Научная статья на тему 'Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы'

Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4131
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы»

нарушениями, как правило, быстро устают и легко отвлекаются, поэтому необходимо часто менять вид деятельности, переключать их внимание с одной формы работы на другую, учитывать работоспособность ребёнка, особенности его моторного и речевого развития. Также необходимо тщательно дозировать информацию, подлежащую усвоению, постоянно и в то же время постепенно усложнять задания и речевой материал. Немаловажным представляется умение педагога поддерживать интерес учеников к урокам, создавать ситуацию успеха.

Изменение тактики учебно-воспитательного процесса в сочетании с профессиональным применением методик, учитывающих конкретные условия обучения, позволяет успешно реализовывать принцип комплексного подхода, повышает мотивацию учащихся к овладению не только родным языком, но и иностранным.

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исслед. мышления в сов. психологии. - М., 1966. - С. 236-277.

О.А. Колганова

магистрант кафедры логопедии, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Особенности психоречевого развития детей со стертой дизартрией и влияние семейного воспитания на эффективность коррекционной работы

На сегодняшний день, по данным Департамента здравоохранения РФ, дети дошкольного возраста нуждаются в медицинской, психологической и логопедической помощи. Преодоление стойкого речевого нарушения возможно только при условии комплексной совместной работы логопеда, невропатолога, психолога, сотрудников детского сада с детьми данной категории при участии родителей. Система взаимодействия родителей и детского сада, воспитателей, логопеда нуждается в развитии и совершенствовании. Сотрудничество специалистов и родителей во благо развития ребенка нередко сводится к финансовому вопросу, который занимает первое место среди интересов родителей и родственников ребенка.

Нарушения, даже незначительные, не преодоленные в дошкольном возрасте, обязательно проявляются позднее с началом школьного обучения. Помимо дисграфии и дислексии у ребенка могут возникать трудности в общении, которые создают проблемы в обучении, препятствуют эффективной социализации.

Многие родители обращают внимание только на звукопроизношение своих детей, не оценивая должным образом значение речевого, сенсорно-моторного и познавательного развития. Стертая дизартрия - это сложное речевое нарушение, характеризующееся вариативностью нарушений речевой, сенсорно-моторной сферы: общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, мимического состояния лицевой мускулатуры и

95

просодической стороны речи, познавательной и эмоционально-волевой сферы, слухоречевой, зрительной и двигательной памяти и как следствие снижение мотивации к общению и контролю за собственной речью.

Успех логопедической работы с детьми-дизартриками в детском саду во многом зависит от того, насколько окружающие ребенка люди способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. Л.С. Выготский говорил, «то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания» (1932). Взрослый, которому ребенок доверяет, ориентируется и подражает - это его родители, близкие ему люди.

Родители начинают общаться с младенцем, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным условием формирования потребности ребенка в общении. Об этом убедительно пишет в частности М.И. Лисина, подчеркивая, что по примеру взрослого ребенок в конце концов втягивается в деятельность общения.

Зарубежные исследователи обращают внимание на связь между тесными и теплыми взаимоотношениями матери и ребенка в младенчестве и большой самостоятельностью ребенка в раннем детстве. Отмечаются также связь между дефицитом эмоционального контакта в младенчестве и агрессивностью в подростковом возрасте.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это испытание для всех членов семьи, оно неизбежно порождает вопрос о необходимости трансформации всех семейных отношений. Создается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления.

Тяжелое нарушение речевого развития детей (алалия, анартрия, ри-нолалия, тяжелые варианты дизартрии) формируется на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. По мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Особенности развития детей с алалией, афазией, дизартрией, анартрией, заиканием и другими тяжелыми речевыми нарушениями являются отягощающими для психики родителей. Именно нарушение речи или ее полное отсутствие является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в родительско-детских отношениях. Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности его социального общения. Такой ребенок может совершенно необоснованно рассматриваться родителями как человек, имеющий меньшие социальные перспективы в будущем.

На позицию отношения родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: степень выраженности самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в сфере логопедии (знания об особенностях речевых дефектов и о дефекте собственно-

96

го ребенка), компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения и т. д. Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо проводить с ними просветительскую работу. Такая работа может включать в себя:

• ознакомительные беседы в детских садах и школах;

• сообщения на стендах в детских садах, школах и поликлиниках;

• индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

• психологическая помощь родителям, тяжело переживающим ситуацию аномального развития ребенка, и т. д.

Автор «приглашающего обучения» W. Perhey выделил следующие идеи привлечения родителей к участию в процессе обучения:

• создание благоприятного микроклимата для совместной работы родителей и учителя-логопеда;

• непосредственное участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушается формиирование двигательных механизмов речи. В структуру дефекта при дизартрии входит нарушение всей произносительной стороны речи и нарушение формирования неречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений, психических процессов (восприятие, память, внимание) и др. Самые тяжелые варианты дизартрии встречаются у детей с ДЦП (детский церебральный паралич), менее выраженные - у детей с ЗПР (задержка психического развития), умственно отсталых. Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии или минимальные дизартрические расстройства (МДР)) в логопедической практике на сегодняшний день встречается чаще. Из отмечаемых нарушений труднее поддаются исправлению нарушения произносительной стороны речи.

Предметом нашего исследования были вопросы организации коррекционной работы в сфере семейного воспитания, направленной на преодоление нарушений речевого и познавательного развития у дошкольников со стертой дизартрией.

Объектом констатирующего исследования были избраны особенности развития сенсорно-моторной сферы у дошкольников со стертой дизартрией.

Констатирующий эксперимент проводился в период с 5 по 19 ноября 2013 г. в МДОУ детский сад № 14 комбинированного вида г. Коломны Московской области.

Экспериментальная группа состояла из двух групп по пятнадцать человек детей со стертой дизартрией в возрасте от 5 до 6 лет.

97

В обследовании двух групп использовались методики Е.Ф. Архиповой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Волковой, Е.А. Стребелевой Н.И. Озерецкого, И.Ю. Левченко, Л.А. Венгера, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Я. Мухиной и многих других.

По результатам специального педагогического обследования были выявлены следующие общие личностно-психологические особенности детей этой группы.

Дети моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Дети неустойчиво стоят на одной ноге, не в состоянии попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают действиям при имитации движений: «покажи, как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб» и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях: дети отстают от музыки в темпе, ритме движений, испытывают трудности при переключаемости движений.

Дети в более поздние сроки (по сравнению с нормой) и с трудом овладевают навыками самообслуживания (не могут застегнуть пуговицу и молнию, развязать шарф или шнурки и т. д.), плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Не любят рисовать, собирать пазлы, конструировать. Прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, на пространственную ориентировку.

Отмечаются особенности артикуляционной моторики: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. При функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Анализ результатов обследования просодической стороны показал, что дети с трудом дифференцируют интонационную структуру, но лучше реализуют ее в собственной речи. Голос детей либо тихий, либо очень громкий, при состоянии физического слуха в пределах нормы. Дети с большим трудом изменяют голос по высоте, силе, тембру, речь монотонная, угасающая, плохо разборчива, невыразительная. Наблюдается ослабленный выдох. Задания на воспроизведение «знаковой» интонации (интонации «радости», «грусти», «удивления») на материале одной фразы им плохо удаются, они пытаются использовать жесты и язык телодвижении, не понимают и испытывают большие трудности при выполнении заданий на воспроизведение логического ударения, не удается интонировать мелодию (на материале воспроизведения гласных звуков) в вариантах: снизу вверх и сверху вниз; при этом дети, стараясь себе помочь, поднимают плечи и руки.

Ослаблена интеллектуальная регуляция деятельности во всех звеньях процесса учения. Отмечаются: слабый интерес к предложенному заданию; аспонтанность и низкая степень ориентировки в заданиях, что и

98

объясняет многочисленные ошибки; недостаточная целенаправленность деятельности; пассивность, отсутствие стремления разобраться в задании, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Отмечается отставание в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, слухоречевой, зрительной и двигательной памяти. Процессы зрительного и слухового восприятия, в том числе восприятия речи, замедлены. Замедленно формируется логическое мышление (трудности обобщения, установления причинно-следственных связей). Затруднено формирование ориентировки в схеме тела; наблюдается недостаточная устойчивость внимания. К особенностям эмоционально-моторных реакций следует отнести повышенную эмоциональную возбудимость (частые хаотичные движения рук, ног, языка), двигательное беспокойство (которое усиливается при утомлении), раздражительность, заторможенность, пугливость, трудности в организации своей деятельности.

В ходе констатирующего исследования было выявлено следующее.

Моторная сфера дошкольников со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неуклюжими, скованными, недифференцированными движениями. Наиболее выраженными эти нарушения становятся при выполнении сложных действий, требующих четкой работы нескольких анализаторов.

У детей со стертой дизартрией в ходе обследования выявляются патологические симптомы в артикуляционном и голосовом отделах периферического речевого аппарата.

При стертой дизартрии нарушена просодическая сторона речи, при этом страдает не только воспроизведение, но восприятие и дифференциация интонационных структур.

Анализ результатов исследования позволил установить, что у детей со стертой дизартрией, чьи родители интересуются и обсуждают проблемы детей, участвуют в их развитии, создают и поддерживают мотивацию в интересах ребенка, показатели познавательной сферы немного выше: они больше проявляют интерес к заданиям, увереннее и динамичнее их выполняют, чаще исправляют свои ошибки, проявляют интерес к оценке своей деятельности.

Результаты проведенного нами диагностического исследования свидетельствуют о необходимости оказания специальной коррекционной помощи детям со стертой дизартрией, в частности, проведения работы по развитию графомоторных навыков и самообслуживания, интонационно-выразительной стороны речи, развитие познавательных функций, которые являются основополагающими элементами для овладения устной и письменной речью.

Исходя из данных своего исследования, мы полагаем, что успех и результат процесса системной и дифференцированной логопедической помощи детям со стертой дизартрией будет эффективнее при активном участии родителей в коррекционной работе. Задачи, которые стоят перед родителями в работе со своим ребенком: выработка мотивации, контроль за выполнением заданий и за речью детей, заинтересованное участие в коррекционной работе, проводимой логопедом, и ее результатах. При

99

этом родители должны получать развернутую консультацию логопеда и уяснить для себя, в чем состоят основные препятствия для овладения нормальным произношением. Это поможет им адекватно реагировать на речевые и личностно-психологические проблемы своего ребенка, оценить его перспективы и успехи, что, в свою очередь, повысит эффективность коррекционно-педагогической работы логопеда.

Л.С. Коровина

воспитатель, Антоновский детский дом, г. Нижний Тагил

Н.Н. Китаева кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Особенности логопедической работы с дошкольниками в условиях детского дома

Деятельность логопеда в учреждениях различного типа имеет свои особенности. Логопед, работающий в детском доме, сталкивается с детьми с различными вариантами дизонтогенеза. Расстройства речи возникают у таких детей вследствие плохой наследственности, отягощенной различными негативными факторами в перинатальном периоде (алкоголизм, никотиновая и наркологическая зависимость, наличие инфекций у матери, обострение хронических заболеваний во время беременности и т. п.). Часто у воспитанников детского дома встречается врожденная психическая и неврологическая патология. Их матери, как правило, не обращаются в женскую консультацию или встают на учет на поздних сроках беременности; пытаются прервать беременность или продолжают вести асоциальный образ жизни.

Такие неблагоприятные факторы не могут не сказаться на темпах нервно-психического, довербального и речевого развития ребенка.

Сразу после рождения дети находятся в условиях материнской депривации (отказ матери от ребенка в родильном доме, пребывание до 3 лет в доме ребенка при исправительной колонии, воспитание в социально- неблагополучной семье). Ранняя материнская депривация, в свою очередь, влечет за собой социальную и эмоциональную депривацию, что значительно усугубляет ситуацию [2].

Анализ речевого статуса детей, воспитывающихся в ГКОУ СО «Антоновский детский дом» г. Нижнего Тагила, показал, что у всех детей имеются отставания в речевом развитии и недоразвитие речи, особенно экспрессивной, разной степени выраженности.

У воспитанников детского дома отмечается несформированность навыков общения, низкий уровень речевой и познавательной активности.

Кроме того, таким детям характерен низкий уровень общей осведомленности, плохая ориентировка в свойствах предметов, недостаточная степень знакомства с многообразием природной и социальной среды, недостаточный уровень усвоения «житейских» и научных понятий, в частности, неумение обобщать группы предметов по родовому принципу. Это говорит о дефиците общения воспитанников детского дома, об их

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.