Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

131
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская гражданская идентичность / психолого-педагогические условия / школьники / формирование / исследование. / Russian civil identity / psychological and pedagogical conditions / students / formation / research.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жилинская Мария Сергеевна, Иванова Елена Александровна

В данной статье раскрыты особенности функционирования процесса формирования российской гражданской идентичности у школьников на основе анализа психолого-педагогических условий. Данные условия раскрыты как со стороны учащихся, то и с внешней стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN RELATION TO THE PROCESS OF FORMATION OF THE RUSSIAN CIVIL IDENTITY AMONG SCHOOLCHILDREN

This article reveals the features of the functioning of the process of formation of the Russian civil identity among schoolchildren on the basis of the analysis of psychological and pedagogical conditions. These conditions are disclosed both from the students ' side and from the outside.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

IV Международная научно-практическая конференция

УДК 37

Жилинская Мария Сергеевна Zilinskaa Maria Sergeevna

Студент Student

Иванова Елена Александровна Ivanova Elena Aleksandrovna

канд. пед. наук, доцент Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Амурский государственный университет Amur State University

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN RELATION TO THE PROCESS OF FORMATION OF THE RUSSIAN CIVIL IDENTITY AMONG SCHOOLCHILDREN

Аннотация. В данной статье раскрыты особенности функционирования процесса формирования российской гражданской идентичности у школьников на основе анализа психолого-педагогических условий. Данные условия раскрыты как со стороны учащихся, то и с внешней стороны.

Abstract: This article reveals the features of the functioning of the process of formation of the Russian civil identity among schoolchildren on the basis of the analysis of psychological and pedagogical conditions. These conditions are disclosed both from the students ' side and from the outside.

Ключевые слова. российская гражданская идентичность, психолого-педагогические условия, школьники, формирование, исследование.

Key words: Russian civil identity, psychological and pedagogical conditions, students, formation, research.

Для начала следует отметить, что под психолого -педагогическими условиями мы понимаем - комплекс средств, методов, способов педагогического взаимодействия между педагогом и воспитанником, а также учета объема и

IV Международная научно-практическая конференция качества информационного содержания школьных предметов, особенностей

психологического микроклимата в классе [2]. Всё это в сочетании обеспечивает

возможность целенаправленного педагогического воздействия на школьников

для формирования у них определенных гражданских качеств (толерантности,

гражданственности, патриотизма, гражданской и жизненной активности и

позиции, гражданской ответственности и зрелости, гражданского сознания и

идентичности, мужества, чувства ответственности за свои поступки, уважения к

соотечественникам и представителям других наций, культур, религии, и др.).

Под гражданской идентичностью подразумевается - осознание личностью

своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства,

страны [1]. Основной целью формирования гражданской идентичности личности

является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве,

гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности

нравственными принципами. Для того чтобы данная цель была достигнута в

школе необходимо создавать такие условия, которые бы способствовали

свободному самостоятельному мышлению школьников, их включенности в

общественно-полезные дела школы.

На процесс формирования российской гражданской идентичности у

школьников свое воздействие оказывают различные психолого-педагогические

условия, от знания какое именно влияние они оказывают, в целом зависит весь

процесс становления у учащихся гражданской идентичности. Помимо этого на

основе знания условий педагог-психолог, социальный педагог, классный

руководитель или другие специалисты в школе могут плодотворно подобрать

весь комплекс методов, средств, путей и способов, а также создать программу по

формированию гражданской идентичности у каждого отдельного школьника.

В качестве условий, обеспечивающих формирование российской

гражданской идентичности со стороны школьников выступают []:

Во-первых, волевые качества: удержание внимания на любое время,

целеполагание, достижение поставленных целей, упорство в преодолении

трудностей, высокая работоспособность, как в умственном, так и физическом

IV Международная научно-практическая конференция труде. Значимость волевых качеств по отношению к формированию российской

гражданской идентичности заключается в том, что они предполагают наличие у

школьников внимательности по отношению к получаемой информации, а также

умения ставить перед собой цели и достигать их, но не всегда цели

соответствуют данной теме, или цель соответствует, но усилий по её реализации

учащийся не прилагает, также школьники не всегда внимательно изучают и

перерабатывают полученную информацию и др. Также следует отметить, что

наличие волевых качеств прямо влияет на умение школьников вести диалог на

основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение

конструктивно разрешать конфликты, участие в труде во благо процветания

мирового сообщества и для личностной самореализации и т.д.

Для выявления данного условия (на базе МАОУ СОШ № 17 г. Благовещенска, Амурской области) учащимся были заданы вопросы на определение того способны ли они задерживать внимание на чем-либо долгое время, умеют ли они ставить перед собой цели и достигать их. 22 % ответили, что они умеют задерживать внимание, но только на информации интересной им, 26 % ответили, что умеют удерживать внимание на любой информации если это необходимо, 52 % сказали, что для них является трудностью задерживать внимание. Эти данные говорят о том, что для большой части респондентов характерно клиповое мышление, им трудно задерживать внимание на чем-то одном, они знают мир как набор разрозненных данных, без глубокого осмысления их. 35 % ответили, что умеют ставить цели, но не всегда достигают их, 22 % отметили, что умеют ставить перед собой цели и достигать их, а 43 % ответили, что им сложно ставить цели и тем более доводить их до результата. Больше половины школьников все же умеют ставить цели, но не все умеют доводить их до конца, это все свидетельствует о наличии необходимых качеств для постановки цели, но респонденты также нуждаются в помощи со стороны взрослых или сверстников для их достижения. Также был задан вопрос о необходимости волевых качеств людям и были получены следующие результаты: 83 % ответили, что такие качества являются необходимыми, 13 %

IV Международная научно-практическая конференция наоборот считают, что в таких качествах нет необходимости, а 4 % ответили, что

не знают, нужны такие качества или нет.

Волевые качества можно развивать при помощи тренингов, развития критической рефлексии, посещения кружков. Не все школьники умеют ставить цели и решать их, в этом им часто нужна помощь со стороны взрослых. В настоящий момент у школьников доминирует клиповое мышление, им трудно задерживать внимание на чем-то одном, они знают мир как набор разрозненных данных, без их глубокого осмысления. Подтверждение преобладания такого типа мышление можно проследить в следующих данных, полученных в ходе опроса школьников: на вопрос что, по вашему мнению, повлияло на развитие клипового мышления респонденты ответили - Интернет (53 %), тестовые издания (5 %), литературные произведения (5 %), телевидение (36 %). Такие результаты говорят о том, что Интернет и телевидение - одни из основных источников информации, дающие определенные модели поведения и стереотипы восприятия жизни, следует отметить, что современное телевидение и Интернет строятся по принципу фрагментарности. На вопрос, какие СМИ оказывают на них наибольшее влияние опрашиваемы дали такие ответы -Интернет (80 %), печатные издания (7 %), радио (7 %), телевидение (7 %). Можно предположить, что школьники используют сеть Интернет и при выполнении домашних заданий, и в свободное от учёбы время. В интернете учащиеся, скорее всего, слушают музыку, просматривают видеоролики и фильмы, а не интересуются новостями происходящего в городе и стране. В ходе опроса было установлено, что респонденты отводят 87 % всего времени на использование сети Интернет, при этом многими было отмечено, что они проводят все свободное время, используя интернет, причем зачастую делают это бесцельно. Многие признались, что чувствуют зависимость от телефона и других гаджетов. Клиповое сознание постепенно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. И в первую очередь в деятельность такого социального института, как образование.

IV Международная научно-практическая конференция

Вторым условием является уровень интеллектуального развития.

Содержание данного условия можно изменить, так как есть возможность повысить уровень интеллектуального развития при помощи использования определенных методов и средств. В основном в общеобразовательной школе программы направлены на «среднего ученика» при этом страдают те, кто сильнее и слабее, поэтому у подавляющего большинства сформирован средний уровень российской гражданской идентичности. От уровня интеллектуального развития зависит то, как школьники будут воспринимать, интерпретировать информацию, касающуюся гражданской идентичности, полученную от учителей, родителей, сверстников, из книг, фильмов и др., также это условие оказывает прямое воздействие на формирование когнитивной составляющей российской гражданской идентичности. По данным полученным при помощи методики ШТУР можно сделать вывод о том, что высокий уровень умственного развития имеют - 20 %, средний - 52 %, низкий - 28%.

Условие осознания ответственности, проявляющееся в выполнении обязательств, альтруистических установках, самоконтроле, оказывает наибольшее влияние на формирование деятельностного компонента российской гражданской идентичности. Его можно контролировать, так как возможным является давать школьникам определенныепоручения предполагающие ответственность за их осуществление. Малое количество школьников готовы брать на себя ответственность за некоторые дела, большинство предпочитают отсиживаться где-нибудь подальше от ответственности. Школьникам были заданны вопросы, направленные на определение есть ли у них чувство ответственности за свои поступки и способны ли они контролировать свои действия. 48 % ответили, что они осознают, что несут ответственность за свои действия, 43 % ответили, что они не всегда могут осознать, что им придется нести ответственность за свои действия, а 9 % ответили, что осознают то, что они должны нести ответственность за свои действия. Эти данные свидетельствуют нам о том, что большая часть респондентов знает, что они несут ответственность за свои действия, но нет уверенности в том, что эти знания они применяют на

IV Международная научно-практическая конференция практике, поэтому был задан вопрос: всегда ли они могут понести

ответственности за свои действия или нет, и были получены следующие данные:

только 17 % ответили, что готовы всегда понести ответственность за совершение

ими действия, 52 % не ответили, а 31% написали, что они не готовы нести

ответственность за некоторые свои поступки.

Следующее условие наличие базового доверия к миру, оптимизм, принятие себя как части государства, влияет на все структурные компоненты российской гражданской идентичности, так как от его наличия или отсутствия зависит отношения школьника к стране, истории, к соотечественникам, и к самому себе как части Отечества. Можно помочь школьнику научиться принимать себя как гражданина с помощью тренингов, лекций. Доверие к миру было обнаружено только у 28 % школьников, что говорит нам о наличии либо нейтрального, либо негативного отношения к окружающей действительности. Не все школьники готовы принимать себя как гражданина страны, многие хотят «сбежать» в другую страну, это показывает то, что у них нет или слабо развита российская гражданская идентичность. 22 % респондентов считают себя частью государства, 39 % не считают, и 39 % не ответили, возможно, такие процентные соотношения связанны с тем, что некоторые школьники просто не хотят чувствовать себя частью государства, или с тем, что они еще эмоционально не готовы осознать свою значимость для общества, страны.

Ещё одним условием выступает понимание и принятие свободы как ценности жизни человека. Формирование российской гражданской идентичности предполагает развитие у учащихся гражданских и общечеловеческих ценностей, принятие людей других национальностей, конфессий и их взглядов, а свобода в свою очередь относится к категории общечеловеческих ценностей, и от понимания и принятия её зависит отношение человека к другим людям. Также можно контролировать данное условие, раскрывая школьникам значимость человеческой жизни. Наличие данного условия можно проверить при помощи анкеты исследования ценностных ориентаций (М. Рокич) в которой категория «свобода» относится к

IV Международная научно-практическая конференция терминальным ценностям. При проведении анкеты были получены следующие

данные: большое значение понимание и принятие свободы как

общечеловеческой ценности отводят только 15 % респондентов, положительное,

но чаще нейтральное значение свободе придает большая часть опрашиваемых -

76 %, нейтрально и возможно даже не принимают данную ценность 7 %

опрашиваемых. Полученные результаты говорят о том, что большинство

школьников осознают значимость человеческой жизни, но по своей натуре

эгоистичны им важнее их благополучие и они не прочь навредить другим, если

им это потребуется.

От наличия условия рефлексии (адекватная самооценка, навыки самоанализа поведения), зависит реализация учащимися своей гражданской позиции и активности, так как для этого им необходимо адекватно оценивать свои силы и возможности, а также и анализировать результаты своих действий и поступков. Рефлексии можно научить, при помощи определенных упражнений. В настоящее время не все школьники способны адекватно оценить свои действия и поступки, одни завышают их, другие наоборот занижают. 26 % респондентов ответили, что они могут оценить совершенные действия, 43 % предпочитают оценивать только хорошие действия, а 31 % считают, что в этом нет необходимости. Эти данные могут сказать о том, что не все респонденты способны адекватно оценить свои действия и поступки, одни завышают их, другие наоборот занижают. О необходимости переосмысления своих поступков 39 % написали, что не видят в этом необходимости, 48 % считают, что переосмысливать нужно только хорошие поступки, а на плохие не нужно обращать внимания, и только 13 % написали, что нужно переосмысливать все совершенные действия, для того чтобы потом не повторять прошлых ошибок. Иначе говоря, не у всех школьников сформирована рефлексия по отношению к своим поступкам и действиям.

Условие креативность (видение альтернатив и вариантов выбора, как в жизненных ситуациях, так и в учебно-воспитательных сюжетах, задачах и проблемах) можно связать с применением школьниками разнообразных форм и

IV Международная научно-практическая конференция методов, формирующих российскую гражданскую идентичность. Научить

школьников мыслить нестандартно тоже можно выполняя определенные

упражнения и тренинги. В ходе опроса школьников было выявлено, что 47 %

предпочитают искать новые, альтернативные пути решения поставленных перед

ними задач, вопросов, даже если они уже сталкивались с такими же проблемами

и знают как их решать. Но по большей мере школьники (53 %) все, же

предпочитают действовать по определенному стандарту, штампу действий.

Условие владения набором поведенческих «ролей» в первую очередь касается умения школьником в своей жизнедеятельности пользоваться чертами поведения присущими патриоту и гражданину своего города, страны. Школьников можно научить владеть «ролями», проводя с ними деловые игры, для того чтобы они научились примерять на себя разные «роли». По данным анкетирования, направленного на исследование представлений о социальных ролях в группе школьников, можно сделать следующие выводы: в понимании школьников понятие «социальная роль» - это роль человека в обществе (62 %), в жизни (31 %), в классе (7 %), помимо этого опрашиваемые назвали специфические способы поведения, характерные для социальной роли ученика - добросовестно выполнять задания (28 %), соблюдать дисциплину в школе, в частности на уроках (47 %), слушаться старших (42 %), не пропускать уроки (38 %), хорошо учиться (30 %), уважать старших, в особенности учителей и родителей (23 %). Также были заданы вопросы, касающиеся того, какие «роли» в классе, по их мнению, существуют: «клоун» (87 %), «всезнайка» (79 %), «заводила» (66 %), «помощник» (42 %), «странный тип» (51 %), «трудоголик» (30 %), «душа компании» (46 %), «генератор идей» (16 %). Среди встречающихся социальных параметров были выделены следующие роли: семейные (49 %), дружеские (68 %), роли «ученика» (72 %), гендерные (46 %), возрастные (37 %), гражданскую позицию «россиянин» определяют для себя только 7 %, наличие профессиональных ролей (12 %). Большинство школьников может предположить какие «роли» они исполняют в процессе своей

IV Международная научно-практическая конференция жизнедеятельности, но не все при этом способны осознавать, что за каждой

«ролью» есть определенная ответственность, права.

Девятым условием является знание, понимание и собственная интерпретация: мировой и национальной культуры; основных общезначимых для русской культуры поворотных пунктов отечественной, и всемирной истории. От того знают ли вышеперечисленное школьники зависит дальнейший уровень сформированности у них когнитивного компонента российской гражданской идентичности. Знания можно дать школьникам на уроках истории, обществознания и других наук, а вот собственную интерпретацию этого школьники должны научиться вырабатывать самостоятельно. Знание культуры и истории своего народа есть у 83 %, отсутствуют данные знания у 17%. Только 35 % способны по-своему оценить исторические события, остальные 65 % написали, что не всегда это могут сделать. Эти данные говорят нам о том, что большая часть учащихся имеет определенный объем информации об истории и культуре, но при этом свою интерпретацию таких знаний могут дать единицы, возможно, это связанно с тем, что не весь спектр представленных сведений понятен школьникам в полной мере.

Ещё одним условием является ориентация и собственная позиция в различении «добра и зла», «прекрасного и безобразного», «пороков и добродетелей», «героического и постыдного», «любви и ненависти», «справедливости и милосердия» и т.п. Учащиеся могут по-своему относится к окружающим их людям, вещам, природе, гражданскому обществу, именно на основе этого формируются коннотативный и аксиологический компоненты российской гражданской идентичности. Данный процесс можно контролировать через рассказ, что именно относится к этим понятиям. 70 % написали, что они осознают различия в понятиях «хорошо-плохо», 22 % ответили, что не всегда могут понять, что хорошо, а что плохо, и 8 % не ответили. Помимо того, что у всех разные определения хорошего и плохого, так же не всегда респонденты могут понять, где граница между «плохо» и «хорошо», и это в свою очередь

IV Международная научно-практическая конференция возможно связанно с тем, что им просто не объяснили значения указанных

понятий, или они еще их не понимают.

Следующими условием выступает принятие личностной патриотической позиции, предполагающей включенность школьника в контекст происходящего, отождествление себя с согражданами. Патриотизм непосредственно связан с гражданскими качествами личности, поэтому его сформированность напрямую влияет на формирование граждан, а российская гражданская идентичность предполагает осознание себя частью страны, государства. Можно создавать кружки, в которых школьники будут проявлять свою гражданскую активность, научатся считать себя гражданами страны. При помощи методики анализа патриотических убеждений были получены следующие данные: средний балл (57 %) получен по вопросам, касающимся уважение к политике, гордость национальной культурой и принадлежностью к своей национальности, уважение к истории, культуре, традициям своей Родины, знание и уважение законов, своих гражданских прав и обязанностей, принятие духовно-нравственных ценностей общества. Также были выявлены патриотические качества школьников, которым они отдают наибольшее предпочтение (по пятибалльной шкале): любовь к Отечеству, к семье и дому, к природе, к земле, на которой родились и живут, оценены очень высоко 4,61. Это позволяет судить о высоком уровне патриотизма, выражение которого проявляется ими в любви к семье, Родине и родному краю. Также большой балл был отнесен таким качествам как: верность Отечеству и народу России (3,93 балла); дисциплинированность и исполнительность (3,88 балла). К средней группе качеств были отнесены (3,77 балла): стойкость, толерантность к представителям других народов и религий, потребность и ответственность за безопасность Отечества, мужество, гордость за героическую историю и культуру России, решительность, отвага. Нижняя группа состоит из такого качества как: готовность к самопожертвованию ради победы над врагом (2,64 балла) и чувство сопричастности к истории и традициям Отечества и его вооруженным силам (2,4 балла). На вопрос касающийся, того соотносят ли школьники себя с согражданами, чувствуют ли себя частью

IV Международная научно-практическая конференция сообщества граждан 22 % респондентов согласились с данным высказыванием,

39 % ответили отрицательно, 39 % ответили нейтрально. Не все школьники

могут и хотят отожествлять себя с согражданами, особенно если они им не

нравятся.

Двенадцатым условием можно назвать сформированность жизненной позиции и стратегии достижения успеха, признаками которых выступают такие черты характера, как: инициативность, автономность, ответственность, смелость, стремление помочь слабому, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства, активность и др. Перечисленные качества личности являются базой для формирования гражданских качеств и гражданской идентичности у школьников. Жизненную позицию нельзя навязать, но можно развить качества необходимые для достижения успеха. По результатам опросника жизненной позиции, было выявлено, что 21 % респондентов относятся к категории «Я хороший - ты хороший», они проявляют в процессе взаимодействия с людьми благородные действия и поступки, не просят ничего взамен, отдают всё другим, не любят давать окружающим оценки внешность, поведения и др., не требуют постоянного внимания к себе и способны хранить отношения многие годы, в сложных ситуациях ищут совета, но при этом очень редко требуют помощи, отношения с людьми строят на положительных эмоциях. 66 % опрашиваемых относятся к категории «Я хороший - ты плохой», для них характерна сдержанность в общении, контроль над своими эмоциями, при использовании их в качестве средства достижения цели, если им что-то требуется от людей, то они прямо заявляют об этом, намекая при этом на какие-то свои особые заслуги, любят власть, часто их действия внешне кажутся лишёнными здравого смысла, потому что внутренняя логика иногда бывает очень вычурна. Категория «Я плохой - ты хороший» была обнаружена у 9 %, для них характерно стремление получить как можно больше от окружающих, при этом редко проявляя добрую волю и не всегда давая что-то взамен, они очень требовательны по отношению к людям, любят внимание и давать оценки. Только у 4 % была обнаружена категория «Я плохой - ты плохой». С одними людьми они строят отношения на

IV Международная научно-практическая конференция отрицательных эмоциях: страхе, тревоге, ненависти и пр. С другими на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гедонистической почве, так как вместе легче получается удовлетворение

(азартные игры, наркотики, курение, распитие спиртных напитков и т.п.). Они не

проявляют добрую волю в отношениях, неспособны на длительную

привязанность. Такие данные говорят о том, что большая часть школьников

зациклена на себе, при использовании других людях в своих целях.

Последним условием выступает желание и умение: принимать решения в ситуации ответственного выбора, просчитывать и взвешивать положительные и отрицательные стороны принятых решений, прогнозировать свои действия в будущем. Такие желания и умения являются необходимыми для формирования граждан и патриотов. Умение можно развить, а вот желание сложнее, его нужно подкрепить мотивацией действовать. Наличие желания принимать собственные решение в ситуациях выбора было обнаружено у большей части респондентов -11 %, около 30 % не ответили, а 59 % опрашиваемых ответили, что готовы принимать решение, но только при наличии явной необходимости или, же при поддержке со стороны взрослых, сверстников. 49 % респондентов считают, что они умеют прогнозировать свои действия, взвешивать их как с положительной, так и с отрицательной сторон. Остальные опрашиваемые (51 %), считают, что прогнозировать свои действия они могут, но рассмотреть их со всех сторон для них затруднительно.

Среди условий, влияющих на формирование российской гражданской идентичности с внешней стороны относительно личности школьников можно выделить:

Цели образования и воспитания, установленные на государственном уровне, так, воспитание российской гражданской идентичности определено ФГОС, как личностный результат в освоении основной программы общеобразовательной школы.

Ещё одним условием является содержание образования, получаемое школьником в рамках общеобразовательной программы школы, определяется конкретными требованиями в современном обществе к образованию.

IV Международная научно-практическая конференция Рассматривается содержание как предметов, изучаемых в школе, так и во

внеучебной деятельности. Так, формирование российской гражданской

идентичности может осуществляться в таких организационных формах как:

учебная деятельность (урок, экскурсии, учебные конференции, лекции,

семинары и др.); внеучебная (внеурочная) работа (классный час, факультативы,

разнообразные формы кружковой деятельности, клубная работа и деятельность

общественных организаций/объединений в системе общего образования).

Не менее важным, чем предыдущие выступает такое условие как методы, формы, технологии, используемые учителями в своей педагогической практике, механизмы, способы организации деятельности. Желательно применение преподавателями в учебной и внеурочной работе всего потенциала форм, методов и средств воспитания российской гражданской идентичности у школьников. К наиболее распространенным формам работы в образовательной практике по формированию гражданской идентичности можно отнести следующие: коммуникативные (беседы по сказкам, литературным произведениям, кинофильмам и др.); игровые (имитационные и ролевые игры, детские спектакли и др.); социально-деятельностные (экскурсии к памятным местам, технологии социальной пробы, коллективно-творческих дел, социальных проектов и др.).

Можно выделить в качестве самостоятельного, условие, связанное с компетентностью преподавательского состава в вопросах формирования российской гражданской идентичности школьника. Так, следует отметить, что на данный момент существует множество курсов повышения квалификации, тренингов, касающихся темы гражданского воспитания, российской гражданской идентичности, лекций и семинаров на онлайн-платформах, при помощи которых преподаватели могут повысить свои знания в данной области.

Отдельно помимо вышеперечисленных условий выступает готовность и желание уделять время и прилагать усилия для освоения данного личностного результата школьником, объем времени уделяемое воспитательной деятельности. Так, можно отметить, что наличие готовности, желания, времени

IV Международная научно-практическая конференция и сил у преподавателей содействовать формированию российской гражданской

идентичности благоприятно сказывается на данном процессе, и способствует

улучшению показателей сформированности структурных компонентов

гражданкой идентичности у школьников.

Также следует учитывать в качестве одного из условий создание и поддержание мотивации учеников к данному процессу. Если в классе учитель будет чаще создавать ситуации успеха, мотивировать учащихся изучать данную тему, то и результаты освоения российской гражданской идентичности школьниками будут высокими.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические условия формирования российской гражданской идентичности включают в себя совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных мер педагогического процесса, обеспечивающих достижение сформированной российской гражданской идентичности у школьников, а также предполагают комплекс явлений внешней и внутренней среды влияющих на развитие гражданских качеств личности. Каждое из вышеперечисленных условий имеет немаловажное значение в процесс формирования российской гражданской идентичности у школьников. Эмпирическое, психолого-педагогическое исследование условий, обеспечивающих формирование российской гражданской идентичности со стороны школьников показало, что все условия по-разному влияют на данный процесс, от знания, какие из них оказывают это воздействие в сильнее, можно понять каким образом следует строить дальнейшую работу по формированию российской гражданской идентичности у школьников. Так, следует отметить, что, если в последующей работе не брать в учет их влияние — это может неблагоприятно сказать на результатах процесса формирования российской гражданской идентичности.

Библиографический список:

1. Рыкунова, А. Ю. Исследование гражданской идентичности подростков и взрослых людей / А. Ю. Рыкунова. - Текст : непосредственный // Молодой

IV Международная научно-практическая конференция ученый. - 2016. - № 15.1 (119.1). - С. 71-74. - URL:

https://moluch.ru/archive/119/33112/ (дата обращения: 19.03.2021).

2. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» / А. Х.

Хушбахтов. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23

(103). - С. 1020-1022. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата

обращения: 19.03.2021)

© М.С. Жилинская, Е.А. Иванова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.