Научная статья на тему 'Особенности работы редактора над учебными изданиями'

Особенности работы редактора над учебными изданиями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5116
745
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы редактора над учебными изданиями»

НИ. ЗАВГОРОДНЯЯ

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РЕДАКТОРА НАД УЧЕБНЫМИ

ИЗДАНИЯМИ

Дифференциация наук, появление новых научных направлений приводит к относительно быстрому старению вузовских учебников, особенно по специальным дисциплинам. В дополнение к ним редакционно-издательские отделы (РИО) вузов с учетом целевого назначения и характера информации выпускают программно- и учебно-методические, обучающие и вспомогательные издания. К программно-методическим изданиям относятся: учебный план и учебная программа; к учебно-методическим - методические указания и методические рекомендации; к обучающим - учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций; к вспомогательным - практикум, хрестоматия, сборник задач и упражнений, книга для чтения [5].

Функциональное назначение учебных изданий - служить средством обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов. Их конечная задача - передать студентам комплекс знаний, определяемых соответствующей учебной программой, научить работать самостоятельно и применять полученные знания на практике. Их содержание должно отвечать характеру профессиональных задач, стоящих перед молодыми специалистами.

Особенностью предмета (характера информации) учебных изданий является не наука и не собственно практические сведения, а только специально отобранные в обьеме, определяемом программой обучения, и адаптированные соответственно читательскому адресу основы науки и прикладных знаний, прошедшие дидактическую обработку.

Отличительной чертой учебных изданий является организованный характер их подготовки, утверждения, издания и распространения. При работе над авторским оригиналом редактор всегда должен учитывать особенности предмета, видо-типологические характеристики и функции будущего издания. Само издание следует рассматривать как систему, состоящую из произведения и аппарата. Произведение, в свою очередь, включает в себя следующие элементы: текст и внетекстовые материалы. Редактору необходимо разработать концепцию и модель издания, проследить за художественно-техническим оформлением и полиграфическим исполнением издания. Все эти вопросы редактор постоянно прорабатывает, соотнося их с авторским оригиналом, творческими возможностями автора, полиграфической базой.

На первом этапе работы непосредственно над авторским оригиналом редактор обязан проверить соответствие содержания произведения учебной программе дисциплины. Строгое соответствие изложения учебной программе (государственному образовательному стандарту) - один из критериев оценки авторского оригинала. Причем изложение программного материала должно учитывать профиль будущего специалиста.

При оценке соответствия учебной книги программе следует обратить внимание на такие моменты: отражена ли сформулированная в программе общая цель изучения данного учебного предмета; все ли темы, обозначенные в программе, освещены; сохранена ли последовательность раскрытия учебного предмета, определенная программой; включены ли воспитательные аспекты данного учебного предмета, показана ли связь науки с практикой и т.д.

Наряду с изложением программного материала автору учебных книг необходимо раскрыть перспективы развития данной науки, что будет способствовать привитию умений применять знания при решении конкретных задач в практической работе специалиста. Невыполнение этих требований является основанием для возвращения рукописи автору на доработку.

Редактор должен проверить соответствие обьема отдельных частей книги бюджету времени, отведенному для самостоятельной работы студента с литературой. В этом большую помощь ему могут оказать рабочие программы, которые детализируют и углубляют типовую программу, конкретизируя общие положения, раскрывая основные направления изучения отдельных вопросов [1, 2]. Рабочие программы учитывают объем часов, отводимых на лекционные и практические занятия, задачи, которые студенты могут решить в процессе самостоятельной работы. Рабочие программы учитывают особенности различных форм обучения (очной, вечерней, заочной).

Следующий этап редакторской работы - анализ основного, пояснительного и дополнительного текстов и внетекстовых материалов (таблиц, формул, иллюстраций), т.е. работа непосредственно над произведением.

Подготовка и издание любой учебной книги определяются в первую очередь ее ролью и местом в системе средств подготовки специалистов, целями и задачами обучения и воспитания, а также особенностями самого издания как средства передачи учебной информации.

Являясь важным элементом системы средств обучения, учебное издание знакомит студентов с содержанием изучаемой дисциплины, состоянием и перспективами развития данной области науки. Но учебное издание отличается от научного прежде всего тем, что материал в нем подается в определенной методической обработке для лучшего усвоения его учащимися. С помощью учебных пособий решаются такие задачи учебно-воспитательного процесса, как закрепление полученных знаний и развитие навыков в их применении.

Важно, чтобы учебное издание содействовало плодотворному самостоятельному усвоению содержащегося в нем материала. Редактор должен следить, чтобы структура произведения строилась с учетом педагогических и психологических закономерностей усвоения знаний. Редактор должен сосредоточить внимание также на анализе аппарата организации усвоения - методического аппарата.

К структурным компонентам учебного издания относятся: основной, дополнительный и пояснительный текст, методический аппарат и аппарат издания. Последний является важным элементом издания, повышает культуру издания, служит для ориентировки студентов в содержании и структуре книги,

воспитывает навыки самостоятельной работы с ней. Редактор должен постоянно учитывать роль тех или иных компонентов структуры в качественном осуществлении процесса усвоения знаний.

Редактируя содержание учебного издания редактор должен руководствоваться следующими требованиями: научность материала, логичность и системность изложения, целостность, полнота, доступность для восприятия, практическая направленность, перспективность развития конкретной науки.

В современных условиях границы учебного предмета почти совпадают с границами самой науки, поэтому учебная книга сближается с научной монографией. Логика учебного предмета соответствует логике самой науки, полностью сохраняется категориальный аппарат, установившая символика, используемые в науке методы изложения. Познавая науку, студенты приобщаются к языку этой науки, учатся пользоваться терминологией с целью применения полученных знании на практике.

В учебных изданиях по специальным дисциплинам использование научного материала крайне необходимо. Одна из основных задач учебных изданий -обучить будущих специалистов современным технологиям. Содержание учебных книг должно мгновенно реагировать на новейшие достижения и разработки в различных отраслях науки и производства.

Содержание и композиция учебных изданий призваны раскрыть научное содержание дисциплины, ее теоретические основы и методологический аппарат, передать логику мышления, присущую данной науке, способствовать ознакомлению студента с исследовательской методикой данной дисциплины, выявить специфичность ее методов и подходов. Именно содержание учебных книг и способ представления в нем учебного материала должны способствовать формированию будущего специалиста. Чтобы учебное издание было актуальным, авторы часто включают в него материалы кандидатских или докторских диссертаций, запатентованных научно-исследовательских разработок с целью обогащения и углубления учебной дисциплины. Это повышает научный уровень учебного издания. Учебное издание только выиграет, если в нем помимо материала, предусмотренного учебной программой, содержится новый теоретический, но апробированный на практике материал, если в подаче учебного материала присутствуют междисциплинарная связь, преемственность его с другими учебными дисциплинами [3, 4, 5].

Задача редактора состоит в анализе внутренней и внешней (содержательной и формальной) составляющих текста. Редактор может помочь автору привести текст в соответствие с целевым назначением и читательским адресом. Модель учебного издания должна быть ориентирована на восприятие читателя. Чтение учебной книги должно вызывать интерес у студентов, закреплять полученные знания, развивать навыки их применения.

Для успешного усвоения нового материала по учебным изданиям необходимо в первую очередь обеспечить мотивацию учения, т.е. формирование и поддержание внутреннего побуждения, стимулирующего студента к активной творческой работе. Такими мотивами могут быть: интерес к знаниям и процес-

су их приобретения; осознание практической и теоретической значимости изучаемого материала, его соответствия наклонностям и стремлениям студентов; установление перспективности обучения и самостоятельной деятельности и т.д. Другими словами, в основе мотивации учения находится осознание потребности в данных знаниях, а также интерес к ним. Это - главная задача, стоящая перед авторами и редакторами учебных изданий.

Содержание учебных изданий находится в тесной зависимости от развития самой науки. Вопрос состоит в том, как будет подан этот материал. Поэтому кроме научности материала важен такой критерий, как доступность изложения. Эту доступность и должен обеспечить редактор, если автор не может сам этого достичь. Редактор может подсказать оптимальное соотношение структурных компонентов учебного издания: основного, дополнительного и пояснительного текстов, методического аппарата, иллюстраций, аппарата ориентировки.

Редактор должен следить, чтобы в учебных изданиях не было положений дискуссионного характера. Недопустимо смешение различных подходов к научной проблеме. Обязательна системность изложения материала. Редактору следует устранять излишнюю наукообразность стиля, но не упрощать научную форму. Если материал учебного издания будет изложен в «облегченном варианте», то работа с книгой не будет способствовать развитию творческих способностей студентов.

Редактору важно выявить многословность, малую информативность или неинформативность ряда предложений, громоздкие, неудобочитаемые фразы, многословные, но малоинформативные построения, штампы, нарочито усложненную терминологию, которые приводят к ненужной наукообразности, - все это затрудняет понимание текста студентами. Наукообразный стиль не только затрудняет восприятие смысла высказывания, но и, как правило, содержит в себе стилистические и фактические ошибки, повторы. Обнаружить и исправить их - задача редактора.

Учебные издания всегда имеют практическую направленность, поэтому важна системность в изложении учебного предмета. Внимание редактора должно быть направлено на логико-смысловую организацию материала произведения, структуру учебного издания, что зависит от характера учебного предмета и психологических особенностей учебно-познавательной деятельности студентов. Редактору необходимо провести специально-предметный, логический и лингвостилистический анализ текста. Совершенствование структуры означает совершенствование формы. При этом следует иметь в виду, что с изменением структуры изменяется и содержание. Внимание редактора должно быть направлено на анализ структуры. Для редактора важно выявить возможности ее совершенствования. Анализ и оценка композиции включает три этапа: 1) выявление и устранение недостатков деления произведения на части, оценка общего построения его; 2) выявление и устранение недостатков построения каждой структурной части; 3) устранение недостатков построения отдельных фрагментов, выделенных по фукционально-смысловым типам речи. Критериями оценки композиции служат полнота и последовательность изложения,

четкая взаимосвязанность частей, их соразмерность, соподчиненность, стройность, согласованность, обоснованность членения текста. Логическое деление должно соответствовать следующим требованиям: проводиться на одном логическом основании, быть последовательным, члены деления должны быть соразмерны и взаимоисключаемы. Необходимо проверить соответствие содержания раздела названию, названия параграфов названиям глав. Названия должны полностью охватывать содержание раздела, параграфа и в то же время быть краткими, понятными [5, 6].

Редактор должен проверить фактический материал: суждения, цифры, даты, фамилии, цитаты, названия, термины и их системность и систематичность, приемы введения в текст новых понятий, использование средств наглядности и т.д. Ошибки встречаются довольно часто: в терминах, единицах физических величин, ссылках, подписях к иллюстрациям, таблицах, цифрах при суммировании тех или иных данных, цитатах и т.д.

При подготовке учебного издания важно проконтролировать унификацию и стандартизацию терминологии. Особой проверки требуют неточные, неправильно ориентирующие термины: адсорбция вместо абсорбции, активация вместо активизация, тонкий и толстый кишечник вместо тонкая и толстая кишка, трейцева связка и фасция Трейтца и т.д. Часто встречается двоякое написание терминов, необходимо следить за унификацией в орфографии (простагландины и простогландины, аналгезия и анальгезия и т.д.).

Редактор должен уметь критически оценивать целесообразность использования иноязычных терминов, когда существуют их эквиваленты в русском языке. Трудность редактирования учебных изданий, например по медицине, состоит в том, что в самом предмете много терминов, заимствованных из других языков, в основном из латыни. Редактор обязан знать нормативные требования к стандартизируемой терминологии, избегать излишней загруженности иноязычными терминами. В одном и том же авторском оригинале автор употребляет то русский, то иноязычный термин для обозначения одного и того же понятия: желчный проток - холедох и т.д. В начале изложения следует дать оба варианта термина, а в дальнейшем придерживаться какого-либо одного варианта. Часто встречаются разночтения в русской транскрипции иностранных фамилий (гастродуоденостомия Жабуле и Джабулея, метод Эвена и Евена и т.д.). Обнаружить и устранить подобные ошибки - задача редактора.

Таким образом, редактирование учебных изданий - сложный, многофункциональный процесс. Необходимо повысить роль и ответственность редактора в редакционно-издательском процессе. Следует пересмотреть должностные обязанности редактора РИО. Мы считаем, что действующие инструкции ограничивают функции редактора: выключают его из важнейшего, на наш взгляд, звена работы над изданием - планирования, что отрицательно сказывается на качестве выпускаемых учебных изданий, так как на подготовительном этапе издательского процесса редактор лишен возможности оценить соответствие планируемого учебного издания типовой или рабочей программе, посоветовать автору выбрать тот или иной вид издания с учетом целевого назначения

и характера информации. Редактор и автор должны найти взаимопонимание на начальном этапе работы, установить творческий контакт с целью моделирования учебного издания в оптимальном его варианте. Они должны создавать одну модель будущего издания с учетом его видо-типологических характеристик. В результате этого уровень культуры учебного издания повысится, ускорится редакционный этап издательского процесса.

Следует изменить узаконенную практику внутрииздательского рецензирования после стадии редактирования. Пик усилий редактора должен быть на начальном этапе издательского процесса - отбора и оценки авторского оригинала. Необходимо отказаться от стереотипов работы, при которых планированию, внутрииздательскому рецензированию не уделяется должного внимания, а центральным звеном работы редактора является редактирование и функциональные обязанности редактора ограничиваются функциями правщика-стилиста.

Таким образом, функциональные обязанности редактора должны включать в себя участие в планировании, координировании выпуска учебной и научной литературы на паритетных правах с учебно-методическими советами.

Следует ориентировать редактора на расширение его прав и обязанностей, повышение ответственности за издание в целом. Редактор должен быть профессионалом в своей области - специалистом-издателем.

Литература

1. Буга П.Г. Вузовский учебник: создание, выпуск, распространение. М.: Книга, 1987. 158 с.

2. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов: Справочное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 224 с.

3. Долженко О.В. Учебник для вузов: каким ему быть? // В мире книг. 1980. № 1. С. 16-18.

4. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учебно-методическое пособие. М.: Логос; МГУП, 2002. 255 с.

5. Редакторская подготовка изданий: Учебник для вузов / Антонова С.Г., Васильев В.И., ЖарковИ.А. и др.; Под общ. ред. С .А. Антоновой. М.: МгУп, 2002. 468 с.

6. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2004. 651 с.

ЗАВГОРОДНЯЯ НИНА ИВАНОВНА окончила Чувашский государственный университет и Московский полиграфический институт. Ответственный секретарь журнала «Вестник Чувашского университета», доцент кафедры литературного редактирования и стилистики Чувашского государственного университета. Имеет публикации в области издательского дела и редактирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.