Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического обеспечения профилактики правонарушений учащихся учебных заведений'

Особенности психолого-педагогического обеспечения профилактики правонарушений учащихся учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика правонарушений / личность / ответственность / альтернативные формы активности / психопрофилактика / индивидуальные беседы / групповые формы работы / тренинги. / prevention of offenses / personality / responsibility / alternative forms of activity / psychoprophylaxis / individual interviews / forms of group work / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агзамова Е. Ю., Душанов Р. Х.

Статья посвящена психолого-педагогическим направлениям профилактики правонарушений в рамках реализации Закона «О профилактике правонарушений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS PROVIDING OF PSYCHO­PEDAGOGICAL PROPHYLAXIS FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ STUDENTS

The article is focused on the psychological and pedagogical areas of crime prevention in the framework of the law «On prevention of offenses».

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического обеспечения профилактики правонарушений учащихся учебных заведений»

V_/

Агзамова Е.Ю., Душанов Р.Х.,

кандидаты психологических наук, доценты кафедры психологии и профессиональной этики Академии МВД Республики Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

АГЗАМОВА Е.Ю., ДУШАНОВ Р.Х. ТАЪЛИМ МУАССАСАЛАРИ УЦУВЧИЛАРИНИНГ Х,УК,УК,БУЗАРЛИКЛАР ПРОФИЛАКТИКАСИНИ ПСИХОЛОГИК-ПЕДАГОГИК ТАЪМИНЛАШ ХУСУСИЯТЛАРИ

Мазкур мак,ола «Хукукбузарликлар профилактикаси т^рисида»ги Конунни х,аётга татбик, этиш доирасида унинг психологик-педагогик томонларини ёритишга баFишланган.

Таянч суз ва тушунчалар: х,ук,ук,бузар шахс профилактикаси, масъулият, фаолликнинг альтернатив шакллари, психопрофилактика, якка тартибдаги сух,бат, фаолиятнинг гурух,ий шакллари, тренинглар.

АГЗАМОВА Е.Ю., ДУШАНОВ Р.Х. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Статья посвящена психолого-педагогическим направлениям профилактики правонарушений в рамках реализации Закона «О профилактике правонарушений».

Ключевые слова и понятия: профилактика правонарушений, личность, ответственность, альтернативные формы активности, психопрофилактика, индивидуальные беседы, групповые формы работы, тренинги.

AGZAMOVA E.YU. DUSHANOV R.H. SPECIFICS PROVIDING OF PSYCHO-PEDAGOGICAL PROPHYLAXIS FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS' STUDENTS

The article is focused on the psychological and pedagogical areas of crime prevention in the framework of the law «On prevention of offenses».

Keywords: prevention of offenses, personality, responsibility, alternative forms of activity, psychoprophylaxis, individual interviews, forms of group work, training.

Конечной целью всех проводимых в Узбекистане реформ является благосостояние каждого человека и процветание общества, основанного на принципах гуманизма, обеспечивающего права и свободы граждан.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

И большую роль в этом призваны сыграть органы внутренних дел, в частности, сотрудники профилактической службы. Так как их основные задачи как раз и заключаются в обеспечении защиты прав, свобод и законных интересов граждан, повышении правовой культуры в обществе, укреплении законности, а также выявлении и изучении причин совершения правонарушений и условий, им способствующих, принятии мер по их устранению и т.д.

Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан 30 октября 2013 года был принят и одобрен Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан 10 апреля 2014 года Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений». Принятый закон содержит в себе юридические основы профилактики правонарушений. Однако и психологическая наука призвана сыграть свою особую роль в этом вопросе, так как одной из областей практической реализации психологических знаний является правовая сфера, т.е. сфера общественного и индивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. Являясь членом общества, человек всегда совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Любые общественные отношения, в том числе и регулируемые правом, не могут быть достаточно исследованы без применения данных психологии.

В принятом законе «О профилактике правонарушений» в третьей главе (Общая профилактика правонарушений), в четвертой главе (Специальная профилактика правонарушений), в пятой главе, посвященной индивидуальной профилактике правонарушений, условиям и основаниям ее применения, а также в 6 главе, посвященной виктимологи-ческой профилактике правонарушений1, со-

1 Виктимология - это учение о жертве преступления, то есть ее основным объектом изучения является поведение и личность потерпевшего. Виктимологическая профилактика - это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обуславливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты физических лиц от преступлений (Криминология / Под ред. В.Д.Маклакова. - М., 2006. -С. 187).

держится очень много вопросов, в решении которых большую помощь может оказать психологическая наука.

В частности, такими являются вопросы, связанные с:

- изучением личности и оказанием на нее психологического воздействия, с целью побудить ее изменить выбор варианта поведения;

- созданием среды, способствующей предотвращению преступлений и безоговорочному осуждению негативных социальных явлений;

- разработкой и осуществлением специальных программ, направленных на обеспечение психологической безопасности;

- разрешением конфликтов и формированием основ законопослушного поведения;

- решением вопросов обеспечения психологической безопасности потерпевшего от правонарушения или снижения риска стать потерпевшим и пр.

С психолого-педагогической точки зрения работу по профилактике правонарушений следует начинать с организации социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций (отклонений от нормы, в данном контексте - социальной). Воздействуя на социальные факторы можно предотвратить нежелательное поведение личности. При этом воздействие должно носить незапретительный характер. Наоборот, надо пропагандировать то, что хорошо, полезно и приятно, в частности, показывать, например, как хорошо заниматься спортом и иметь любимое дело или, как ставить перед собой цели и достигать их и т.д. И здесь, большую помощь, призваны оказать учебные заведения Узбекистана. Педагог растит, оберегает и воспитывает будущее человечества в лице своих учеников и наравне с родителями помогает обрести растущему поколению свое место в мире. Поэтому на доступных примерах, пользуясь силой своего влияния на умы и сердца своих учеников, педагоги должны постараться привить обучающимся желание развиваться в социально приемлемом русле во имя высоких целей, которые они (обучаю-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

щиеся) ставят перед собой. И, конечно, нельзя не сказать о личном примере, поскольку он впечатляет сильнее слов. То есть, если сам педагог чем-то увлечен - спортом или другим каким-то хобби, он сможет донести до учеников, как это интересно и полезно.

Далее, конечно же, информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные (познавательные) процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Однако само по себе информирование не снижает уровень девиаций (отклонений). Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту и социально-экономическим характеристикам.

И здесь, как указывалось выше, также учебные заведения могут помочь. Мы знаем, что в силу возраста дети, подростки, юноши и девушки, более раскрепощенные, инициативные, творческие, чем взрослые. Устраивая «круглые столы», семинары, викторины, конкурсы на злободневные темы, которые обучающиеся смогут сами предложить, используя «эффект соревнования», можно сделать так, что время, проведенное в стенах учебного заведения, останется в памяти навсегда, а заодно мы решаем вопрос с информированием подрастающего поколения. Потому что знание, с психологической точки зрения, не может быть передано от одного лица к другому, оно может быть выработано только в результате собственной активности. Когда ребята сами найдут тему для «круглого стола», сами организуют форму обсуждения или проведения, такое знание останется с ними надолго.

Следующее направление заключается в активном социальном обучении социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. Примером может служить тренинг формирования жизненных навыков. Под жиз-

ненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. Такого рода тренинги могут проводить психологи образовательных учреждений. В связи с тем, что тренинги обычно проводятся в игровой форме, это обычно вызывает повышенный интерес и активное участи даже среди взрослых людей.

Еще одним из направлений может быть организация деятельности, альтернативной девиантному (отклоняющемуся) поведению. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, духовная, благотворительная). Экскурсии, походы, различные кружки и мероприятия, помощь пожилым и т.д. - это то, что проводится в рамках учебных заведений и, если в этом процессе активно участвуют родители, то это еще больше сплачивает семьи, улучшает взаимопонимание между подрастающими детьми и родителями и, в свою очередь, решает проблему профилактики девиантного поведения.

В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Следующее направление - организация здорового образа жизни. Оно исходит из

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества. Тем более, что в Узбекистане этому уделяется все больше внимания. Открываются спортивные площадки для спортивных игр, спортивные комплексы, парки, площадки и дорожки для роллеров, скейтбордистов, велосипедистов и пр. Безусловно, вызывает восхищение, когда мы видим целые семьи, которые катаются на роликах или велосипедах, бегают по парковым зонам, совместно занимаются спортом. Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год, отметил: «Учитывая, какую роль в укреплении здоровья населения, прежде всего подрастающего поколения, имеют регулярные занятия физической культурой и спортом, этому направлению мы придаем особое значение, создавая все необходимые условия для широкого развития и оснащения спортивных сооружений современным инвентарем. Только за счет средств Фонда развития детского спорта в течении 2014 года построено 18 типовых спортивных объектов и 73 школьных спортивных зала, осуществлена реконструкция и капитальный ремонт на 24 объектах на общую сумму около 100 миллиардов сумов»1

1 Каримов И.А. «Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // Газета «Народное слово» от 17 января 2015 года.

Шестое направление - минимизация негативных последствий девиантного (отклоняющегося) поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, спецкурсы в школах, колледжах, лицеях и ВУЗах), психологического консультирования (при учебных заведениях и в психологических центрах), кризисной помощи (телефон доверия, медицинские центры, поликлиники и т.д.).

По мнению специалистов, наиболее частой причиной правонарушений выступает семейное неблагополучие. В результате, мы, как правило, получаем трудного обучающегося. Остается только один путь: семейное неблагополучие трудновоспитуемого может и должно компенсироваться благополучием в учебном заведении. Однако в большинстве случаев происходит как раз наоборот: семейное неблагополучие трудного обучающегося усугубляется его неблагополучием в учебном заведении, ситуация отчужденности, одиночества в семье дополняется аналогичной ситуацией в школе, в колледже.

На первый план должна выйти педагогика сотрудничества, основанная на уважении и доверии к личности обучающегося. Индивидуальный подход к трудным обучающимся заключается не в стремлении во что бы то ни стало искоренять их отдельные недостатки, а в апелляции к имеющимся у них достоинствам, в их стимулировании и развитии.

И в этой сложной работе необходимо начинать с установления в коллективе доброжелательного, уважительного отношения педагогов ко всем обучающимся, к трудным, в первую очередь. Это отношение должно быть искренним со стороны всех педагогов. Решающая роль в налаживании доброжела-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

тельной обстановки в школе принадлежит руководителю учебного заведения.

Дефицит дружеского общения, эмоциональную неудовлетворенность, которые трудные обучающиеся испытывают в семье, могут и должны восполнить педагоги. Доверительное общение необходимо в первую очередь для преодоления механизма отчуждения, возникающего между педагогом и трудным обучающимся. Причиной появления этого отчуждения является излишне строгое, формальное отношение к обучающемуся, постоянные замечания, упреки, наказания ведут к тому, что страдает его самолюбие, поведение принимает форму защитной реакции в виде негативизма, протеста, пренебрежительного отношения к педагогу.

В основу формирования доброжелательных отношений с трудными обучающимися, по мнению специалистов, должна быть положена методика положительного стимулирования. В чем ее суть?

Прежде всего, должно быть исключено малейшее предвзятое отношение к трудному обучающемуся, каким бы колючим, ершистым он ни был.

Отсутствие предвзятости в отношениях с трудновоспитуемыми ребятами является предпосылкой для следующего этапа положительного стимулирования, который состоит в оказании им доверия. Одной из характерных особенностей педагогически запущенных обучающихся является обостренная реакция на дефицит доверия к ним со стороны взрослых - родителей, педагогов. Такие ребята во время учебы, хотя и свыкаются с тем, что ничего важного и ответственного им не поручают, тем не менее, болезненно переживают подобное отношение, стараясь компенсировать дефицит доверия отношениями равноправия и поддержки в неформальных группах. Оказанное доверие развивает у многих обучающихся чувство ответственности.

Третий этап положительного стимулирования состоит в умелом использовании разнообразных форм поощрения трудновоспитуемых - одобрения, похвалы, поощрения, благодарности, награды и т. д.

Формирование доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами предполагает распространение этих отношений и на родителей трудновоспитуемых. Необходимо, прежде всего, изменить эмоциональное отношение к неблагополучным семьям, перестать относиться с неприязнью к родителям трудных детей, ругать их за плохое поведение детей в школе. Следует чаще отмечать то хорошее, что удалось подметить в поведении и в учебе таких детей, хвалить их при посещении семей, публично - на родительских собраниях, во время бесед с родителями в школе.

Многие родители, как правило, воспитывают детей таким образом, как раньше их самих воспитывали их родители. Не часто встретишь родителей, которые читают специальную литературу, чтобы лучше понять и правильно, с точки зрения психолого-педагогической науки, воспитывать детей. И здесь педагоги и психологи учебных заведений на родительских собраниях могут помочь своими знаниями и опытом. Речь идет о формировании педагогической культуры у родителей. Изменяя методы воспитания в семье, изменяется и вся нравственно-психологическая атмосфера в ней.

Вместо авторитарных методов воспитания, основанных на запретах, приказаниях, слепом повиновении детей, физическом наказании и т. д., родителям необходимо перейти (хотя это и не так просто) к демократическим методам -советам, разговору по душам, большему использованию различного рода поощрений и т. д. Все это должно привести к оздоровлению психологического климата в семье, установлению духовного контакта между родителями и детьми. Важная роль в этом плане принадлежит совместному проведению досуга, что расширяет возможности общения, способствует установлению более тесных эмоциональных контактов и взаимопонимания, помогает родителям проникнуть в духовный мир ребят, удовлетворить их потребность в общении, понимании, признании.

Основными источниками таких знаний могут стать: специальная психолого-педагогическая научно-популярная литература, со-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

веты педагогов, передачи по радио и телевидению, материалы из газет и журналов, Интернет и др.

Подводя итоги сказанному, еще раз хочется отметить, что проблема профилактики девиантного поведения сложна и требует совместных усилий родителей, педагогов, психологов, представителей общественности, хокимиятов, махаллинских комитетов и сотрудников профилактической службы. Только сообща, используя различные методы и приемы воздействия на подрастающее поколение, в том числе и психолого-педагогические для повышения педагогической культуры родителей, организации здоровой и развивающей социальной среды, активного обучения под-

растающего поколения социально-важным навыкам и умениям, организации учебной и общественно-социальной деятельности, где основное место займет педагогика сотрудничества, основанная на уважении и доверии к личности обучающегося и методика положительного стимулирования, возможно эффективно организовать систему профилактики отклоняющегося поведения. Но в этом сложном процессе особая роль все-таки принадлежит людям, которые по своему образованию и призванию работают с молодежью, готовят и ведут их по жизни. Именно их опыт и знания, сила их авторитета и влияния способны помочь всем заинтересованным лицам в решении этой сложной проблемы.

Литература:

1. Каримов И.А. «Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации - наша приоритетная задача». Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. // Газета «Народное слово» от 17 января 2015 года.

2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии: Учебное пособие. - М.: «Консорциум «Социальное здоровье России», 1994.

3. Деларю В.В. Психология отклоняющегося поведения. Учебно-методичесое пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2004.

4. Зарипов З.С., Кержнер М.Ю. Профилактика правонарушений. - Т.: «Узбекистан», 1993.

5. Исмаилов И., Зиёдуллаев М., Исраилова Н., Азимова Ф. Вояга етмаганлар назорат-сизлиги ва х,ук,ук,бузарликларининг олдини олиш. Ук,ув-амалий к,улланма. - Т., 2011.

6. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Учебно-методическое пособие. - М.: «Владос», 2010

7. Криминология. / Под ред. В.Д. Маклакова. - М.: «Юстицинформ», 2006.

8. Криминология. / Под ред. З.С. Зарипова. - Т., Академия МВД Республики Узбекистан, 2006.

9. Мусурмонова О., Исраилова Н., Азимова Ф. Фукароларнинг узини-узи бошк,ариш органлари ва ёшлар тарбияси. - Т., 2010.

10. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие. / Под ред. А.М.Столяренко. - М., «ЮНИТИ-ДАНА», 2001.

11. Рахманов Р.Н. Оилада вояга етмаганларнинг х,ук,ук, ва эркинликларини таъмин-лаш. - Т., 2013.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.