УДК: 82-92; 070
ББК: 80; 76.0
Симакова С.И., Сидунова М.К., Исакова Т.Б.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБ КИБЕРСПОРТИВНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Simakova S.I., Sidunova M.K., Isakova T.B.
FEATURES OF WORK OF PRESS SERVICES OF CYBER SPORTS
ORGANIZATIONS
Ключевые слова: киберспорт, киберспортивная организация, пресс-служба, виртуальная реальность, киберспортивные турниры, киберспортивные соревнования, медиатекст.
Keywords: e-sports, e-sports organization, press office, virtual reality, e-sports tournaments, e-sports competitions, media text.
Аннотация: киберспорт сегодня приобретает все большую популярность. Распространению данного вида спорта способствует информационная поддержка мероприятий. Информационное сопровождение киберспортивных мероприятий осуществляют пресс-службы организаций, принимающих непосредственное участие в соревнованиях.
Материалами для анализа послужили медиатексты на сайте и в группе «ВКонтакте» общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России».
Работа имеет четкую структуру, направленную на реализацию поставленной цели -выявить особенности работы пресс-службы общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» при освещении Открытого Кубка России по киберспорту. В первом параграфе рассматривается современное состояние, возможности и организация работы пресс-служб. Во втором - уточняется и конкретизируется работа пресс-службы Федерации компьютерного спорта России. Здесь же осуществляется анализ медиатекстов, подготовленных пресс-службой в период проведения Открытого Кубка России по киберспорту. В заключении обобщаются выводы о работе пресс-службы общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России». Авторы статьи отмечают, что при организации работы выбраны грамотные приемы освещения события на разных платформах. Что гарантирует коммерческую успешность и положительное реноме компании.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что она может быть использована при разработке спецкурсов по киберспортивной журналистике. Практическую значимость работы мы видим в том, что она может помочь исследователям в поисках специализированной литературы по киберспортивной журналистике, а также может быть использована при разработке учебных планов или создании новых дисциплин на факультетах журналистики.
Abstract: esports is gaining popularity today. The spread of this sport is facilitated by information support of events. Information support for e-sports events is provided by the press services of organizations directly involved in competitions.
Media texts on the website and in the VKontakte group of the all-Russian public organization "Computer Sports Federation of Russia" served as materials for analysis.
The work has a clear structure aimed at realizing the goal - to identify the features of the press service of the all-Russian public organization "Computer Sports Federation of Russia" when covering the Open Cup of Russia on e-sports. The first paragraph examines the current state, capabilities and organization of the press services. In the second, the work of the press service of the Russian Computer Sports Federation is specified and specified. It also analyzes media texts prepared by the press service during the Russian Cup on eSports. The conclusion summarizes the conclusions about the work of the press service of the all-Russian public organization "Computer
Sports Federation of Russia". The authors of the article note that when organizing the work, competent methods of covering the event on different platforms were selected. What guarantees commercial success and a positive reputation of the company.
The theoretical significance of this work lies in the fact that it can be used in the development of special courses in e-sports journalism. We see the practical significance of the work in that it can help researchers search for specialized literature on e-sports journalism, and can also be used to develop curricula or create new disciplines at the faculties of journalism.
Введение
Журналистское научное сообщество активно изучает новые тренды в медиаин-дустрии. Ближайшее будущее обещает стремительное развитие виртуальной реальности, расцвет компьютерной эпохи и постоянно меняющееся восприятие информации. Журналисты как профессионалы, чья работа связана с коммуникацией между людьми, чувствуют малейшие перемены настроений.
Но меняются не только каналы коммуникации - меняется и журналистский контент, в журналистике появляются новые темы. К числу новых направлений, пока не очень активно освещаемых в СМИ, мы относим киберспорт.
Киберспорт приобретает все большую популярность - проводятся крупные кибер-спортивные турниры, призовой фонд которых достигает десятков миллионов долларов1. Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта2. Киберспортивные соревнования сегодня представляют большой интерес для зрителей. Это утверждение подтверждают многочисленные измерения. По оценкам аналитиков компании-измерителя Nielsen, в 2019 году зрительская аудитория киберспортивных событий в России выросла еще на 18,6% по сравнению с предыдущим годом и превысила 12 миллионов человек3.
1 Рожков Р. Киберспорт высших достижений. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4095951, свободный.
2 Шевченко Р. Как Россия первой в мире признала киберспорт. URL: https:// matchtv.ru/cyber/match-tvnews_NI678327_Kak_ Rossi-ja_pervoj_v_mire_priznala_kibersport, свободный.
3 12 миллионов: аудитория болельщиков киберспорта продолжает рост // Nielsen. URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/12-millionov-auditoriya-bolelshchikov-kibersporta-prodolzhaet-rost/.
А поэтому возможности и особенности освещения соревнований такого вида приобретают все больший профессиональный и научный интерес. В этом заключается актуальность нашего исследования, результаты которого представлены в данной статье. Учитывая, что огромная работа в этом вопросе принадлежит пресс-службам, мы формулируем цель исследования следующим образом - выявить особенности работы пресс-службы общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» (ФКС России) при освещении Открытого Кубка России по кибер-спорту.
Материалами для анализа послужили медиатексты на сайте и в группе «ВКонтак-те» общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России». Данный выбор (соцсеть ВКонтак-те) основывается на том, что возрастные группы пользователей соцсети и целевой аудитории киберспорта практически идентичны (16-24 года4,5).
Теоретическая база представлена немногочисленными исследованиями данной спортивной сферы. Чаще работы, посвященные киберспортивной журналистике, посвящены жанрам текстов в тематическом блоге и особенностям дискурса киберспор-тивных журналистов. В российском научном поле нам не удалось обнаружить исследований, направленных исключительно на анализ работы пресс-служб киберспортив-ных организаций. Среди наиболее полезных в рамках предложенной темы, на наш взгляд, являются следующие исследования: научные статьи по киберспортивной журна-
4 Popsters. Аудитория социальных сетей в России 2019 // Popsters. URL: https://popsters.ru/blog/post/ auditoriya-socsetey-v-rossii.
5 FRANKRG. Аудиторию киберспорта в России оценили в 22 млн человек // FRANKRG. URL: https://frankrg.com/1591.
листике главного редактора e-Sports Journalism Владимира Викулова1, Маргари-
2 3
ты Болычевой , Алены Азизуловой , Веры Богуславской4. Не меньший интерес при подготовке статьи представляют работы практиков, опубликованные на сайтах https://resf.ru/, www.cybersport.ru, https: //cyber.sports.ru/, http://epicenter.gg/ru, https: //www.championat.com/cy-bersport/ Анастасии Васильевой5, Анны Соколовой6, Алины Тропиной7 и других. Следует отметить, что исследование, результаты которого представлены в данной статье, является логическим продолжением темы «Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков
до сегодняшнего дня», выполненного нами
8
ранее .
Пресс-служба: определение и задачи
К вопросу об определении понятия «пресс-служба» подходило немало ученых и практиков. В рамках нашей статьи рассмотрим некоторые из них, показавшиеся нам наиболее удачными.
1 Викулова А., Викулов В. То, что нужно знать о киберспорте в начале 2019 года. URL: esportsjournalism.ru/2019/02/07/esports/.
2 Болычева М.Д. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды // Коммуникология.
2018. № 4. С. 159-169.
3 Азизулова А. К проблеме адаптации иноязычных заимствований в сфере киберспортивной журналистики // Альманах научных статей молодых ученых «Язык. Коммуникация. Культура - 2018». М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2018. С. 7-9.
4 Богуславская В.В., Азизулова А.О., Будник Е.А., Шарахина Л.В. Лингвистическая репрезентация киберспортивного медиасообщества // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). С. 104-111. URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/ article/view/17.
5 Васильева А. Новый тренд. Киберспорт стали смотреть всё чаще. URL: https://moi-portal.ru/novosti/655404-novyy-trend-kibersport-stali-smotret-vsye-chashche/.
6 Соколова А. Как устроен рынок киберспорта в России и СНГ. URL: https://rb.ru/longread/esports-in-russia-and-cis/.
7 Тропина А. «Киберспорт начинается с тебя» и «Найти Месси». Как прошла конференция MarSpo
2019. URL: https://www.cybersport.ru/other/ arti-cles/kibersport-nachinaetsya-s-tebya-i-naiti-messi-kak-proshla-konferenciya-marspo-2019.
8 Симакова С.И., Сидунова М.К. Телевизи-
онная киберспортивная журналистика: от истоков до
сегодняшнего дня // Вопросы журналистики: науч. журн. Томск, 2019. № 5. С. 62-75. DOI:
10.17223/26188422/5/5.
Классическим считается определение советского лингвиста, доктора филологических наук С.И. Ожегова: «Пресс-служба -отдел сбора и обработки информации по материалам печати»9. Другую формулировку предложили авторы учебника «Современная пресс-служба» А.И. Гнетнев и М.С. Филь: «Пресс-служба - один из важнейших механизмов управления в органах государственной власти, коммерческих структурах и общественных организаци-ях»10. В то же время Т.И. Никитина утверждает: «Пресс-служба - отдел организации, выступающий как специализированная структура по работе со средствами массовой информации в целях коммуникативно-информационного сопровождения деятельности организации»11. Наравне с предложенными трактовками А.А. Меньшиков дает следующее определение: «Пресс-служба - это автономное подразделение субъекта РЯ, обеспечивающее реализацию его информационной политики со средствами
12
массовой информации» . Проанализировав приведенные выше определения, мы пришли к выводу, что версия С.И. Ожегова устарела и не вбирает в себя все коннотации современной пресс-службы. Наиболее подходящим нам показался вариант, предложенный Т.И. Никитиной, - именно его примем за рабочее определение. Оставшиеся два определения справедливы, но слишком узки, чтобы принять их за рабочие дефиниции для настоящего исследования. Отметим также, что для лексического разнообразия нашего исследования мы примем за синонимы слова «пресс-служба» и «пресс-центр».
Пресс-службы в России появились не так давно, на закате Советского государ-
Ожегов С.И. Пресс-служба // Толковый словарь русского языка. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=23557.
10 Гнетнев А.И. Филь М.С. Современная пресс-служба: учеб. пособие. - М.: Феникс, 2010. - С. 10.
11 Никитина Т.И. Потенциал и ограничения пресс-служб органов государственной власти в обеспечении связей с общественностью (на примере Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. Том 155, кн. 4. С. 77.
12 Меньшиков А.А. Пресс-служба: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. С. 20.
ства. Меньшиков утверждает, что первые пресс-службы начали функционировать в 1988 году в органах государственной власти1. Немногим ранее проводились пресс-конференции с представителями советской власти, но они не носили системного характера. Популярными в то время становятся прямые эфиры, в которых главными героями выступают первые лица страны. Постепенно в российском обществе и государстве появляется гласность. Вместе с тем растет потребность в построении диалога в рамках модели «власть - народ». Эту функцию в первой половине 1990-х годов возложили на пресс-секретарей. В конце 1980-х годов пресс-службы появляются и в новых для экономики коммерческих структурах.
Сегодня пресс-службы являются неотъемлемой частью каждой организации. Главной их задачей является осуществление взаимодействия между компанией и аудиторией. С годами функции пресс-служб и PR-подразделений в России дифференцировались, что говорит о растущей грамотности в сфере медиарелейшнз (media - от англ. «средства массовой информации», relations - от англ. «отношения»). Появляются учебные пособия, специализированные сайты, обучающие курсы и тренинги, направленные на повышение квалификации работников пресс-служб. В настоящее время отделы по работе со средствами массовой информации выполняют множество функций, в соответствии с этим внутри подразделений возникают новые профессии, включающие в себя различные компетенции. Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в России в середине 2010-х годов, привела к сокращению штата множества пресс-служб и выполнению нескольких функций одним сотрудником. И все же мы считаем необходимым описать подробный состав работников пресс-центра и перечислить их служебные обязанности.
Структуру пресс-службы рассматривали и зарубежные, и отечественные специалисты. Поскольку наша работа направлена на изучение российского рынка, будет правильно остановиться на научных трудах
1 Меньшиков А.А. Пресс-служба: учеб. пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. С. 4.
российских авторов. Исследователи акцентируют внимание на том, что состав отдела по работе со средствами массовой информации может варьироваться в зависимости от деятельности и масштаба компании. Настоящее исследование ставит своей задачей изучение пресс-служб киберспортивных организаций. В этом ключе нашим требованиям отвечает работа О.О. Сусловой, в которой перечислены основные должности и задачи пресс-центра2. Иерархия штата в трактовке автора выглядит следующим образом: 1) руководитель пресс-службы; 2) пресс-секретарь; 3) SMM-копирайтер; 4) группа аккредитации; 5) спичрайтер; 6) копирайтер; 7) группа мониторинга; 8) аналитическая группа; 9) организатор мероприятий для средств массовой информации; 10) техник.
Если говорить о задачах пресс-службы, то необходимо отметить, что в число основных входит непрерывное присутствие в информационном поле и формирование положительного образа организаций, представителями которых они являются. Решение задачи связано непосредственно с PR-текстами. В пособиях, учебниках и научных статьях существуют различные подходы к их классификации - каждая из предложенных форм обладает отличительными чертами, в зависимости от выполняемой функции и адресата. Ниже представлен словарь терминов, последовательно дополняющих понятия, связанные с PR-текстами. Для подготовки этого словаря мы использовали работы (представлены в хронологическом порядке): 1. Типы текстов Public Relations (С.В. Пономарев, 2001)3; 2. Современная пресс-служба (А.И. Гнетнев и М.С. Филь, 2010)4; 3. Основы теории связей с общественностью (А. Д. Кривоносов, 2012)5. Однако в словаре мы применили не хронологический принцип, а проранжировали
2 Суслова О.О. Организация работы современной пресс-службы. М.: Наука, образование и культура, 2016. № 5 (8). С. 41.
3 Пономарев С. Типы текстов Public Relations // Советник. 2001. № 4 (64). С. 26.
4 Гнетнев А. И. Современная пресс-служба. М.: Феникс, 2010. С. 108.
5 Кривоносов А.Д. Основы теории связей с общественностью: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2012. С. 212.
термины в соответствии с устоявшейся коммуникативной практикой их использования. Получили следующий список:
К основным РЯ-текстам А.И. Гнетнев и М.С. Филь относят1:
Аналитическая справка - документ, в котором кратко отражаются результаты проведенных исследований на заявленную тему.
Бэкграундер - вид РЯ-текста, представляющий информацию об организации, ее профиле, производимых ею продуктах и услугах, истории создания, развития и так далее.
Официальное заявление от организации - обращение от лица администрации или дирекции к аудитории с целью сообщить о важном событии.
Подборка цитат руководителей для СМИ - список ярких изречений директора компании, который используется при создании пресс-релизов, поздравлений и других видов текстов.
Пресс-релиз - любая текстовая новостная информация, предназначенная для СМИ, исходящая от какой-либо организа-ции-базисного субъекта PR.
Текст речей и выступлений для руководителя - документ, который составлен сотрудником пресс-службы для особых случаев, требующих личного выступления директора компании.
А.Д. Кривоносов2 дополняет список:
Байлайнер - именная, или авторская, статья, написанная PR-специалистом и мнимо подписанная должностным лицом организации.
Биография - жанр PR-текста, предоставляющего опорную фактическую информацию о должностном лице организации, социально значимой персоне.
Заявление для СМИ - РЯ-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие с целью поддержания паблицитного капитала данного базисного субъекта PR или его отстройки.
1 Гнетнев А.И. Современная пресс-служба. М.: Феникс, 2010. С. 108.
2 Кривоносов А.Д. Основы теории связей с
общественностью: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2012. С. 212.
Лист вопросов-ответов - жанровая разновидность PR-текста, позволяющая в форме ответов на возможные или наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации.
Письмо - жанровая разновидность PR-текста, представлено в виде обращения/ посвященному новостному событию в жизни организации или комментарию вопроса, проблемы; направляемое от первого (должностного) лица организации в адрес узкой целевой группы внутренней общественности.
Поздравление - жанр PR-текста, адресуемого конкретной персоне или организации, где базисный субъект выражает поздравление со знаменательным событием в жизни адресата.
Приглашение - текст от лица директора компании, написанный с целью пригласить адресата посетить мероприятие или встречу.
Факт-лист - короткий информационный материал для прессы, который содержит справочные данные об организации, ее товарах и услугах.
С.В. Пономарев несколько расширяет список3:
Кейс-история - разновидность информационного жанра о благоприятном использовании потребителем продукта или услуги фирмы, разрешении проблемной ситуации.
Ньюслеттер - корпоративное, прежде всего внутреннее, периодическое издание, содержащее PR-тексты, собственно журналистские материалы.
Ш-релиз - это PR-текст для инвесторов, выступающий в роли ключевого инструмента во взаимоотношениях сторон.
Возвращаясь к организации работы пресс-службы, заметим, что деятельность сотрудников современных пресс-служб носит двойственный характер, сочетая в себе особенности профессии журналиста и РЯ-менеджера. Для нашего исследования важным является тот факт, что оба этих специалиста в настоящее время создают медиа-тексты.
Феномен медиатекста появился в кон-
3 Пономарев С.В. Типы текстов Public Relations // Советник. 2001. № 4 (64). С. 27.
це прошлого столетия. К определению термина «медиатекст» ученые подходили не раз. В научных трудах последних десятилетий к нему обращались В.В. Богуславская1, Т.Г. Добросклонская2, М.В. Загидуллина3, М.Ю. Казак4, Г.М. Мельник5, М.А. Пиль-гун6, С.И. Симакова и И.В. Топчий (в соав-
7 8
торстве) , Г.Я. Солганик , Ф.Г. Фаткуллина и Р.Р. Хабиров (в соавторстве)9, Т.В. Шмелева10 и другие. Проанализировав предложенные зарубежными и отечественными авторами дефиниции, мы пришли к выводу о том, что медиатекст - это сложное явление, выраженное в сочетании вербальных знаков и невербальных элементов сообщения в виде графики, фото-, видео- или аудиоматериала и других нетекстовых
1 Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция: анализ журналистских текстов. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
2 Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука, 2008. 203 с. URL: http://libed.ru/knigi-nauka/476442-1-dobrosklonskaya-medialingvistika-sistemniy-podhod-izucheniyu-yazika-smi-moskva-2008-oglavlenie -predislovie -glava.php.
3 Загидуллина М.В. Типология поликодовых единств в аспекте медиалогики // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2464. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.2.
4 Казак М.Ю. Специфика современного ме-диатекста // Современный дискурс-анализ: научный журнал. Вып. 6. URL: http://www.discourseanalysis. org/ada6/st42. shtml.
5 Мельник Г.М. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. 2012. С. 27-29.
6 Пильгун М.А. Тransmedia Storytelling: перспективы развития медиатекста // Электронный научный журнал «Медиаскоп». Выпуск № 3. 2015. URL: http://www.mediascope.ru/1773.
7 Симакова С.И., Топчий И.В. Информативно-выразительный потенциал визуального компонента в современных медиатекстах (на примере использования инфографики) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион : науч. журн. Челябинск, 2017. № 3. С. 84-89.
8 Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. Ун-та. 2005. № 2. С. 7-15. Серия 10: «Журналистика».
9 Фаткуллина Ф.Г., Хабиров Р.Р. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/ arti-cle/view?id=18258.
10 Шмелева Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала // СМИ в современном мире. СПб:
СПбГУ, 2012. С. 65.
форм. Ниже мы рассмотрим использование медиатекста пресс-службами киберспор-тивных организаций.
О работе пресс-службы Федерации компьютерного спорта России
В начале параграфа введем несколько понятий, необходимых для описания работы пресс-службы Федерации компьютерного спорта России (ФКС России; англ. Russian Esports Federation). Поясним, что организации, участвующие в турнирах, называют киберспортивными организациями. Отметим, что в России киберспорт хорошо развит, достаточно отметить большое количество сборных, многие из которых регулярно занимают в турнирах призовые ме-ста11.
Общероссийской общественной организацией, ответственной за развитие в РФ массового компьютерного спорта (кибер-спорта) является Федерация компьютерного спорта России (https://resf.ru/about/resf/). Необходимо отметить, что Федерация активно занимается проведением соревнований различного вида и уровня (См. https://resf.ru/competitions/). Стоит добавить, что помимо соревнований, которые инициированы непосредственно Федерацией, в последнее время в России крупные компании проводят собственные тематические киберспортивные турниры. Так, например, в сентябре 2019 года провайдер цифровых услуг и сервисов «Ростелеком» провел в Челябинске «Уральскую Битву заводов World of Tanks». Любители компьютерной игры, заводчане Урала, сразились в
бою в развлекательном комплексе WinStrike
12
Tavern . Важной задачей ФКС России является информационная - это и непосредственно выступления спикеров Федерации на различных форумах и конференциях и информационное сопровождение проводимых мероприятий. Именно об этом пойдет речь в настоящем параграфе. В частности, рассмотрим освещение Открытого Кубка России по киберспорту пресс-службой Федерации компьютерного спорта России. Ос-
Cybersport.ru. Организации // Cybersport.ru. URL: https://www. cybersport.ru/base/organizations? sort=total_prize&page= 1.
12 Уральская Битва заводов World of Tanks // ВКонтакте. URL: https://vk.com/uraltanki
новными площадками являются сайт организации и группа в ВК.
Оговоримся, что мы рассмотрим освещение турнира в период его проведения, поскольку только эти материалы оказались доступными.
Сайт - специальная вкладка
(http://esportcup.ru/info/). На момент проведения анализа в разделе «Новости» (http://esportcup.ru/news/) было опубликовано 18 материалов, посвященных Кубку России 2019.
Ниже представлены основные сведения о них (таблица 1).
Таблица 1 - Публикации о Кубке России на сайте ФКС России
Дата Название материала Сообщение Ссылка
26.08.2019 ФКС России объявляет о старте кубка России по киберспорту 2019 Традиционно пройдет Кубок России по киберспорту, официальный партнер - Почта Банк http://esportcup.ru/ne ws/fks-rossii- obyavlyaet-o-starte- kubka-rossii-po- kibersportu-2019-/
26.08.2019 Играешь в Dota 2? Жми сюда! Как поучаствовать в Кубке со своей командой по Dota 2 http://esportcup.ru/ne ws/igraesh-v-Dota-2-zhmi-syuda/
7.09.2019 Играешь в CS:GO? Жми сюда! Как поучаствовать в Кубке со своей командой по CS:GO http://esportcup.ru/ne ws/igraesh-v-CSGO-zhmi-syuda/
8.09.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #1 Кто победил в первой он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на трансляции http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-rezultaty-onlajn-kvalifikacij-1/
9.09.2019 Открыта регистрация на онлайн-квалификации #2 Как поучаствовать во второй игре отборочного тура http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-otkryta-registracia-na-onlajn-kvalifikacii-2/
16.09.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #2 Кто победил во второй он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на трансляции http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-rezultaty-onlayn-kvalifikaciy-2/
Открыта регистрация на онлайн-квалификации #3 Как поучаствовать в третьей игре отборочного тура http://esportcup.ru/ne ws/otkryta-registraciya-na-onlayn-kvalifikacii-3/
19.09.2019 Полное расписание онлайн-отборочных турниров Даты всех игр со ссылками на платформу проведения игр http://esportcup.ru/ne ws/polnoe-raspisanie-onlayn-otborochnyh-turnirov/
23.09.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #3 Кто победил в третьей он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на трансляции http://esportcup.ru/ news/-kubok-rossii-2019-rezultaty-onlayn-kvalifikaciy-3
24.09.2019 Играешь в CLASH ROYALE? Жми сюда! Как поучаствовать в Кубке со своей командой по Clash Royale http://esportcup.ru/ne ws/igraesh-v-Clash- Royale-zhmi-syuda/
30.09.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #4 Кто победил в четвертой он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на профили игроков http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-rezultaty-onlayn-kvalifikaciy-4/
Дата Название материала Сообщение Ссылка
7.10.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #5 Кто победил в пятой онлайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на профили игроков http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-ге2и^у-оп1ауп-куаНйкаау-5/
14.10.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #6 Кто победил в шестой он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на профили игроков http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-rezu1taty-on1ayn-kva1ifikaciy-6/
15.10.2019 Гарантированные подарки всем участникам открытого кубка России 2019 ФКС России и SkinSwipe дарят участникам Кубка «скины» http://esportcup.ru/ne ws/garantirovannye- podarki-vsem- uchastnikam- otkrytogo-kubka- rossii-2019/
21.10.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #7 Кто победил в седьмой он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на профили игроков http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-rezu1taty-on1ayn-kva1ifikaciy-7/
28.10.2019 Кубок России 2019: результаты онлайн-квалификаций #8 Кто победил в восьмой он-лайн-квалификации отборочного тура. Ссылки на профили игроков http://esportcup.ru/ne ws/kubok-rossii-2019-rezu1taty-on1ayn-kva1ifikaciy-8/
1.11.2019 Опубликовано расписание матчей основного этапа кубка России по киберспорту 2019 Ссылки с расписанием игр основного турнира http://esportcup.ru/ne ws/opub1ikovana- setka-i-raspisanie- matchey-osnovnogo- etapa-kubka-rossii-po- kibersportu-2019/
5.11.2019 Состоялись первые матчи основного этапа кубка России 2019 Кто победил в первых играх основного тура. Ссылки на турнирные таблицы, группы во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» http://esportcup.ru/ne ws/sostoya1is-pervye- matchi-osnovnogo- etapa-kubka-rossii- 2019/
Анализ представленных медиатекстов позволяет сделать вывод о том, что все они носят характер информационных сообщений. Представленная информация носит в большей степени официальный характер -материалы содержат фактическую информацию, практические советы игрокам. Публикации дополнены гиперссылками на платформы регистрации, на профили игро-
ков-победителей и на онлайн-трансляции соревнований.
Рассмотрим официальную группу ФКС России в социальной сети «ВКонтак-те». На момент проведения анализа (08.11.2019) количество подписчиков -209594; количество записей, посвященных Открытому Кубку России по киберспорту -62 (таблица 2).
Таблица 2 - Публикации в группе ФКС России в социальной сети «ВКонтакте»
№ Дата Главная мысль Кол-во показов Лайки Комментарии Шеры
1 26.08.2019 Состоится Кубок России по киберспорту. Ссылка на расписание 73К 176 58 51
2 26.08.2019 Ссылка на статью на сайте «Матч ТВ» 16К 72 12 10
3 28.08.2019 Призыв к регистрации на Кубок России 13К 49 13 1
№ Дата Главная мысль Кол-во показов Лайки Комментарии Шеры
по киберспорту
4 29.08.2019 Призыв к регистрации на первые он-лайн-квалификации 140К 249 105 21
5 29.08.2019 Скоро начнутся первые игры 40К 122 19 18
6 7.09.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по киберспорту 10К 18 1 0
7 7.09.2019 Прямая трансляция первых игр по Dota 2 141К 126 2 9
8 7.09.2019 Прямая трансляция первых игр по Clash Royale 47К 75 2 3
9 8.09.2019 Прямая трансляция первых игр по CS:GO 158К 238 4 6
10 9.09.2019 Призыв к регистрации на вторые он-лайн-квалификации 86К 112 54 5
11 14.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по CS:GO 160К 255 20 5
12 15.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 11К 27 5 0
13 15.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 153К 107 1 2
14 15.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 155К 119 2 2
15 16.09.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по ки-берспорту 9,5К 9 1 0
16 16.09.2019 Призыв к регистрации на третьи он-лайн-квалификации 86К 50 20 1
17 16.09.2019 Призыв к регистрации на игры по Dota 2 97К 185 16 3
18 18.09.2019 Призыв к регистрации на игры по Dota 2 11К 28 6 4
19 20.09.2019 Открыта регистрация на все отборочные онлайн-квалификации 9К 53 0 7
20 20.09.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по ки-берспорту 8,5К 15 0 0
21 20.09.2019 Открыта регистрация на все отборочные онлайн-квалификации 8,6К 18 10 3
22 21.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 144К 95 3 1
23 21.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 144К 82 4 2
24 22.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по CS:GO 152К 169 3 2
25 22.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по CS:GO 10К 18 3 1
26 24.09.2019 Открыта регистрация на отборочные онлайн-квалификации по Dota 2 13К 17 4 3
27 25.09.2019 Открыта регистрация на все отборочные онлайн-квалификации 12К 24 0 3
№ Дата Главная мысль Кол-во показов Лайки Комментарии Шеры
28 25.09.2019 Инструкция по регистрации на игры по Clash Royale 116К 281 13 44
29 26.09.2019 Призыв к регистрации на игры по Dota 2 и CS: GO 9,5К 14 6 5
30 27.09.2019 Открыта регистрация на все отборочные онлайн-квалификации 10К 26 1 3
31 28.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по CS:GO 147К 136 1 5
32 28.09.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по киберспорту 8,4К 20 6 3
33 29.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 143К 99 2 3
34 29.09.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 151К 69 4 1
35 29.09.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по ки-берспорту 7,2К 17 4 0
36 30.09.2019 Информация о переносе игр турнира 14К 18 6 1
37 1.10.2019 Призыв к регистрации на игры по Dota 2 и CS: GO 13К 14 5 0
38 2.10.2019 Напоминание об оставшихся квалификациях по Dota 2 и CS:GO 13К 28 2 2
39 3.10.2019 Напоминание об оставшихся квалификациях по Dota 2 и CS:GO 13К 26 10 2
40 4.10.2019 Список турниров ФКС, на которые можно записаться 9,7К 19 3 6
41 4.10.2019 Призыв к регистрации на игры по Dota 2 10К 11 3 5
42 5.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 140К 74 4 3
43 5.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 144К 96 0 6
44 6.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по CS:GO 159К 181 4 4
45 12.10.2019 Прямая трансляция игр специального тура по CS:GO 146К 126 2 4
46 12.10.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по ки-берспорту 7,1К 22 1 1
47 13.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 147К 71 4 3
48 13.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 150К 63 1 1
49 18.10.2019 Репост о проведении турнира UCC, победители которого попадут в основной этап Кубка России по киберспорту 7,8К 21 0 1
50 19.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 140К 72 0 8
51 19.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 145К 38 0 2
№ Дата Главная мысль Кол-во показов Лайки Комментарии Шеры
52 19.10.2019 Репост о проведении регионального турнира, победители которого попадут в основной этап Кубка России по ки-берспорту 7,6К 34 2 0
53 20.10.2019 Прямая трансляция игр специального тура по CS:GO 151К 102 4 5
54 26.10.2019 Прямая трансляция игр специального тура по CS:GO 139К 125 6 5
55 27.10.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 146К 49 4 1
56 29.10.2019 Приглашение посмотреть онлайн-трансляцию по играм 11К 33 5 9
57 2.11.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 125К 28 0 1
58 2.11.2019 Прямая трансляция игр специального тура по CS:GO 127К 91 7 4
59 2.11.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 124К 45 5 1
60 3.11.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Clash Royale 128К 37 0 0
61 3.11.2019 Прямая трансляция игр специального тура по CS:GO 133К 92 3 5
62 3.11.2019 Прямая трансляция игр отборочного тура по Dota 2 130К 68 10 5
Проанализировав представленные материалы, мы заметили, что кроме вербального текста, при написании сообщений используются эмодзи, ссылки на прямые трансляции игр в рамках квалификаций, ссылки на турнирные таблицы игроков, ссылки на статьи, размещенные на сайте ФКС России. Администраторы группы оформляют посты в одной стилистике. Это способствует тому, что пользователь в силу привыкания к одинаковой структуре схожих по смыслу публикаций, быстрее ориентируется в предложенной информации. Анализ лайков, репостов и комментариев свидетельствует, что наибольший отклик вызывают те материалы, которые сопровождаются визуальными элементами - трансляция игр, фотоальбомы, объявления о победителях.
Сравнив материалы официального сайта и группы ВК, мы сделали вывод о том, что повестка на обеих платформах схожа, однако посты в группе отличаются большей частотой публикаций. В группе присутствует рекламная интеграция и он-
лайн-трансляции на платформе ВКонтакте. Трансляции комментирует ведущий, вовлеченный в киберспортивное пространство и владеющий специальным языком - кибер-спортивным социолектом.
Выводы
От действий пресс-службы зависит успех информационной кампании. Что в дальнейшем отразится на количестве участников турнира, спонсоров и зрителей мероприятия. Грамотная работа с каждой из выбранных для освещения платформ может гарантировать коммерческую успешность и положительное реноме компании, интересы которой представляет пресс-служба. Мы отмечаем, что пресс-служба ФКС России осуществляет полное и своевременное освещение всех этапов Открытого Кубка России по киберспорту, уделяя внимание каждому событию. Стоит отметить, что в постах и статьях, размещенных на сайте, не было обнаружено личного отношения к участникам турнира, что говорит о соблюдении этических норм журналиста сотрудниками пресс-служб.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азизулова, А.К проблеме адаптации иноязычных заимствований в сфере киберспор-тивной журналистики // Альманах научных статей молодых ученых «Язык. Коммуникация. Культура - 2018». - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 7-9.
2. Богуславская, В.В., Азизулова, А.О., Будник, Е.А., Шарахина, Л.В. Лингвистическая репрезентация киберспортивного медиасообщества // Знак: проблемное поле медиаобразова-ния. - 2018. - № 4 (30). - С. 104-111. - URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/17 (дата обращения: 22.01.2020).
3. Богуславская, В.В. Моделирование текста: лингвосоцикультурная концепция: анализ журналистских текстов. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 280 с.
4. Болычева, М.Д. Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды // Коммуникология. - 2018. - № 4. - С. 159-169.
5. Васильева, А. Новый тренд. Киберспорт стали смотреть всё чаще. - URL: https://moi-portal.ru/novosti/655404-novyy-trend-kibersport-stali-smotret-vsye-chashche/ (дата обращения: 20.01.2020).
6. Викулова, А., Викулов, В. То, что нужно знать о киберспорте в начале 2019 года. -URL: esportsjournalism.ru/2019/02/07/esports/ (дата обращения: 20.01.2020).
7. Гнетнев, А.И., Филь, М.С. Современная пресс-служба: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 415 с.
8. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 203 c. - URL: http://libed.ru/knigi-nauka/476442-1-dobrosklonskaya-medialingvistika-sistemniy-podhod-izucheniyu-yazika-smi-moskva-2008-oglavlenie-predislovie-glava.php (дата обращения: 15.02.2020).
9. Загидуллина, М.В. Типология поликодовых единств в аспекте медиалогики // Ме-диаскоп. - 2018. - Вып. 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2464. DOI: 10.30547/ mediascope.3.2018.2 (дата обращения: 20.01.2020).
10. Казак, М.Ю. Специфика современного медиатекста // Современный дискурс-анализ: научный журнал. - Вып. 6. - URL: http://www.discourseanalysis.org/ada6/st42.shtml (дата обращения: 15.02.2020).
11. Кривоносов, А.Д. Основы теории связей с общественностью: учеб. для вузов. -СПб.: Питер, 2012. - 384 с.
12. Мельник, Г.М. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник. - 2012. - С. 27-29.
13. Меньшиков, А.А. Пресс-служба: учеб. пособие. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. - 123 с.
14. Никитина, Т.И. Потенциал и ограничения пресс-служб органов государственной власти в обеспечении связей с общественностью (на примере Республики Татарстан) // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2013. - Том 155, кн. 4. - С. 7682.
15. Ожегов, С.И. Пресс-служба // Толковый словарь русского языка. - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23557 (дата обращения: 15.02.2020).
16. Пильгун, М.А. Тransmedia Storytelling: перспективы развития медиатекста // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - 2015. - Выпуск № 3. - URL: http: //www.mediascope.ru/1773 (дата обращения: 20.01.2020).
17. Пономарев, С.В. Типы текстов Public Relations // Советник. 2001. № 4 (64).
18. Рожков, Р. Киберспорт высших достижений. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4095951 (дата обращения: 12.02.2020).
19. Симакова, С.И., Сидунова, М.К. Телевизионная киберспортивная журналистика: от истоков до сегодняшнего дня // Вопросы журналистики: науч. журн. - Томск, 2019. - № 5. -С. 62-75. DOI: 10.17223/26188422/5/5.
20. Симакова, С.И., Топчий И.В. Информативно-выразительный потенциал визуального компонента в современных медиатекстах (на примере использования инфографики) // Из-
вестия высших учебных заведений. Уральский регион: науч. журн. - Челябинск, 2017. - № 3. - С. 84-89.
21. Соколова, А. Как устроен рынок киберспорта в России и СНГ. - URL: https://rb.ru/longread/esports-in-russia-and-cis/ (дата обращения: 30.01.2020)
22. Солганик, Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Моск. ун-та. -2005. - № 2. - С. 7-15. Серия 10: «Журналистика».
23. Тропина, А. «Киберспорт начинается с тебя» и «Найти Месси». Как прошла конференция MarSpo 2019. 2019. - URL: https://www.cybersport.ru/other/articles/kibersport-nachinaetsya-s-tebya-i-naiti-messi-kak-proshla-konferenciya-marspo-2019 (дата обращения: 07.02.2020).
24. Уральская Битва заводов World of Tanks // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/uraltanki (дата обращения: 15.02.2020).
25. Фаткуллина, Ф.Г., Хабиров, Р.Р. Медиатекст в современном коммуникативном пространстве // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18258 (дата обращения: 15.02.2020).
26. Шевченко, Р. Как Россия первой в мире признала киберспорт. - URL: https://matchtv.ru/cyber/match-tvnews_NI678327_Kak_Rossija_pervoj_v_mire_priznala_kibersport (дата обращения: 08.02.2020).
27. Шмелева, Т.В. Медиатекст: парадоксы авторского начала // СМИ в современном мире. -СПб: СПбГУ, 2012. - С. 65.
28.12 миллионов: аудитория болельщиков киберспорта продолжает рост // Nielsen. - URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/insights/article/2019/12-millionov-auditoriya-bolelshchikov-kibersporta-prodolzhaet-rost/ (дата обращения: 15.02.2020).
29. Cybersport.ru. Организации // Cybersport.ru. - URL: https://www.cybersport.ru/base/ organiza-tions?sort=total_prize&page=1 (дата обращения: 30.01.2020).
30. FRANKRG. Аудиторию киберспорта в России оценили в 22 млн человек // FRANKRG. -URL: https://frankrg.com/1591 (дата обращения: 07.02.2020).
31. Popsters. Аудитория социальных сетей в России 2019 // Popsters. - URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения: 07.02.2020).