжей беспилотных транспортных самолётов вертикального взлёта и посадки. Разработана формула, позволяющая оперативно оценивать влияние проектных параметров (компоновка силовой установки, удлинение фюзеляжа, высота крейсерского полёта и т.д.) на массовые характеристики фюзеляжа и приведены результаты расчётов по разработанной формуле. Приведены результаты сравнения относительных объёмов отсеков целевой нагрузки и площадей омываемых поверхностей фюзеляжей обычных и исследуемых типов самолётов.

Ключевые слова: беспилотный, транспортный, вертикальный взлёт и посадка, фюзеляж,. unmanned, transport, vertical tack off and landing, fuselage. При проектировании фюзеляжа беспилотного транспортного самолёта вертикального взлёта и посадки (СВВП) необходимо учитывать:

- размещение входных и выходных устройств силовой установки при компоновке подъёмных двигателей внутри фюзеляжа или узлов крепления двигателей и двигательных отсеков при компоновке подъёмных двигателей вдоль борта фюзеляжа;

- специфичную компоновку целевой нагрузки, снаряжения и бортового оборудования в фюзеляже, вызванную отсутствием кабины пилотов.

Так как беспилотные транспортные СВВП являются принципиально новым типом летательного аппарата, то статистические данные по их характеристикам отсутствуют. Поэтому для расчёта массовых характеристик фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП разработана методика поэлементного расчета, в которой дополнительно к традиционным расчётным случаям норм прочности добавлен расчётный случай нагружения конструкции фюзеляжа тягой силовой установки на режимах вертикального взлёта и посадки.

Режим вертикального взлёта и посадки (ВВ) характеризуется вертикальной перегрузкой равной по величине вертикальной стартовой тяговооружённости СВВП, и почти полным отсутствием аэродинамических сил, так как на начальном этапе вертикального взлёта ими можно пренебречь из-за их малой величины по сравнению с силами от тяги двигателей силовой установки (СУ).

При разработке методики расчёта массовых характеристик фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП приняты допущения:

- фюзеляж герметичный, имеет круглое поперечное сечение;

- конструкция фюзеляжа типа полумонокок;

- грузовые люки входят в состав силовой схемы фюзеляжа и воспринимают все виды нагрузок в крейсерском полёте;

- люки, закрывающие входные и выходные устройства подъёмных двигателей (ПД), не входят в состав силовой схемы фюзеляжа.

Перед расчётом массовых характеристик фюзеляжа необходимо определить внешние и внутренние нагрузки. Для определения всех видов нагрузок необходимо предварительно скомпоновать фюзеляж, определить координаты сосредоточенных грузов (двигателей, оперения, крыла и т.д.) и рассчитать внешние и внутренние нагрузки исходя из предварительной компоновки фюзеляжа.

На рис. 1 приведена компоновочная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД вдоль борта фюзеляжа.

струйный руль

приборный отсёк

■М-31 Щ | В ¡ 1 1 « ........ -- S

. / Л L

i ¡ %áfé •I шш ¡ 1 1.Í...U.

__ уробень пола

'отсека целебен яагрцзт.

/подъемные Шзт&ш\. гррзодов' Шк.

грузабои лю% \/фюзеляжные Шплибные баки

Рис. 1. Компоновочная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД вдоль борта фюзеляжа.

На рис. 2 приведены расчётная схема фюзеляжа исследуемого беспилотного транспортного СВВП с ПД вдоль борта фюзеляжа в крейсерском режиме полёта.

^распределение нагрузка от ^ щ ш лонжерона

1 массовых* сил одорудсюания и

тнспщукцщ фюзеляжа'

%

/ q^-распределенная аэродинамическая нагруШ

Щ

-4,

Ф

■-распределенная нагрузка от топлива 6 фюзеляжном тогдлобнсм доке

qmsa -распределенная £ целевая нагрузка

Y

>R,,

нагрузка от переднего лонжерона

[ нагрщка от ■ массовый суЛ

подъемных дбигателеа

урабнодешибающая нагрузка Ш 'горизонтального оперения

г т

Рис. 2. Расчётная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД вдоль борта фюзеляжа для случая А'.

На рис. 3 приведены расчётная схема фюзеляжа исследуемого беспилотного

транспортного СВВП с ПД вдоль борта фюзеляжа на режиме вертикального взлёта.

Цтш -распределенная нагрузка от ^ -распределенная нагрузка от талиба

массовых сил оборудования и конструкции фюзеляжа

X

О*

О фюзеляжном топливном доке бзлетная тяга подъемного д&иготеля

д9т -распределенная I целевая нагрузка

тт нагрузка от массовых сил подъемных ддиготелеа

Рис. 3. Расчётная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД вдоль борта фюзеляжа на режиме вертикального взлёта.

На рис. 4 приведена компоновочная схема фюзеляжа беспилотного транспортного

СВВП с ПД внутри фюзеляжа.

„ЩЙЩ :-!$31зузЩ

стрцаныа рцль

Ътсвт 1Ще£Ы'' дащда

гщзобоа люк

гщх/Ьоа- тж :ЩШШ1а Шй

Рис. 4. Компоновочная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД внутри фюзеляжа.

На рис. 5 приведена расчётная схема фюзеляжа исследуемого беспилотного транспортного СВВП с ПД внутри фюзеляжа в крейсерском режиме полёта.

Рис. 5. Расчётная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД внутри фюзеляжа для случая А'.

На рис. 6 приведена расчётная схема фюзеляжа исследуемого беспилотного

транспортного СВВП с ПД внутри фюзеляжа на режиме вертикального взлёта.

Рис. 6. Расчётная схема фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП с ПД внутри фюзеляжа режиме ВВП.

Суммирование внешних и внутренних нагрузок в процессе интегрирования алгебраическое и учитывает направление нормальных и касательных сил в конструкции фюзеляжа.

Так как беспилотный транспортный СВВП не имеет аналогов в мировой практике авиастроения, поэтому по полученным значениям нагрузок от внешних и внутренних сил, необходимо поэлементно рассчитывать массу конструкции фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП, которая может быть представлена как сумма:

ш = ш . п + Ш + Ш • П + Ш • П +

ФЮЗ пан пан техСоед гр. люка гр.люков вырезов в ырезов

термоЛ.......• .......+ т„.„,жт • псилшп + т_________ • п_________ + (1)

I Ч II ч III - II III - II

гермоднищ гермоднищ сил. шп. сил. шп. тип.шп. тип. шп.

где: тпан - масса панелей фюзеляжа; ттехСоед - масса технологических соединений; тгр.люка - масса вырезов под установку грузового люка;

твырезов - масса вырезов под входные и выходные устройства подъёмных двигателей внутри фюзеляжа;

тгермоднищ - масса герметичных сферических днищ с учётом обода шпангоута; тсил.шп. - масса силовых шпангоутов; ттип..шп. - масса типовых шпангоутов;

тлист.дет - масса листовых деталей (грузового пола, обтекателей и др.); гр. люков ~ количество грузовых люков;

т • п + т Л

лонж. лонж лист.дет

п

срезов - количество вырезов под установку подъемных двигателеи;

п

гермодни щ

количество герметичных сферических днищ;

ппан - количество панелеИ обшивки фюзеляжа; псил.шп. - количество силовых шпангоутов; птгт.ит. - количество типовых шпангоутов; пл.онж - количество лонжеронов. ПоэлементныИ расчет массы фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП позволил разработать формулу для оперативной оценки влияния проектных параметров (компоновки силовой установки, удлинения фюзеляжа, высоты крейсерского полета и т.д.) на массовые характеристики фюзеляжа:

— ФЮЗ.сввп = т фюзСОВП ■ КЦ.Н. + т работаПД (ТВА ) + твырезов ■ пеЫре3ов +

— (2)

+ —гр. люка ■ пгр.люка ,

где: —фюзсовп - относительная масса фюзеляжа транспортного СОВП; — работапд (тва ) - дополнительная масса для усиления конструкции силовых элементов фюзеляжа при креплении ПД или турбовентиляторных агрегатов (ТВА) на фюзеляже;

—„

—е

- относительная масса выреза под входные и выходные устройства

—0

ПД при установке их внутри фюзеляжа, рассчитывается по формуле из работы [2];

— —

гр. люка

—гр.люка =-- относительная масса грузового люка;

—фюзелСОВП

Пвырезов , Пгр.люка - количество вырезов под входные устройства ПД и количество грузовых люков, соответственно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кц.н. - коэффициент, учитывающий перераспределение массы целевой нагрузки, снаряжения и бортового оборудования по длине фюзеляжа определяется по формуле:

КЦ Н.

г V V8 Аф

1 _ УЦН

V Vфюз у

(3)

V фюз у

где: ХфЮз - удлинение фюзеляжа;

- объем отсека целевой нагрузки, м3; Vфюз - объем фюзеляжа, м3, определяется по формуле из работы [1]. Относительная масса фюзеляжа транспортного СОВП можно определить по формуле из работы [2]:

V МА( 2 ) (4)

— фюзСОВП =~--■ 1,65/фюз

k ■ —, 1

■1,136^2

' фюз.

0 I

С

Э

10_4 (Ун + /ХВ )

р* + 0,461.

фюз.

5,32 ■(рЭ + l)d(

2

фюз

МА( ВВ >( 2 )

р т 0,461 ,-

V V — 0

10к

^ + 2,425 ^10_2 А2 + 0,30Ыфюз + 2,78

г! 3/2 ' фюз ' фюз

фюз

+ ЬМФю^ + 3 • 10-3 то -{ксоч +1,67) где: ёфЮЗ - диаметр фюзеляжа, м;

1фюз. - длинна фюзеляжа, м;

т0 - взлётная масса СОВП, кг;

МА (^) - расчётный изгибающий момент в зоне крепления заднего лонжерона крыла при расчётных случаях А', кгм;

/Н, /хв - коэффициенты, учитывающие нагрузки от аэродинамических сил в носовой и хвостовой, соответственно, частях фюзеляжа, определяются по таблицам, опубликованным в работе [2];

кфон =1,0 [14, 48], коэффициент учитывающий тип конструкции фонаря;

ксоч - учитывает тип соединений агрегатов фюзеляжа, находится по методикам

из работы [3];

РЭ - эксплуатационное избыточное давление в герметичных отсеках фюзеляжа, кг/м2;

Дополнительная масса для усиления конструкции силовых элементов фюзеляжа при креплении ПД или ТВА на фюзеляже, определяется по разработанной автором формуле:

ПД / ТВА тПД / ТВА • р) •

_ \г ПД / ТВА "1ПД / ТВА 6 / ПД / ТВА т тработаПД(ТВА) - В 1сил.элем ' Рсил.элем , (5)

т • р • &

0 о ^ сил.элем.

где: Rпд/твА - тяга ПД или ТВА, даН;

тпд/твА - масса ПД или ТВА, кг; Ппд/тва - количество ПД или ТВА;

оВсил.элем. - предел прочности материала лонжеронов фюзеляжа, которые воспринимают нагрузки от двигателей при вертикальном взлёте и посадке, кг/м2; 1сил.элем. - габаритная длинна лонжеронов, м.

Рсилэлем. - удельная плотность материала силовых элементов, кг/м3. На рис. 7 приведены относительные массы фюзеляжей транспортных СОВП, рассчитанные по формуле (4), поэлементно по формуле (1) и статистические данные.

0.14

1 0.12-

<и от

2 0 1 е- и'1

1 О.ОЙ-то

0.06

га

Р 0,04

о

Щ

!—

О

0.02 0

9 10

удлинение фюзеляжа.

11

12

Рис.7 Сравнение результатов расчёта относительных масс фюзеляжей транспортных СОВП по формуле (4), поэлементного расчёта по формуле (1) и статистических данных. Масса грузового люка определяется по формуле:

т

т.

панелейСОВП

гр.люка т-г

поверхности

• а • Ь

вдоль поперёк ,

(6)

где: тпанелей совп - масса панелей фюзеляжа без грузового люка, кг, [3]; Fповерхности - площадь омываемой поверхности фюзеляжа, м2; авдоль - размер грузового люка вдоль продольной оси фюзеляжа, м;

Ьп

- размер грузового люка поперёк продольной оси фюзеляжа, м.

На рис. 8 приведены результаты расчётов массы грузовых люков и эксплуатационных вырезов транспортных СОВП и статистические данные. юоо

2

(0 о о (0

800

600

400

200

люк перед крылом.

люк за крылом.

• Боковые грузовые люки

Эксплуатационные вырезы

0

1

8

10

2 3 4 5 6 Площадь люка, м2.

Рис.8. Сравнение результатов расчёта массы грузовых люков и эксплуатационных вырезов транспортных СОВП по формуле 6 и статистических данных.

На рис. 9 показаны результаты поэлементного расчёта относительных масс фюзеляжа беспилотных транспортных СВВП при компоновке ПД (ТВА) внутри фюзеляжа по формуле (1) и результаты расчёта по разработанной формуле (2). На рис. 10 показаны результаты поэлементного расчёта относительных масс фюзеляжа беспилотных транспортных СВВП при компоновке ПД(ТВА) вдоль борта фюзеляжа по формуле (1) и расчёта по разработанной формуле (2). Результаты расчёта проведённые по разработанной формуле почти полностью соответствует результатам поэлементного расчёта. Среднеквадратичное отклонение результатов расчётов по разработанной формуле (2) от результатов поэлементного расчёта по формуле (1) составляет ±7%.

0,3

I *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ 2 0,25

х ^

с ш

8 5 « 1

I £ 5

ОС ± Й

с: й ^ Ф с;

га £ 0)

О Ч о

А О £

^ != 0,15

га о V

9 г- 2

0 с й

гать

э т

к О т

га о

х ¡1

.о о

с; х

Ш !-

I- О.

8 § 0'05

1 X

к

О О.

0,1

8 10 Удлинение фюзеляжа.

12

8 ПД внутри фюзеляжа

6 ПД внутри фюзеляжа 8 ПД внутри фюзеляж

поэлементный расчёт по формуле (1)

расчёт по разраоот аннон формуле (2)

6 ПД внутри фюзеляжа .1 Рис.9. Относительная масса фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП при компоновке ПД (ТВА) внутри фюзеляжа.

о с

К

ф

г-

0.3

0.25

0.2

с ш

5 а.

1 5 ш

6 1'Ш £ 2 <!•

8 Я 2

§ £ 0,15

I Щ 1

У £ 1 5 НС

^ ш £

£ О §

? О 3

5 Ш

I ?

Ш £

О

■3.

о п

о

б Щ

0,05

10

12

Удлинение фюзепяжа

10 ПД вдоль борта фюзеляжа

5 ПД вдоль борта фюзеляжа

6 ПД вдоль борта фюзеляжа

V по'элеменшып расчёт по формуле (1)

расчет по разраоотаннои формуле (2)

10 ПД вдоль борта фюзеляжа 8 ПД вдоль борта фюзеляжа б ПД вдоль борта фюзеляжа

Рис.10. Относительная масса фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП при компоновке ПД (ТВА) вдоль борта фюзеляжа.

На рис. 11 приведены значения относительных объёмов отсеков целевой нагрузки для существующих транспортных СОВП и исследуемых типов СВВП. Фюзеляж беспилотного транспортного СВВП используется более рационально, чем фюзеляж пилотируемого самолёта, так как относительный объём отсека целевой нагрузки беспилотных транспортных самолётов 0,58.. .0,76 (для обычных самолётов 0,4.. .0,55).

Бесп. СВВП ГИ

внутри фюз.

Рис.11. Относительные объёмы отсеков целевой нагрузки пилотируемых самолётов и

исследуемых типов СВВП.

На рис. 12 показаны площади омываемых поверхностей фюзеляжей беспилотного и

пилотируемого варианта транспортных СОВП.

500 -,

исследуемого типа СВВП и существующих пилотируемых

Рис.12. Площади омываемых поверхностей фюзеляжей исследуемого типа СВВП и

существующих пилотируемых транспортных СОВП.

При компоновке ПД внутри фюзеляжа площадь омываемой поверхности фюзеляжа

пилотируемого СВВП на 8.. .15% (в зависимости от количества подъёмных двигателей)

больше, чем площадь омываемой поверхности фюзеляжей СОВП.

Выводы:

1. Разработана методика поэлементного расчета относительной массы фюзеляжа

беспилотного транспортного СВВП, в которой дополнительно к традиционным расчётным

случаям норм прочности добавлен расчётный случай нагружения конструкции фюзеляжа тягой силовой установки на режимах вертикального взлёта и посадки.

2. На основании поэлементного расчёта массовых характеристик фюзеляжа разработана формула для укрупненного расчёта относительной массы фюзеляжа беспилотного транспортного СВВП. Разработанная формула позволяет оперативно оценивать влияние проектных параметров (компоновка силовой установки, удлинение фюзеляжа, высота крейсерского полёта и т.д.) на массовые характеристики фюзеляжа.

3. По разработанной формуле проведены расчёты относительных масс фюзеляжей беспилотных транспортных СВВП. По результатам проведённых исследований установлено:

-при компоновке подъёмных двигателей вдоль борта фюзеляжа площадь омываемой поверхности на 3.5%, а относительная масса на 10.15% больше (в зависимости от количества подъёмных двигателей), чем площадь омываемой поверхности и относительная масса фюзеляжа обычного транспортного самолёта;

-при компоновке подъёмных двигателей внутри фюзеляжа площадь омываемой поверхности на 10.15%, а относительная масса на 35.45% больше, чем площадь омываемой поверхности и относительная масса фюзеляжа обычного транспортного самолёта.

4. Фюзеляж беспилотного транспортного СВВП используется более рационально, чем фюзеляж пилотируемого самолёта, так как относительный объём отсека целевой нагрузки беспилотных транспортных самолётов 0,58.0,76 (для обычных самолётов 0,4.0,55).

Список литературы.

1. Егер С.М. Мишин В.Ф. Н.К. Лисейцев и др. Под ред. Егера С.М. Проектирование самолётов. 3-е издание, перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1983.-616с.

2. Шейнин В.М. Козловский В.И. Проблемы проектирования пассажирских самолётов.-М.: Машиностроение, 1972.-308с.

3. Шейнин В.М. Козловский В.И. Весовое проектирование и эффективность пассажирских самолётов. Т.1. Весовой расчёт самолёта и весовое планирование. - М.: Машиностроение, 1977. -344с.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дорогов Антон Вячеславович аспирант кафедры проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов Московского авиационного института (государственного технического университета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.