Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ КАК ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА С ИСПОЛЬЗВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ КАК ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА С ИСПОЛЬЗВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

407
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пулевая стрельба / эффективный / популярность / маркетинг / интернет-технологии / интернет-сайты. / shooting sport / effective / popularity / marketing / internet technologies / internet websites.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С. Б. Сайфуддинов

Цель данной статьи – раскрыть особенности популяризации пулевой стрельбы и показать способы «превращения» из малодоступного вида в массовый спорт. В статье выявлены маркетинговые условия, способствующие повышению эффективного роста популярности среди населения, раскрыта сущность способа улучшения узнаваемости пулевой стрельбы. Рассмотрена возможность использования интернет-технологий для роста и увеличения аудитории интересующихся людей данным видом спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — С. Б. Сайфуддинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHOOTING SPORT AS AN OLYMPIC DISCIPLINE AND POSSIBLE WAYS TO PROMOTE SHOOTING SPORT USING MARKETING MECHANISMS

The purpose of this article is to reveal the features of the popularization of shooting sport and show ways to “transform” from an inaccessible sport to a mass sport. The article identifies marketing conditions that contribute to increasing the effective growth of popularity among the population, reveals the essence of the method of improving the recognition of shooting sport. The possibility of using Internet technologies to grow and increase the audience of people interested in this sport is considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ КАК ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА С ИСПОЛЬЗВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ»

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-159-164

ОСОБЕННОСТИ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ КАК ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ СТРЕЛКОВОГО СПОРТА С ИСПОЛЬЗВАНИЕМ МАРКЕТИНГОВЫХ

МЕХАНИЗМОВ

С. Б. Сайфуддинов

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта

АННОТАЦИЯ

Цель данной статьи - раскрыть особенности популяризации пулевой стрельбы и показать способы «превращения» из малодоступного вида в массовый спорт. В статье выявлены маркетинговые условия, способствующие повышению эффективного роста популярности среди населения, раскрыта сущность способа улучшения узнаваемости пулевой стрельбы. Рассмотрена возможность использования интернет-технологий для роста и увеличения аудитории интересующихся людей данным видом спорта.

Ключевые слова: пулевая стрельба, эффективный, популярность, маркетинг, интернет-технологии, интернет-сайты.

SHOOTING SPORT AS AN OLYMPIC DISCIPLINE AND POSSIBLE WAYS TO PROMOTE SHOOTING SPORT USING MARKETING MECHANISMS

ABSTRACT

The purpose of this article is to reveal the features of the popularization of shooting sport and show ways to "transform" from an inaccessible sport to a mass sport. The article identifies marketing conditions that contribute to increasing the effective growth of popularity among the population, reveals the essence of the method of improving the recognition of shooting sport. The possibility of using Internet technologies to grow and increase the audience of people interested in this sport is considered.

Keywords: shooting sport, effective, popularity, marketing, internet technologies, internet websites.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-159-164

ВВЕДЕНИЕ

Стрелковый спорт - один из наиболее древних прикладных видов спорта. Он берет свое начало от состязаний в стрельбе из лука и арбалета. С появлением в середине XIV века огнестрельного оружия начались состязания по стрельбе, сначала из гладкоствольных ружей. А создание нарезного оружия обусловило развитие пулевой стрельбы. Меткая спортивная стрельба является сложно координационным навыком. Овладеть им доступно каждому, но с затратой большого труда, времени на изучение основ теории стрельбы, материальной части оружия, а главное - на овладение техникой меткого выстрела, систематического совершенствования ее элементов, закрепления и совершенствования приобретенных навыков. Занятия спортивной стрельбой формирует у спортсмена хладнокровие, выдержку, наблюдательность, глазомер, волю к победе. Для достижения рекордов требуется не только совершенная техника производства выстрела, но и умение владеть своими эмоциями.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Соревнования в стрельбе из винтовки и пистолета были включены в программу первых Олимпийских игр 1896 г., а с 1897 года стали регулярно проводиться чемпионаты мира по пулевой стрельбе. Одним из инициаторов включения соревнований по пулевой стрельбе в программу Олимпийских игр был Пьер де Кубертен. Сам он был семикратным чемпионом Франции по стрельбе из пистолета. Пулевая стрельба входила в программу всех Олимпиад, кроме Олимпиад 1924 г. (Сент-Луис, США) и 1928 г. (Амстердам, Нидерланды). До 1907 г. Инициатива в подготовке и проведении чемпионатов мира принадлежала тем странам, где была популярна спортивная стрельба. Начиная с 1907 г. вопросами проведения чемпионатов мира стал заниматься учрежденный в том же году Международный союз национальных стрелковых федераций и ассоциаций, ас 1921 г. - Международный союз стрелкового спорта, преобразованный с 1998 г. в Международную федерацию стрелкового спорта (ISSF - International shooting sport federation). До 1958 г. в чемпионатах мира участвовали только мужчины, а с 1958 г. проводятся соревнования и среди женщин. Начиная с 1994 г. на главных чемпионатах мира участников стали разделять на две возрастные категории: взрослые спортсмены (мужчины и женщины) и юниоры (юноши и девушки не старше 21 года). Ранее отдельные

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-159-164

соревнования для юниоров на главном чемпионате мира проводили только один раз - в 1958 году, а на чемпионатах мира по отдельным стрелковым дисциплинам разные возрастных категориях были введены с 1981 года. Если в 1897 г. первый чемпионат мира собрал всего 25 участников, то на чемпионат мира 2019 года в Мюнхен прибыло более 3000 стрелков, представляющих национальные Федерации более 130 стран. В течении всей истории проведения чемпионатов мира неоднократно изменялись содержание и правила выполнения упражнений, а также пересматривались требования к оружию и мишеням.

В отличии от других видов спорта, где спортсмены встречаются в единоборстве друг с другом, в пулевой стрельбе стрелок ведет самый трудный из поединков - поединок с самим собой. Здесь важно умение владеть собой, показать все то, чему научился на тренировках, использовать свой соревновательный опыт. В пулевой стрельбе существуют свои «спринтерские» дистанции и свой марафон. Например, на 5 выстрелов при скоростной стрельбе из пистолета по пяти мишеням стрелок тратит 5 секунд, а на выполнение упражнения «винтовочникам», где стрелок ведет огонь из трех положений (с колена, лежа, стоя) отводится 3,5 часа. Каждый выстрел в серии - это старт, и засчитываются не лучшие из них, а все. Действия стрелка характеризуются монотонностью, статической в момент выполнения выстрела работой мышц ног, туловища и рук. Процесс выполнения выстрела требует тонкой координации движений и мышечной памяти. Пулевая стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена. Если для представителей скоростно-силовых видов спорта физическая подготовка является ведущей в процессе тренировки, то пулевая стрельба предъявляет в этом смысле ограниченные требования, рассчитанные на оптимальное развитие таких специальных физических качеств, как координация (устойчивость), статическая выносливость. Одноразовая потеря в весе у отдельных стрелков, в зависимости от выполняемого на соревнованиях стрелкового упражнения в среднем составляет 2-3 килограмма. Каждого спортсмена перед соревнованиями и во время них охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе, не наблюдается ни в одном другом виде спорта. Это происходит в силу того, что действия стрелка носят характер тонко и точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием состояния стрелка.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-159-164

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Пулевая стрельба, как и другие виды спорта, предъявляет большие требования к спортсмену, как к личности. Он должен обладать высокими моральными качествами, высокой эмоциональной устойчивостью в экстремальных условиях, достаточными волевыми качествами (настойчивость, решительность, выдержка) для преодоления негативных явлений. В нужный момент стрелок должен уметь сосредоточится, отключиться от окружающей обстановки, не замечать присутствия зрителей, судей, не реагировать на шум, разговоры и т.п., подавлять непроизвольно возникающие мысли, не относящиеся к выполняемой работе.

Стрельба проводится в закрытых, открытых и полузакрытых тирах и стрельбищах на различные дистанции: 10, 25, 50, 300 м. От характера и степени освещенности тира или стрельбища зависят темп и ритм стрельбы, подбор соответствующих прицельных приспособлений и светофильтров, способ прицеливания и управления спуском. Неожиданные изменения освещенности требуют от стрелка мгновенной коррекции действий. Существенное влияние на стрельбу оказывает ветер, снижающий устойчивость системы стрелок -оружие, а также температура окружающей среды. К одним из сложных препятствий для меткой стрельбы можно отнести и мираж. Каждый тир и стрельбище, хотя и отвечают требованиям правил соревнования, все же имеют свои особенности, от которых в известной мере зависит результат стрельбы. На линии огня стоит постоянный неумолкающий шум, и дело не только в звуках выстрелов. Для стрелка эти звуки являются как бы фоном и воспринимаются им подсознательно. Источником постоянного шума являются передвижения судей, разговоры зрителей и многое другое. Из всего многообразия звуков подсознание стрелка выделяет значительные именно для него. Это может быть обращение к нему, замечание, совет или обмен мнениями между зрителями по поводу его результатов, поведения, экипировки. Реакция на эти раздражения может вызвать поспешные, непродуманные действия и, как следствие, потерю драгоценных очков.

Несмотря на то, что пулевая стрельба является Олимпийским видом спорта она сталкивается с рядом проблем, в частности с массовостью и «узнаваемостью». Причиной тому служит то, что данный вид не только не афишировался, но даже искусственно скрывался определенный период времени. Ведь использование огнестрельного оружия всегда настораживало и

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | ISSUE 10 | 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-159-164

требовало бдительности. На сегодняшний день, в век информационных технологий, нельзя утаить от глаз людей практически ничего, а использование всемирной сети интернета может послужить механизмом в популяризации и узнаваемости всего что можно, в частности применение интернет-технологий может помочь и с ситуацией в пулевой стрельбе. Спортивные веб-сайты входят в число наиболее посещаемых ресурсов Интернета. Это подтвердил пример созданного IBM официального сайта Уимблдонского турнира 1998 года. Во время его проведения на сайте было зарегистрировано 106 млн. просмотров. Сайты, подобные NFL.com и NBA.com, также генерируют интенсивный трафик и вызывают огромный интерес.

Другое преимущество спортивных веб-сайтов заключается в том, что зрители определенной спортивной программы часто посещают сайты, упомянутые комментаторами во время соревнований. Явной и существенной выгодой Интернета является уровень и разнообразие контента. Он включает множество элементов - от простой текстовой информации до возможности демонстрировать в прямом эфире радио- и телепередачи. Все это позволяет спортивным организациям поддерживать и развивать базу клиентов множеством разнообразных методов. При этом Интернет используется как рекламный канал, инструмент продвижения, средство доступа к максимально широкой аудитории.

Проведен анализ контента многих популярных сайтов спортивных организаций. Объектом исследования стали свыше 20 сайтов различных спортивных клубов и организаций. Контент этих сайтов оценивался по уровню технического развития, начиная с общего информационного контента и заканчивая элементами интерактивности и е-коммерции. В основном собранные данные показывают, что большинство спортивных организаций все еще находятся на экспериментальном этапе своего присутствия в Интернете, основной целью которого является создание простых сайтов. Очень немногие из них применяли более продвинутые веб-технологии. И лишь считаные единицы поднялись до интеграции в онлайн-среду организации интерактивных и вещательных возможностей. Все возможности контента и их применение для сайтов различных спортивных организаций раскрывают определенные грани роли Всемирной паутины в качестве инструмента маркетинга в индустрии спорта. Наполнение сайта информацией, его развитие - основной предмет изучения спортивных маркетологов на пути к пониманию развития

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 j ISSUE 10 j 2021

ISSN: 2181-1385

Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89

DOI: 10.24412/2181-1385-2021-10-159-164

приложений, связанных с Интернетом. При этом следующим уровнем такого понимания может стать изучение основных потребностей пользователей спортивных веб-сайтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что благодаря новым разработкам в области мобильной телефонии, Интернета и цифровых каналов передачи данных деятельность в сфере прямого маркетинга, маркетинга баз данных и онлайн-маркетинга становится более привлекательной и доступной для спортивных организаций. Данные рекомендации, несомненно cмогут внести свой вклад не только в «узнаваемость» малоизвестной Олимпийской дисциплины как пулевая стрельба, но и дать толчок в популяризацию данного вида спорта в Республике Узбекистан.

REFERENCES

1. Бордунова М. В. Спортивная стрельба //М.: Вече. - 2002.

2. Корх А. Я. Спортивная стрельба //М: ФиС. - 1987.

3. Mullin, B. J., Hardy, S., & Sutton, W. (2014). Спортивный маркетинг, 4-е издание. Человеческая Кинетика.

4. Международная федерация стрелкового спорта [Веб-сайт]. - URL: http://www.issf-sports.org/

5. Bordunova M. V. Sports shooting / / M: Veche. - 2002.

6. Korkh A. Ya. Sports shooting / / M: FIS. - 1987.

7. Mullin, B. J., Hardy, S., & Sutton, W. (2014). Sport Marketing, 4th Edition. Human Kinetics.

8. International shooting sport federation [Web-site]. - URL: http://www.issf-sports.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.