Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами'

Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
292
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ОТЕЦ-ОДИНОЧКА / МАТЬ-ОДИНОЧКА / ПРИЧИНЫ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / FAMILY / INCOMPLETE FAMILY / SINGLE FATHER / SINGLE MOTHER / REASONS / RELATIONSHIPS OF SUBJECTS / VALUE ORIENTATIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF SOCIAL SPHERE WORKERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гажа Андрей Константинович, Романина Людмила Александровна, Старов Михаил Иванович

В связи с трансформацией социально-экономической обстановки в России произошли серьезные изменения в структуре российской семьи, во взаимоотношениях ее членов, то есть явно наблюдается кризис нашей отечественной семьи, появляются неполные семьи. Проанализированы объективные обстоятельства и субъективные причины появления и существования матерей-одиночек и отцов-одиночек, воспитывающих одного ребенка или нескольких детей. Такая категория неполных семей требует специального подхода в работе психологов, педагогов, медиков и социальных работников. Как показывает анализ источников по проблеме неполной семьи, она теоретически мало проработана, поэтому предметом исследования стали особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами. Замечено, что с научной точки зрения интересные данные в отношении матерей-одиночек привел исследователь С.И. Голод, однако показатели 90-х гг. прошлого столетия в настоящее время явно устарели, и возникла необходимость произвести новые изыскания в этом направлении. Возник вполне естественный вопрос: «Можно ли считать одиноких матерей и одиноких отцов, воспитывающих детей без второй половины, семьями?». Приведена аргументация в пользу того, что такое сообщество является семьей, хоть и неполной. Теоретико-методологическими основаниями исследования были философские и психологические подходы (системно-структурный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, ценностно-мотивационный, отношенческий, духовно-нравственный). В исследовании использовались следующие методы: анализ научных источников, наблюдение, интервью, мыслительные операции (анализ, обобщение, структуризация). В результате исследования высвечены причины таких неполных семей, особенности и трудности общения с детьми, в большинстве случаев материальные недостатки, испытывающие каждая мать и каждый отец, воспитывающие одного или нескольких детей. Поэтому педагоги, психологи, медицинские и социальные работники должны учитывать не только типические, но индивидуальные подходы в деятельности с такой категорией неполных семей.In connection with the transformation of the social and economic situation in Russia, serious changes took place in the structure of the Russian family, in the relations of its members, that is, a crisis of our domestic family is clearly observed, incomplete families appear. We analyze objective circumstances and subjective reasons for the appearance and existence of single mothers and single fathers raising one child or several children. This category of single-parent families requires a special approach in the work of psychologists, teachers, doctors and social workers. As the analysis of sources on the problem of an incomplete family shows, it is theoretically poorly developed, so the subject of our study was the characteristics of the psychological and pedagogical activity of social specialists with single mothers and single fathers. It should be noted that, from a scientific point of view, interesting data regarding single mothers is given by researcher S.I. Golod, however, the indicators of the 90s of the last century are now clearly outdated and there is a need to make new research in this direction. A completely natural question arises: “Can we consider single mothers and single fathers raising children without the second half families?” We argue that such a community is a family, albeit incomplete. The theoretical and methodological foundations of our study were philosophical and psychological approaches (system and structural, personality-oriented, subject and subjective, value and motivational, relational, spiritual and moral. The following methods were used in the study: analysis of scientific sources, observation, interviews, mental operations (analysis, generalization, structuring). As a result of the study, we highlight the reasons for such single-parent families, the features and difficulties of communicating with children, in most cases, material shortage experienced by each mother and each father raising one or more children. Therefore teachers, psychologists, medical and social workers should take into account not only typical, but individual approaches in activities with this category of single-parent families.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами»

DOI 10.20310/1810-0201 -2020-25-186-77-85 УДК 364.4

Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами

Андрей Константинович ГАЖА, Людмила Александровна РОМАНИНА,

Михаил Иванович СТАРОВ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-372X, e-mail; ak_gaza@maij.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8876-6622, e-mail: r-irina75@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5439-2594, e-mail: starov@mail.ru

Peculiarities of the psychological and pedagogical activity of social sphere specialists with single mothers and single fathers

Andrey K. GAZHA, Lyudmila A. ROMANINA, Mikhail I. STAROV

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692X, e-mail: ak_gaza@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8876-6622, e-mail: r-irina75@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5439-2594, e-mail: starovmi@mail.ru

Аннотация. В связи с трансформацией социально-экономической обстановки в России произошли серьезные изменения в структуре российской семьи, во взаимоотношениях ее членов, то есть явно наблюдается кризис нашей отечественной семьи, появляются неполные семьи. Проанализированы объективные обстоятельства и субъективные причины появления и существования матерей-одиночек и отцов-одиночек, воспитывающих одного ребенка или нескольких детей. Такая категория неполных семей требует специального подхода в работе психологов, педагогов, медиков и социальных работников. Как показывает анализ источников по проблеме неполной семьи, она теоретически мало проработана, поэтому предметом исследования стали особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами. Замечено, что с научной точки зрения интересные данные в отношении матерей-одиночек привел исследователь С.И. Голод, однако показатели 90-х гг. прошлого столетия в настоящее время явно устарели, и возникла необходимость произвести новые изыскания в этом направлении. Возник вполне естественный вопрос: «Можно ли считать одиноких матерей и одиноких отцов, воспитывающих детей без второй половины, семьями?». Приведена аргументация в пользу того, что такое сообщество является семьей, хоть и неполной. Теоретико-методологическими основаниями исследования были философские и психологические подходы (системно -структурный, личностно-ориентированный, субъект-субъектный, ценностно-мотивацион-ный, отношенческий, духовно-нравственный). В исследовании использовались следующие методы: анализ научных источников, наблюдение, интервью, мыслительные операции (анализ, обобщение, структуризация). В результате исследования высвечены причины таких неполных семей, особенности и трудности общения с детьми, в большинстве случаев материальные недостатки, испытывающие каждая мать и каждый отец, воспитывающие одного или нескольких детей. Поэтому педагоги, психологи, медицинские и социальные работники должны учитывать не только типические, но индивидуальные подходы в деятельности с такой категорией неполных семей.

Ключевые слова: семья; неполная семья; отец-одиночка; мать-одиночка; причины; взаимоотношения субъектов; ценностные ориентации; психолого-педагогическая деятельность работников социальной сферы

© Гажа А.К., Романина Л.А., Старов М.И., 2020

77

Для цитирования: Гажа А.К., Романина Л.А., Старое М.И. Особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы с одинокими матерями и одинокими отцами // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2020. Т. 25, № 186. С. 77-85. DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-186-77-85

Abstract. In connection with the transformation of the social and economic situation in Russia, serious changes took place in the structure of the Russian family, in the relations of its members, that is, a crisis of our domestic family is clearly observed, incomplete families appear. We analyze objective circumstances and subjective reasons for the appearance and existence of single mothers and single fathers raising one child or several children. This category of single-parent families requires a special approach in the work of psychologists, teachers, doctors and social workers. As the analysis of sources on the problem of an incomplete family shows, it is theoretically poorly developed, so the subject of our study was the characteristics of the psychological and pedagogical activity of social specialists with single mothers and single fathers. It should be noted that, from a scientific point of view, interesting data regarding single mothers is given by researcher S.I. Go-lod, however, the indicators of the 90s of the last century are now clearly outdated and there is a need to make new research in this direction. A completely natural question arises: "Can we consider single mothers and single fathers raising children without the second half families?" We argue that such a community is a family, albeit incomplete. The theoretical and methodological foundations of our study were philosophical and psychological approaches (system and structural, personality-oriented, subject and subjective, value and motivational, relational, spiritual and moral. The following methods were used in the study: analysis of scientific sources, observation, interviews, mental operations (analysis, generalization, structuring). As a result of the study, we highlight the reasons for such single-parent families, the features and difficulties of communicating with children, in most cases, material shortage experienced by each mother and each father raising one or more children. Therefore teachers, psychologists, medical and social workers should take into account not only typical, but individual approaches in activities with this category of single-parent families.

Keywords: family; incomplete family; single father; single mother; reasons; relationships of subjects; value orientations; psychological and pedagogical activity of social sphere workers

For citation: Gazha A.K., Romanina L.A., Starov M.I. Osobennosti psikhologo-pedagogicheskoy deyatel'nosti spetsialistov sotsial'noy sfery s odinokimi materyami i odinokimi ottsami [Peculiarities of the psychological and pedagogical activity of social sphere specialists with single mothers and single fathers]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2020, vol. 25, no. 186, pp. 77-85. DOI 10.20310/18100201-2020-25-186-77-85 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Российская семья - это одна из официальных жизненных микросред, малая социально-психологическая группа, члены которой взаимосвязаны общностью бытовых забот (пища, одежда, обувь, мебель, жилище и т. д.), взаимопомощью и взаимовыручкой в реальной жизнедеятельности, личностной духовно-нравственной ответственностью друг перед другом, удовлетворенностью различных разумных потребностей, в том числе в воспроизводстве потомства, сохранении или увеличении численности населения в России.

К тому же семья организовывает учебно -воспитательную и образовательную деятельность детей, заботится о здоровье членов семьи, материальном обеспечении всех без исключения членов семьи, реализации личного и общественного потребления, передаче под-

растающему поколению духовно-культурного наследия этноса и т. д.

Можно ли под такое определение подвести семью, состоящую из одной матери и детей или отца и детей? Ведь семья всегда занимала и занимает одно из важнейших мест среди жизненных духовно-действенных ценностей человечества, так как все без исключения люди непосредственно связаны с семьей. Она является естественной и социальной необходимостью и в то же время составной частью жизнедеятельности каждого субъекта России.

Анализ научных отечественных и зарубежных источников по поднятой проблеме свидетельствует о том, что в конце XX и в начале XXI века начались крупные социально-экономические и политические изменения

в России, которые отразились существенным образом на характере взаимоотношений в российских семьях между мужем и женой, между старшим поколением и младшим, то есть в целом в семейной ячейке. В этой связи особый интерес представляет характер развития семьи и семейных взаимоотношений в условиях современного российского общества.

В настоящее время наблюдается кризис семьи, что негативно влияет на демографическую ситуацию в нашей стране. Такую реально существующую ситуацию признают и Президент, и правительство Российской Федерации, об этом свидетельствуют и данные отечественной статистики. Низкая рождаемость, относительно высокая смертность и заболеваемость новорожденных детей, детские болезни, физическая и умственная незрелость подростков, сокращение сроков жизни людей старшего поколения - все это последствия кризиса семейного сообщества как социального института. В стране отсутствует четко, грамотно с научной точки зрения продуманная семейная политика, хотя имеются государственные органы и общественные организации, отвечающие за нее. Жизненные ценности для каждой личности играют крайне важную роль, а их трансформация негативно влияет на процесс семейной жизнедеятельности, в том числе на духовно-нравственное и материальное состояние каждой семьи.

Социально-экономическое равенство полов признает право мужчины и женщины на образование, труд, общественно-политическую деятельность, досуг, а также равенство всех членов семьи. Эти права закреплены Конституцией Российской Федерации1. Вместе с тем следует обратить внимание на изменившуюся структуру семьи - это, как правило, связано с повышением авторитета того члена семьи, который в большей мере обеспечивает ее жизнедеятельность материально.

В связи с ценностными трансформациями в обществе наблюдаются деформации семейных функций, постепенно меняется как у мужчин, так и женщин отношение к семейной ячейке [1]. Поэтому, изучая различные аспекты семейной жизнедеятельности в современной России и работая с проблемой семейных браков, Ж.В. Горькой, И.Р. Суш-

1 Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2005. С. 121.

ковым и Н.С. Козловой, Н.А. Харьковой отмечаются существенные ценностно-жизненные трансформации как в фактической реальности, также и в ее оценках российской общественностью [2-4].

Не для ни кого не секрет, что в настоящее время все чаще стал проявляться признаки кризиса семьи, такие как уменьшение численности официально зарегистрированных браков, резкое увеличение разводов, появление так называемых «гражданских браков» или, если выразиться точнее, сожи-тельств, падение рождаемости и т. д.

Как мы уже отметили выше, в России с начала XXI столетия значительно увеличилось число детей, рожденных вне брака, по сравнению последними десятилетиями XX века. Однако внебрачную рождаемость детей нельзя считать только российским феноменом, подобная тенденция, по мнению З.Х. Каримовой, наблюдается во многих европейских странах, где доля таких рождений превышает 30 %, а в некоторых странах 50 % и выше [5].

Наблюдаются и такие тенденции, как: рождение ребенка-первенца в семье откладывается на более поздний срок, преобладание, так называемых, малодетных семей, резкое увеличение рождаемости внебрачных семей, наличие бездетных семей по разным причинам (нежелание иметь детей в связи с болезнью мужчины или женщины, абортами и т. д.), увеличение числа матерей-одиночек и отцов-одиночек, наличие сиротства и др. О природе сиротства и состоянии этого социального явления в России, а также историко-педагогический анализ его подробно представлен у исследователя О.А. Дорожкиной [6].

Следует заметить, что с научной точки зрения интересные данные по проблемам неполных семей приводит исследователь С.И. Голод [7], однако показатели 90-х гг. прошлого столетия в настоящее время явно изменились, и возникла необходимость провести новые изыскания в этом направлении.

Предметом нашего исследования стали особенности психолого-педагогической деятельности специалистов социальной сферы (педагогов, психологов, социальных работников, медиков, юристов и др.) с одинокими матерями и одинокими отцами.

Целью настоящего исследования является выяснение причин появления неполных

семей, состоящих из одного родителя - матери или отца - и в соответствии с этим осуществлять профессиональным специалистам социальной сферы индивидуальный или типологический подходы в работе с ними.

Решались следующие задачи:

1) выяснить реальные обстоятельства и субъективные причины, по которым создалась неполная семья, состоящая из матери-одиночки или отца-одиночки, воспитывающих одного ребенка или нескольких детей;

2) рассмотреть отношение окружающих людей к этой категории семей;

3) определить специфику деятельности с ними специалистов социальной сферы (педагогов, социологов, психологов, медиков, социальных работников и др.).

Методологическими и теоретическими основаниями данного исследования послужили общефилософские положения о взаимообусловленности социально-экономических и жизненных ценностей. Мы в своем научном поиске опирались на системно-структурный (Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Э.Г. Юдин), личностно-ориентированный (М.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков), субъект-субъектный (К.Г. Абульханова, А.В. Бруш-линский, И.В. Зимняя, В.В. Селиванов), цен-ностно-мотивационный (Л.И. Божович, Ж.В. Горькая, А.Г. Зравомыслов), отношен-ческий (А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов), духовно-нравственный (В.А. Беляева, Н.В. Маслов, М.И. Старов, В.Д. Шадриков) методологический подходы.

В исследовании были использованы следующие психолого-педагогические методы: анализ научных источников, наблюдение, интервью и беседы, мыслительные операции (анализ, обобщение, сравнение, структуризация).

При решении первой задачи нами рассмотрены категории одиноких матерей, воспитывающих одного ребенка или нескольких детей, и причины их появления.

1. Женщина-мать, родившая добровольно по собственному желанию одного или несколько детей без официального брака с мужчиной и воспитывающая их одна.

2. Мать, воспитывающая одна детей после развода с мужем.

3. Мать-одиночка, воспитывающая одного ребенка или несколько детей в резуль-

тате удочерения, усыновления, опекунства и т. д.

4. Мать, воспитывающая одного ребенка или нескольких детей после смерти мужа от болезни или несчастного случая.

5. Женщина-мать, родившая ребенка без брака и без предварительного планирования (по беременности) и воспитывающая его одна.

6. Женщина-мать, осуществлявшая суррогатное материнство, а после родов оставила его себе, отказалась отдать заказчикам, или последние, те люди, которые заказали у суррогатной матери рождение для них ребенка, отказались по какой-либо причине взять его у роженицы.

7. Женщина-мать - родившая ребенка после искусственного оплодотворения и воспитывающая его одна.

8. Бывает и такое, что муж с женой берут официально ребенка из детского дома, затем разводятся, а ребенок остается с матерью, которая продолжает его воспитывать одна.

9. Этнические или религиозные разногласия между супругами в отношении рождения детей, и ребенок остается с матерью.

10. Выясняется, что женщина родила ребенка от другого мужчины, а не от официального мужа (доказано ДНК), и муж отказывается от такого ребенка и оставляет мать одну воспитывать его.

11. Следует отметить роль религии, веры в Бога, которая не позволила сделать аборт, так как прерывание беременности таким способом в любой религии считается умышленным убийством ребенка в утробе матери.

Далее рассмотрим несколько причин или случаев, по которым мужчина становится отцом-одиночкой.

1. Жена умирает от болезни или во время родов, и мужчина один воспитывает ребенка или нескольких детей.

2. Жена погибает во время дорожно-транспортного происшествия, других несчастных случаев (пожаров, наводнений, крушений самолетов или вертолетов, землетрясений, в горах, на воде и т. д.), и детей воспитывает отец.

3. Бывает и такое, что роженица оставляет новорожденного в родильном доме, и отец забирает дитя и воспитывает его один.

4. Наблюдения также показывают, что отец один воспитывает детей и тех случаях, когда жена употребляет спиртное и становится алкоголичкой или наркоманкой.

5. Женщина-мать уходит от мужа к другому мужчине, и дети остаются жить с отцом.

6. Мать сажают в тюрьму за совершенное преступление, и все заботы о детях ложатся на отца-одиночку.

7. Мужчина взял ребенка из детского дома - официально усыновил его или оформил опекунство и стал отцом-одиночкой.

8. После развода по этническим традициям, например на Кавказе или в некоторых зарубежных странах, дети остаются с отцом, и он занимается их воспитанием.

При решении второй задачи нами был проведен опрос мужчин (п = 22) и женщин (п = 29) из ближайшего окружения матерей-одиночек и отцов-одиночек для выяснения их отношений к таким матерям и отцам. Результаты опроса приведены в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 свидетельствует о том, что мужчины к таким семьям относятся более позитивно и с одобрением 68,18 % к матерям-одиночкам и 72,29 % к отцам-одиночкам; женщины - соответственно также адекватно относятся 62,07 и 69,0 %; а вот негативно и с осуждением относятся малое число женщин 13,79 и 6,9 %, и мужчин 18,19 и 9,08 %; безразличными к таким семьям оказались совсем единицы интервьированных.

Далее подробнее остановимся на характеристиках некоторых типов матерей-одиночек. Особый интерес к данной категории матерей вызван тем, что реальная модель репродуктивного поведения одиноких матерей - родивших вне официального брака представляет собой ориентацию ее на не полный семейный образ жизни заранее. Она недооценивает все ценности и смыслы существования полной семьи - это как бы недоступно сознанию и мировоззрению незамужних женщин. Причины рождения ребенка вне брака могут быть самые разные. Так, одни женщины считают, что никак не могут выйти замуж, а возраст для деторождения критический; другие желают родить ребенка после развода с мужем, как бы в утешение себе или в отместку бывшему мужу; третьи считают бывшего мужа семейной обузой, не способным жить в семье, так как он не обеспечивал ни себя, ни жену материально, не помогал в ведении домашнего хозяйства и т. д.

Для того чтобы специалисты социальной сферы могли эффективно работать с этой категорией матерей-одиночек, важно понять суть происходящего в российском обществе, выявить причины и тенденции, закономерности и механизмы, лежащие в основе этого относительно нового демографического явления, а главное уяснить природу репродуктивного поведения женщин, решивших или вынужденных рожать детей в незарегистрированном официально браке. Известно, что

Таблица 1

Отношения к матерям-одиночкам и отцам-одиночкам женщин (п-29) и мужчин (п-22) из близкого их окружения

Отношение к одиноким

Характер отношений матерям отцам

женщины мужчины женщины мужчины

абс. величина % абс. величина % абс. величина % абс. величина %

Позитивно с явным

одобрением 18 62,07 15 68,18 20 69,0 17 77,29

снисходительно,

посмотрим, что из этого получится 7 24,14 4 18,19 5 17,20 2 9,08

Безразлично - это

нас не касается, это

их личное дело 0 0 1 4,55 2 6,90 1 4,55

негативно, с неодоб-

рением и даже с осуждением 4 13,79 2 9,08 2 6,90 2 9,08

Итого 29 100 22 100 29 100 22 100

рождаемость зависит от репродуктивных действий мужчин и женщин, регулируемых их духовно-нравственными или религиозными, этническими ценностями, жизненными установками, мотивами желаемого деторождения. «Современные объяснения процессов рождаемости уже немыслимы без обращения демографов к социальной природе внебрачной рождаемости с позиций репродуктивного поведения одиноких матерей», - считает исследователь Е.С. Пронская [8, с. 56].

И все-таки одинокие женщины, сделавшие свой выбор в пользу рождения или усыновления (удочерения) ребенка, все же в большей или меньшей мере уже в самом начале были ориентированы на семейные ценности, и в их ценностно-смысловой сфере будущие дети занимали достаточно высокое место. Принятое решение стать одинокой матерью принималось ею вопреки мнению многих людей из «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Некоторые близкие люди снисходительно или даже позитивно относятся к такому решению и поступку взрослой женщины. Желание стать матерью-одиночкой побуждает женщину к серьезным личностным изменениям и повышенным требованиям, прежде всего, к самой себе во взаимоотношениях с ребенком, к окружающим людям и даже к своим профессиональным и хозяйственным делам.

Современной одинокой матери или одинокому отцу предлагается создавшимися жизненными обстоятельствами новая модель поведения совершенно во всем. В большем познании о способах ухода за ребенком, как его обслуживать, как с ним общаться. Так, Р.М. Грановская и И.М. Никольская пишут: «При этом практически все взрослые знают, как можно уберечь ребенка от болезни: следить, чтобы не простыл, не попал в опасную для жизни ситуацию, соблюдал режим питания, труда и отдыха, правила личной гигиены. В то же время многие из них смутно представляют, как сохранить душевное здоровье детей, помочь им быть эмоционально стабильным, самостоятельным, ответственными, умеющими решать свои проблемы, уважающими себя и других, гармонично развитыми. Не все взрослые люди способны разобраться в себе, своих жизненных трудностях и связанных с ними переживаниях, что уж тут говорить о детях» [9, с. 209]. Сказан-

ное этими авторами непосредственно касается одиноких матерей и отцов. Так как матери-одиночке трудно привить мужские навыки мальчикам, им не хватает мужской заботы. А отцам-одиночкам при воспитании девочек не хватает материнской ласки, мудрости, навыков личной гигиены, полового воспитания.

Кроме этого, как вести себя в новой обстановке одиноким матерям и отцам по реализации полнокровной жизни в духовно-нравственном, профессиональном плане и в деле экономической независимости? Дотаций, выделяемых от государства на ребенка, не хватает для полноценного обеспечения питанием, одеждой, обувью, школьными принадлежностями, игрушками и другими средствами первой необходимости. Если у родителя отца или матери была перспектива профессиональной карьеры, то с появлением ребенка возникает новая социально-жизненная ситуация. У таких родителей появляются новые жизненные установки, обязанности, права, потребности, представления о новых ценностно-жизненных ориентациях [10; 11]. У одиноких матерей и отцов возникает необходимость активного совмещения семейных и профессиональных ролей. При необходимости им требуется постоянная помощь (няня, родственники, друзья и знакомые, врачи, психологи, работники социальной службы, педагоги).

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Неоспоримо, что семья - это социальная ячейка нашего российского общества. Роль гармоничной семьи велика в социально-экономическом и политическом развитии нашей страны. Однако надо признать, что в связи с коренной перестройкой жизнедеятельности в России произошла и происходит в настоящее время трансформация семьи. Следует отметить существование множества разнообразных семейных ячеек. Так, есть семьи бездетных, состоящих только из мужа и жены, малодетные - с одним или двумя детьми (однополыми или разнополыми), многодетные - с тремя и более детьми одного или разных полов, встречаются также семьи, в которых имеются дети-инвалиды детства или дети стали инвалидами в результате болезни, или как следствие несчастного случая.

2. Следует отметить наличие неполных семей, к которым мы относим семьи, состоящие из одного родителя и одного или нескольких детей, так называемые матери-одиночки и отцы-одиночки. И существование таких специфических семей надо признать как реальность нашего российского бытия. Некоторые объективные обстоятельства и субъективные причины появления таких неполных семей рассмотрены в нашей статье.

3. Отношение в обществе к таким категориям семьей неоднозначно со стороны субъектов (мужчин и женщин) из их близкого окружения. Одни субъекты осуждают такую мать или отца, считают, что невозможно воспитать одному родителю полноценного гражданина и патриота для своей страны, по их мнению, как показали беседы с ними, лучше было бы отдать детей в детский дом или приемным родителям. Другие субъекты относятся к таким матерям и отцам снисходительно, говоря: «посмотрим, что из этого получится». Третьи одобряют одиноких матерей и отцов, считают их нормальной семьей и даже героически настроенной, так как им на жизненном пути придется преодолевать много трудностей и в социальном, и в экономическом отношении. Четвертые субъекты пытаются понять жизненные кредо, духовно-нравственные ценности одиноких матерей и отцов, предпринявших по сложившимся обстоятельствам такие гражданские и родительские обязанности и высокую ответственность по рождению и воспитанию детей.

4. Такова истина нашей современной действительности в России. Надо принимать

ее такой, какая она есть в реальности, оказывать всемерную поддержку и, если потребуется, помощь таким семьям в социально-экономическом, духовно-нравственном и материальном аспектах не только со стороны государства, общественности, а и непосредственно со стороны специалистов-профессионалов социальной сферы - педагогов, психологов, медиков, юристов, социальных работников, а при необходимости психотерапевтов, неврологов, психиаторов. А для этого необходимо хорошо знать следующие особенности: материальные, духовно-нравственные, бытовые, психологические взаимоотношений в семье, состояние здоровья каждого члена семьи т. д. Помочь родителю в познании физиологических, гигиенических, психолого-педагогических основ детской и возрастной психологии, этики взаимоотношения и поведения субъектов в общественных местах, дома и хотя бы элементарных основ медицинских знаний. А если у кого-то из детей есть врожденная или приобретенная инвалидность или отклонения в психическом развитии, то необходима постоянная помощь врачей разного профиля. В разрешении житейских и имущественных вопросов нужна помощь специалистов юриспруденции.

Так как рассматриваемая нами проблема очень существенная и широкая, то мы не смогли раскрыть многих вопросов, связанных с семьей, состоящей из родительницы бабушки или родственницы, приемных родителей, воспитывающих одного или нескольких детей. На исследование этой проблемы будет направлена перспектива нашего дальнейшего научного поиска.

Список литературы

1. ЗдравомысловА.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 131 с.

2. Горькая Ж.В. Психология ценности. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 92 с.

3. Сушков И.Р., Козлова Н.С. Семья как коллективный субъект в системе взаимоотношений личности // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: материалы 7 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Зобков. Владимир: ГОУ ВПО Вл.ГУ, ВИПКРО: Собор, 2010. С. 115-119.

4. Харькова Н.А. Семейные ценности как условия развития ответственного отношения молодежи к вступлению в брак // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2010. С. 134-138.

5. Каримова З.Х. Жизненные ценности одиноких матерей // Социологические исследования. 2007. № 6 (278). С. 131-134.

6. Дорожкина О.А. Сиротство в России: историко-педагогический анализ. Тамбов, 2000. 51 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. М., 1990.

8. Пронская Е.С. Почему нас все меньше? // Человек и труд. 2001. № 4.

9. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб: Знание, 1999. 352 с.

10. Позднякова Т.Н. Изучение установок родителей и их влияния на процесс гендерной социализации ребенка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105). С. 123-127.

11. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: кн. для педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2009. 273 с.

References

1. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti [Needs. Interests. Values]. Moscow, Politizdat Publ., 1986. 131 p. (In Russian).

2. Gorkaya Z.V. Psikhologiya tsennosti [Psychology of Value]. Samara, "Samara university" Publ., 2014, 92 p. (In Russian).

3. Sushkov I.R., Kozlova N.S. Sem'ya kak kollektivnyy sub"yekt v sisteme vzaimootnosheniy lichnosti [Family as a collective subject in the system of personality relationships]. In: Zobkov V.A. (executive ed.). Mate-rialy 7Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Tsennostnyye transformatsii vpsikhologii ot-nosheniy: teoriya, sotsial'naya praktika i perspektivy» [Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference "Value Transformations in the Psychology of Relations: Theory, Social Practice and Prospects"]. Vladimir, Vladimir State University, Vladimir Institute for the Development of Education named after L.I. Novikova, Sobor Publ., 2010, pp. 115-119. (In Russian).

4. Kharkova N.A. Semeynyye tsennosti kak usloviya razvitiya otvetstvennogo otnosheniya molodezhi k vstup-leniyu v brak [Family values as conditions for the development of a responsible attitude of young people to marriage]. Materialy 5 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Prakticheskayapsikhologiya: otfundamental'nykh issledovaniy do innovatsiy» [Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference "Practical Psychology: from Basic Research to Innovation"]. Tambov, Publishing House "Derzhavinsky", 2010, pp. 134-138. (In Russian).

5. Karimova Z.K. Zhiznennyye tsennosti odinokikh materey [Life values of single mothers]. Sotsiologi-cheskiye issledovaniya [Sociological Studies], 2007, no. 6 (278), pp. 131-134. (In Russian).

6. Dorozhkina O.A. Sirotstvo v Rossii: istoriko-pedagogicheskiy analiz [Orphanhood in Russia: a Historical and Pedagogical Analysis]. Tambov, 2000, 51 p. (In Russian).

7. Golod S.I. Sem'ya i brak: istoriko-sotsiologicheskiy analiz [Family and Marriage: Historical and Sociological Analysis]. Moscow, 1990. (In Russian).

8. Pronskaya E.S. Pochemu nas vse men'she? [Why are there fewer of us?]. Chelovek i trud [Person and Labor], 2001, no. 4. (In Russian).

9. Granovskaya R.M., Nikolskaya I.M. Zashchita lichnosti: psikhologicheskiye mekhanizmy [Personal Protection: Psychological Mechanisms]. St. Petersburg, Znaniye Publ., 1999, 352 p. (In Russian).

10. Pozdnyakova T.N. Izucheniye ustanovok roditeley i ikh vliyaniya na protsess gendernoy sotsializatsii re-benka [Study of attitudes of parents and their influence on process of gender socialization of child]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2012, no. 1 (105), pp. 123-127. (In Russian).

11. Tseluyko V.M. Psikhologiya neblagopoluchnoy sem'i: kniga dlya pedagogov i roditeleym [Psychology of a Dysfunctional Family: Book for Teachers and Parents]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2009, 273 p. (In Russian).

Информация об авторах

Гажа Андрей Константинович, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой психиатрии. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: ak_gaza@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-372X

Романина Лариса Александровна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: r-irina@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8876-6622

Information about the authors

Andrey K. Gazha, Candidate of Pedagogy, Head of Psychiatry Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: ak_gaza@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4692-372X

Larisa A. Romanina, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social Work Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: r-irina75@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8876-6622

Старов Михаил Иванович, доктор педагогических наук, профессор, профессор-консультант кафедры социальной и возрастной психологии. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: starovmi@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5439-2594

Конфликт интересов отсутствует.

Для контактов:

Гажа Андрей Константинович

E-mail: ak_gaza@mail.ru

Поступила в редакцию 18.02.2020 г.

Поступила после рецензирования 16.03.2020 г.

Принята к публикации 20.03.2020 г.

Mikhail I. Starov, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor-Consultant of Social and Age Psychology Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: starovmi@mail.ru

ORCID: http//orcid.org/0000-0002-5439-2594

There is no conflict of interests.

Corresponding author:

Andrey K. Gazha E-mail: ak_gaza@mail.ru

Received 18 February 2020 Reviewed 16 March 2020 Accepted for press 20 March 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.