Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В XXI ВЕКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
389
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРОПАГАНДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / TWITTER / ТВИТТЕР-РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киселев Вадим Васильевич, Ревина Елизавета Глебовна

В статье представлен анализ особенностей психологической войны как «мягкого» способа воздействия на массовое сознание противника в XXI веке. Рассмотрены предпосылки возникновения психологической войны как особого рода профессиональной деятельности современного специалиста в области политики и средств массовой информации. Приведены примеры ярких психологических диверсий информационного характера. Предложены меры по актуализации деятельности специалистов всех уровней в целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Киселев Вадим Васильевич, Ревина Елизавета Глебовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ В XXI ВЕКЕ»

11. Ученые: Китайцы могут стать вторым по численности народом в РФ уже к 2050 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/russia/2016/10/27/1562308.html (дата обращения: 03.11.2016).

12. Четверть граждан задумывалась об эмиграции [Электронный ресурс]. URL: http://kommersant.ru/doc/3042053 (дата обращения: 07.11.2016).

13. Экономика Китая [Электронный ресурс]. URL: http://utmagazine.ru/posts/8756-ekonomika-kitaya (дата обращения: 02.11.2016).

14. Responding to Chinese Article on the-Six Wars China is Sure to Fight in the next 50 Years [Электронный ресурс]. URL: http://www.claws.in/1108/responding-to-chinese-article-on-the-six-wars-china-is-sure-to-fight-in-the-next-50-years-p-k-chakravorty.html (дата обращения: 07.11.2016).

Киселев Вадим Васильевич,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва;

Ревина Елизавета Глебовна, студентка группы ЗР-3 НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Особенности психологической войны в XXI веке

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей психологической войны как «мягкого» способа воздействия на массовое сознание противника в XXI веке. Рассмотрены предпосылки возникновения психологической войны как особого рода профессиональной деятельности современного специалиста в области политики и средств массовой информации. Приведены примеры ярких психологических диверсий информационного характера. Предложены меры по актуализации деятельности специалистов всех уровней в целях обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: психологическая война, психологическое воздействие, пропаганда, психологическая операция, Twitter, Твиттер-революция.

Психологическая война прошла длительный этап становления в качестве одного из рычагов «мягкого» способа воздействия на эмоциональное состояние и восприятие действительности как противника, так и населения собственной страны. Стремительный прорыв в применении средств психологической войны произошел в XX веке с совершенствованием технологических аспектов средств массовой информации, появлением и широким распространением телевидения и радиовещания, что стало сразу же использоваться и в политических целях, существенно облегчив пути психологического влияния на общественное сознание и широкие народные массы. Появилась необходимость в создании

комплексной системы безопасности, которая включает в себя экономические, военные, политические, информационные и другие меры.

На сегодняшний день ведущие державы мира вступили на новый этап своего общественного развития - постиндустриальный, или информационный. В то же самое время экономическая целесообразность ведения боевых действий как средства разрешения противоречий стала весьма острым вопросом. Необходимо отметить, что психологическая война направлена, прежде всего, на человека, то есть на его когнитивную составляющую психики, не используя при этом никаких средств, наносящих физический вред. Поэтому любая страна в мире нуждается в создании и совершенствовании эффективных средств, противодействующих психологическим диверсиям информационного характера.

На данный момент в психологической и политической науках представлен ряд определений понятия «психологическая война». В широком смысле под психологической войной поднимают совокупность разнообразных мотивов, форм, методов психологического воздействия на человека, с целью получения политических или военных преимуществ. В рамках психологической войны делается упор не на научные доводы, даже не аргументы и факты, а на иррациональную составляющую, к которой относятся инстинкты, эмоции, предубеждения и предрассудки, искажающие законы логики [5].

К основным методам психологической войны можно отнести чисто психологические способы воздействия (формирование правительством патриотических взглядов и убеждений через СМИ, обеспечение приоритетов целей государственной политики в массовом сознание, а также влияние пропаганды вражеского государства с целью подорвать боевой дух противника); психологическое воздействие через военные средства (демонстрация военной силы); система торговых и финансовых санкций как форма психологического давления; психологическое воздействие политическими средствами (политические действия, приводящие к широкому общественному резонансу). В обыденном понимании психологическая война связана с политической деятельностью лиц, группировок, партий и движений с целью добиться преимущества над оппонентом и убедить реципиента в привлекательности своего информационного послания.

Весьма точно сущность профессионально организованной психологической войны выражена в наставлениях древнекитайского философа и военного деятеля Сунь Цзы (VI век до н. э.). По его мнению, необходимо разлагать все хорошее в стане противника и вовлекать видных политиков в преступную деятельность с помощью коррупции. Коррупция, в свою очередь, способна подорвать позитивный образ руководства страны [4]. Необходимо быть щедрым на покупку информации и подкуп сообщников в стане противника, так как это позволит победить его, не применяя оружие. Также ради победы следует мешать всеми способами работе правительства и обесценивать традиции и веру противника [7].

Психологическая война - это непременная составляющая любой войны и вооруженного конфликта, которая может проявиться в виде пропаганды. Пропаганда ориентирована на мирное население и войска противника, с целью разложения боевого духа. Пропаганда (от лат. propaganda - подлежащее распространению) является целенаправленным воздействием на сознание и подсознание человека посредством коррекции политических и ценностных ориентации в соответствии с интересами воздействующей стороны. В 1622 году Ватикан основал Sacra Congregatio de Propaganda Fide, что в переводе означает Святая Конгрегация пропаганды веры Римской католической церкви [11]. Из-за того что Римская католическая церковь сделала ее целью распространение веры в Новом Свете, а также противодействие протестантизму, слово «пропаганда» потеряло свою нейтральность и в последующем стало практически ругательством. Сложился стереотип, что пропаганда неразрывно связана с ложью, обманом, манипулированием, «промыванием мозгов», искажением фактов и психологическими методами ведения войны. Именно по этой причине в США термин «пропаганда» часто заменяют выражением «публичная дипломатия» (англ. public diplomacy).

Чаще всего пропаганду делят в зависимости от источника и характера информации на три вида: белую, серую и черную. Белая пропаганда исходит от официального источника и стремится к полному доверию со стороны аудитории. Серая пропаганда доводит информацию до реципиента, не указывая конкретного источника. Черная пропаганда связана с распространением ложной информации и сфабрикованных данных от скрытого или фальшивого источника.

Одним из родоначальников использования пропаганды в военных целях стал Альфред Хармсворт, лорд Нортклифф - создатель газеты «Daily Mail», применивший психологическое воздействие на немецких солдат посредством листовок еще в Первой мировой войне. Самой действенной ложью периода Первой мировой войны, как отмечает немецкий специалист в области психологической войны Рудольф Зульцман, оказалось сообщение о том, что немцы перерабатывают трупы солдат, своих и чужих, на стеарин и на корм для свиней [6, c. 6]. Это так всколыхнуло мировую общественность, что в войну на стороне Антанты вступил Китай. Хотя в 1925 году Палата общин признала данную информацию ложью, американская газета «Таймс диспэтч» в хвалебных тонах оценила эффективность использования пропаганды, ставшей важной составной частью военной машины любого государства.

Одной из самых успешных психологических диверсий XX века стало распространение в 1954 году дезинформации через одну из радиостанций Гватемалы о начале революционных выступлений против президента республики Хакобо Арбенса. Испугавшись мифической армии в пять тысяч человек, Х. Арбенс подал в отставку. Правительство Х. Арбенса сделало своими первоочередными целями изучение и решение проблем гватемальского крестьянства, которое оказалось большинством населения. Важным инструментом стал закон об аграрной реформе, предусматривавший

национализацию сельскохозяйственных земель, что стало причиной экономических убытков американской компании «Юнайтед Фрут» и подрывало ее лидерские позиции в аграрном секторе Гватемалы [9]. Также было оказано реальное давление на транснациональные компании ради увеличения доходов государственной казны. В итоге Госдепартамент США потребовал компенсации для компании «Юнайтед Фрут» в размере 15 миллионов долларов за экспроприированные земли, на что был получен отказ. ЦРУ стало активно разрабатывать операцию по свержению Арбенса, получившую кодовое название «Операция Успех» (англ. Operation Success). Сотрудничество оказали диктаторы Никарагуа, Гондураса и Доминиканской Республики под окончательным контролем правительства из Вашингтона посредством Государственного секретаря Джона Фостера Даллеса [8, pбg. 106]. 28 июня 1954 года Арбенс ушел в отставку, а власть перешла к лояльной США военной хунте. Подобная схема свержения неугодных политических лидеров стран стала классической для американской внешней политики. Она не требует значительных финансовых затрат и весьма эффективна, что доказывает наша эпоха информационно-сетевых революций.

Так, использование социальных сетей обывателем стало в последнее время не просто данью моде, а неотъемлемой частью повседневной жизни. Уход из реальности в виртуальность легко можно использовать в политических целях с помощью создания тематических групп (сообществ) и их продвижения в рейтингах через оплату данной услуги. Именно по такой модели действует российская несистемная оппозиция, а один из ее лидеров Алексей Навальный знаменит благодаря своим аккаунтам в livejournal.com и Twitter. Использование социальных сетей в политических целях позволяет без существенных затрат привлечь широкие народные массы к информационному посланию и обойтись без традиционных СМИ.

Данная стратегия стала настолько популярной, что возник термин «Твиттер-революция», относящийся к смене власти в ряде стран (Тунис 201011, Египет 2011 и др.) посредством использования Твиттера [10]. В Египте интернет стал, например, организационным средством революции. Призывы к протесту и координация между разными группами, которые мобилизовали к 25 января демонстрации в Египте, начавшие революцию, произошли в режиме онлайн. Facebook был самым подходящим сообществом для этой задачи, где информация могла немедленно распространяться тысячам человек и затем ей делились с друзьями. Этот способ намного быстрее распространения листовок и вызывает большее доверие и интерес со стороны реципиента. Египетские революционеры активно использовали Twitter, чтоб поделиться своими инициативами и освещать события, происходившие в стране. Попытка Хосни Мубарака заблокировать интернет в стране 28 января 2011 года уже не могла остановить запушенный процесс революции.

Twitter стал отличным форумом не только мнений и сообщений в данном микроблоге, но и средством информации и обратной связи автора с читателем (англ. follower). Вот почему многие известные политики проявляют интерес к

данному формату связи с потенциальными избирателями. Во время своей избирательной кампании микроблогом активно пользовался Барак Обама. Его оппонент по праймериз Хилари Клинтон тоже пользовалась Twitter, она допустила стратегический просчет, не позволивший ей выйти вперед в информационной гонке. Многие пользователи микроблога посчитали невежливым то, что она не подписалась на их страницы в ответ на аналогичные действия с их стороны. Б. Обама, с другой стороны, подписался на тех, что подписался на него.

На данный момент психологическая война использует в своем арсенале следующие виды психологического воздействия: информационно -психологическое воздействие, психогенное воздействие, нейролингвистическое воздействие и психотропное воздействие [3]. Под информационно -психологическим воздействием понимают использование внушения и убеждения с целью изменения ценностных ориентаций людей, детерминирующих их поведение. В качестве примера можно привести дискредитацию политического деятеля посредством его демонизации и сравнения с одиозными личностями (в частности, с А. Гитлером) [1]. Психогенное воздействие подразумевает под собой использование физического и шокового воздействия на психику с целью ее травмирования, в результате чего человек не способен ясно мыслить и действовать рационально (например, пытки с помощью электротока, температуры, громкого звука, актуализации состояния страха и паники). Нейролингвистическое воздействие осуществляется за счет инкорпорации в сознание (или подсознание) специальный лингвистических программ (например, пресловутый 25 кадр). Психотропное воздействие осуществляется путем введения в организм противника химических препаратов. В качестве психотропного оружия могут использоваться психоделики, «снимающие барьер» между сознательным и подсознательным, в результате чего человек лицом к лицу встречается со своими вытесненными комплексами.

Среди современных приемов психологической войны выделяют психологическое давление на принятие решения посредством принуждения, убеждения, внушения, незаметное проникновение в сознание с помощью рекламы политических ценностей через СМИ, продукцию культуры или моду, искажение законов логики с помощью подмены причины следствием, подмены понятий или двойных стандартов и психологических операций. Среди психологических операций выделяют введение противника в заблуждение, оказание влияния на общественное сознание с целью обмана и введения в заблуждение, содействие оппозиционным силам, культурную экспансию.

Таким образом, вопреки устоявшемуся в отечественной науке мнению, согласно которому понятие «психологическая война» является синонимом «информационной войны», можно утверждать, что психологическая война -понятие более широкое, чем информационная война, и включает в себя помимо информационного воздействия способы материального (управляемая коррупция в высших эшелонах власти), психотропного и даже физического

оказания влияния на реципиентов. Особенностями психологической войны в XXI веке являются: широкое использование социальных сетей и сети Интернет, что существенно подрывает возможность контроля за информационным пространством, подготовка квалифицированных специалистов, в чьи задачи входит исключительно ведение психологической войны в Интернете (т.н. «тролли»), включение в стратегию национальной безопасности мер по противодействию хакерским атакам и информационным диверсиям.

Для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях психологической войны необходима выработка концептуального подхода, обеспечивающего координацию работы на всех уровнях государственного управления [1]:

- стратегическом (политическом) - противодействие антироссийской риторике оппонентов;

- министерском - через официальные заявления министерств иностранных дел и военных ведомств;

- аналитическом - активизация работы спецслужб и разведок по отношению к возможным противникам;

- оперативном - использование СМИ для толкования событий в России и в мире в интересах российского государства и его граждан;

- образовательном - профессиональная подготовка специалистов гражданского профиля и военнослужащих к психологической войне [2];

- на уровне взаимной коммуникации с реципиентом (простыми гражданами) через сообщества в социальных сетях, Twitter и Instagram.

Список литературы:

1. Гнездилов Г.В., Чертополох А.А., Киселев В.В., Кошкина В.К. Особенности современной психологической войны между Россией и Турцией // Человеческий капитал, 2016. № 02 (86). - С. 17 - 21.

2. Камышанов А.А. Особенности профессиональной адаптации военнослужащих в современных условиях // Инновации в образовании, 2011. № 12. - С. 156 - 166.

3. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство: новая реальность // Безопасность Евразии, 2015. № 1 (49). - С. 241 - 243.

4. Киселев В.В. Психологическая подготовка сотрудников государственной организации в целях обеспечения антикоррупционного поведения. Монография. - М.: ИМЦ, 2015. - 283 с.

5. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Минск: Харвест, 1999. - 488 с.

6. Окороков А. Особый фронт: Немецкая пропаганда на восточном фронте в годы второй мировой войны / А. Окороков; Авт. ред.. — М. : Рус. путь, 2007. -288 с.

7. Сунь Цзы. Искусство войны. - М.: АСТ, 2011. - 192 с.

8. Díaz, José Carlos. Ee.Uu. Una пашуп bajo Dios? LibrosEnRed, 2006. - 376 p.

9. García, Marcos Alvarez. Líderes políticos del siglo XX en América Latina. Chile : LOM Ediciones, 2007. - 477 p. ; 21 cm.

10. Politics and the Twitter revolution: how tweets influence the relationship between political leaders and the public / John H. Parmelee and Shannon L. Bichard. Lanham, Md. : Lexington Books, 2012. - vii, 247 p. : ill. ; 24 cm.

11. Propaganda and persuasion / edited by Garth S. Jowett, Victoria O'Donell. - 5th ed. Thousand Oaks, Calif. : SAGE, 2012. - xxx, 432 p. : ill. ; 23 cm.

Сборнов Сергей Витальевич,

студент группы ЗР-3 НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва.

Результаты выборов в Государственную Думу 2016 года в контексте

западных санкций

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа результатов выборов в Государственную Думу 2016 года в контексте западных санкций. Автор сравнивает предвыборные программы партий «системной» оппозиции и ищет причины неудачи на фоне достижений «партии власти».

Ключевые слова: Государственная Дума, выборы, голосование, продовольственное эмбарго, избирательная система, одномандатники, импортозамещение.

18 сентября 2016 года на территории Российской Федерации прошли выборные компании различного уровня, в том числе выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания. Стоит отметить, что эти выборы проходили в условиях непростой экономической ситуации, вызванной украинским политическим кризисом, повлекшим за собой присоединение Крыма (входившего в состав Украины) к территории России и введение санкций в отношении Российской федерации. Подводя итоги выборов, Владимир Путин, президент России, заявил, что «Результаты голосования — это еще и реакция наших граждан на попытки внешнего давления на Россию, на угрозы, санкции, на попытки раскачать ситуацию в нашей стране изнутри». На выборах 2016 года безоговорочное конституционное большинство (76 %) набрала «партия власти» Единая Россия, председателем которой является глава правительства России Дмитрий Медведев [1]. Оставшиеся 24% разделили три партии, уже входившие в парламент в предыдущих созывах. Таким образом, партийный состав Думы не изменился, не считая процентного соотношения. Стоит отметить, что одним из факторов позволивших достигнуть такого результата Единой России явилась крайне низкая явка избирателей - 47,88 %, что свидетельствует о том, что большая часть недовольных ситуацией в стране граждан проигнорировали выборы и тем самым помогли единороссам добиться высокого результата. Имидж партии, оказывающей поддержку президенту, вместе с тиражированием в СМИ информации, что Единая Россия делает всё

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.