Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ТЕКСТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ТЕКСТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебеденко Ольга Николаевна

Статья посвящена вопросам организации работы с профессионально-ориентированными текстами. Обосновывается необходимость использования текстов профессиональной направленности на аудиторном занятии как средства повышения творческой активности и познавательного интереса студентов. Авторы предлагают варианты заданий на разные виды чтения, способствующие формированию коммуникативной компетенции в профессиональном общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебеденко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULARITIES OF WORKING WITH PROFESSIONALLY ORIENTED TEXTS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article is devoted to the organization of work with professionally oriented texts. The necessity of using professional texts at the lesson as a means of increasing the creative activity and cognitive interest of students is substantiated. The authors offer exercises for every type of reading which contributes to the forming students’ communicative competence and motivation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ТЕКСТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

Лебеденко О. Н.Особенности работы с профессионально-ориентированными текстами при обучении иностранному языку в неязыковом вузе// Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 4 (23) октябрь- декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2020/4/00886.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК - 372.881.1 Лебеденко Ольга Николаевна

старший преподаватель кафедры иностранных языков ФБГОУВО Омский ГАУ, г. Омск on.lebedenko@omgau.org

Особенности работы с профессионально-ориентированными текстами при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации работы с профессионально-ориентированными текстами. Обосновывается необходимость использования текстов профессиональной направленности на аудиторном занятии как средства повышения творческой активности и познавательного интереса студентов. Авторы предлагают варианты заданий на разные виды чтения, способствующие формированию коммуникативной компетенции в профессиональном общении.

Ключевые слова: неязыковой вуз, профессионально-ориентированный текст, виды чтения, коммуникативная компетентность, мотивация.

В современном мире одним из необходимых условий конкурентоспособности специалиста любого профиля является владение иностранным языком. Постоянно быть в курсе научных достижений, владеть информацией об изменениях в своей профессиональной отрасли, - все это дает знание иностранного языка. Более востребованным на современном рынке труда окажется потенциальный сотрудник, умеющий использовать иностранный язык в практических целях, способный получить актуальные сведения из иноязычного источника.

В связи с этим в процессе обучения иностранному языку в вузе нам представляется особенно важным не только выдать студентам необходимый программный лексическо-грамматический материал, но и сформировать у них полезные умения и навыки работы с текстами профессиональной направленности.

Стоит отметить, что в Омском государственном аграрном университете дисциплина «Иностранный язык» преподается на первом-втором году обучения, в течение одного или полутора семестров. Согласно рабочей программе, темы профессиональной направленности изучаются в последнем семестре изучения дисциплины. Так, будущие ветеринары изучают темы «Строение тела животного», «Болезни животных», «Инфекционные болезни», «Иммунитет» и др. Студенты, обучающиеся на факультете зооинженерии, знакомятся со спецификой своей будущей профессии, работая над темами «Сельскохозяйственные животные», «Виды кормов», «Содержание скота», «Составление рациона».

Независимо от направления подготовки, все студенты в процессе изучения иностранного языка в нашем вузе получают возможность развивать и совершенствовать свои умения работы с профессионально-ориентированными текстами, тем самым готовя себя к успешной деятельности в рамках выбранной специальности.

Не секрет, что традиционно работа с текстами профессиональной направленности до сих пор рассматривается некоторыми преподавателями как выполнение обучающимися чтения и перевода специального текста со словарем. Однако гораздо более эффективным нам представляется предложить студентам к выполнению на аудиторном занятии целый комплекс заданий, нацеленных на формирование и развитие навыков извлечения и практического использования необходимой информации из таких текстов в процессе чтения. Правильно организованная работа с профессионально-ориентированным текстом способствует совершенствованию навыков владения иностранным языком, увеличению активного словарного запаса с использованием профессиональной лексики; формированию навыков просмотрового и поискового чтения, успешному переводу с листа, освоению последовательного перевода на слух [2].

При подготовке текстов профессиональной направленности преподавателю в первую очередь следует обратить внимание на доступность и содержательную ценность отбираемого материала: так, текст должен быть полезным и интересным и при этом строиться на знакомом студенту лексико-грамматическом материале. Содержание текстового материала должно соответствовать темам специальных дисциплин, где и происходит знакомство студентов с профессиональной лексикой и формирование фоновых знаний [1]. Такие тексты превращают чтение в познавательный процесс, не только способствуя расширению словарного запаса студентов, но и углубляя их знания в рамках будущей специальности.

Источниками отбора профессионально-ориентированных текстов служат аутентичные учебные пособия, сайты, пресса - помимо актуальной терминологической лексики, они содержат и социокультурный компонент, что, безусловно, также повышает мотивацию к изучению иностранного языка и интерес к выбранной специальности в целом.

Традиционно выделяют следующие виды чтения:

1. Изучающее - это медленный вид чтения, чтение со стопроцентным пониманием информации.

2. Ознакомительное - это чтение с общим охватом содержания, т.к. читающий уделяет внимание только главной информации, пренебрегая второстепенными деталями.

3. Просмотровое - цель такого вида чтения определить, нужна ли читающему содержащаяся в тексте информация, какие проблемы в нем поднимаются. Бегло просматриваются заголовки, подзаголовки.

4. Поисковое - при этом виде чтения происходит поиск определенной информации, точно содержащейся в тексте [3].

Исходя из классификации видов чтения, нашими преподавателями разработана система упражнений для работы над текстами профессиональной направленности, эффективно реализующаяся на учебных занятиях.

Так, на начальном этапе освоения программного модуля «Я и моя будущая профессия» на занятии по иностранному языку основное внимание уделяется ознакомительному чтению. Тексты подбираются достаточно длинные, но построенные на знакомом лексико-грамматическом материале и, таким образом, не представляющие сложности в чтении и понимании. Перед студентами стоит основная коммуникативная задача - выявить содержащуюся в тексте ключевую информацию, выделить основные вопросы, ставящиеся там, и пути их решения. Для решения данной задачи обучающимся предлагаются следующие виды заданий на разных этапах работы с текстом:

Предтекстовый этап

- найдите и выпишите из текста ключевые термины, отражающие его основную тематику;

- попробуйте определить по заголовку текста, о чем в нем идет речь;

- с помощью основных терминов текста составьте логическую цепочку из основных фактов и др.

Текстовый этап

- найдите в каждом абзаце текста предложение, отражающее его основную мысль;

- расположите профессиональные термины в порядке их появления в тексте;

- составьте вопросы к тексту;

- составьте план пересказа текста;

- изложите главную идею текста своими словами и др.

Послетекстовый этап

- подтвердите или опровергните высказывания по содержанию текста;

- изложите свою точку зрения по поводу прочитанного;

- определите, насколько полезна для вашей будущей профессии полученная из текста информация и др.

В дальнейшем при работе с профессионально-ориентированными текстами подключаются и остальные виды чтения. Задания, предназначенные для формирования умений и навыков поискового, изучающего и просмотрового чтения, нацелены на повышение интереса студентов к получению профессиональной информации, обучение их работе с терминологическими словарями, развитие языковой догадки.

К примеру, основные задания на изучающее (с детальным пониманием прочитанного) чтение могут быть следующими:

Предтекстовый этап

- попытайтесь понять значение выделенных в тексте слов, при необходимости воспользуйтесь словарем;

- объясните способы образования терминов, употребленных в тексте;

- попытайтесь по иллюстрации догадаться, о чем пойдет в тексте речь и др.

Текстовый этап

- прочитайте текст, разделите его на части и озаглавьте каждую;

- подберите синонимы к профессиональным терминам из текста, составьте с ними словосочетания и предложения;

- найдите в тексте информацию, подходящую к иллюстрациям, и др.

Послетекстовый этап

- расположите предложения из текста в логической последовательности;

- составьте краткий пересказ текста, используя ключевые слова;

- составьте аннотацию текста, используя фразы-клише и др.

Поисковое чтение, как и ознакомительное, представляет собой вид быстрого чтения, однако характеризуется поиском только определенной информации в тексте: определенных данных, фактов, выводов и т.д. В работе с профессиональными текстами этот вид широко используется при чтении научных статей и литературы по специальности. Среди упражнений, используемых нами для тренировки умений поискового чтения, к наиболее эффективным можно отнести следующие:

Предстекстовый этап

- прочтите заголовок статьи и предположительно определите ее тематику;

- найдите в тексте статистические данные/даты;

- найдите абзацы, содержащие информацию по теме статьи, и др.

Текстовый этап

- найдите в тексте основной довод, подтверждающий заголовок;

- найдите в тексте аргументы «за» и «против» выдвинутых в тексте тезисов;

- соотнесите рисунок и текстовый абзац и др.

Послетекстовый этап

- найдите в тексте факты, относящиеся к теме статьи;

- найдите в тексте определения/термины по теме;

- выскажите свое мнение относительно содержания текста и др.

И, наконец, просмотровое чтение ставит целью получение общего представления о проблемах, рассматриваемых в тексте. Этот вид чтения могут хорошо освоить лишь студенты, владеющие достаточно большим объемом языкового материала. В работе с профессионально-ориентированными текстами просмотровое чтение используется в

качестве выборочного, беглого, чаще всего при работе с публикациями по темам профессионально направленности. Цель такого чтения - определить наличие интересующей студентов информации, для чего иногда бывает достаточно ознакомиться с содержанием первых абзацев текста и ключевыми терминами. Основными вариантами заданий при таком чтении мы можем назвать следующие: Предтекстовый этап

- ознакомьтесь с заголовком и выделите в нем смысловую доминанту;

- просмотрите рисунки, таблицы, подзаголовки в тексте, проанализируйте их;

- просмотрите аннотацию к тексту, определите, содержится ли в ней интересующая вас по теме информация и др.

Текстовый этап

- просмотрите текст, определите, есть ли в нем необходимая вам информация;

- просмотрите первый, последний абзацы текста, выводы;

- просмотрите несколько текстов, определите, связаны ли они одной тематикой и др. Послетекстовый этап

- просмотрите высказывания после текста и определите, связаны ли они по смыслу с его содержанием;

- выскажите свое мнение относительно проблемы, затронутой в тексте;

- попробуйте предложить варианты решения проблемы и др.

Все вышеперечисленные задания, предложенные студентам на занятии по иностранному языку на разных этапах работы с профессионально-ориентированным текстом, способствуют развитию умений делать выводы и заключения по содержанию текста, анализировать, сопоставлять, работать с терминологической лексикой, извлекать и применять необходимую информацию.

Таким образом, нам представляется необходимым регулярное использование профессионально-ориентированных текстов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, так как коммуникативная компетентность, формируемая в процессе работы с такими текстами, является одной из составляющей успешной профессиональной деятельности будущих специалистов.

Ссылки на источники

1. Артемьева О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Макеева,.Р.П. Мильруд. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2005. - 160 с.

2. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие /Под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.

3. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1987. —200 с.

Olga Lebedenko

Senior lecturer

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin on.lebedenko@omgau.org

Pecularities of working with professionally oriented texts in teaching a foreign language

in a non-linguistic university

Abstract. The article is devoted to the organization of work with professionally oriented texts. The necessity of using professional texts at the lesson as a means of increasing the creative

activity and cognitive interest of students is substantiated. The authors offer exercises for every type of reading which contributes to the forming students' communicative competence and motivation.

Key words: non-linguistic university, professionally oriented text, types of reading, motivation, communicative competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.