Научная статья на тему 'Особенности раннего обучения иностранному языку'

Особенности раннего обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1025
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Юлия Андреевна

В данной статье рассматриваются причины, по которым раннее обучения иностранному языку является актуальным. Так же автор описывает особенности развития детей дошкольного возраста по всем этапам дошкольного детства, и, в соответствии с этим, раскрывается вопрос о том, каким образом необходимо правильно организовать процесс обучения иностранному языку для того, чтобы материал усваивался дошкольниками быстрее и легче.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности раннего обучения иностранному языку»

39х-234 = 24х + 21 15х = 255

х = 17_

Интерпретация найденного решения в контексте данных задачи.

Итак, что же мы нашли, решив уравнение?

Нашли, сколько дней должен был работать токарь.

Запись ответа.

Вопрос задачи:

Сколько дней должен работать токарь?

Ответ: 17 дней._

Общий Вывод.

1. При решении используются три главных вопроса: О чем говорится в задаче? Что именно говорится? Каков вопрос задачи?

2. Решив данные задачи, выделим следующее:

1) За x чаще всего обозначается вопрос задачи.

2) Составляется связь относительно неизвестного, которое не является основным - как правило, не входит в вопрос задачи.

3) Можно решать двумя моделями: как системой уравнений, так и уравнением или неравенством.

3. Кроме этого мы пользовались планом решения задачи. План решения задачи.

Изучение условий задачи и их развертывание. Введение обозначений.

Нахождение связи между введенными обозначениями и составление уравнения этой связи. Решение неравенства.

Интерпретация найденного решения в контексте данных задачи. Запись ответа.

Как показывают приведенные примеры, моделирование при решении сюжетных задач может быть проведено в направлении разворачивания условия задачи и моделировании процесса решения на каждом шаге. Отметим, что «разнообразие» сюжетов задач должно привести к пониманию «однообразия» действий. Средством этого «понимания» служит моделирование, специфику которого и должен понять обучающийся, а главное - почувствовать.

ЛИТЕРАТУРА

1.Балтатарова, Г.В. «Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов» // Публикация - 2011. - С. 1 - 3.

2.Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С. 248 - 249.

Ю.А. Владимирова ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В данной статье рассматриваются причины, по которым раннее обучения иностранному языку является актуальным. Так же автор описывает особенности развития детей дошкольного возраста по всем этапам дошкольного детства, и, в соответствии с этим, раскрывается вопрос о том, каким образом необходимо правильно организовать процесс обучения иностранному языку для того, чтобы материал усваивался дошкольниками быстрее и легче.

Ключевые слова: дошкольное образование, иностранный язык, методика обучения иностранному языку, дошкольная педагогика, иностранный язык для дошкольников, особенности обучения иностранному языку, раннее обучение, организация занятий с дошкольниками.

Y.A. Vladimirova

THE EARLY LEARNING FEATURES OF A FOREIGN LANGUAGE

Annotation. This article discusses the reasons why early learning of a foreign language is relevant. The author also describes the preschool children development features at all stages of preschool childhood, and in accordance with this, the author makes a disclosure about how to organize the process of learning a foreign language properly to ensure that preschoolers absorb the material faster and easier.

Key words: preschool education, foreign language, foreign language teaching methods, preschool pedagogy, foreign language for preschoolers, features of foreign language teaching, early education, organization of classes with preschoolers.

Популярность изучения английского языка с каждым годом стремительно растет. Родители стараются отдать своих детей на занятия к преподавателю все раньше. Ни для кого уже не секрет, что начинать обучаться иностранному языку лучше с дошкольных лет, так как это время больше других подходит для начала изучения языков ввиду наличия определенных психологических особенностей, свойственных только детям дошкольного возраста. К примеру, интенсивное формирование познавательных умений, способность к имитации, быстрое и легкое запоминание языкового материала, отсутствие языкового барьера. Но у обучения детей дошкольников есть свои особенности. Начиная вести уроки иностранного языка у таких детей, педагогу важно знать особенности их психологического развития, чтобы не навредить и не усложнить дальнейшее обучение языку, потому-то, как известно, легче научить с нуля, чем переучивать уже неправильно усвоенный материал.

Для начала педагогу необходимо определить, к какой возрастной категории относится дошкольник, так как строить занятие необходимо, отталкиваясь от его возрастных показателей. Дошкольное детство делится на несколько этапов.

Младшие дошкольники (возраст трех - четырех лет) подходят к тому возрасту, когда постепенно начинают «открывать» мир взрослых. Именно в этот период они начинают интерпретировать взрослого как основной образец, дети сравнивают свои действия по отношению к предметам и сопоставляют их с действиями взрослого [8, с.27].

В физическом развитии у младших дошкольников наблюдается высокая активность, они могут неплохо контролировать свое тело. Это приводит к потребности периодически отдыхать. Активные упражнения занимают лидирующую позицию над занятиями, связанными с ловкостью или точностью, к примеру сборка головоломок и пазлов или завязывание шнурков. Младшим дошкольникам свойственна неполная аккомодация глаз, в виду чего им непросто сконцентрироваться на мелких предметах [6, с.41].

В социальном развитии мы видим, что главная потребность детей младшей дошкольной группы теперь заключается в том, чтобы влиться в мир взрослых, быть такими же как они и действовать одинаково с ними. Благодаря этому, каждый день дошкольники вводят новые виды деятельности, но ведущим выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней они исполняют роль взрослого, реализуя его социальные и общественные функции [8, с.26].

Младшие дошкольники уже играют в различные игры не только наедине с собой, но и образуя небольшие, спонтанные игровые группы, чей состав часто меняется. Также детям этого возраста характерны частые ссоры, которые обычно забываются и прощаются довольно быстро [6, с.41].

В своем эмоциональном развитии дети стараются открыто выражать свои эмоции как вербально, так и физически. Им уже знакомо чувство ревности, поэтому они с особым вниманием смотрят за тем, кому воспитатель уделяет больше времени. Младшим дошкольникам характерны эмоциональные всплески, но они обычно недолговременны и быстро забываются. Частая смена деятельности способствует минимизации таких проблем, к тому же время, в течение которого дошкольники могут быть сосредоточены, длится сравнительно недолго [4, с.41].

Дошкольники начинают вступать в диалог не только с близкими людьми, но и с посторонними, такими как педагоги или доктора, а также с незнакомыми детьми. Диалоги становятся разнообразней и напол-ненней, а границы тем для обсуждения становятся шире.

Младшие дошкольники в возрасте трех четырех лет способны строить предложения, состоящие в среднем из четырех слов, а их словарный запас насчитывает примерно от девятисот до полутора тысяч слов. Дети умеют рассказывать различные истории с выражением своих собственных чувств, но при этом они еще совершают грамматические ошибки или игнорируют правила [8, с.28].

В средней дошкольной группе у детей развивается воображение, восприятие, они лучше ориентируются в пространстве. Дошкольники уже начинают использовать предлоги. К тому же, четырехлеткам характерно развитие внимания. В этом возрасте они могут заниматься одним делом примерно пятнадцать или двадцать минут подряд. У них увеличивается концентрация и распределение внимания, а это значит, что дошкольники могут оперировать несколькими предметами одновременно.

Очень важное место в жизни детей начинает занимать речь. Они начинают активно продуцировать новые слова, что взрослым, в свою очередь, нужно поощрять и поддерживать, чтобы соблюсти познавательный мотив, непременно присутствующий во время беседы.

К сюжетно-ролевым играм у дошкольников добавляются соревнования. Дети постоянно сравнивают себя с другими, что продуцирует развитие их собственного образа и личности.

В этот возрастной промежуток взрослому отводится особая роль, так как это именно тот человек, с кем отождествляет себя ребенок. Педагогу не следует отдалять от себя детей или вызывать у них отрицательные переживания, вызванные негативной оценкой поведения, игнорированием их инициативы при демонстрации личных достижений, или внезапными и громкими криками в их адрес [1, с.33-34].

Начиная со старшего дошкольного возраста (пять - шесть лет), ребенок познает себя и людей как представителей общества, а также улавливает закономерности в межличностной коммуникации и социальном поведении людей. В этом возрасте дети становятся еще более социализированы, большую часть времени они заняты всевозможными играми и беседами со своими сверстниками, для них уже становится важна оценка окружающих. Дети выбирают себе партнеров по общению и играм более тщательно, что способствует более устойчивым взаимоотношениям.

В возрасте пяти - шести лет, в игровой деятельности также происходят глобальные изменения. Появляется совместное обсуждение правил игры, которое теперь играет особо значимую роль. Дошкольники могут совместно решать различные проблемы при распределении ролей, согласовывать действия и ход игры. Межличностное взаимодействие дошкольников становится свободнее. Они делятся друг с другом различными событиями, ситуациями, рассказывают о том, что с ними случилось. При этом, дети слушают друг друга с интересом и внимательно, могут эмоционально сопереживать рассказам друзей.

Шестой год жизни детей дошкольников характеризуется появлением более устойчивого внимания. Они уже занимаются не интересным, но необходимым делом около двадцати - двадцати пяти минут вместе со взрослым. Шестилетний ребенок уже может подчиняться и следовать правилам, установленными взрослым. Объем памяти к этому возрасту особо не меняется, но улучшается ее устойчивость. В то же время у дошкольников появляются простые приемы и средства для запоминания нужной информации.

В период старшего дошкольного возраста основное значение приобретает наглядно-образное мышление, благодаря которому ребенок начинает решать более сложные задачи с применением простых наглядных средств, таких как схемы, чертежи, и т.д. В возрасте пяти - шести лет ребенок начинает владеть активным воображением. Он уже может отличить реальное от вымышленного. Детям этой возрастной категории уже характерно правильное произношение звуков, к тому же в их речи начинают появляться более сложные конструкции, такие как синонимы, антонимы, обобщающие и многозначные слова [3].

К седьмому году жизни у детей дошкольников формируется мотивация к учебной деятельности. Речь ребенка в этом возрасте достигает практически пика своего развития. Он произносит звуки правильно, безошибочно ставит ударение, может изменять слова по падежам, а также корректно образовывать сложные грамматические формы частей речи в предложении. В добавок к этому развивается лексическая сторона речи ребенка. Он способен четко выразить свое эмоциональное состояние, а также объяснить значение сложных многозначных слов. [1, с. 38].

Сам педагог так же играет значительную роль в развитии дошкольников, как утверждают Николай и Александр Веракса, полноценное развитие ребенка возможно только при грамотном участии взрослого. Но это не единственный фактор. Малышу недостаточно иметь хорошую наследственность и пластичный мозг. Активность самого малыша играет не менее значимую роль. Ему необходимо совершать различные формы активности, управлять которыми должен взрослый [1, с.9].

Рассматривая вопрос по организации занятий для детей дошкольников, стоит коснуться такой темы, как возраст начала обучения детей языку. Здесь стоит отметить, что среди педагогов нет общего мнения о самом оптимальном возрасте. К примеру, Н.А. Проничева предлагает изучать иностранный язык с первых часов жизни малыша, проговаривая все свои действия и обращения к малышу исключительно на иностранном языке. В будущем, это поможет избежать длительных зубрежек и лишних переживаний [5].

И. Л. Шолпо считает, что самый подходящий возраст для начала обучения это пять лет. Начать изучать язык можно и в четыре года, но это не принесет особых результатов. Она считает, что четырехлетние дети слишком эмоциональны и не могут долго держать внимание на одном предмете. Вследствие этого, они не способны усваивать материал с такой же скоростью, как пятилетки. Кроме того, как утверждает И.Л. Шолпо, четырехлетки еще плохо владеют родным языком, их способность к общению еще плохо развита, а регулирующая функция речи, как и внутренняя речь еще не сформированы. Так же, ролевая игра у четырехлетних детей еще не достигла нужной формы, а именно она имеет огромное значение в изучении иностранного языка [11].

Известный американский врач - нейрохирург Глен Доман, напротив, утверждает, что: «все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения» [3, с.8].

Проанализировав различные точки зрения, можно предположить, что внедрять иностранный язык в жизнь ребенка можно действительно достаточно рано. Большинство психологов называет возраст четырех -пяти лет наиболее благоприятным для начала изучения, так как в этом возрасте ребенок уже полностью сформировался, чтобы постигать языки. Но нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и развивается не по шаблону, а сугубо индивидуально и с присущими только ему особенностями. Поэтому принимать решение, в каком возрасте ребенку начинать изучать иностранный язык, должны непосредственно родители, исходя из особенностей, присущих лично их малышу. Это может быть и в год, и в три, и в пять лет. Методики обучения существуют для любого возраста. Конечно занятия для годовалых деток не дадут таких результатов как занятия с пятилетками, и никто не утверждает, что и трехлетки после этих занятия сразу заговорят

предложениями, но возможно именно после этих занятий у них начнет откладываться информация, начнет появляться понимание иностранных слов и их ассоциация с предметами в действительности, будут развиваться фонетические навыки, а это, в свою очередь, послужит прочной основой для дальнейшего, более углубленного изучения иностранного языка

Для того, чтобы соблюсти индивидуальность ребенка Екатерина Протасова и Наталья Родина предлагают использовать личностно-деятельностный подход в обучении дошкольников. В центре данного подхода всегда находится непосредственно сам обучающийся, при этом учитываются его особенности характера, склада ума, цели. Соответственно, цель занятия при осуществлении личностно-деятельностного подхода складывается с положения конкретного ребенка, или всей языковой группы. Педагог в ходе такого подхода должен организовать и скорректировать весь учебный процесс исходя из личности ученика, его способностей и интересов. Ребенок в конце такого занятия должен ответить себе на вопрос о том, чему новому он сегодня научился, чего не знал еще вчера [6].

Личностно-деятельностный подход помогает детям дошкольного возраста найти пути своей самореализации и поддержать свою индивидуальность, а как сказано выше, это необходимо для такого раннего возраста.

Следующим вопросом по организации занятий иностранного языка для детей дошкольников является их продолжительность и частота. Занятие длительностью в час являются слишком продолжительными и утомительными для детей. Как утверждает Е.И. Негневицкая, самое оптимальное время — это примерно тридцать пять или сорок пять минут при условии, что наполняемость группы будет не более десяти человек. С частотой занятий два - три раза в неделю. Одного занятия в неделю будет недостаточно для успешного усвоения и закрепления нового материала [5]. Следует отметить, что сама структура проведения урока для дошкольников несколько отличается от структуры школьного урока. Дети дошкольники отличаются своей неусидчивостью и неумением долго держать концентрацию на одном действии. Именно поэтому в ходе занятия нужно каждые пять минут менять вид деятельности, причем лучше чередовать активные задания с пассивными. Таким образом, процесс обучения не утомит детей и будет проходить более эффективно.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова пишут о том, что среди развития разных видов деятельности и всех достижений дошкольного возраста можно выделить игровую, ее же можно назвать ведущей, так как ребенок выражает в игре абсолютно все аспекты своей жизни: то, чему его учили, что ему читали, что он от кого -то услышал или где-то увидел. По мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой: «Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых, и дает возможность выражать свои чувства и отношения» [4, а49].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра является неотъемлемой частью развития дошкольников, и она же является неотъемлемой частью их обучения. Практически все методики по обучению дошкольников включают в себя игровой подход.

Например, Дж. Стайнберг, автор книги «110 игр на уроках английского языка» уверен, что игра -это не просто веселое времяпрепровождение, но еще и продуктивный способ закрепить пройденный материал или выучить новый. Игра - это еще и отличный способ расслабиться после утомительного занятия, а спонтанные игры повышают внимание. Также Дж. Стайнберг считает, что лучше запоминается то, что было приятно делать, поэтому игры способствуют глубокому запоминанию материала, а тот факт, что они делают даже сложный процесс обучения более веселым, усиливает мотивацию к учению [7].

А. Мэйли тоже уверен, что игра - это лучший способ презентации материала дошкольникам. Он пишет о том, что дети парадоксально любопытны. Они могут, как сотрудничать, так и горячо соперничать. Они любят безопасность и предсказуемость правил, но в то же время, они часто ведут себя удивительно непредсказуемо и творчески. Они любят веселиться, но в то же время они слишком серьезно относятся к тому, чем занимаются. Поэтому совсем неудивительно, что игры так популярны у детей, именно игры включают в себя все то, что так нужно детям: сотрудничество и конкуренцию, правила и непредсказуемость, удовольствие и серьезную увлеченность [9].

Итак, какие же особенности проведения занятий по иностранному языку у детей дошкольного возраста можно выделить?

Во-первых, обучение детей дошкольников весьма отличается от школьного: занятия будут иметь более подвижный характер, а смена деятельности будет происходить чаще. Причем, чем младше дети, тем чаще меняется вид деятельности. Для соблюдения концентрации лучше чередовать активный и пассивный род занятий.

Во-вторых, практически все занятие сопровождается игровой деятельностью. Это могут быть активные и пассивные игры, танцы, песни, считалочки. Главное, пока ребенку весело и интересно, он запоминает игровой материал быстрее и легче.

В-третьих, занятия не должны быть слишком продолжительными. Час - это самое максимальное время для детей до семи лет, причем, последние пятнадцать минут лучше посвятить творческой деятельности по изучаемой теме, чтобы сильно не перегружать дошкольников. Это может быть лепка, аппликация, рисунок, раскраска, ит.д.

В-четвертых, в ходе урока лучше иногда отвлекаться от изучаемой темы и устраивать танцевальную минутку с песенкой-зарядкой, или вспоминать одну из предыдущих тем, к примеру, кто быстрей найдет в комнате красный цвет, желтый, зеленый, ит.д. Это поможет дошкольникам избежать переутомления.

Как видно из всего вышесказанного, процесс обучения детей дошкольников не так прост. Многие считают, что можно получить базовые знания языка, и этого будет достаточно для обучения дошкольников, но это совсем не так. Таким подходом можно навредить и осложнить дальнейшее обучение языку. Передача знаний детям - это очень трудоемкий процесс, при котором важно знать все особенности детского развития и психологии, нужно понимать, что каждый ребенок — это личность, которая имеет право на свои эмоции, чувства и свое видение. Нужно уметь найти подход к каждому ребенку и суметь донести материал в такой форме, чтобы понял каждый. При всем при этом, процесс должен казаться легким и веселым, чтобы не перегружать детей, и чтобы у них всегда оставалось желание приходить на занятие снова и снова, зная, что там их всегда ждет что-то новое и интересное.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веракса, Н. Е. Веракса, А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 103 с.

2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии - СПб.: Союз, 1997. - 103 с.

3. Доман ,Г. Гармоничное развитие ребенка - М.: Аквариум, 1996. - 170 с.

4. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева А.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

5. Проничева, Н. А. Английский язык с пеленок - М.: Экзамен, 2012. - 143 с.

6. Козлова, С. А. Куликова, Т. А. Дошкольная Педагогика - М.: Академия, 2001. - 416 с.

7. Негневицкая, Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. М.: Иностранные языки в школе, - 1987. - №6.

8. Родина, Н. М. Протасова, Е. Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 2010. -210 с.

9. Стайнберг, Дж. 110 игр на уроках английского языка - М.: Астрель, 2004. - 124 с.

10. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001. - 336 с.

11. Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности "Преподаватель иностранного языка в детском саду''. - СПб.: Спец. Лит., 1999. - 150 с.

13. Lewis G. Bedson G. Games for Children - Oxford: Oxford University Press, 1999. - 149 c.

В.А. Грибанова

РАЗВИТИЕ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ

МОЛОДЕЖИ В ВУЗЕ

Данная статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект №18-013-00136 «Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи»)

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития созидательной гражданской активности молодежи. Описан опыт работы по формированию готовности студентов к работе вожатыми и проявления своей активной гражданской позиции в процессе прохождения ими курса «Основы вожатской деятельности». Ключевые слова: гражданская активность, студенческая молодежь, вожатская деятельность.

V.A. Gribanova

DEVELOPMENT OF CREATIVE CIVIL ACTIVITY OF STUDENT'S YOUTH IN HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Annotation. In article the problem of development of creative civil activity of youth reveals. Experience on formation of readiness of students for work as leaders and manifestation of the active civic stand in the course of passing of the course "Bases of Leaders' Activity" by them is described. Keywords: civil activity, student's youth, leaders' activity.

Современное состояние российского общества, геополитические реалии актуализируют потребность формирования и развития граждански активного поколения россиян, особенно молодежи. Проблема воспитания гражданственности, социальной зрелости и активности личности рассматривается как приоритетная различными государственными и социальными структурами [1].

Изменение общественных приоритетов позволяет выделить ряд факторов, влияющий на успешность развития гражданской активности молодого человека:

- необходимость воспитания молодого поколения, способного к самопознанию, конструктивному диалогу и последующей рефлексии своих действий;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.