Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ'

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FRICTIONAL TRANSMISSION / A LEADING ROLLER / DRIVEN ROLLER / CONICAL FRICTION TRANSMISSION / CYLINDRICAL FRICTION TRANSMISSION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бекмуродова Озода Абдулла Кызы, Замалиева Ильвина Радифовна, Каратаев Оскар Робиндарович

Статья посвящена Особенностям расчета фрикционных передач. В этой статье мы рассмотрим для чего применяется, в какие областях используется и какими свойствами обладает фрикционные передачиThe article is devoted to the features of the calculation of the friction gear. In this article we will look at what is used in some areas is used and what the properties of friction transmission

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ»

_ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ФРИКЦИОННЫХ ПЕРЕДАЧ

Бекмуродова Озода Абдулла кызы,

«Казанский национальный исследовательсий технологический университет»,

ФНН студент группы 4331-41, г.Казань.

Замалиева Ильвина Радифовна

«Казанский национальный исследовательсий технологический университет»,

ФНН студент группы 4331-41, г.Казань.

Каратаев Оскар Робиндарович,

«Казанский национальный исследовательсий технологический университет», Доцент кафедры «Машиноведение» MODERN MATHEMATICAL METHODS IN FOREST TYPOLOGY RESEARCH OF BIOGEOCENOSES OF THE URALS

Ivanova Natalya, Candidate of Science, senior research assistant of Botanical Garden of Ural Branch RAS, Ekaterinburg

Zolotova Ekaterina, Candidate of Science, research assistant of Botanical Garden of Ural Branch RAS, Ekaterinburg АННОТАЦИЯ

Статья посвящена Особенностям расчета фрикционных передач. В этой статье мы рассмотрим для чего применяется, в какие областях используется и какими свойствами обладает фрикционные передачи. ABSTRACT

The article is devoted to the features of the calculation of the friction gear. In this article we will look at what is used in some areas is used and what the properties of friction transmission.

Ключевые слова: Фрикционные передачи, ведущий каток, ведомый каток, конические фрикционные передачи, цилиндрические фрикционные передачи.

Keywords: Frictional transmission, a leading roller, driven roller, conical friction transmission, cylindrical friction transmission.

Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения впоступатель-ное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.

Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой Fг (на рисунке — пружиной), так что сила трения Ff в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы Ft.

Рис.1. Цилиндрическая фрикционная передача:

1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток

Условие работоспособности передачи:

(1)

Нарушение условия (1) приводит к буксованию и быстрому износу катков. Для того чтобы передать заданное окружное усилие , фрикционные катки надо прижать друг к другу усилием так, чтобы возникающая при этом сила трения была бы больше силы на величину коэффициента запаса сцепления , который принимают равным = 1,25...2,0.

Значения коэффициента трения между катками в среднем:

- сталь или чугун по коже или ферродо насухо 1 = 0,3;

- то же в масле 1 = 0,1;

- сталь или чугун по стали или чугуну насухо 1 = 0,15;

- то же в масле 1 = 0,07.

Подставив эти значения в уравнение, можно убедиться в том, что усилие прижатия фрикционных катков во много раз превышает передаваемое окружное усилие.

Фрикционные передачи классифицируют по следующим признакам:

1. По назначению:

- с нерегулируемым передаточным числом (рис.13);

- с бесступенчатым (плавным) регулированием передаточного числа (вариаторы).

Рис.2. Цилиндрическая фрикционная передача с катками клинчатой формы

2. По взаимному расположению осей валов:

- цилиндрические или конусные с па-эаллельными осями (рис.1, 2);

- конические с пересекающимися осями (рис.3).

3. В зависимости от условий работы:

- открытые (работают всухую);

- закрытые (работают в масляной ванне).

В открытых фрикционных передачах коэффициент трения выше, прижимное усилие катков Fn меньше. В закрытых фрикционных передачах масляная ванна обеспечивает хороший отвод тепла, делает скольжение менее опасным, увеличивает долговечность передачи.

Рис.3, передача

Коническая фрикционная

4. По принципу действия:

- нереверсивные (рис.1-3);

- реверсивные.

5. Различают также передачи с постоянным или автоматическим регулируемым прижатием катков, с промежуточным (паразитным) фрикционным элементом или без него.

Фрикционные передачи с нерегулируемым передаточным числом в машиностроении применяются сравнительно редко, например, во фрикционных прессах, молотах, лебедках, буровой технике и т.п.). В качестве силовых передач они громоздки и малонадежны. Эти передачи применяются преимущественно в приборах, где требуется плавность и бесшумность работы (магнитофоны, проигрыва-тели, спидометры и т. п.). Они уступают зубчатым передачам в несущей способности. Зато фрикционные передачи с бесступенчатым регу-

лированием скорости - вариаторы - широко применяются в различных машинах, например, в металлорежущих станках, в текстильных и транспортирующих машинах и т. д. Зубчатые передачи не позволяют такого регулирования. На практике широко применяют реверсивные фрикционные передачи винтовых прессов, передачи колесо — рельс и колесо — дорожное полотно самоходного транспорта. Фрикционные передачи предназначены для мощностей, не превышающих 20 кВт, окружная скорость катков допускается до 25 м/с.

Основные геометрические параметры фрикционной передачи:

D1 и D2 — диаметры ведущего и ведомого катков;

а — межосевое расстояние;

Ь — ширина катка;

d1 и d2 — диаметры валов ведущего и ведомого катков (рис.4). Методика определения диаметров катков D1, D2 и их ширины, как относящихся к параметрам фрикционной передачи, рассмотрена в настоящей главе. Диаметры валов d1 и d2 рассчитывают по известным формулам курса «Сопро-тивление материалов».

Рис.4. Геометрические параметры фрикционных передач

Литература :

1. Анализ и синтез зацепления и планетарных редукторов. РИСХМ, 1991.

2. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука. 2001 - 640 с.

3. Артоболевский И.И., Б.В. Эдельштейн. Сборник задач по теории механизмов и машин. М.: Наука. 2000

- 255 с.

4. Артоболевский И.И. ТММ./учебник для вузов/.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Наука, 1988.

5. Артоболевский И. И. Сборник задач по ТММ./для машин. Спец.вузов/2-е изд., стереотипное.-М.:Наука, 1975.

6. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин: учеб. для втузов / И.И.Артоболевский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1988.

- 640с.

7. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике: справочное пособие. В 7 т. XV. Кулачковые и фрикционные механизмы. Механизмы с гибкими звеньями / И.И.Артоболевский. - 2-е изд., перераб. -М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1981. -400с.

8. Артоболевский И.И. Механизмы. Справочник. Т.1 - 7. - М.: Изд. АН СССР, 1949.

9. Ассур Л. В. Исследование плоских стержневых механизмов с низшими парами с точки зрения их структуры и классификации. -М. : АН СССР, 1952. - 592 с.

10. Баранов Г. Г. Курс теории механизмов и машин: Учеб. пособие. - М. : Машиностроение, 1974. - 494 с.

11. Баранов Г. Г. Курс ТММ./для авиац. спец. вузов/. Изд. 5-е, стереотип.-М.: Машиностроение, 1975.

12. Безвесельный Е.С. Курсовое проектирование по ТММ в примерах. -Харьков: изд-во Харьк.ун-та, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.