Научная статья на тему 'Особенности психологической разработки характеров в башкирской исторической прозе 70-80-х гг. ХХ века'

Особенности психологической разработки характеров в башкирской исторической прозе 70-80-х гг. ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
238
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ПРОЗА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ / ХАРАКТЕР / ДОСТОВЕРНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / БИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурзагулова З. Г.

В статье исследуются способы раскрытия характера, психологии исторических личностей в башкирской исторической прозе. Рассматриваются роли конфликта и композиции в психологическом анализе внутреннего мира героя. Социально-нравственный конфликт изучается как один из основных способов раскрытия диалектики души. В статье также анализируются такие вопросы как достоверность и художественный вымысел в изображении исторических характеров, философско-психологическая концепция личности в исторической прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической разработки характеров в башкирской исторической прозе 70-80-х гг. ХХ века»

УДК 82

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ХАРАКТЕРОВ В БАШКИРСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ 70-80-х гг. ХХ ВЕКА

© З. Г. Мурзагулова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 24 68.

В статье исследуются способы раскрытия характера, психологии исторических личностей в башкирской исторической прозе. Рассматриваются роли конфликта и композиции в психологическом анализе внутреннего мира героя. Социально-нравственный конфликт изучается как один из основных способов раскрытия диалектики души.

В статье также анализируются такие вопросы как достоверность и художественный вымысел в изображении исторических характеров, философско-психологическая концепция личности в исторической прозе.

Ключевые слова: башкирская проза, исторический роман, историческая личность, художественный психологизм, характер, достоверность, художественный вымысел, концепция личности, биография.

Проблема исторически достоверного и адекватного воплощения образа исторической личности в тексте художественного произведения - одна из самых сложных и противоречивых. И каждый писатель решает ее в меру своих сил, возможностей, таланта. В. Г. Белинский, например, рассматривая вопрос о месте и роли художественного вымысла в историческом произведении, отмечал, что в соответствии со структурой произведения и задачами, которые писатель ставит перед собой, он может менять последовательность, место и роль исторических событий и лиц, при условии, что сама идея историзма не будет нарушена. При воссоздании образов и деяний таких личностей, которые оставили значительный след в истории, следует, считает критик, стремиться к исторической достоверности [1, с. 9-10]. Главное требование к герою заключается в том, чтобы он соответствовал своей эпохе. Здесь необходимо точное сочетание исторической и психологической убедительности. Например, в «Крыльях беркута» К. Мергена между образом Шагали Шакмана и реальной общественно-политической обстановкой того времени существует буквально пропасть. Наделение героя чертами, несвойственными эпохе, приводит к тому, что он выпадает из своего времени, воспринимается как инородное тело. Ислам получил широкое распространение среди башкир уже в ХП-ХШ вв. [2, с. 243]. Жестокое противостояние между исламом и православным христианством в ХУ-ХУ1 вв. никак не отразилось на образе героя. А своим отношением к патриархальным традициям и обычаям Шагали Шакман напоминает скорее героев литературных произведений более поздних эпох. Противоречия между патриархально-консервативными и прогрессивными взглядами, воплощенными в образах отца и сына, составляют суть конфликта произведения.

Стремление описать эпоху на основе концепций, не соответствующих объективному ходу исторических процессов и событий, не обеспечивает психологической достоверности героев.

В другом значительном произведении этого периода, романе Г. Ибрагимова «Кинзя», проблема художественного осмысления психологии исторических личностей решается несколько иным образом.

В соответствии с историко-литературной концепцией автора, Кинзя предстает перед читателем не просто как выразитель интересов башкирского

народа, но выступает защитником надежд и чаянии всех угнетенных людей нашего края.

Попытка Г. Ибрагимова представить Кинзю как борца за социальную справедливость базируется на представлениях историков, имевших место в 50-е - 70-е годы прошлого столетия. В те времена широко было распространено мнение, что в основе башкирских восстаний лежат социальные конфликты. Если же то или иное выступление башкир нельзя было объяснить социальными причинами, то оно обязательно объявлялось реакционным.

Исходя из этого, писатель посчитал возможным вложить в размышления Кинзи негативную оценку деятельности предводителей башкирских восстаний прошлых эпох. Так, Карасакал упоминается только лишь как человек, лелеявший мечту стать ханом. Не одобряет Кинзя и деятельность Батырши. Он не принимает религиозную основу выступления героев. Спор с Батыршой по поводу того, что, борясь с несправедливостью, нельзя выступать против христианства, показывает, что сам Кинзя выпадает из своего времени, и это не столько его точка зрения, сколько позиция автора. Понятно, что писатель стремился в данном случае не делать особого упора на имевшем место действительном религиозном конфликте того времени. Все это привело, однако, к тому, что образы представителей религиозного культа даны односторонне и крайне тенденциозно. Так, если муллы Камай и Наби Ка-бири высмеиваются за малограмотность и скудоумие, то Забир-мулла изображается как прохвост, думающий только о собственной наживе.

Писатель не просто живет во времени, он живет в рамках своего времени. И одна из главных проблем, стоящих перед ним,- попытаться не осовременивать прошлые эпохи, не приписать им те проблемы, которые имеют место в современности. Здесь мы видим, что если, с одной стороны, автор стремится представить Арслана и Кинзю как выразителей интересов народа, то, с другой, попытка показать их в стороне от башкирских восстаний под предводительством Кильмяка, Карасакала, Ба-тырши, наоборот, отдаляет их от народа. Стремление автора представить взаимоотношения отца и сына Арслановых на основе оппозиции прогрессивный / консервативный приводит к схематизму, попытке вписать героев в заготовленные ситуации.

ISSN І998-48І2

Вестник Башкирского университета. 2GH. Т. І6. №3(I)

Ш79

Выход автора за рамки реальных этнопсихологических связей и отношений, приписывание атеистических взглядов не может не снижать художественной ценности описываемых событий. Тем более что в XVIII веке муллой называли не каждого - это звание надо было заслужить: этого обращения удостаивались отнюдь не все служители культа, а только наиболее образованные, достойные, получившие признание всего народа.

Вместе с тем Г. Ибрагимов много внимания уделяет бытовым подробностям и деталям, взаимоотношениям молодых людей, описанию любовных отношений между парнями и девушками, что делает роман привлекательным и интересным. Включение в ткань повествования таких образов, как Марзия, Айым, Тузунбика, Аккалпак, отражение в них образа жизни, поведения, мироощущения башкирок той далекой эпохи придает роману романтическую приподнятость и драматическую напряженность.

В башкирской литературе конца XX века хорошо прослеживается и все еще продолжающееся влияние принципов социалистического реализма, и попытки по-новому представить исторический процесс. Наиболее явно эти особенности современной эпохи проявились в романах А. Хакимова «Переливы домбры», «Кожаная шкатулка» и Б. Рафикова «Карасакал».

Романы А. Хакимова «Переливы домбры» и «Кожаная шкатулка» по своей историкохудожественной концепции очень близки к историко-этнографическому роману К. Мергена «Крылья беркута», то есть исторические события рассматриваются с позиций социалистического реализма. Документальную основу романа составляют исследования историков советского периода и сведения из русских летописей. С другой стороны, по уровню художественного освещения событий истории, особенностям жанра и стиля этих произведений они могут быть названы новым шагом в развитии жанра исторического романа в башкирской литературе.

В основе романа лежит тот период истории башкирского народа, когда он входил в состав Золотой Орды. Исторический фон романа - сложные и резкие взаимоотношения между Аксак Тимуром и Тохтамышем, противоречия между двумя ханствами. Этот исторический конфликт усугубляется межплеменными распрями и раздорами между башкирскими родоплеменными объединениями.

Воплощение образа героя - одна из самых сложных проблем исторического романа. Обычно в основе создания образа исторического лица лежат документальные свидетельства и источники. Однако о Бугара-бие, реальном историческом лице и одном из главных персонажей романа, не осталось практически никаких свидетельств. Отдельные сведения о Хабрау-сэсэне можно найти в средневековых тюркских рукописях, в произведениях устного народного творчества. В эпосе «Едигей и Мура-дым» образу Хабрау отведено довольно значительное место, и до наших дней дошло несколько созданных им кубаиров. В фольклорных произведениях Хабрау предстает как певец добропорядочности, в кубаирах - как бесстрашный защитник интересов народа, не боящийся говорить правду в глаза ханам и биям. В основу своего романа А. Хакимов положил сведения из кубаиров.

В романе образ Хабрау нашел воплощение в романтическом ключе. Отъезд Хабрау, талантливого молодого певца и сказителя, в далекую восточную страну преподносится как инициатива Богара-бия, заботящегося о будущем своего народа. Он надеется, что молодой сказитель вернется домой образованным человеком, способным стать помощником в реализации его планов.

Жизнь в Мавераннахре на многое открыла глаза Хабрау. Герой приветствует то, что народ ведет оседлую жизнь, восхищается их садами и полями. Увиденное заставляет его задуматься над жизнью своего народа, над отсталостью своих соплеменников. Огромное влияние на духовное развитие Хабрау оказало общение с такими передовыми шакирдами, как Нарморат и поэт Миркасим Айдын. Хабрау возвращается домой высокообразованным человеком, способным понять социально-политическую обстановку в стране. Причиной неразвитости образования, культуры, ремесел он считает политику, проводимую властителями Золотой Орды. Повествование построено как описание общественно-политической деятельности сказителя, направленной на выявление порочности политики золотоордынских ханов, объединение башкирских племен.

В сюжет романа введено множество эпизодов, демонстрирующих близость Хабрау к простому народу, напряженные отношения с властьимущи-ми. Наиболее явно гражданская позиция сказителя выражена в поэтическом состязании-айтыше с богатым юрматынским сэсэном Акаем. Стремление Хабрау к добру и справедливости показано психологически убедительно: путешествуя по стране, он видит страдания народа, тяжело переживает гибель Ынйыташ и Карасаса. Несправедливость, царящая кругом, оказывает на него сильное воздействие, его песни и речи в защиту народа становятся мощным оружием в борьбе за добро и справедливость.

В то же самое время попытка изображения отрицательных персонажей только в негативном свете представляет собой явную уступку принципам повествования советской эпохи. Эти герои не только проводят антинародную политику, но и добиваются своих целей. Недостаточная логикопсихологическая убедительность этих персонажей приводит к тому, что и положительный герой становится легковесным, надуманным, абстрактным. Такого рода недостатки были и в произведениях 20-х - 30-х годов XX столетия, и в «Крыльях беркута» К. Мергена. А. Хакимов делает определенные попытки решить эту проблему. Так, в качестве положительного момента можно отметить описание автором интеллектуального героя со своими оппонентами. Это мы можем наблюдать в описаниях словесных баталий Хабрау с Тимуром, Тохтамы-шем, Едигеем, в состязаниях-айтышах.

Описание романтических, любовных отношений также сделало роман привлекательным для читателя. Любовь Хабрау и Ынйыташ, Кумуштам-сы и Кувандыка показаны с тонким лиризмом и глубиной описания чувств, свойственных восточным дастанам.

Отличительной чертой романа Б. Рафикова «Карасакал» является то, что, продолжая и творчески развивая традиции советского исторического романа, писатель ввел в обиход новый тип историче-

ского произведения. Главная задача, которую автор ставил перед собой,- попытаться по-новому взглянуть на жизнь и деятельность человека, который в советскую эпоху характеризовался исключительно негативно. Соответственно, этому произведению свойственны историко-биографические черты.

Предметом описания в историкобиографических романах является личность и ее историческая деятельность, биография, воссоздаваемая на основе документальных материалов и повествующая о детстве, отрочестве, юности героя, его становлении как значимой фигура своей эпохи. В романах этого типа свободно сочетаются документальные факты и художественный вымысел, находят отражение психология, особенности мировосприятия и мироощущения, соответствующие данной эпохе.

В романе прослеживается путь героя от детства до времени его становления. Однако, в отличие от традиционных романов-биографий, здесь мы наблюдаем явно выраженное преобладание художественного вымысла.

Автор повествует о событиях первой половины XVIII века, когда резко активизировалась колониальная политика царского правительства, башкиры утрачивали свои права землевладельцев-вотчинников и подвергались все более усиливающемуся притеснению со стороны властей. Произведение посвящено появлению в таких социальнополитических условиях личности, способной поднять народ на борьбу за свои права. Как отметила Г. Гареева [3, с. 105], писателя больше всего привлекают духовно-нравственные устремления героя, возникшие под влиянием общественной обстановки. В отличие от традиционных биографических романов, писатель строит свое повествование не в строго хронологическом порядке, а выбирает эпизоды, события, людей, которые ярче всего характеризуют духовный мир своего героя, выявляют его нравственный облик.

Значительное место в романе уделено образу Бепени - он выступает наставником и советником главного героя, будущего предводителя восстания.

Бепеня прекрасно оценивает свои интеллектуальные возможности, свою роль в башкирском обществе, поэтому-то он и свободен, надежен. Он выведен в романе как чрезвычайно сильная, харизматическая личность. И характер Карасакала формируется под влиянием этого человека и закаляется в горниле испытаний, выпадающих на его жизненном пути.

Писатель выводит своего героя не столько как башкирского хана, сколько показывает читателю тип социального бунтаря, нетерпимого к притеснителям простого народа. Стремление показать своего героя человеком, понимающим истоки социального неравенства, свободного от национальной ограниченности, интернационалиста по духу, что проявляется в особенностях его речи, делает героя

этого романа похожим на героев К. Мергена и Г. Ибрагимова. Противоречия сводятся либо к межплеменным распрям, либо к социальным конфликтам, в то время как межнациональные и меж-конфессиональные конфликты и противоречия либо не рассматриваются вовсе, либо преподносятся облегченно. Отношение Карасакала к феодалам, оценка их только как угнетателей - явное влияние идеологии советской эпохи.

С точки зрения языка и стиля роман выделяется мастерским построением диалогов, точными и выразительными речевыми характеристиками персонажей. Отражение исторических событий через переживания, ощущения и размышления героев, их реакцию на происходящее придает повествованию объективно-документальный характер, отводит фигуру повествователя на задний план.

Отношение же самого автора к событиям той далекой эпохи выражается в размышлениях Бепени или Карасакала. Если с помощью образа Бепени об исторических событиях повествование ведется в неспешном, эпическом ключе, то переживания и ощущения Карасакала придают повествованию драматическую напряженность или наоборот романтическую приподнятость. Сочетание двух видов повествования обеспечило, с одной стороны, необходимую степень аналитичности, а с другой - психологической убедительности.

Наиболее существенными чертами романа «Карасакал» являются сочетание нравственных, психологических и социально-исторических коллизий. При воссоздании художественными средствами картины исторического прошлого во всей ее полноте и многоцветности для писателя чрезвычайно важно знание путей социально-политического развития народа, особенностей его культуры, кропотливое и тщательное изучение огромного количества фактов, касающихся описываемого периода. Важно проникновение в саму атмосферу эпохи, ее духовный и душевный настрой.

Обращаясь к картинам исторического прошлого, автор не может не обращаться к образам реальных исторических лиц, бывших не просто свидетелями тех или иных описываемых событий или их участниками, но и выступающих полномочными представителями определенной социальной, культурной, политической, этнической среды. Создание художественно полноценного образа героя описываемой эпохи, его характера и поведения возможно только лишь на основе воспроизведения типических черт эпохи, особенностей мышления и психологии людей данного периода истории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., Т.З. Изд-во АН СССР, 1953.

2. Мажитов А. М. Султанова. История Башкортостана с

древнейших времен до XVII века. Уфа: Китап, 1994.

3. Гэрэева Г. Н. Хэ^ерге башкорт прозаЬында одталык

мэсьэлэлэре. вфе: БДУ, 1996.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.